Симагин Ю.А. Территориальная организация населения - файл n1.doc

приобрести
Симагин Ю.А. Территориальная организация населения
скачать (4428.1 kb.)
Доступные файлы (6):
n1.doc1031kb.23.12.2008 06:59скачать
n2.doc1160kb.23.12.2008 02:03скачать
n3.doc1244kb.23.12.2008 04:47скачать
n4.doc162kb.23.12.2008 06:00скачать
n5.doc1745kb.23.12.2008 08:23скачать
n6.doc83kb.23.12.2008 06:27скачать

n1.doc

РАЗДЕЛ 6. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

НА ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ
6.1. Взаимосвязь расселения населения и размещения хозяйства

Главная задача хозяйства (экономики) — обеспечение материального базиса функционирования общества. Экономические отношения и процессы пронизывают всю общественную жизнь. Естественно, что при этом экономика влияет практически на все стороны жизни общества, в том числе и на территориальную организацию населения. Наиболее общие зависимости можно выявить от типа хозяйства, определяемого по его экономической структуре. Основные типы, выделяемые при этом:

1) присваивающее хозяйство;

2) аграрное хозяйство;

3) индустриальное хозяйство;

4) постиндустриальное хозяйство.

На самых ранних этапах развития человечества экономика как таковая отсутствовала. Господствовало так называемое присваивающее хозяйство — люди жили за счет того, что давала им природа. При этом они занимались охотой, рыболовством, собирательством, не выделяясь в экономическом отношении от многих видов животных (но уже выделившись в социальном отношении). Племена людей медленно перемещались вдоль берегов морей и рек, вслед за стадами крупных охотничьих животных, постепенно заселив практически всю поверхность суши, кроме наиболее суровых в природном отношении участков в районах полюсов и высокогорий. Постоянные поселения отсутствовали, а плотность населения была крайнее низкой — даже в самых плотно заселённых районах не более 1 чел. на 1 км2. В настоящее время на Земле крупных территорий с преобладанием присваивающего хозяйства не сохранилось.

В VIII—X тыс. до н. э. примерно в одно время в нескольких районах земли началась аграрная (неолитическая) революция — переход от присваивающего хозяйства к производящему (сельскому). Сформировавшийся в итоге тип хозяйства — аграрный (до индустриальный), который ко II тыс. н. э. распространился почти на все заселенные людьми территории (кроме Австралии и значительной части Америки). Главный признак господства аграрного типа хозяйства — преобладание сельского хозяйства (первичного сектора экономики) в структуре занятости и/или структуре производства продукции (ВВП). В настоящее время аграрный тип хозяйства до сих пор преобладает в наименее развитых государствах Земли (Бурунди и др. в Африке, Бутан и др. в Азии).

Главными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство. Соответственно, уже в начале аграрной революции сформировалось два различающихся типа территориальной организации населения — постоянный земледельческий и кочевой животноводческий. Их общие черты — распыленность населения, сильная зависимость плотности и расселения от природных условий, крайне редкие(как правило, одно за несколько поколений) постоянные переселения для сельскохозяйственного освоения новых территорий.

Под влиянием кочевого животноводства сеть постоянных поселений не сложилась. Люди постоянно перемещаются ми определенным территориям вслед за стадами животных, которые нуждаются в корме и воде. Плотность населении останется низкой, редко превышая значение 1 чел. на 1 км'. 11»>первоначально районы распространения кочевничества значительно превосходили районы земледельческого расселения, но в настоящее время кочевое расселение сохранились лишь в отдельных районах Северной и Восточной Африки, Юго-Западной и Центральной Азии. В некоторых случаях постоянные кочевки .трансформировались в сезонные (между высокогорными и низкогорными территориями, между тундрой и лесотундрой и др.), которые привели к появлению временно обитаемых поселений и некоторому повышению плотности населения, но не более чем до 10 чел. на 1 км2.

Под влиянием растениеводства сложилась сеть постоянных поселений, размеры и густота которых сильно зависят от благоприятности для растениеводства природных условий. В итоге плотность населения может колебаться в широких пределах, но, как правило, она составляет от 10 до 100 чел. на 1 км2. При этом жители отличаются сильной привязанностью к земле, крайне низкой миграционной подвижностью. Большинство из них никогда в жизни не покидает своего поселения. Наиболее распространенные поездки — на ближайший рынок несколько раз в год. Первоначально постоянное земледельческое расселение занимало сравнительно небольшие территории, но сегодня оно преобладает в сельской местности подавляющего большинства государств Земли.

Промышленная революция началась в XVII—XVIII вв. в зарубежной Европе, а к настоящему времени распространилась на подавляющее большинство заселенных людьми территорий Земли. В итоге сформировался индустриальный тип хозяйства — преобладание промышленности и строительства или вторичного сектора в структуре занятости и производстве продукции. Индустриальный тип хозяйства преобладает в большинстве современных государств.

Развитие промышленности вызывает быструю концентрацию населения в городах и их агломерациях. В итоге формируются массовые потоки постоянных переселенцев — в основном из сельской местности в города, а затем и в пригородные зоны. Появляются массовые трудовые маятниковые миграции — преимущественно в рамках городских агломераций, которые постепенно по своим масштабам (количестве вовлеченных людей) начинают превосходить постоянные переселения. Значение природных условий для концентрации населения заметно снижается. Главными становятся социально-экономические условия, особенно удобство транспортных связей. Плотность. населения резко увеличивается —- до 1000 чел. на 1 км2 в наиболее урбанизированных районах. При этом плотность населения в не урбанизированных сельских районах начинает снижаться.

Переход к постиндустриальному типу хозяйства (преобладание сферы обслуживания или третичного сектора в структуре занятости и ВВП) начался в наиболее развитых государствах Земли (США, Япония, Западная Европа) во второй половине XX в. Интенсивное развитие сферы обслуживания возможно только при достаточно высокой концентрации населения — как правило, не менее 50 чел. на 1 км2. Но затем начинает действовать эффект мультипликатора. Чем больше концентрация населения, тем больше людей нужно для работы в сфере его обслуживания, поэтому концентрация населения еще больше возрастает, т. е. главным ресурсом для развития экономики становится само население. В итоге плотность населения в районах с развитой сферой обслуживания может достигать нескольких тысяч человек на 1 км2. Но при этом сокращаются не только доли занятых во вторичном и первичном секторах экономики, но и абсолютные масштабы производства в этих секторах — закрываются промышленные предприятия, сокращается площадь сельскохозяйственных угодий. Таким образом, сокращаются масштабы воздействия человека на природную среду, в том числе площадь. интенсивно используемых территорий. В перспективе при такой тенденции возможно даже сокращение заселённых людьми территорий Земли.

Возвратные миграции в итоге превосходят по споим масштабам и значению постоянные переселения. При этом особенно большие масштабы приобретают маятниковые миграции за услугами и нерегулярные рекреационные поездки Хотя и значение трудовых миграций (маятниковых и более длительных нерегулярных) сохраняется. Конкретные миграционные потоки оказываются сильно связанными с уровнем развития сферы обслуживания и особенностями ее организации. Но подробнее об этом -в следующем параграфе.

Проведенный ретроспективный анализ взаимосвязи развития хозяйства и территориальной организации населения позволяет выделить общую закономерность, обусловленную степенью освоенности территории. На ранних этапах освоения территории (и начальных стадиях развития хозяйства) население "следует" за экономикой. Так, постепенно люди заселили почти всю поверхность земной суши, следуя за биологическими природными ресурсами, а затем освоили под сельское хозяйство практически все пригодные для этого территории. Последнее проявление этой тенденции — современные "районы нового освоения", где люди появились для добычи промышленных природных ресурсов. Но по мере освоения территории и развития хозяйства экономика начинает "следовать" за населением. Перелом наступает при индустриальном типе хозяйства, когда для многих отраслей промышленности главным фактором размещения предприятий становится трудовой (наличие трудовых ресурсов, тем более - квалифицированных). При постиндустриальном типе хозяйства начинается даже сокращение уже освоенных человеком территорий — экономика "стягивается" в наиболее заселенные и освоенные районы. Таким образом, на всех этапах наблюдается закономерное соотношение хозяйства и расселения. Но вначале ведущим звеном в этой связи выступает хозяйство, а впоследствии — расселение.

В рыночной экономике взаимодействие хозяйства и населения осуществляется через механизмы рынка труда. Предложение на этом рынке — количество людей, желающих работать, а спрос — количество рабочих мест, предоставляемое работодателями. Соотношение спроса и предложения регулируется ценой труда — уровнем заработной платы. При этом в каждый конкретный момент времени спрос и предложение, как правило, не совпадают, вследствие чего формируется или безработица — превышение предложения над гири сом, или дефицит кадров — превышение спроса над предложением.

В общем случае безработица на какой-либо ограниченной территории (локальный, региональный или национальный рынок труда) способствует оттоку населения на другие территории, а дефицит кадров — притоку людей с других территорий. Но в определенных ситуациях это может

быть не так.

Во-первых, важен уровень безработицы - доля безработных от численности экономически активного населения. | Высоким считается уровень безработицы свыше 10% — только тогда можно говорить о вызванном ею оттоке населения, а относительно заметным влияние безработицы будет при I уровне не менее 5%.

Во-вторых, необходимо учитывать виды безработицы. Она может быть:

1) динамической (фрикционной) — когда безработный человек уже знает, где будет работать, но пока еще не приступил к работе по различным причинам, например, рабочее место еще не создано, хотя должно появиться в ближайшее время;

2) структурной - когда безработные и имеющиеся свободные места не соответствуют друг другу по каким-либо характеристикам (профессия, возраст и др.), хотя свободных мест может быть больше, чем безработных;

3) циклической — когда в условиях экономического кризиса (сокращения занятости) количество безработных в принципе больше, чем количество имеющихся свободных рабочих мест, и всех безработных обеспечить работой невозможно;

4) связанной с аграрным перенаселением — когда в районах господства аграрного типа хозяйства в условиях постоянного естественного прироста и ограниченности ресурсов (земли и воды) постоянно образуется "избыточное" население, неспособное найти себе рабочие места. При динамической безработице, которая может достигать значительных величин в районах с большой сезонной неравномерностью труда (сельскохозяйственных, курортных и др.) каких-либо больших перемещений населения не происходит. Безработные ждут появления работы (наступления сезона), существуя на пособия или накопленные за прошлый сезон сбережения. Но возможны и сезонные трудовые миграции в другие районы.

При структурной безработице отток населения будет происходить в том случае, если в других районах имеются свободные рабочие места по той же специальности, которую имеют безработные, и если переселение будет иметь менее значительные издержки, чем переобучение на те специальности, которые требуются на месте. Естественно, будет иметь значение также уровень зарплаты после переселения или переобучения.

При циклической безработице будет наблюдаться массовый отток безработных. При этом большинство из них первоначально будет переселяться на ограниченный срок, надеясь вернуться обратно после улучшения ситуации. И лишь в случае благополучного устройства на новом месте при сохранении тяжелой экономической ситуации на старом может произойти окончательное переселение с переездом семьи. Кроме этого, циклические безработные будут массово участвовать в миграциях в районы с сезонными подъемами занятости.

При аграрном перенаселении будет происходить постоянный отток "избыточного" населения - или в районы нового сельскохозяйственного освоения (если такие есть), или в города своей страны и другие государства, где имеется вероятность найти работу. В данном случае будут преобладать переселения на постоянное место жительства, но многие из них будут так же, как и в предыдущем случае, иметь ступенчатый характер: сначала на определенный срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), затем на постоянное жительство. Еще одно существенное отличие — при аграрном перенаселении в миграциях наиболее высока доля молодежи, так как именно она постоянно оказывается "лишней" и сельскохозяйственных районах, где все рабочие места уже заняты.

Кроме соотношения спроса и предложения на рынке труда (наличия безработицы или дефицита кадров), важным является также уровень заработной платы, а точнее — его соотношение со стоимостью жизни. Так, в районы с дефицитом кадров притока безработных не будет (или даже будет идти отток местного населения), если соотношение зарплаты и стоимости жизни в этих районах хуже, чем в других.

Влияние рынка труда на миграции населения хорошо можно проследить на примере современных миграций между развивающимися и развитыми странами. Эти миграции являются преимущественно трудовыми. При этом в соответствии с общими закономерностями развития хозяйства и расселения постепенно снижается значение постоянных переселений, а возрастает — временных (сезонных, на несколько лет и др.).

В развивающихся странах существует постоянное аграрное перенаселение, которое дает значительное количество неквалифицированной рабочей силы. Нередки также экономические кризисы с циклической безработицей. В развитых странах, наоборот, существует практически постоянный дефицит неквалифицированной рабочей силы (кроме периодом наиболее острых экономических кризисов). В итоге формируются потоки неквалифицированных мигрантов ("утечки мускулов") из развивающихся стран в развитые, в которых заинтересованы все участвующие стороны:

— страны эмиграции (выхода мигрантов), поскольку ИЮ ослабляет в них демографическое давление, позволяя ослабить проблему безработицы и нехватки различных ресурсов для растущего населения;

— страны иммиграции (притока мигрантов), поскольку без их труда функционирование многих отраслей экономики было бы невозможным. Особенно большое значение труд иммигрантов имеет в малонаселенных нефтеэкспортирующих государствах Персидского залива (Кувейт и др.) — до 90% всех занятых. Но и во многих европейских государствах иммигранты составляют до 30% всех занятых;

- сами мигранты, поскольку в результате миграций они значительно улучшают свое экономическое положения — получают сравнительно высоко (относительно страны эмиграции) оплачиваемую работу, позволяющую не только жить в стране иммиграции, но и во многих случаях финансово поддерживать родственников в стране эмиграции. Во многих развивающихся государствах (даже таких крупных, как Египет) денежные переводы эмигрантов — один из основных источников поступления валюты в страну.

Но вследствие более выгодного соотношения заработной платы и стоимости жизни из развивающихся стран в развитые происходит отток и высококвалифицированных кадров ("утечка умов"), несмотря на их дефицит в самих развивающихся странах. Масштабы таких миграций в сотни раз меньше, чем потоки неквалифицированных работников. Но имеется явная проблема, поскольку в данном случае есть "пострадавшая" сторона. Это развивающиеся государства, которые потратили значительные средства на подготовку необходимых специалистов, и лишаются их без какой-либо компенсации.

Указанные общие закономерности взаимосвязи хозяйства и территориальной организации населения действуют и в современной России. Так, на протяжении столетий в России проводилась политика освоения окраин государства, прежде всего слабозаселенных северных и восточных. Особенно ярко эта политика проявилась в 1930—1970 гг., когда в условиях плановой экономики были созданы масштабные проекты по освоению природных ресурсов в северных и восточных регионах России — гидроэнергетический каскад на Ангаре, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, Норильский металлургический комплекс и др., а для воплощения этих проектов в жизнь привлекалось население, вследствие чего были практически заново созданы системы расселения многих до этого практически незаселенных территорий. Население некоторых регионов (Мурманской области, Ханты-мансийского АО, Камчатской области и др.) за период 1930—1980-х гг. выросло в 20—40 раз, а доля населения, проживающего в старо освоенных частях страны (Центральная и Северо-Западная Россия), постоянно снижалась.

К сожалению, во многих случаях переселения носили не добровольный характер (за высокой зарплатой, различными льготами и по другим подобным причинам), а насильственный (широкое использование труда репрессированных и заключенных, массовые депортации, в том числе целых народов). Тем не менее главная тенденция проявлялась очень четко: население следовало за производством, хотя к 1980-м гг. темпы этого процесса явно замедлились.

В 1990-е гг. произошел перелом, ускоренный острым социально-экономическим кризисом. Хозяйство в наиболее освоенных и заселенных районах страны пострадало в меньшей степени, чем в районах нового освоения. Некоторые отрасли сферы обслуживания — торговля, финансы и др. -увеличили масштабы производства, и произошло это также в наиболее заселенных частях страны, т. е. проявилась тенденция концентрации экономики в наиболее заселенных районах.

Динамика структуры занятости по отраслям показана в таблице. Хорошо видно, что в начале XX в. Россия была типичной страной с аграрным типом хозяйства (и преобладанием соответствующей территориальной организацией населении! К середине века преобладающим стал индустриальный тип хозяйства. А в 1990-е гг. наметился переход к постиндустриальному типу хозяйства. При этом фактически постиндустриальный тип хозяйства (и соответствующая территориальная организация населения) характерен только для двух наиболее развитых регионов страны — Московского и Петербургского. Тогда как во многих регионах (республики Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Алтай, Тыва, Чеченская, автономные округа Эвенкийский, Корякский, Агинский и Усть-ордынский Бурятские) до сих пор сохраняется аграрная структура экономики с преобладанием сельского расселения, сформировавшегося под влиянием прежде всего природных условий. Для большинства регионов страны характерна территориальная организация населения, связанная с индустриальным типом хозяйства (концентрация в городах и городских агломерациях, развитие маятниковых трудовых миграций и т. д.).

Изменение структуры занятости по отраслям экономики России, %

Отрасль

Доля занятых

1913г.

1940 г.

1960 г.

1990г.

2000 г.

Сельское хозяйство

75

50

32

14

11

Промышленность и строительство

9

26

37

41

33

Транспорт и связь

5

6

8

10

9

Торговля и общественное питание

6

5

6

9

13

Непроизводственная сфера

5

13

17

26

34

Всего

100

100

100

100

100

Источник: Россия в цифрах. — М.: Госкомстат России, 2002.

Можно выделить также несколько особых локальных случаев территориальной организации населения, связанных с развитием добывающей промышленности и транспорта при отсутствии (или незначительном влиянии) других отраслей. При расселении в районах нетрудоемкой добывающей промышленности (нефтяной, газовой) для расселения работников и их семей выбираются участки, самые благоприятные в природном отношении, и строятся довольно крупные города (примеры - Новый Уренгой, Нефтеюганск). При этом расстояние до мест работы (месторождений) может достигать десятков или даже сотен километров, а сравнительно небольшое количество работников совершает вахтовые поездки разными видами транспорта, вплоть до авиационного. При расселении в районах трудоемкой добывающей промышленности (добыча угля, руд подземным способом), чтобы избежать длительных массовых перевозок работников, населенные пункты максимально приближены к местам работы. Но при этом размеры пункта напрямую зависят от мощности месторождения. Поэтому в основном это небольшие поселки, существование которых после исчерпания месторождения проблематично, тяготеющие к более крупному пункту, в котором находятся организующие предприятия -обогатительная фабрика, строительное управление и т. п. А планировочная структура поселков оказывается зависимой от залегания пластов добываемого минерала — постройки не должны находиться над подземными горными выработками. Расселение вдоль транспортных путей (железных дорог) оказывается линейным и строго иерархичным. Самые многочисленные (через 1—3 км) - наиболее мелкие поселения, состоящие часто лишь из одного дома (дома путевых обходчиков, переезды). Следующий уровень — разъезды и мелкие станции, на которых живет лишь 2—3 семьи, расположенные через 5—10 км. Затем идут крупные станции, на которых уже осуществляется обработка грузов, - обычно это довольно крупные сельские населенные пункты или маленькие ПГТ. Еще более крупные поселения (крупные ПГТ или небольшие города) формируются возле узловых станций, где осуществляются формирование составов, ремонтные работы, находятся депо. Наконец, самые крупные населенные | пункты (большие города) развиваются в пунктах пересечения магистральных путей разных видов транспорта.

При анализе структуры занятости в России необходимо также отметить, что за период кризиса 1990-х гг. общее количество занятых в экономике страны сократилось более чем на 10 млн. чел. — с 75,5 млн. в конце 1980-х гг. до 65 млн. в начале XXI в. Впервые после долгого перерыва (с 1930-х гг.) вновь было признано также существование безработных. Максимальный уровень безработицы (почти 14%) наблюдался в начале 1999 г., а к 2003 г. он снизился до 8,5% экономически активного населения страны. В России можно выделить два типа регионов с повышенным уровнем безработицы:

1. Регионы с высоким естественным приростом населения, где на рынок труда постоянно вступает больше количество молодежи, а соответствующего количества новых рабочих мест не создается. Это республики Дагестан, Чеченская, Ингушская, Калмыкия,- Тыва, Алтай и некоторые другие регионы. В отдельные годы уровень безработицы достигал 50%. Фактически здесь мы имеем дело с типичным аграрным перенаселением. Путь решения проблемы в отдаленной перспективе - развитие трудоемких отраслей экономики, в ближайшем будущем - миграции населения в другие регионы страны.

2. Регионы с максимальным сокращением производства в условиях кризиса 1990-х гг. Это регионы с преобладанием легкой, военной, деревообрабатывающей промышленности (области Ивановская, Псковская, Владимирская и др.), где уровень безработицы достигал 25%. Безработные в данном случае - в основном пред пенсионного возраста. И в перспективе проблема здесь решится без специальных мер — большинство безработных станут пенсионерами, а оживление производства уже началось.

Также имеется два типа регионов с пониженным уровнем безработицы:

1. Регионы с высокой скоростью создания новых рабочих мест. Прежде всего это Московский и Петербургский регионы, где новые отрасли экономики активно развивались и в 1990-е г., вследствие чего свободных рабочих мест больше, чем безработных. Путь решения проблемы нехватки кадров — миграции населения из других регионов страны (в том числе из регионов с аграрным перенаселением) и из-за рубежа (в первую очередь из государств СНГ). При этом большинство приезжих, по всей видимости, будет приезжать временно, а не на постоянное место жительства.

2. Регионы с экспортно-ориентированной экономикой (производство нефти, природного газа, металлов), где производство в 1990-е гг. сократилось незначительно — Ханты-мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия) и др. В этих преимущественно слабозаселенных северных и восточных регионах страны и в прошлом наблюдался дефицит кадров, который в 1990-е г. во многих случаях усилился. Дело в том, что в рыночных условиях после отмены государственных дотаций производства продуктов питания, строительства жилья и многих других оказалось, что соотношение зарплаты и стоимости жизни в регионах с суровыми природными условиями хуже, чем во многих других регионах страны. Поэтому начался отток жителей из северных и восточных регионов России, причем не только в трудодефицитные столицы и "средние" в отношении безработицы регионы страны, но даже в регионы Центральной России с повышенным уровнем безработицы (Ивановская область и т. п.). Действие фактора уровня зарплаты в данном случае оказалось сильнее, чем действие безработицы. В ближайшем будущем отток населения из северных и восточных регионов России продолжится, так как привлечение работников сюда в большинстве случаев экономически эффективно только на временной основе (вахтовым методом), а не на постоянное место жительства.

Россия в целом при условии роста экономики в ближайшие десятилетия будет страной иммиграции, поскольку собственный естественный прирост не сможет обеспечить хозяйство кадрами. При этом в первую очередь следует привлекать в страну наиболее близких по культуре к россиянам жителей бывших советских республик - Украины, Молдовы, Казахстана и др. В более отдаленной перспективе возможно привлечение в Россию и жителей государств дальнего зарубежья. По всей видимости, следует поощрять миграции и временные — для освоения природных ресурсов в северных и восточных регионах страны, и постоянные — для увеличения концентрации населения в районах европейской части России, где во многих регионах плотность населения слишком мала для интенсивного развития современной сферы обслуживания.
6.2. Территориальная организация сферы обслуживания
Прежде чем говорить о территориальной организации сферы обслуживания и о ее влиянии на организацию населения, необходимо остановиться на некоторых общих понятиях в данной области. Сначала определим состав сферы обслуживания и ее отличия от сферы услуг и непроизводственной сферы, так как в литературе часто можно встретить употребление терминов "непроизводственная сфера", "сфера услуг" и "сфера обслуживания" в качестве синонимов.

В современном обществе человек потребляет не только разнообразные товары, предоставляемые ему материальным производством, но и услуги. Услуга в данном случае - это труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности (индивидуального заказчика, клиента, потребителя). Этим услуги отличаются от производства, которое выпускает массовые товары, потребляемые обезличенными группами людей.

В советской науке услуги подразделялись на производственные и непроизводственные. Первые имели дело с материальными объектами: изготовление и ремонт по индивидуальным заказам одежды и других предметов потребления, торговля и общественное питание, транспорт. Поэтому они считались частью материального производства. Непроизводственные услуги не имеют прямого материального выражения (консультации врача, образование, культурное обслуживание и т. п.). Поэтому они считались частью непроизводственной сферы.

В настоящее время большинство ученых и практиков склонно объединять и производственные, и непроизводственные услуги в единую сферу услуг. Основными отраслями сферы услуг являются следующие.

1. Жилищно-коммунальное хозяйство — обслуживание жилья с его благоустройством (электроснабжение, отопление, водопровод, канализация и др.). Состоит из многочисленных организаций, занимающихся как комплексным обслуживанием конкретных жилых зданий (ремонтно-эксплуатационные управления, жилищно-коммунальные отделы и др.), так и обеспечением отдельных видов благоустройства (участки электросети, котельные, водозаборы и т. п.).

2, Торговля — продажа населению различных потребительских товаров. Состоит из магазинов, рынков, киосков, передвижных торговых точек и др. торговых организаций. Фактически с этой розничной торговлей тесно связана и оптовая — торговые базы, склады, закупочные организации.

3, Общественное питание — доведение до потребителей готовых блюд питания и их полуфабрикатов. Состоит из столовых, кафе, ресторанов, буфетов и т. п. организаций питания.

4, Бытовое обслуживание — целая группа отраслей, включающая прежде всего 1) изготовление по индивидуальным заказам или ремонт различных потребительских товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и др.) — состоит из ателье, мастерских, станций техобслуживания и т. п.; 2) услуги личной гигиены — бани, прачечные, химчистки, парикмахерские; 3) услуги по уходу за домом — уборка, мытье окон и т. п.; 4) ритуальные услуги — кладбища, крематории; а также пункты проката, фотографии, гостиницы и некоторые другие учреждения.

5, Общее образование и воспитание детей — детские ясли, сады, общеобразовательные школы (но не учреждения профессионального образования, образующие отдельную отрасль).

6, Медицинское обслуживание — обеспечение охраны здоровья населения, включающее больницы, поликлиники, медпункты, диспансеры различной специализации, станции "скорой помощи", родильные дома, санатории и профилактории, санэпидемстанции, аптечные учреждения.

7, Социальное обеспечение — обслуживание нетрудоспособных членов общества: пенсионеров, инвалидов, детей без родителей. К этой отрасли относятся детские дома и интернаты, дома для престарелых и инвалидов, органы пенсионного обеспечения.

8 Рекреационное обслуживание — обеспечение отдыха и восстановления физических сил населения. Состоит из туристических и экскурсионных организаций, домов отдыха, туристических гостиниц, детских летних баз отдыха, пляжей, парков, организаций физкультуры и спорта и других учреждений.

9. Культурное обслуживание — обеспечение духовных потребностей людей. Состоит из театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, музеев, цирков, библиотек, клубов и домов культуры, книжных издательств.

10. Информационное обслуживание — доведение до населения разнообразной информации. Осуществляется средствами массовой информации — телевидением, радио, издательствами газет и журналов, информационными агентствами.

11. Кредитно-финансовое и страховое обслуживание — организации, обеспечивающие движение потоков денежных и других аналогичных средств. Это банки, страховые организации, финансовые компании, инвестиционные фонды и т. п.

12. Охрана имущества и прав граждан — деятельность правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, судов, охранных агентств и др.) по обеспечению безопасности и прав конкретных людей.

13. Юридическое и нотариальное обслуживание — консультации населения, удостоверение подлинности документов и другие услуги, оказываемые юридическими и нотариальными конторами.

14. Связь (услуги связи) — обеспечение информационных потоков между людьми посредством почты, телеграфа, телефона, Интернета.

15. Транспорт (услуги транспорта) — перевозка пассажиров с различными целями. Осуществляется как организациями разных видов транспорта (автобусными парками, аэропортами, авиакомпаниями, железными дорогами, пароходствами и др.), так и личным транспортом (в основном автомобильным).

Отдельные организации могут одновременно выполнять услуги, относящиеся к разным отраслям. Например, крупные магазины часто имеют подразделения общественного питания, парк культуры и отдыха одновременно обеспечивает и рекреационное, и культурное обслуживание и т. д. В том числе возможно совмещение в рамках одной организации производственных услуг (общественное питание) и непроизводственных (культурное и рекреационное обслуживание). Поэтому во многих случаях смыл имеет не отраслевой, а только комплексный анализ сферы услуг.

При этом совокупность всех учреждений (оказывающих непроизводственные услуги) и предприятий (оказывающих производственные услуги) сферы услуг называют социальной инфраструктурой общества. Ее задача - комплексное обеспечение жизнедеятельности людей (в отличие от производственной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование предприятий). В современном обществе большинство товаров доходит до населения через сферу услуг. Поэтому с ее развитием тесно связаны бюджет времени, а через него -условия жизни, уровень жизни и образ жизни населения.

Кроме этого, существуют отрасли, относящиеся к непроизводственной сфере, которые обслуживают не конкретных потребителей, а общество в целом или его большие группы. Отнесение этих отраслей к сфере услуг было бы неправильным. Основными из них являются:

1. Государственное управление — координация работы различных отраслей по обеспечению жизнедеятельности и развития общества. Осуществляется на разных уровнях и, соответственно, обслуживает:

— все общество (в границах государства) — Президент России и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ;

— большие группы общества (в границах административных единиц) — органы государственной власти в регионах.

2. Профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов для всех отраслей экономики. Состоит из организаций высшего (университеты, институты, академии и др.), среднего (техникумы, колледжи и др.) и начального (профессионально-технические училища и др.) образования.

3. Наука — выявление и внедрение новых знаний. Состоит из организаций научно-исследовательских (институты, лаборатории и т. п.) и опытно-конструкторских (конструкторские бюро, опытные производства, испытательные полигоны и др.).

4. Охрана государственной безопасности - вооруженные силы, органы государственной безопасности, таможенные органы, пограничная служба и др.

5. Общественные организации, выражающие интересы больших групп населения и обеспечивающие обслуживание соответствующих потребностей, — профессиональные союзы, религиозные организации, культурные и научные непрофессиональные общества, клубы любителей различных видов деятельности и т. п.

Таким образом, сфера услуг состоит в основном из отраслей непроизводственной сферы, но также частично — из производственных отраслей. В свою очередь, непроизводственная сфера включает в себя не только отрасли сферы услуг, обеспечивающие потребности конкретных людей, но и некоторые другие, обслуживающие общество в целом. В итоге можно ввести более широкое понятие — сфера обслуживания, которое будет включать в себя и всю непроизводственную сферу, и всю сферу услуг. Именно в таком понимании сфера обслуживания будет рассматриваться дальше — это все отрасли непроизводственной сферы вместе с производственными отраслями сферы услуг.

Важное понятие, определяющие многие особенности организации сферы обслуживания, — понятие потребности. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для подержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Соответственно, можно выделить несколько уровней потребностей:

1) биологические — потребности в пище, воде, тепле и т. п.;

2) личностные — биологические потребности, опосредованные обществом: определенное качество пищи, одежды и т. п.;

3) социальные — потребности в безопасности, общении, справедливости;

4) интеллектуальные пассивные потребности — в знаниях, информации и др.

5) интеллектуальные активные потребности — в самовыражении, творческом труде.

Наличие потребностей — обязательное и необходимое условие существования человека, внутренний стимул к какой-либо деятельности. При этом проявляется закон возвышения потребностей — удовлетворенная потребность замещается новой, более сложной или более высокого уровня.

Для территориальной организации сферы обслуживания большое значение имеет наличие географических различий в потребностях. Главные факторы таких различий следующие.

1. Природные — в частности, требования к жилищу зависят от климата территории, сейсмичности, характера грунтов, количества осадков и других природных особенностей территории. Климатические условия во многом определяют также различия потребности в питании и одежде — в условиях холодного климата калорийность пищи должна быть выше, а изоляционные свойства одежды — больше. Различия потребностей в жилище, питании и одежде ведут к более высокой стоимости жизни в районах с более суровыми природными условиями.

2. Состав населения влияет прежде всего на различии потребностей в учреждениях, предназначенных для определенных возрастных групп населения - детских садах и яслях, школах, домах престарелых. Кроме возрастного существенны также семейный, социальный, этнический и другие виды состава населения.

3. Движение населения может быть естественным (рождаемость, смертность и естественный прирост) и механическим (миграционным). Уровни рождаемости и смертности определяют потребности в соответствующих учреждениях здравоохранения. Высокая миграционная подвижность имеет влияние и прямое — появляется повышенная потребность в транспорте, и косвенное - повышается общий уровень потребностей, так как население имеет возможность сравнивать состояние сферы обслуживания в разных местах.

4. Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

5. Характер расселения влияет на возможности удовлетворения потребностей в своем населенном пункте или его ближайшем окружении. Чем дальше друг от друга расположены населенные пункты, и чем хуже транспортные связи между ними, тем более развитой должна быть сфера обслуживания в каждом населенном пункте. Так, город с населением около 200 тыс. чел. в северо-восточных районах России (Якутск, Петропавловск-Камчатский, Норильск и т. п.) должен иметь более развитую сферу обслуживания, чем аналогичный по размерам город около Москвы (Подольск, Зеленоград и др.). Для удовлетворения потребностей жителей подмосковного города будут работать организации сферы обслуживания в Москве и других соседних городах, тогда как на северо-востоке страны использование организаций соседних городов (удаленных на сотни и тысячи километров) оказывается невозможным.

6. Достигнутый уровень обслуживания населения влияет на развитие потребностей в услугах высоких уровней. Так, потребность в регулярном посещении театров вырабатывается лишь тогда, когда у человека есть такая возможность, т. е. он живет в театральном центре или его ближайших окрестностях. Но после формирования достаточно большой группы людей, нуждающихся в регулярном посещении театров, начинают появляться новые театры, и развитие идет по новой. Основными методами определения потребностей являются нормативный и поведенческий. Нормативным методом хорошо определяются биологические потребности исходя из объективных потребностей организма в пище, жилье и т. д. Соответствующие исследования ведутся такими науками, как физиология, гигиена, психология, архитектура. По результатам этих исследований созданы системы нормативов (гигиенических, строительных и других), которые учитываются в планах развития городов и административных районов как ориентиры, которые обязательно должны быть достигнуты в относительно недалекой перспективе (10—30 лет). Так, минимальная норма площади жилищ в настоящее время — 18 м2 общей площади на человека. В идеале никто в нашей стране не должен жить в более тесных помещениях, хотя временные рамки выполнения этого норматива неопределенны.

Но большинство потребностей, формируемых обществом, определяется только поведенческим методом. Он исходит из реального поведения населения и фактических требований, предъявляемым человеком к сфере обслуживания. При этом направления развития потребностей можно определить, изучая так называемые опережающие группы населения - с более высокими уровнями доходов и образования. Предполагается, что современное потребление услуг в таких группах соответствует тому, которое в перспективе будет характерно для большинства населения.

В общем случае можно построить разные типологии потребителей услуг. Так, по фактическому потреблению и нуждаемости можно выделить четыре группы потребителей:

1) неразвитый потребитель — не потребляет и не нуждается;

2) потенциальный потребитель — не потребляет, но нуждается;

3) неудовлетворенный потребитель — потребляет, но нуждается дополнительно;

4) удовлетворенный потребитель — потребляет и больше не нуждается.

По наличию услуги по месту жительства и фактическому потреблению можно выделить также четыре группы потребителей:

1) обделенные — не имеют на месте и не потребляют;

2) отчужденные — имеют на месте, но не потребляют;

3) мобильные — не имеют на месте, но потребляют в другом пункте;

4) локальные — имеют на месте и потребляют.

Схема комплексной типологии потребителей представлена на рисунке. Выделенные типы потребителей отражают разные этапы их развития. Первый тип — несформировавшийся потребитель в неразвитой среде: население не имеет услуги по месту жительства, не потребляет ее и не нуждается в ней. Затем возможны три варианта развития:

1) появляются мобильные потребители (получающие услугу в других местах) в неразвитой среде, сначала удовлетворенные состоянием сферы обслуживания по месту жительства (второй тип), а затем неудовлетворенные (третий тип);

2) у "немобильных" жителей появляется потребность, но услуги еще нет — потенциальные потребители в неразвитой среде (четвертый тип);

3) появляется услуга, но потребности в ней еще появилось — несформировавшийся потребитель в развитой среде (пятый тип).

Затем или появляется потребность в услуге или она появляется по месту жительства. В итоге формируется шестой тип — удовлетворенный потребитель в развитой среде, и сферу обслуживания на данном этапе можно считать сформировавшейся. Но затем с ростом потребностей может появиться неудовлетворенность существующим уровнем обслуживания, и тогда появится седьмой тип — неудовлетворенный потребитель в развитой среде.

В итоге можно выделить главные особенности сферы обслуживания.

1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении




большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими состоянием здоровья).

3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).

По мере роста значения сферы обслуживания в обществе увеличиваются масштабы связанных с ней миграций. Маятниковые поездки за услугами в развитых странах по масштабам уже превосходят маятниковые трудовые поездки, хотя и отличаются меньшей регулярностью. Огромные масштабы получили также нерегулярные рекреационные поездки. Только зарубежные страны с туристическими целями ежегодно посещает около 700 млн. чел., в основном из США, Японии и европейских государств.

В некоторых небольших государствах с благоприятными природными условиями (Кипр, Мальта, Багамские острова и др.) иностранный туризм уже стал основой экономики, и, таким образом, вся их жизнедеятельность связана со сферой обслуживания. Своеобразно формирующееся при атом расселение. Лучшие участки (вдоль морских и речных побережий и т. п.) предназначены не для постоянных жителей, а для туристов. Причем жилища коренных жителей отличаются, как правило, более низким уровнем благоустройства. Но в общем случае сфера обслуживания в развивающихся государствах значительно отстает по сравнению с уровнем развитых стран.

Заметно отстает от уровня развитых государств сфера обслуживания в России. В советский период многие ее отрасли развивались по "остаточному" принципу, так как приоритет отдавался другим отраслям экономики (военно-промышленному комплексу и др.). В период кризиса 1990-х гг. многие отрасли сферы обслуживания также оказались в тяжелом положении, поскольку финансировались или через дефицитный государственный бюджет, или через резко снизившийся платежеспособный спрос населения.

Поэтому значительно увеличилась доля самообслуживания по большинству видов услуг. Особенно ярко это проявилось в сельской местности, где многие предприятия сферы обслуживания закрылись, поскольку были дотационными, резко подорожал транспорт. В итоге и территориальная, и финансовая доступность многих услуг для большинства сельских жителей резко снизилась. Проявилась данная тенденция и для городских жителей. Около 1/3 всех городских семей имеют садовый участок или дом в деревне, где в летний период самостоятельно организуют свой отдых и частично обеспечивают себя продуктами питания. Еще около 20% горожан делают это у своих сельских родственников. В итоге сформировались массовые сезонные миграционные потоки между городами и сельской местностью, которые в развитых странах практически полностью связаны со сферой обслуживания, а у нас используют эту сферу лишь в малой степени.

Очень значительна в России территориальная дифференциация в уровне развития сферы обслуживания. Даже на уровне экономических районов и федеральных округов различия достигают нескольких раз. Так, объем платных услуг на человека в год (обобщенный показатель развития бытового обслуживания) в 2000 г. в Центральном районе составлял 6,1 тыс. руб., а в Центрально-Черноземном — 1,4 тыс. руб. На уровне регионов субъектов РФ различия в развитии разных отраслей достигают десятков раз.

Различия в уровнях развития сферы обслуживания между разными территориями уже давно являются в России одной из главных причин постоянных переселений. Ярко проявилась эта причина в 1960—1970 гг., когда до 1 млн. чел. ежегодно переселялось из сельской местности в города, в том числе из-за неразвитости сельской сферы обслуживания. Особенно важной эта причина может быть для некоторых групп населения, связанных с необходимостью потребления определенных услуг. Так, в сельской местности семьи, имеющие детей школьного возраста, стремятся переселиться в те поселения, где есть школы.

В общем случае в России можно выделить следующую иерархию центров обслуживания:

1) столица — Москва;

2) города - главные центры экономических районов и федеральных округов (Новосибирск, Санкт-Петербург*, Ростов-на-Дону и т. д.);

3) центры регионов — субъектов Российской Федерации (Псков, Белгород, Пенза и т. д.);

4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких сельских районов внутри региона (Орск в Оренбургской области, Новокузнецк в Кемеровской области и др.);

5) районные центры;

6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района;

7) центры сельских администраций;

8) сельские поселения, имеющие организации сферы обслуживания.

Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе - - наиболее благоприятном по природным условиям районе России, располагающем к тому же. большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).

В расчете на жителей России развивались в советский период курортные районы в государствах ближнего зарубежья. Самые важные из них — это Черноморское побережье Украины, Черноморское побережье Грузии, побережье Балтийского моря в Латвии, Литве и Эстонии. Но в 1990-е гг. российским гражданам по различным причинам удобнее и выгоднее стало выезжать на отдых не в эти районы, а в государства дальнего зарубежья. Ежегодно в начале XXI в. с туристическими целями выезжает из России в государства дальнего зарубежья около 3 млн. чел. Больше всего — в Турцию, Испанию, Финляндию, Египет и Кипр. Приезжает туристов в Россию из дальнего зарубежья примерно в 3 раза меньше. Одна из причин этого - уровень обслуживания туристов в России сильно отстает от современных мировых стандартов. Так, во всей стране имеется только 350 тыс. мест в гостиницах (в 3 меньше, чем в Австрии), а мест в гостиницах современного класса (от 3 до 5 звезд) всего 75 тыс. — меньше, чем во многих европейских городах.

В общем случае можно сказать, что развитие взаимосвязи территориальной организации населения и сферы обслуживания находится в противофазе с аналогичной связью для хозяйства в целом. Появляется сфера обслуживания вслед за населением, но по мере ее развития размещение населения все больше начинает ориентироваться на сферу обслуживания. В нашей стране уровень развития сферы обслуживания заметно отстает от современных стандартов. И на большей части территории России концентрация населения слишком мала, чтобы отрасли обслуживания могли интенсивно развиваться. Но в некоторых районах — наиболее освоенных и заселенных в центре и на юге Европейской части России — возможности для развития есть. Видимо, именно в этих частях страны будет концентрироваться население в перспективе.

РАЗДЕЛ 6. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации