Врублевский Е.П., Врублевская Л.Г., Сулеменков А.В. Краткий курс лекций по легкой атлетике (в вопросах и ответах) - файл n1.doc

Врублевский Е.П., Врублевская Л.Г., Сулеменков А.В. Краткий курс лекций по легкой атлетике (в вопросах и ответах)
скачать (618.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc619kb.15.09.2012 01:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Врублевский Е.П., Врублевская Л.Г.,

Сулеменков А.В.

КРАТКИЙ КУРС дисциплины

«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
(в вопросах и ответах)

Учебно-методическое пособие




Смоленск 2000

УДК 796.420
Врублевский Е.П., Врублевская Л.Г. Краткий курс дисциплины «Легкая атлетика» (в вопросах и ответах). Учебно-методическое пособие. – Смоленск: СГИФК, 2000. - с.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с учебным планом многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием по физической культуре и спорту по направлению 521900 – «Физическая культура». В пособии изложен основной программный материал, представленный в вопросах и ответах, который регламентирует объем теоретической подготовки, дает возможность студентам самостоятельно осваивать и подкреплять необходимыми знаниями навыки, полученные на практических занятиях.

© Смоленский государственный
институт физической культуры, 2000

ВВЕДЕНИЕ
Двигательная деятельность в спортивных упражнениях имеет определенную направленность, присущую конкретному виду спорта. В легкой атлетике достижение высоких спортивных результатов связано с решением различных, но в то же время конкретных двигательных задач. В гладком и барьерном беге это пробегание определенной дистанции с оптимальной скоростью в кратчайшее время; в прыжках в длину и тройным – преодоление наибольшего горизонтального расстояния; в прыжках в высоту и с шестом – наибольшего вертикального расстояния, а в метаниях – метание снаряда на максимальное расстояние. При этом спортсмен должен обладать спортивной техникой, которая представляет собой систему поз и движений, позволяющих решать двигательные задачи в конкретном упражнении. Техника, при помощи которой можно достичь наиболее высоких результатов (т.е. та, которую используют сильнейшие), считается наиболее совершенной. Поэтому понятие "спортивная техника" часто воспринимается как "рациональный, эффективный способ выполнения движений в данном спортивном упражнении" или характеризуется только внешней картинкой (формой) движений. Это не совсем верно, т.к. техника как способ выполнения движений может быть правильной или неправильной, хорошей или плохой, но без нее не могут действовать ни начинающий, ни рекордсмен мира.

Техника может быть в разной степени совершенной. В случае высокой степени совершенства следует считать, что спортсмен овладел техническим мастерством. Так, например, каждый в какой-то степени владеет техникой бега, так как навык этого движения дается человеку почти от рождения. В процессе тренировки техника совершенствуется, т.е. бегун овладевает спортивным мастерством. Степень овладения спортивным мастерством определяется с помощью специальных критериев на основе биомеханического анализа движения.

Различают технику в целом и технику биомеханических подсистем данного действия. Во всех легкоатлетических упражнениях в качестве их основных подсистем можно выделить части спортивного упражнения, в них – отдельные фазы и в фазах – элементы движения.

Части спортивного упражнения – это основные двигательные операции, приемы, из которых состоит данное целостное движение. Например, к частям техники бега относятся: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Фазы – это специфические детали какой-либо части спортивного упражнения. Например, в беге по дистанции в качестве фаз можно выделить фазу амортизации и отталкивания.

Каждая фаза спортивной техники делится на составляющие ее детали, которые называются элементами (движения одной частью тела). Например, элементом является сгибание ноги в фазе амортизации.

Кроме этого фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды (например, периоды опоры и периоды полета в беге). Такое несколько условное деление используется с целью более удобного описания и анализа техники легкоатлетических упражнений и важно для обучения конкретным видам легкой атлетики.

В технике спортивного упражнения в целом, в ее частях и фазах выделяют подготовительные (предварительные), основные и заключительные (финальные) позы и движения. Так, назначение подготовительных поз и движений – выбор целесообразного исходного положения, достижения предварительного растягивания мышц перед сокращением, создание необходимой инерции отдельных частей тела или тела в целом. Назначение основных частей (фаз) – решать двигательную задачу данного действия; заключительных – сохранить устойчивое положение тела после выполнения двигательного задания, завершить решение двигательных задач в данном действии.

Все двигательные действия выполняются во времени, в пространстве, с использованием определенных сил и в определенном ритме. Пространственные, временные и пространственно-временные параметры характеризуют кинематическую структуру движений; взаимодействие внутренних и внешних сил – их динамическую структуру, а все вместе они могут образовывать те или иные ритмические структуры. Кроме вышеназванных параметров, техника каждого вида легкой атлетики в исполнении конкретного спортсмена может характеризоваться определенной степенью эффективности, экономичности, надежности, индивидуализации и вариативности.

Производя анализ техники легкоатлетических упражнений, лучше это делать следующим образом: вначале дать характеристику изучаемо­го упражнения, указывая в нем на его координационную сложность и физическую трудность, затем выделить в нем основные части, фазы движений, которые являются типичными для данного упражнения, затем в каждой фазе рассмотреть спо­собы движений, производимые отдельными частями тела, вы­деляя особо из них те, которые являются самыми эффективными для достижения спортивного результата.

Прослеживая таким путем последовательность движений сложного спортивного упражнения с самого начала и до кон­ца, следует обратить внимание и на рациональные переходы от одной части движения к другой, от одной фазы или группировки движений к другой.

Важно научиться правильно определять главные и решаю­щие части и фазы движений, от которых зависит основной эффект в данном целостном и сложном упражнении; а также выделять его фазы, играющие в нем второстепенную роль.

Главной фазой, создающей основной эффект в технике ходьбы, бега и прыжков, будет фаза отталкивания, а в мета­ниях — заключительного движения, в том числе и вы­пуск снаряда. Умение сосредоточивать волевые усилия в важ­нейшей фазе движения, более полно и быстро расслаблять мышцы вслед за выполненным движением будет являться характерным для высокой спортивной техники.

К этому следует добавить также и умение в главной фазе упражнения увеличивать амплитуду движения до наиболее выгодного предела, а время этого движения сокращать, одновременно в других фазах движения создавать благоприятные условия для отдыха ведущих мышц и подготовки их к после­дующим напряжениям, если упражнение состоит из несколь­ких повторяющихся циклов (бег, ходьба).

Что касается обучения техники легкоатлетических упражнений, то оно осуществляется в три последовательных этапа, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Первый этап - это часть целостного процесса обучения, целью которого является создание у занимающихся представления о технике данного легкоатлетического упражнения.

Второй этап - этап разучивания техники основного звена упражнения, где занимающиеся овладевают умением выполнять движения в стандартных условиях с учетом индивидуальных особенностей.

Третий этап не ограничен во времени и направлен на совершенствование техники выполнения упражнения в целом в вариативных условиях. Дело в том, что рациональная техника выполнения движений является динамическим стереотипом. Это следует понимать таким образом, что все двигательные действия в целостном упражнении доведены до автоматизма, сформирован прочный двигательный навык, но при этом данный навык является динамичным, то есть вариативным и позволяет спортсмену вносить коррективы в технику, в зависимости от конкретных условий выполнения упражнения и состояния (уровня физической, функциональной, психической и др. подготовленности) исполнителя. Очевидно, что на различных соревнованиях внешние условия выполнения упражнения меняются, так же как состояние и уровень подготовленности спортсмена. Наиболее существенные изменения в уровне подготовленности спортсменов наблюдаются в процессе становления спортивного мастерства в многолетнем аспекте. Следовательно, решение проблемы совершенствования техники выполнения упражнения является актуальной задачей на протяжении всей спортивной карьеры.

Достижение целей на различных этапах обучения предполагает постановку конкретных задач, подбор средств и выбор организационно-методических форм и приемов, адекватных поставленным задачам, и способствующих их разрешению. Задачи формулируются в повелительном наклонении, например, ознакомить, создать представление, научить, совершенствовать и т.п.

На первом этапе обучения ставится следующая задача: «Создать представление о технике изучаемого упражнения», для решения которой используются такие дидактические средства, как объяснение, образцовый показ техники выполнения упражнения в целом или по частям, то же с использованием иллюстративного материала (рисунки, кино-. видеоматериалы, макеты, манекены и т.п.), опробование элементов техники или упражнения в целом в облегченных условиях.

Организационные и методические особенности данного этапа заключаются в том, что наиболее рациональным способом организации занимающихся является фронтальный. При этом, объясняя технику упражнения, следует обращать внимание лишь на основные (ключевые) ее особенности, главным образом детерминирующие результативность упражнения. Опробование элементов упражнения позволяет сформировать у обучаемых более полное представление о технике изучаемых двигательных действий.

На втором этапе обучения последовательность задач определяется дидактическим принципом: «от главного к второстепенному». Например, первая задача на этапе разучивания (вторая в процессе обучения) в зависимости от вида может быть сформулирована таким образом: «Научить технике бега по прямой» - в беговых видах; «Научить технике преодоления барьера» - в барьерном беге; «Научить технике отталкивания» - в прыжках в высоту и в длину; «Научить финальному усилию» - в метаниях. Следующие задачи формулируются в логической последовательности: в прыжках и метаниях - научить разбегу и переходу к финальной части упражнения; в беге - технике бега по повороту и далее - технике старта и стартового разбега.

Средства для решения поставленных задач подбираются в соответствии со следующими дидактическими правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Здесь целесообразно расчленение сложного элемента на более простые и доступные двигательные действия, облегчение условий выполнения движений, выделение ведущего звена, которое, главным образом, определяет эффективность упражнения, повышает его доступность и эффективность методики обучения. Вначале используются имитационные и подводящие упражнения, далее разучивается деталь техники в облегченных условиях и в упрощенном виде. Организационно-методические особенности данного этапа заключаются в том, что здесь осуществляется переход от фронтального к поточному способу организации занимающихся. Известно, что проще сразу научить рациональной технике, чем потом переучивать, разрушая неправильно сформированный двигательный навык. В связи с этим важно соблюдать постепенность, последовательность и преемственность при обучении легкоатлетическим упражнениям с параллельным повышением уровня физической подготовленности занимающихся. По мере устранения грубых (типичных) ошибок осуществляется переход к поточному методу выполнения упражнений с индивидуальной коррекцией техники его выполнения.

Важной методической особенностью этапа разучивания упражнения является необходимость исключения соревнования между занимающимися в скорости, дальности и в других количественных показателях, так как естественное стремление выиграть у соперника не позволяет сконцентрировать внимание обучаемых на качественной стороне движений. Одним из условий успешного обучения движению является также сознательное отношение к нему занимающихся. При объяснении рационального варианта двигательного действия наиболее эффективным приемом является тот, при котором не только констатируется схема движения отдельных локомоторных звеньев, но и используются метафорические образы и ощущения, которые сопровождают правильное выполнение данного движения,

На третьем завершающем этапе обучения решается задача: «Совершенствовать технику выполнения упражнения, закрепить правильные навыки в различных (вариативных) условиях». Таким образом, первая и заключительная задачи в методике обучения одинаковы для всех видов как легкой атлетики.

Средства, используемые на этапе совершенствования техники упражнения, обусловлены индивидуальными особенностями конкретного обучаемого. Арсенал средств на данном этапе может быть самым разнообразным и лимитируется, главным образом, эрудицией, фантазией педагога и ученика, а также условиями, в которых реализуется образовательный процесс.

Важно помнить, что наиболее эффективным средством совершенствования техники является выполнение упражнения в целом и с соревновательной интенсивностью. Но такая тренировочная работа может использоваться лишь периодически как средство контроля за уровнем подготовленности, в силу ее огромной эмоциональной и физической нагрузки на обучаемых и невозможности многократного повторения в одном занятии.

Важнейшим условием успешного владения техникой является способность занимающихся «видеть» свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. При этом для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами, в основном, могут быть:

а) повышенная возбудимость занимающихся;

б) состояние утомления;

в) плохая подвижность в суставах;

г) недостаточное развитие двигательных качеств;

д) неясное представление о выполняемом упражнении;

е) неправильное выполнение предыдущих действий;

ж) сознательное вмешательство в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др.

При наличие нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.
Анализ техники бега на короткие дистанции
Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из наиболее популярных видов легкой атлетики. На крупнейших международных соревнованиях в спринтерском беге в общей сложности разыгрывается 10 комплектов медалей (включая эстафетный бег). Высокие спортивные результаты в спринте так же, как и в других видах легкой атлетики могут быть достигнуты при правильной технике бега. Все действия бегуна от старта до финиша – одно непрерывное упражнение, в основе которого лежит стремление спортсмена первым достичь финиша в кратчайшее время. С целью анализа техники бега его условно разделяют на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.
Старт. В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и достичь максимальной скорости на коротком отрезке. Для ускорения в начале бега используются стартовые колодки, обеспечивающие твердую опору для отталкивания и постоянные углы наклона опорных площадок. Их расположение определяется в процессе тренировки и зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его роста, длины конечностей, уровня развития скоростно-силовых качеств.

Существует несколько вариантов низкого старта. Наиболее распространен так называемый обычный старт, при котором передняя стартовая колодка устанавливается на расстоянии 1-1,5 стопы (35-50 см) от стартовой линии, а задняя – на таком же расстоянии от передней колодки. При сближенном старте задняя колодка приближается к стартовой линии и ставится ближе к передней колодке (на расстоянии длины стопы и меньше). При растянутом старте передняя колодка отставляется от стартовой линии назад и находится на расстоянии длины стопы и меньше от задней колодки. Изменяется при этом и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, при удалении – увеличивается.

Опорная площадка передней колодки обычно наклонена под углом 45-50, задняя – 60-80. Расстояние (по ширине) между осями колодок равно 18-20 см. Однако, какие бы варианты расположения стартовых колодок ни применял спортсмен, расстановка должна обеспечить ему удобное положение по команде «Внимание!» и максимальную эффективность отталкивания от колодок.

Перед сигналом к началу бега различают две предварительные команды: «На старт!» и «Внимание!».

По команде «На старт!» бегун приседает перед колодками, опираясь руками о дорожку впереди стартовой линии. Затем устанавливает в колодку ногу, стоящую сзади, опускается на колено, одновременно устанавливает другую ногу во вторую колодку. Как показывает статистика, подавляющее большинство выдающихся спортсменов на старте ставят толчковую ногу сзади. Рациональность такого расположения можно объяснить, во-первых, тем, что взрывной характер работы сзади стоящей ноги в большей степени характерен для толчковой ноги, а, во-вторых, к моменту первого шага тело спортсмена еще не достигает значительной скорости, и наибольшую нагрузку целесообразнее выполнять сильнейшей ногой. Руки опираются на дорожку несколько позади стартовой линии. Большие пальцы направлены внутрь, навстречу друг другу, локти выпрямлены, спина слегка округлена. Тяжесть тела равномерно распределяется между всеми опорными точками.

По команде «Внимание!» нужно плавно подать туловище слегка вперед, одновременно поднимая таз несколько выше уровня плеч. Стопы должны быть плотно прижаты к колодкам, колени слегка сдвинуты, а пятки чуть развернуты в стороны. Внимание спортсмена должно быть сосредоточено на первом движении после выстрела (например, на движении ноги, стоящей сзади), поскольку концентрация внимания только на выстреле замедляет реакцию. Опытные спортсмены в период ожидания выстрела напрягают определенные группы мышц и начинают надавливать на упоры стартовых колодок. В момент подачи сигнала мышцы при этом начинают работать как бы с ходу, и, таким образом, время, необходимое на развертывание двигательной активности, сокращается. Время от стартового сигнала до начала отталкивания (латентный период двигательной реакции) равно 0,12-0,2 с, а общее время старта – 0,38-0,5с. Таким образом, «спринт на месте» составляет 4-5 % от общего результата бега на 100 м.

Стартовый разбег. Задача стартового разбега – как можно быстрее преодолеть инерцию покоя и создать максимально возможное ускорение тела бегуна. Услышав сигнал, бегун устремляется вперед, отрывая руки от дорожки и одновременно отталкиваясь от колодки сзади стоящей ногой, которая выполняет активное движение вперед. Это движение подхватывается впереди стоящей ногой и завершается ее отталкиванием от колодки. Следует после мощного отталкивания «выбегать», а не выпрыгивать с колодок. Бегун должен энергично, низко над дорожкой выносить вперед маховую ногу уже в первом шаге. При этом носок стопы надо «взять на себя», что способствует упругой постановке и выполнению широких шагов.

В первых 2-3 шагах при беге с низкого старта нога спортсмена ставится сзади проекции ОЦМТ. В последующих 1-2 шагах – на проекцию ОЦМТ, а затем – впереди ОЦМТ бегуна. Считается нецелесообразным сразу после выхода со старта устремлять взгляд на финиш. Поднимать голову нужно постепенно вместе с подъемом всего туловища до нормального положения. Значительный наклон туловища и головы на протяжении первых пяти шагов со старта не мешает квалифицированному спортсмену свободно и естественно наращивать длину шагов и способствует направлению всех усилий строго вперед. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу, бег со старта – это бег по двум линиям, которые сходятся в одну к 12-15 шагу дистанции.

Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается, а техника бега постепенно приближается к технике бега на дистанции. При этом скорость в стартовом разбеге увеличивается за счет возрастания длины шагов, сокращения времени опоры при практически неизменном времени шагов. Выпрямление туловища и переход к бегу по дистанции у спортсменов высокой квалификации происходит на 25-30 метре (13-15 беговых шагов), когда достигается 90-95 % максимальной скорости бега.

Интересно, что бегуны любой квалификации и возраста на первой секунде бега достигают 55 % своей максимальной скорости, на второй – 76 %, на третьей – 91 %, на четвертой – 95 %, на пятой – 99 %. Правда, дети достигают скорости 6-7 м/с и успевают пробежать 20-30 м, а лучшие спринтеры мира достигают скорости 10-11 м/с и пробегают за это время 50-60 м.
Бег по дистанции. Технику сильнейших спринтеров отличает плавный, внешне незаметный переход от стартового ускорения, где спортсмен стремится сохранить максимальную скорость возможно дольше, к бегу по дистанции. Чтобы поддерживать скорость бега, нужно соблюдать рациональное для данного бегуна соотношение длины и частоты шагов за счет меньших усилий и большей свободы движений, что отличает выдающихся спринтеров. Для них характерна частота 4,5-5,5 шага в секунду, а длина шагов достигает 125 % от длины тела спортсмена.

При постановке ноги на дорожку квалифицированные спортсмены выполняют движение стопой навстречу грунту (загребающее движение), тем самым создается предварительная напряженность в мышцах стопы и голени, предшествующая амортизационной фазе. Постановка ноги на дорожку производится на переднюю часть стопы с некоторым акцентом на внешнем ее своде, а голень при приземлении почти вертикальна. Кроме того, нога должна опускаться ближе к проекции ОЦМТ атлета с высокой скоростью, которую называют «посадочной» скоростью стопы. Величину «посадочной» скорости стопы принято измерять относительно туловища, и в идеале она должна приближаться к горизонтальной скорости движения спортсмена. Это обеспечивает упругость шага и характерно для всех сильнейших спринтеров, во многом являясь признаком рациональности техники бега. В конце отталкивания опорная нога полностью не разгибается, т.к. во время спада силы реакции опоры не следует затягивать отталкивание разгибанием ноги в коленном суставе, а активно заканчивать его быстрым разгибанием стопы. Искусственное стремление полностью разгибать ногу в момент завершения отталкивания не только не способствует улучшению спортивного результата, но и может быть причиной травм задней поверхности бедра.

После отрыва от опоры у квалифицированных спринтеров нога сильно сгибается в коленном суставе (пятка почти касается ягодицы) и активным свободным движением выносится вперед и вверх. Такое движение ноги, а затем ее быстрое опускание обеспечивают оптимальную длину и частоту шагов.

В полетной фазе бегун должен стремиться к быстрому сведению бедер. Причем акцент махового движения делается на сведение бедер до постановки ноги (а не на вынос вперед при разведении). Критерием хорошей техники здесь может служить нахождение маховой ноги на одном уровне с коленом опорной, когда последняя осуществляет постановку. За период опоры ОЦМТ бегуна проходит расстояние около 1 м, причем участок амортизации составляет около 40 %, а сама траектория ОЦМТ имеет вид кривой, которая опускается в момент «подседа» на 3,5-4,5 см, после чего повышается и поднимается в полете на 4-6 см.

Во время бега по дистанции руки, согнутые в локтях, быстро движутся вперед и назад-наружу. В момент вертикали рука при движении назад выпрямляется в локтевом суставе и, вновь сгибаясь, движется вперед. Пальцы свободны или полусжаты. На протяжении всей дистанции бегун должен сохранять небольшой наклон туловища, голову держать прямо, а взгляд направлять вперед.

В беге на 200 и 400 м спортсмен принимает старт на вираже. Поэтому, чтобы пробежать начальный отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаются у внешнего края дорожки вдоль касательной к виражу. При подбегании к повороту для борьбы с центробежной силой спринтер плавно увеличивает наклон туловища влево. Чем выше скорость и больше кривизна дорожки, тем больше наклон туловища. Важную роль в беге по повороту играет правильная постановка стоп и работа рук. Так, ступни ног при этом ставятся с небольшим поворотом влево, и при постановке левой стопы на грунт преобладает давление на наружную часть подошвы, а при постановке правой – на внутреннюю. Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой: правая рука направлена больше внутрь, а левая – несколько наружу.

Финиширование. Часто под понятием «финиширование» не совсем правильно понимают исключительно бросок на финишную ленточку, хотя финиш включает в себя конечное усилие, которое бегун прилагает на последних метрах дистанции, чтобы поддержать имеющуюся скорость бега. Для этого ему необходимо сохранить длину и, особенно, частоту шагов, а также сосредоточить внимание на интенсивных движениях рук. Тем не менее, на последних 20-15 метрах дистанции скорость снижается на 3-10 % за счет уменьшения частоты шагов из-за увеличения времени полета (при этом увеличение длины шагов не может компенсировать снижение частоты шагов). Квалифицированные бегуны делают бросок грудью на финишную ленточку за счет резкого наклона вперед, причем наклоняться надо в момент, когда нога опирается о землю. Некоторые спортсмены, наклоняя туловище вперед, одновременно несколько поворачивают его направо или налево, чтобы коснуться финишного створа плечом. Такие движения предпринимаются с целью незначительного, но порой решающего преимущества перед соперником.

Таким образом, давно уже ушли в прошлое времена, когда обсуждалось, выгоден или невыгоден прыжок на финишную ленточку, который так эффектно выполняли некоторые известные спринтеры. В настоящее время стало несомненным, что существуют лишь три способа финиширования: первый – бросок грудью на ленточку, отводя руки назад; второй – рывок плечом с поворотом верхней части туловища и третий – пробегание за ленточку, не изменяя техники бега.

Часто начинающие спортсмены в естественном желании быть первыми начинают финальный бросок за 3-4 шага и эти последние метры пробегают в неудобном, «падающем» положении, что снижает скорость, а иногда ведет к падению бегуна. Поэтому, спринтерам, не овладевшим техникой финиширования, рекомендуется пробегать финишный створ на полной скорости, не обращая внимания на соперников, не думая о броске или прыжке на ленточку. При этом через финишную линию следует пробегать так, словно до нее еще осталось полметра. На последующих после финиша шагах тело бегуна постепенно отклоняется назад, скорость падает и спортсмен переходит с бега на ходьбу.
Методика обучения технике бега на короткие дистанции


Применяемые средства

Методические указания

Задача 1. Создать у занимающихся правильное представление о технике бега на короткие дистанции и предпосылки для ее успешного овладения

а) Краткая характеристика бега на короткие дистанции

Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России

б) Демонстрация техники бега на короткие дистанции

Показ сопровождать анализом техники, с использованием кинограмм. Выполнять бег на различной скорости, начиная показ техники сбоку

в) Пробегание занимающимися отрезков 30-50 м с постепенным ускорением

Ознакомление с индивидуальными особенностями бега каждого занимающегося, определение основных недостатков и способов их устранения

Задача 2. Научить технике бега по прямой

а) Бег с ускорением 30-40 м с последующим бегом по инерции

Скорость нужно увеличивать постепенно и добиваться свободного исполнения. Увеличение скорости необходимо прекращать, как только появляется скованность движений и излишняя напряженность

б) Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку, переходящий в обычный

Сначала выполняется на месте, затем с продвижением вперед. Нога ставится на дорожку близко к ОЦМТ, а туловище не откланяется назад

в) Семенящий бег с переходом на обычный

Выполняется с нарастанием частоты движения при раскрепощенном туловище и плечевом поясе. С каждой последующей пробежкой увеличивать длину шага

г) Бег с отведением бедра назад и захлестывающим движением голени, переходящий в обычный

Следить, чтобы таз достаточно подавался вперед, а голень была расслаблена, переход к обычному бегу за счет увеличения длины шагов

д) Бег прыжковыми шагами, переходящий в обычный

Выполнять максимально длинными шагами на мягком грунте, отталкиваясь под острым углом и ставя ногу на грунт с передней части стопы; переход к обычному бегу за счет увеличения частоты шагов

е) Бег на отрезках 50-60 м с изменением длины и частоты шагов

Упражнение сначала выполняется индивидуально. По мере овладения техникой бега постепенно увеличивать длину отрезков с включением «свободного хода»

Задача 3. Научить технике бега по повороту

а) Движение руками на месте (как при беге по повороту)

Левая рука движется вперед-назад, ее локоть немного прижимается к туловищу, правая рука выполняет движения больше поперек с отведенным вправо локтем

б) Бег с ускорением на повороте по 6-8 дорожке в ѕ от максимальной интенсивности

Следить за изменением наклона туловища и работы рук, левую ногу ставить больше на внешнюю, а правую на внутреннюю часть стопы

в) Бег с ускорением на повороте по 3-4 дорожке с выходом на прямую

При выходе на прямую обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища с переходом на свободный бег

г) Вбегание в полную силу с прямой в поворот 3-4 дорожки

Акцентировать внимание на опережающий наклон туловища влево, упреждая возникновение центробежной силы. При входе в поворот увеличить частоту шагов и работу рук

д) Бег по кругу диаметром 20-30 м с различной скоростью

Упражнение использовать в том случае, когда достаточно отработана техника бега по повороту большого радиуса

е) Повторный бег по виражу на первой дорожке в полную силу

Отрабатывать элементы техники входа в поворот и выхода из поворота; регулировать наклон туловища, работу рук, постановку стоп, длину и частоту шагов

Задача 4. Научить технике низкого старта и стартового разбега

а) Выполнение стартового движения во время ходьбы, бега, по звуковому и зрительному сигналу. То же, из различных положений: стоя, падая вперед; упора присев; упора лежа; после броска набивного мяча вперед; после кувырка вперед и т.д.

Обращать внимание на наклон туловища при начале бега, а также на разноименную работу руки и ноги при выполнении первого шага. Следить за тем, чтобы обучаемые быстро включались в бег с максимальной скоростью под различные команды

б) Бег с высокого старта 15-20 м без опоры и с опорой на одну руку

Положение туловища приближается к горизонтальному; старт с опорой на одну руку похож на и.п. бегуна, принимающего эстафету

в) Ознакомление с вариантами низкого старта, установка колодок для взятия старта различными вариантами

Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений при различном расположении колодок по длине, ширине и наклону площадок; начало бега индивидуально без сигнала (до 20м)

г) Самостоятельное выполнение занимающимися команд: «На старт!», «Внимание!» и выход со старта (руки на повышенной опоре)

Обращать внимание на выбегание со старта, а не выпрыгивание, на энергичное движение согнутыми руками и сохранение наклона туловища

д) Выполнение стартовых команд и начало бега под команду

Начало бега по сигналу, подаваемому через различные промежутки времени; не допускать фальстартов

е) Бег со старта по отметкам для первых 5-6 шагов

Целесообразно использовать следующую разметку шагов: 1-й шаг – 3 стопы от передней колодки, а далее каждый шаг на Ѕ стопы больше. Вместе с нарастанием длины шагов плавно выпрямлять туловище

ж) Бег с низкого старта группой по 2-5 человек.

Применять разнообразные сигналы – раздражители, подаваемые с различной громкостью звука. Определять победителя забега, контролируя правильность выполнения техники старта и стартового разбега

з) Бег с низкого старта на повороте

Колодки располагать у наружного края дорожки, а стартовое ускорение совершать прямолинейно по касательной к внутренней бровке

Задача 5. Научить техники перехода от стартового разбега к бегу по дистанции

а) Свободный бег по инерции после разбега с низкого старта

Следить за максимально быстрым наращиванием скорости и плавным переходом к бегу по дистанции

б) Бег по инерции («накатом») после пробегания небольшого отрезка с максимальной скоростью

Упражнение служит своеобразным критерием оценки техники бега. Спортсмены, обладающие хорошей техникой, пробегают 40-50 м после «выключения» усилий

в) Ускорение на отрезках 50-60м. Первая половина отрезка пробегается с акцентом на длину шагов, вторая – на частоту

Следить за плавностью изменения структуры шага и отсутствием при этом снижения скорости

г) Удержание максимальной скорости на отрезке прямой 50-60 м после выполнения выбегания с низкого старта и стартового разбега по наклонной дорожке или горке (4-5 %)

Добиваться свободного исполнения при выбегании со старта и отсутствия напряженности при беге с максимальной скоростью

д) Фиксация времени пробегания отдельных отрезков (30-50 м) в полную силу с ходу и с низкого старта

Сравнение результатов позволяет судить о технике выполнения старта и стартового разбега

Задача 6. Научить технике финиширования

а) Рассказ о технике финиширования и его демонстрация

Ознакомить занимающихся с основными способами финишного броска на ленточку: грудью и плечом

б) Наклон туловища с отведением рук назад в ходьбе и медленном беге; то же, с поворотом плеч

Упражнение выполнять сначала самостоятельно, затем по команде преподавателя

в) Финиширование способом «бросок грудью» на высокой скорости

Обращать внимание на то, чтобы туловище наклонялось на последнем шаге

г) Финиширование способом «бросок плечом» на высокой скорости

На последнем шаге, выполняя наклон, повернуть туловище влево или вправо

д) Финиширование на максимальной скорости любым способом индивидуально, а затем в группе

Акцентировать внимание на том, чтобы занимающиеся заканчивали бег не у линии финиша, а после нее



  1   2   3   4   5   6


СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации