Курсовой проект - Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология - файл n1.doc

приобрести
Курсовой проект - Оценка бизнеса: объекты, принципы, процесс, методология
скачать (151.4 kb.)
Доступные файлы (8):
n1.doc246kb.22.11.2010 13:17скачать
n2.doc406kb.21.11.2010 15:45скачать
n3.docx13kb.21.11.2010 16:44скачать
n4.docx15kb.21.11.2010 16:44скачать
n5.docx15kb.21.11.2010 16:44скачать
n6.docx15kb.21.11.2010 16:47скачать
n7.docx15kb.21.11.2010 16:46скачать
n8.docx16kb.21.11.2010 16:42скачать

n1.doc



Содержание



Введение …………………………………………………………………..……

3

1.

Теоретические подходы к оценке бизнеса……………………………….

5






Понятие, цель и принципы оценки бизнеса………………………..

5






Основные этапы и подходы к оценке бизнеса……………………..

9

2.

Оценка бизнеса на примере ОАО «Жако»………………………………

15




2.1

Описание объекта оценки ОАО«Жако»……………………………

15




2.2

Положение в отрасли, в которой функционирует ОАО «Жако»..

17




2.3

Анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Жако»…

20




2.4

Отбор подходов и оценка стоимости ОАО «Жако»………………

29







2.4.1 Оценка объекта с помощью доходного метода……………

29







2.4.2 Оценки стоимости затратным методом и методом прямого

сравнительного анализа продаж…………………………………….










31

Заключение .………………………………………………………………….…

34

Список использованных источников ….……………………….……………..

36

Приложение 1




Приложение 2





Приложение 3




Приложение 4




Приложение 5




Приложение 6




Приложение 7





Введение

Вместе с развитием рыночных отношений в России важнейшим фактором конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций в долгосрочной перспективе является наличие фундаментальной цели развития бизнеса - прироста его реальной стоимости, и построение эффективной системы управления, ориентированной на достижение этой цели. Опыт развитых стран показывает, что положительная динамика стоимости предприятия (бизнеса) предопределяет долгосрочное и устойчивое его функционирование, способствует росту благосостояния общества и социально-экономического развития страны.

В России по мере становления рыночных отношений ситуации, в которых становится необходимым использовать технологии оценки бизнеса, стали возникать значительно чаще. В первую очередь бурный рост рынка недвижимости вызвал спрос на оценку ее рыночной стоимости. Затем развитие кредитных, страховых и арендных отношений, купля-продажа недвижимости, а также машин и оборудования, разработка бизнес-планов инвестиционных проектов, слияние и разделение предприятий, аукционы и конкурсы по продаже пакетов акций предприятий, процедура банкротства и масса других ситуаций, возникающих в хозяйственной практике, сформировали потребность в достоверной оценке тех или иных объектов собственности в каждом конкретном случае.

Знание менеджментом компании подходов и методов, применяемых при оценке стоимости бизнеса, позволяет отслеживать и оценивать развитие компании и принимать своевременные меры по недопущению снижения рыночной стоимости компании, что и определяет особую актуальность данной темы.

Целью работы является исследование основных теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия (бизнеса).

Объект исследования – методы используемые в оценке предприятия (бизнеса).

Предмет исследования – роль методологии в оценке бизнеса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующий ряд задач:

В работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительный метод, метод отклонения абсолютных и относительных разниц, метод графического анализа, метод факторного анализа, и др.

Работа выполнена на основе анализа законодательных актов (ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»), литературных источников (Ковалев А.П., Донцова Л.В. и др.), статей, опубликованных в периодической печати, финансовой и бухгалтерской отчетности ОАО «Жако».
1 Теоретические подходы к оценке бизнеса
1.1 Понятие, цель и принципы оценки бизнеса

Оценочная деятельность - профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Основным законодательным актом, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации является Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 1.

Оценка стоимости любого предприятия (объекта) выражает целенаправленный процесс определения в денежном выражении рыночной стоимости с учетом потенциального и реального дохода, приносимого ею в каждый момент времени.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда2:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Кроме рыночной стоимости могут оцениваться и другие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

- стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

- стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

- стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

- инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

- стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

- ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

- утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

- специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.

В роли субъектов оценочной деятельности выступают физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями законодательства (далее - оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

Объектами оценочной деятельности являются:

- отдельные материальные объекты (вещи);

- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

- права требования, обязательства (долги);

- работы, услуги, информация;

- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Особенностью процесса оценки стоимости имущества предприятия (бизнеса) является его многосторонний характер. Она не ограничивается только учетом одних затрат на создание или приобретение объекта.

В процессе оценки обязательно учитывают совокупность рыночных факторов3:

- факторы времени и риска;

- рыночная конъюнктура (спрос и предложение на объекты оценки);

- уровень конкуренции;

- различные особенности оцениваемого объекта.

Оценка предприятия (бизнеса) проводится в самых различных целях4:

- повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

- купли - продажи ценных бумаг на фондовом рынке

- принятия обоснованного инвестиционного решения;

- определения стоимости предприятия, в случае его купли-продажи целиком или частями;

- реструктуризации предприятия - ликвидация, поглощение, слияние, выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга и др.;

- разработки плана (прогноза) развития компании (будущие доходы, расходы, степень финансовой устойчивости и ценность имиджа);

- определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

- страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости в преддверии потерь;

- принятия обоснованных управленческих решений

Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Этим договором может быть предусмотрено осуществление данным оценщиком оценки одного или ряда объектов, либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлению.

При оценке компании учитывается множество факторов, причем для различных организаций приоритет отдается разным показателям. Для промышленных предприятий (заводов, фабрик) это стоимость имущественного комплекса, которым они владеют. Для компаний, относящихся к сфере услуг или торговли, основным критерием стоимости является доход, который они генерируют.

Можно выделить три группы принципов оценки5:

- основанные на представлениях собственника;

- связанные с эксплуатацией собственности;

- обусловленные действием рыночной среды.

Большое количество принципов не означает, что можно применить их все сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательные принципы.

Когда речь идет о принципах, то появляются лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд факторов может искажать их действие. К примеру, государственное вмешательство иногда искажает реализацию тех или иных принципов оценки.

Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого поведения.

Вместе с тем, по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.

1.2 Основные этапы и подходы к оценке бизнеса

Процесс оценки бизнеса предусматривает определение задачи, сбор и анализ информации в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки может быть разделен на семь этапов6:

1. Определение задачи.

2. Составление плана оценки.

3. Сбор и проверка информации.

4. Выбор уместных подходов к оценке.

5. Согласование результатов и подготовки итогового заключения.

6. Отчет о результатах оценки стоимости.

7. Представление и защита отчета.

Основанием для оценки бизнеса является договор между оценщиком и заказчиком. Оценка предприятия, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда.

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов7:

- доходного;

- затратного;

- сравнительного.

Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта.

Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — предполагает определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы в т.ч. финансовые, а также в том случае, если бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т. п.), в целях страхования.

Собираемая информация обычно включает данные о характеристиках оцениваемых активов, в т. ч. ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т. п.

Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.

В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы.

Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Каждый из трех рассмотренных подходов предопределяет использование присущих ему методов.

В основе доходного подхода лежит оценка бизнеса на основе двух основных методов:

- метода капитализации дохода:

- метода дисконтирования денежных потоков.

С точки зрения метода капитализации доходов оценка бизнеса определяется по формуле

V= D/R , (1)

где D — чистый доход бизнеса за год;

R — коэффициент капитализации.

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Расчёт конечной стоимости предприятия на момент окончания прогнозного периода проводят в соответствии с моделью Гордона по формуле

(2)

где FV – стоимость в постпрогнозный период;

CF(t+1) – денежный поток доходов за первый год постпрогнозного периода;

i – ставка дисконтирования;

t – ожидаемые долговременные темпы роста.

С точки зрения затратного подхода оценки бизнеса стоимость бизнеса определяется так же двумя путями:

- методом чистых активов;

- методом ликвидационной стоимости.

Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами.

Ликвидационная стоимость предприятия определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

Подход с точки зрения сравнения рыночной стоимости предполагает применение следующих методов:

- метода рынка капитала;

- метода сделок;

- метода отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую.

Поэтому, данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок, должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании. Данный метод используется для оценки миноритарных пакетов акций.

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.

Таким образом, оценка бизнеса – определение стоимости компании как имущественного комплекса, обеспечивающего получение прибыли его владельцу.

Стоимость бизнесаобъективный показатель результатов его функционирования. По сути, оценка стоимости бизнеса – это финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив предприятия.

Можно выделить три группы принципов оценки: основанные на представлениях собственника; связанные с эксплуатацией собственности; обусловленные действием рыночной среды.

Процесс оценки может быть разделен на семь этапов: определение задачи; составление плана оценки; сбор и проверка информации; выбор уместных подходов к оценке; согласование результатов и подготовки итогового заключения; отчет о результатах оценки стоимости; представление и защита отчета. Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного; затратного; сравнительного.
2 Оценка бизнеса на примере ОАО «Жако»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Жако»

Общество с ограниченной ответственностью "Жако" зарегистрировано в реестре юридических лиц г. Новокузнецка 12 октября 2003 года и действует на основании Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", Гражданского Кодекса Российской Федерации и Устава, прошедшего государственную регистрацию и учредительного договора. ОАО «Жако» является правопреемником ОАО «Аист» - открытого акционерного общества.

Полное фирменное наименование ОАО «Жако» - открытое акционерное общество "Жако". Юридический адрес: 654000, Российская Федерация, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе 38-а. Форма собственности – частная.

Основными видами деятельности осуществляемых обществом, согласно Устава являются:

При осуществлении видов деятельности, на которые распространяются ограничения, предусмотренные действующим законодательством России, Общество в установленном порядке приобретает лицензии.

Целью деятельности общества, согласно ст. 50 ГК РФ является извлечение прибыли. Для достижения данной цели общество оказывает услуги общественного питания. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев предусмотренных законодательством.

В целях наиболее полной реализации задач ОАО "Жако" на территории предприятия, расположенного по месту юридическому адресу действует бар и кафе. Полный перечень производственного оборудования по первоначальной и остаточной стоимости предприятия приведен в приложении 2.

Производственная площадь, отведенная предприятием под предоставление услуг общественного питания превышает 150 кв. м., что обуславливает невозможность использования системы налогообложения в виде налога на вмененный доход. Поэтому формирование бухгалтерской финансовой отчетности осуществляется ОАО «Жако» в соответствии с общей системой налогообложения.

Тем не менее, ОАО «Жако» относится к разряду малых предприятий, среднесписочная численность персонала которых на начало 2010 года составила 65 человек, что согласно действующему законодательству позволяет осуществлять формирование финансовой и бухгалтерской отчетности лишь в форме Бухгалтерского баланса (форма 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма 2), которые представлены в приложении 1

Цель оценки: определение рыночной стоимости объектов оценки для купли-продажи.

База оценки - рыночная стоимость указанного бизнеса должна производиться по стандарту обоснованной рыночной стоимости.

2.2 Положение в отрасли, в которой функционирует ОАО «Жако»

Основным направлением деятельности ОАО «Жако» являются предоставление услуг общественного питания и сопутствующих развлекательных услуг жителям г. Новокузнецка и близлежайших городов Кузбасса. В процессе оказания услуг предприятия реализует как продукцию собственного производства, так и покупные изделия и полуфабрикаты. Кроме того, в баре ОАО «Жако» предлагаются вино-водочные изделия.

Производство и реализация товарной продукции осуществляется на производственных площадях, находящихся в полной собственности ОАО «Жако». Площадь торгового зала составляет 162 кв. м.

В настоящее время ОАО «Жако» предлагает своим потребителям широкий спектр услуг общественного питания. Так, наряду с традиционным обслуживанием потребителей ОАО «Жако» предлагает:

В целях стимулирования сбыта и расширение круга посетителей с 12 до 16 часов ОАО «Жако» работает в режиме бизнес-ланча, предлагая посетителям обеды по сниженным льготным ценам. При этом необходимо отметить, что ОАО «Жако» обслуживает, как индивидуальных посетителей, так и организации, заключивших договора на обслуживание их работников непосредственно в обеденное время. В вечерние часы стоимость обслуживания повышается. В целях предоставления дополнительных развлекательных услуг в вечернее время посетители ОАО «Жако» могут услышать «живую» музыку. Другими факторами стимулирования являются – широкий перечень предоставляемых предприятием услуг.

Основной потребители, на которых ориентируется в своей хозяйственной деятельности ОАО «Жако», это

В целях изучения неудовлетворенного спроса используется книга жалоб и предложений, а так же раз в год производятся целевые опросы посетителей в целях – выявления недостатков работы предприятия и повышения уровня оказания услуг общественного питания.

Необходимо отметить, что в последние годы в г. Новокузнецке в отрасли общественного питания большими темпами растет число предприятий-конкурентов. На рисунке 3 представлена доля рынка, занимаемого ОАО «Жако» в 2009 году.



Рисунок 3 - Доля рынка, занимаемого ОАО «Жако» в 2009 году
Таким образом, в настоящее время доля рынка ОАО «Жако» на рынке услуг общественного питания составляет всего 2,44% от предоставляемых услуг на рынке общественного питания.

Наибольшая доля рынка принадлежит Кафе-ресторанам (включая кафе быстрого обслуживания посетителей) крупных торговых центров, таких как «Глобус», «Континент», «Чемпион», «Бизнес-центр», ЦУМ и др. Их доля рынка составляет 23,98%, что объясняется тем фактором, что услуги общественного питания здесь оказываются как работникам предприятия, арендующим производственные площади на данной территории, так и другим посетителям.

Далее следуют Комплекс кафе «Жили-были», имеющее разветвленную сете кафе, расположенную по всему г. Новокузнецку, доля рынка аналогичной сети кафе «Пивная Академия» составляет 7,44%. 7,11 и 6,49% соответственно приходится на Комплекс кафе «Сибирская корона» и Ресторан «Вокзальный».

В настоящее время ценообразование на рынке услуг общественного питания осуществляется с применением торговой надбавки от 20 до 50% к суммарным расходом предприятий, осуществляющим хозяйственную деятельность в данной отрасли. В своей деятельности ОАО «Жако» применяет среднюю торговую надбавку от 20 до 30%. В настоящее время рост стоимости услуг общественного питания ввиду кризисных явлений в экономике России, оказавший значительное влияние на экономику Кузбасса затруднен, при удорожании стоимости продуктов, применяемых в производстве.

ОАО «Жако», являясь заведением общественного питания, в качестве сырья для приготовления блюд использует только высококачественные продукты, при этом срок хранения многих продуктов часто ограничен. Например, ежедневно в ОАО «Жако» поставляется мясо, морепродукты, колбасы, при этом срок хранения их в кафе не должен превышать 2 суток. Поэтому поставщики ОАО «Жако», практически все располагаются в г. Новокузнецке.

В настоящее время ОАО «Жако» насчитывает более 80 поставщиков продуктов питания, а так же др. поставщиков технологического сырья и сопутствующих услуг, применяемых в производственном процессе. Так, обеспечение различными продуктами питания осуществляют такие поставщики, как ОАО Чистгорский мясокомбинат, ОАО Мысковская птицефабрика, ОАО «Пингвин» и др.. Поставку электроэнергии осуществляет ОАО «Куссэнерго», воды и тепла – ОАО «Водоканал», обслуживание технологичесого оборудования - ОАО «ЭЛЕКТРА», и т.д..

Здесь необходимо отметить, что в структуре управления ОАО «Жако» отсутствует специализированное транспортное подразделение. Поэтому доставка производственного сырья, к которому относятся, прежде всего, различные продукты питания, полуфабрикаты, пищевые добавки и компоненты, вино-водочные изделия осуществляется либо организациями, осуществляющими оптовую торговлю данного вида продукцией, либо непосредственно силами самого ОАО «Жако». При этом если большая часть оптовых предприятий транспортные расходы выставляет отдельными платежными документами. В этих целях ОАО «Жако» заключен договор с ОАО «Автотранс», а при необходимости привлекаются так же и другие перевозчики.

2.3 Анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Жако»

Анализ показателей, характеризующих хозяйственную деятельность ОАО «Жако» проводился по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2007-2009 годы, представленной в приложении 1.

В графическом выражении динамика товарооборота ОАО «Жако» представлена на рисунке 4.

Таким образом, в структуре товарооборота наибольшая доля приходится на себестоимость производимой предприятием продукции и предоставления услуг общественного питания, далее следует прибыль, полученная предприятием от реализации. Наименьшая доля в структуре товарооборота приходится на продукты питания.



Рисунок 4 - Динамика товарооборота ОАО «Жако»
В динамике товарооборот предприятия растет, особенно необходимо отметить рост производства и реализации услуг общественного питания в 2009 году, что связано со значительным ростом стоимости продуктов питания в данный период, что обусловило рост цен производимой товарной продукции для покрытия расходов предприятия.

Анализ прибыльности и рентабельности ОАО «Жако», представлен в приложении 3.

Таким образом, выручка полученная предприятием от реализации в 2007 году составила 32571 тыс. руб., тогда как в 2008 и 2009 годах показатель ее характеризующий составил 34088 и 51337 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг в 2007 и 2008 годах, составившая 24309 и 24507 тыс. руб. соответственно в 2009 году составила 40076 тыс. руб.

Негативным фактором является превышение темпов роста осуществляемых расходов, которые в 2009 году возросли по сравнению с уровнем 2008 года на 63,53%, а по сравнению с уровнем 2007 года на 64,86% над темпами роста доходов предприятия, которые возросли только на 57,62 и 50,60% соответственно по сравнению с уровнями 2008 и 2007 годов соответственно.

Коммерческие и управленческие расходы, в 2007 и 2008 годах соответственно составили 4558 и 4110 тыс. руб., тогда как в 2009 году их показатель соответствует 4796 тыс. руб., их суммарный прирост в течении всего анализируемого периода составил 238 тыс. руб. или 5,22%.

Показатели, характеризующие прибыль, полученную предприятием от реализации в анализируемом периоде также постоянно растут. Так, если показатели ее характеризующие в 2007 и 2008 одах соответственно составили 3704 и 4405 тыс. руб., то в 2009 году ее уровень возрос до отметки 5346 тыс. руб., или суммарный прирост в течении всего анализируемого периода составил 44,33%.

Наиболее положительной тенденцией является суммарный прирост показателя чистой прибыли, полученной предприятием, который составил 54,00% в течении всего анализируемого периода, при этом в 2008 году показатель, характеризующий прирост чистой прибыли, полученной предприятием составил 27,15% или 695 тыс. руб., тогда как в 2009 году аналогичный прирост составил 21,12% или 688 тыс. руб.

В результате превышения темпов роста осуществляемых предприятием расходов над полученными доходами в 2009 году затраты производимые на 1 рубль реализованной предприятием продукции возросли по сравнению с 2007 годом на 0,03 рубля на каждый рубль, полученных предприятием доходов, а по сравнению с уровнем 2008 года на 0,06 рублей на каждый рубль, что обусловило снижение торговой наценки соответственно на -0,03 рубля на каждый рубль, полученных предприятием доходов, а по сравнению с уровнем 2008 года на -0,06 рублей на каждый рубль или снижение в процентном выражении в 2009 году составило -21,96% по сравнению с уровнем 2008 года и -13,52% по сравнению с показателем 2007 года.

Необходимо отметить, что снижение торговой наценки и рост расходов предприятия дополнительно обусловлены факторами кризисных явлений в экономики России, начавшихся в октябре 2008 года. Когда в результате роста уровня безработицы в г. Новокузнецке и Кузбассе, а так же общего снижения доходов населения снизились и осуществляемые населением расходы, в том числе и на услуги общественного питания.

Ввиду роста уровня чистой прибыли в анализируемом периоде практически все показатели рентабельности в динамике возрастают.

Так, показатель, характеризующий рентабельность собственного капитала в 2007 году составивший 0,11 ед., тогда как по итогам 2009 финансового года данный показатель составил 0,16 ед., что означает его прирост в течении всего анализируемого периода на 44,56%. Ввиду отсутствия в структуре баланса ОАО «Жако» долгосрочных обязательств ему полностью соответствует показатель рентабельности чистых активов предприятия, характеризующий отношение чистой прибыли к суммарным активам за исключением краткосрочных обязательств.

Рентабельность суммарных активов предприятия в 2007 и 2008 году составила 0,11 и 0,14 ед. соответственно или их прирост за данный период составил 17,79%, тогда как в 2009 году наблюдается дальнейший рост рентабельности данного показателя до уровня 0,14 ед.означает его прирост только за период 2009 года на 13,98%.

Росла рентабельность и оборотных активов предприятия. Так, если в 2007 и 2008 году, показатель ее характеризующий составил 0,77 и 0,80 ед., то к концу 2009 года его уровень достиг величины 0,90 ед. или суммарный прирост в течении всего анализируемого периода составил 16,85%.

Негативным фактором в работе предприятия является снижение практически всех показателей, характеризующих рентабельность продаж и рентабельность продукции. Так, показатель, характеризующий рентабельность продаж по прибыли от реализации, составивший в 2007 году 0,11 ед. к концу 2009 года снизился до 0,10 ед. или суммарное снижение составило -8,73%, тогда как показатель рентабельности продаж, рассчитанный по чистой прибыли снизился с показателя его характеризующего в 2007 году 0,081 ед. до 10,078 ед. на конец 2009 года или его снижение составило -3,88%.

Рентабельность продукции в анализируемом периоде в динамике так же снижалась. Если в 2007 и 2008 годах, рентабельность продукции соответственно составила 0,25 и 0,28 ед., то к концу 2009 года показатель ее характеризующий снизился до уровня 0,22 ед. или снижение составило -13,52%. Снижение показателя рентабельности продукции свидетельствует о превышении темпов роста расходов предприятия над получаемыми доходами.

Динамика показателей, характеризующих эффективность использования основного и оборотного капитала ОАО «Жако» представлена в приложении 4.

Таким образом, выручка от реализации продукции (работ, услуг) в 2007 году составила 34088 тыс. руб. против аналогичного уровня 2008 года составившего 32571 тыс. руб., т.е. возросла на 1517 тыс. руб., тогда как в 2009 году прирост выручки, полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг), составил 50,60% по сравнению с уровнем 2008 года.

Тогда как себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) предприятия выросла на 15,04% или на 12,72 тыс.руб. в 2008 году по сравнению с уровнем 2007 года, а в 2009 году ее рост составил 15,06 тыс.руб. или 118,32%. Превышение темпов роста, полученного предприятием валового дохода в 2008 году над темпами роста себестоимости является положительным фактором в работе предприятия, тогда как значительный прирост себестоимости при отрицательных темпах роста валового дохода в 2009 году является отрицательной тенденцией в работе ОАО «Жако». В результате показатель, характеризующий прибыль от реализации, принявший в 2008 году положительное значение в 19,53 тыс. руб., против аналогичного показателя 2007 года 4,02 тыс. руб., в 2009 году опять опускается до отрицательной отметки в –9,73 тыс.руб.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия растет в течении всего анализируемого периода. Так, если показатель характеризующий средний уровень основных производственных фондов в 2007 году составил 21564 тыс. руб., то средний показатель их характеризующий в 2008 и 2009 годах составил 22425 и 23755 тыс. руб. Рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов обусловлен переоборудованием торговых площадей в 2008 году и частичной заменой технологического оборудования, происходившего как в 2008, так и в 2009 годах анализируемого периода.

Фондоотдача основных производственных фондов в 2008 году ввиду превышения темпов полученных предприятием доходов над наращиванием основных производственных фондов возросла на 0,01 рубль на 1 рубль, вложенный ОАО в основные производственные фонды, тогда как в результате дальнейшего незначительного наращивания основных средств на предприятии и значительном росте объемов продаж в 2009 году данный показатель составил 0,64 рубля на 1 рубль, вложенный в основные производственные фонды или в течении всего анализируемого периода произошел его прирост на -43,08%. В результате в 2008 году фондоемкость товарной продукции и оказанных предприятием услуг общественного питания снизилась на -0,004 рублей на 1 рубль реализованной продукции или на – -0,64%, тогда как в 2009 году показатель ее характеризующий дополнительно снижается на 0,20 рублей на 1 рубль реализованной продукции. В значительной мере снижение фондоемкости и рост фондоотдачи обусловлен превышением темпов роста доходов, полученных предприятием над производимыми расходами на обновление основной производственной базы.

На фондорентабельность в анализируемом периоде действовали те же факторы, что и на фондоотдачу. Так, в 2008 году фондорентабельность основных производственных фондов возрастает на 20,26% или с показателя 5,03% до уровня 6,55%, что обусловлено как незначительным ростом объемов продаж, так и ростом применяемой предприятием торговой наценки. Тогда как в 2009 году, их дополнительный прирост составил 10,16% при росте прибыли на 29,77%, что обусловило в 2009 году рост рентабельности основных производственных фондов по сравнению с уровнем 2008 года на 37,52%, что в натуральном выражении составило 2,11%.

В анализируемом периоде наблюдается наращивание предприятием оборотных средств, которые в 2008 году возросли по сравнению с уровнем 2007 года с 3431 тыс. руб. до показателя 4112 тыс. руб., или их прирост в 2008 году составил 20,26%, соответственно продолжительность одного оборота в днях возросла на 14,50%, тогда как коэффициент оборачиваемости в оборотах снизился на -1,20 оборотов в год или на -12,66%. В 2009 году наращивание обеспеченности предприятия оборотными средствами составило 4449 тыс.руб. или на 19,20%, при более высоких темпах роста валового дохода предприятия, составивших 50,60%. Превышение темпов роста выручки, полученной предприятием от реализации над темпами наращивания оборотных средств предприятием обусловило снижение продолжительности одного оборота в днях на -28,16%, тогда как рост коэффициента оборачиваемости в оборотах составил 3,25 оборотов в год или 39,19%.

Экспресс анализ баланса по анализируемому предприятию представлен в приложении 5.

Таким образом, за анализируемый период сумма средств предприятия вложенная в основные средства возросла с 21652 тыс. руб., характеризующие сумму средств предприятия вложенные в основные средства в 2007 году до 24313 тыс. руб. в 2009 году, что в течении всего анализируемого периода составило прирост на 12,63% от уровня конца 2007 года ((24313 – 21652) х 100% / 21652). Рост стоимости основной производственной базы предприятия в 2008 году свидетельствует об ее обновлении переустройстве производственного помещения и торговых залов и установке нового оборудования. Здесь необходимо отметить, что внеоборотные активы предприятия на 100% состоят из основных средств. 2008 год характеризует наиболее высокий уровень запасов и затрат, которые составили 3478 тыс. руб., против показателей 2007 и 2009 годов, составивших 2288 и 3263 тыс. руб. соответственно. Денежные средства, расчеты и прочие оборотные активы выросли за анализируемый период которые составили в 2008 году 221 тыс. руб., против показателей 2007 и 2009 годов, составивших 302 и 216 тыс. руб. соответственно.

Высокий уровень высоколиквидных активов объясняется высокой долей краткосрочной дебиторской задолженности в структуре баланса предприятия, показатель которой в 2007 году составил 1152 тыс. руб. несколько снизившись к концу 2009 года до 937 тыс. руб. Наличие исключительно краткосрочной дебиторской задолженности в структуре активов предприятия, а так же ее снижение положительно характеризует платежную дисциплину в анализируемом периоде.

Источники собственных средств предприятия включают уставной и добавочный капитал предприятия, сумма которых на протяжении всего анализируемого соответственно составляет 18500 и 2412 тыс. руб. и накопленную чистую прибыль, показатель которой в динамике растет. Так, если в 2007 году показатель, характеризующий чистую прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия составил 2639 тыс. руб., то в 2008 и 2009 годах ее уровень составил 3300 и 3998 тыс. руб. соответственно.

В анализируемом периоде долгосрочный заемный капитал в структуре баланса отсутствует. Тем не менее задолженность по краткосрочным кредитам и займам в 2007 году составившая 200 тыс. руб., а в 2008 - 930 тыс. руб. к концу 2009 года снижается до показателя 239 тыс. руб. Показатель, характеризующий кредиторскую задолженность ОАО Жако и прочие краткосрочные пассивы, составившие в 2007 и 2008 годах 1643 и 2538 тыс. руб. соответственно к концу анализируемого периода возросли до показателя 3580 тыс. руб. или более, чем в 2,18 раза. Всего задолженность предприятия по краткосрочным обязательствам на конец 2009 года составила 3819 тыс. руб. против показателя 2008 года, составившего 1843 тыс. руб. или в анализируемом периоде она возросла более чем в 2,07 раза.

Суммарные активы ОАО «Жако», составившие в 2007 и 2008 годах 25394 и 27680 тыс. руб. соответственно возросли к концу 2010 года до показателя 28729 тыс. руб., что означает их прирост на 13,13% ((27680 – 25394) х 100 / 25394).

В приложении 6 приведена динамика показателей финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности ОАО «Жако».

Таким образом, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами в динамике снижается и если на начало анализируемого периода в 2007 году данный показатель соответствует установленному нормативу, т.е. превышает 0,5 ед., то уже в 2008 году он начинает снижаться и соответствует всего 0,23 ед., а на конец анализируемого периода он достигает отметки 0,14 ед., т. е. его общее снижение в течении 2007-2009 годов составило -73,36%.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами характеризующий, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных средств так же в динамике неуклонно снижается, при этом его снижение в течении всего анализируемого периода составило -82,71%, или с показателя 1,13 ед., характеризующего его уровень в 2007 году снизилось до показателя 0,20 ед. в 2009 году. Тем не менее уровень данного показателя даже на конец анализируемого периода в 2 раза превышает установленный норматив, который должен быть выше 0,10 ед.

Низкая обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами с финансовой точки зрения, отрицательный показатель коэффициента маневренности, характеризует низкую финансовую устойчивость организации. Дополнительно необходимо отметить, что финансирование обновления основных производственных фондов в течении всего анализируемого периода происходило как за счет чистой прибыли, накопленной предприятием, так и за счет снижения доли средств направляемых на вложения в оборотные активы предприятия.

Аналогичная тенденция складывается и при анализе показателя, характеризующего маневренность капитала, который с 0,08 ед. в 2007 году снижается до показателя 0,02 ед., при нормативе равном 0,5 ед., что определяет его общее снижение в анализируемом периоде на -70,27%. Данный факт свидетельствует о высоком уровне иммобилизации активов предприятия.

Состояние основных средств анализируется при помощи индекса постоянного актива, который показывает отношение основных средств и внеоборотных активов к собственным средствам, или долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств, которое с 2007 году составило 0,92 ед. увеличившись к концу 2009 года до показателя 0,98 ед. или возросла на 6,16% в течении всего анализируемого периода.

Ввиду отсутствия в структуре баланса предприятия заемных средств, привлеченных на долгосрочной основе сумма маневренности капитала и индекса постоянного актива в течение всего анализируемого периода равна 1,0 ед., а коэффициент долгосрочного привлечения заемного капитала соответствует 0,00 ед.

Коэффициент реальной стоимости имущества (коэффициент реальной стоимости основных и материальных оборотных средств в имуществе организации) подтверждает высокую обеспеченность предприятия основными средствами и снижением в динамике оборотных активов для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в 2007 году составил 0,92 ед. а к концу 2009 года дополнительно вырос на 3,66% и составил 0,95 ед. при нормативе больше 0,50 ед.

Структуру финансовых источников организации и его финансовую независимость характеризуют коэффициент автономии (финансовой независимости и концентрации собственного капитала), оптимальное значение которого 0,5 ед., который в 2007 и 2008 годах соответственно составил 0,46 и 0,44 ед., снизившись в 2009 году до показателя 0,43 ед., что означает его снижение по сравнению с уровнем 2008 года на -0,87%, что обусловлено высокой долей иммобилизованных активов в структуре баланса предприятия.

Коэффициент финансовой устойчивости в 2007 году составил 0,07 ед., тогда как рост данного показателя в 2009 году до уровня 0,13 свидетельствует о тенденции наращивания финансовой устойчивости предприятия, что связано с сокращением уровня привлеченных ресурсов.

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) характеризующий долю заемного капитала в собственных средствах организации, в 2007 году соответствует 0,08 ед. при этом положительным фактором в работе предприятия является его рост, так в 2008 и 2009 годах показатель, характеризующий финансовую активность предприятия соответствует 0,14 и 0,15 ед. или его суммарный прирост в анализируемом составляет 95,88%, что свидетельствует об повышении доли самофинансирования за счет накопленной предприятием чистой прибыли.

Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств) в анализируемом периоде высок и превышает рекомендуемый уровень 1, что объясняется высоким уровнем капитализации активов ОАО «Жако». Так, данный показатель в 2007 году соответствовал 12,78 ед. при его некотором снижении на конец анализируемого периода до показателя 6,52 ед.

Коэффициент абсолютной ликвидности нормальное ограничение которого находится в границах 0,2-0,5, на начало анализируемого периода соответствует 0,16 ед., тогда как показатель его характеризующий в 2008 и 2009 годах снижается до 0,06 ед., что означает его суммарное снижение на -65,48 ед.

Коэффициент критической ликвидности (или промежуточный коэффициент покрытия.), норматив которого ?0,8, на начало анализируемого периода практически соответствует рекомендуемому нормативу и в 2007 году составляет 0,79 ед. снижаясь до 0,29 ед. в 2008 году и несколько возрастая в 2009 году до уровня 0,30 ед. или его суммарное снижение составляет -43,04%.

Коэффициент текущей ликвидности при установленном нормативе ? 2 так же на начало анализируемого периода соответствует рекомендуемому нормативу и в 2007 году равен 2,03 ед., тогда как в 2008-2009 годах он соответственно снижается до показателей 1,29 ед. и 1,16 ед.

Коэффициент общей платежеспособности, характеризующая способность предприятия покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всеми имеющимися активами в анализируемом периоде значительно превышает установленный норматив, т.е. ? 2. Так если в 2007 году данный показатель соответствует 13,78 ед., то в 2008 и 2009 годах он составил 7,98 и 7,52 ед. соответственно.

Коэффициент восстановления платежеспособности, оставивший в 2008 году 0,83 ед. ввиду высокого уровня иммобилизации активов предприятия и оттоке оборотного капитала на эти цели в 2009 году снижается до показателя 0,61 ед. или на -26,30%.

2.4 Отбор подходов и оценка стоимости ОАО «Жако»
2.4.1 Оценка объекта с помощью доходного метода

В основе доходного подхода лежит прогнозирование дохода и риска, связанного с получением данного дохода. Чем выше риск, тем большую отдачу вправе ожидать инвестор. То есть, при прочих равных условиях, если два предприятия приносят одинаковый доход, предпочтение будет отдано компании с менее рискованным бизне-сом. Анализ "риск-доходность" является на сегодняшний день самым современным и наиболее эффективным при выборе объекта инвестирования. В качестве дохода могут выступать: денежный поток, прибыль, дивиденды. В российской практике наиболее обоснованным выглядит использование в качестве показателя дохода денежного потока. Связано это с тем, что прибыль является, во-первых, показателем сильно меняющимся, и, во-вторых, возможно сильно заниженным. Добавление же постоянной компоненты (амортизационных отчислений) в денежный поток способствует сглаживанию тенденции. В российской практике более распространены два метода: метод капитализации дохода и метод дисконтированных денежных потоков.

Метод капитализации базируется на прогнозировании величины дохода на один год вперед. После чего определяется уровень риска, связанный с получением данной величины потока, который находит свое отражение в коэффициенте капитализации. Делением дохода на данный коэффициент определяется рыночная стоимость предприятия.

Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП) основывается на более сложном подходе к прогнозированию. Прогноз обычно охватывает период от трех лет или до тех пор, пока денежный поток компании не стабилизируется.

Так как денежный поток предприятия является величиной не постоянной и его ежегодный прирост также не является константой, необходимо применить для расчета стоимости оцениваемой компании доходным подходом метод ДДП.

Расчет дисконтированных денежных доходов и оценка стоимости ОАО «Жако» с помощью доходного подхода приведена в таблице 1. Расчет производился по формуле 2 с учетом того, что инфляция на продукты питания выше на 1-2%, чем общий уровень зафиксированной инфляции8.
Таблица 1

Оценка стоимости ОАО «Жако» с помощью доходного подхода


Показатель

2009 год (факт)

2010 год

2011 год

2012 год

Постпро-гнозный период

Общий уровень инфляции, %

14

13

12

11

10

Общий уровень инфляции на продукты питания, %

16

15

14

13

12

Коэффициент роста объема продаж (скорректированный на уровень инфляции), ед.

1,35

1,20

1,21

1,22

1,23

Коэффициент роста себестоимости (скорректированный на уровень инфляции), ед.

1,36

1,21

1,22

1,23

1,24

Выручка от реализации продукции

51 337

61 400

74 049

90 045

110 396

Себестоимость реализованных товаров

40 076

48 306

58 710

71 942

88 875

Валовая прибыль

11 261

13 093

15 339

18 103

21 521

Коммерческие и управленческие расходы

5 915

5 915

5 915

5 915

5 915

Прибыль (убыток) от реализации

5 346

7 178

9 424

12 188

15 606

Сальдо прочих доходов и расходов

- 86

-19

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

5 260

7 159

9 424

12 188

15 606

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи (20%)

1 262

1 432

1 885

2 438

3 121

Чистая прибыль, тыс. руб.

3 998

5 727

7 539

9 750

12 485

Начисление износа, тыс. руб.

1 491

1 491

1 491

1 491

1 491

Капитальные вложения, тыс. руб.

-

-

-

-

-

Денежный поток, тыс. руб.

5 489

7 218

9 030

11 241

13 975

Коэффициент текущей стоимости

1

0,7225

0,6361

0,5729

0,5277

Стоимость реверсии, тыс. руб.

-

-

-

-

19 841

Текущая стоимость денежных потоков, тыс. руб.

5 489

5 215

5 743

6 440

17 846

Обоснованная рыночная стоимость, тыс. руб.

-

35 244

Здания и сооружения непроизводственного характера, тыс. руб.

-

3 050

Рыночная стоимость собственного капитала, тыс. руб.

-

38 294


Согласно проведенной оценке доходным методом стоимость ОАО «Жако составит 38294 тыс. руб.

2.4.2 Оценки стоимости затратным методом и методом прямого сравнительного анализа продаж


В рамках затратного подхода к оценке бизнеса существуют два метода: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. Предпосылкой применения метода ликвидационной стоимости является предположение о ликвидации оцениваемого бизнеса, при этом стоимость предприятия рассчитывается с учётом расходов, связанных с ликвидацией: организация торгов, предпродажная подготовка активов и т.п. Данный метод не отвечает задачам и целям настоящей оценки, т.к. требуется определить рыночную стоимость Объекта оценки – ОАО «Жако». В связи с этим применён метод чистых активов.

Расчет чистых активов предприятия с обоснованием изменения каждой статьи актива и пассива баланса представлен в приложении 7.

Согласно проведенной оценке затратным методом стоимость ОАО «Жако составит 26400 тыс. руб.

Последним подходом к оценке стоимости ОАО «Жако» является метод сравнительного анализа продаж.

При этом отбор предприятий общественного питания осуществлялся с учетом следующих факторов:

- рассматривались только те предприятия общественного питания, которые расположены в отдельно стоящих строениях;

- общая площадь, отведенная данными предприятиями под предоставление услуг общественного питания превышает 150 кв. м.;

- анализ проводился с учетом формирования данными предприятиями бухгалтерской отчетности на основе общей системы налогообложения.

В нижеприведенной таблице представлен расчет мультипликаторов пот отдельным предприятиям общественного питания (по данным Госстатистики г. Новокузнецка).
Расчет мультипликаторов пот отдельным предприятиям общественного питания г Новокузнецка


Показатель

Кафе "Русский стиль"

Ресторан "Москва"

Ресторан-дискотека "Стикс"

Средние показатель

Собственный капитал

31610

32546

31126,5

31761

Балансовая стоимость

54084

51713

52170

52656

Чистая прибыль

3942

6025

6715

5561

Цена

55000

60000

58000

57667

Балансовая стоимость / Цена

0,983

0,862

0,899

0,915

Собственный капитал / Цена

0,575

0,542

0,537

0,551

Чистая прибыль / Цена

0,072

0,100

0,116

0,096


В следующей таблице произведена оценка стоимости ОАО «Жако» с помощью сравнительного подхода.
Оценка стоимости ОАО «Жако» с помощью сравнительного подхода


Наименование показателя

Абсолютная величина показателя, тыс. руб.

Величина показателя на одну обыкновенную акцию, ед.

Стоимость одной обыкновенной акции по значению оценочного мультипликатора, ед.

Число акций

18500

0

0

Величина активов

28 729

1,5529

1,4208

Собственный капитал

24 910

1,3465

0,7423

Чистая прибыль

3 998

0,2161

0,0207

Среднее значение

0,7279

Стоимость предприятия




 

20913


Таким образом, с помощью сравнительного подхода стоимость Кафе «Жако» составит 20913 тыс. руб.

Здесь необходимо отметить, что точность данного подхода достаточно низкая, так как все предприятия, расположены в различных частях города, что оказывает значительное влияние на их стоимость.

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены подходы к оценке бизнеса и были решены следующие задачи:

По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы.

Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях: повышения эффективности текущего управления предприятием; принятия обоснованного инвестиционного решения; купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров; реструктуризации предприятия; разработки плана развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования; налогообложения; принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях.

Для определения стоимости предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, ожидания инвесторов, риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, предполагаемую «реакцию» рынка при сделках с оцениваемым объектом.

Изученные теоретические подходы к оценке бизнеса были применены при оценке бизнеса ОАО «Жако».

База оценки - рыночная стоимость указанного бизнеса должна производиться по стандарту обоснованной рыночной стоимости.

Для оценки рыночной стоимости объекта были применены три метода: затратный, метод прямого сравнительного анализа продаж и доходный.

В результате установлено, что, стоимость ОАО «Жако», определенная одним из следующих методов составит:

- доходным методом – 38294 тыс. руб.;

- затратным методом – 26400 тыс. руб.;

- метод прямого сравнительного анализа продаж – 20913 тыс. руб.

Необходимо отметить, что большая точность приходится на доходный и затратный подходы оценки стоимости ОАО «Жако», точность подхода основанного на сравнительном анализе продаж достаточно низкая, так как все предприятия, расположены в различных частях города, что оказывает значительное влияние на их стоимость.

Список использованных источников


  1. Российская Федерация. Кодексы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с дополнениями и изменениями на 23.02.2010) [Электронный ресурс] // Справочная система «Гарант»

  2. Федеральный Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” №135-ФЗ от 29.7.98 (в редакции 29.07.2007) [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ»

  3. Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении "Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ"» от 29 января 2003 г. № 10н [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ»

  4. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ [Текст] / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир - М.: “ДИС”, 2008. – с. 354.

  5. Балабанов, И. Т. Финансовый менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2008. – с. 525.

  6. Болдырев В. С. Введение в теорию оценки недвижимости [Текст] / В.С. Болдырев, А.С. Галушка, А.Е. Федоров – М.: Центр Менеджемента, Оценки и Консалтинга, 2008.

  7. Гаранникова Л. Ф. Оценка стоимости предприятия [Текст] /Л. Ф. Гаранникова – М.: ИНФРА-М, 2005.

  8. Григорьев В.В. Теоретические подходы к оценке посреднических компаний [Текст] / В. В. Григорьев – М.: ИНФРА-М, 2005.

  9. Донцова, Л. В. Анализ бухгалтерской отчетности [Текст] / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова – М.: Изд-во “Дело и Сервис”, 2008. – с. 504.

  10. Ковалев А.П. Оценка стоимости активной части основных фондов [Текст] / А. П. Ковалев – М.: Минстатинформ, 2003.

  11. Оценочная деятельность [Текст] / Под ред. В. Рутгайзера – М.: Дело, 2008.

  12. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст] / Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2008. – с. 429.

  13. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей недвижимости [Текст] / Дж. Фридман, Ник Ордуэй - М.: «Дело ЛТД», 2009.

  14. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А. Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин - М.: ИНФРА- М, 2007. – с. 542.



1 Оценочная деятельность [Текст] / Под ред. В. Рутгайзера – М.: Дело, 2008. – С. 107.

2 Гаранникова Л. Ф. Оценка стоимости предприятия [Текст] /Л. Ф. Гаранникова – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 58.

3 Гаранникова Л. Ф. Оценка стоимости предприятия [Текст] /Л. Ф. Гаранникова – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 61.

4 Оценочная деятельность [Текст] / Под ред. В. Рутгайзера – М.: Дело, 2008. – С. 128.\

5 Григорьев В.В. Теоретические подходы к оценке посреднических компаний [Текст] / В. В. Григорьев – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 45.

6 Гаранникова Л. Ф. Оценка стоимости предприятия [Текст] /Л. Ф. Гаранникова – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 74.

7 Оценочная деятельность [Текст] / Под ред. В. Рутгайзера – М.: Дело, 2008. – С. 146.


8




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации