Чигринов П.Г. Белорусская история: научно-популярный очерк - файл n1.doc

приобрести
Чигринов П.Г. Белорусская история: научно-популярный очерк
скачать (5970 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5970kb.15.09.2012 02:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77


УДК 94(476) ББК 63.3(4Беи) 4-58

Рецензенты:

главный научный сотрудник Института истории ІІАН Беларуси

доктор исторических наук, профессор Н.С Сташкевич;

доцент кафедры восточнославянской и российской истории

Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова,

кандидат исторических наук В.Н. Афанасьев

Чигринов, П. Г.

4-58 Белорусская история : науч.-попул. очерк / П. Г. Чигринов. -Минск : Современная школа, 2010. - 928 с.

ІЗВІ^ 978-985-513-625-6.

Излагаются основные этапы гкміитического, экономического и культурного развития Беларуси с древнейших времеи до иачала XXI в.

Предназначена для всех, кго интересуется отечественной историей.

УДК 94(476) ББК 63.3(4Беи)

І5В^ 978-985-513-625-6 © Чигринов П. Г., 2010

© Оформление. ООО «Современная школа», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

История Беларуси берет начало в глубине тысячелетий. Консолидация населения на нынешней ее территории, становление социально-экономи-ческих и политических институтов происходили в русле развития восточно-славянской, общеевропейской и мировой цивилизаций. Белорусы, как и дру-гие народы, могут гордиться как своим прошлым, так и достигнутым уровнем развития культуры, просвещения, искусства и науки, реальными демократи-ческими принципами общественного и государственного устройства.

| Геополитическое положение белорусских земель, находящихся в цент-ре Европы, на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, отсутствие естественных защитно-оборонительных рубежей пре-допределили с давних времен стремление соседних государств подчинить себе эту территорию. Все это сказывалось на исторической судьбе бело-русского этноса. На протяжении веков он вынужден был в кровавой борьбе с захватчиками защищать свою землю и право на жизнь, сохраняя и при-умножая культурно-духовное наследие предков. Мужественному и трудо-любивому народу Беларуси пришлось познать на своем пути не только радость творческого трудового созидания и боевых побед над врагами, но и горечь поражений, невосполнимых людских утрат, гибели материальных и духовных ценностей. Весь, более чём тысячелетний, исторический путь наших предков сопровождался взлетом национально-этнического духа как в мирное время, так и в годы военных испытаний.

Сведения о жизни населения Беларуси, сложных и противоречивых явлениях и тенденциях в ее истории содержатся в летописных и других источниках, обобщены и проанализированы в научных работах белорус-ских историков, ученых России, Литвы, Украины, Польши и многих других

3

европейских стран. Значительным является вклад в историографию Бела-руси исследователей, работавших в начале XX в., когда развернулось изу-чение многих актуальных проблем. Важное значениа в этом плане имели работы В. Ластовского, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Со временем накапливались исторические знания и опыт. Это позволило под-готовить в 50-е гг. XX в. обобщающий труд по истории Беларуси - двух-томник «История БССР», второе, дополненное издание которого вышло в свет в 1961 г. Это было крупное достижение белорусской исторической школы. Одновременно шел процесс создания многотомного академическо-го труда, в котором синтезировались итоги научной работы многих поколе-ний историков. В первой половине 70-х гг. XX в. усилия коллектива ученых увенчались успехом. Институт истории Академии наук БССР издал на бе-лорусском языке «Историю Белорусской ССР» в пяти томах. Выход их трудов, соответствовавших состоянию белорусской историографии того времени, явился значительным вкладом в науку и культуру республики, в формирование исторического сознания людей. Не утратили своей науч-ной ценности и сегодня работы белорусских историков 3. Абергауза, М. Бича, М. Болбаса, Э. Загорульского, А. Игнатенко, Н. Каменской, 3. Копысского, И. Кравченко, Е. Мараша, И. Марченко, П. Петрикова, С. Самбук, В. Рябцевича, В. Чепко, К. Шабуни и др., выполненные во второй половине XX в.

В наше время, в условиях нового историко-политологического и фило-софского осмысления прошлого, растет интерес людей к историческим знаниям. Это естественно, ибо любовь к Родине зиждется на традициях прошлого своего народа, на осмыслении во всей полноте жизни своих предков, на позитивном отношении ко всему историческому опыту бело-русского народа. Понимание прошлого, неразрывной связи времен и собы-тий, устремлений народа дает человеку прочную основу его социально-политической позиции, позволяет ясно смотреть в будущее, ибо пізіогіа езі тадізіга ѵііае. Исторические знания являются важным фактором нацио-нального самосознания и жизнедеятельности людей, бесценным кладом, который общество должно сберегать и передавать потомкам. Они всегда лежали в основе политического умонастроения, позволяли человеку «по-нять прошлое общество и усилить его господство над современным».

4

Знание истории во всей ее многогранности складывавшихся веками на-циональных традиций и духовных законов своих предков способствует формированию морально-нравственных, патриотических устоев людей. Поэтому в национальных интересах сегодня - восстановить объективно-научную историческую панораму белорусского общества минувших столе-тий, осмыслить путь народа к суверенности и независимости. Предстоит проанализировать собственную историю, раскрыть основополагающие процессы, источники и механизмы становления и развития белорусского народа в русле фундаментальных общецивилизационных тенденций. Ес-тественно, что решение этой задачи встретится со значительными труд-ностями как методологического, естественноисторического, так и более широкого интегрального характера.
Важнейшими проблемами, оказавшимися в центре нынешних острейших общественно-политических дискуссий, являются научно-теоретическое по-нимание и освещение прошлого, настоящего и будущего белорусской госу-дарственности. В качестве принципиальных рассматриваются вопросы о том, каков был статус существовавших в IX—XIII вв. на территории нынешней Беларуси славянских земель-княжеств в составе древнерусского государст-ва Киевская Русь и, следовательно, наличие в белорусской государственно-сти общерусских корней; в какой степени Великое княжество Литовское мож-но считать национальным белорусским государством; как сказалось на раз-витии белорусской государственности вхождение белорусских земель в со-став Речи Посполитой, а затем - Российского государства и Советского Союза. Актуальным является и вопрос о сущности, содержании идеологии белорусской государственности в нынешний, переходный период истории, начавшийся после распада СССР.

На страницах современных исторических работ читатель встречается с различными концептуальными моделями, находит много нового и интерес-ного фактического материала по вопросам политического, экономического, социального и культурного развития Беларуси, о месте белорусов в обще-человеческой, всемирной истории. В них по-новому излагается ряд про-блем белоруссистики, которые в силу определенных обстоятельств раньше не получали должного освещения, раскрывались не с объектив-но-научных позиций. В исторической памяти народа восстанавливаются

5

ранее замалчивавшиеся события, факты, имена. В числе этих работ как новыми научными подходами, так и объемом выделяются изданные на белорусском языке в 1994-1995 гг. «Очерки истории Беларуси» в двух частях, подготовленные коллективом авторов Института истории Академии наук Беларуси. И специалистами, и общественностью они оцениваются неод-нозначно. Тем не менее их публикация представляет собой важный шаг в расширении как фактической, так и концептуальной стороны разработки истории Беларуси.

Большим вкладом в белорусскую историографию явилась изданная в 1998 г. «История Беларуси» под редакцией Е. Новика и Г. Марцуля, а также совместное издание историками Гродненского и Белорусского государствен-ных университетов курса лекций по истории Беларуси: «История Беларуси. Ч.І. С древних времен до конца XVIII столетия: Курс лекций / И. Крень, И. Ковкель, С. Морозова, С. Сильверстова, И. Федоров» (Минск, 2000) и «Ис-тория Беларуси. Ч.ІІ. ХІХ-ХХвв.: Курс лекций / П. Бригадин, В.Ладысев, П. Зелинский и др.» (Минск, 2002). В 2005 г. в Могилеве издана «История Бе-ларуси в двух частях» под редакцией Я. И. Трещенка. Появился и ряд других работ, авторы которых стремятся на основе современной методологии, новых архивных и археографических материалов всесторонне и полно показать историю нашего Отечества. Исторические события трактуются содержатель-но и объективно, преодолевается груз конъюнктурных стереотипов и штам-пов. Все это способствует повышению исторической культуры белорусского народа.

Значительный вклад вносят в это белорусские энциклопедисты, издав-шие к 2005 г. 18 томов «Белорусской энциклопедии». Завершено также издание шеститомной «Энциклопедии истории Беларуси».

Давая в целом положительную оценку проделанной в 80-90-х гг. XX в. работе по устранению «белых пятен» в национальной истории, автор при-нимает все изданные в последнее время работы, хотя высказаться о сво-ем отношении к каждой из них здесь не представляется возможным. Одна-ко нельзя не заметить, что сегодня, в условиях идейно-политического плю-рализма, свободы мнений и научного творчества, отсутствия обязательных рамок официальной историографии, некоторые авторы (особенно истори-ко-публицистической направленности) придают своим работам чрезмерно

6

идеологизированный и политизированный характер, становятся на позиции упрощенного объяснения исторических процессов, одностороннего осве-щения тех или иных исторических событий, роли и значения отдельных государственных и общественных деятелей и т.п. Порой актуализируются незначительные исторические факты, делаются недостаточно обоснован-ные, базирующиеся на предположениях и рассуждениях гипотетического характера, а не на верифицируемых фактах, выводы, что затрудняет ус-воение смысла и опыта прошлого в качестве онтологического фундамента истории. К сожалению, отдельные авторы стремятся представить свои личные политические предпочтения в качестве научных выводов и резуль-татов. То есть продолжает действовать традиция, в соответствии с которой летописцы, а затем целые поколения ученых рассматривали историю как «политику, обращенную в прошлое» и выражали интересы определенных социальных групп, слоев, классов. Между тем, история - это рбъективное отражение процесса общественного развития, становления материально-го, духовно-культурного наследия народа, т.е. описание событий в их связи и последоватепьности на том уровне, который в данном случае является оптимальным. Ее нельзя отрицать, а, наоборот, нужно изучать, анализиро-вать, извлекать уроки, т.е. не отказываться от своего прошлого, не стано-виться на позиции его неприятия. Знание истории складывается веками национальных традиций и духовных законов своих предков, способствует формированию патриотических, морально-нравственных устоев людей.

Эти явления учитывались при подготовке данной работы. Автор стре-мился при этом использовать наиболее важные и ценные достижения со-временной историографии, новые научные знания и накопленный опыт и на этой основе осмыслить исторический процесс во всей его сложности и противоречивости, добиться максимального соответствия оценок и выво-дов исторической правде и объективной действительности, обстоятельно рассмотреть историю белорусского народа в контексте славянской, евро-пейской и мировой цивилизаций, показать его вклад в общечеловеческое материальное и духовное достояние. Особое внимание уделено пробле-мам политической истории Беларуси, освещению их в тесном единстве с социально-экономическим, культурно-идеологическим и этническим разви-тием. Одновременно автор добивался непротиворечивой тематической

7

уравновешенности работы, выражения ее основной линии как в выборе затрагиваемых проблем, так и в их освещении, сводя к минимуму субъек-тивные подходы и интересы. При этом были использованы материалы и теоретические положения научных работ, указанных в библиографических ссылках. На взгляд автора, все это позволило внести определенный вклад в процесс определения концептуальных позиций освещения истории Бе-ларуси и особенно в белорусскую медиавистику.

Автор высказывает глубокую признательность и сердечную благодар-ность за всестороннее содействие в подготовке данной книги Г. Иванову, В. Абакумцу, П. Петрикову, Н. Сташкевичу, Ю. Мелеховцу, В. Кошелеву, Б. Загорскому, В. Носевичу, Н. Соколову, И. Креню, Б. Иванчуку, В. Ананичу, А. Вишневскому, рецензировавшим работу на разных этапах ее подготовки, С. Чигринову - за большую консультационно-методологическую и организационную помощь. Профессионализм этих ученых, их понимание стоящих перед исторической наукой задач, умение видеть упущенные возможности, помогли мне завершить работу.

Раздел I

БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНОСТИ

И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

ВХОЖДЕНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОЕ (КИЕВСКОЕ)

ГОСУДАРСТВО

§ 1. Первобытное общество на территории Беларуси. Происхождение белорусов

В глубине Прародиной древнейшего человека, как при-

тысячелетий нят0 сейчзс считать, является Африка, о чем

свидетельствуют найденные здесь останки отда-ленных предков людей, живших 3-3,5 млн лет назад. Отсюда человек по-степенно расселился по земле, а около 1 млн лет назад появился в южной части Восточной Европы. Отправной ступенью в поступательном социаль-но-экономическом развитии человеческого общества является первобытно-общинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобыт-ное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (ма-теринский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социаль-ныегруппы.

Согласно археологической периодизации истории человечества в соот-ветствии с материалами, из которых изготавливались дошедшие до нас орудия труда, ученые выделяют каменный, бронзовый и железный век. Каменный век - это самая древняя эпоха в развитии человечества, во вре-мя которой орудия труда вырабатывались из камня (кремня). Он делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век) и энеолит (медно-каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Ранний (нижний) датируется 2,2 млн - 170 тыс. лет назад, средний в Европе охватывает отрезок от 125-100 до 40 тыс. лет назад, лоздний (верхний) датируется 40-35 до 10 тыс. лет назад. Мезолит на территории Беларуси подразделяется на ранний (9-7 тыс. лет до н.э.) и поздний (6-5 тыс. лет до н.э.). Неолит насту-пил здесь в конце 5-го тысячелетия до н.э. и завершился в 2000-1800 гг. до н.э. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества. Первобытные стада, в которых преобладали коллективистские начала, выживали в борьбе с хищ-никами, стихийными бедствиями, голодом. Те же, где возникали вражда и ссоры между отдельными их членами, неизбежно распадались и погибали. Чтобы выжить, люди должны были совместно жить и трудиться - таков был непреложный императив времен первобытного общества. Материальная

8

9

культура говорит, что в то время техника изготовления орудий постепенно становилась более сложной и дифференцированной. На рубеже мезолита и неолита наряду с микролитическими орудиями появились и первые крупные, макролитические (гр. такгоз крупный).

Данные археологии и других наук позволяют считать, что на территории Беларуси человек появился в промежутке от 100 до 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены около деревни Подлужье (Чечерский район), близ Светиловичей на Го-мельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Принадлежали они человеку неандерталь-ского антропологического типа. Именно в это время люди (палеоантропы, или неандертальцы (Ьото варіепз)) овладевали способами добывания ог-ня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. Главным занятием человека каменного века были охота и собирательство. Неандертальцы умели строить жилье, обогревать его кост-рами, шить одежду из шкур зверей. В конце среднего - начале верхнего палеолита неандертальцы по неизвестным причинам исчезли с историчес-кой арены. Их вытеснили люди современного антропологического типа -неоантропы, или кроманьонцы (ло названию грота Кро-Маньон во Фран-ции). Более употребляемым его названием является Ното заріепз, т.е. человек разумный.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены многочисленные кремневые орудия, а также кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстистого носорога, бурого медведя, северного оленя. К этому времени утвердилось родовое общество. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Их поведение регулировалось волей коллектива, родовой моралью и обычаями. Развивалась родоплеменная собственность. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Сред-ства труда и ведения хозяйства также были общими.

На рубеже среднего и позднего палеолита, т.е. примерно 40 тыс. лет назад, появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно - старейшинами родов, из кото-рых избирались племенные вожди. Ученые полагают, что в позднем палео-лите стали появляться духовные начала в жизни людей. Человек того вре-мени сумел донести до нас сведения об окружавшем его мире своими поис-тине бессмертными произведениями искусства. Они вырезались на камне и кости, гравировались на бивнях мамонтов. В частности, орнаментирован-ный обломок пластинки из мамонтового бивня был найден на Юравичской стоянке. До нас дошли скульптурные изображения женщин, животных, птиц, рыб. В позднем палеолите зародился танец, появились музыкальные

10

инструменты. Тогда же возникли первобытные верования, сложные маги-ческие представления и действия, попытки объяснить мир и хотя бы пас-сивно оказать сопротивление могущественной стихии природы, т.е. форми-ровалось мировоззрение первобытного человека. Скорее всего, в то же время как отражение общественного сознания появилась первобытная ми-фология, в которой сливались зачатки словесного искусства, религии, пред-ставления об обществе и природе. Общественная жизнь человека того времени была связана со многими ритуалами и обрядами. И хотя многое о них рассказывают погребения и произведения искусства, реконструкция де-талей жизни верхнепалеолитического человека остается трудной задачей.

В связи с резким похолоданием и наступлением ледника 22-14 тыс. лет назад люди отошли с территории нынешней Беларуси на юг. Однако со временем ледник отступил, вслед за ним отступала и тундра. Менялся кли-мат, более разнообразной становилась растительность, территория покры-валась лесами. После окончания ледниковой эпохи человек вновь возвра-тился сюда. В течение 9-5 тысячелетий до н.э., т.е. в эпоху мезолита, с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее, полное за-селение нынешней территории Бепаруси. Об этом свидетельствуют более 100 стоянок того времени, открытых в бассейне Припяти, а также в Поднеп-ровье, Понемонье, Подвинье. Люди того времени использовали каменные орудия труда: грубо обработанные топоры, резцы, скребки, скобели. Най-дены также маленькие кремневые пластинки, которые использовались как вкладыши, части лезвий при изготовлении режущих инструментов. Широкое распространение в качестве орудия охоты получил лук. Он являлся самым совершенным оружием и сохранял это значение около 15 тыс. лет.

Население в то время было немногочисленным, а условия жизни -трудными. Чтобы выжить, человек должен был уметь попучать огонь, стро-ить жилье, охотиться на крупных зверей. Тогда на территории Беларуси обитали мамонты, олени, дикие лошади, носороги, быки, зубры. На водо-емах водилось множество птиц. Скорее всего, в то же время, в мезолите, население, жившее на территории Беларуси, начало переходить к земле-делию и приручению животных, т.е. скотоводству.

Основные орудия труда вырабатывались из кремня, кости или дерева. Соплеменники, как правило, владели одинаковыми приемами труда, обра-ботки материалов. Похожими были и формы орудий труда, типы построек, одежда. Поэтому на отдельных территориях археологи находят однотипные вещи, которые характеризуют материально-культурный уровень жившего здесь населения. Такую общность принято называть археологическими культурами. Памятники, которые объединяются в одну археологическую культуру, могут отличаться от других формой, орнаментацией и украше-ниями посуды, особенностями погребального обряда, типами поселений и жилья, формами орудий труда, хозяйственной деятельности и др. На

11

территории современной Беларуси выделено более 20 археологических культур, относящихся к разным историческим эпохам. В 11-м тысячелетии до н.э. на Днепре и Соже начала складываться гренская культура, в 10-м тысячелетии до н.э. на территории Западного Полесья, в бассейне Немана -лингбийская и свидерская. К рубежу мезолита и неолита относятся: днепро-донецкая, верхнеднепровская, неманская, нарвенская, а также типовой гре-бенчато-ямочной керамики, лейкообразных кубков и шарообразных амфор и др. Носителям той или иной культуры в определенной мере были присущи признаки этнических сообществ.

С конца 5-го - начала 4-го тысячелетия до н.э., как уже отмечалось, нача-лась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тыс. лет. В то время климат потеплел, повсеместно росли лиственные леса, рельеф и речная сеть в основном приобрели современный вид. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бас-сейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из назем-ных и полуземляночных жилищ, которые, как правило, располагались в поймах рек на песчаных дюнах. Население занималось охотой, рыболовст-вом, собирательством. Со временем орудия труда продолжали совершен-ствоваться: появились шлифовка, сверление. Широко распространились топоры, долота, тесла. К неолиту относится изобретение обожженной гли-няной посуды, что позволило человеку значительно улучшить приготовле-ние пищи, разнообразить ее. Дошедшая до нас керамика дает огромное количество сведений об уровне производства, физико-химических знаниях, эстетических вкусах и даже о мировоззрении людей того времени. Выдаю-щимся достижением конца той эпохи стало появление прядения и ткачест-ва. Начали распространяться такие формы производственного хозяйство-вания, как животноводство и земледелие. Поздненеолитические жители Беларуси разводили коров, овец, коз, свиней, а также лошадей. На не-больших участках освобожденной (путем выжигания) от леса и кустарников земли выращивапи преимущественно ячмень. В результате пополнялись запасы продовольствия, человек становился более независимым от природ-но-климатических изменений. Одновременно менялась материальная и ду-ховная культура, усложнялись взаимоотношения между коллективами и от-дельными людьми. В неолите развивался обмен. Из Посожья и Поне-монья в Подвинье поступал кремень. Из Прибалтики на территорию Беларуси посту-пал янтарь. Этот огромный хозяйственный переворот в истории человечества получил название неолитической революции, которая рассматривается уче-ными как первый значительный скачок в развитии производительных сил, овладении определенными технологическими достижениями. На смену замк-нутым, самодостаточным, слаборазвитым хозяйствам приходили экономиче-ские отношения, связанные с обменом. Это оказало существенное влияние

12

на все стороны жизни неолитических популяций, включая рост их численнс-сти и культурно-духовное развитие.

Наиболее интересными памятниками позднего неолита являются стоян-ки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа - подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц. Найдена и небольшая деревянная фигурка человека. Уникальным памятни-ком того времени, единственным на востоке Европы, являются кремнедо-бывающие шахты около поселка Красносельский Волковысского района на побережье Роси. Из добытого сырья вырабатывались топоры, которые распространялись на всем сеѳеро-западе Беларуси. Красносельские мас-тера владели высокими навыками раскола, оббивки и ретушировки изделий из кремня.

Стоянки-селища неолита отличаются большими размерами и много-людностью. Об этом свидетельствует толщина культурных слоев с находя-щимися в них черепками посуды, каменными изделиями, углями от костров, остатками деревянных жилищ. Любимыми местами поселений были над-речные террасы, устья притоков, озерные берега, недалеко от проток. Те из них, которые в результате увлажнения климата оказались затопленными, а затем занесенными торфяными отложениями, представляют сейчас особую ценность для археологов: под торфом, в бескислородной среде хорошо сохраняются даже деревянные изделия. Археологические материалы, най-денные в различных местах Беларуси, рассказывают о быте, образе жизни, орудиях труда, жилищах, ремеслах, торговых связях, искусстве, о сложной мировоззренческой мифологии наших предков.

В эпоху неолита различные регионы территории Беларуси развивались неравномерно. Земледелие и животноводство появились сначала на юге. Здесь же раньше стали пользоваться пришлифованными, а затем и пол-ностью шлифованными топорами, жнивными ножами, трехгранными нако-нечниками стрел. На севере производственное хозяйство не получило тако-го размаха, как на юге. Здесь в большей мере было распространено соби-рательство, орудия труда вырабатывались из рога и кости, в том числе кинжалы, гарпуны, наконечники стрел, рыболовные крючки и т.п. Но уже в ранний период бронзового века животноводчество и земледелие стали основным источником жизнеобеспечения. Складывались пути обмена. Ме-таллические изделия, сырье для их производства могли попадать на терри-торию Беларуси из Кавказского и Балкано-Карпатского регионов.

Археологические материалы неолита свидетельствуют об особенностях мировоззрения людей той эпохи, их художественных склонностях. Зависи-мость человека от леса и водной среды, окружавших ландшафтов отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. 06 этом свиде-тельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей, уток. Культ уток,

13

как и аистов, которых считали тотемами, магическими оберегами, сохранился среди белорусов и до новейших времен. Существовал и культ предков, кото-рые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. Некоторые из них настолько выразительны и совершенны, что могут считаться скульп-турными портретами наших далеких предков. При раскопках неолитических поселений в больших количествах находят украшения. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельствуют о том, что ряду предметов придавался магический смысл. Многие из них отличаются высокими художественными достоинствами. Существовала и музыка, о чем свидетельствуют находки на торфяниковых стоянках свирелей, сделанных из костей птиц. В то время восточное Полесье населяли племена полесско-го варианта днепро-донецкой культуры, бассейн Днепра к северо-востоку от Березины и Ипути - племена верхнеднепровской культуры, Понеманье, бассейн верхней Припяти - племена неманской культуры. В 3-м тысячеле-тии до н.э. на западную часть нынешней территории Беларуси проникли скотоводческие племена культуры шарообразных амфор. В середине 3-го тысячелетия до н.э. территорию Белорусского Поозерья населяли племена типичной культуры гребенчато-ямочной керамики. В конце этого тысячеле-тия сюда переселилась часть населения с Поднепровья - племена культуры шнуровой керамики. Сложилась северобелорусская культура.

Медно-каменный век, или энеолит, в некоторых случаях включается в неолит, в других рассматривается как переходный период от неолита к бронзовому веку. В тот период люди еще пользовались каменными ору-диями, но стали появляться и изделия из меди. Считается, что в лесной зоне роль энеолитического периода незначительна. В древней истории Беларуси важное значение имеют культуры энеолитических лейкообраз-ных кубков (середина 4 - середина 3 тыс. до н.э.) и шарообразных амфор (середина - вторая половина 3-го тыс. до н.э.). В энеолите появляются общественные постройки, предназначенные, вероятно, для отправления религиозного культа. Усложнение социальной жизни обусловливало дальнейшее развитие духовной культуры людей этого времени, расшире-ние их мифологических, религиозных представлений. Особенно заметным это было там, где происходил переход к производящему хозяйству, при-водившему к появлению новых полезных знаний. В изобразительном ис-кусстве распространялось декоративное направление, т.е. украшение предметов обихода, в особенности одежды, утвари, оружия.

Рубеж 3-2-го тысячелетий до н.э. отождествляется с началом бронзо-вого века - периода в истории человечества, когда получила распростра-нение металлургия бронзы, из которой изготовлялись орудия труда, ору-жие, украшения. Первые металлические изделия, в том числе из бронзы в границах Беларуси найдены в Верхнем Поднепровье в захоронениях

14

среднеднепровской культуры этого времени. Появились медные и бронзо-вые топоры, наконечники копий, долота, ножи, шилья, различные украше-ния. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством об-мена. Новая эпоха отличалась от предыдущих повсеместным распростра-нением скотоводства и первобытного земледелия. Разводились крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посевы об-рабатывались каменными и роговыми мотыгами. В бронзовом веке терри-тория Беларуси входила в ареалы культур шнуровой керамики, затем -культур среднеднепровской, шнуровой керамики Полесья, висло-неманской, а также северо-белорусской, фатьяновской, тштинецкой и сосницкой, лужиц-кой. Они свидетельствуют о постепенном переходе к земледельческой оседлости, в результате чего сообщества людей становились более устой-чивыми, чем при охотничьем и тем более бродячем присваивающем хозяй-стве. Происходило так называемое первое общественное разделение тру-да, т.е. отделение земледелия от скотоводства. Применительно к этой ста-дии уже можно говорить о таких исторических типах этнических общностей, как племена. Начала складываться общность родственных племен с близ-кими культурами производства предметов труда, однотипным образом жиз-ни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими материальными ценностями, т.е. появилось имущественное неравенство. Этому способствовало производство регулярного избыточного, а затем и прибавочного продукта, что порождало отношения эксплуатации. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену.

Во 2-м тысячелетии до н.э. произошла замена материнско-родовых отно-шений патриархально-родовыми, материнского рода - отцовским. Мужчина-охотник, добытчик, от которого зависело благосостояние рода и даже его суще-ствование, занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской линии. Социальный статус женщины изменился. Обладавшая сначала определенным верховенством, а затем полным равноправием, она станови-лась зависимой от мужчины, его своеобразной собственностью. Основной общественно-хозяйственной ячейкой стала большая патриархальная се-мья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родствен-ников по отцу с их женами и детьми. Это нашло отражение и в искусстве. Если к палеолиту относятся скульптуры преимущественно женщин, то к неолиту - в основном мужчин. С развитием земледелия получили распро-странение открытые селища - неукрепленные села, деревни, где жили несколько семей. Общее число населения, проживавшего в бронзовом веке на территории Беларуси, могло достигать от 50 до 75 тыс. человек [105, ч. 1, с. 27]. Дошедшие до нашего времени сведения не позволяют определить их этническую принадлежность. Условно они называются доиндоевропейцами, или европеоидами. Чрезвычайно суровые, тяжелые
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации