Ответы на экзамен по Физкультуре - файл n1.doc

приобрести
Ответы на экзамен по Физкультуре
скачать (267 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc267kb.15.09.2012 03:51скачать

n1.doc

  1   2   3
Экзаменационные вопросы к государственной аттестации выпускников средней (полной) школы (10-11 классы)

1) 1. Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека.

2. Основные формы занятий и комплексы упражнений по развитию телосложения.

2) 1. Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и разновидности, занятая в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

2. Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием массы тела.

3) 1. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической подготовке.

2. Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры ( физкультурные паузы, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры).

4) 1. В чем разница между скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями человека? С помощью каких упражнений они развиваются?

2. Почему необходимо регулярно проводить занятая по профилактике осанки? Какие средства для этого используют?

5) 1. В чем различие между общей и специальной выносливостью? С помощью каких упражнений развивается общая и специальная выносливость?

2.Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями.

6) 1. Значение олимпийского движения в установлении дружбы и мира между народами, его приверженность идеям справедливости и гуманизма.

2. Основные физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок для самостоятельных занятий по развитию выносливости.

7) 1. Особенности подготовки и проведения туристских походов, организация мест стоянок.

2. Что понимается под индивидуальным режимом дня, какие задачи решаются и что необходимо учитывать при его организации?

8) 1 Что понимается под физической нагрузкой? Индивидуальные режимы нагрузок для самостоятельных занятий по развитию силы.

2. Каково содержание индивидуальных закаливающих процедур? Особенности их проведения.

9) 1. Всемирные юношеские игры 1998 г, их девиз и символика, виды состязаний, вошедшие в программу Игр.

2. Отличительные особенности содержания занятий по общефизической подготовке, их направленность на укрепление здоровья человека.

10) 1. Общие положения российского законодательства по физической культуре.

2. Основные меры по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями.

11) 1. Влияние занятий физической культурой родителей на особенности здоровья и физического развития детей.

2. Особенности индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью.

12) 1.Современные Олимпийские игры, их символика и ритуалы.

2.Особенности индивидуального планирования физических упражнений для самостоятельных занятий по развитию скоростных способностей.

13) 1. Положительное влияние занятий физической культурой на профилактику вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и предупреждение нарушений норм общественной жизни.

2. Содержание и направленность индивидуальных самостоятельных занятий физической культурой в режиме дня, особенности их организации и проведения.

14) 1. Выдающиеся отечественные спортсмены-олимпийцы, их участие в развитии олимпийского движения в нашей стране и в мире.

2.Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями: выбор мест занятий, подбор инвентаря и оборудования, Конт-роль за физической нагрузкой, гигиена тела и одежды.

15) 1. Активная и пассивная гибкость тела человека. От чего она зависит, как влияет на здоровье человека, какие упражнения на развитие гибкости используются в индивидуальных занятиях физической культурой?

2. Основные разделы дневника самонаблюдения по физической подготовке. Какие формы индивидуального контроля в нем используются.

Билет 1
1. Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека.

2. Основные формы занятий и комплексы упражнений по развитию телосложения.

Ответы

1. Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать своё тело (физическую природу), укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни.

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и эстетический, нравственный и другие виды культуры человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, свое тело, но и формирует другие свойства личности — нравственные, эстетические, волевые и т. п.

Благодаря физической культуре человек познает себя, других людей, окружающий мир. У него активно развиваются самостоятельность, творчество и инициатива, формируются индивидуальные черты характера, собственное мировоззрение и способы мышления, критическое отношение к своим поступками Действиям других людей. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. (См. также материал 1 -го вопроса 1 -го билета для основной школы.)

2. Основными формами занятий по развитию телосложения являются урочные формы (уроки физической культуры, тренировки в спортивных кружках, секциях под руководством учителя или тренера, а также самостоятельные занятия). Отличительные особенности этих форм:

—разделение занятия на три части — подготовительную (вводную), основную и заключительную. В подготовительной (вводной) части выполняют упражнения, позволяющие вывести организм на оптимальный уровень физической работоспособности. Здесь же выполняют комплексы упражнений на гибкость. В. основной части выполняют уже комплексы специальных упражнений по развитию телосложения. В заключительной части выполняют упражнения на восстановление организма после нагрузок в основной части (легкий бег, чередующейся с ходьбой; ходьба, чередующаяся с дыхательными упражнениями; упражнения на расслабление мышц и т. п.);

—наличие регулярности и преемственности занятий, обеспечивающих достижение положительного эффекта в развитии телосложения, В свою очередь, регулярность и преемственность достигаются на основе индивидуального планирования физических упражнений, величины нагрузок и контроля за их воз действием на физическое развитие;

—сочетание (согласование) времени проведения занятий и их содержания с особенностями индивидуального режима дня; планирование занятий в относительно постоянное время суток.

К основным упражнениям на развитие телосложения можно отнести:

—упражнения, содействующие формированию правильной осанки. Эти упражнения подразделяются на две группы. Первая —- упражнения на формирование мышечных ощущений правильной осанки; вторая — упражнения на укрепление мышц туловища, удерживающих тело в вертикальном положении (прямостоянии);

—упражнения на увеличение мышечной массы. При их выполнении должно обеспечиваться достаточно большое локальное напряжение отдельных мышечных групп (например, четырехглавых мышц плеч). По времени воздействия на мышцы упражнения относительно кратковременны, и их выполняют сериями (например, 3 подхода по 6 повторений). При составлении комплексов упражнений на увеличение мышечной массы не рекомендуется чередовать серии упражнений, включающих в работу разные мышечные группы. Целесообразнее придерживаться следующего правила: сначала полностью проработать (нагрузить) одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц. Поэтому при разработке комплексов необходимо правильно определять локальность воздействия упражнения в одном подходе; количество подходов в одной серии; количество серий в одном занятии;

— упражнения на снижение веса тела. Они подразделяются на две группы. Первая — упражнения общего воздействия, включающие в работу большое количество мышечных групп (например, ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.). Вторая — упражнения выборочно-локального воздействия, которые включают в работу мышечные группы, ближе всего находящиеся к местам жирового отложения (например, упражнения для мышц живота). Все упражнения, воздействующие на уменьшение веса тела, в отличие от упражнений на повышение мышечной массы, выполняются с относительно невысоким напряжением мышц и довольно длительное время, с большим количеством повторений в одном подходе. При составлении комплексов упражнений выборочно-локального воздействия предусматривают обязательное чередование упражнений, включающих в работу различные мышечные группы. Для этого, когда отбирают упражнения, планируют их выполнение в соответствии с принципом круговой тренировки, т. е. когда одна мышечная группа работает, другая отдыхает (например, первое упражнение на мышцы шеи, второе — на мышцы живота, третье — на мышцы бедра и т. д.)-

Эти же принципы и правила составления и выполнения упражнений необходимо соблюдать при самостоятельных занятиях по развитию телосложения. (См. также 2-й вопрос 2-го билета для основной школы.)


Билет 2
1. Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм. его виды и разновидности, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

2. Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием массы тела.

Ответы

1. К основным формам физической культуры, используемым в организации культурного досуга и здорового образа жизни, относят туризм, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Туризм — исключительно ценное средство активного отдыха человека, способствующее формированию его самостоятельности и инициативности, содействующее развитию физических и психических качеств, позволяющее укреплять здоровье, эффективно бороться с нервными и физическими напряжениями, повышать умственную и физическую работоспособность, формировать умения действовать коллективно, взаимосвязано с другими членами общественных объединений. Основные виды туризма: однодневные и многодневные пешие, велосипедные и лыжные походы, водные походы на байдарках н плотах, выезды за город на природу, пешие прогулки.

Проведение всех туристских мероприятий требует от человека соответствующей подготовки, которая включает в себя не только владение определенными двигательными движениями (ходьба, бег, лазанье, плавание, передвижение на лыжах, велосипеде, плавательных средствах и др.) и достаточный уровень физической подготовленности, но и специфические знания и практическое умение. Поэтому, осуществляя подготовку к туристскому подходу, необходимо в первую очередь научиться ориентироваться на местности, освоить правила техники безопасности во время передвижения по маршруту и во время стоянок, научиться организовывать бивак, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, пищевых отравлениях, укусах животных (в том числе змей, насекомых).

Занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки (ОФП) проходят обычно в учебных заведениях, внешкольных учреждениях дополнительного образования, в ДЮСШ, спортивных обществах. В спортивных секциях занимающиеся получают и совершенствуют навыки в определенных видах спорта. Периодичность занятий зависит от серьезности притязаний занимающихся и колеблется от двух раз в неделю до ежедневных. В группах ОФП занимающиеся в основном развивают физические качества, совершенствуют деятельность всех основных систем организма (занятия организуют два-три

раза в неделю). Ведут занятия в спортивных секциях и группах ОФП учителя физической культуры и тренеры.

Самостоятельные занятия организуют сами занимающиеся. Главное требование при этом — соблюдение всех необходимых правил проведения занятий и правил техники безопасности. (См. также 1-е вопросы 2,13 и 19-го билетов для основной школы и 1-е вопросы 3, 1-го билетов, а также 2-е вопросы 5, 6,12,13,14 и 15-го билетов для средней школы.)

2. В настоящее время в мире получили широкое распространение различные системы занятий физическими упражнениями, направленные на совершенствование телосложения, — бодибилдинг, пауэрлифтинг, аэробика, шейпинг, каллакинетика и др. Остановимся на двух из них — бодибилдинге и шейпинге. По своей сути и бодибилдинг (адресованный мужчинам) и шейпинг (адресованный женщинам) относятся к нетрадиционным видам атлетической гимнастики. Основная направленность занятий в этих системах и, соответственно, состав подбираемых для них упражнений характеризуются акцентированным воздействием на мышечную и подкожно-жировую ткань занимающихся с целью индивидуального формирования и коррекции мышечного рельефа. Отличительная особенность этих видов нетрадиционной гимнастики по сравнению с другими видами — обязательное соблюдение определенного пищевого и водно-солевого режима, Вместе с тем бодибилдинг, в отличие от шейпинга, имеет более атлетическую спортивную направленность и предполагает интенсивное формирование мышечного рельефа с помощью как традиционных спортивных снарядов (гантели, малые штанги, отягощающие накладки и др.), так и специальных тренажерных устройств.

Основные упражнения для коррекции рельефа мышц — упражнения избирательного воздействия. Их объединяют в специальные комплексы, обеспечивающие проработку каждой конкретной группы мышц. При этом в данные комплексы включают упражнения, связанные как с наращиванием мышечной массы, так и со снижением веса тела. Поэтому комплексы упражнений бодибилдинга и шейпинга имеют как бы двойную специфическую направленность: повышение и одновременно снижение массы тела. Отсюда следует, что включаемые. в них упражнения, величина нагрузки и режимы их выполнения также характеризуются двойной направленностью воздействия.

Избирательность воздействия каждого упражнения комплекса определяется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, их физической подготовленности, строения тела и рельефности мышц. Выполнение упражнений требует их согласованности с фазами дыхания, оптимальным чередованием нагрузки и отдыха, расслаблением мышц во время отдыха и их массированием.

В системе занятий комплексы атлетической гимнастики, оставаясь относительно постоянными по составу упражнений, чередуются через определенное количество занятий (например, замена одного комплекса на другой через каждые две-три недели). (См. также 2-й вопрос 1-го билета для средней школы.)


Билет 3
1. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической подготовке.

2. Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры (физкультурные паузы, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры}-

Ответы

1. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального уровня общей работоспособности, поддержания высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в конкретную профессиональную деятельность.

Основные задачи, которые решают в процессе ОФП, включая и самостоятельные формы организации занятий, заключаются в повышении:

— функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения;

—уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация);

— адаптивных (приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическим условиям среды жизнеобитания человека;

— защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим напряжениям и стрессам;

—профессионального уровня, специальной работоспособности, а также в обеспечении функциональной готовности человека к профессионально-прикладной физической подготовке, включающей в себя освоение новых форм движений и видов профессиональной деятельности.

В ОФП очень важно планирование организации тренировочного процесса. Планирование включает в себя:

—выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма;

—определение величины нагрузки, ее объема и продолжительности как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

—разработку содержания каждого занятия и системы занятий на недельный, месячный, полугодовой и годовой период.

Планирование ОФП обязательно осуществляется на основе результатов контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств.

Приступая к планированию самостоятельных занятий, не-обходимо определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо провести тестирование развития физических качеств и полученные результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в школьной программе. Сравнивая свои данные с требованиями программы, выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств и соответственно этому определяют направленность тренировочного процесса (например, если выявлено отставание по показателям выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно большой объем упражнений на развитие именно этого качества и, наоборот, если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно упражнения силовой направленности).

Определив направленность ОФП и отобрав соответствующие физические упражнения, приступают к планированию тренировочного процесса. Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например, 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например, 60 мин). После этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают план-конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий для второго цикла и т. д. Разрабатывая содержание каждого последующего цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле. Если реакция организма на нагрузки была нормальной (бодрое и веселое настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение всего дня), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительный (до 120 уд/мин); поддерживающий (до 140 уд/мин); развивающий (до 160 уд/мин); тренирующий (свыше 160 уд/мин). (См. также 1~е вопросы 2,12,15-го билетов для основной школы и 2-е вопросы 5,6,12,13,14,15~го билетов для средней школы.)

2. Общая работоспособность человека в течение дня имеет волнообразную динамику, которая зависит как от особенностей биологического ритма организма, так и от особенностей жизнедеятельности человека, характера и содержания его трудовой деятельности, режима дня, устойчивости организма к внешним воздействиям, к физическим и психическим напряжениям. Основываясь на закономерностях биологического ритма организма, можно увидеть, что у большинства людей после сна (в начале дня) общая работоспособность относительно небольшая. Затем она начинает увеличиваться к середине дня, достигая своего максимума к 12-14 часам, после чего снижается и вновь увеличивается к 16-17 часам, но не настолько, как в середине дня. Затем с 19-20 часов она вновь начинает снижаться, и к моменту засыпания человека (в конце дня) общая работоспособность минимальная. Вместе с тем, как уже говорилось, характер жизнедеятельности человека, его режим дня существенно влияют на динамику общей работоспособности. Для поддержания общей работоспособности в течение всего дня на достаточно высоком уровне необходимо добиться оптимального чередования форм и видов деятельности человека, нагрузки и отдыха, т. е. организовать свой режим так, чтобы обеспечить оптимальное регулирование динамики работоспособности.

Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с помощью занятий физической культурой, применяя, в частности, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные и спортивные игры и т. п. (См. также 1-е вопросы 2,4,11-го билетов и 2-й вопрос 15-го билета для основной школы.)

Билет 4
1. В чем разница между скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями человека? С помощью каких упражнений они развиваются?

2. Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки? Какие средства для этого используют?

Ответы

1. Под скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями понимаются особенности человека, которые проявляются в умении регулировать характер и режимы мышечных напряжений. При этом характер и режимы напряжений задаются двигательными действиями, которые выполняет человек. Так, например, чтобы оттолкнуться от опоры при прыжках, необходимо уметь максимально напрягать мышцы за минимально короткий отрезок времени, а чтобы удерживать штангу над головой, надо уметь максимально напрягать мышцы и длительно сохранять это напряжение. В первом случае речь идет о скоростно-силовых способностях человека, т. е. способностях максимально напрягать мышцы за максимально короткое время; во втором — о | собственно силовых способностях, т. е.. способностях максимально напрягать мышцы и длительно сохранять их напряжение. Как видно из этого примера, и скоростно-силовые, и собственно силовые способности относятся к физическому качеству силе и различаются между собой по характеру напряжения мышц.

Скоростно-силовые способности развивают с помощью упражнений скоростно-силовой направленности. Их обязательно надо выполнять с максимально возможной скоростью. Поэтому в процессе развития скоростно-силовых способностей величина нагрузки на работающие мышцы повышается постепенно, чтобы скорость выполнения упражнений оставалась относительно высокой. Она не должна снижаться до уровня менее чем 80-85% от максимально возможного времени выполнения. Величину нагрузки в скоростно-силовых упражнениях повышают за счет количества повторений и дополнительных отягощений на работающие мышцы.

, Собственно силовые способности развивают с помощью физических упражнений силовой направленности, при выполнении которых мышцы находятся в состоянии максимального напряжения относительно длительное время. Величину нагрузки в этих упражнениях регулируют двумя способами: увеличением времени выполнения упражнения и увеличением отягощения на работающие мышцы.

В целом развитие и скоростно-силовых, и собственно силовых способностей ведет к повышению уровня развития силы. Поэтому, чтобы достигнуть всесторонней силовой подготовленности, на занятиях силовой подготовки чередуют выполнение упражнений скоростно-силовой и собственно силовой направленности. (См. также 2-е вопросы 1,2,12-го билетов для основной школы; 1-й вопрос 8-го билета и 2-й вопрос 9-го билета для средней школы.)

2. В течение жизни осанка человека может меняться. Это связано с различными факторами, в первую очередь — с особенностями и характером трудовой деятельности человека. Если трудовая деятельность отличается малоподвижностью (гиподинамией), то мышцы туловища не получают достаточной тренировки и со временем ослабевают, что и становится причиной нарушения осанки. Если же трудовая деятельность связана с тяжелым физическим трудом, с большими мышечными напряжениями, то в течение рабочего дня мышцы быстро утомляются и не могут достаточно эффективно поддерживать туловище. В этом случае утомление может стать причиной нарушения осанки. Поэтому человеку, какой бы он деятельностью ни занимался, необходимо постоянно следить за своей осанкой, осуществлять профилактику ее нарушения с помощью занятий специальными физическими упражнениями.

При малоподвижной трудовой деятельности нужно ежедневно выполнять комплексы упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и подвижность суставов. Кроме ежедневных комплексов упражнений на профилактику осанки рекомендуется заниматься общефизической подготовкой, связанной с развитием физических качеств. Если работа физически тяжелая, надо в течение дня выполнять комплексы упражнений на расслабление мышц, на увеличение активности дыхания и кровообращения. Эффективному восстановлению мышц и организма в целом хорошо помогают физкультурно-оздоровительные мероприятия. Среди них можно выделить физкультминутки и физкультпаузы в режиме трудовой деятельности, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе. (См. также 2-й вопрос 14-го билета для основной школы.)

Билет 5
1. В чем различие между общей и специальной выносливостью? С помощью каких упражнений развивается общая и специальная выносливость?

2. Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями.

Ответы

1. Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость характеризует возможности человека длительно осуществлять работу безотносительно к ее специфике и условиям выполнения. Специальная выносливость, наоборот, характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу, причем в определенных условиях. Например, в легкой атлетике выделяют выносливость спринтерскую й стайерскую, в спортивных играх — выносливость футболистов и выносливость хоккеистов. Все это разновидности специальной выносливости. Специальная выносливость нужна не только спортсменам, она необходима рабочим, врачам, учителям — людям всех профессий. Это объясняется тем, что между выносливостью и работоспособностью существует прямая связь. Более выносливые люди могут выполнять больший объем работы, меньше устают и меньше подвержены психическим перенапряжениям.

Чтобы эффективно развивать специальную выносливость, необходимо достичь относительно высокого уровня развития общей выносливости. Для развития общей выносливости используют общеразвивающие физические упражнения, которые включают в работу большое количество мышечных групп, существенно активизируют системы дыхания и кровообращения, увеличивают интенсивность энергообмена (например, бег, плавание, передвижение на лыжах, а также всевозможные комплексы общеразвивающих упражнений). Развитие специальной выносливости осуществляется с помощью так называемых специально развивающих упражнений. Их отличительная особенность состоит в том, что они включают в работу только те мышечные группы, которые несут основную нагрузку при выполнении основного (профилированного) вида деятельности (например, соревновательная деятельность борца-самбиста или бегуна-спринтера; производственная деятельность токаря или сталевара и т. п.). При этом режимы тренировочных нагрузок в данных упражнениях подбирают таким образом, чтобы по своим характеристикам (например, по мощности и продолжительности работы) они приближались к нагрузкам, которые испытывает человек, выполняя основной (профильный) вид деятельности, или даже совпадали с ними. (См. также 1-й вопрос 8-го билета и 2-й вопрос 12-го билета для основной школы.)

2. В процессе занятий физическими упражнениями используют преимущественно два вида контроля. Первый— контроль за функциональным состоянием организма во время занятий. Основное его назначение — регулирование величины нагрузки во время занятий, оценка реакции организма в ответ на выполняемые упражнения. При таком контроле используют замеры показателей частоты сердечных сокращений, фиксируют внутреннее ощущение, оценивают характер восстановления организма после выполнения упражнений. Второй вид — контроль за эффективностью тренировочных занятий, позволяющий оценивать результативность целостного педагогического процесса. Данный вид контроля включает в себя тестирование показателей физической подготовленности и их последующее сопоставление с показателями, которые были запланированы.

Контроль за физической подготовленностью подразделяют на предварительный, рубежный и итоговый. Основная задача предварительного контроля — проверка начального уровня подготовленности и последующее сравнение полученных результатов с запланированными. В зависимости от выявляемых различий определяют целевую направленность физической подготовки: на преимущественное развитие либо выносливости, либо быстроты, либо силы, либо гибкости. После этого определяют продолжительность тренировочного процесса (например, шесть месяцев) и количество занятий в недельном цикле.

Отобрав упражнения соответствующей направленности и спланировав их выполнение на месячный цикл, приступают к тренировочному процессу. В конце месячного цикла тренировочных занятий проводят рубежный контроль. По его результативности оценивают эффективность тренировочного процесса, динамику прироста результатов физической подготовленности. На основе этих данных при необходимости вносят изменения в план тренировочных занятий, увеличивают или уменьшают величину нагрузок, изменяют содержание упражнений.

Итоговый контроль осуществляется по истечении запланированного периода физической подготовки. На основании полученных итоговых результатов намечают новые задачи и соответственно им планируется следующий период подготовки. (См. также 1-й вопрос 10-го билета для основной школы; 2-е вопросы 11 и 15-го билетов для средней школы.)

Билет 6
1. Значение олимпийского движения в установлении дружбы и мира между народами, его приверженность идеям справедливости и гуманизма.

2. Основные физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок для самостоятельных занятий по развитию выносливости. -

Ответы

1. Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современных Олимпийских игр. Под олимпийским движением понимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта. Эти идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игр французским педагогом и общественным деятелем Пьером де Кубертеном и изложены им в различных воззваниях, обращениях и документах, в том числе в «Оде спорту». В этом произведении он попытался сформулировать девять основных предназначений спорта. Пьер де Кубертен раскрывает в «Оде спорту» величие спорта, его гуманистические цели и задачи, принципы развития олимпийского движения.

«О спорт! Ты — наслаждение!» — Спорт — неизменный спутник жизни, щедро дарящий радость духу и телу, рождающий гармонию разума и силы.

«О спорт! Ты — зодчий!» — Спорт — творец природы человека, делающий людей сильными, ловкими, статными, исправляющий недостатки, с которыми человек рождается.

«О спорт! Ты —справедливость!» —Спорт учит людей жить по законам справедливости, указывая им прямые, честные пути для достижения целей, поставленных в жизни.

«О спорт! Ты — вызов!» —Спорт помогает человеку преодолевать себя, делать мечту реальностью.

«О спорт! Ты — благородство!» — Спорт требует высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты и неподкупности. Спорт осеняет лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.

«О спорт! Ты —радость!» —Спорт врачует душевные раны, является праздником для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться.

«О спорт! Ты — плодотворность!» — Спорт — преграда на пути пагубных недугов, извечно угрожающих людям, утверждающая принцип «В здоровом теле — здоровый дух!».

«О спорт! Ты — прогресс!» —Спорт способствует совершенству человека, объединяет прогресс физический и прогресс нравственный в единый путь к достижению цели.

19«О спорт! Ты — мир!» — Спорт устанавливает добрые, дружественные отношения между народами, сближает людей, учит разноязычную, разноплеменную молодежь уважать друг друга, жить в мире и согласии.

Олимпийским движением руководит Международный олимпийский комитет (МОК). Он объединяет государственные и общественные организации, которые принимают на себя обязательства развивать спорт и физическую культуру на принципах и идеалах олимпийского движения. Так, в современном спортивном мире все увереннее укореняется принцип «Фэйр плэй» — честной игры. Благодаря развитию олимпийского движения появились и новые виды соревнований, организаторы которых руководствуются высшими идеалами спорта. И эти соревнования, так же как Олимпийские игры, содействуют укреплению мира между народами. К таким соревнованиям в первую очередь надо отнести Игры доброй воли (проводятся с 1986 г.) и Всемирные юношеские игры (впервые проведенные в 1998 г. в Москве). (См. также 1-й вопрос 14~го билета для основной школы и 1-е вопросы 12 и 14-го билетов для средней школы.)

2. Развивать выносливость можно с помощью различных упражнений, главное, чтобы их выполнение было относительно продолжительным и приводило к определенной степени утомления (усталости). Поэтому, например, для развития общей выносливости используют различные упражнения, включающие в работу большое количество мышечных групп (бег, ходьбу, плавание, передвижение на лыжах, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры и т. п.). Развивая специальную выносливость, подбирают упражнения избирательно-локального воздействия, которые включают в работу определенные (требуемые) мышечные группы.

При развитии выносливости наиболее существенным является выбор величины нагрузки, поскольку с ее помощью регулируется активность деятельности систем дыхания, кровообращения, энергообмена. Именно от функциональной активности данных систем, которые связаны с обеспечением мышц энергией и удалением из них продуктов распада, во многом зависит уровень развития выносливости. Например, если двум школьникам предложить бежать с одинаковой скоростью, то лучший результат (большая продолжительность работы и большее расстояние) будет у того школьника, у которого эти системы обладают более высокой активностью и эффективностью.

Определяя величину нагрузки для развития выносливости в процессе самостоятельных занятий, необходимо учитывать два фактора: наличие обратной зависимости между мощностью работы и временем ее выполнения — чем больше мощность, тем меньше предельное время работы; наличие прямой зависимости между мощностью работы и частотой сердечных сокращений (ЧСС) — чем больше мощность, тем выше уровень ЧСС. Поэтому при развитии выносливости величину нагрузки требуется подбирать:

—по режимам нагрузки, которые рассчитывают в процентах от максимальной мощности (умеренная нагрузка — 30% от максимальной; большая — 50; высокая — 70%);

— по уровню ЧСС во время выполнения упражнения (оздоровительный режим — до 120 уд/мин, поддерживающий — до 140, развивающий — до 160, тренирующий — свыше 160 уд/мин);

— по предельному времени выполнения упражнения, т. е. до усталости — до отказа (максимальная мощность — до 30 с; субмаксимальная — до 2,5 мин; большая — до 8 мин и умеренная — свыше 8 мин).

При самостоятельных занятиях, связанных с развитием общей выносливости, предпочтительнее использовать нагрузку в режиме большой интенсивности (50-60%) в зоне умеренной мощности (10-15 мин) на уровне тренирующего режима по ЧСС (170 уд/мин). В начале тренировочного процесса по развитию выносливости, в первой серии занятий, подобранные нагрузки выполняют 1-2 раза с интервалом отдыха 5-7 мин. Постепенно количество повторений в одном занятии увеличивают, но режимы нагрузки сохраняют. (См. также 1-й вопрос 8-го билета и 2-й вопрос 12-го билета для основной школы.)

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации