Семинар - Источники аграрного права - файл n1.doc

приобрести
Семинар - Источники аграрного права
скачать (587 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc587kb.15.09.2012 00:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема № 1. Источники аграрного права

Вопрос № 1. Понятия и виды источников аграрного права
В современной теории права выражение «источник права» ча¬сто используется в двух значениях: материальном и формальном. В материальном значении под источником права понимается сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть госу¬дарства, которая реагирует на потребности общества, на развитие общественных отношений и принимает соответствующие право¬вые решения. В формальном значении источник права есть форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. По¬следнее значение источника права преобладает в учебной и науч¬ной литературе.

Существует и более развернутое определение источника пра¬ва — как исходящие от государства или признаваемые им офици¬ально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения, как «резервуар», в котором только юридические нормы и находят¬ся и откуда «мы их черпаем».

В национальных правовых системах мира используются разные виды источников права (наборы их видов):

нормативный правовой акт — распространен в континенталь¬ных государствах романо-германской правовой семьи и близких к ней правовых системах;

нормативный договор — распространен в государствах с разви¬той экономикой и в международном праве;

правовой обычай — используется во всех правовых семьях в про¬шлом и настоящем;

правовой прецедент (судебный и административный) — основ¬ной источник в англосаксонской правовой семье;

правовая доктрина — распространена в англосаксонской право¬вой семье и некоторых мусульманских государствах;

общие принципы права — применяемые в международном праве и в процессуальных отраслях права внутри государства.

В российских правовых науках проявляется разный подход к признанию действующими (или возможными для использова¬ния) каждого из приведенных источников права применительно к той или иной отрасли права. Безусловно, абсолютно доминирую¬щее значение имеют нормативный правовой акт и нормативный до¬говор, используемые во многих отраслях российского права (госу¬дарственного, гражданского, аграрного, семейного, трудового).

Относительно признания судебного прецедента в качестве ис¬точника права мнения ученых и юристов-практиков расходятся, хотя роль судебной практики в совершенствовании правопримени¬тельной практики, особенно в аграрных правоотношениях, вряд ли кто отрицает.

В аграрно-правовой литературе умалчиваются возможность, а также факт использования правового обычая в аграрных правоот¬ношениях в качестве источника права.

Уместно обратиться к теоретическому толкованию правового обычая и близких к нему иных источников права.

С. С. Алексеев определяет санкционированные обычаи как во¬шедшие в привычку правила, которым государство придало об¬щеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки к обычаям в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов. При этом данный вид источников права рассматривается обобщенно как правовые обыкновения — деловые, судебные, правовые традиции.

Между тем соотношение понятий «обычаи» и «обыкновения», их отождествление в юридической литературе и на практике явля¬ются спорными. Отрицается не только равенство между обычаями и обыкновениями, но и не признаются обыкновения источником права. В то же время в литературе отмечается, что в современном экономическом обороте провести границу между обыкновением и обычаем сложно, поскольку в действительности обыкновения часто переходят в обычай.

В ряде исследований правовой обычай признается источником права как неоднократно и достаточно широко применяемое пра¬вило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. И эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкнове¬ний и заведенного порядка. Тем более что последние в качестве по¬нятий не применяются в Гражданском кодексе РФ.

Существует расширительное толкование способов государственно санкционированного обычая: законодательное, правоприменительное; ведомственное; договорное; признание государ¬ствами международного обычая; государственное санкционирование обычаев, систематизированных и признанных негосударственны¬ми организациями.

Наиболее распространенной разновидностью правового обы¬чая является обычай делового оборота, которым согласно ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведе¬ния, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Наряду с терми¬ном «обычай делового оборота» Гражданский кодекс РФ в ряде статей использует универсальное (родовое) понятие — «обычно предъявляемые требования».) Правила об обычаях делового обо¬рота содержатся в ст. 5, 6, 309, 311, 312, 314, 316, 406, 427, 431, 438, 451, 452,474, 478, 508, 516, 513, 848, 862, 863, 867, 874, 891, 985,992, 998 ГК РФ.

Обычаи делового оборота в настоящее время широко использу¬ются в аграрных отношениях, что обусловлено историей развития договорных отношений в агропромышленном комплексе страны. Дело в том, что в сельском хозяйстве все еще применяются акты, принятые в советский период:

положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 15 апреля 1987 г. № 300;

положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслужи¬ванию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций районными ремонтными предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523.

На основе названных положений были разработаны типовые и примерные договоры (только типовых договоров контрактации сельскохозяйственной продукции насчитывалось 22).

В соответствии с данными нормативными правовыми актами, носившими плановый, императивный характер, заключались до¬говоры по производственно-техническому обслуживанию, по аг¬рохимическому обслуживанию, по ремонту и техническому об¬служиванию внутрихозяйственных мелиоративных сетей, конт¬рактации и др. Общее их свойство — значительный набор суще¬ственных условий договора и конкретные размеры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, которые были обязательны для каждой из сторон договорного правоотношения. А самое главное — в них последовательно отражена специфика аграрных отношений, что служило основанием для признания в аграрно-правовой науке договоров в сфере производственно-технического обслуживания сельского хозяйства как особых ви¬дов договоров, отличающихся от видов подряда, закрепленных в гражданском законодательстве (договор контрактации уже на¬шел место в нем).

В конце 1980-х годов в связи с начавшейся в 1987 г. в СССР общей экономической реформой и закреплением в ряде статусных законов «О государственных производственных предприятиях (объединениях)» (1987 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), про¬возгласивших свободу договора, указанные нормативные право¬вые акты утратили силу. Однако в силу традиции они (акты) сами по себе не исчезли из правоприменительной практики. Образовав¬шийся правовой вакуум привел к тому, что предусмотренные в этих актах условия договора обрели характер примерных.

В настоящее время к рассматриваемым договорным отношени¬ям в агропромышленном комплексе применим и п. 1 ст. 427 ГК РФ, согласно которому в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в пе¬чати (т. е. указанными положениями и изданными в соответствии с ними примерными договорами), и п. 2 ст. 427 ГК РФ, в соответ¬ствии с которым в случае, когда в договоре не содержится отсылки к примерным условиям, такие условия применяются к отношени¬ям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ, т. е. если широко применяе¬мое правило поведения не предусмотрено законодательством, неза¬висимо от его зафиксированности в каком-либо документе, и если условие договора не определено его сторонами или диспозитивной нормой. В данном случае указанные аграрно-правовые акты могут рассматриваться в качестве обычаев делового оборота.

В российской учебной и научной литературе, а также офици¬ально правовая доктрина, как и судебный прецедент, не признана самостоятельным источником права. Таким образом, в судебной практике возникают ситуации, когда соответствующие нормы ма¬териального права либо противоречивы, либо допускают возмож¬ность разного толкования в силу расплывчатости, недостаточной четкости формулирования их содержания. Например, нередко ар¬битражные суды в своих решениях исходят из неверной трактовки соответствующих норм закона, согласно которой земельный уча¬сток, предоставленный главе крестьянского хозяйства как индиви¬дуальному предпринимателю для ведения сельского хозяйства, не входит в состав конкурсной массы при банкротстве — процедуре конкурсного производства. Обращение к авторитетным научным (доктринальным) юридическим публикациям было бы логически правомерным.

Фундаментальной частью источников аграрного права, как и основных, профилирующих и специальных отраслей, являются нормативные правовые акты — документы, содержащие юриди¬ческие нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). Поэтому все последующее изложение дан¬ной темы посвящается анализу особенностей и системы аграрного законодательства.

Нормативный договор является соглашением двух и более субъектов, содержащим общеобязательные юридические нормы. По своим основным юридическим критериям нормативный дого¬вор относится к нормативным правовым актам. Особое значение нормативный договор как источник аграрного права имеет при правовом регулировании трудовых отношений в рамках трудового права (коллективный договор унитарного предприятия, аграрного акционерного общества, аграрного общества с ограниченной ответ¬ственностью). Немаловажную роль при осуществлении земельной и аграрной реформ сыграл и Федеративный договор 1992 г., предо¬ставивший республикам, входящим в РСФСР, особые нормотворческие полномочия в регулировании земельных отношений.

Вопрос § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права

Источники аграрного права характеризуются определенными особенностями. Главная из них — комплексный характер, сочета¬ние в одном законе или ином нормативном правовом акте норм, регулирующих разные, но взаимосвязанные общественные отноше¬ния, выступающие предметом аграрного права.

В числе источников аграрного права выделяются две категории:

собственные источники данной отрасли права, представлен¬ные нормативными правовыми актами, содержащими нормы пра¬ва, которые не входят ни в одну из традиционных отраслей права и предназначены специально для регулирования аграрных отно¬шений. Именно наличием собственных источников, представляю¬щих целостную их систему, аграрное право отличается от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других отрас¬лей права;

нормы права, закрепленные в нормативных актах других отрас¬лей законодательства, которые напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сель¬ском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграр¬ного законодательства.

Система собственных источников аграрного права включа¬ет законы и иные нормативные правовые акты четырех уровней: федеральные, акты субъектов Федерации, органов местного само¬управления, локальные акты. Наличие такой вертикали иерархии нормативных правовых актов, различающихся по субъектам пра¬вотворчества и сферам действия, составляет также существенную их специфику, имеющую особую значимость в связи с территори¬альной масштабностью сферы действия аграрного права.

Важнейшими собственными источниками аграрного права на федеральном уровне являются Федеральные законы: от 29 де¬кабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)1; от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 13 мая 2008 г.)2; от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 23 июля 2008 г.); от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 13 мая 2008 г.); от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 13 декабря 2008 г.); от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и ра¬циональным использованием зерна и продуктов его переработки» (в ред. от 8 ноября 2007 г.); от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садо¬водческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 13 мая 2008 г.); от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» (в ред. от 8 ноября 2007 г.); от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 дека¬бря 2008 г.)5; от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животно¬водстве» (в ред. от 14 июля 2008 г.); от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (в ред. от 2 февра¬ля 2006 г.); Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне» (в ред. от 16 марта 2006 г.); Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О вете¬ринарии» (в ред. от 21 июля 2007 г., с изм. от 12 июня 2008 г.) и др., содержание которых рассматривается в соответствующих главах.

Важнейшими источниками аграрного права, заимствованны¬ми из других отраслей права и имеющими как бы «двойную про¬писку», являются прежде всего нормы гражданского, земельно¬го и экологического законодательства, определившие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и правила их использования субъектами сельскохозяйственной деятельно¬сти, а также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)10, который регламентирует особенности банкротства сельскохозяй¬ственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств; Налоговый кодекс РФ, нормы гл. 26.1 которого регламентируют осо¬бый режим налогообложения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств; нормы административной ответственности за аграрные правонарушения и др.

Итак, в системе источников аграрного права особое значение имеют собственные нормативные правовые акты аграрного законо¬дательства. Вместе с тем аграрные правоотношения регулируются и нормами иных отраслей права: гражданского, земельного, трудо¬вого, административного, которые адресованы специально субъ¬ектам сельскохозяйственной деятельности и не воспроизводятся в соответствующих нормативных аграрно-правовых актах.

К особенностям источников аграрного права обычно относят отсутствие единого кодификационного нормативного правового акта. Дискуссии относительно необходимости принятия единого нормативного правового акта имеют глубокую историю и ведутся в настоящее время.

Одна группа ученых считает нецелесообразным объединение в одном нормативном правовом акте всех вопросов, имеющих от¬ношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комп¬лексу: это, якобы, потребовало бы «выдергивания» отдельных норм из Гражданского и Трудового кодексов, Кодекса РФ об ад¬министративных правонарушениях, других нормативных право¬вых актов, что разрушало бы сложившуюся систему и структуру российского законодательства. Так, помимо отрицания аграрного права как самостоятельной отрасли права высказывалось мнение, что в принципе нет необходимости в федеральном законе, который являлся бы «базовым», «основополагающим» по отношению к за¬конам, регулирующим отдельные вопросы сельскохозяйственной деятельности.

Другая группа ученых поддерживает идею принятия единого сводного нормативного правового акта, регулирующего весь комп¬лекс аграрных отношений, складывающихся в сфере предпринима¬тельской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводи¬телей. При этом одни ученые считают целесообразным принятие Аграрного кодекса РФ, другие — специального фундаментального аграрного закона.

В науке предлагается и переход от отраслевых кодификацион¬ных актов к подотраслевым и даже к кодексам отдельных наиболее общественно значимых институтов той или иной отрасли права. Целесообразность создания Аграрного кодекса РФ аргументиру¬ется положительным опытом кодификации правового регулиро¬вания аграрных отношений во Франции и ряде стран Латинской Америки, где аграрные кодексы приняты и успешно применяются.

В плане систематизации аграрного законодательства большие надежды возлагались на Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», однако они не оправ¬дались. Этот Закон носит рамочный характер, положения его отли¬чаются декларативностью, многие статьи не содержат норм прямого действия, а некоторые нормы представляются недостаточно четкими с точки зрения юридической техники. Недостаточно и противоречиво проработан понятийный аппарат данного Закона, не дано понятие «государственное регулирование агропромышленного комплекса», не прописаны четко механизмы и гарантии государственной под¬держки производителей сельскохозяйственной продукции.

К особенностям источников аграрного права справедливо отне¬сти и целевые государственные программы, являющиеся основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и субъектов агропромышленного комплекса, как, на¬пример, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Для аграрного права характерна ставшая традиционной множе¬ственность нормативных правовых актов, регулирующих аграрные отношения, принятых в разное время, на разных уровнях, по раз¬ным вопросам.

Так, еще в советское время по вопросам деятельности сельско¬хозяйственных предприятий и развития различных отраслей сель¬скохозяйственного производства было издано большое количество нормативных правовых актов, из них только по растениеводству — более 900 правительственных постановлений. В общесоюзном аграрном законодательстве имелись группы нормативных право¬вых актов и норм, которые в целом или по отдельным частям не входили ни в одну из действовавших в тот период отраслей права (правовые акты по семеноводству, сортоиспытанию, племенной ра¬боте, ветеринарному делу и др.). Сельскохозяйственное законода¬тельство как отрасль советского законодательства было объемным и сложным по своей структуре.

Сказанное в значительной мере относится и к активно разви¬вающемуся российскому аграрному законодательству. При этом, хотя прежняя официальная классификация отраслей законода¬тельства утратила силу в связи с принятием в 2005 г. нового Обще¬российского классификатора нормативных правовых актов, в этом Классификаторе нормативным правовым актам по сельскому хо¬зяйству как отрасли экономики отведено особое место.

Наконец, следует выделить еще одну особенность аграрного права, которая в корне отличает эту отрасль от других отраслей права, — это наличие огромного арсенала нормативных правовых актов субъектов Федерации (в том числе законов) и актов орга¬нов местного самоуправления, регулирующих аграрные отношения, а также локальных актов сельскохозяйственных организаций.

Для более углубленной характеристики источников аграрно¬го права, особенно в целях выяснения соотношения норматив¬ных правовых актов Российской Федерации и субъектов Феде¬рации, определенное значение имеет разносторонняя их класси¬фикация.

Источники аграрного права могут быть классифицированы по различным основаниям: по юридической силе, по субъектам аграрных правоотношений, по методу правового регулирования, по способу правотворчества, по предмету регулирования.

Так, по юридической силе источники аграрного права под¬разделяется на законы и подзаконные акты, а на основании более дробной их классификации — на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы, указы Президента РФ, по¬становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти Российской Федерации, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные акты.

По субъектам аграрных правоотношений источники аграрного права можно классифицировать на акты, определяющие правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсоб¬ных хозяйств, сельскохозяйственных производственных и потре¬бительских кооперативов, акционерных обществ, обществ с огра¬ниченной ответственностью, сельскохозяйственных товариществ, государственных и муниципальных предприятий.

По методу правового регулирования источники аграрного права подразделяются на унифицированные и дифференцирован¬ные (к числу последних относятся статусные законы о сельско¬хозяйственных кооперативах, о крестьянских (фермерских) хо¬зяйствах и др.).

По способу правотворчества все источники аграрного права делятся на нормативные правовые акты государства и акты, санкционированные и делегированные государством, причем послед¬ние из них занимают в аграрном праве значительно большее место, нежели в других отраслях права.

Особенно важна классификация по предмету правового регули¬рования, согласно которой среди источников аграрного права феде¬рального уровня можно выделить нормативные правовые акты:

1. регулирующие земельную и аграрную реформу, в том числе акты о реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государ¬ственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию, материально-тех¬ническому обеспечению, государственно-кооперативных пред¬приятий;

2. о государственном регулировании агропромышленного про¬изводства, определяющие экономические отношения государства с субъектами сельскохозяйственной деятельности;

3. регулирующие агропродовольственные рынки;

4. регламентирующие правовой статус отдельных субъектов аграрного права (сельскохозяйственных кооперативов, крестьян¬ских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садо¬водческих, огороднических и дачных некоммерческих объедине¬ний граждан);

5. об отдельных видах производственно-хозяйственной дея¬тельности аграрных коммерческих организаций (о семеноводстве, о племенном животноводстве, о зерне, о ветеринарии и др.);

6. о социальном развитии села;

7. о системе органов государственной власти и местного са¬моуправления и их компетенции в сфере управления сельским хо¬зяйством.

Вопрос § 3. Конституция РФ — основной источник аграрного права

Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) — Основной За¬кон Российской Федерации, определяющий правовую основу го¬сударства, принципы, структуру, главные характеристики государ¬ственного строя, права и свободы граждан, форму правления и го¬сударственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

Конституция является определяющим источником аграрно¬го права, как и любой другой отрасли российского права. Именно в Конституции содержатся главные нормы и принципы, являющи¬еся основой для правового регулирования аграрных отношений.

Нормы Конституции имеют определяющее значение для орга¬низации и деятельности сельскохозяйственных организаций, а так¬же для иных субъектов аграрного права, в том числе для аграрного правотворчества. Эти нормы можно классифицировать по четырем основным группам.

К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, про¬возглашающие права и свободы граждан в сфере предпринима¬тельской деятельности.

Так, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда¬нина — обязанность государства (ст. 2).

В Российской Федерации гарантируется единство экономиче¬ского пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фи¬нансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономиче¬ской деятельности (п. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории со¬ответствующей территории (п. 1 ст. 9). Общепризнанные принци¬пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федера¬ции установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Каж¬дый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Не допускает¬ся экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и рас¬поряжаться им как единолично, так и совместно с другими лица¬ми (п. 2 ст. 35). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46). Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие при¬родные ресурсы, и порядок их использования.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом (п. 1 ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имуще¬ства для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 3 ст. 35). Право наследования гарантируется (п. 4 ст. 35). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (п. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и дру¬гими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не на¬рушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федераль¬ного закона (п. 3 ст. 36).

Нормы права, закрепленные в пп. 2 и 3 ст. 36 Конституции име¬ют особо важное значение для совершенствования правового регу¬лирования аграрных отношений, так как в них нашли отражение принципы социальной функции собственности на земли сельско¬хозяйственного назначения и верховенства федерального земель¬ного законодательства, которые, к сожалению, в процессе осущест¬вления земельной и аграрной реформ (особенно в первом периоде) не соблюдались.

В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регу¬лирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. Не меньшее, если не наибольшее, значение они имеют для сельского хозяйства с его многоплановой спецификой и нуждаемостью в кон¬ституционных гарантиях и защите прав граждан, занятых в этой жизненно важной отрасли национальной экономики. Это относит¬ся, по существу, ко всем правам, провозглашенным в ст. 37, а имен¬но к правам:

а) свободно распоряжаться своими способностями к труду;

б) выбирать род деятельности и профессию (принудительный труд запрещен);

в) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дис¬криминации и не ниже установленного федеральным законом ми¬нимального размера оплаты труда;

г) на защиту от безработицы;

д) на индивидуальные и коллективные трудовые споры с ис¬пользованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

е) на отдых;

ж) на гарантированные установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Право, названное в п. «ж», относится лишь к работающим по трудовому договору, однако активно влия¬ет и на установление локальными актами прав членов сельскохо¬зяйственных кооперативов.

К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетен¬цию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружаю¬щей среды.

Конституцией РФ определены предмет ведения и компетен¬ция федеральных органов и субъектов Федерации по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений. Как отмечалось ранее, условия и порядок пользова¬ния главным средством производства в сельском хозяйстве — зем¬лей — определяются на основе федерального закона. К ведению Российской Федерации отнесены также управление федераль¬ной собственностью, установление основ федеральной полити¬ки в экономической, экологической и других сферах, определе¬ние правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др. (ст. 71).

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъек¬тов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, имеющие первосте¬пенное значение в агропромышленном комплексе. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимае¬мые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по¬следние вправе осуществлять собственное правовое регулирова¬ние, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76).

Для аграрного права важное значение имеют положения Кон¬ституции РФ о прямом ее действии и применении на всей террито¬рии Российской Федерации (п. 1 ст. 15). Согласно давно сформиро¬вавшейся правовой доктрине принципы и нормы права Конститу¬ции действуют непосредственно, если: а) они не конкретизируются в иных отраслях права и б) в действующем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституци¬онным установлениям.

Положение о прямом действии Конституции РФ подтвержде¬но в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конститу¬ции Российской Федерации при осуществлении правосудия»1.

За судами общей юрисдикции согласно ст. 120 Конституции РФ данным постановлением закреплена функция оценки законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответ¬ствия Конституции РФ. Если такого соответствия при рассмотре¬нии дел не установлено, то во всех необходимых случаях суд при¬меняет Конституцию РФ в качестве прямого действия. Последова¬тельное применение указанного правила может сыграть огромную роль в случаях ликвидации сельскохозяйственных кооперативов на основании их нечленства в ревизионных союзах, при реализа¬ции соответствующих норм Федерального закона «О сельскохо¬зяйственной кооперации» (1995 г.), противоречащих Конститу¬ции РФ и гражданскому законодательству.

Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов

Вопрос § 4. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности

В настоящее время сельскохозяйственные кооперативы явля¬ются основным видом сельскохозяйственных товаропроизводите¬лей в РФ.

Преимущества кооператива как организационно-правовой формы юридических лиц известны как в мире, так и в нашей стра¬не. О том, что кооперативы играют важную роль в экономиках мно¬гих государств в различных аспектах (экономическом, социальном, экологическом и др.) и эта роль не ослабевает, а, наоборот, усилива¬ется в условиях рыночной экономики, было заявлено еще в 1992 г. на 47-й сессии Экономического и Социального совета Генеральной Ассамблеи ООН Генеральным секретарем ООН2.

О позитивной роли кооперативов свидетельствует и россий¬ский исторический опыт функционирования кооперативов в Рос¬сии, в том числе и в сфере сельского хозяйства.

Правовую основу сельскохозяйственной кооперации состав¬ляет прежде всего Гражданский кодекс РФ3, который определяет правосубъектность производственных и потребительских коопера¬тивов (ст. 107 и 116).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации