Шпоры к госам - Менеджмент в малом и среднем бизнесе - файл n1.doc

приобрести
Шпоры к госам - Менеджмент в малом и среднем бизнесе
скачать (107.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc108kb.14.09.2012 23:55скачать

n1.doc

Менеджмент в малом и средем бизнесе шпоры к госам
1 Понятие и критерии малого бизнеса
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; в оптовой торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
1.2 Понятие малого предприятия и малого бизнесса.
Малые предприятия -- это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек: в промышленности, транспорте и строительстве - до 100 человек , в науке и научном обслуживании, и сельском хозяйстве - до 60 человек, в оптовой торговле - до 50, в розничном и бытовом обслуживании - 30,50 человек -- в других отраслях производственной сферы, до 15 человек -- в непроизводственной сфере.

2 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Горбань О.П. (кафедра экономики и управления, МГТУ)

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

3 Государственная поддержка малого бизнеса в России.

В России существует различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий малого бизнеса. Созданы ассоциации предприятия малого бизнеса, федерация развития и поддержки малого предпринимательства. Различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.

Основные направления государственной поддержки.
1.Создание упрощенной системы ведения отчетности и распределение льгот в сфере налогообложения.
2.Формирование отлаженной жизнеспособной системы поддержки и развития малого бизнеса.
3.Открытие доступа к использованию субъектами малого бизнеса государственных бюджетных, материально-технических и информационных ресурсов, а также к новейшим научно-техническим и информационным разработкам и технологиям.
4.Формирование упрощенного порядка регистрации субъекта малого бизнеса, содействие в решении вопросов связанных с патентованием и лицензированием их деятельности, сертификация их продукции.
5.Поощрение внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса. Содействие в развитии торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с иностранными государствами.
6.Налаживание образовательной системы, предоставление возможностей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малых предприятий.
7.Проведение анализа состояния малого бизнеса и эффективности проводимых мероприятий по его государственной поддержке.
8.Организация разработок и реализации федеральных программ государственной поддержки малого бизнеса.
9.Подготовка предложений о введении для субъектов малого бизнеса налоговых льгот или льгот в других областях.
10.Распределение, выделяемых федеральным бюджетом, средств и различного рода внебюджетных фондов для оказания поддержки малым предприятиям.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование, кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. Невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями. Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под бОльшие проценты, чем под проценты для крупных предприятий.
Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий не стабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск не возврата кредитов.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала.
В последнее время виден положительный эффект от совместной работы банков и государственных фондов, направленный на развитие предпринимательства.
Основные требования для льготного кредитования, предъявляемые к заемщикам банками, следующие:
1.Земщик должен попадать под критерий субъектов малого бизнеса, прописанный в Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
2.Цели применения кредитных средств должен быть вклад или участие создании или развитии программ или проектов в реальном секторе экономики.
3.Годовой объем оборота денежных средств заемщика не должен превышать 50 млн. руб.
4.Подтверждение из налогового органа об уплате заемщикам просроченных обязательств по налогам в бюджеты всех уровней.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом; предоставление особых льгот предприятиям, создаваемых в отсталых областях экономики; создание бизнес-инкубаторов; оказание различного рода консультационных услуг малого бизнеса.
В целях развития малого бизнеса и обеспечение его государственной поддержки правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В постановлении о первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены: производство и переработка сельхоз продукции; производство промышленных товаров и товаров народного потребления; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного и производственного назначения.
Правительство РФ каждый год перед утверждением федерального бюджета рассматривает на федеральном собрании РФ проекты по федерально значимым программам, по отношению к которым будет проводиться государственная поддержка малого предпринимательства.

4 Условия и отраслевые особенности развития малого бизнеса

Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в эконо­мическом, так и социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное явление. Малое пред­принимательство в нашей стране как самостоятельное общест­венно-политическое и социально-экономическое явление суще­ствует немногим более 10 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу более глубокого и качественного развития.

Если анализировать темп развития малых предприятий по от­дельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т.е. в 1991 — 1995 гг.

В 1995-2004 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического управления государственного комитета РФ по под­держке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стои­мости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации» от 14.06. 95 № 88-ФЗ, изме­нились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сокра­тило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Максимальная численность малого пред­приятия снизилось с 200 до 100 человек (различна по отраслям).

Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности.

Из общего числа малых предприятий наибольшую долю (46,3%) составили предприятия торговли и общественного пита­ния, значительно меньше их доля в строительстве (12,7%) и про­мышленности (13,4%), что признается отрицательным фактором.

Для повышения эффективности общественного производ­ства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создавать соответ­ствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сферы. Это закономерный процесс.

Картина распределения малых предприятий по отдельным федеральным округам довольно пестрая.

Согласно данным Госкомстата России (ныне Росстат) доля малых предприятий в их общей численности по отдельным феде­ральным округам за 2004 г. составила: Центральный федеральный округ — 36,2%; Северо-западный — 15,3; Южный — 1.0,6; При­волжский — 16,6; Уральский — 6,5; Сибирский — 10,1; Дальневос­точный - 3,4%.

Аналогичная картина и по отдельным городам. Так, в Москве в 2004 г. функционировало 190,9 тыс. малых предприятий, или 21,4%, а в г. Санкт-Петербурге — 89,9 тыс. малых предприятий, или 10,1%, т. е. в этих городах сосредоточено 31,5% всех малых предприятий.

Исследованиями установлено, что такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам стра­ны объясняется многими причинами, но основными из них явля­ются:

Развитие малого предпринимательства в России проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процес­сом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой по­литикой, проводимой государством.

Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предприни­мательства.

На деятельность малого бизнеса оказывают воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие — в негатив­ном плане; одни имеют значительное воздействие, другие - нез­начительное.

Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: законодательная база; нало­говая система; система кредитования; система поддержки и раз­вития малого бизнеса; информационная система и другие эле­менты рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.

К внутренним факторам относятся: организационно-право­вая форма предприятия; менеджмент предприятия с его органи­зационной структурой; экономический потенциал; мотивация труда работников и др.

Однако одним из главных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.

Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на пред­приятии.

На основе вышеупомянутого можно сделать вывод, что если бы в нашей стране за период 1990—2004 гг. были созданы нор­мальные условия для развития малого бизнеса и была обеспечена соответствующая поддержка со стороны государства, то уровень его развития был бы намного выше. По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем от развитых стран мира.

Малый бизнес в Рос­сии еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, доля занятых на малых пред­приятиях – в 5-7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей в – 6-12 раз.

Это говорит о большом неиспользованном потенциале, кото­рый имеется в Российской Федерации для развития малого биз­неса и повышения его роли в экономике.

За десятилетний период малый бизнес в нашей стране разви­вался, в основном, стихийно, без должной поддержки и управле­ния со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его развитии имеют место как явно позитивные, так и негатив­ные явления.

К позитивным явлениям можно отнести:

Из особенностей развития малого бизнеса в России можно отметить следующие:

Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его раз­вития.

5Франчайзинг как способ ведения малого бизнеса


Франчайзинг предполагает, приобретение компаниями действующего бизнеса крупных корпораций. Один из самых ярких примеров франчайзинга - сеть кафе быстрого питания «МакДональдс». Вместе с правом торговать под известным именем или выпускать продукцию, предприниматель получает консультации по ведению бизнеса и вместе с этим экономит значительные средства на рекламе. В Казахстане нет статистики о количестве купленных франшиз. Тем не менее, эксперты считают, что франчайзинг очень перспективен в условиях высокого и стабильного роста потребления, причем не только в сфере питания.

АНДРЕЙ ЗАХАРОВ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ФРАНЧАЙЗИНГА РК: 
«- Это та, индустрия, которую мы чаще всего встречаем, но на самом деле сфер очень много. Это продажа автомобилей, салоны красоты, реклама, производство камней, клининговые услуги сейчас популярны».

Санкт-Петербург: предприятия, работающие по схеме франчайзинга, растут, как грибы.

 Число предприятий, работающих в Петербурге по схеме франчайзинга, растет не по дням, а по часам. Особенно благодатной в этом смысле стала сфера торговли. Успешный бизнес, развитый в совершенстве одной компанией, передается новым небольшим предприятиям.
Наиболее высока в Петербурге скорость развития франчайзинга в области организации так называемого "фастфуда" - точек быстрого питания. Прежде всего связано это с тем, что они пользуются у горожан достаточно большой популярностью. Создание такого рода закусочных сулит потребителю двойные преимущества. Здесь, как правило, можно заведомо рассчитывать на достаточно высокое качество питания и предлагаемых услуг, потому что вся суть организационной системы состоит в том, чтобы франчайзинговые сети "держали марку".
Известной и уважаемой франчайзинговой компании, открывшей уже 17 торговых точек быстрого питания, было бы крайне невыгодно, если бы о них в городе шла дурная слава. Поэтому такая компания имеет даже не отдел, а департамент качества. Контроль обслуживания посетителей здесь весьма строг и предусматривает доскональные проверки выполнения инструкции (насчитывающей около 80 пунктов).
Компания, о которой идет речь, одной из первых в России внедрила эффективный способ контроля, практикуемый западными фирмами. Он именуется Mystery Shopping, что в переводе с английского означает "тайная покупка". Суть Mystery Shopping в найме сторонних лиц, прошедших предварительные консультации, которые приходят в заведение под видом обычных покупателей. Результаты обслуживания, доводятся до сведения головной компании, которая при серьезных нарушениях может пойти на крайнюю меру - лишить содержателя торговой точки лицензии.
Справедливости ради следует отметить, что компания-франчайзер не всегда способна уследить за добросовестностью обслуживания покупателей фирмами, купившими право на содержание торговой точки. Зачастую это происходит, когда такие хозяева открывают по схеме франчайзинга не престижные кафе, а небольшие уличные ларьки.
Сегодня петербургский рынок предприятий быстрого питания пополняется заведениями гораздо более серьезного ранга, чем ларьки и кафетерии, где качество услуг поставлено на более высокую ступень, а именно - ресторанами быстрого обслуживания. Например, в текущем году по методу франчайзинга в Петербурге открывается сеть ресторанов, имеющая сегодня 54 предприятия в разных городах России.
Франчайзинг как способ ведения бизнеса интересен малому и среднему предпринимателю, который хочет открыть свое дело.
  
Еще одной эффективной сферой применения франчайзинга в Петербурге стала торговля промышленными товарами. Здесь характерно появление мобильных магазинов в крупных торговых комплексах, поскольку маркетинговыми исследованиями доказано, что именно им отдают предпочтение более 60% петербуржцев. На эту заинтересованность делают ставки компании-франчайзеры, которые в 2005-2006 годах намерены удвоить число таких торговых площадей. В подобном формате существуют, например, уже четыре магазина спортивной одежды известного в городе брэнда.
Высокая скорость открытия точек была во многом предопределена именно сотрудничеством с торговыми центрами. Для покупателей франчайзинговые мобильные магазины могут представлять интерес тем, что они, как правило, открываются под эгидой фирм-франчайзеров, имеющих европейскую известность.
   Например, предоставление такого специфического продукта, как программное обеспечение, не нашло спроса. К тому же развитие франчайзинга в Петербурге не всегда происходит цивилизованно. Одно из основных правил франчайзинга - распределять идентичные точки, где предлагается одинаковая продукция, в разных районах, чтобы они не становились конкурентами, - выполняется не везде.
   Сейчас в Петербурге франчайзинговые предприятия действуют еще в сферах предоставления фотографических услуг, лечения, дизайна и производства и других.

Заказ в магазине по Интернету – это реально

Комитетом по потребительскому рынку и услугам администрации Октябрьского района на базе магазина «Бетти Баркли» проведено выездное совещание на тему: «Современное торговое предприятие непродовольственной группы товаров», где руководители предприятий потребительского рынка ознакомились с современным методом организации торговли - франчайзингом. Франчайзинг – это способ организации ведения бизнеса, при котором крупная компания (франчайзор) передает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на продажу товаров этой кампании.

Преимущества и недостатки данного метода разъяснила директор магазина «Бетти Баркли» Ирина Чанцева, работающая по такой системе уже 10 лет. Отметим, что Ирина Николаевна имеет право на продажу в своем магазине товаров не только немецкой фирмы «Бетти Баркли», но и итальянского концерна «Макс Мара».

Франчайзор дает разрешение на торговлю их брэндом и оказывает поддержку только в том случае, если торговый зал располагается в лучшем районе города, и его площадь насчитывает не менее 250 кв.м. Один раз в год во время проведения учебных (платных) семинаров франчайзор предоставляет все торговое оборудование.

Большой плюс при такой организации торговли – регулярное предоставление сертификата соответствия на приобретаемые товары, которые, кстати, можно заказать прямо по Интернету.

6 Малый бизнес. Преимущества и недостатки


Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются. Это можно сказать и о компаниях, которые занимаются автострахованием автокаско, и о тех, кто производит определённые товары, например, мебель. 

И если для расчета автострахования и оформления полисов достаточно одного небольшого офиса и пары сотрудников, то для производства изделий из дерева необходимы крупные цеха и более широкий штат. Таким образом, мы можем отметить развитие малого бизнеса в различных сферах и различных объёмах. 

Чем обусловлена такая эволюция? Многие специалисты определяют следующие причины. Малый бизнес достаточно гибок и может легко изменяться в зависимости от возникающих условий и непреодолимых обстоятельств. Малое предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице. 
Ещё одно преимущество малого бизнеса - это тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий. 
Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях. 
Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев позволяют значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения. 
Но не будем забывать и о недостатках такого бизнеса. Он более подвержен изменениям экономической ситуации в стране и в мире. Внешние факторы воздействуют на такое предприятие часто достаточно жёстко. Малый бизнес редко используется как объект инвестирования капитала и вообще мало способен к значительному расширению. Закупки обычно ограничиваются объёмом производства, и нет возможности для получения существенных скидок.










7 роль и особенности мне-та в мал.биз.

Малый бизнес является одним из основных двигателей в экономике любой страны. Множество предприятий, работающих в сфере продажи товаров  и услуг, обеспечивают работой десятки тысяч людей, но систематизированное управление на многих из таких предприятиях отсутствует. По мнению некоторых предпринимателей, применять менеджмент в малом бизнесе является непозволительной роскошью. Как правило, владелец небольшого предприятия самостоятельно занимается управлением своим бизнесом, но, с развитием и расширением производства, необходима помощь профессионалов, которые смогут эффективно внедрить менеджмент в малом бизнесе.

По мнению японских экспертов, стоит выделить три вида менеджмента в бизнесе. Первый вид – это хаотичное управление, которое характерно для предприятий, численность которых составляет менее 20 человек; организованное управление – это управление применяется на предприятиях с численностью от 20 до 100 человек, и научно-обоснованное управление, которое применяется на предприятиях с численностью более 100 человек.

На этапе перехода малого бизнеса к среднему необходимо учитывать, что для эффективного управления предприятием необходимо соблюдать два простых принципа – распределение полномочий и четкое структурирование предприятия.

 Менеджмент в малом бизнесе имеет свои характерные особенности, управленец, работающий на малом предприятии должен быть универсалом, который может работать в нескольких областях менеджмента. Довольно часто менеджмент в малом бизнесе включает в себя и подбор персонала, и расчет возможных рисков, и поиск клиентов, и непосредственное управление предприятием.

 Одной из основных особенностей менеджмента в малом бизнесе является неформальное исполнение власти, поэтому к менеджеру, работающему в малом бизнесе, предъявляются особые требования.

 Прежде всего, он должен нести ответственность не только за результат работы, но и за атмосферу в коллективе; менеджер должен обладать большой гибкостью и работоспособностью; он также должен уметь четко ставить задачи и контролировать их выполнение, и обладать возможностью решать несколько задач одновременно. Кроме того, менеджер должен уметь выстраивать отношения с различными людьми, пользоваться авторитетом в коллективе, быть хорошим наставником и жестким руководителем. Иными словами, менеджмент в малом бизнесе представляет собой сплав нескольких направлений искусства управления предприятием и людьми, что дано далеко не каждому предпринимателю.

 На первоначальном этапе развития малого бизнеса владелец предприятия может самостоятельно справляться с управлением, но через некоторое время ему может не хватить знаний для эффективной работы предприятия.

 В последнее время целый ряд учебных заведений начали подготовку специалистов для работы менеджерами в малом и среднем бизнесе. Для очень занятых предпринимателей открываются курсы, посетив которые, предприниматель может освоить принципы менеджмента. Во многих регионах открываются так называемые "инкубаторы малого предпринимательства", где владельцы предприятий могут получить необходимые консультации, связанные с менеджментом в малом бизнесе.
8 . Особенности организации управления на малых предприятиях

Малый бизнес очень разнообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает предприятия, а точнее численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент. В Японии, например, в этой связи, выделяют три уровня управления:

  1. неорганизованное управление – соответствует малым

предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, само управление ведется на элементарном уровне;

  1. организованное управление – характерно для предприятий с

численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно управлять хозяйством;

  1. научно обоснованное организованное управление –

соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. Н а таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения, каждое из которых обладает более высокой технологией управления в своей области.

Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.

Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

- создание структуры предприятия;

- распределение полномочий.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм – нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования

9 .Требования к менеджеру малого бизнеса

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Практика выработала определенные требования к личности менеджера малого бизнеса:

1. менеджер всегда на виду, его авторитет зависит от его профессиональных и личных качеств;

2. менеджер должен обладать большой гибкостью в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям;

3. менеджер должен обладать способностью формировать и развивать эффективные рабочие группы;

4. менеджер должен воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей, и поддерживать общение с ними как с группой;

5. задача менеджера – не формализовать отношения в коллективе, а учитывать их в своей работе, поддерживать атмосферу творческого взаимодействия;

6. менеджер должен обладать высокой способностью влиять на окружающих;

7. менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных;

8. менеджер несет ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе.

Перечисленные требования характеризуют грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

Менеджмент в малом и средем бизнесе шпоры к госам
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации