Методическое пособие по педиатрии по теме: Сестринский процесс при неотложных состояниях - файл n1.doc

приобрести
Методическое пособие по педиатрии по теме: Сестринский процесс при неотложных состояниях
скачать (228.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc229kb.15.09.2012 05:59скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ДОКЛИНИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Отделения: «Сестринское дело»


Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»
Тема: «Сестринский процесс при неотложных

состояниях»

2007 год

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ ПО ТЕМЕ:

«Деятельность сестринского персонала при неотложных состояниях у детей»
ЗАНЯТИЕ № 10.

Практическое доклиническое.
Цель занятия; после изучения данной темы будете знать:

Клинические проявления и принципы оказания доврачебной и первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни детей (ОСТРАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ОСТРАЯ СОСУДИСТАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ГИПЕРТЕРМИЯ, СУДОРОГИ, АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК, НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ, ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ)
Уметь:

- организовать оказание экстренной помощи на догоспитальном этапе;

- оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях у детей;

- обучить родителей оказанию помощи детям при неотложных состояниях.
оказать неотложную помощь при:

  1. судорожном синдроме

  2. гипертермическом синдроме

  3. ларингоспазме

  4. вирусном крупе, дифтерийном крупе

  5. анафилактическом шоке

  6. бронхиальной астме

  7. обмороке, коллапсе

  8. одышечно-цианотическом приступе

  9. диабетической коме, гипогликемической коме


ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Этапы работы

Методические указания

  1. Подготовительный

этап

Записать тему и цели занятия

  1. Самоконтроль

исходного уровня знаний

Ответить на вопросы исходного уровня знаний, правильность проверить по эталонам ответов

  1. Составление

алгоритмов оказания неотложной помощи детям

Записать алгоритм сестринского процесса при состояниях требующих неотложной помощи, тактику м\с при оказании доврачебной помощи, составить несколько алгоритмов при указанных преподавателям состояниях

4. Решение клинических

ситуационных задач

Решить задачи на оказанию неотложной помощи, сдать на проверку преподавателю

5. Работа с укладками по

оказанию неотложной

помощи

Познакомиться с составом нескольких укладок

6. Обучение «родителей»

первой доврачебной помощи

Игра – м/с – мама, выбрать одно из неотложных состояний, составить обучающую беседу

7. Подведение итогов

Подготовиться к итоговому контролю знаний по заданию преподавателя


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Сестринский процесс при состояниях требующих неотложной медицинской помощи.




  1. Тактика медсестры (медперсонала) при организации неотложной помощи.




  1. Неотложные состояния в педиатрии.

Клинические проявления и принципы оказания доврачебной и первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни детей:

ОСТРАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

ОСТРАЯ СОСУДИСТАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

ГИПЕРТЕРМИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ

КРУП

СУДОРОЖНОМ СИНДРОМЕ

АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК

ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

КОМАХ

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ


  1. Возможные приоритетные, настоящие, потенциальные проблемы ребёнка и родителей, возникающих при организации неотложной помощи, обучение родителей оказанию неотложной помощи.



ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ (МЕДПЕРСОНАЛА) ПРИ ОКАЗАНИИ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ.

Тактика медработника зависит от обстановки и условий, в каких оказывается помощь, от тяжести состояния пациента.
СХЕМА ДЕЙСТВИЙ

  1. Почти одновременно: вызов врача через посредников, вызов скорой помощи.

  2. Быстрый осмотр пациента оценка тяжести состояния (сознание, пульс, дыхание, давление, цвет кожных покровов). Быстро узнать (по возможности) причину данного состояния. Оценка своих возможностей.

  3. Начать оказывать доврачебную помощь:

а) обеспечить проходимость дыхательных путей (отсасывание слизи, профилактика западения языка), расстегнуть стесняющую одежду, доступ свежего воздуха, дача кислорода;

б) создание улучшающее состояние положение;

в) возможная конкретная для определения состояния помощь (искусст. дыхание, понюхать нашатырный спирт, растереть, грелка, горчичники, наложение жгута и др.;

в) следить за пульсом, ЧДД, АД, цветом кожи;

г) самооценка эффективности оказания помощи.

4. Приготовить лекарственные препараты (соответственно

укладке).

  1. При задержки врача или скорой помощи – связь с оператором

или врачом скорой для ускорения действий, при приходе или

приезде врача – выполнить его назначения, помочь врачу при

оказании помощи.


АЛГОРИТМ

СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ СОСТОЯНИЯХ, ТРЕБУЮЩИХ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


1 этап

Сбор данных (оценка)

Провести сестринское обследование пациента и на основании полученных данных оценить его состояние.

2 этап

Интерпретация данных (медицинский диагноз)

Установить предварительный сестринский диагноз и провести дифференциальную диагностику с симптомосхожими состояниями.

3 этап

Планирование вмешательства

Определив приоритетные, настоящие и потенциальные проблемы пациента, наметить пути их решения

4 этап

Реализация вмешательства

Выполнить необходимые манипуляции для решения намеченных целей

5 этап

Оценка эффективности

Провести самооценку достигнутых целей и при необходимости внести коррективы в проводимые мероприятия

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПЕДИАТРИИ
Тема: «Болезни новорожденных»

  1. Асфиксия новорожденных.

  2. Судорожный синдром.

  3. Гипертермический синдром.


Тема: «Расстройства питания и пищеварения»

  1. Метеоризм.

  2. Кишечный токсикоз с эксикозом.

  3. Отравления.


Тема: «Аномалии конституции»

  1. Анафилактический шок.


Тема: «Болезни органов дыхания»

  1. Вирусный круп.

  2. Приступ бронхиальной астмы.


Тема: «Болезни органов кровообращения»

  1. Обморок, коллапс.

  2. Одышечно-цианостический приступ.

  3. Носовое кровотечение.


Тема: «Болезни эндокринной системы»

  1. Диабетическая кома.

  2. Гипогликемическая кома.


Тема: «Инфекционные болезни»

  1. Дифтерийный круп.


БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННЫХ.
АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ.

Асфиксия – это сложное патологическое состояние, вызванное нарушением газообмена, при котором возникает недостаток кислорода (гипоксия), накопление углекислоты (гиперкапния), а также происходит накопление в организме недоокисленных продуктов клеточного обмена (ацидоз).
Основные причины асфиксии новорожденных:

  1. Поражение ЦНС в результате внутриутробной гипоксии, внутричерепной родовой травмы.

  2. Непроходимость воздухоносных путей в результате аспирации околоплодными водами, меконием, сгустками крови.

  3. Незрелость лёгких или ЦНС.


Укладка для оказания неотложной помощи:

Электроотсос или резиновый баллончик, кислородная маска, аппарат ИВЛ, 20% р-р глюкозы, 4% р-р гидрокарбоната натрия, кокарбоксилаза, преднизолон, 10% р-р кальция глюконата, 0,1% р-р адреналина.

Асфиксия лёгкая (7-6 баллов):

  1. Отсосать содержимое изо рта, носоглотки, желудка.

  2. Вентиляция лёгких масочным способом кислородно-воздушной смесью с частотой 30-40 в минуту.

  3. Ввести в вену пуповины 20% р-р глюкозы/5 мл на кг массы тела, р-р кокарбоксилазы/8 мг на кг


Асфиксия средней тяжести (5-4 балла):

  1. Отсосать содержимое изо рта, носоглотки, желудка.

  2. Вентиляция лёгких масочным способом в течении 3 минут. При отсутствии дыхания начать ИВЛ.

  3. Ввести в вену пуповины 20% р-р глюкозы, р-р кокарбоксилазы, 4% р-р гидрокарбоната натрия/2,5 мл на кг.


Асфиксия тяжёлая (3-1 балл):

  1. Отсосать содержимое изо рта, носоглотки, желудка.

  2. Отсосать с помощью интубации содержимое из трахеи и главных бронхов и начать ИВЛ.

  3. Ввести в вену пуповины 20% р-р глюкозы, р-р кокарбоксилазы, 4% р-р гидрокарбоната натрия, преднизолон/1 мг на кг, 10% р-р кальция глюконата/2-3 мл.

  4. При пульсе ниже 80 в минуту – наружный массаж сердца.

  5. При остановки сердца ввести в/в 0,1% р-р адреналина, преднизолон, 10% р-р кальция глюконата. При отсутствии эффекта – внутрисердечно 0,1% р-р адреналина/0,1 мл.


При отсутствии самостоятельного дыхания в течение 15 минут на фоне ИВЛ и проводимой терапии можно консультативно решить вопрос о прекращении реанимационных мероприятий.

ГИПЕРТЕРМИЯ

Гипертермия – самый частый симптом заболевания у детей.

В настоящее время известно, что гипертермия – защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:

- возрастает бактерицидность крови;

- повышается активность лейкоцитов;

- повышается выработка эндогенного интерферона;

- усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает ускоренное поступление питательных в-в к тканям.

Кроме того, что лихорадка – защитная реакция, важна её роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.

Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определённых пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более 37*С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс – на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное кол-во кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нём – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС, и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40*С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребёнка.
Классификация гипертермии

Тип гипертермии

Показатели температуры

субфебрильная

37 – 38*С

умеренная

38 – 39*С

высокая

39 – 41*С

гиперпиретическая

Более 41*С


Виды гипертермии


Вид

Механизм

Клиника

Розовая (красная)

Теплопродукция равна теплоотдаче

  1. Кожные покровы умеренно гиперемированы, тёплые, влажные.

  2. Общее состояние страдает незначительно.

Белая

Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов

  1. Ощущение холода, озноб.

  2. Бледность кожных покровов.

  3. Цианостичный оттенок ногтевых лож, губ.

  4. Похолодание конечностей.


Неотложная помощь при гипертермии


Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка в постель

Повышение температуры – признак интоксикации

2. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха

При гипертермии развивается гипоксия

4. Определить тип гипертермии (белая или розовая). Если белая – перевести в розовую (согреть ребёнка, ввести но-шпу, или никотиновую кислоту, или папаверин, которые являются спазмолитиками)

Белая гипертермия связана со спазмом периферических сосудов, который значительно нарушает процесс теплоотдачи

5. Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры:

а) 37,0 – 37,5*С назначить обильное питьё;

б) 37,5 – 38,0*С провести физическое охлаждение;

в) 38,0 – 38,5*С энтерально ввести жаропонижающие свечи и т.д.);

г) 38,5*С и выше в/м или в/в ввести литическую смесь

- анальгин

- димедрол

- папаверин

Примечание: аспирин, цефеконовые свечи детям раннего возраста с целью понижения температуры применять не рекомендуется

Повышение температуры не должна снижаться литически

6. Провести кислородотерапию

При гипертермии повышена потребность тканей в кислороде

7. В течении 20 – 30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребёнка

Обеспечить выведение токсинов из организма

8. Через 2 – 30 минут повторить термометрию

Контроль эффективности проведённых мероприятий

9. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учётом показателей повторной термометрии

Через 20 – 30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3*С



АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ.
АНАФИЛЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК.

Анафилактический шок – угрожающее жизни состояние, одно из самых тяжёлых проявлений острой аллергической реакции.
Шок может возникнуть в результате контакта с любым аллергеном, чаще всего после введения пенициллина или других антибиотиков, лечебных сывороток, вакцин, рентгеноконтрастных веществ.

Сразу после попадания аллергена в организм возникает беспокойство, чувство страха, зуд кожи и слизистых оболочек, головная боль, чувство жара или озноб, одышка. В течение первых минут состояние ухудшается, наступает нарушение сознания, признаки острой дыхательной, сердечно-сосудистой и надпочечниковой недостаточности могут быть непроизвольные акты дефекации и мочеиспускания. На коже, как правило, появляется полиморфная аллергическая сыпь, может развиться ангионевротический отёк Квинке.

Укладка для неотложной помощи:

Пузырь со льдом, грелка, жгут, стерильная система для в/в капельного вливания, 0,1% р-р адреналина, преднизолон, гидрокортизон, пенициллиназа, супрастин или пипольфен, 2,4% р-р эуфиллина, 10% р-р хлорида кальция, 0,05% р-р строфантина, 25% р-р магния сульфата, изотонический р-р хлорида натрия.

  1. Прекратить контакт с аллергеном: вызвать рвоту при попадании аллергена в желудок, наложить жгут выше места введения, в конечность ввести в место введения 0,5 мл 0,1% р-ра адреналина, а при применении пенициллина – в/м 500000 ЕД пенициллиназы, приложить к месту инъекции пузырь со льдом.

  2. Уложить ребёнка на бок в горизонтальном положении с опущенным головным концом, обложить грелками, тепло укутать.

  3. Ввести в/м преднизолон или взвесь гидрокортизона, а через каждые 10 – 15 минут до выведения из шока вводить п/к по 0,3 – 0,5 мл 0,1% р-ра адреналина.

  4. Ввести в/в медленно разными шприцами с изотоническим р-ом или глюкозой, эуфиллин, преднизолон, супрастин или пипольфен, строфантин в 5% р-ре глюкозы, 10% р-р хлорида кальция. При необходимости наладить инфузию изотонического р-ра хлорида натрия или 5% р-ра глюкозы – все перечисленные препараты вводить через капельницу.

  5. При развитии отёка мозга проводить противосудорожную и седативно-дегидратационную терапию (седуксен и лазикс или магния сульфат).


Неотложная помощь при анафилактическом шоке

Этапы

Обоснование

Дозы

1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо

Своевременное оказание квалифицированной помощи




2. Прекратить введение аллергена

Анафилактический шок – аллергическая реакция




3. При в/в введении не удалять иглу из вены и наладить в/в капельное введение солевых р-ров

Сохранить доступ для в/в введения лекарственных препаратов




4. При в/м и п/к введении положить холод на место введения аллергена и, если позволяет локализация, наложить жгут выше места введения

Уменьшение поступления попавшего в организм аллергена в кровь




5. Придать пациенту положение:

а) на спине на ровной твёрдой поверхность;

б) с приподнятым ножным концом;

в) голову повернуть на бок



Может произойти остановка дыхания, сердца, которые требуют выполнения реанимационных мероприятий

Уменьшение гипоксии мозга

Профилактика аспирации рвотных масс




6. Расстегнуть стесняющую одежду

Обеспечение экскурсии лёгких




7. Обеспечить доступ свежего воздуха

Уменьшение гипоксии




8. В/в или в/м (при невозможности попасть в вену) ввести препараты:

0,1% адреналин

Преднизолон

2% супрастин, тавегил


Адреналин повышает АД вследствие сосудосуживающего эффекта

Преднизолон – «препарат отчаяния», обладает мощным противоаллергическим действием

Антигистаминные препараты


0,1 мл/год

3-5 мг/кг (1 мл = 30 мг)


0,1 мл/год

9. Провести кислородотерапию

Уменьшение гипоксии






ЛАРИНГОСПАЗМ

Ларингоспазм – одна из форм явной спазмофилии.

Спазмофилия – заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.

Ларингоспазм – спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребёнка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребёнок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребёнок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.

При наиболее тяжёлых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме

Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка на ровную твёрдую поверхность

Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий

2. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха

Развивается кислородная недостаточность

4. Создать спокойную обстановку

Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ

5. Лицо и тело ребёнка взбрызнуть холодной водой, или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощекотать ватным жгутиком, подуть в нос, поднести ватный шарик с нашатырным спиртом, или шпателем нажать на корень языка)

Рефлекторное снятие спазма

6. Обязательно ввести внутривенно глюконат кальция

Причина спазмофилии - гипокальциемия

7. При отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомию

Обеспечение проходимости дыхательных путей

8. При остановке сердца – провести непрямой массаж сердца

Реанимационное мероприятие

9. После восстановления дыхания провести кислородотерапию

В результате ларингоспазма развивается гипоксия


Неотложная помощь при ларингоспазме

Этапы

Обоснование

1. Взять ребёнка на руки

Создание чувства защищённости

2. Создать доминантный очаг возбуждения в мозге путём раздражения рецепторов:

- слизистой оболочки носа (подуть в нос, поднести нашатырный спирт);

- кожи (лицо и тело ребёнка побрызгать холодной водой, похлопать по ягодицам);

- вестибулярного анализатора (встряхнуть ребёнка, изменить положение тела);

- шпателем нажать на корень языка.

Рефлекторное снятие спазма

3. При остановке сердца – провести непрямой массаж сердца

Реанимационное мероприятие

4. Создать спокойную обстановку

Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ

5. Госпитализировать ребёнка

Необходимость проведения патогенетического лечения

Приготовить лекарственные препараты:

- глюконат кальция 10%

- 0,5% седуксен или реланиум


БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
ВИРУСНЫЙ КРУП.

Круп – острое воспаление гортани и трахеи, осложняющееся затруднением дыхания. Основными патогенетическими факторами при крупе являются воспаление, отёк слизистой оболочки, спазм и скопление воспалительного экссудата в дыхательных путях, что вызывает нарушение дыхания, гипоксию и асфиксию.

Наиболее часто вирусный круп развивается у детей, больных парагриппом на фоне экссудативно-катарального диатеза.

Клиническая картина зависит от степени стеноза дыхательных путей.

1 степень стеноза (стадия компенсации):

осиплость голоса, лающий сухой кашель, втяжение при вдохе ярёмной ямки, бледность кожных покровов.

2 степень стеноза (ст. субкомпенсации):

нарастает одышка с затруднённым вдохом, дыхание шумное с втяжением межреберий и других уступчивых мест грудной клетки, бледность и акроцианоз.

3 степень стеноза (ст. декомпенсации):

тяжёлое общее состояние, ребёнок возбуждён, кожные покровы и слизистые оболочки бледные, землистого цвета. Дыхание шумное слышное на расстоянии, ярко выраженная одышка с затруднённым вдохом. Сердечно-сосудистая недостаточность: тахикардия, цианоз губ, кончика носа, пальцев.

4 степень стеноза (ст. асфиксии):

крайне тяжёлое состояние, ребёнок безучастен, цианотичен. Дыхание поверхностное, бесшумное, тоны сердца глухие, брадикардия. Возможны судороги. Остановка дыхания и сердечной деятельности.

Укладка для неотложной помощи:

трубка-воздуховод, набор для пункционной трахеотомии, сосудосуживающие капли, димедрол или супрастин, преднизолон, гидрокарбонат натрия.

  1. Создать спокойную окружающую обстановку и вызвать скорую помощь для госпитализации ребёнка.

  2. Провести отвлекающую терапию: создать в ванной «влажный тропический климат», горячие ручные и ножные или общая ванны.

  3. Закапать в нос сосудосуживающие капли, предварительно очистив нос от слизи и корочек. Дать принять антигистаминный препарат – димедрол или супрастин.

  4. Сделать горячую паровую картофельно-щелочную ингаляцию.


На 3-4 стадиях: ввести в/в преднизолон и провести пункционную трахеостомию:

  1. Уложить ребёнка на твёрдую поверхность. Под лопатки подложить валик из одеяла. Голову и шею ребёнка запрокинуть, как для искусственного дыхания.

  2. Обработать кожу шеи спиртом, затем йодом.

  3. Зафиксировать гортань большим и указательным пальцами левой руки.

  4. Ниже гортани, прокалывая кожу, подкожную клетчатку, собственную фасцию шеи, стенку трахеи, ввести в просвет трахеи 5-6 игл большого диаметра (иглы Дюфо).



СТЕНОЗИРУЮЩИЙ ЛАРИНГИТ.

Стенозирующий ларингит – острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности.

Механизм развития:

  1. Стеноз в области голосовой щели.

  2. Отёк подсвязочного пространства.

  3. Скопление мокроты в просвете гортани.

Клинические проявления:

- осиплость голоса;

- грубый «лающий» кашель;

- явления дыхательной недостаточности (ребёнок беспокоен, мечется в кроватке, появляются инспираторная одышка, цианоз, в акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межрёберные мышцы, диафрагма и др.)
Неотложная помощь при ларингите («ложном крупе»)


Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка с приподнятым головным концом

Уменьшение отёка подсвязочного пространства;

Облегчение дыхания

2. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха

Развивается кислородная недостаточность

4. Создать спокойную обстановку

Ребёнок возбуждён

5. Провести отвлекающую терапию (поставить горчичники на икроножные мышцы, или провести горчичные ножные ванны)

Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отёк, образование экссудата

6. Провести паровые ингаляции, с добавлением эуфиллина, соды, отхаркивающих трав (чередуя их)

Тепло и эуфиллин снимают отёк в области голосовой щели;

Сода разжигает мокроту;

Травы способствуют отхождению мокроты

7. В/м или в/в ввести лазикс

Уменьшается отёк подсвязочного пространства, так как обладает мочегонным действием

8. В/м или п/к ввести эфедрин

Снимает спазм в области голосовой щели, так как обладает бронхолитическим действием

9. В тяжёлых случаях – ввести преднизолон в/в или в/м

«Препарат отчаяния», обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием

10. Провести кислородотерапию

Ликвидация кислородной недостаточности


ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.

Приступ бронхиальной астмы характеризуется острым началом, появлением одышки с затруднённым выдохом, шумного свистящего дыхания, приступов удушья, сопровождающегося мучительным сухим кашлем. Кожные покровы становятся цианотичными, влажными. Больной занимает вынужденное полусидящее положение с упором на руки. В конце приступа начинает отходить слизистая вязкая мокрота.
Патогенетически в основе приступа лежат: спазм бронхов, отёк слизистой оболочки дыхательных путей, повышенная секреция и скопление вязкой слизи в дыхательных путях.
Укладка для неотложной помощи:

аэрозольный ингалятор с бронхоспазмолитиками «Беротек» или «Сальбутамол», бронхолитин, порошок Звягинцевой, эуфиллин, 0,1% р-р адреналина, 5% р-р эфедрина, супрастин или димедрол, 2% р-р йодида калия, мукалтин, гидрокарбонат натрия.
Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы

Общие мероприятия

Бронхоспазмолитики

Борьба с отёком слизистой оболочки

Разжижение слизи

- спокойная окружающая обстановка;
- доступ свежего воздуха;
- полусидящее положение с упором руками;
- в нос сосудосуживающие капли;
- отвлекающая терапия: горячие ножные, ручные ванны, банки на грудную клетку, баночный массаж

- ингаляция «Беротек» или «Сальбутамол» или паровая с солутаном;
- внутрь: бронхолитин, порошок Звягинцевой, эуфиллин;
- в тяжёлых случаях: п/к 0,1% р-р адреналин, в/м 5% р-р эфедрин, в/в 2,4% эуфиллин, преднизолон. Кислород через маску.


- паровая щелочная ингаляция;
- внутрь супрастин

- ингаляция солутана или ферментов, муколитиков
- внутрь: 2% р-р йодида калия с молоком, мукалтин;
- после приступа при отделении мокроты дренирующие положение, массаж грудной клетки



БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
ОБМОРОК

Обморок – проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишемией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания.
Неотложная помощь при обмороке


Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка на ровную поверхность с приподнятыми ногами (или усадить и резко наклонить голову вниз)

Обеспечение притока крови к мозгу

2. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха

При обмороке имеет место гипоксия мозга

4. Лицо и тело ребёнка взбрызнуть холодной водой, или дать понюхать нашатырный спирт (уксусную кислоту)

Раздражение большого кол-ва рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательные центры ЦНС

5. П/к ввести кордиамин

Возбуждающее действие на ЦНС


Неотложная помощь при обмороке


Этапы

Обоснование

1. Вызвать врача

Своевременного оказания квалифицированной помощи

2. Уложить ребёнка на ровную поверхность с приподнятыми на 40-50* ногами (под ноги подкладываем валик)

Обеспечение притока крови к мозгу

3. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

4. Обеспечить доступ свежего воздуха

Уменьшение гипоксии мозга

5. Лицо и тело ребёнка взбрызнуть холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, похлопать по щекам, надавить на болевую точку у основания носовой перегородки

Раздражение большого кол-ва рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательные центры ЦНС

6. После выхода из состояния дать горячий сладкий чай

Повышение АД и пополнение энергетических запасов

Приготовить лекарственные препараты:

- кордиамин

- 10% кофеина-бензоата натрия

- 1% мезатона

- 20-40% глюкоза



КОЛЛАПС.

Коллапс – тяжёлая форма острой сосудистой недостаточности.

Коллапс является результатом значительной потери или перераспределения крови в сосудистом русле (большая часть крови скапливается в периферических сосудах и органов брюшной полости), следствием чего является резкое падение АД.

Клиника:

- внезапное ухудшение состояния, потеря сознания;

- бледность кожных покровов;

- холодный липкий пот;

- частый нитевидный пульс;

- низкое АД.
Неотложная помощь при коллапсе


Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка на ровную поверхность с опущенным головным концом

Обеспечение притока крови к мозгу

2. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха

При коллапсе имеет место гипоксия мозга

4. Ввести сосудосуживающие средства: мезатон, норадреналин, адреналин

Уменьшение объёма кровяного русла за счёт сужения сосудов и как результат – повышение АД

5. Проводить в/в капельное введение кровезаменителей под контролем АД

Восполнение кровяного русла и повышение АД



ОДЫШЕЧНО-ЦИАНОТИЧЕСКИЙ ПРИСТУП.

У детей с врождёнными пороками сердца синего типа (тетрада Фалло) при физической или эмоциональной нагрузке может развиться приступ усиления цианоза и одышки за счёт усиления притока венозной крови из правого желудочка в большой круг кровообращения.

Для улучшения гемодинамики дети принимают вынужденное положение: присаживаются на корточки, руками охватывая колени или ложатся ничком или на бок, прижимая к животу бёдра.
Укладка для неотложной помощи:

пузырь со льдом, 50% р-р анальгина, 1% р-р промедола, 2,5% р-р пипольфена, 2,4% р-р эуфиллина, 10% р-р кофеина, кордиамин.


  1. Уложить в кровать, сохраняя вынужденное положение.

  2. Расстегнуть стесняющую одежду.

  3. Обеспечить доступ свежего воздуха или дать увлажнённый кислород.

  4. Приложить к голове пузырь со льдом или холодный компресс.

  5. Ввести в/м: 50% р-р анальгина или 1% р-р промедола; 2,5% р-р пипольфена или 2,4% р-р эуфиллина.

Ввести п/к: 10% р-р кофеина, кордиамин.
НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ.

Возможные причины носовых кровотечений у детей: травма, острые инфекции, заболевания лёгких, почек, печени, пороки сердца, болезни крови, повышенное АД, гипертермия.
Укладка для неотложной помощи:

пузырь со льдом, марлевые турунды, гемостатическая губка или марля, 3% р-р перекиси водорода, викасол, 10% р-р глюконата кальция.


  1. Прижать крылья носа к носовой перегородке.

  2. Усадить, не запрокидывая голову, или уложить ребёнка.

  3. Приложить к переносице холодную примочку или пузырь со льдом.

  4. Ввести в носовой ход турунды, смоченные перекисью водорода или любыми сосудосуживающими каплями.

  5. При упорном кровотечении ввести в/м 10% р-р глюконата кальция, викасол.

У гематологических больных:

4. Ввести в носовой ход турунды из гемостатической марли или

губки.

5. Ввести в/м или в/в 10% р-р глюконата кальция, в/м 1% р-р

викасола.

  1. При упорном кровотечении в/в – свежая донорская

одногруппная кровь или препараты крови (антигемофильная

плазма, тромбоцитарная масса).


БОЛЕЗНИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ.
ДИАБЕТИЧЕСКАЯ КОМА.

Кома – состояние, характеризующееся расстройством сознания в результате глубокого торможения ЦНС и нарушения жизненно важных функций – кровообращения, дыхания, обменных процессов.

Диабетическая кома – результат нарушения обмена углеводов и жиров из-за недостатка в организме инсулина. Патогенетически имеют значения развивающиеся гипергликемия, обезвоживание, интоксикация за счёт накопления недоокисленных и промежуточных продуктов клеточного обмена – кетоацидоз, нарушение функций жизненно важных органов.

Причины развития диабетической комы: нелеченный сахарный диабет, недостаточная доза инсулина, нарушение диеты и режима питания, тяжёлое инфекционное заболевание, физическая или психическая травма.

Клинические проявления диабетической комы:

Предвестники комы: потеря аппетита, головная боль, беспокойство, вялость, жажда, рвота, боли в животе, усиление полиурии. В крови отмечается рост уровня глюкозы, в моче появляется глюкоза и ацетон.

Коматозное состояние: резкая заторможенность вплоть до бессознательного состояния, сухость кожи и слизистых оболочек, бледность и цианотический румянец на щеках и подбородке, сухой «ветчинный» язык, общая мышечная гипотония, понижение тонуса глазных яблок, глубокое дыхание типа Куссмауля, низкое АД, запах ацетона в выдыхаемом воздухе. В крови большое содержание глюкозы, кетоновых тел. В моче – высокий удельный вес, глюкоза. ацетон.

Укладка для неотложной помощи:

стерильная капельница, глюкотест, набор для определения ацетона в моче, простой инсулин, изотонический р-р хлорида натрия, р-р Рингера, 5% р-р глюкозы, 4% р-р гидрокарбоната натрия, кофеин, кокарбоксилаза, строфантин, преднизолон, 5% р-р аскорбиновой кислоты.

Инсулинотерапия

1 доза простого инсулина = 1 ЕД на кг мг массы тела.

Ѕ расчётной дозы вводится в/в струйно.

Ѕ - п/к.

2 доза = половине 1 дозы, вводится через 3 часа п/к

3 доза = половине 2 дозы, п/к через 3 часа от 2 дозы.

Регидратация, дезинтоксикация

в/в струйно 150 мл р-ра Рингера, затем капельно в течении суток по возрасту:

1-5 лет – 1500 мл

5-10 лет – 2000 мл

10-15 лет – 3000 мл

В первые 6 часов ввести 50% сут. потребности.

Борьба с кетоацидозом

- очистительная клизма р-ром гидрокарбоната натрия;

- в/в 4% р-р гидрокарбоната натрия (3 мл на кг массы тела);

- в/в 100 мл кокарбоксилазы, 5 мл 5% р-р аскорбиновой кислоты.

Восстановление функций

- в/в панангин, строфантин, преднизолон;

- п/к кофеин;

- оксигенотерапия.


ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА.

Гипогликемическая кома – состояние, которое может проявиться у больных сахарным диабетом в результате резкого снижения уровня глюкозы в крови.

Причины развития гипогликемической комы:

Предвестники комы (очень короткий по времени период): внезапная слабость, беспокойство, чувство сильнейшего голода, тошнота, дрожание рук и ног, онемение языка, холодный пот.

Симптомы комы: быстрая потеря сознания, влажная кожа, обильное слюнотечение, повышенный мышечный тонус, тризм челюстей, тонические судороги. В крови низкое содержание глюкозы.
Укладка для неотложной помощи:

2-3 куска сахара, 40% р-р глюкозы, 0,1% р-р адреналина, глюкагон, кордиамин, кокарбоксилаза, 5% р-р аскорбиновой кислоты, 25% р-р магния сульфата.


Гипогликемия

Чувство голода, дрожание конечностей, головная боль, слюнотечение

- сладкий чай, 2-3 кусочка сахара, 1-2 чайные ложки мёда, варенья, 100 г белого хлеба, печенья.

Гипоксия головного мозга

Двигательное возбуждение, оглушённость, потеря сознания.

  1. Ввести в/в струйно 20-50 мл 40% р-р глюкозы;

  2. При восстановлении сознания накормить завтраком, богатым углеводами (каша, хлеб, мёд, компот, чай).

Нарушение жизненно важных функций

Бледность кожи, тахикардия, мышечный гипертонус, судороги.

  1. ввести п/к 0,5-1 мл 0,1% р-р адреналина или глюкагона.

  2. В/в - кокарбоксилаза, 5% р-р аскорбиновой кислоты.

  3. В/м – 25% р-р магния сульфата.

  4. Оксигенотерапия.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ.
ДИФТИРИЙНЫЙ КРУП.

Дифтерийный или истинный – дифтерия гортани.

Клинически дифтерийный круп характеризуется постепенным развитием трёх основных симптомов: осиплость голоса, лающего кашля и стенотического дыхания. Цикличность и последовательность развития этих симптомов позволяет выделить 3 стадии дифтерийного крупа.

1 стадия – крупозного кашля или дисфоническая (1-3 дня):

недомогание, повышение температуры, охриплость голоса, грубый «лающий» кашель.

2 стадия – афоническая или стенотическая (2-3 дня):

появляется учащённое шумное дыхание с затруднённым вдохом и втяжением податливых мест грудной клетки. Осиплость голоса сменяется афонией, грубый кашель становится беззвучным.

Стеноз гортани обусловлен отёком слизистой оболочки гортани, наличием фибринозных плёнок, плотно спаянных с подлежащими тканями и спазмом гортанных мышц.

3 стадия – асфиксическая:

характеризуется беспокойством ребёнка, которое периодически сменяется сонливостью, полной безучастностью, разлитой бледностью и акроцианозом. Дыхание поверхностное, пульс слабый, аритмичный, падение АД, периодические судороги. Смерть наступает от асфиксии (происходит остановка дыхания в результате переутомления дыхательного центра).

Укладка для неотложной помощи:

гидрокарбонат натрия, аэрозольный ингалятор «Беротек», антиспастический порошок Звягинцевой, лазикс, 10% р-р кальция глюконата, преднизолон, флакон пенициллина 1000000 ЕД, трубка-воздуховод, трахеостомическая трубка.

1. Общие мероприятия:

- создать спокойную окружающую обстановку и вызвать скорую помощь для госпитализации ребёнка.

- доступ свежего прохладного воздуха.

- отвлекающая терапия: горячие общие ванны, горчичные ножные ванны, горчичники на гортань и грудную клетку, горячее щелочное питьё.

- паровая щелочная ингаляция.

2. Медикаментозное воздействие:

для борьбы с отёком и ларингоспазмом:

- сосудосуживающие капли в нос.

- ингаляция аэрозоля «Беротек» или смеси из: эуфиллина 0,3 г, эфедрина 0,2 г, димедрола 0,2 г, бикарбоната натрия 2 г, дистиллированной воды 5 мл на процедуру.

- порошок Звягинцевой внутрь.

- в/м 10% р-р кальция глюконата, преднизолон, лазикс, седуксен.

- антибактериальная терапия: а/б пенициллинового ряда или эритромицин.

При переходе 2 стадии крупа в 3 проводить интубацию или трахеостомию (желательно в стационаре).

3. Специфическое лечение противодифтерийной антитоксической сывороткой:

Проводится в стационаре: антитоксическая сыворотка вводится в дозе 15-30000 МЕ в/м по методу Безредки.

- подогреть сыворотку до температуры 37*.

- ввести в/к 0,1 мл разведённой в 100 раз (пробная ампула) и наблюдать реакцию в течение 20 минут. Положительной реакцией считается папула диаметром 1 см и больше, гиперемия.

- ввести п/к 0,1 мл неразведённой сыворотки и наблюдать 30 минут.

- ввести в/м разовую дозу. Повторно вводить через 8-10 часов.


РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВАРЕНИЯ.
МЕТЕОРИЗМ.

Метеоризм – это усиленное газообразование в кишечнике, сопровождающееся вздутием и болезненным распиранием в животе.

Основные причины:

особенности пищеварения в грудном возрасте, диспепсия, энтероколиты при кишечных инфекциях.

Укладка для неотложной помощи:

набор для согревающего компресса, укропная вода, ромашковый чай, тминный чай, активированный уголь, газоотводная трубка, грелка.

  1. Сделать массаж передней брюшной стенки по направлению часовой стрелки тёплыми руками.

  2. Поставить согревающий масляный компресс на живот грудному ребёнку или грелку старшим детям.

  3. Дать внутрь: укропная вода, ромашковый чай, тминный чай, отвар фенхеля, активированный уголь (ветрогонные средства).

  4. При отсутствии эффекта ввести в прямую кишку газоотводную трубку.


Неотложная помощь при метеоризме.

Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка на живот, освободить от одежды нижнюю половину туловища

Стимуляция перистальтики кишечника

2. При отсутствии эффекта повернуть на спину:

- провести массаж живота по часовой стрелке;

- привести согнутые в коленях ноги к животу



Стимуляция перистальтики кишечника;

Повышение давления в брюшной полости

3. При отсутствии эффекта от предыдущих мероприятий – поставить газоотводную трубку

Удаление скопившихся в кишечнике газов

Приготовить лекарственные препараты:

- энтросгель;

- полифепан.

КИШЕЧНЫЙ ТОКСИКОЗ С ЭКСИКОЗОМ.

Кишечный токсикоз с обезвоживанием – это часто встречающаяся форма токсикоза у детей раннего возраста. Характеризуется резкой потерей жидкости и солей, с рвотой и жидким стулом. Нарушение вводно-электролитного обмена в результате обезвоживания организма, вызывает нарушение всех жизненно важных функций.

Основные причины:

кишечные инфекции, наследственные болезни обмена веществ, врождённые дефекты ЖКТ.

Клинические проявления зависят от степени обезвоживания.

1 стадия эксикоза или изотонический тип:

состояние относительно удовлетворительное, ребёнок капризен, температура субфебрильная, кожные покровы и слизистые – сухие, стул до 10 раз в сутки, потеря массы тела до 5%.

2 стадия эксикоза или вододефицитный тип:

состояние тяжёлое, ребёнок возбуждён, мучительная жажда, гипертермия, кожа горячая, сухая, западение большого родничка.

Дыхание учащённое, повешенное АД, тахикардия. Частая рвота и жидкий стул, олигурия, уд. вес мочи на высоких цифрах – 1,025/1,035. Потеря массы тела от 5 до 10%.

3 стадия или соледефицитный тип:

состояние крайне тяжёлое, ребёнок временами теряет сознание, судороги, затем сопор и кома. Кожные покровы холодные, дряблые, цианотичные, гипотермия. Дыхание токсическое, пульс слабый, падение АД. Рвота неукротимая, парез кишечника. Анурия, уд. вес мочи ниже 1,010. Потеря массы тела выше 10%.
Патогенетически при кишечном токсикозе имеют значение дисфункция ЖКТ, накопление в организме недоокисленных продуктов клеточного обмена (ацидоз), интоксикация, обезвоживание и нарушение функций всех жизненно важных органов.

Укладка для неотложной помощи:

наборы для промывания желудка и очистительные клизмы, стерильная капельница, гидрокарбонат натрия, глюкозо-солевые р-ры «Регидрон», «Глюкосолан», 5% р-р глюкозы, р-р Рингера, изотонический р-р хлорида натрия, антисептики, седуксен, преднизолон, кордиамин.

РВОТА.

Причины проявления рвоты: отравления, интоксикация, заболевания ЖКТ, заболевания ЦНС.
Неотложная помощь при рвоте.

Этапы

Обоснование

1. Уложить ребёнка с приподнятым головным концом

Профилактика аспирации рвотных масс

2. Расстегнуть стесняющую одежду

Облегчение экскурсии лёгких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха

Облегчение дыхания;

Исключение неприятных запахов

4. По назначению врача промыть желудок

Механическое удаление токсинов, ядов;

Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние

5. Ввести следующие препараты:

Примечание: каждый последующий препарат вводить в случае неэффективности предыдущего

per os 0,25% р-р новокаина

в/м церукал (реглан) или прозерин

при неукротимой рвоте – в/м аминазин



Уменьшает возбудимость периферического рвотного центра

Нормализует перистальтику;
Уменьшает возбудимость центрального рвотного центра

6. После рвоты:

а) прополоскать рот кипячённой водой;

б) назначить водно-чайную паузу на 2-4 часа;


в) при необходимости отправить рвотные массы в лабораторию в сопровождении направления


Обеспечение гигиенического комфорта;

Обеспечение оральной регидратации, исключение дополнительных провоцирующих рвоту раздражителей;

Определение возможной причины возникновения рвоты



7. Выяснить причину рвоты и постараться устранить её

Профилактика повторного возникновения рвоты


БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ К ТЕМЕ: «Сестринский процесс при неотложных состояниях»


  1. При каких заболеваниях или состояниях возникает судорожный синдром, какие противосудорожные препараты Вы знаете?

  2. Какие виды гипертермии бывают у детей, какое значение имеет её вид для оказания неотложной помощи, как называются жаропонижающие препараты, приведите примеры.

  3. Чем отличаются клинические проявления вирусного крупа и дифтерийного?

  4. Что означат термин «кома», какие коматозные состояния Вы знаете?

  5. Что относится к лёгкой форме сосудистой недостаточности и тяжёлой?

  6. Какие физические методы охлаждения и согревания организма Вы знаете?

  7. Что такое анафилаксия, действия каких аллергенов могут привести к её возникновению?

  8. Какие Вы знаете антигистаминные препараты?

  9. Какие показания для проведения наружного массажа сердца и искусственного дыхания?

10. Какие признаки клинической и биологической смерти?


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ К ТЕМЕ: «Сестринский процесс при неотложных состояниях»


  1. Родовая травма. Спазмофилия. Менингококковая инфекция и др. поражения ЦНС. Эпилепсия.

  2. Бледный и розовый вид гипертермии. При бледном типе – физические методы согревания; при розовой - физические методы охлаждения; жаропонижающие препараты – антипиретики (парацетамол, ибупрофен, анальгин)

  3. Вирусный круп развивается внезапно, связан с отёком гортани, требует отвлекающей терапии, антигистаминных средств, влажного климата. Дифтерийный – постепенно развивается, в гортани плёнки, требует лечения антитоксической сывороткой.

  4. Кома – глубокое угнетение ЦНС с потерей сознания, гипергликемическая, гипогликемическая, уремическая.

  5. Обморок. Коллапс.

  6. Охлаждение – пузырь со льдом, обтирание водой или спиртом с открытым телом, холод на сосуды. Согревание – грелка, растирание спиртом, укутывание.

  7. Анафилаксия – тяжёлая быстрая аллергическая реакция на повторное введение аллергена, на лекарственные препарат, бытовые аллергены и др.

  8. Антигистаминные препараты – димедрол, супрастин, тавегил, пипольфен

  9. Остановка сердца и пульса на сонных артериях, остановка дыхания, цианоз кожи.

10. Признаки клинической смерти: потеря сознания, остановка сердца, исчезновение пульса на сонных артериях, остановка дыхание реакции зрачков на свет.

Признаки биологической смерти – трупные пятна, окоченение.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации