Курсовая работа - Конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг - файл 1,1.doc

Курсовая работа - Конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг
скачать (179.5 kb.)
Доступные файлы (6):
1,1.doc48kb.02.04.2010 16:18скачать
1.2.doc258kb.02.04.2010 16:21скачать
n3.doc328kb.15.06.2010 10:11скачать
n4.doc23kb.02.04.2010 16:18скачать
n5.doc58kb.02.04.2010 16:17скачать
ᯨ᮪.doc37kb.02.04.2010 16:19скачать

1,1.doc

1.1 Понятие и составляющие конкурентоспособности

В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].

Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли: Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л, Азоев, Ю.И. Коробов, Л.П. Кураков, Л.Г. Раменский, РА. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др.

Исследователи придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкуренции – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным[23, c.8].

Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его[15, c.944].

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном[21, с. 102]. Конкурентоспособность – многогранная экономическая категория, которая во множестве источников трактуется неоднозначно. Теоретические основы конкурентоспособности продукции рассмотрены в трудах Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М. Портера, В. Благоева, Г.Л. Багиева, В.М. Тарасевича, X. Анн, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, Р. А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, Т.Д. Масловой, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик, И.М. Лифица и других авторов.

Наиболее известными в России по теории конкуренции считаются современные работы М. Портера. По мнению автора, конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений[18,стр.588]. Конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества[18].

Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд  предлагают при анализе конкурентоспособности выявлять ключевые факторы успеха, в том числе такие, как: качество и характеристики продукции; репутация (имидж);производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности;  финансовые ресурсы;  издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов[18,c.202-203].

Фатхутдинов Р.А. считал, что конкурентоспособность это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [21,c.106]. Автор, ссылаясь на Ламбер Жан – Жака, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж и имидж (известность)[21, c.207].

Одно из наиболее полных определений конкурентоспособности даёт Н.С. Яшин, рассматривая её «как совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемым в процессе воспроизводства, а также, с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов (законодательные основы деятельности, финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка; характеристики конкурентов; особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем у конкурентов» [24, c.2]. По мнению Азоева Г.Л. и Челенкова А.П., конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется конкурентными преимуществами: с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. На конкурентоспособность товара влияют преимущества в сервисе, рекламе, имидже производителя, в умелом маневрировании в рыночном пространстве и времени, а главное — в максимальном учете требований и возможностей конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность товара есть конкурентные преимущества отдельных его характеристик, являющихся следствием более эффективного управления процессом разработки, реализации и эксплуатации предлагаемой продукции. [11, c.5]

Н. В. Липсиц под конкуренцией понимает возможность выигрывать соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счёт более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей. Для обеспечения такого конкурентных преимуществ необходимо научиться искусству выделяться в толпе конкурентов и предлагать покупателям товар, заметно отличающийся:

1) либо высоким уровнем качества при стандартном наборе свойств товара;

2) либо нестандартным набором свойств товара, реально интересующих покупателя, при стандартном или повышенном качестве товара в целом.

При этом в любой данный момент времени можно строить стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ. Это значит, что упор может делаться на привлечение покупателей либо за счет относительной дешевизны своих товаров по сравнению с аналогичными изделиями других производителей, либо за счет их уникальности. Но одновременное совмещение обоих видов конкурентных преимуществ приведет только к неудаче, что доказано множеством примеров [14, с. 606].

Сабецкая Г.Р. в статье «Рыночная модель конкурентоспособности продукции» приводит следующее определение: «конкурентоспособностью называется рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым предприятиям» [9,c.30]. Автором разработана модель конкурентоспособности товара, включающая совокупность ее взаимодействующих элементов с учетом интересов (выгод) потребителей, производителей и торговых предприятий [9, c.32]:

1) Социальный аспект является превалирующим, так как учитывает интересы и выгоды конечных потребителей и включает такие характеристики, как качество продукта, цену приобретения и потребления, сервисное обслуживание, информативность товара.

2) Производственно-маркетинговый аспект учитывает интересы производителей. К нему относятся следующие показатели конкурентоспособности товара: экономические показатели (прибыль, объем продаж, рентабельность продаж, себестоимость); финансовые (увеличение капитала, стабильность финансового положения); маркетинговые (емкость рынка, рыночная доля, престиж торговой марки, степень известности товара на рынке, рекламирование); технологические показатели (серийность производства, объемы выпуска, уровень использования оборудования, материало-, энерго-, трудоемкость изделия, технологичность товара, уровень квалификации персонала и др.).

3) Торгово-маркетинговый аспект конкурентоспособности товара отражает интересы и выгоды торговых предприятий и включает следующие показатели: прибыль от реализации, рост объемов продаж, рекламную поддержку, скидки, отсрочку платежа или оплату по мере реализации, возможность беспрепятственного возврата товара и др.

Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции. В обобщенном виде, конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.  Итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации, по мнению многих авторов можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией).

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации