История педагогики - файл n1.doc

приобрести
История педагогики
скачать (288.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc289kb.14.09.2012 23:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. 2. -23 Становление и развитие истории образования и пед мысли как отрасли научного знания. Предмет и задачи курса «История образования и пед мысли».

Осн подходы к изучению всемирного истор процесса. Источники знаний по истории развития теории и практики образ-я.

1. Цель – оформление у буд учителя пед мышления и самостоятельноти в принятии решения, умении определить закономерности истор развития образования. Достижение цели - при достижении задач: формирование знаний об истории развития образования, его закономерностях как един мир пед пространства, это развитие представляется во взаимосвязи истории практики образования и пед мысли, ознакомление с пед системами, конц-ями, теориями педагогов и мыслителей, ориентация на применение знаний из истории О и ПМ в реал практике, формир-е и развитие аналит и оцен умений.

Изучением курса опир-ся на теор-метод основы. Важн место – филос-истор подходу (проблема развития теории и практики осмысл-ся на сонове Ф, + учитыв-ся интегративн процессы =>избежать установки на схематизирование истор-пед прошлого, опред-е пед догматов.

Разл подходы для периодизации пед знания – эпохальный –(рассм-ся по эпохам), формационный – деление на формации, цивидизационный – Васильев, Корнетов – цивилиз-я как совокупность лит, дух достижений чела, хар-ся опред закономерностями соц-пол., эконом и дух развития. В ЦП 4 ступени – Чел цив-я как таковая (как появл-сь воспитание), стадия в развитии чел-ва противост-е дикости и варварству, 4 велик Цив-ии: запад, ближн средне-восточн, южно-азиатск, дальневосточн., множ-во Цив частного хар-ра, связ с конкретн народами.

Осн понятия – пед система – включ-т пед концепцию и ее претворение в реал пед практике; пед теория – система знаний о законах, выведенных из собств опыта, мир практики; пед взгляд – несложивш в целостн концепцию идеи стран, не сущностн хар-ки этапа; пед факт = фрагмент изучаем целостн явления, особ знание о соответствии историко-пед событии, явлении.

Источники инфы– мат-лы археолог раскопок (проследить этап развития общества), труды ученых и путешеств-в 18-20 вв (описание разл племен, законод акты, сборники произведений).
Константин Дмитриевич У – основоположник русской школы научн педагогики. Статья «О пользе пед лит-ры».

К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение учителем, затем инспектором Гатчинского сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Воспитания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института благородных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 - уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет.

В пед науке, указал, что пед-ка д.б. основана на использ-и законов анатомии, физиол-и, псих., филос-и, истор и др наук, д открывать законы В., + против эмпиризма в пед-ке, т.к. недостаточно основ-ся на опыте воспит работы, за единство теории и практики. Гл – усвоить принципы и конкр правила воспит работы, нужно вооруж-ся знанием основ законов чел природы, + уметь применять. У стремился исходить из опыта, больш значение – наблюдению. Процесс О д строиться на принципах: сознат-ти и активности, наглядности, последов-ти, доступности, прочности. У- учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис – двуединство обучения и воспитания. Воспит-е зависит от истор разития народа – пр народности, поэтому нельзя выдумывать или заимств-ть систему Воспит-я, н созхдавать творч путем. 1857-1858 – «Журнал для В-я» - статья «О пользе пед лит-ры». Воспит деят-ть направлена на развитие сознания в челе. Пед-как не м б названа наукой в сам смысле этого слова. Ей нельзя выучиться, треб-ся умение приложить эти знания к делу, развивая наблюд-ть и навыки. Пед лит-ра пердс-т возможность наблюдения опытн педагогов. Воспит-е – сознат деят-ть со стороны воспита-ля, сознат мысль – та, в кот опред-на цель, мат-л, ср-ва для ее достижения. Воспит-ль не м б лишь исполнителем инструкций препод-я и Вос-я, он д. б. убеждения. Личность Воспит-ля значит ВСЕ в деле В-я. Действовать на личность можно путем пед В-я и пед лит-ры. Пед лит-ра оживл-т воспит деят-ть, обращает внимание общества на дело воспитания. Пед лит-ра – устан-т в общ-ве правильн треб-я в становлении В-тия, + откр-т ср-ва для удовлетв-я этих требований.

3. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

На перв ступени равзития первобытн общ-ва (дородов общ-во) – люди присваили готов продукты природы и занимались охотой. Все было общим, между членами кол-ва отсутсв-ли сой различия. Дород общ-во – на три возрастн группы: дети и подростки, полноценн и полноправн участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие физ сил для полноцен участия в общ жизни. Развив-ся чел сначала – в обществ группу подрастающих и стареющих, где он взрослел в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Войдя в соотв-й биолог возраст и + некот опыт общения, труд навыки, знание правил жизни, обычаев и обрядов – чел-к в др возрастн группу. С течением времени этот переход стал сопров-ся так назыв инициациями (=посвящениями, испытаниями, во время кот-х провер-сь подготовка молодежи к жизни, умение переносить лишения, боль, + показ храбрости, выносливости). В первобытн общ-ве реб-к воспит-ся и обуч-ся в процессе своей жизнедеят-ти, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включ-ся в доступн для него деят-ть, вместе со старшими и под их руков-м приучался к коллект труду и быту. => дети и подростки– необход жизнен навыки и труд умения, знания об обычаях, обрядах, +свои обяз-ти, полностью подчинять себя интересам рода, треб-ям страших. На послед этапах развития матриархата – перв учреждения для жизни и В-я подраст людей – дма молодежи, отдельно для мальч и девочек, где под рук-м старейгин рода, они готовились к жизни, труду и посвящ-м. На стадии патриарх родов общины – дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Род община поручала В-е подраст поколение наиболее опытн людям. Наряду с вооружением детей труд умениями и навыками, они знакомили их с правилами религ культа, преданиями, + Обуч-е письму. Все народн устн твор-во – в Вос-и нравов, повед-я, опред черт хар-ра.

Позже – зачатки военн воспит-я – малыши – стрелять из лука, польз-ся копьем, ездить верхом. + большое внимание – усвоению начальн знаний, с появл-м письменности – письму. Семейн в-е стало массовой нормой В-я, но прод-т сущ-ть дома молодежи. Стали возникать школы, появление господств групп населения – жрецы, страейшины – стремились отделить умств образ-е от О знаниям, требующим физ труда. Зачатки знаний (предсказание наводнения рек, приемы лечения в руках этих групп. Для обучения этим знаниям – спец учреждения – школы, кот-ые использ-сь для укрепления власти вождей, жрецов. Физич труд – удел эксплуатируемых. В их семьях – дети рано приучались к труду, родители – свой опыт. Ограниз-ое воспитание детей в школах – все более удел избранных.


В Др Риме сначал обучение велось на дому, позднее у учителей появ-сь свои собствен школы. Во II в до н.э. – 3 вида школ: элементарн – платн., частн для небогат и незнатн населения. Чтение, письмо, счет, законы страны. Граммат – частн., платн., сыновья привелигир родителей. лат и греч яз., риторика. В будущем – выборн руководящие должности. Риторские – высок плата, знатные родители. Риторика, философия, правоведение, греч яз, мат-ка, музыка. Для важн гос должностей Со времени возник-я Римск империи – грам и ритор школы превратились в гос школы. Задача – подготовка власти чиновников. Когда христианство – господств религия, вся работа школы – церковн хар-р.

Интересно Воспит-е в Др. Греции. В Спарте и Афинах – особ синонимы В-я: спрат и афинск. Общее – рабы лишены права обуч-ся в школах. Образ-е осущ-сь гос-вом. Задача – готовить воинов. С 7 до 18 лет – мальчики в гос воспит учреждения: агеллы. Рук-ль – педон. Особ внимание – физ воспитание, военно-гимнаст упр. + музыка, пение, религ танцы. Гл. задача – воспитание презрения к рабам. Нравст и полит В-е – во время бесед гос руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов (лаконич речь). 18-20 лет – в группу эфебов. Несли военн службу, продолжали военн и полит В-е. + особ внимание - военн и физ В-е девушек . В Афинах дети до 7 лет – воспит-сь дома. Девушки – дальнейшее В-е в семье, дом хоз-во. С 7до13 – мальчики в шк грамматиста и кифариста (частн, платн), занятия – дидаскалами. Чт., письмо, счет, буквослагат метод. В школах Кифариста – лит образ-е и эстетч В-е (музыка, пение, декламация). 13-14 – переход в уч заведения – палестры. Сичтема физич упр (пятиборье – бег, прыжки, борьба, метание диска, плаванье). Беседы по полит и нравсвт ?. Наиболее обеспечен – в гимназии (философия, политика, лит-ра, гимнастика. Малообеспечен- в семье ремеслу и грамоте.

Философск школы 6 в до н.э. Сократ (470-399 до н.э.). Этич ценности – добро, справед-ть, доблесть, нравст-ть, интеллект разв-е. Познание – в споре. Беседы. Убеждение. Диалог. Нач этап – общение, совместн поиск решения проблемы. Наводящие вопросы. Платон (428-348). Цели школы – доброд-ль, желание стать соверше гражд-м общ-ва, использовал звонок, призыв к занятиям. Мат-ка, диалектика, астрономия, естест-е. Методы – беседы, спор, диалог. учитывать личные склонности. Но лишь для свободных граждан общества. 3-6 л – спец воспит-ца, свеж воздух, игра. 7 л – гос школы. 12-16 л – палестры/гимнасии. 18-20 – воен гимнастика, философ подготовка. Аристотель (384-322). Задачи- осн занния, приобщение к труду, раз-е мышления, разв-е души. Общение во время прогулок, использ-е индукции и дедукции в познании. Ср-во убеждения – риторика. С 7 лет – обуч-е под контролем гос-ва. Этапы – подготов: письмо, чтение, счет, физ упр., музыка, рисование. 2. зание о природе, общ-ве, истории.3. аристократы: риторика, поэтика. Методы Обуч-я – повторение, продуман постоянн упр.


5. Развитие образования и пед идеалы средневековой Зап Европы.

В период средневековья – больш значение – катол церковь. Самые ранние – монастырск школы, внутрен школы для мальчиков, к-х отдавали в монашество; внешн шк – дети жителей данного церк прихода. В центрах церковн управл-я – соборн/кафедральн шк (внешн/внутрн). Приходск школы для мальч-в (чтение молитв на лат. Яз, церковн пение, письмо). Учителя – дух лица, получивш навыки уч работы. Читать – по лат буквослагат методам, по религ кнгам (разным почерком). Техника письма – сложна. Жесток телесн наказания. В низш школах – дети католич дух-ва. С 11 в – дети некотр крестьян. В семьях и мастерск-х – система ремесл учения – О труду. Курс О в монаст шк расшир-сь: включ риторика, диалектика, арифметика, геомет-я, астрономия, музыка. У детей светск феодалов – военно-физ умения, крепостн мораль, благочестие, правила поведления в высш общ-ве. До 7л – О в семье. С 7 –школы к вышестоящ феодалу (паж при жене). С 14до20 – оруженосец сюзерена, езда верхом, владение оружием. В 21г – посвящение в рыцари. Образов-е девушек – пансион при монастырях (общ курс Обуч-я).

В 12 в. – высшие уч заведения – универы. В средн Европе – в 14 веке. В 12 в - католический Парижск универ (образец для др). Церковь начинает глав-ть в универах, богословский фак-т = важный. Средневек Универы – 4 фак-та. На подгот - артистич- м = искусства (роль средней школы, Обуч-е =6-7 лет = степень магистр искусств. Дальше – один из 3-х фак-в: богословск., юридич., медиц (5-6 лет = звание доктор наук). Лекции, диспуты на основе тезисов докладов.

Ремесленники – цеховые школы (чтение, письмо на РЯ, счет, религия, обуч-е ремеслу – дома в мастерской отца. Купцы – гильдейские школы (та же прога). Постепенно эти школы – в нач городские школы, содержавшиеся гор самоуправлением (магистратами).
6. Зарождение педагогики как науки. В.Ратке., Я.А. Коменский
Вольфганг Ратке – нем педагог (1571-1635). «Нов способ препо-я») предложил целостн систему уч дисциплин ср школы с препода-м на РЯ. В гор школах – занятия разнообразно. Письмо, чтение, инновации, спорт. Принципы Ратке – Обуч-е д проходить в соответствии с естеств кодом самого реб-ка, уметь диагности-ть реб-ка. О-е д.б. псолед-но систематичным, опир-ся на повторение, на РЯ. Об-е без принуждения. От общего к частному, от известного и неизв-му. Я.А. Коменский (1592-1670) развил положения Ратке. «Великая дидактика», «О культуре природн даров-й», «Материнск школа» (= перв рук-во по Восп-ю), «Законы хорошо организ-й школы», «Мир чувств вещей в картинках». От народн движений того времени К воспринял демократизм, симпатии к трудящ-ся, отриц отношение к дворян-ву, катол церкви. Демократизм – в его треб-ии един школы, всеобщ-ти и обяз-ти школы РЯ для всех детей без различия сословий, положения и пола. От культуры эпохи Возр-е – гуманизм. Создал систему Вос-я для демократ слоев населения, народн масс. Главн идеи – сенсуальный хар-р: познание реальн мира на основе чувств восприятия. + принцип наглядности. Идея всеобщего нач образ-я. 3 задачи В-я – познание себя и окруж мира (умств восп-е) – оч важно, управление собой (нравств В-е), и стремление к богу (религиоз В-е).

Идеи К так хороши, что его пригласили для улучшения школьн дела в разн страны (Англия. Венгрия, Швеция) Его учебники – «Открыт дверь язов и всех наук», «Мир чувственных вещей в картинках» переведены на многие язы, получили распростр-е во многих странах, образец для разработки др учебников. К был новатором в области дидактики, много дид идей, принципов и правил организации уч работы (уч год, каникулы, уч четверти, прием уч-ся осенью, классно-ур система, учет знаний уч-ся, уч день). В развитии педагогики К – огр роль. То новое, что он дал в области пдагогики (идея всеобщего Об-я, един школы, шестилетн Обу-я в нач школе, принципы наглядности, сознат-ти учения, системати-ти. Послед-ти, посильности, треб-е прочности усвоения) медленно продвигалось. В практику только 2-2,5 в спустя. Со втор половины 19 в значение К стало более приниматься прогресс педагогами (в слав странах и в России). Пед теория К – плод национ-освободит движения чешского народа, + борьбы народов Европы против феодализма. Имеет науч хар-р и большой вклад в мир культуру.
7. Пед учения Ян Амос Каменского. «Великая дидактика».
Я.А. Коменский (1592-1670) – вел чешск педагог. «Великая дидактика» (1632), «О культуре природн даров-й», «Материнск школа» (= перв рук-во по Восп-ю), «Законы хорошо организ-й школы», «Мир чувств вещей в картинках». По К., детям – 4 качества: ум, воля, степень движения, речь. На чела в процессе О влияет соц фактор. Вед фактор – воспитание. Типология детей – любознат, послушные с острым умом; - с остр умом, неторопл.; - с острым умом, но упрямые; - тугодумы, медлит; - тупые, испорченные. Далекие Цели в-я: стремление к божеству. Близк: умст В-е, позание себя и оркуж-го, нравст В-е, умение управлять собой, религ В-е.

Гл принциппр природосооб-ти. В раз-и н опираться на все законы природы. + признание природного равенства людей Типы школ – от рожд до 6 лет – материнск ш, 6-12 лет – школа РЯ (в каждом селе. Арифметика, история, ремесло, орфография). 12-18 л – латинс школы (в кажд городе для способн одаренных дете – диалектика, ИЯ. 18-24 – академии, 3 фак-та. + пампедия – школа гимназии.

Идея непрерывн образ-я. В соответствии с естеств методом обосновал метод принципы: системн-ти и посл-ти, четк ориентации на личность реб-ка, учет возрастн и псих особ-тей, наглядн хар-р Обуч-я. 1 место – В-е нравств-ти, религии, гуманности, порядочности, достоинства, справ-ти, мужества. Методы – личн пример, упр, деят-ть, убеждение, нравоучение. Отрицает метод наказ-я. Учитель д.б. великим, религиозным, грамотн, эрудир.

«Велик дидактика» – 1-ая книга о пользе дидактики. 2 кн – посвящение всем чит-м. 3 – обращена к правителям гос-в, церкви, ректорам школ, родителям. 33 главы. 1-3 – оправдание чела в чист виде. 4-6 лучшие чувства от природы, но их надо развивать. 7-10 – О-е д.б. коллективным, обоеполым, универсальн. 12-16 – школьн реформа, гл. 16 – треб-я к Обуч-ю, 17-19 – основы Обуч-я. 20-24 – методы Обуч-я, 24-32 – устр-во шк., дошкольное воспитание (материн школы). 33 – условия для реализ-ии своих идей в жизнь. Природосооб-е обучение, развитие природн дарований, соверш-ть языки, разв-е нравов. Дидакт правила – в основе позания и обуч-я чувств опыт – принцип наглядности (картинки); + сознат-ть Обу-я (от конкрет к абстракт, от общ к частному, + системность О (связь между явлениями), + посл-ть О (ощущение – память – мышление – речь и рука), + посильность (доступно по возрасту). + прочность (не спешить в О), + повторение, + разв-е познават способностей, + Кл-урочн система, + нравст В-е, + роль учителя. Методы образ-я и Воспит-я: принцип нагл-ти, системность О (от фактов к выводам, от примеров к парвилам, от конкретн к абстракт, от легк к сложн., от общего к частн. Метод послед-ти. Треб-я к учителю – честность, настойчивость, добродетель, образ-ть, трудолюбие, любовь к делу, будить интерес к знаниям, проповедник, соверш-во в знаниях и умениях, знать цели и задачи.
8. Эмпирико- сенсуалист. Концепция воспитания нового человека. Джона Локка. «Мысли о воспитании».

Джон Локк (1632-1704) получил сред. схоласт. обр-е в Вестминст. шк., окончил Оксфорд. ун-т, где увлекался трудами круп. ученых- Декарт, Бэкон, Ньютон, ест. науки, медицина. Препод. в ун-те греч. яз. и лит-ру. Локк- «дитя» англ. революции. Глав. ср-во познания мира –ощущения, органы чувств. Он стан-ся на позиции сенсуализма ( влияние работ Коменского, Бэкона- нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущ-х). Основа соверш-я чел-ка- сенсорный опыт. 2 стороны сен. опыта : внеш.-хар-ся теми предст-ми, кот. чел-к получает от общения с матер. миром, первич. ощущ-я; внутр.(рефлекс.)- связ. с актом мышления, с размышлением по поводу первич. идей, впечатлений. В обучении важ. роль играет сен. опыт. Глав. ср-во развития СО-обучение, кот. должно научить его восприятию, обработке. Основопол. фактор- развив. характер воспитания. Пед. система Локка носит двойств. хар-р: воспитание джентльмена и воспитание бедн. народа. Осн. работы- «Мысли о воспитании»(1693), «Проект о рабоч. школах»(1696).Свои пед. взглды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».Воспитание джентльмена д. б. разностор.(получ-е физич., нрав., умств. воспитания). Наст. джен-н воспитывается дома. I место- физич. восп-ие (в здор. теле- здор. дух ), с ран. детства закаливание тела, важ. значении строг. режима (прост. пища, физич. упр.,не одеваться тепло ни летом, ни зимой; жестк. постель). Прав. поставл. физ. воспитание способ.выработке мужества,настойчевости. II место-нрав. воспитание( учет принципа пользы и интересов личности, выработка характера, восп-е тверд. воли, упр. в добрых делах, помощь бедным). В восп-ии необход. избавиться от наказаний(телес.- приводят к вред. последствиям, раб. дисциплина созд. раб. хар-р). Методы восп-ия- личн. пример, метод естеств. последствий. Нужно избегать поощрения вещами. III место- умств. воспитание. В отборе содерж-ия образ-ия присутствует практицизм, утилитаризм. Читать, писать, обучать наукам- важно, но глав. Образование- ср-во для развития воли, хар-ра, нрав. дисциплинир-ия. Предметы- чтение, письмо, рисование, род. яз., фр. яз (путем разговора)., лат. яз. (обязат.),арифметика, эл-ты географии, истории. Изящ. эстет. воспитание- верх. езда, фехтование, танцы. музицирование. Поощрение любознательности, развлечения нужны, но д. б. полезн. Жалобы детей др. на др. д. пресекаться. Дети д. иметь игрушки разн. рода, полезно, чтобы они сами их делали. Воспитание для прост. наи ти д. иметь игрушки разн.любознательности, развлечения нужны, но д.го ьы рода д. носить обществ. хар-р, обучение в школах носит благотв. хар-р- овладение ремеслом, простейш. эл- ми грамотности, религ. воспитание ведет священник.

Труд. воспитание- труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому чел-ку как предпринимателю, предотвращает возможность вред. праздности.

9. Пед. идеалы французских просветителей. Концепция естеств. свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Роман «Эмиль или о воспитании».

1) Народ. движение против феод. строя оказало большое влияние на весь ход полит. жизни 18 в. Франц. просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феод. строй и идеологию.Они, согл. Локку, отстаивали договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро) и доказывали, что в своем «ест. состоянии» чел-к всегда имел «ест. право» на свободу, равенство и братство. Просветители верили в могуч. силу воспитания. Они б. убеждены, что , воспитав нового чел-ка, они тем самым пересоздадут мир. Путем просвещения б. уничтожены ложь, предрассудки, невежество прошлого, отпадет все отрицательное, свойств. феод-му.

Ж..-Ж.. Руссо(1712-1778) родился в Женеве в семье ремесленника- часовщика, не получил системат. образования, много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий.В 1749 Дижон. академия объявила конкурс для сочин-я на тему «Способ-л ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». Руссо пишет трактат об образовании «Об ухудшении иравов», получает премию Дижон. академии. Централ. произведение- роман- трактат «Эмиль, или О воспитании».В основе учеб. процесса- система естеств. воспитания, учит. принцип природосообр-ти: следование восп-я за природой ребенка. Восп-ие не д. б. поспеш., д. учитывать возраст. особен-ти ребенка. Принцип природосообр-ти приобр-т больш. психол. смысл, ассоц-сь с принципом учета возр. особ-ей ребенка. Факторы развития реб-ка: основ. явл. окруж. среда и восп-ие, кот. обуч., разв., восп. Воспитание на лоне природы, принцип учета природы реб-ка. Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. I период- от рождения до 2 л (младенчество)- жизнь в семье, глав. физич. восп-ие, забота о здоровье реб-ка. II период- от 2 до 12 л(сон разума, нопериод разв-ия чувств)-реб-к мыслит образами , чувствами, слаб. развито абстр. мышление, перв. впечатления, предоставление реб-ку самост-ти, глав. деятельност. сторона. Цель восп-ия- никакой, кроме той, кот. диктует сама природа чел-ка( учет ее особ-ей и разв-ия). Конкрет. знания не формир., но выдел. понятие «част. собсвенность»- через чувсвен. ощущения, на конкрет. примере(выращивание бобов). Для реб-ка лучше не знать книги, кроме одной-«Робинзон Крузо». Методы восп-ия- м. естеств. последствий, договор.III период- от 13 до 15 л – интенсив. умств. восп-ие, форм-ие понятийной сферы личности. Происходит выделение отдел. наук-форм-ие умений писать, читать, эл-ты астрономии, физики. геогр-ии. Использование исслед. метода( наблюдение, анализ). Руссо- предшественник проблем. обучения. Важно познакомить реб-ка с ремеслом, включение труд. восп-ия (пребывание в семье ремесленника). IV период-от 16 до 18 л- нравств. восп-ие: форм-ие нрав-ти, возвращение в город. Глав.- форм-ие добр. суждений. помыслов, поступков. Помощь бедным, разв-ие благотв-ти, знак-во с религией, искусством, лит-рой, историей, половое восп-ие. Восп-ие женщин- в семье, восп-ие хор. хозяйки, матери, д. б. интерес., воспитан. Патриот. восп-ие- люб. чел-к д. б. патриотом( знание особ-ей природы, в 10 л- знание полит. деятелей).

2) Политико-идеолог направл-ть реформ обр-я в России после 1917 г. Концепция единой труд школы(1918).

Проблема корен. перестройки школы б. выдвинута в качестве первоочер. Большая роль партии большевиков- распростр-ие коммун. идеологии. Политика большевиков направ. на утверждение мыслт, что школа- основ. орудие преобраз-ия общества. Документы 1917- «Обращение народ. комиссара по просвещению»(А. В. Луначарский).1918- «Основ. принципы един. труд. школы», «Положение о един. труд.школе в России». Россия встала на новый путь образ-ия- направленность на личность ребенка. Документы носили пропаганд. хар-р, имели целью сбить волну недовольства, но не б. реализованы в реал. практике. Документы провозглашали гуман. отнош-ие к реб-ку, создание условий для разв-ия, учет интересов шк-в, создание чел-ка нов. типа, совмест. обучение мальчиков и девочек. Осн. фигура обучения- учитель, кот. долж. принять социалист. идею, д. б. членом партии больш- в. Основ. внимание направ. на форм-ие маркс.- ленин. идеологии. А.В. Луначарский,Н. К. Крупская работ. над проблемами развития дет. самоуправления, труд. восп-ия, пионер. организации.В работе «О политехнизме» говорится, что школа д. б. ощеобраз., политех.- теорет. знакомить с соврем. принципами трудопроизв-ваи форм-ть у уч-ся труд. УН. В.И. Ленин в «Заметках о политех-ме»отметил связь школы с производством, важность произв. экскурсий, изуч-ия основ произ-ва, произв. практикумов. Осн. задача- давать общее образ-ие. В 1918г. велась разработка «Основ. принципов един. труд.школы». Школа б. подчинена един. образцу, б. приняты ограничения (конспект урока, заран. обознач. программа, методика).П. Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.И.Гессен, С.Т. Шацкий счит., что школа д. развивать кругозор, формировать дух. ценности. К осени 1918 г. б. введена «Концепция ед. труд. школы»:1 ступень-от 8 до 13 лет, срок обучения 5 лет; 2 ступень от 14 до 17 лет, срок обучения- 4 года. Школа- центр организации дет. жизни, учеб. процесс круглогод. Зимой- обучение в шк., посещение заводов, летом-участие в произв. труде. С 1918 г. наблюд. перекос шк. в сферу труд. деят-ти, шк. носит утилит. хар-р , во главе-физич. труд. В 1919 г. необход. на базе I ступени создать курсы для подготовки рабоч. кадров. Модель: шк. Iст.- 1ст.-5 лет;2 ст.- соверш-ие рабоч. УН на базе труд. курсов; шк. II ст. -1ст. -4 г., 2ст.- вуз(4 г., 1920-30- 5 лет).

10.Пед твор-во Песталоцци. Теория элемент образ-я – как всеобщий метод Воспит-я.

1) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Родился в Швейцарии в Цюрихе в семье врача. Получил образование в нач., затем в латинской средней школе и в ВУЗе гуманитарного направления. Стал руководителем крупного образоват. упреждения в Эвердоне, развивал теорию элементарного образования, но не сумел опробовать свою методику для детей массовой школы. Его первый период педаг. деятельности связан с пребыванием в месте Нейгоф (новй двор) – имение деда (1768-1774), занимается соц.- пед. экспериментом. Задача – научить крестьян правильно вести хозяйство, чтобы получать прибыль, воспитывать детей. Все средства отдает беднякам, покупает инвентарь, изучает агрономию. Не удается реализовать идею. Второй период в Нейгофе связ. с открытием «Учреждения для бедных» (1774-1780)..Провед-ие педаг. эксперимента. П. пытается сосредоточиться на проблеме усовершенствования обучения, обучает детей письму, грамоте, совершенствует методики преподавания, изучает природу ребенка и методы воздействия на детей. Третий период в жизни П. – пребывание в городе Станце (1789-1799). В письме к другу о пребывании в Станце он описывает беспризорных детей, приемы , методы воздействия на них, благоприят. педаг. климат, приемы связ. с использованием тембра голоса, использование части элементарного образования. П.. пишет ряд работ «Лингард и Гертруда», в кот. развивает идею об улучшении крестьянской жизни посредством разных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. После пребывания в Станце был приглашен работать в образовательном центре Бургдорф (1899-1804)- работает учителем, становиться директором, пытается использовать элементарное образование, изменяет организацию образовательного процесса (беседы учителей с учащимися). 1805-1825 - создал большой комплекс образовательных учреждений (нач., средн. шк.), учитывая курсы для подготовки педаг.кадров. Благоприятные условия для реализации методов, но разочаровался. Возвращается в Нейгоф 1925 г Пишет произведение «Лебединая песнь». Педаг. идей П. 1) идея природосообразности воспитания – (задача воспитания – способствовать саморазвитию всех способностей человека, ведущая роль обучения, особая роль нравственного воспитания) 2) идея элементарного образования – на основе наблюдения за практикой обучения, учения. В каждом предмете выделяет первонач., основ. элементы, на кот. строится весь процесс обучения. Проблема элементарного образования связана с содержанием образования. Элементы, сост.умственное образование – число. форма, слово). Задача школы – научить мыслить (опора на определенные фигуры, их форма, простейшее число- единица). Нравственное воспитание – любовь ребенка к матери, патриотизм; главная задача – сформировать гармонично развитого человека- основы закладываются в семье, а потом развиваются в школе. Физическое воспитание – развитие суставов, укрепление всех физич. сил и возможностей путем выполнения простейших движений 3) идея соединения обучения с производств. трудом. – положительное влияние на умственное развитие, повышение познават. интересам. Задача труда – служить средством развития детей, формирование нравственных качеств. Труд должен быть разносторонним., связан с развитием промышленности, индустрии, приобщает к слож. видам деятельности, труд – основа для будущего профес. образования, элементы политехнизма – знакомство со всеми элементами производственной практики. 4) идея всестороннего гармоничного развития личности ( продолжил Дистервег) Образование д. основываться на наблюдении.опыте. Элементарное образование сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Основа обучения – наглядность, постепен. переход от части к целому, развитие практических навыков
11. разработка науч основ педагогики И Ф. Гербарта.

1) Иоганн Фридрих Гербарт.(1776-1841).Родился в семье юриста в Германии. С детства интересовался философией, Закончил Иенский университет, в Бургдорфе преподает философию, социологию. Основные работы – «общая педагогика, выведенная из цели воспитания» – попытка создания науч. построения педаг. теории. В центре его педаг. системы два вопроса: система воспитания и процесс обучения. Обучение не только развивает интеллект, но и нравственно. Обучение - главное средство воспитания. Гербарт впервые вводит понятие воспитывающее обучение. Человек – слож. синтез природных дарований и влияния окружающей среды От природы в человеке заложены силы, наход. во взаимодействии. Две противоположности в развитии человека: что не нужно делать и что должно гармонизировать в воспитании. В воспитании Г. выделяет 2 части:1) управление - управление природой человека, подавление «детской резвости».2) собственно воспитание.- приобщение ребенка к культуре, науке, восп-ие нравственности, добродетели. Сущность человека проявляется в поступках, необходимо помочь совершать их. Г. выделяет идею свободы (ребенок соизмеряет поступки с их нужностью и полезностью), идея совершенства (восп. должно развивать стороны интереса к природе личности, религии), идея благожелательности ( ребенок должен рассуждать, чтобы его поступки не ущемляли интересы других людей), идея права (знакомство с обязанностями и правами ), идея справедливости. Цели воспитания: 1) необход. – руков. каждый раз, формирование воли, мышления, ступень к реализации возможных целей 2) возмож. – перспективные, устремленные в будущее, позволяющие сподвигнуть на самообразование. Для реализации целей подходят все средства.(даже угроза, надзор, гнев, физическое наказание. Обучение – главное средство воспит. Необходимо развить интерес в обучению Два вида интереса: 1) интерес познания – эмпир. ,умозрит. , эстетич., направлен. на расширение кругозора ребенка, анализ фактов, делаются выводы на основе сравнения.2) интерес участия , склонности – симпатический (на основе симпатии к человеку, чувстве сострадания), соц. (интерес к обществу, церкви), религ.(интерес к богу). Методы: аналит. (позвол. расчленить объект на составные части) и синтет.(объединяющие в целое). Ступени процесса обучения на поступательной основе 1) ясность восприятия – первонач. знакомство с предматами, формирует ясные представления.; познание в состоянии покоя 2) ассоциация (осмысление) – установление связей, закономерностей между признаками предметов (анализ, синтез) развитие мышления 3) система – приведение в упорядоч. систему впечатлений, выделение существ. 4) метод – применение на практике. Г. выделяет в своей теории несколько вопросов 1) управление (поддержка порядка), 2) воспитание (создание своего развития) 3) обучение (средство воспитания ребенка) Г. заложил основы научной педагогики.
  1   2   3   4


1. 2. -23 Становление и развитие истории образования и пед мысли как отрасли научного знания. Предмет и задачи курса «История образования и пед мысли»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации