Ответы на вопросы - Логика (Юридич. факультет) - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы - Логика (Юридич. факультет)
скачать (360.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc361kb.15.09.2012 03:20скачать

n1.doc

  1   2   3
Вопросы для повторения к экзамену
1. Логика как наука, ее значение для юридической деятельности.

2. Виды и функции языка. Язык логики как система формализованных символов.

3. Основные исторические этапы развития логики. Формальная и символическая логика.

4. Понятие о формах и законах мышления.

5. Закон тождества, его роль в судебно-следственной практике.

6. Закон непротиворечия, его роль в судебно-следственной практике.

7. Закон исключенного третьего, его роль в судебно-следственной практике.

8. Закон достаточного основания, его значение в судебно-следственной практике.

9. Понятие как форма мышления. Логические операции образования понятий в мышлении.

10. Содержание и объем понятия. Логические операции обобщения и ограничения понятий.

11. Деление понятий на виды по объему и содержанию.

12. Отношения между объемами понятий и логические операции с понятиями (проиллюстрируйте круговыми схемами Эйлера).

13. Логическая операция определения понятия. Виды определений.

14. Правила классического определения (проиллюстрировать примерами из правовых наук).

15. Логическая операция деления понятия. Виды деления.

16. Правила деления понятия (проиллюстрировать примерами из правовых наук).

17. Суждение как форма мышления. Виды и структура простых суждений.

18. Классификация категорических (атрибутивных) суждений по количеству и качеству (A, E, I, O).

19. Логическое правило распределения терминов (S и Р) в категорических суждениях.

20. Виды и структура сложных суждений, их роль в мышлении.

21. Соединительное (конъюнктивное) суждение, его строение и условия истинности.

22. Разделительное (дизъюнктивное) суждение, его строение, виды и условия истинности.

23. Условное (импликативное) суждение, его строение и условия истинности.

24. Эквивалентное (двойная импликация) суждение, его строение и условия истинности.

25. Логические операции с суждениями.

26. Логика норм и логика оценок.

27. Деонтическая модальность и логические правила ее применения в нормативно-правовых высказываниях.

28. Вопрос как форма мышления. Виды вопросов. Логическое строение вопросов в судебно-следственной практике.

29. Ответ как форма мышления. Виды ответов. Логическое строение ответов в судебно-следственной практике.

30. Умозаключение как форма мышления. Виды и элементы логической структуры умозаключений.

31. Виды, структура и правила логического вывода непосредственных умозаключений (превращение и обращение).

32. Истинностное значение суждений по логическому квадрату.

33. Простой категорический силлогизм, его структура, правила терминов и посылок.

34. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

35. Вторая фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

36. Третья фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в познании.

37. Условно-категорическое умозаключение, его правильные и неправильные модусы.

38. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы.

39. Условно-разделительное (лемматическое) умозаключение и его модусы.

40. Энтимема и полисиллогизмы.

41. Виды и логическая структура индуктивных умозаключений (полная и неполная индукция).

42. Популярная индукция и ее роль в мышлении.

43. Методы (каноны) научной индукции Бэкона-Милля (проиллюстрировать их примерами).

44. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.

45. Логическая структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство.

46. Логическая структура опровержения. Прямое и косвенное опровержение.

47. Правила и ошибки по отношению к тезису аргументации.

48. Правила и ошибки по отношению к аргументам аргументации.

49. Правила и ошибки демонстрации.

50. Логическая структура, виды и общие правила спора.

51. Логический такт и манера спора. Моральный кодекс спора.

52. Понятие о софизмах и парадоксах, их место и значение в аргументации.


  1. Логика как наука, ее значение для юридической деятельности.

Логика - наука о мышление, где мышление рассматривается как средство познания (не в физиологическом, психологическом или каком-либо другом смысле).

Мышление - это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.

1.) абстрагирование от единичного,

2.) на основе имеющихся знаний,

3.) выраж. в сл. и предлож,

4.) нужно чел. и он стремится к примен. мышления.

Никто не будет спорить, что навыки правильного мышления помогают человеку улутьшить чсвою жизнь.

Предметом логики яв. законы и формы, приёмы и опирации мышления, с помощью укот. чел. познаёт окруж. мир.

Логика ка наука возникла юолее 2300 лет назад. Её оснвоателем считают Аристотеля (дидукт.) и его труд «Органон». Он разработал теорию понятий и суждений, учение о силогизме. Логику развивали античные стоики, Средние века- схолистика, Ф.Бэккон (индукт.), Новое время- Декат, Лейбниц, Ломоносов, Радищев, Гегель.

В жизни не сущ. формы без содерж., но нам часто не интерестно содержание, т.к. важно изучить общие приёмы и способы лог. мышления и уже потом применять их к конкрет. содержанею.

Гегель говарил: «Логика учит мыслить, также как физиология учит переваривать», но оно несовсем точно и верно, так как правильное мышление мало зависит от физиологии, человек не раждается со всем багожом знаний, с логическим мышлением, он приобритает его в процессе развития, познавая мир, и курс логики нам в этом, надеюсь помог. Действительно, многие люди мыслят правильно, но изучать логику в ВУЗе просто неободимо, т.к. это повышает навыки этого самого правильного, логичного мышления, логика позволяет нам исправить потенциальные ошибки в рассуждениях

Задача логики- научить человека сознательно применать законы и формымышления, на основе этого логичнее мыслить, правильно познавать мир. Логикка повышает культуру мышления, вырабатывает новые навыки.

Знание логических законов, умение применять их на деле, навыки последовательных рассуждений и аргументации для юриста- необходимые для успешной раброты качества. Примером может послужить Шерлок Холс с его дидуктивным методом, многочисленная плеяда русских юристов, блещющих пламенными, хорошо аргументироваными речами, но это и рядовые труженники прокуратуры, организующие свои следственные будни в соответствие и с лог. зак., их способность построить следственную версию, раскрыть уловки приступника. Не надо забывать, что деятельность юристов связанна не редко с судьбами людей, их жизнями, и логическая ошибка может дорого стоить. В этой профессие требуется особая точность мышления.


  1. Виды и функции языка. Язык логики как система формализованных символов.

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.

Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык– средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.

На базе естественных наук возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алго-метрические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Имя– это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет в данном случае понимается в широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.

Имена делятся на:

1) простые (книга, снегирь);

2) сложные или описательные (самый большой водопад в Канаде и США);

3 ) собственные, т. е. имена отдельных людей, предметов или событий (П. И. Чайковский);

4) общие (действующие вулканы).

Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.

В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.

Именная функция– это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Возьмем именную функцию «отец y». Подставим вместо «y» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» – имя предмета.

Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постановке вместо переменной имени предмета из определенной системной области.

Понятие пропозициональной функции широко используется в математике. Все уравнения с одним неизвестным представляют собой одноместные пропозициональные функции.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак– это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить знаки следующего вида:

1) знаки-индексы;

2) знаки-образцы;

3) знаки-символы.

Логика исследует знаки последнего вида. Знаки-символыне связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.


  1. Основные исторические этапы развития логики. Формальная и символическая логика.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348—322 гг. до н.э.). В своих логических тру­дах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудия позна­ния»), Аристотель сформулировал основные законы мышления.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков, дополнившая аристоте­левскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментиру­ющих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, име­нем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображаю­щей отношения подчинения между понятиями («древо Порфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили ос­новными логическими пособиями.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важней­шим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561—1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить мето­дом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый/Органон». Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, кото­рая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время.

Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с крити­кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». Крупный вклад в исследование логических проблем внесли не­мецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724—1804) и многие другие западно-европей­ские философы и ученые.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н. Радищев (1749—1802), Н.Г.Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключе­ний русские логики М.И. Карийский (1804—1917) и Л.В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отно­шений философ и логик С.И. Поварнин (1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики.


  1. Понятие о формах и законах мышления.

Логика- науа о мышление, где мышление рассматривается как средство познания (не в физиологическом, психологическом или каком-либо другом смысле).

Мышление- это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.

1.) абстрагирование от единичного,

2.) на основе имеющихся знаний,

3.) выраж. в сл. и предлож,

4.) нужно чел. и он стремится к примен. мышления.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Признак- то, в чём придметы сходны или отличны.

Суждение- ф.м., в кот. утвержд. или отр. связь межджу предметом и его признаком, отнош. между предметами, или факт существ. предм., (S-P), субьет-предмет, и предикат-признак, связь выраж. посредством утв. или отр. свойства предм. или предмета, с. может быть либо ист. либо ложным. Повествоват. предлож.. «Иванов- сотрудник милиции».

Умозаключени- ф.м., посредством кот. из одного или нескольких сужд. выводится новое. Сост. из посылок, заключения и вывода (лог. переход от посылок. к зак.). Необход. связь по содерж. между сужд.

В жизни не сущ. формы без содерж., но нам часто не интерестно содержание, т.к. важно изучить общие приёмы и способы лог. мышления и уже потом применять их к конкрет. содержанею.

Мышление чел. подченено лог. законам, но их некто не устанавливал, они первоначальны, естественны, качеств. опред., взаимообусловленны, существуют. независ. от воли людей, их нельзя умолить или незаметить.

Для уяснения данного вопроса неодход. уяснить, что мысль яв. ист., если она соотв. действит., не соотв.-ложна; но если не соблюдается лог. правильность рассуждений, то лож. вывод может быть получен из верных мыслей.

Зак. мышления или лог. зак- это необход. существ. связь мыслей в проц. рассуждения.

Закон тождества- всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе, т.е. не льзя отождествлять различные мысли (подмена понятий) и тождеств. мысли пренемать за нетождеств.. p?p.

Закон не противоречия- дваа несовместимых дрег с другом суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них ложно. не(p и не p), не p- любое высказывание, искл. p. Зак. действ. в отнош. всех несовместных сужд..

Закон искл. третьего- два протимворечащих сужд. не могут бытть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. a есть либо b, либо не b.

Закон достаточного основания- всякая мысль признаётся ист., если она имеет достаточное основание. Аргументация утверждения. a?b.


  1. Закон тождества, его роль в судебно-следственной практике.

Закон тождества- всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе, т.е. не льзя отождествлять различные мысли (подмена понятий) и тождеств. мысли пренемать за нетождеств.. Лог. формула: p?p. Из зак. следует ,что нельзя отождествю. различные мысли и тождеств. принимать за нетождеств.. «Иванов совершил кражу=Иванов тайно похитил чужую вещь» P этих сужд.-равнозначные понятия, а S вообще один и тот же.

Но не надо отождествлять различные мысли. Остерегайтесь подмены понятий.

Этот зак. особо важен для юристов, ему нужно неукоснительно следовать в процессе работы. Точность в понятиях наиболее важна, их необходимо употреб. в нужном значение, т.к. ошибка может привести к трагическим последствиям. При разбарательстве дела необходимо выяснить точный смясл каждого понятия.


  1. Закон непротиворечия, его роль в судебно-следственной практике.

Закон непротиворечия- дваа несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них ложно. Лог. формула не(p и не p), не p- любое высказывание, искл. p. Зак. действ. в отнош. всех несовместных (не могут быть одновремен. ист., но могут быть лож.) сужд.. Т.е. должно быть единство признака, пердмета обсуждения, времени, отношения (места, по сравнеию с др. и т.д.).

Зак. непротивореч. выраж. одно из коренных свойств лог. мышления- непротеворечивость, последовательность, несомненно необходимо квалифицированному юристу: следователю, прокурору, судье, адвокате и др..

Исп. этого зак. помогает обнаружить и устранить противоречия в рассуждениях, непоследовательность в мыслях и действиях. Необходимо тчательно анализироват все абстаятельства по делу ,что бы окончательное решение основывалось на достоверных и непротиворечивых фактах. Не надо забывать, что от нас, в некотором роде, ависят судьбы людей.

(«Это дерево яв. сосной»-«Это дерево яв. берёзой», неверно, это клён, либо одно, либо другое,, либо треть, но не вместе одновремен)


  1. Закон исключенного третьего, его роль в судебно-следственной практике.

Закон искл. третьего- два протимворечащих (не могут быть одновремен. ни ист., ни лож.) сужд. не могут бытть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Лог. формула: a есть либо b, либо не b. (Все коошки ночью яв. серыми= некотор. кошки ночью не яв. серыми).

Зак. иск. третьего позволяет приобрести в рассуждениях непротеворечивость, последовательность, он несомненно необходим квалифицированному юристу: следователю, прокурору, судье, адвокате и др..

Исп. этого зак. помогает обнаружить и устранить противоречия в рассуждениях, непоследовательность в мыслях и действиях. Данный зак. позваляет в опред. случаях найти ответ на категорический (или-или) вопрос, ведь если один вариант лож., то другой верен, но нужно уметь применять этот зак.. Необходимо тчательно анализироват все абстаятельства по делу, что бы окончательное решение основывалось на достоверных и непротиворечивых фактах, ошибка может дорогово стоить и быть, даже трагичной. Не надо забывать, что от нас, в некотором роде, ависят судьбы людей.


  1. Закон достаточного основания, его значение в судебно-следственной практике.

Закон достаточного основания- всякая мысль признаётся ист., если она имеет достаточное основание. Аргументация утверждения. a?b.

Достаточным основ. может быть личный опыт чел., научные достижения, весь опыт человечества, аксиомы (зак., не треб. доказ.), лю.бая др. достоверная мысль. Истинность сужд. уст. путём их сравнеия с фактами действительности: улиакми, свид. показ., др. имеющемися фактами. Но достаточ. основ. не могут служит ьразличные догмы, предрассутки и суеверия. нужно опиратся только на достоверные факты.

Вынесение мотивированного приговора или решения суда яв. главным принципом судопроизводства во всех демокр. странах. Не стоит принемать необоснованных решений. Данный зак. несомненно необходим квалифицированному юристу: следователю, прокурору, судье, адвокате и др..

Исп. этого зак. помогает принять единственноправильное обьективное решение по делу, устранить все возможные сомнения в решение опред. вопросов, научиться обосновывать правильность свих утверждений, решений и действий, приводить необходимы доказательства, анализировать улики, показания свидетелей, отличить истинное от ложного. Необходимо тчательно анализироват все абстаятельства по делу, что бы окончательное решение основывалось на достоверных, непротиворечивых фактах, применённых в нужном случие. Не надо забывать, что от нас, в некотором роде, зависят судьбы людей.

«Наступило утро,. значит выглянуло солнце».


  1. Понятие как форма мышления. Логические операции образования понятий в мышлении.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Признак- то, в чём придметы сходны или отличны, любые свойства,черты, состояния, кот. так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать, идентефицировать. Признак- это отсутств. или наличие свойства. Есть признаки еденичные (присущ. одному предм.), принадлеж. группе предм. и яв. общими. для опред. класса предм.. Сущнственные и несущественные- не выраж. сущности предм..

Отраж. сущность предмета, понят. не содерж. богатства индивид. признаков, сдесь оно беднее форм чувственного восприятия, но оно глубже позваляет проникнуть в деёствительность, сущность предмета, что бывает гораздо важней. Всему своё место.

Понятие отл. от форм чувств. познания, у них часто нет образов или опред. свойств, оно лишено наглядности. «Здание»- в нём отраж. необход. признаки всех строений. Понятию свойственна абстрактная форма.

Для образования понятий можно применить приёмы: сравнения, анализа (разчлинение), синтеза (соед. в единое целое), абстрагирования (от несуществ., выделение), обобщения (обьеденение). Т.о. уст. сходства и различия предметов.

Единство понят. и слова, но не совпадение, некотор. понят. выраж. словосочет., есть сл., обознач несколько понятий- омонимы- одинак., омофомы- пишутся по разному, синонимы- одно и тоже понят. разными словами.


  1. Содержание и объем понятия. Логические операции обобщения и ограничения понятий.

Содержанием понятия наз. совокупность существ. признаков предмета, кот. мыслится в данном понятие. «Преступление»- обществ. опасн. характ., протовоправность, виновность, наказуемость и др..

Обьёмом понятия множество предметов, кот. мыслится в понятие.

Класс (множество)- преступление, подкласс (подмножество, AСB)- экономич. прест. Элементы класса (AЂB)- это, предметы, вход. в класс.

Универс. класс- сост. из всех эл. исслед. обл., единич. класс- кл. из 1 эл., нулевой (пустым) кл.- без эл..

Содержание и обьём понят. тестно связ друг с другом. Закон обратного отношения между обьёмом и содерж. понятия. Увеличение содерж. понят. уменьшает обьём получившегося понятия и наоборот. «Государство»- «свременное гос.»- обьём сокр., содер. увеличивается, становится шире и богаче, информации о предмете больше . «ВУЗ»-«Учеб. завед.»- V увеличивается, но содержание понятие, колич. информ., отлич. признаков, свойств и черт уменьшается, понятие становится более широким, массив предметов, входящих в него увеличивается. Этот зак. лежит в основе лог. операций над понятиями.

Лог. опер. над понятиями наз. действие над этой формой мышления, в некоторой степени измен. её, с целью достижения какой-либо цели, результата.

Обобщение понятия- переход от понят. с меньшим V, но большим содерж. к понят. с большим V, но меньшим содерж. «Эк. прест.»- «Прест.», искл. видовых и индивид. признаков. Обобщить можно максимум до категории науки (материя, сознание, движение, свойство, отношение). Не имеют родового понятия.

Огранечение понятия- переход от понят с большим V, но меньшим содерж., к понят. с меньшим V, но большим содерж.. «Пест.»-«Эк. прест.». До еденичного понятия.

Изменение V ведёт к измен. содерж.. Уточнение и обобщение.


  1. Деление понятий на виды по объему и содержанию.

Понятия принято делить на следующие виды:

1.) еденичные и общие- в завис. мыслится в них один эл.-Москва, РФ, Л.Н.Толстой, или множеситво эл.-Столица, Федерация, писатель,

а.) е. и о. понят. могут быть регистр.-поддоются учёту- Планета Солнич. сист., и нерегистр.- неподдаются-человек (всех не сосчитаешь, мыслятся все люди прош., наст., будущего), указ.

Общие бывают ещё уневерсальными (все предметы данной обл. знаний- числа), пустые- с нулевым V, пустое множество, кот. нет в природе- баба яга, вечный двигатель.

2.) собират.- понят., в кот. мыслятся признаки некотор. совокуп. эл., состав. единое целое, эти признаки пренадлеж. единому целому, но не каждому эл. массива по отдельности- полк, коллекив, и несобират.- понят, в кот. мыслятся признаки относ. к каждому его эл.-звезда, гос.. (собират. понят. могут быть общими-коллектив, полк, созвездие, и еденичными- коллекрив, наш. инст, 12- танковый полк, созвезд. больш. медвед.)

а.) в проц. рассуждения общ. понят. могут употреб в раздел.- если высказ. относ. к каждому эл. класса (студенты 1 курса изуч. лог.), или собират. смысле- ко всем эл. класса, взятым в единстве, не относ. к каждому эл. в отдельонсти (студ. 1 курса провели науч. конфир, всё в целом, а не пооддельности)

3.) в зависимости от того, что отраж. конкрет.- понят, в кот. мыслится предмет или совокуп. пердм. как нечто самостаят. существ. (кника, свидетель, гос.), и абстракт.- поняит, в кот. мыслится признак предмета или отнош. между предметами (белизна, смелость, ответственность). Общ. понят могут быть и конкр.-посредник, и абстракт- посредничество, еденич.- ООН (конкр.), мужество капит. Гастелло (абстракт.)

4.) в зависимрости от того, сост. ли их содержание свойства, присущие предмету или отсутствующие у него: положительные- содерж. кот. сост. свойства (грамотный, порядок, невинный, безделушка), и отрец.- указ. на отсутствие у предмета опред. свойств. (неграмонтый, безпорядок, не, без, аморальный, темнота, трезвый). Все без отр., за искл. некотор., положительные.

5.) в зависимости мыслется ли в них предметы, сущ. раздельно, либо в отношение с другими предметами: безотнос.- понят, отраж. предметы, сущ. раздельно и соотнос.- содержат признаки, указ. на отнош. понят. к другому предмету (родители, дети, подчинённый, часть, причина, брат.

Понятия можно классифицировать по V- 1.), и по содержанею- все оствльные. Пустые понятия не подлежат дальнейшему разбору, навернрое. Будте внимательны и осторожны в этом вопросе!!!


  1. Отношения между объемами понятий и логические операции с понятиями (проиллюстрируйте круговыми схемами Эйлера).

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообьемность, 2) пересечение и 3) подчинение (субординация).

1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъем­ности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами».

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме.



2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами).



3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «суд» (А) и «городской суд» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия «суд».



Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости: соподчине­ние (координация), 2) противоположность, 3) про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.



2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены; Таковы, например, отношения между поня­тиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «друже­ственное государство» и «враждебное государство».



3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия: «четный» и «нечетный», «успевающий» и «неуспе­вающий», «дружественное государство» и «недружественное госу­дарство».



Лог. опер. над понятиями наз. действие над этой формой мышления, в некоторой степени измен. её, с целью достижения какой-либо цели, результата.


  1. Логическая операция определения понятия. Виды определений.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, на­зывается определением. Суждение, раскрывающее содержание по­нятия, называют дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, — определяющим (дефиниенс). Упот­ребляются сокращенные обозначения: Dfd и Dfn.

Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выде­лить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической дея­тельности.

Виды определения

Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

Номинальным называется опре­деление, посредством которого взамен описания какого-либо пред­мета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п.

Реальным называется определение, раскрывающее существен­ные признаки предмета.

1. Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

Если в номинальном определении значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемо­го этим термином, то такое определение можно легко преобразовать в реальное. Например, номинальное определение космонавтики может быть преобразовано в реальное: «Космонавтика — это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осущест­влением космических полетов». Реальное определение также преоб­разуется в номинальное. Например: «Термином «улика» обознача­ется доказательство виновности обвиняемого в совершенном пре­ступлении».

2. По способу выявления содержания понятия определения де­лятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают сущест­венные признаки предмета; к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие виды определений.

Наиболее распространенным видом явных определений являет­ся определение через род и видовое отличие и его разновидность — генетическое определение.


  1. Правила классического определения (проиллюстрировать примерами из правовых наук).

1. Определение должно быть соразмерным.

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющего (А=Вс, или Dfd =Dfn):

Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении равнообъемности. Например, определение «Рецидивист — лицо, совер­шившее умышленное преступление после судимости за ранее совер­шенное умышленное преступление» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее умышленное преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее умышленное пре­ступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»).

Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения (А < Вс).

Правило будет нарушено и в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого. Такая ошибка будет допущена, если, например, рецидивиста определить как лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление против личности. В этом примере определяющее понятие не охватывает других видов преступлений, за которые рецидивист мог быть осужден в прощлом.

Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А > Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга.

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, кото­рое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определя­ется как движение вокруг оси, а ось — как прямая, вокруг которой происходит вращение'.

Разновидностью круга в определении является тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое. Например, идеалист — человек идеалистичес­ких убеждений; неосторожное преступление — это преступление, совершенное по неосторожности. Такие ошибочные определения называют «то же через то же самое». Эти и им подобные определе­ния не раскрывают содержания понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

3. Определение должно быть ясным.

Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке,

называемой определением неизвестного через неизвестное, или оп­ределением х через у. Таково, например, определение «Индетерми­низм — это философская концепция, противоположная детерми­низму», в котором понятие «детерминизм» само нуждается в опре­делении.

4. Определение не должно быть отрицательным.

Отрицательное определение не раскрывает определяемого поня­тия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, определение «Сравнение — не доказа­тельство». Однако на определение отрицательных понятий это пра­вило не распространяется. «Безбожник — это человек, не признаю­щий существования бога», «Бесхозное имущество — имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» — примеры правильных определений.


  1. Логическая операция деления понятия. Виды деления.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие — объем которого следует раскрыть, члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления — признак, по которому произво­дится деление. Логическая операция деления может быть представ­лена схемой, где А — делимое понятие, В, С, D — члены деления.



Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом.

Виды деления

Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихото­мическое деление.

1. Деление по видоизменению признака. Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные; право по форме своего выра­жения — на правовой обычай, юридический прецедент и норматив­ный акт.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач.

2. Дихотомическое деление, или дихотомия, представляет собой деление объе­ма делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно разделить на демо­кратические и недемократические, всех граждан — на совершенно­летних и несовершеннолетних.


  1. Правила деления понятия (проиллюстрировать примерами из правовых наук).

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, напри­мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере­чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальнос­ти, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и де­лить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и жен­щин.

3 Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления — видовые понятия — будут находить­ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. Подобный же результат получим при делении преступле­ний на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех сту­дентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступле­ние» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации на преступления против личности, в сфере эко­номики, против общественной безопасности и общественного по­рядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение прика­за, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, ут­рата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении


  1. Суждение как форма мышления. Виды и структура простых суждений.

Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предме­та. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужде­ний, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Семенов — адвокат», мы связываем понятия «Семенов» и «адвокат», отражая реальную связь между конкретным лицом и его признаком. В суждении «Владимир — брат Алексея» в связи понятий «Владимир» и «Алексей» выражены родственные отноше­ния между двумя лицами. В суждении «В некоторых странах суще­ствует президентская форма правления» связь понятий утверждает факт существования президентской формы правления в некоторых странах.

Связи и отношения выражаются в суждении посредством ут­верждения или отрицания. В суждении «Граждане Российской Фе­дерации имеют право на образование» связь между гражданами России и их правом на образование утверждается; в суждении «Не­которые преступления не являются умышленными» связь между некоторой частью преступных деяний и их умышленным характером отрицается.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным. Например, «Кража — преступле­ние», «Астрология — не наука» — истинные суждения. Если же в суждении утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается существующая связь, то такое суждение явля­ется ложным. Например, «Кража не является преступлением»,

«Астрология — наука» — ложные суждения, они противоречат ре­альному положению вещей.

Итак, суждение — это форма мышления, в которой утвержда­ется или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предме­та; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух поня­тий (терминов) суждения: субъекта, отра­жающего предмет суждения, и предиката, отражающего признак предмета. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку элемент суждения, кото­рый соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая при­надлежность предмету некоторого признака. Суждения делятся на простые и сложные.

Простым называется суждение, не включающее другие сужде­ния. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, назы­вается сложным.
Простым называется суждение, не включающее другие сужде­ния.

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в сужде­ниях, — принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета,— они делятся на 1) атрибутивные суждения, 2) суждения с отношениями и 3) сужде­ния существования (экзистенциальные).

1. Атрибутивным называется суждение о признаке предмета. В нем отражает­ся связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Например: «Сроки аренды определяются догово­ром», «Никто из судей не вправе воздержаться от голосования».

2. Суждением с отношением называется суждение об отноше­нии между предметами. Это могут быть отношения равенства, не­равенства, родства, пространственные, временные, причинно-след­ственные и другие отношения. Например: «А равно В», «С больше D», «Семен — отец Сергея», «Казань восточнее Москвы», «Мораль возникла раньше права», «Пьянство — причина многих преступ­лений».

3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Напри­мер: «Существуют статистические законы»; «На Земле уже нет мно­гих видов животных»; «Суждения без предложения не существует».

  1. Классификация категорических (атрибутивных) суждений по количеству и качеству (A, E, I, O).

Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным, если он взят в части объема. Категорические сужд. делятся по качеств. и по колич., а так как любое сужд. имеет колич. и кач. характеристику, их прин. дел и по обьед. классиф.

Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е, I, О.

Суждение А (Все S суть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект этого суждения («студенты нашей группы») распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы.

Таким образом, в общеутвердительных суждениях S распреде­лен, а Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. К таким суждениям относятся общевыделяющие суждения, а также определения, подчиняющиеся правилу соразмерности.





Суждение Е (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключа­ется из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студен­том нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждени­ях и S, и Р распределены (рис. 26).



Суждение I (Некоторые S суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — отличники (Р)». Субъект этого суждения не распре­делен, так как в нем мыслится только часть студентов нашей груп­пы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката:

только некоторые студенты нашей группы относятся к числу от­личников. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники — студенты нашей группы.

Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены (рис. 27).

Исключение из этого правила составляют частновыделяющие суждения, предикат которых полностью входит в объем субъекта. Например: «Некоторые родители, и только они (S), являются много­детными (Р)». Здесь понятие «многодетные» полностью входит в объем понятия «родители». Субъект такого суждения не распреде­лен, предикат распределен (рис. 28).





Суждение О (некоторые S не суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — не отличники (Р)». Субъект этого суждения не распределен (мыслится лишь часть студентов нашей группы), пре­дикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из кото­рых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицательном сужде­нии S не распределен, а Р распределен (рис. 29).




  1. Логическое правило распределения терминов (S и Р) в категорических суждениях.

В лог. опер с сужд. возникает необход. уст., распред. или нераспред. его термины- S и P. Термин счит. распред., если он взят в полном V. Термин счит. нераспред., если он взят в части V. Рассмотрм как распред. термины в сужд. A, E, I, O.

A Общеутв.- Все S суть P, «все студ. нашей гр.+ сдали экз.-», все студ. наш. гр.- полный v S, но не все кто вообще когда-либо здал экз.- неполн.v P. Поглащение v S, круги. Но в общевыд. сужд. распред и S, и P- Все преступ., и только преступ,- предусмотр. зак. общественноопасн. деян..

E Общеотр.- Ниодно S не есть P, «ниодин студ. нашей гр.+ не сдал экз.+», S и P взяты в полном V. vS полностью искл. из vP, ни один студ. наш. гр. не входит в числ. неуспев. и ниодин неуспев. не яв. студ. нашей гр.. Круги не пересек..

I Частноутв.- Некотор. S суть P, «Некотор. студ. нашей гр.- - отличники-», не все студ. наш. гр. отл. и не все отл.- стед. наш. гр., ни S, ни P распред., частич включ. одного V в другой. Пересичение кругов. Искл.: частновыд. сужд., P кот. полностью входит. в vS. «Некотор. родит., и только они, яв. многодет.».

O Частноотрец.- Некотор. S не суть P. «Некотор. студ. нашей. гр.-- не отл.+», S сужд. непраспред., т.к. мыслится лишь часть студ. нашей гр., P же взят в полном V, т.к. мыслятся весь массив отличников, следовательно S распред, а P нет.

Итак: S+ в общих A и E, S- в частн. I и O, P+ в отрец. E и O, P- в утв. A и I. В общеутв. и частновыдел. сужд. P+.


  1. Виды и структура сложных суждений, их роль в мышлении.

Сложным называют суждение, состоящее из нескольких про­стых, связанных логическими связками. Различают следующие виды сложных суждений: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) услов­ные, 4) эквивалентные. Истинность таких сложных суждений опре­деляется истинностью составляющих их простых.

1. Соединительные (конъюнктивные) суждения.

Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, со­стоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к умыш­ленным преступлениям» является соединительным суждением, со­стоящим из двух простых: «Кража относится к умышленным преступлениям», «Мошенничество, относится к умышленным преступ­лениям». Если первое обозначать р, а второе — q, то соединительное суждение символически можно выразить как р л q, где р и q — члены конъюнкции (или конъюнкты), л — символ конъюнкции.

В естественном языке конъюнктивная связка может быть пред­ставлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», «несмотря на», «одновременно» и другими. На­пример: «При установлении судом размеров подлежащего возмеще­нию ущерба должны учитываться не только причиненные убытки (р), но и та конкретная обстановка, при которой убытки были при­чинены (q), а также материальное положение работника (г)». Сим­волически это суждение можно выразить так: р л q л г.

Соединительное суждение может быть как двух-, так и многосо­ставным; в символической записи: р л q л г л... л п.

2. Разделительные (дизъюнктивные) суждения.

Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, со­стоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или». Например, суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме» является разделитель­ным суждением, состоящим из двух простых: «Договор купли-прода­жи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме». Если первое обозна­чить р, а второе — q, то разделительное суждение символически можно выразить как р v q, где р и q — члены дизъюнкции (дизъюнк­ты), v — символ дизъюнкции.

Разделительное суждение может быть как двух-, так и многосо­ставным: р v q v ... v п.

3. Условные (импликативные) суждения.

Условным, или импликативным, называют суждение, состоя­щее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то...». Например: «Если предохранитель плавится, то электролампа гас­нет». Первое суждение — «Предохранитель плавится» называют ан­тецедентом (предшествующим), второе — «Электролампа гас­нет» —консеквентом (последующим). Если антецедент обозначить р, консеквент — q, а связку «если..., то...» знаком «—>», то импликативное суждение символически можно выразить как p-->q.

4. Эквивалентные суждения (двойная импликация). Эквивалентным называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если—, то...». Например: «Если и только если человек на­гражден орденами и медалями (р), то он имеет право на ношение соответствующих орденских планок (q)».

Логическая характеристика этого суждения состоит в том, что истинность утверждения о награждении (р) рассматривается как необходимое и достаточное условие истинности утверждения о на­личии права на ношение орденских планок (q). Точно так же истин­ность утверждения о наличии права на ношение орденских планок (q) является необходимым и достаточным условием истинности ут­верждения о том, что данное лицо награждено соответствующими орденом или медалью (р). Такую обоюдную зависимость символи­чески можно выразить двойной импликацией p(Стрелочка влево и стрелочка вправо)q, которая читает­ся: «Если и только если р, то q». Эквивалентность выражают и другим знаком: р = q(Вместо 2х линий 3).


  1. Соединительное (конъюнктивное) суждение, его строение и условия истинности.

Сложным наз. сужд., сост. из нескольких простых сужд., связ. лог. связ., ист. сл. сужд. опред. ист. простых. Коньюнкт, дизьюнкт.(строг/нестрог) импликат, эквивол..

1.) соеденительные(коньюктивные)- сужд, сост. из нескольких простых. сужд. (коньюнктов) связан. связ. «и»: а, но, а также, как и, хотя, однако и др.. «p^q^r…». (Кража и мошеничество относ. к умыш. прест.= кр. относ. к умыш. прест.(1 посыл.) и мошен. относ. к умыш. прест. (2 посыл.), лог. умнож.). В яз. соед. сужд. может быть выраж. одной из трёх лог.-граммат. структур:

а.) S1 и S2 есть P: Конфиск. имущ. и лишен. звания яв. пр. санкц..

б.) S есть P1 и P2: Прест.- это общественноопасн. и противоправ. деян..

в.) S1 и S2 есть P1 и P2: С газом и электр. надо быть внимат. и осторож..

Соед. сужд. ист. при истинности все сост. его коньюнктов и ложно при лож. хотя бы одного коньюнкта.


  1. Разделительное (дизъюнктивное) суждение, его строение, виды и условия истинности.

Сложным наз. сужд., сост. из нескольких простых сужд., связ. лог. связ., ист. сл. сужд. опред. ист. простых. Коньюнкт, дизьюнкт.(строг/нестрог) импликат, эквивол..

2.) разделительные(дизьюнкт.)- сужд., сост. из нескольких прост. сужд. (дизьюнктов), связ. лог. связ. «или»: или, либо, или-или, либо-либо. (число может быть чёт. или нечёт.= ч.м. чёт. или ч.м. нечёт.) «pvqvr…», «или», «+». В ях. разделю. сужд. может быть выраж. одной из трёх лог.-граммат. структур:

а.) S1 или S2 есть P: Хищение в крупн. разм. или соверш. гр. лиц имеет повыш. обществ. опесн..

б.) S есть P1 или P2: Хищ. наказ. исправ. работ или тюрем. заключ.

в.) S1 или S2 есть P1 или P2: Ссылка или высалка могут примен. в чак. основ. или дополн. наказ..

Связка «или» употреб. в яз. в соед.-раздел. и искл.-раздел. знач., всязи с этим след. различ. нестрогую(слабаю)- соед.-раздел. знач., «v» (холодн. оруж. может быть колющ. или реж., т.е. кол. или реж, или и тем и другим) сужд. будет ист. при ист. хотя бы одного дизьюнкта и лож. при лож. всех дизьюнктов, (отл. друг от друга по смыслу) и строгую(сильную) дизьюнкц- искл.-раздел. знач., дизьюнкты- альтернативы не могут быть одновремен. ист., «vv» (Рука может быть правой или левой, т.е. не какой друго больше и не той не другой одновремен.), выраж. будет. ист. при ист. одного и лож. другогог, ложно при ист./лож. обоих дизьюнктов.

Полн.(закрыт.) - перичисл. все виды или признаки опред. рода, и неполн.(открыт.) дизьюнкц. pvqvr «т.д., т.м., др. и иные»- перечисл. не все признаки или виды рода.


  1. Условное (импликативное) суждение, его строение и условия истинности.

Сложным наз. сужд., сост. из нескольких простых сужд., связ. лог. связ., ист. сл. сужд. опред. ист. простых. Коньюнкт, дизьюнкт.(строг/нестрог) импликат, эквивол..

3.) условные (импликат.)- наз. сужд., сост. из двух прост сужд., связ. лог. связ. «если…, то…»: там, где; тогда, когда; постольку, поскольку. (Если встанет солнце(предшеств., антецендент), то станет светло(последующие, консеквент)) «p?q», «=».

Импликация ист. во всех случаях, кроме ист. пердшеств. и лож. послед.

ИИИ- если вз. сол., то с уверенностью можно заяв., что стало светло.

ИЛЛ- если вз. с., а светло не ст., то это ложн. высказ..

ЛИИ- если с. невст., а светло стало, то это тоже верно, т.к. св. может ст. и от лампочки.

ЛЛИ- если с. невз., св. не ст, то это выраж. ист., т.к. без появ. св. солнце не бывает.

Выраж. причин, следств., пространств., времен и др. связи.


  1. Эквивалентное (двойная импликация) суждение, его строение и условия истинности.

4.) эквивалентные (двойная импликация)- сужд. включ. в кач. сост. два прост. сужд., связ двойной (прямой и обратной) условной завис. ,выраж. лог. связ. «если, и только если…, то…»: лишь при условие что…, то…; в то и только том случае когда…, тогда…; тогда и тольк тогда…, когда… (Если и только если солнце взойдёт, то наступит утро) «?» Сужд. ист., когда оба ист/лож., и лож., когда одно ист., а др. лож.. Ист. одного достаточна для признания ист. другого, отнош. между ними характ. как необходимое.


  1. Логические операции с суждениями.

Действия эти совершаются с суждением как целостным единством составных его элементов и не меняют исходную истинностную характеристику этого суждения; действия также не должны нарушать другие требования и законы логики. Операции - это, условно говоря, "практические" интеллектуальные действия с данной формой мысли, реализующие накопленные о ней знания.  К логическим операциям с простыми категорическими сужде­ниями относятся отрицание, обращение, превращение и противопоставление. Помимо этих операций к действию с суждениями следует отнести и преобразования по логическому квадрату, которые позволяют, исходя из одного суждения, получить три осталь­ных с определенными истинностными характеристиками. Некоторые авторы рассматривают эти действия как "непосредственные" умозаключения, т.е. как выводы из одного исходного суждения (посылки); однако, данная операция не дает нового суждения, которое бы несло и новое содержание, что свойственно умозаключению, а выступает лишь действием по видоизменению элементов исходного суждения.

Превращение представляет собой операцию, связанную с изменением качества исходного суждения (т.е. связки), при этом предикат выводного суждения должен противоречить предикату исходного. Таким образом, утвердительное суждение превращается в отрицательное, а отрицательное в утвердительное. Превращение есть операция с использованием в сущности двой­ного отрицания: первое отрицание — замена связки на противоположную, второе — замена предиката исходного суждения противоречащим ему понятием. По формуле это будет выглядеть:

S есть Р или S не есть Р

S не есть не-P S есть не-Р

Общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное. В смысловом отношении оба эти суждения одинаковы, но логический вид их различен:

Все студенты есть учащиеся (А) Все S есть Р

Все студенты не есть не-учащиеся [Е). Все S не есть не-P

Общеотрицательное суждение превращается и общеутвердительное:

Все рыбы не есть млекопитающиеся (Е) Все S не есть Р

Все рыбы есть не-млекопитающиеся (А) Все S есть не-P

Частноутвердительное суждение превращается в частноотрицательное:

Часть студентов есть спортсмены (I) Некоторые S есть Р

  1   2   3


Вопросы для повторения к экзамену
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации