Шпоры по биржевой торговле - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по биржевой торговле
скачать (204 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx205kb.15.09.2012 05:28скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5

1. Организация товарных бирж в дореволюционной России

В России биржа возникла в 1703 г. по указу Петра I в Санкт-Петербурге. В 1705 г. для первой российской биржи было построено особое здание и указаны часы для проведения в нем собраний купечества.

Первый опыт создания биржи в России был не совсем удачным для русской биржевой торговли начала XVIII в. Незначительные объёмы и примитивность организационных форм торговли, неразвитость системы кредитования тормозили развитие биржевой сети. На Санкт-Петербургской бирже обращались товарные векселя казенных мануфактур, специально основанных для обслуживания потребностей армии и флота. Реальных предпосылок для развития биржевой торговли в тот период практически не было. Биржа при Николае I была реорганизована. Включение частного капитала в состав пайщиков оживило и ускорило процесс становления российских биржевых структур.

В России в течение почти целого столетия биржа в Санкт-Петербурге оставалась единственной официально признанной. В 1776 г. возникает вторая биржа — в Одессе, а в 1816 г. третья — в Варшаве. В 1837 г. открылась товарная биржа в Москве.

В 1842 и в 1848 гг. - Рыбинская и Нижегородская товарные биржи

В 1860-е годы биржевая торговля начинает бурно развиваться — открываются биржи в 6 городах. В последующие годы были учреждены еще 6 бирж. В 1880-е годы - 6. В 1890-е годы – 5. За пять лет — с 1900 г. по 1904 г. возникли четырнадцать новых бирж. Начиная же с 1905 г. количество бирж значительно увеличивается. Всего за семь лет было открыто свыше сорока бирж. Перед началом мировой войны в России действовало 104 биржи в 77 городах.

Товарные биржи в России в основном возникли в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов.

Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. Русские биржи, хотя и выработали понятие заменимого товара, но сделок специально биржевых (специально биржевая сделка оставляла для договаривающихся сторон только два условия: цену и срок, количество сделок должно было быть или равно определенной норме или кратно ей) не знали. На русских биржах заключались сделки и с незаменимыми товарами.

Эти биржи являлись не только организованными рынками, но и органами представительства и защиты интересов торговли и промышленности. В их задачи входили вопросы железнодорожного и водного транспорта, хлебной торговли, таможенные, налоговые и другие вопросы. Биржи являлись достаточно независимыми организациями. Как правило, местная административная власть в лице начальников губерний была отстранена от влияния на биржевую деятельность.

На российских биржах отсутствовала биржевая спекуляция, велись только операции с реальным товаром Отличительной особенностью бирж были и биржевые артели — своеобразные деловые общины с круговой порукой и коллективной ответственностью за возможные убытки.

Законодательное регулирование деятельности бирж в России не было нацелено на жесткую регламентацию, но не допускало и бесконтрольности в частности из опасений преобладания спекулятивных операций. При отсутствии общероссийского свода законов о биржах, т. е. специального законодательства, их функционирование попадало под юрисдикцию торгового устава.

Регистрация бирж производилась лишь с разрешения правительственных органов. Для товарных бирж того времени необходимо было ходатайство городских или общественных управлений, т. е. инициатива должна была исходить от местных органов, а окончательное утверждение было компетенцией центральных властей.

Государство включало в обязательном порядке правительственных эмиссаров в самую важную комиссию любой биржи — котировальную. При этом не ставилась задача устанавливать цены или их контролировать: представители государственного аппарата должны были просто знать механизм формирования котировок, чтобы не допустить невыгодных условий сделок для казенных предприятий.

Биржи сами разрабатывали свой устав. Невмешательство во внутрибиржевые дела сопровождалось защитой членов биржевого комитета. Уже в петровскую эпоху маклерская записка — предшественник биржевого контракта — приравнивалась по своей юридической силе к протоколу суда и не могла быть оспорена. Монополия маклеров на посреднические операции на закрытых биржах охранялась законом, и ее нарушение кем-либо подлежало преследованию по статьям Уложения о наказаниях.

Российская биржевая техника в своем развитии шла тем же путем, что и западноевропейская, хотя и с запаздыванием.

Как и на заграничных биржах, на русских также стали различать сделки, производимые: с наличным товаром, с будущим товаром.

Однако понятия срочных сделок, т. е. собственно биржевых, еще не было.

По правилам российских бирж срок исполнения сделок с будущим товаром устанавливался по усмотрению сторон, ни о каких процедурах поставки в этих правилах не упоминалось.

Вопрос о введении срочных рынков в России возник только в 1913 г. Тогда в Санкт-Петербурге заседал VI Всероссийский съезд представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. На обсуждение этого съезда внесен был и вопрос о введении в России срочной биржевой торговли хлебом. Участники съезда не сразу поняли, о чем идет речь, так как большинство из них не имело ни малейшего представления о том, что такое срочная торговля.


36. Развитие биржевой торговли в РФ.

Переход страны к рыночному хозяйству способствовал оживлению отечественной

биржевой торговли. Биржи возникли и действуют в условиях, когда отсутствуют современная инфраструктура рынка, конкуренция.

Первая товарная биржа — Московская товарная биржа (МТБ) — была зарегистрирована 19 мая 1990 г. Затем появилась другая крупнейшая биржа — Российская товарно-сырьевая (РТСБ). Обе биржи представляют собой закрытые акционерные общества. Цены на них на 15% выше цен на внебиржевом рынке. При этом цена входного билета покупателя, особенно на РТСБ, доходила до нескольких тысяч рублей.

В 1991 г. в Москве было проведено первое межрегиональное совещание бирж. В нем приняли участие представители 196 бирж и биржевых структур.

Становление сети бирж в России шло в основном стихийно. Не было правовой базы; не были решены многие законодательные вопросы. Лицензирование было введено в марте 1991 г., а закон «О товарных биржах и биржевой торговле» — только с 1 марта 1992 г. К этому времени в РФ число бирж приближалось к 800.

На всех биржах фактически проводились товарные аукционы, и их деятельность носила чисто спекулятивный характер. Котировка цен на многих биржах отсутствовала.

Большинство бирж представляло собой обычные посреднические конторы.

Биржи, созданные в этот период, являлись чем-то средним между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей. Можно отметить ряд черт, которые не позволяли их с полным правом отнести к биржам:

  1. нерегулярность и иногда нефиксированность дней и часов торговли;

  2. универсальный характер номенклатуры товаров, присутствие большого количества небиржевых товаров;

  3. отсутствие или незначительное число однотоварных специализированных секций;

  4. нестандартизованность партий;

  5. несовершенство методов котировки, а иногда и отсутствие ее.

Главным центром биржевой торговли была и есть Москва хотя постепенно биржевая торговля активизировалась и в других регионах страны.

Инициаторами создания товарных бирж в тот период чаще всего выступали коммерческие центры и территориальные управления Государственного комитета по материально-техническому снабжению СССР, которые действовали обычно при поддержке местных органов. В некоторых случаях учредителями бирж становились крупные промышленные предприятия, заинтересованные в налаживании стабильных хозяйственных связей в условиях ухудшающейся экономической ситуации. Региональные биржи, возникшие при участии местных коммерческих структур, чаще стремились к налаживанию торговли информацией, а не к организации собственно биржевой торговли.

В отличие от зарубежных бирж отечественные биржи создавались как коммерческие организации, стремясь получить максимальные льготы.

В тот период главной целью учредителей бирж была быстрая окупаемость внесенных средств с высокой прибыльностью первоначальных капиталовложений. При этом недостаточными были класс и качество услуг самих участников этих бирж, к тому же часто назначавших непомерно высокую цену за свои услуги.

Присутствовали две группы участников: инвесторы (учредители и собственники торговых мест) и торговые предприниматели (владельцы брокерских контор и фирм).

Учредителями считались инициаторы создания биржи, подписавшие учредительное соглашение и внесшие первоначальны взносы. Фиксированного предела доли учредителей не было и на большинстве бирж она колебалась от 15 до 30%. В отдельных случаях все голосующие акции распределялись между учредителями.

Обычно за учредителями закреплялось первоочередное право на получение дивидендов либо по фиксированной норме на отдельную акцию, примерно 25—30% по итогам года, либо в определенной доле от чистой прибыли общества, например 10%. При ликвидации биржи уставный капитал возвращался учредителям.

Учредителям давалось право открыть одну или несколько брокерских контор. Иногда за ними резервировалось первоочередное право приобретения освобождающихся брокерских мест.

Владельцы брокерских мест, даже покупая их, все равно не становились их собственниками, так как они не становились полноправными участниками биржевого рынка.

Отличительную особенность отечественных бирж составляет и группа посетителей. Их разделяют на постоянных, внесших фиксированную плату за право торговать в течение определенного периода, и разовых посетителей, получающих доступ на один или несколько дней. Плата за место постоянного посетителя являлась фактически разновидностью дополнительного биржевого налога на право вести торговлю на формально закрытом рынке, что к тому же не освобождало от необходимости вносить биржевой сбор за совершенные сделки. Таким образом, на отечественных биржах ни постоянные, ни разовые посетители не могли быть признаны в качестве участников.

Поскольку традиция организации биржевых торгов в России к 1990-м годам давно исчезла, каждая из вновь образовавшихся бирж выбирала свою схему деятельности.

Существенная разница имелась и в трактовке понятия «маклер». На старых биржах России маклер — это торговый деятель. На новых биржах — это, как правило, ведущий торги.


Старые маклеры не только проходили внутрибиржевую аттестацию, как сейчас брокеры, а еще утверждались министром торговли и промышленности, приводились к присяге, звание их было пожизненным, если не было с их стороны отказа или их не лишали прав. Официальный статус маклера — главное отличие от современного брокера.

Начиная с 1993 г. в деятельности российских бирж наблюдаются существенные перемены. Прежде всего отмечались резкое падение деловой активности, снижение биржевых оборотов, а затем и закрытие целого ряда бирж. Причин для этого было несколько: начавшаяся либерализация цен и экономическая реформа, снятие ряда ограничений деятельности промышленных предприятий, изменения в системе налогообложения.

Наряду с падением деловой активности биржевых торгов и закрытием целого ряда бирж идет процесс их преобразования. Некоторые товарные биржи ушли от товарных аукционов к фьючерсной торговле (МТБ, РТСБ и др.).

Процесс слияния бирж уже начался и происходит в двух формах: слияние путем образования новых компаний (Уральский биржевой центр Екатеринбургской (Свердловской) и Уральской товарных бирж) и поглощение (Азиатская биржа).

Некоторые биржи поступают таким способом: выделяют из своей структуры торговое предприятие.

Возможно: превращение более слабых биржевых структур в дочерние компании. Ее функционирование будет контролироваться материнской биржей. Мощные биржевые структуры, имеющие сеть дочерних бирж, могут стать своеобразным холдингом.

Холдинг может быть создан путем добровольного внесения средств биржей и другими рыночными структурами («Гермес Союз»). В этом случае биржа сама будет выступать как дочернее предприятие холдинга. Возможен и иной вариант. Биржа может преобразоваться в некоммерческую организацию, управляемую советом брокеров или другими подобными организациями. Параллельно с биржей ее участники могут создать холдинг, управляющий структурами, которые прежде обслуживали биржу (банк, страховая компания и т.д.). В данном случае биржа как самостоятельная организация будет отделена от холдинга полностью (Азиатская биржа).

Еще одно направление развития биржевого сотрудничества — создание различных консорциумов, союзов, синдикатов и картелей. В рамках этих структур биржи-участницы сохраняют самостоятельность, ограниченную действием взаимного соглашения. Помимо обмена производственной и коммерческой информацией участники объединений часто преследуют цель создания единого биржевого и брокерского пространства. Например, консорциум «Лесное биржевое кольцо» предполагает формирование единого рынка леса и лесоматериалов. В рамках консорциума будут унифицированы правила торгов и стандартизирована торговая продукция. Другая структура подобного типа — межбиржевой синдикат «Металл Украины». Здесь не только унифицируются правила торгов и прочая биржевая документация, но и проводятся единые еженедельные торги. Для их проведения может быть создано и более долговечное формирование, например, акционерное общество. В качестве примера можно привести АО «Конгресс бирж», в рамках которого в начале февраля 1993 г. были проведены первые международные торги.

Временные объединения бирж могут привести к налаживанию устойчивых связей, ведущих затем к учреждению самостоятельной компании.

Таким образом, первый этап создания бирж пройден, а с ним связывают нынешний спад не только с инфляционными трудностями переживаемого момента, но и с окончанием биржевого бума вообще. Он длился год и сменился вторым этапом — слиянием, поглощением и иными трансформациями биржевых структур. Конечно, не последнюю роль сыграл пример ведущих бирж страны. От того, каким образом они будут преобразованы, будет зависеть и трансформация целого ряда региональных и местных биржевых структур.
38. Эволюция товарных бирж за рубежом.

Зарождение биржи как своеобразной, наделенной особыми чертами формы рынка в Японии относится к I в., в Древнем Риме — к концу II в., во Флоренции — к XIII в. Возникновение бирж в XVI — XVII вв. в европейских государствах привело к функционированию современного рынка оптовой торговли.

Считается, что слово «биржа» (от позднелат. bursa — кошелек) появилось в крупнейшем торговом центре Фландрии — Брюгге, где торговые собрания проходили на площади перед гостиницей «Бурсе». В этой гостинице, увенчанной гербом с изображением трех кошельков, останавливались торговцы, которые обменивались коммерческой информацией и заключали различные сделки.

Вначале возникла биржа реального товара. Отличительные черты: регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерные операции — сделки с наличным товаром.

Промышленная революция вызвала бурный рост спроса на сырье и продовольствие, увеличение как объема, так и номенклатуры мировой торговли, повышение требований к однородности качества товара и регулярности поставок. Наряду с предоставлением места на бирже, организацией торга и фиксацией торговых обычаев к числу основных функций товарной биржи стали относиться: установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность. Биржи все больше превращались в центры международной торговли.


Ведущую роль приобрели сделки на срок с реальной продукцией, гарантировавшие поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивающим возможность получения прибыли, что позволило фирмам заранее определять свои потенциальные издержки производства. В результате высвобождалась часть капитала, не участвовавшего в производительной деятельности, а являвшегося лишь гарантированным капиталом. В условиях свободной конкуренции при наличии на рынке множества продавцов и покупателей такой тип биржи способствовал продвижению все возраставших товарных масс от производителя к потребителю с наименьшими общественно необходимыми затратами труда и капитала.

Сделки с реальным товаром, привлекая спекулятивные капиталы, увеличивали емкость рынка и создавали возможность для производителя и посредника быстрее реализовать свой товар, сокращая период обращения. Крупнейшие биржи стали центрами торговли международного значения, а складывающиеся на них цены, регулярно публикуемые специальными комитетами, получили характер мировых. Биржа реального товара приобрела следующие отличительные черты: совершение сделок на основе описания качества при отсутствии самого товара; специфический, свойственный только бирже характер сделок (встречные предложения покупателей и продавцов); торговля массовой, однородной, качественно сравнимой продукцией, отдельные партии которой вследствие этого оказались взаимозаменяемыми; спекулятивность.

Важной экономической предпосылкой возникновения биржевой торговли на срок является тот фактор, что в условиях колебания цен появляется риск непредвиденных потерь и кроме торговой прибыли остается место для прибыли от изменения цен или спекуляции. При этом спекуляция носит не единичный характер, а постоянно присутствует, пронизывая любую сделку. Возникновению торговли на срок служит сама природа рынка — стихийная, неопределенная, неустойчивая.

В конце XIX — начале XX вв. значение бирж реального товара стало падать. Но вместе с тем появился и стал быстро развиваться совершенно новый тип товарной биржи — фьючерсный. Процесс перехода оказался растянутым по срокам и различным по форме в разных странах, а биржевая торговля чугуном, углем, спиртом, солодом, сеном и другими товарами вообще прекратилась.

В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в отдельных странах и имеют сравнительно небольшие обороты. Они, как правило, служат одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления. Иногда они организуются для защиты интересов промышленности страны при экспорте важнейших товаров. Наиболее крупные из них действуют в Индии, Индонезии, Малайзии.

В развитых капиталистических странах бирж реального товара практически не осталось. Но в отдельные периоды и сейчас они играют заметную роль. Так, большие товарные обороты были в середине 1970 — начале 1980-х годов на нефтяной бирже в Лондоне с танкерными партиями на английскую нефть, в 1970-е годы — с зерновыми на бирже в Милане и т.д. В то же время во всех западноевропейских странах существуют товарные биржи, объединяющие торговцев, маклеров, транспортные и перерабатывающие фирмы. Они сотрудничают в рамках объединения «Европейские товарные биржи». Сохранившиеся со времен расцвета срочной торговли реальным товаром они занимаются в основном разработкой типовых контрактов и информационной деятельностью. Торговые операции на них практически не проводятся.

Однако институт товарной биржи не потерял своего значения, а трансформировался в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу. Именно она является основой в коммерции западных стран.

Фьючерсные биржи позволяют быстрее реализовать товар, уменьшать риск потерь от неблагоприятных изменений цен, ускорять возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу плюс соответствующая дифференцированная прибыль. При этом происходит своеобразное разделение функций: банк кредитует только ту часть товарной стоимости, которая, по его мнению, будет возмещена независимо от конъюнктурных колебаний, тогда как биржа покрывает разницу между банковским кредитом и ценой реализации товара. Она же обеспечивает удешевление кредитования и экономию резервных средств, которые фирма держит на случай неблагоприятной конъюнктуры. Основные признаки фьючерсной торговли:

  1. Фиктивный характер сделок, при котором купля-продажа совершается, но обмен товаров практически полностью отсутствует. Цель сделок — не потребительная, а меновая стоимость товара.

  2. Преимущественно косвенная связь с рынком реального товара через хеджирование, а не через поставку товара.

  3. Полная унификация потребительной стоимости товара, представителем которого потенциально служит биржевой контракт, непосредственно приравниваемый к деньгам и обмениваемый на них в любой момент. В случае поставки по фьючерсному контракту продавец имеет право поставить товар любого качества и происхождения в рамках, установленных правилами биржи.

  4. Полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара, места и сроков поставки.

Обезличенность сделок и заменяемость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и покупателем, а между ними или даже между их брокерами и расчетной палатой — специальной организацией при бирже, которая берет на себя роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов.


  1. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.

Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон только в отношении цены, а ограничена в отношении выбора срока поставки товара. Все остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи с этим фьючерсную биржу иногда называют рынком цен (т. е. меновых стоимостей) в отличие от рынков товаров (совокупности и единства потребительских и меновых стоимостей), где покупатель и продавец могут согласовывать между собой практически любые условия контракта. А эволюцию от сделок с реальными товарами к сделкам с фиктивными сравнивают с прогрессом денег с реальной стоимостью к бумажно-денежному обращению.

Фьючерсная биржевая торговля — один из наиболее динамично развивающихся секторов капиталистического хозяйства. Особенно быстрыми темпами она росла в послевоенный период. За 1955—1995 гг. количество биржевых товаров увеличилось с 49 до 72, а фьючерсных рынков — со 143 до 165. Увеличилось число биржевых товаров, фьючерсных бирж.

Однако наиболее ярко масштабы операций проявились в росте среднегодовых объемов сделок.

Если в 1951 — 1955 гг. объем сделок с товарами на фьючерсных биржах составлял в текущих ценах 54 млрд. долл. за год, то в 1990 — 1995 гг. — более 3000 млрд. долл. Таким образом, в неизменных ценах объём биржевого оборота увеличился почти в 56 раз, что значительно выше темпов роста большинства других показателей мировой экономики.

В последние годы наблюдается тенденция к концентрации биржевой торговли на фьючерсных рынках и в отдельных странах. В настоящее время она сосредоточена в основном в США, Японии и Великобритании.

С В 1970-е годы и до конца 1980-х годов рост биржевых операций происходил за счет различных нетоварных активов и опционных сделок. Структурный кризис в сельском хозяйстве капиталистических стран оказывал сдерживающее воздействие на развитие биржевой торговли сельскохозяйственными товарами. Ослабление инфляционных тенденций обусловило спад и в операциях с драгоценными металлами.

Еще более впечатляющим по сравнению с биржевой торговлей биржевыми товарами оказался в рассматриваемый период рост операций с различными нетоварными ценностями. Фьючерсные сделки с валютой начали осуществляться в США с 1972 г. Уже в 1976 — 1980 гг. их объём превысил в среднем 117 млрд. долл., а в 1981 — 1985 гг. — 549 млрд. долл. Больших размеров достигли опционные сделки с валютой.

Операции с финансовыми инструментами (ипотекой, государственными ценными бумагами, банковскими депозитами и т.п.), базой для которых служат процентные ставки, начались в США в 1975 г. В среднем за 1976 — 1980 гг. объём сделок с ними достиг 1440 млрд. долл., а в 1981 — 1985 гг. — превысил 10,8 трлн. долл. Опционные сделки были разрешены в 1984 г., а их оценочная стоимость уже через год превысила 1,2 трлн. долл. К концу 1980-х годов фьючерсные и опционные сделки с финансовыми инструментами заключались на огромные суммы на фьючерсных биржах многих европейских стран, Австралии, Канады, Бразилии, Японии, Сингапура, Новой Зеландии.

Биржевые сделки с контрактами, основанными на индексах акций или цен, начали проводиться с 1982 г. В 1985 г. Их оценочная стоимость превысила 1,8 трлн. долл., а с учетом опционных сделок - 1,9 трлн. долл. К концу 1980-х годов операции с биржевыми контрактами, основанными на индексах акций или цен, проводились почти на всех ведущих биржах мира.

В связи с быстрым распространением операций с нетоварными ценностями заметно возросла роль фьючерсных бирж в мировой экономике и произошло определенное сокращение удельного веса реального товара, падающего на США. По некоторым оценкам, на рубеже 1980 — 1990-х годов доля США в совокупном мировом биржевом обороте снизилась до 55 — 65% против 85 — 90% в середине 1980-х годов. Поэтому можно с большой степенью вероятности предсказать, что при относительной стабильности распределения биржевой торговли товарами по странам перераспределение сил будет происходить за счет нетоварных ценностей.

В последние десятилетия проявилась тенденция к уменьшению числа специализированных бирж, к их слиянию. Вместе с тем их известная нетоварная специализация сохраняется. Так, крупнейшие биржи металлов не занимаются сельскохозяйственной продукцией. Там, где ведется торговля пищевыми товарами, обычно не совершаются сделки с базисным продовольствием или другой сельскохозяйственной продукцией. Правда, есть биржи-гиганты, в основном американские, на которых торгуют практически всеми товарами.

Крупнейшей товарной биржей мира является Чикагская торговая палата, которую чаще называют Чикагской торговой биржей. На ней осуществляются операции с пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, маслом и шротом, серебром и золотом, ценными бумагами, контрактами, основанными на индексах акций. В 1989 г. число проданных фьючерсных контрактов достигало 112 млн., а совершенных сделок — 26 млн.

Лишь незначительно ей уступает Чикагская товарная биржа, где ведется торговля крупным рогатым скотом, свиньями, беконом, пиломатериалами, золотом, валютой, финансовыми инструментами и контрактами на базе индексов акций. В 1988 г. на бирже были заключены 65 663 тыс. фьючерсных и 12 349 тыс. опционных сделок.

Среди специализированных бирж широкого профиля по масштабам операций следует выделить Товарную биржу в Нью-Йорке, торгующую медью, серебром, золотом,

алюминием и Лондонскую биржу металлов, торгующую алюминием, медью, оловом, серебром, свинцом, никелем, цинком, а также Нью-йоркскую товарную биржу, где совершаются сделки с платиной, палладием, дизельным топливом, бензином, пропаном, нефтью, Нью-йоркскую биржу кофе, сахара, какао и Международный рынок сделок на срок во Франции (белый сахар, кофе, какао) и др.

С Крупнейшие современные фьючерсные биржи, как правило, международные. Они обслуживают потребности мирового рынка соответствующего товара, а установленные валютный, торговый и налоговый режимы не препятствуют проведению арбитражных сделок с биржами других стран, участию в торговле лиц и фирм, не проживающих и не расположенных в стране, свободному переводу прибылей по операциям.

Многие биржи представляют собой частные национальные организации, учреждаемые и руководимые их членами. Правила, регулирующие членство на бирже, лимитируют его различного рода требованиями, в частности, в отношении величины оплаченного капитала, и наличия банковских гарантий, финансового состояния фирмы и т.д. Однако на многих биржах есть ограничения по признаку национальной принадлежности фирм и их служащих.

В принципе на бирже можно торговать, не становясь ее членом, а поручая заключение сделок кому-то из членов. Правда, в этом случае возрастает размер уплачиваемой комиссии, что при значительном объеме операции может стать невыгодным, важнейшее преимущество члена биржи — его участие в руководстве данной организацией, что позволяет иметь исчерпывающую оперативную информацию о рынке, а также участвовать в разработке правил и принятии решений. В определенных рыночных ситуациях это оказывает решающее влияние на результаты деятельности фирмы.

Большинство бирж имеют публично-правовой статус, хотя и являются ассоциациями частных лиц, не преследующими цели получения прибыли. Количество членов ограничено определенным числом, однако оно может иногда пересматриваться. На некоторых биржах корпорациям, компаниям и кооперативам разрешается иметь наемных служащих (нечленов биржи) в биржевом кольце (яме) для выполнения канцелярской и другой технической работы. Но заключать сделки может только представитель фирмы, на чье имя оформлено членство.

В уставе биржевой корпорации указывается ее капитал, который формируется за счет паев (взносов) членов. Владение сертификатом (паем) дает право на заключение сделок.

После того как организация создана и все места распределены, членом биржи можно стать, лишь купив сертификат у одного из членов. Цена места на бирже в США колеблется от 200 долл. до 400 тыс. долл., что зависит от числа членов и объемов операций. Каждое такое обращение сопровождается тщательной проверкой финансового положения, характера деятельности, кредитоспособности лица (фирмы). Обычно при обращении требуются рекомендации двух действующих членов. Все члены биржи вправе высказать свои замечания, и после их получения кандидат должен быть обсужден в комитете по приему, который выносит свою рекомендацию совету директоров.

Основное право, которое приобретает полный член биржи, — это возможность самому заключать сделки в биржевом кольце (яме или трюме). Но право на заключение сделок представляется не автоматически, а лишь после того, как он пройдет определенную подготовку и покажет, что соответствует минимальному уровню компетентности. После этого ему выдается значок торговца (маклера), дающий доступ в яму. К владельцу значка предъявляются более жесткие финансовые требования в связи с тем, что из-за него могут быть убытки.

Другое важное преимущество членства — более низкие расходы при проведении операций. Обычно нечлены оплачивают биржевой сбор по каждой сделке, -которая колеблется на различных биржах от 2 до 75 центов на контракт и включается в комиссионные. Члены, как правило, освобождаются от такого сбора. Они получают также определенный доход в виде комиссионных.

И, наконец, член биржи имеет право участвовать в ее управлении, формулировать или изменять правила, определять, условия типовых контрактов, получать определенную рыночную информацию раньше, чем те, кто не являются членами биржи, и т.п. В прессе неоднократно проходила информация о том, что члены биржи принимали решения, которые служили их интересам и наносили ущерб другим участникам торговли.

Среди обязательств членов биржи следует отметить необходимость уплаты ими ежегодных взносов. Кроме того, они несут коллективную ответственность в случае финансового краха биржи. Важность обязательства особенно велика, если при бирже нет расчетной палаты, и члены сами гарантируют выполнение каждой сделки, как это было принято на Лондонской бирже металлов. В 1985 г. ее члены были вынуждены оплатить убытки в 300 млн. долл. в связи с тем, что у буферного запаса Международного соглашения по олову кончились деньги, но они смогли выполнить свои обязательства перед клиентами по биржевым контрактам, оцениваемым в 900 млн. долл.

Наряду с этим члены биржи обязаны выполнять правила, устанавливаемые в каждом конкретном случае решениями своих комитетов, правила государственных органов, регулирующих деятельность бирж. Например, брокер, торгующий в биржевом кольце, не имеет права раскрывать приказы своих клиентов, заключать заранее оговоренные сделки и т.п.

Как уже отмечалось, биржа служит местом встречи покупателей и продавцов, местом, где заключаются сделки. Сама она не выступает одной из сторон в контракте, а лишь обеспечивает наиболее благоприятные условия для ведения торговли массовыми товарами.

Биржи устанавливают для всех участников общие принципы ее существования, предоставляют место для совершения сделок в определенное время дня, разрабатывают единые правила и нормы, на базе которых заключаются контракты, а также основные условия контрактов, в том числе в отношении количества, качества, времени и условий поставки, условий платежа. Они наблюдают за сортировкой, взвешиванием и проверкой качества товаров, поставляемых со складов, собирают и распространяют информацию о ценах на товары, обеспечивают такую систему работы, которая практически всегда гарантирует выполнение условий контрактов и финансовых обязательств сторон.

Управление биржей наряду с ее членами осуществляет и наемный персонал. Высшим органом руководства является совет директоров, избираемый членами. В него входят как члены, так и несколько директоров — нечленов биржи. Политика, правила и нормы торговли устанавливаются советом директоров и проводятся в жизнь комитетами, которые ответственны перед советом директоров. Члены комитетов работают без соответствующей оплаты. Они помогают совету директоров, а также выполняют конкретные обязанности, связанные с функционированием биржи, которые возложены на них правилами регулирования. Наемный персонал не имеет каких-либо прав по торговле или права голоса.

Количество персонала и его обязанности определяются советом директоров. Персонал выполняет решения и поручения совета директоров и комитетов, а организационная его структура часто соответствует функциям различных комитетов.

Структура каждой биржи имеет свою специфику, но основные черты ее организации носят общий характер (рис. 1). Например, на Товарной бирже в Нью-Йорке в совет директоров входят 25 человек, которые представляют 4 категории членов: торговцев реальным товаром, брокеров в биржевом кольце, комиссионные дома (особый вид посредников во фьючерсной торговле) и публику. Первые 3 группы имеют по 7 мест, четвертая — 3. Кроме того, самостоятельно избирается председатель совета директоров. Совет директоров Чикагской торговой палаты состоит из 22 человек (председателя, его заместителя, 15 директоров-членов, 1 директора — ассоциированного члена, 3 директоров — членов биржи и президента). На других биржах в совет директоров входят от 14 до 24 человек.

Число комитетов колеблется от 8 до 40. Практически на каждой бирже существуют комитеты: по приему новых членов, арбитражный, по деловой этике, контрольный, по оптовым товарам, ринговый, ревизионный, финансовый и товарные. Есть и комитеты по складированию товара, транспорту, статистике, взвешиванию, обучению правилам, маркетингу, компьютерному обеспечению и т.д.

Биржевые сделки заключаются, как уже говорилось, в специально отведенном месте. Так как в настоящее время на большинстве бирж торговля

ведется сразу несколькими товарами, то, как правило, для каждого из них отведен отдельный зал или комната либо в одном большом зале отгорожены участки, пол которых находится на более низком уровне, чем пол зала. Место заключения сделки называется биржевым кольцом, трюмом, ямой или полом.

Существуют два метода ведения биржевого торга: публичная торговля, которая ведется с помощью выкриков, дублируемых иногда сигналами, подаваемыми рукой и пальцами, и так называемая торговля шепотом. Последняя имеет ограниченное распространение в странах Юго-Восточной Азии и Японии.

Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведения публики через прессу и каналы связи. В последнее время всё большее распространение получают методы электронной торговли.
Вопрос 32. Функционирование бирж в советский период
Российские биржи были не только рынком, но и общественно-представительным органом, отстаивающим на своих съездах и совещаниях эту роль.

Это дает нам понимание роли советских бирж в период нэпа. Стоит заметить, что в капиталистических странах биржи выполняли не только те функции, которые им присущи, но и ряд других.

Первые советские товарные биржи возникли в 1921 г. по инициативе местных кооперативных организаций — в то время наиболее крупных участников рыночного оборота. Организующее влияние торгово-посреднической деятельности товарных бирж было направлено на рационализацию децентрализованного союзного рынка.

Однако уже с 1922 г. резко активизировались государственные органы. Они стремились, с одной стороны, регулировать развитие этого процесса, а с другой — определить содержание деятельности экономического института. Созданные биржи ориентировались на Положение о Московской центральной бирже ВСНХ и Центросоюза (1922 г.) взамен Положения о центральной кооперативной бирже при Центросоюзе (1921 г.).

Логическим завершением процесса стало преобразование бирж в общественные организации, созданные по типу ассоциации с участием государственных предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ, а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений. Резко возросла регулирующая роль государства в развитии торговли. Биржи становились подведомственными Комвнуторгу при СТО,

с последующей их публикацией.


устанавливался разрешительный порядок их открытия, приема в члены биржи и т.д. На места поступала инструкция о переработке уставов в соответствии с типовым, разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа все более рассматривалась как дополнительный инструмент реализации экономической политики государства, соответственно изменился круг закрепленных за ней функций.

В эпоху НЭПа советские товарные биржи возникли при почти полном отсутствии рынка, и именно в целях его воссоздания они учреждались в формах, не соответствующих экономике этого периода.

Создание товарных бирж в послереволюционное время шло далеко не одинаково по районам: наибольшее их число возникло в восточных районах страны и среднеазиатских республиках; в двух районах количество бирж даже уменьшилось по сравнению с дореволюционным периодом

Большинство бирж возникло в тех же городах, что и в дореволюционное время, 9 городов остались без товарных бирж, т. е. почти исключительно хлебные биржи, связанные с вывозом зерна из южных портов. Значительная часть товарных бирж возникла в административных центрах в связи с новым национально-территориальным делением.

К началу 1924 г. вся довоенная биржевая сеть была уже полностью восстановлена.

Таким образом, биржи в первый период возникли преимущественно в городах, где они раньше и существовали. Впоследствии география бирж несколько расширилась.

В эпоху нэпа существовало несколько основных подходов к определению задач и функций советских бирж. Во-первых, их посредническая деятельность. Во-вторых, они рассматривались как инструмент, призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления единых цен. Все подходы в той или иной мере получили свою практическую реализацию, и как результат — множественность и неопределенность ставившихся задач и, естественно, функций бирж.

Положением о Московской центральной бирже определялось, что товарная биржа является организацией торгующих предприятий и лиц, имеющей целью:

- устройство периодических собраний для совершения торговых сделок;

- выявление товарных цен, спроса и предложения товаров;

- изучение, упорядочение и облегчение товарооборота и связанных с ним торговых операций;

- представительство нужд и интересов торговли перед органами правительства;

- примирительное разрешение споров по сделкам.

Со временем все большее значение приобретает учетно-контрольный аспект деятельности бирж. Они становятся вспомогательным аппаратом в процессе государственного регулирования рыночных отношений и не только помогают в выработке лимитов, но и вскрывают факты отступления от них.

Более того, биржевой аппарат все в большей степени рассматривается как необходимый орган центрального правительственного руководства промышленными торговыми предприятиями. Биржевая статистика позволяла контролировать различные ведомства, состояние отдельных отраслей и даже отдельных предприятий. Существовавшие при крупных товарных биржах статистико-экономические отделы давали государству достаточно полную картину предпринимательства и выявляли товарные потоки. Благодаря этому государство имело представление о товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен, рыночной конъюнктуре, т. е. уже в тот период закладывались основы ныне хорошо знакомой инспекционной службы со всеми атрибутами командно-административной системы.

Расширенное толкование одних функций товарных бирж, а в сущности их, неоправданное преувеличение, сопровождалось принижением других функций.

Принимая во внимание низкий уровень других показателей (посещаемость, соотношение сделок и количества посетителей, размер сделок и т.д.), можно сделать вывод, что биржа свои посреднические функции выполняла не в полной мере и, следовательно, ее реальное значение оказалось недостаточным.

Среди причин, предопределивших слабость посреднической работы советских бирж, в первую очередь следует назвать товарный дефицит, в условиях которого биржевое посредничество становится экономически нежизненным.

На работе бирж сказалось их неправильное организационное построение — универсализм, т. е. претензии на торговлю всеми товарами, что расценивалось в то время как преимущество. Ошибочность такого подхода подтвердилась в дальнейшем выделением секций — отделов бирж по определенным группам товаров. И наконец жесткое планирование и монополизация сбыта продукции привели к прекращению деятельности бирж. Тресты и синдикаты, не нуждаясь в бирже как регуляторе организаторе цен и пользуясь своим монопольным положением, централизовали функцию ценообразования. Устанавливая типовые договоры для поставщиков и покупателей, ни могли обходиться без биржевого регулирования сделок.

По мере укрепления принципов централизованного планирования сбыт все большего объема промышленных товаров стал осуществляться на основе государственных планов и генеральных договоров. Торговое посредничество стало ограничиваться только непланируемыми в централизованном порядке товарами.

Среди всего многообразия проблем и особенностей советской товарной биржи того периода наибольший интерес для сегодняшнего дня представляют три основных момента: котировка, регистрация внебиржевых сделок, состав контрагентов.

Котировка в классическом варианте представляет собой регистрацию биржевых цен

В целом опыт периода нэпа следует признать отрицательным из-за неоправданно широкого и крайне неточного, не сопоставимого по отдельным биржам перечня товаров, отсутствия единых стандартов на них. Оценка конъюнктуры рынка проводилась субъективно, зачастую без использования котировального материала. При этом сказывалось давление органов Комвнуторга на комиссии с целью отражения в котировках лимитных цен, которые, как правило, оказывались ниже реальных. Таким образом предпринимались попытки накинуть узду на рынок.

В связи с развитием трестов и синдикатов резко менялась номенклатура традиционно котируемых товаров. Если на дореволюционной бирже этой операции подвергались только нефть и продукты ее перегонки, то в советский период нефть из котировки исключалась. Вместо значительного числа нефтепромышленников и экспортеров воспроизводством и реализацией занималась Азнефть.

Большие трудности возникли при учете цен сделок, которые зависели не только от условий, но и от статуса непосредственных участников. При общем дефиците ресурсов торговля между государственными и кооперативными организациями производилась по сравнительно низким ценам, между государством и частными лицами — по повышенным ценам.

Важным поставщиком котировального материала стала декретированная постановлением СТО от 1 сентября 1922 г. обязательная регистрация государственными организациями внебиржевых сделок. Побудительным мотивом к такому шагу послужили попытки государства административным путем привлечь наибольшее число сторон на биржу и в то же время установить дополнительный контроль над деятельностью промышленных и торговых предприятий. Директивное решение последовало после безуспешных попыток внедрить его рекомендательными мерами.

В результате регистрационным бюро внебиржевые сделки анализировались с позиции их экономической и коммерческой целесообразности. Те из них, которые заключались государственными учреждениями и предприятиями между собой, регистрировались продавцом. Сделки госорганов с кооперативными и частными предприятиями и лицами регистрировались лишь госорганами. Акт купли-продажи подлежал регистрации в течение трех дней. Параллельно применялось экономическое стимулирование к проведению биржевых операций путем более высоких ставок сборов с внебиржевых сделок при их регистрации. Однако на практике такой маневр не сыграл сколько-нибудь заметной роли. Фактически на бирже только оформлялись как биржевые сделки, заключенные на стороне.

Состав контрагентов советской торговой биржи, несмотря на краткую историю ее существования, претерпел определенную эволюцию. На начальном этапе основными ее участниками были государственные и кооперативные организации. Частные предприятия и лица появлялись здесь лишь эпизодически. И это в общем-то понятно, поскольку доля частного предпринимательства в рыночном обороте оставалась незначительной. К тому же они стремились скрыть реальные масштабы своего оборота из-за допускавшейся дискриминации. Частные лица не могли быть членами центральной товарной биржи, не допускались на биржевые собрания.

Членами товарной биржи могли быть государственные предприятия и учреждения, кооперативные организации и их объединения, уплачивающие промысловый налог не ниже 3-го разряда по торговле и 5-го разряда по промышленности, физические и юридические лица, являвшиеся владельцами частных торговых и промышленных предприятий. На биржи допускались иностранцы, выполнявшие установленные довольно жесткие требования. Важно отметить, что помимо добровольного членства существовал институт обязательного членства.

По мере развития частного предпринимательства, расширения биржевой торговли возрастали доверие к ней частника и его участие в торгах.

Несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж с коммерческо-рыночной точки зрения они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.

В дальнейшем в условиях свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж.

Отличительной чертой товарных бирж, действовавших в период нэпа, являлся очень сильный контроль над процессами биржевой торговли со стороны государства. Всё это, конечно, ограничивало воздействие биржевой торговли на хозяйственную жизнь, превращало биржи в инструмент давления на предприятия и торговцев со стороны государства.

В настоящее время предпринимается третья попытка восстановления свободного рынка и бирж в России и странах СНГ. Фактически с нуля создается рыночная среда. Старая распределительная сфера обращения административно-командной системы ушла в прошлое. Формируется новая сфера обращения, основанная на рыночных принципах. Естественно, что она должна иметь и соответствующую инфраструктуру, одним из элементов которой являются биржи.
Вопрос 7. Биржевой товар
Товар для торговли должен отвечать особым требованиям: быть однородным по качеству; определенным по количеству, т.е. по числу, размеру или весу; может быть заменен любым другим товаром из той же партии.

Такие характеристики, позволяющие осуществить торговлю товаром при его отсутствии во время заключения сделки, определяются либо природой данного товара, либо по общепринятому эталону данного товара. Товары, которые отвечают всем перечисленным требованиям, называются биржевыми товарами.


Их количество и ассортимент постоянно изменяются.

Группы и подгруппы биржевого товара.

  1. сельскохозяйственные и лесные товары, продукты их переработки;

  2. сырье и полуфабрикаты;

  3. нефть и нефтепродукты.

К небиржевым товарам — любые другие готовые изделия и полуфабрикаты.

Исторически первыми появились товарные биржи, на которых концентрировался оптовый оборот по массовым, главным образом, сырьевым и продовольственным товарам. В настоящее время на западных товарных биржах уже не котируются товары, которые были биржевыми в начале XX в., зато появились новые товары.

На отечественных биржах под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной собственности, изделия единственного производителя, уникальные по манере исполнения, хотя и произведенные в достаточно большом количестве, т.к. уникальные свойства таких товаров не позволяют выявить их общепризнанную оценку и не дают возможности установить наиболее приемлемую цену.

Необходимым условием для биржевого товара является свободное ценообразование, т.е. цена на этот товар должна свободно устанавливаться в зависимости от конъюнктуры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, политических).

В России в 1991 г. свободные цены были установлены на компьютеры, аудио, видеотехнику. Поэтому на всех биржах в то время преобладали сделки на эти виды товаров.

Биржевой товар — это продукция, прошедшая лишь первичную переработку, т.е. сырье или полуфабрикаты.

На биржевой товар можно легко установить требования по качеству, условиям хранения, транспортировке, измерению. Поэтому этот товар легко стандартизировать, для того чтобы его можно было продавать без осмотра по образцам или техническому описанию. Считается, что стандартизация образует главный признак подлинно биржевого товара, с помощью которой можно добиться наилучшего экономического результата — демонополизации условий выявления спроса и предложения на конкретный товар. Стандартизация предъявляет ряд существенных требований к биржевому товару, например его полную заменяемость. Выполнение биржевого стандарта предусматривает возможность обезличивания товара, т. е. до самого момента выполнения контракта покупатель не знает, откуда он его получит. Биржевой стандарт должен пересматриваться и дополняться в соответствии с требованиями потребителей.

Высокий биржевой стандарт может исключить из биржевого оборота значительную массу товаров, не подходящих под стандарт, но по сути являющихся биржевым товаром. Низкий биржевой стандарт может подорвать авторитет биржи и также снизить биржевой оборот за счет оттока клиентов, не удовлетворенных качеством товаров на этой бирже.

В поисках оптимального решения этой проблемы на некоторых биржах создается третейский суд с привлечением независимых экспертов для оценки уровня качества товара и возможности выставлять его на торги.

На некоторых биржах вошло в практику правило дифференцирования товара по уровню качества с соответствующими доплатами или скидками с цены, если товар на торгах отличается по качеству от стандартного.

Товар на бирже продается и покупается в строго определенных размерах, в так называемых биржевых единицах, которые соответствуют либо вместимости транспортных средств, либо месту по объему и весу. Поэтому фактический объем продаж (партия, лот) должен быть кратным биржевой единице.

Стандартизация количества товара, предъявляемого к биржевой торговле, означает, что сами партии не могут устанавливаться продавцом и покупателем произвольно.

На товарной бирже невозможно купить или продать партию товара, не кратную биржевой единице. Отсюда следует, что и производитель, и потребитель заранее планируют объем поставки и заказов необходимого товара.

Биржевой стандарт предусматривает также право продавца на выбор склада, где должна производиться сдача-приемка товара. Владелец склада принимает груз на ответственное хранение и выписывает на каждую партию товарораспорядительный документ — варрант. Он также является биржевым товаром. К сожалению, биржи в России не имеют складской системы. И такой документ, как варрант, здесь не является биржевым товаром.

Покупатель получает при покупке контракта оплаченный варрант. При перепродаже товара новый покупатель, в свою очередь, снова оплачивает варрант и т.д. Таким образом, вместе с контрактом варрант переходит от одного владельца к другому. Последняя сумма оплачивается последним владельцем товара. За сохранность качества товара отвечает склад.

Развитие биржевой складской системы оказывает большое влияние как на биржевой товар, так и в целом на всю биржевую торговлю. Биржевой товар первоначально выступал в виде реального товара, варранта, ценных бумаг, валюты, цветных металлов. Затем объектом биржевой торговли стал стандартный биржевой контракт — фьючерс, а после него — опцион, представляющий право на заключение биржевого контракта.
10. Виды биржевых сделок.
В биржевой практике различаются два главных типа сделок: сделки с реальным товаром и без реального товара.

При осуществлении сделки с реальным товаром продавец должен располагать товаром в наличии и предъявлять его к поставке в срок, предусматриваемый в биржевом контракте.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации