Богута И.И. История философии в кратком изложении - файл n1.doc

приобрести
Богута И.И. История философии в кратком изложении
скачать (7174.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc7175kb.15.09.2012 03:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
История философии в кратком изложении

ББК 87.3

И90

РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБЩИМ ПРОБЛЕМАМ ФИЛОСОФИИ

Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута

История философии в кратком изложении

И90 Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590, [1] с.

ISBN 5-244-00552-9

Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

ББК 87.3

ISBN 5-244-00552-9

(c) Doc. PhDr. Vladimir Cechak, CSc., Jakub Mail, prom. fil., doc. PhDr. Vladimir Soucek, CSc., doc. PhDr. Jaroslav Sus, CSc., PhDr. Petr Vav-rousek, CSc., PhDr. Pavia Vosahlikova, CSc., 1983

(c) Vladimir Cechak, Milan Sobotka, Jaroslav Sus, 1984

(c) Издательство "Мысль", 1991

(c) Пер. с чешского И. И. Богута

Перевод с чешского И.И.Богута.- М.: Мысль, 1995

OCR: Macsla

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 4

ВВЕДЕНИЕ 4

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ 5

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ. 8

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ 8

УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА 11

УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ 13

ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ИНДУИЗМА 14

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ 17

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ 17

СТО ШКОЛ - ПЕРИОД РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 19

ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ 23

ФИЛОСОФИЯ В III-X вв. 24

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 25

ВВЕДЕНИЕ 26

ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 26

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ 27

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА 28

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ 30

ЭЛЕАТЫ 32

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 35

ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР 37

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АТОМИСТЫ 40

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА 45

СОФИСТЫ 45

СОКРАТ 47

ПЛАТОН 49

МАЛЫЕ СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 52

АРИСТОТЕЛЬ 54

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО И РИМСКОГО ПЕРИОДОВ 60

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 60

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 65

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 72

ВВЕДЕНИЕ 72

ПЕРИОД ПАТРИСТИКИ 73

ГНОСТИЦИЗМ 74

МАНИХЕЙСТВО 75

АПОЛОГЕТЫ 75

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ 76

КАППАДОКИЙСКИЕ "ОТЦЫ ЦЕРКВИ" 76

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН 77

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АВГУСТИНА 81

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 82

ЭРИУГЕНА 83

УКРЕПЛЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XI И XII ВВ. 84

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ 84

РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ 87

ЦИСТЕРЦИАНЕ 87

ШКОЛА СВ. ВИКТОРА 88

АРАБСКАЯ И ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 88

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ 88

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 89

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 90

ПЕРИОД РАСЦВЕТА СХОЛАСТИКИ 91

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ 91

УНИВЕРСИТЕТЫ И ОРДЕНА 91

ПАНТЕИСТИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ XIII в. 92

ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ 93

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ 94

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА В XIII В. 97

ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА 99

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV-XV ВВ. И СИТУАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ 99

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА ТОМИЗМА. 100

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА "VIA MODERNA" в XIV и XV вв. 102

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА 104

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ 104

ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ 106

НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА 106

ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА 108

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА 110

РЕФОРМАЦИЯ 111

ГУМАНИСТЫ ЗААЛЬПИЙСКИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН 115

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 117

НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 117

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 118

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ 122

ИДЕОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА 122

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 124

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА 124

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 126

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 126

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII в. 138

РАЦИОНАЛИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII в. 143

СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СЕНСУАЛИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КРИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА НЕЕ 148

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ 153

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 154

ФИЛОСОФИЯ "ЗДРАВОГО СМЫСЛА" 155

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 155

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ 155

ПРОСВЕЩЕНИЕ 158

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ 161

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 163

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 165

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 165

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕРДЕРА 166

ИММАНУИЛ КАНТ 169

ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ 179

Ф.-В.-Й. ШЕЛЛИНГ 182

Г.-В.-Ф ГЕГЕЛЬ 187



ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Введение

Древний Ближний Восток - истоки философского мышления

Философия древней и средневековой Индии

Начала философского мышления

Учение джайнизма и буддизма

Учение материалистов

Философские системы индуизма

Философия древнего и средневекового Китая

Начала философского мышления

Сто школ - период расцвета китайской философии

Философия в эпоху династии Хань

Философия в III-Х вв.

ВВЕДЕНИЕ


Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравнительной этнографии позволяют хотя бы частично осветить этот этап развития человеческого мышления. Конкретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, остаются для нас более или менее гипотетическими.

Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенных областей и общностей. К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времен стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фантастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности человеческого существования, так и постоянства движения небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божественного существования и действия. Неосознанным выражением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого существования были различные погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.

Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей, проецируемое на отношения в обществе, весьма долго существовало во взглядах на мир, его начало и суть; не избавилась от него и философия.

Все эти обстоятельства воздействовали на представления людей о природе и постепенно модифицировали их. Развитие мысли в области этой проблематики весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием расширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание окружающего мира и человеческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между. собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических , обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. Мы стремились на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику, показать, как возникали предпосылки теоретического осмысления мира и какими путями развивалась философия в колыбели цивилизации - на Востоке. Развитие философского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона - Ближний Восток, Индия и Китай - представляют самостоятельные культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы и развитие социально-экономических отношений происходило весьма интенсивно. Этому динамичному развитию соответствовала и накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних ближневосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве существовали предпосылки для возникновения различных научных дисциплин, включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки, прежде всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая философское мышление, невозможно представить без этой основы.

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления в Индии постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская традиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различные политические, социально-экономические и этнические изменения. Она существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного наследия. Внешние влияния и контакты, о которых упоминается в главе, посвященной Индии, обогащали индийскую философию, но не были определяющими для ее развития.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.

Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


История философии в кратком изложении
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации