Северин В.В., Носов С.А. Методические указания и контрольные задания по предмету Навигация и Лоция - файл n1.doc

Северин В.В., Носов С.А. Методические указания и контрольные задания по предмету Навигация и Лоция
скачать (259 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc259kb.14.09.2012 23:57скачать

n1.doc

Одесская государственная морская академия




Методические указания и контрольные задания по предмету
«НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»
Для студентов-заочников

Специальногсть 6.100301

«судовождение»


Одесса 2001

Пояснительная записка


Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях».

Цель изучения курса —научить судоводителя теоретическим знаниям и практическим навыкам для выбора наивыгоднейшего пути судна и обеспечения безопасности плавания этим путем. Для выполнения этих задач судоводитель должен уметь работать с навигационными картами, пособиями и руководствами для плавания, вести счисления пути судна (навигационную прокладку), определять место судна всеми доступными способами, используя мореходные инструменты и технические средства судовождения, учитывая влияния гидрометеорологических условий, а также решать другие задачи судовождения Курс состоит из двух тесно связаных между собой частей —

«Навигация»и «Лоция». Основной частью является навигация, которая рассматривает теоретические и практические вопросы судовождения в различных условиях плавания, а также способу контроля правильности движения судна при плавании в узкостях, вблизи берега и в открытом море. Лоция изучает навигационные пособия и руководства для плавания, навигационное оборудование морских путей, освещает ряд других вопросов.

Все дисциплины изучаются на 3 и 4 курсах в соответствии с программой дисциплины.

Общие методические указания


При изучении курса Навигация и лоция необходима систематическая самостоятельная работа, которую целесообразно организовывать следующим образом:

1.Осваивать курс в последовательности, указанной в программе.

2.Изучаемый раздел необходимо законспектировать. Особое внимание следует обращать на терминологию, определения и обоснования методов навигации. Подробно анализировать обоснования методов навигации. Подробно анализировать выводы формул с последующим самостоятельным их выводом.

3.После изучения раздела проверить усвоение материала по контрольным вопросам.

4.Подробно разобрать решение приведенных примеров в учебниках и задачнике по данному разделу. После этого решить задачи по своему контрольному заданию.

5.Прослушать обзорные лекции, получить необходимые консультации, выполнить лабораторные работы в время лабораторно-экзаменационной сессии.

6.Детально изучить структуру исодержание навигационных пособий для плавания.

7.В период плавания на судах настоятельно рекомендуется отрабатывать навыки практической работы судоводителя, работая с картами и пособиями. Выполнять навигационную прокладку с определениями места различными навигационными способами.

Контрольная работа

Методические указания

1. Контрольная работа выполняется студентом-заочником самостоятельно, в тетради в клнтку и сдается для проверки и рецензирования на кафедру судовождения до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

2.Вариант контрольной работы соответствует последней цифрезачетной книжки студента-заочника.

3.Для выполнения задач необходимо использовать судовые карты и пособия, советского, российского или английского издания. После выполнения прокладки на картах 22113,22114 ГУНиО МО СССР или РФ; или картах 2251,2360 английских, необходимо прокладку перенести на кальку и приложить к контрольной работе. Списанные на судне карты и пособия можно использовать для учебных целей и прилагать к контрольной работе.

4.Расчеты и рисунки выполнять простым карандашом.

5.Записи должны быть аккуратными и со стандартными обозначениями, цифры писать четко, по стандартам, изученным в курсе начертательной геометрии. Небрежно выполненные работы будут возвращаться для переделки.

6.Схемы решений должны быть компактны и соответствовать приведенным в задачнике.

7.На лабораторно-экзаменационной сессии для выполнения навигационных прокладок и расчетов необходимо иметь простой карандаш, циркуль,циркуль-измиритель и микрокалькулятор с тригонометрическими функциями.

Задачи



Задача№1
Вычислить по формулам РШ,РД,ОТШ,РМЧ,ИК и S, если судно совершило плавание из точки (1, 1) в точку (2, 2). Выполнить рисунок.


№ Варианта

1

1

2

2

1

5210,0' N

0635.0' W

4124,0' N

7348,0' W

2

3740,0' N

7608,0' W

4832,0' N

0416,0' W

3

3910,0' N

0915,0' W

0130,0' S

4944,0' W

4

3829,0' N

7412,0' W

3416,0' S

1832,0' E

5

2330,0 S

4318,0' W

3508,0' S

2634,0' E

6

5815,0' N

14952,0' W

4436,0' N

14208,0' E

7

3410,0' N

11848,0' W

3735,0' N

14120,0' E

8

1235,0' N

8718,0' W

3124,0' N

13205,0' E

9

0843,0' N

8336,0 W

0215,0' S

14217,0' E

0

1505,0' N

9414,0' W

4543,0' N

14443,0 E


Задача№2
По заданным значениям h (высота маяка в метрах), e (высота глаза наблюдателя в метрах) вычислить дальность видимости горизонта. Дг и дальность открытия огня маяка Дог. Выполнить рисунок.




Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

h, метры

64

39

30

44

48

94

84

71

63

29

е, метры

15

18

10

19

14

16

17

13

21

11


Задача№3
По заданным значениям магнитного курса, магнитного склонения, девиации магнитного компасса и курсового угла определить:

МК,ИК,КК,КП по формулам и графически (рисунок)




Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

МК

300

200

30

40

55

66

70

80

90

100

d

5E

2E

3W

4E

5W

2W

3E

4W

3W

2E



-3

-4

+4

+2

+4

+3

-5

+3

+2

+6

КУ

60пр.б.

20л.б.

45пр.б.

50пр.б.

45л.б.

30пр.б.

70пр.б.

40л.б.

60л.б.

55л.б.


Задача№4
По заданным значениям определить по формулам и графически (рисунок):

ИК,МК,КК, МК,ИП,МП,КП,ОИП,ОМП,ОКП (плавание в 2002 году), девиацию выбрать из таблицы девиации (см.приложение). Магнитное склонение 1991г, годовое уменьшение 0,1 . Ветер NW. КУ=45 пр.б.




Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

ПУ

10

20

315

40

350

200

45

190

220

45



5

4

0

5

3

5

4

5

5

4

d

5,0W

3,5E

0,5W

3,5W

8,0E

6,0W

7,0W

3,5W

4,5E

5,5W



Задача№5
Рассчитать по формулам плавание по ортодромии Dорт, начальный курс Кн, конечный курс Кк, если судно совершило плавание из точки(1, 1) в точку (2, 2). Значения координат взять из своего варианта в задаче№1. Выполнить рисунок.


Задача№6
Выполнить графическую прокладку на навигационной карте, перенести прокладку на кальку и приложить к работе. Расчеты выполнить в тетради.

Задача№6 (Вариант 1)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК=-1,5; Скорость судна V=12узлов, л=-6%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на E со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.



01.00

21.8

Находясь по истинному пеленгу 113,0, в расстоянии 5,5 миль на маяк Эландс

Сёдра Удде, следуем ГКК=181,5.

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 85,0, повернули влево и легли на ИК=105,0. Приняли к учету дрейф 3 и течение.

* * *

Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 72л/б, повернули влево для следования в зону разделения движения, проложили ПУс=55. Дрейф и течение прежние.

* * *

Прошли траверз маяка Эландс Сёдра Грунд .

* * *

Когда КУ на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 155л/б, повернули влево на ПУ=0, дрейфа нет, течение прежнее.

04.00

60.2




* * *

На траверзе маяка Сегеротад повернули вправо и легли на ГКК=65,0, учитывая дрейф 4 и течение.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты начальной и поворотных точек;

4)Истинные скорости судна;

5)Рассчитанные ККгл;

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.0узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 2)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -2.0; Скорость судна V=15узлов, л= -6%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 5 узла. Высота глаза наблюдателя e =9.0м. Видимость хорошая.


02.00

06.3

Находясь восточнее банки Сёдра Мидшёбалекен, перешли на карту 22113.с=5540.2N, с=1741.2E. Следуем ПУс= 305.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали рулевому.

02.30

14.3




03.00

22.3




* * *

Открылся огонь маяка Эландс Сёдра Грунд, повернули влево и легли на ГКК=280.0, дрейф 3, течение прежнее.

04.00

38.2




* * *

На траверзе маяка Эландс Сёдра Грунд повернули вправо и проложили на карте ПУ = 315, дрейфа нет, течение прежнее.

05.00

54.2




* * *

Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 67п/б, повернули вправо и легли на ГКК=2.0. Прекратили учет дрейфа и течения. Уменьшили ход до 10 узлов, л= -4%.

* * *

Пришли на параллель 5615N . Застопорили ход, стали на якорь.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 04.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Рассчитанные ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.2узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 3)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.


03.00

28.6

Находясь в счислимых координатах с=5528.8N, с=1708.7E, проложили линию пути (ПУс) на маяк Сегерстад, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Не доходя до маяка Сегерстад 9.5 миль, повернули влево и легли на ГКК=188.5 Дрейфа нет, течение прежнее.

04.00

42.0




* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 288.5, повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили линию (ПУс) = 234.0, учитывая дрейф 4 и течение.

* * *

Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд

06.00

68.9




* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Утклиппан стал равным 293.0, повернули вправо и проложили линию пути (ПУс) с намерением пройти маяк Утлиппан в 5 милях. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. Дрейф и течение прежнее.

* * *

Траверз маяка Утклиппан.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 04.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверзов маяков Э.С.Г. и Утклиппан;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 4)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=12узлов, л= -3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SE со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.


04.00

31.6

Находясь в счислимых координатах : с=5549.2N, с=1632.6Е, следуем ГКК=50.0, учитывая дрейф 4 и течение.

05.00

44.0




* * *

Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.

* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 296.5, повернули влево и проложили на карте ПУс=23.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

06.00

56.2




07.00

68.6




* * *

На паралелли 5615N повернули вправо на ПУс =75.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

На меридиане 1730E повернули вправо и легли на ГКК =135.0, дрейфа нет, течение прежнее.

08.00

81.0




* * *

Пройдя этим курсом 10 миль, застопорили ход и легли в дрейф.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд и постановку судна в дрейф;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 5)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=13узлов, л= +6%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.


05.00

11.8

Находясь в счислимых координатах с=5624.2N, с=1803.2E, следуем ГКК=5.0. учитывая дрейф 3 и течние.

06.00

24.1

Повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили на карте ПУ=54.0. Дрейфа нет, течение прежнее.

* * *

Траверз маяка Хобург.

08.00

48.6




* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Хелигхольмен стал равным 290.0, повернули вправо и легли на ПУс =140.0, учитываем дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

На паралелли 5645N повернули влево и легли на ПУс=90.0, дрейф 3, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Пройдя этим курсом 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=45.0, дрейфа нет, течение прежнее.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Хобург;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла.

Задача№6 (Вариант 6)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 0.4Е.


06.00

61.8

Находясь по истинному пеленгу 68.0 на маяк Косеберга в расстоянии 6 миль, снялись с якоря и легли на ГКК=130.0. Дали ход 14 узлов.

* * *

Траверз маяка Косеберга.

* * *

Траверз маяка Сандхамарен. Следуем прежним курсом, принимая к учету дрейф 4.

* * *

На меридиане маяка Сандхамарен повернули влево и проложил на карте ПУс =60.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Сандхамарен стал равным 313.0, повернули влево и проложили на карте ПУс=30.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

08.00

88.8




08.26

94.8

Пройдя этим путем 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=10.0, учитывая дрейф 3 и течение.

* * *

На траверзе маяка Симрасхамн, повернули вправо и легли на ГКК=75.0, прекратили учитывать дрейф, течение прежнее.

10.10

18.2

На меридиане 1500.0Е повернули влево и проложил на карте линию пути ПУс =37.0, ведущую к месту ожидания лоцманов Карлскруна, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Симрасхамн;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)2.0, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла

Задача№6 (Вариант 7)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=14узлов, л= -3%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на Е со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год издания карты 1.0Е, годовое увеличение 0.02.


07.00

01.3

Находясь в счислимых координатах: с=5503.7N, с=1428.1Е, следуем ГКК=20.0, учитывая дрейф 2.0 и течение.

08.00

15.7




* * *

Траверз маяка Хаммерен.

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Хаммерен стал равным 138.5, повернули вправо и проложили на карте ПУс =71.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

На истинном пеленге маяка Хаммероде равном 37.5 повернули вправо и легли на ГКК=132.0, учитывая дрейф 3 и течение.

09.00

30.2




* * *

Траверз маяка острова Кристиансё.

* * *

Когда курсовой угол на маяк Саникос-Оде стал равным 75п/б, повернули влево и легли на ИК=90.0, учитывая дрейф 4 и течение.

10.00

44.6




* * *

На меридиане 1530.0Е застопорили ход и легли в дрейф.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент открытия маяка острова Кристиансё;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.5 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла

Задача№6 (Вариант 8)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.0; Скорость судна V=12узлов, л= +3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SЕ со скоростью 1,5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.4Е.


08.00

14.6

Находясь в счислимых координатах: с=5503.2N, с=1354.9Е, перешли на карту 22114. Следуем по лини пути ПУс=65.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

09.00

26.2




* * *

На меридиане 1430Е повернули влево и легли на ГКК=20.0, учитывая дрейф 2 и течение.

10.00

37.6




* * *

На траверзе маяка Хаммерен повернули вправо и проложили линию пути = 75, учитывая дрейф 4 и течение.. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Траверз маяка Хаммероде.

11.00

49.1




* * *

Траверз маяка острова Тат.

12.00

60.8




* * *

Когда курсовой угол маяка острова Крастиана стал равным 134.5п/б, повернули вправо и легли на ГКК=155.0, учитывая дрейф 2 и течение.

12.33

67.4

Пришли на параллель 5520N. Застопорили ход, легли в дрейф.




Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 12.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент поворота на последний курс;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.6, mv=(+/-)1.4 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла

Задача№6 (Вариант 9)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=9узлов, л= - 2%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на NW со скоростью 1,0 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.


09.00

55.3

Перешли на карту 22114, с=5617.6N, с=1649.8Е. Следуем ГКК=195.0, учитывая дрейф 4 и течение.

10.00

64.5




* * *

На истинном пеленге =288 на маяк Эландс Сёдра Удде, повернули вправо, проложив на карте линию пути ПУс =236.0и, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.

11.00

73.6




* * *

Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 5, повернули вправо и проложили на карте ПУс=315.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

12.00

83.1




* * *

Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 42.0, повернули вправо и легли на ГКК=15.0. Дрейф и течение прежнее.

13.00

92.6




* * *

На траверзе маяка Эландс Сёдра Удде застопорили ход и легли в дрейф.


Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 12.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на ИП=42 маяка Э.С.У.;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла

Задача№6 (Вариант 0)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=11узлов, л= - 3%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на S со скоростью 1,5 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.


10.00

23.6

Находясь на истинном пеленге маяка Эландс Сёдра Удде равным 56.0 в расстоянии 11.2 мили, следуем ГКК=220.0, учитывая дрейф 3 и течение.

11.00

34.9




* * *

Когда истинный пеленг на маяк Утклиппан стал равным 316.5, повернули вправо и проложили линию пути ПУс=270.0, дрейфа нет, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.




12.00

46.2




* * *

На меридиане 1530Е, повернули влево и проложили линию пути на маяк Симрисхамн, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

13.00

57.5

Повернули влево и проожили на карте линию пути ПУс=180, учитывая дрейф 4 и течение .

* * *

Пришли на параллель 5540.0N. Застопорили ход, легли в дрейф.



Определить:

1)МК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 12.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на меридиан 1530E;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№7


Вычислить рамку меркаторской карты в указанных границах и масштабе по заданной главной паралелли 0, нанести через указанные интервалы  и  паралелли и меридианы, найти частный масштаб в указанной широте и промежуток практически постоянного масштаба. Значение “P0”-длина 1 главной паралелли выбрать из Картографических таблиц или рассчитать, используя МТ-75, табл.28, или по формулам.

варианта

Граница карты

0

С 0





Широта для нахождения частного масштаба

S

N

W

E

1

5920N

6010N

2400E

2513E

60

100000

10

20

5940N

2

5912N

6002.5N

2247E

2405E

60

100000

10

20

5930N

3

5853N

5951N

2139E

2300E

60

100000

10

20

5900N

4

5723N

5912N

2030E

2258E

60

200000

15

30

5800N

5

5725N

5910N

1830E

2057E

60

200000

15

30

5830N

6

5653N

6005N

1625E

2437E

60

500000

1

2

5653N

7

6932N

7106N

2835E

3204E

69

200000

20

30

6950N

8

3335`N

3456N

12835E

13103E

40

300000

30

30

3410N

9

4215N

4325N

13040E

13305E

40

300000

20

30

4250N

0

3918N

4026N

4916E

5024E

42

200000

20

30

3940N



Задача№8
Рассчитать координаты точки прихода, Ген.К и Ген.S, если судно вышло из точки с координатами 1 и 1 и шло переменными курсами. На всем переходе учитывать течение и дрейф от ветра.





варианта


ГКК




S, мили


Направление ветра


ГК

1

1

Данные о течении




Время действия

Кт

Vт

1

34.0

92.0

117.0

333.5

9

0

6

8

76.0

133.2

267.5

101.0



E



-2


7002.4N

3652.0E


58 часов



280


1.0 узел

2

170.0

98.0

17.5

231.0

4

3

5

6

86.0

178.5

125,0

42.5



NW



-1


053.0S

2132.0W


36 часов



280


1.0 узел

3

108.5

166.5

270.5

53.0

3

4

5

8

61.0

181.5

74.5

163.0



SE



-0.5


3850.0S

2856.0W



48 часов



70


1.4 узла

4

27.5

268.5

234.5

170.0

7

0

4

8

37.4

196.0

106.6

80.0



E



+1.5


1945.5S

8816.2E


28 часов



225


1.1 узла

5

134.0

239.0

336.0

357.5

7

1

6

5

260.0

107.5

116.5

36.0



SW



-2


4630.0S

6216.5E


65 часов



90


1.3 узла

6

263.5

44.5

201.5

338.5

6

7

6

1

105.3

130.7

247.0

77.0



NW



+0.5


2517.5N

5458.0W


70 часов



315


1.3 узла

7

275.0

336.5

233.0

159.0

3

3

8

2

83.8

108.0

238.0

56.5



NW



-2


7428.0N

2447.5E


40 часов



SW


1.3 узла

8

36.5

88.5

162.5

334.5

8

3

2

2

238.0

83.8

108.0

56.5



NW



-1.5


7134.0N

2447.5E


40 часов



NE


1.3 узла

9

250.0

329.0

88.0

28.5

2

8

0

6

84.0

262.0

92.5

126.0



W



+2


5326.0N

15113E


45 часов



300


1.2 узла

0

105.0

199.5

181.5

64.5

6

2

0

6.5

164.0

91.0

103.5

278.7



N



-1


7138.0N

2352.6E


64

часа



280


1.0 узел

Задача№9
Изучить названия, вид, окраску, характеристику огней, назначения плавучих предостерегательных знаков (ППЗ), устанавливаемых для ограждения навигационных опасностей по системе МАМС. Зарисовать в цвете, описать назначение и характеристику ППЗ:


варианта

ППЗ

1

Кардинальный северный

2

Кардинальный восточный

3

Кардинальный южный

4

Кардинальный западный

5

Латеральный левой стороны

6

Латеральный правой стороны

7

Отдельно лежащая опасность

8

Чистой воды

9

Специального назначения

0

Новая опасность

Задача№10
Изучить условные знаки морских карт. Приложить к работе путевую карту, списанную на судне, или её фрагмент, или выкопировку на кальке, описав детально навигационную обстановку на ней, условные знаки, номер и другие сведения.


Задача№11
Подобрать необходимые карты и навигационные пособия для перехода между портами, пользуясь английским каталогом карт и книг. Расположить карты в порядке их использования с указанием номера, названия и масштаба. В перечне навигационных пособий указать гидрографический номер, название и год выпуска. По возможности приложить к работе списанный на судне Каталог предыдущего года издания.


варианта

ПЕРЕХОД

1

Одесса-Пирей

2

Генуя-Пирей

3

Венеция-Родос

4

Самсун-Анталья

5

Марсель-Лиссабон

6

Бордо-Танжер

7

Гибралтар-Кальяри

8

Мерсин-Аден

9

Копенгаген-Лондон

0

Саутгемптон-Алжир


Задача№12
Построить суточный график прилива для указанного пункта и на указанную дату. Используя график, определить промежутки времени возможного безопасного прохода судна с осадкой Тmax=8.9м. и запасом воды под килем 0.5м., при глубине, указанной в данном районе на карте 7.5м.. Для вычислений высоты и времени ПВ и МВ использовать Таблицы приливов текущего года или предыдущих лет, указав год. По возможности таблицы приложить к работе.


варианта

Дата

Пункт

1

27.01

Борнмут (Bournemouth)

2

27.02

Кливел, мыс (Cleavel, point)

3

27.03

Ярмут (Yarmouth)

4

27.04

Дахла (Al-Dakhla)

5

27.05

Гуэра (Guera)

6

27.06

Тамаджаруси (Tamajarush)

7

27.07

Уэрем (Wareham)

8

27.08

Тантан (Tantan)

9

27.09

Ламингтон (Lymington)

0

27.10

Фрешуотер (Freshwater)


Приложение №1
Таблица девиации главного компаса

КК



КК



0

+2,3

180

-1,7

10

+1,7

190

-0,7

20

+1,3

200

+0,3

30

+1,0

210

+1,3

40

+0,5

220

+2,0

50

0,0

230

+2,7

60

-0,7

240

+3,5

70

-1,5

250

+4,0

80

-2,0

260

+4,3

90

-2,7

270

+4,5

100

-3,3

280

+4,5

110

-3,7

290

+4,3

120

-4,0

300

+4,0

130

-4,3

310

+3,7

140

-4,0

320

+3,5

150

-3,7

330

+3,0

160

-3,3

340

+2,7

170

-2,5

350

+2,5

180

-1,7

360

+2,3



Методические указания и контрольные задания по предмету «Навигация и Лоция» для студентов-заочников судоводительской специальности разработали преподаватели ОГМА:

Северин Виталий Васильевич

Носов Станислав Александрович

Утверждено на заседании кафедры судовождения ОГМА 14 ноября 2001 года, протокл №3.

Список рекомендуемой литературы


  1. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98).-Одесса:ЮЖНИИМФ, 1998 – 111с.

  2. Навигация / Ю.К.Баранов, М.М.Гаврюк, В.А.Лонгиновский, Ю.А.Песков. – 3 изд., перераб. и доп. – спб.: Лань, 1997.-512с.

  3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. Транспорт, 1982. –392с.

  4. Задачник по навигации и лоции под редакцией проф. М.И.Гаврюка.-3-е изд., перераб. и доп.- М. Транспорт, 1984.-312с.

  5. Гаврюк М.И. Использование малых вычислительных машин при решении задач судовождения. – М.:Транспорт, 1980.-237с.

  6. Мореходные таблицы – МТ-75.

  7. Российские или адмиралтейские таблицы приливов.

  8. Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т. Кондрашихин, Б.В. Бердинских, А.С. Мальцев, Л.А. Козырь – Одесса: Маяк, 1990 – 168с.

  9. Адмиралтейский каталог карт и книг.

  10. Система ограждения МАМС №9029: - изд. ГУНИО М.О. РФ.

  11. Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025: - ГУНИО М.О. РФ.








Одесская государственная морская академия
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации