Курсовая работа - Педагогическая диагностика интернет-зависимости у старшеклассников - файл n1.docx

Курсовая работа - Педагогическая диагностика интернет-зависимости у старшеклассников
скачать (128.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx129kb.14.09.2012 23:37скачать

n1.docx

  1   2


ВВЕДЕНИЕ

В наше время все больше людей становится пользователями «Всемирной Паутины». В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе еще в конце 80-х прошлого века. Речь идёт о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция, кибераддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию «он-лайн». Нам необходимо рассмотреть особенности интернета, позволяющие ему становиться аддиктивным агентом, а также учесть характерную для аддиктов периодичность аддиктивных реализаций. В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение особенностей формирования и динамики аддиктивного процесса при интернет-зависимости, которая является новой аддикцией.

Актуальность исследования факторов, способствующих формированию Интернет-зависимости в юношеском возрасте, определяется, с одной стороны, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета. В настоящее время 37-38 % аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста, при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.

 К 1999 году к сети было подключено 83 миллиона людей. Сейчас это количество очень выросло. К 2000 году оно выросло до 230 миллионов, а к сегодняшнему дню уже 330 миллиона. Кимберли С. Ян говорит «Сравнение Интернета с наркотиком кажется многим отчасти правомерным, но все равно забавным, особенно в России. Однако последнее время все чаще можно слышать от людей, что они «подсели» на какой-нибудь чат, или ушли с головой в некий «клан»». В нашей стране есть много группировок, которые пытаюсь предохранить людей от опасности Интернета.

Одним из видов поведения в Интернет – коммуникации, который анализируется в данной работе, является Интернет-зависимость. Актуальность изучения проблем социальной адаптации в возникновении Интернет-зависимости определяется слабой изученностью факторов, способствующих ее формированию.

При увлечении компьютерами имеет место изменение личного психического состояния, достигнутого сосредоточением на определенном предмете (компьютере) и связанной с ним деятельностью, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний: чувства эмоционального возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Таким образом, достигается начало желаемых эмоциональных изменений, возникает ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности жизнью. Увлечение компьютером становится стилем жизни, доминирует и вытесняет другие виды деятельности. Если в обычных ситуациях люди используют компьютеры утилитарно, для удобства, комфорта, то для «сверхувлеченных» тот же компьютер, который вовлекается в аддиктивное звено, становится все более значимым, все более удовлетворяющим эмоциональные потребности аддиктов. Эмоциональные отношения с людьми нарушаются. Это отражается в уменьшении дружелюбности, в отходе от реальности, в росте изоляции от других людей, которые не входят в круг подобных любителей компьютерной техники. Сужается круг интересов. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя как аддиктивные действия, так и мысли о возможности ухода от реальности.

В рамках данного исследования выявлено, что у интернет-аддиктов сформирована аддиктивная личность со свойственными ей стратегиями и системой психологических защит, аддиктивными навыками. Интернет-аддикты испытывают затруднения в установлении и удержании социальных контактов вне сети, в контроле длительности пребывания в интернете, страдает учебная и/или производственная деятельность.

При анализе сложившейся ситуации в нашей стране, мы выявили некие противоречия. С одной стороны, всё больше детей и подростков становятся пользователями интернета, благодаря свободному доступу к информации и средству коммуникации. С другой стороны, в педагогике еще не разработаны программы по предупреждению интернет-зависимости, а людей, зависимых от интернета становится всё больше.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях педагогическая диагностика позволит выявить причины и факторы интернет-зависимости у старшеклассников.

Объект исследования: интернет-зависимость как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования: содержание, формы, методы педагогической диагностики интернет-зависимости у старшеклассников.

Цель исследования: выявить личностные факторы, способствующие увлечению интернетом в подростковом возрасте и разработать педагогический диагностический инструментарий по выявлению интернет-зависимости у подростков и проверить его эффективность на этапе констатирующего эксперимента.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что педагогическая диагностика интернет-зависимости у старшеклассников приведет к выявлению индивидуально-личностных особенностей при условии реализации принципов диагностики (принцип объективности, принцип целостности, принцип процессуальности, принцип детерминизма, принцип персонализации, принцип компетентности), подходов (личностно-ориентированного, системного, гуманистического).

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что на формирование зависимости от интернета влияют такие личностные особенности как комплекс неполноценности и социальная изолированность личности.

Задачи исследования:

  1. Выявить причины и факторы, влияющие на появление интернет-зависимости у старшеклассников.

  2. Разработать педагогический диагностический инструментарий по выявлению интернет-зависимости у старшеклассников и осуществить констатирующий эксперимент.

  3. Установить взаимосвязь между комплексом неполноценности и социальной изолированностью с появлением интернет-зависимости у старшеклассников.

  4. Наметить перспективы для дальнейшего исследования и коррекционной работы.

Методологической основой исследования явились идеи

- личностно-ориентированного подхода, смысл которого, по мнению А.П.Краковского в индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, помогающему ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию;

- системного подхода, который отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности (В.А.Сластенин);

- гуманистического подхода, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений (В.А.Сластенин).

Теоретическую основу исследования составили концепции, положения, теории:

- педагогической диагностики (Н.М. Борытко, А.С. Белкин, Б.П. Битинас, Н.П. Фетискин);

- системного и гуманистического подходов в образовании (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);

- исследования в области интернет – зависимости (К. Янг, А.Е. Войскунский, Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, В. Гриффит, О.В. Доронина, А.Ю. Дроздов и др.);

- девиантологии (Е.В. Змановская, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг);

- представления об аддиктивном поведении как способе ухода индивида от реальности путем изменения своего психического состояния (Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков);

- о влиянии черт характера человека на формирование аддиктивного поведения (Б.Г. Ананьев, Э.А. Колесникова, А.Е. Личко).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ социологической, психологической и педагогической литературы); эмпирические (анкетирование, опрос, тестирование, беседы, включенное наблюдение, диагностический эксперимент); количественная и качественная обработка результатов.

Организация и этапы исследования: базой исследования явилась гимназия №82 г. Краснодара. В эксперименте участвовало 30 участников 11 класса.

На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2009г.) изучалось состояние проблемы в теоретических исследованиях, определялись цели и задачи, разрабатывалась гипотеза, программа эксперимента.

На втором этапе (ноябрь 2009г. – январь 2010г.) осуществлялся подбор педагогического диагностического инструментария.

На третьем этапе (январь – март 2010г.) осуществлялся диагностический эксперимент, проводилась систематизация и обобщения материалов исследования, анализировались их результаты, осуществлялось оформление текста курсовой работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- установлена специфика осуществления педагогической диагностики интернет-зависимости у старшеклассников;

- выявлено, что старшеклассники, имеющие комплекс неполноценности, склонность к социальной изолированности, а так же подростки с депрессивными расстройствами, которые намного больше других чувствуют страх предательства, имеют большую склонность привязанности к интернету.

- установлены факторы, влияющие на появление интернет-зависимости (специфические черты личности подростка, неверные родительские позиции воспитания, средства массовой информации, влияние группы, доступность и безграничные ресурсы Интернета, причины психологического и социального характера (стресс, депрессия, тревожность, коммуникативные и интимно-личностные проблемы, учебно-производственные конфликты, комплекс неполноценности и др.)).

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы старшеклассниками и их родителями. Также будут полезны социальным педагогам в рамках педагогического и психологического консультирования с пользователями сети Интернет, особенно для организации коррекционной работы с Интернет-зависимыми.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, приложения.



  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ



    1. Общая характеристика зависимого поведения

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимостей. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью[26].

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам... В некоторых случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к другим людям.

Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое поведение[22].

Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction - склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность»[31].

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы; 7) интернет-зависимость.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

- гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры, интернет-зависимость);

- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации[36].

Зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции. Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «в интернете все сейчас «сидят»»). При этом формируется так называемое магическое мышление и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни. Все остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестает быть значимым. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.

Таким образом, зависимое (аддиктивное) поведение это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность[29].

    1. Интернет-зависимость как социально-педагогическое явление

Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, - а именно, общение, познание и игра (развлечение) - обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности, В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или заболевание, или синдром) «(нарко)зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder, или IAD). Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций[17].

Проблема интернет-аддикции начала развиваться в 1996-1997 гг. (по крайней мере, именно к этому периоду относятся первые публикации по проблеме), но до настоящего времени нет единодушного мнения о правомочности самой постановки проблемы. В первых работах по проблеме интернет-зависимости подходы к проблеме носят исходно дискуссионный характер.

Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным Кимберли Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.

Чаще всего Интернет-аддикция понимается расширительно, как зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационная перегрузка», поиск в удаленных базах данных; зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными, зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых»[16].

Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Желание завести как можно больше знакомых или скачать побольше интересной информации заставляет их находиться в виртуальном пространстве всю ночь (Интернет в это время стоит дешевле и, как правило, хорошая связь).

Как мы можем провести границы между здоровым интересом к сети и патологической зависимостью от нее, которая сказывается на работоспособности человека и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье[34].

Исследователи приводят различные критерии, по которым мы можем судить об Интернет - зависимости. Так, Кимберли Янг приводит четыре признака:

1. Навязчивое желание проверить e-mail;

2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет[50].

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает.

2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

Комментарий: первый и второй пункт отражают возникновение такого феномена, как толерантность. Похожие признаки можно наблюдать у курящих людей, алкоголиков и наркоманов, когда для получения удовольствия необходимо постоянно увеличивать дозировку. В данном случае «дозировкой» является количество времени затраченного на пребывание в виртуальном мире.

3. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени.

4. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течении от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: (эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете, фантазии и мечты об Интернете, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре)[45].

В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто «предвкушают» свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы на работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы[21].

Интернет-пространство представляет собой своеобразную альтернативу реальному миру, в котором аддикт стремится компенсировать свои фрустрированные потребности, прежде всего в коммуникативной сфере. 

Стремление к уходу в виртуальную среду может быть обусловлено рядом причин как психологического так и социального характера (стресс, депрессия, тревожность, коммуникативные и интимно-личностные проблемы, учебно-производственные конфликты и др.). 

Пользователь, испытывающий проблемы в реальном мире, погружаясь в виртуальную среду, пытается уйти от психотравмирующей ситуации и компенсировать неудачи, имевшие место в его действительной жизни[23].

Среди Интернет-зависимых отмечается более высокий уровень депрессии и обсессивно-компульсивных, а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении [18]. Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида. Изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у Интернет-зависимых, Y. Hamburger и E. Ben-Artzi обнаружили, что интроверты и экстраверты используют разные ресурсы Интернета, при этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно коррелировала, а нейротизм – положительно с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже те же авторы установили, что для Интернет-аддиктов, преимущественно женского пола, характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах. Американский исследователь S. Caplan выделяет следующие особенности личности Интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие[48].

Обобщив результаты разных исследований, мы можем привести следующий список черт Интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» не дифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

По результатам анализа специальной литературы нами выявлены факторы, которые являются неотъемлемой особенностью функционирования Интернет как информационного поля, охватывающего практически всю планету. Они неотделимы от самой идеи, положенной в основу создания сети. Многие из этих факторов не являются сами по себе предпосылками к интернет-аддикции, но, действуя в совокупности друг с другом и - главное - с личностью пользователя, они способны провоцировать формирование интернет-зависимости.

Первый фактор – это информационные ресурсы, доступные пользователям интернет. Они поистине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм - текстовом, аудио, видео и др. форматах. Информация может носить сугубо частный, научный, общественный характер.

Одной из основных проблем получения информации в интернет (как и в других информационных системах) является ее достоверность и возможность оценки пользователем достоверности получаемой информации. Это особенно важно, поскольку у большинства источников информации в сети нет пока той репутации, которая сложилась у offline источников (газет, телевидения, издательств, радиоканалов) за долгий период их существования.

Несомненным достоинством сети является потенциальная возможность каждого пользователя размещать в сети и делать доступной для неограниченного числа других пользователей собственную информацию. Важнейшим фактором, определяющим экспоненциальный рост информационных ресурсов сети, является отсутствие необходимости привлекать для решения задач представления информации значительные материальные ресурсы. Сеть является наверно самым демократичным средством массовой информации, не требующим никаких капиталовложений и доступным каждому.

Колоссальный объем информационных ресурсов оборачивается, в конечном итоге, проблемой выбора пользователем достаточно информативных и достоверных ресурсов.

Второй фактор – это интернет как коммерция. Особенность интернет как поля для коммерческой деятельности обусловлена его открытостью, как системы доступа к информации. Коммерческая деятельность в интернет развивается по ряду направлений, непосредственно или косвенно относящихся к работе самой сети.

Косвенное отношение к сети реализуется в создании online-ресурсов, имитирующих обычные виды коммерческой деятельности: рекламных страниц, интернет-магазинов, интернет-аукционов, электронных досок объявлений, интернет-бирж и т.д.

Легкость доступа к интернет-ресурсам является определяющим фактором роста интернет-коммерции, и, как следствие, доступности ее для широких слоев пользователей. Дополнительным фактором является электронная система расчетов и неполный контроль со стороны государства за коммерческой деятельностью в сети.

Это делает интернет-коммерцию особенно привлекательной для молодых пользователей, включая пользователей подросткового возраста, обеспечивая, в узком смысле этого слова, их социализацию, а нередко - профессиональный, карьерный и материальный рост. С другой стороны, ограниченность сферы деятельности сетью несет отрицательную десоциализирующую нагрузку.

Следующий фактор – это интернет как средство коммуникации. Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например, чаты, ICQ). Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.

Важным элементом общения - online является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.

Online-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Обратной стороной этого процесса является именно фактор деперсонификации, вернее - подмены собственных аутоидентифицирующих факторов сконструированными виртуальными. Этот процесс мы обозначили ниже как метаперсонификация.

Следующим фактором, предрасполагающим к интернет-аддикции, является Интернет как метаперсонифицирующая среда. Интернет, как никакое другое информационное пространство, предоставляет возможность пользователю оставаться (в известной степени) анонимным. Однако, как и в любой системе, проблема идентификации пользователя должна быть решена. Поэтому пользователю предоставлено полное право выбирать себе имя (имена) по собственному усмотрению и создавать, в ходе работы, свой неповторимый виртуальный образ, соответствующий имени. Этот образ будет восприниматься другими пользователями как исходная данность, в то время как они прекрасно осведомлены о возможном несоответствии сконструированного виртуального образа реальному лицу, создавшему его. Так, например, никто не может воспрепятствовать представиться незримому собеседнику, находящемуся (возможно) на другом конце планеты, другим именем, возрастом, полом, представить иные профессиональные и социальные детали, совокупность которых сформирует совершенно далекий от действительности виртуальный образ. Образ, как это свойственно образам литературных героев, начинает жить и развиваться, преломляясь через сознание воспринимающих его лиц. Существенное отличие данного образа от литературного или театрального, создаваемого актером на сцене - его принципиально неограниченная протяженность во времени, динамичность, незавершенность[38].

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.

Как всякая субкультура, интернет объединяет большие группы населения, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов[44].

Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

– развитие логического, прогностического и оперативного мышления;

– усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;

– адекватная специализация познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти;

– повышение самооценки и уверенности в себе;

– формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.

Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

– снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач (например, использование функции «Проверка орфографии», «математические действия» и т.п. способствуют редукции элементарных школьных знаний);

– при длительной работе с компьютером - снижение гибкости познавательных процессов;

– чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры с компьютером порождают зависимое поведение;

– деформация личностной структуры;

– деструктивные формы поведения.

Однако взаимодействие человека и компьютера не ограничивается только позитивными и негативными эффектами. Оно гораздо глубже и деструктивнее.

Среди отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность, необходимо назвать так же: деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к интернет-аддикции[2].

Следовательно, возникает вопрос, какие механизмы формирования интернет-аддикции и формы ее проявления существуют?

– Достижение идеального «Я» в виртуальном образе.

Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие интернет-аддикции в подростковой возрастной группе.

– Реализация патологической идентификации.

Реализация патологической идентификации является по существу механизмом, чрезвычайно схожим с достижением идеального «Я», отличием которого служат патологические для индивидуума идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу.

Самой распространенной формой является патологическая идентификация с противоположным полом. Невысокая частота встречаемости в популяции таких расстройств, как транссексуализм, находится в резком контрасте со значительным числом случаев патологической аутоидентификации по признаку пола в сети. Возможно, такое наблюдение не является точным по существу, поскольку в оценке достоверности получаемой информации приходится опираться лишь на информацию, предоставленную самим опрашиваемым пользователем.

– Патологическое творчество

Интернет предоставляет пользователю широкие возможности для самореализации, важнейшей из которых является возможность творчества в сети и презентации своих творческих достижений в сети. Многие люди, занимающиеся творчеством, в том числе и профессиональные писатели, художники, музыканты создают свои ресурсы, где знакомят со своим творчеством многомиллионную аудиторию интернет-пользователей.

Есть и особая группа лиц, чье творческое самовыражение целиком ограничено рамками сети: писатели, не издавшие ни одной книги, и (в том числе - по принципиальным соображениям) пишущие только для сетевой аудитории, художники, создающие дизайн web-страниц, композиторы, пишущие саундтреки для игр и т.д. Их творчество не имеет, как правило, психопатологических черт.

Особую группу творчества, представленного в сети, составляет творчество, несущее на себе оттенок психопатологии. Демократия, присутствующая в сети, дает этим авторам свободу, которой они лишены в обычных условиях. Отсутствие (либо значительное ослабление) материальных преград, моральной цензуры и художественной критики, политических и конъюнктурных влияний, способных воспрепятствовать реализации патологического творчества в реальном мире, способствует его процветанию в сети[47].

К числу наиболее известных форм интернет-аддикции относятся:

  1. Хакерство.

Хакерство представляет собой движение, преследующее целью демонополизацию распространения программных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Ошибочно отождествление хакерства с софт-пиратством или мошенничеством в сфере электронного бизнеса, поскольку в подавляющем большинстве случаев деятельность хакеров не носит коммерческого характера и не используется для извлечения материальных выгод.

Хакерство выполняет ряд весьма положительных функций: своей деятельностью хакеры стимулируют создание систем защиты информации, в частности - от нелегального проникновения и распространения вредоносных программ, хакеры обнаруживают и способствуют устранению дефектов программного обеспечения, обеспечивают распространение в сети программных продуктов, позволяя пользователям безвозмездно их копировать и существенно экономя их средства (в ущерб, разумеется, коммерческому интересу фирм-производителей), обеспечивая тем самым демократизацию доступа к ресурсам.

С другой стороны, хакерство наносит ущерб интеллектуальной собственности, может вторгаться в коммерческие интересы производителей программного обеспечения, технологии хакеров могут быть использованы в преступных целях.

Интернет-аддикция в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера. С другой стороны, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что стимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге к формированию интернет-зависимости.

  1. Создание вредоносных программ

Создание вредоносных программ (вирусов) возникло задолго до создания интернета, но именно в интернете приобрело столь катастрофические масштабы. Создание вредоносных программ отражает в полной мере деструктивность, присущую подросткам в силу их возрастных особенностей, а также и определенные уровни психопатологии, в частности - расстройства личности, дисфорические состояния при органических поражениях ЦНС. Отчасти создание вредоносных программ искупает факт, что большинство подростков, попадая в сеть, не находят иного применения своим потенциальным возможностям самореализации. В этом вирусописательство сродни вандализму и нанесению на стены надписей непристойного содержания.

  1. Геймерство

Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, симуляторов и т.д.

Вероятно, геймерство - самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего "мастерства".

  1. Интернет-преступность (мошенничество, незаконные финансовые операции, обман потребителя, распространение порнографии, реклама запрещенных услуг (проституции), распространение сведений об изготовлении наркотиков, оружия и т.д)[30].

На наш взгляд, феномен интернет-аддикции представляет собой сборную групп разных поведенческих зависимостей (работогольную, общения, сексуальную, любовную, игровую и т. д.), где компьютер является лишь средством их реализации, а не объектом.

Следует выделить еще один важный аспект, связанный с интернет-аддикцией и влияющий на становление иных форм девиантного поведения. Это серьезные опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в режиме он-лайн:

– эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

– доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, а часто вообще отсутствует: его может не быть в школе, в библиотеке;

– неподходящие контент - сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям поведения ребенка;

– увлечение играми типа DOOM, QUAKE, сетевыми играми с насилием, повышает агрессивность детей. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.

Кимберли Янг установила связь данного вида аддикции с депрессивными состояниями. Больные с депрессивными расстройствами, которые намного больше других чувствуют страх предательства и нуждаются в социальной поддержке, используют Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностных взаимоотношений в реальности. Драйв, будучи замаскированным, проявляется уходом от биологической стороны жизни. Человек пренебрегает сном, личной гигиеной, питанием, а также домашними делами и трудом/обучением. Драйв самосохранения становится притуплённым, возникают депрессивные эпизоды разного регистра, суицидальные мысли. Стремясь заполнить внутреннюю пустоту и избегая решения проблем, аддиктивная личность, которая выбрала Интернет как средство ухода от действительности, решает, что это и есть выход. На деле оказывается, что выхода нет. Крах надежд приводит к суициду. Не последнюю роль играет и большая открытость при опосредованном компьютерном общении, которая приводит к большей эмоциональной ранимости. Здесь на первый план выходит стремление аддикта к побегу от реальности, к отключению от существующих переживаний. Чем активнее этот драйв, тем деструктивнее и тяжелее протекает аддикция. На той стадии развития аддикции, когда посредством данного аддиктивного агента - Интернета - становится невозможным изменение психического состояния, растет риск осуществления аддиктом суицидальной попытки[50].

Подводя итог обзора литературы по проблеме компьютерной аддикции, можно констатировать, что подавляющее большинство исследователей отмечают патогенный характер компьютерной зависимости (особенно в юношеском возрасте) и считают первостепенной задачей разработку дифференцированных программ коррекции и профилактики зависимости от компьютерных технологий.

    1. Понятие о педагогической диагностике, ее видах и методах

Чтобы обучать и воспитывать эффективно, нужно знать реального ребенка, его действительные проблемы, поэтому диагностика должна стать неотъемлемой составляющей педагогической деятельности.

Диагностика – это деятельность, а диагноз – результат этой деятельности. В буквальном переводе слово «диагностика» означает различительное познание. Еще имеются такие варианты как «через познание» или «посредством познания»[19].

В качестве объекта диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношения субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.

В качестве предмета диагностической деятельности педагога можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причинно-следственные связи между условиями и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования. Иначе говоря, предмет диагностики – это состояния, свойства, характеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога.

Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

В число диагностических задач входят:

– выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

– определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

– выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса;

– оценка эффективности определенных действий педагога;

– изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.

Выделение объекта, предмета, цели и задач диагностической деятельности позволяет понять общие и отличительные признаки педагогической диагностики в сравнении с психологической, медицинской, технической диагностикой и научным познанием.

Общее для всех видов диагностики – это распознавание, сбор информации о фактически существующих свойствах, характеристиках, состоянии объекта или процесса обследования для разработки прогноза и выработки рекомендаций.

Таблица 1

Виды диагностики

Вид диагностики

Объект диагностики

Предмет диагностики

Педагогическая

Взаимодействие участников педагогического процесса

Тенденции индивидуально-личностного становления субъектов педагогического взаимодействия

Психологическая

Человек, его психологические характеристики

Способности, личностные черты, мотивы, отклонения от психической нормы и т.д.

Социологическая

Социальные общности и человек как часть сообщества

Общие тенденции протекания социальных процессов

Медицинская

Человек как биологическая система, больной

Признаки болезни как отклонения организма от нормы

Техническая

Техническая система, машины, устройства, их узлы

Дефекты, отклонения от нормы и причины этих отклонений

Научное познание

Отличительные признаки какой-либо систематической группы

Системное описание отличительных признаков объекта, законов и закономерностей его развития

Различия видов диагностической деятельности в первую очередь выявляются в сопоставлении объектов и предметов диагностики (см. таблицу). В педагогической деятельности в наибольшей мере используется опыт, накопленный в сфере психологической диагностики, поскольку взаимодействие участников педагогического процесса наиболее полно осознается при понимании состояния каждого из них, что достигается с помощью методов психологии. Вместе с тем нельзя сводить педагогическую диагностику к психологической, поскольку знание о закономерностях взаимодействия позволяет лучше понять особенности конкретного человека, нагляднее раскрывает их и, главное, позволяет определить пути его совершенствования.

Специфичным для педагогической деятельности является то, что она выполняется лишь как основание для построения педагогической деятельности, а не как отдельный заказ.

Для диагностической деятельности важно, что через формирование и обоснование понятие педагог достигает понимания изучаемого явления, педагогического процесса, переходит от чувственно-образного восприятия к логическому постижению.

Изучив специальную литературу, мы можем сформулировать определение диагностической деятельности педагога: это неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

Основные функции психолого-педагогической диагностики – это информационная, прогностическая, контрольно-корректировочная, оценочная и стимулирующая.

Обобщение результатов исследований отечественных и зарубежных педагогов позволяет сформулировать следующие принципы диагностической деятельности педагога.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостности требует рассматривать объект как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов.

Принцип процессуальности означает рассмотрение диагностируемых свойств и процессов в их динамике, раскрытие не только содержания объекта, но и закономерностей его изменения при организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип детерминизма предостерегает от приписывания оценочных суждений диагностируемому учащемуся или процессу, обращает внимание педагога на выявление причинно-следственных связей в диагностируемом объекте, внутренних побудительных сил, которые появляются в характерных действиях, поступках, отношениях человека.

Принцип персонализации требует от педагога обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития.

Принцип компетентности означает принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку.

Существуют следующие диагностические методы: наблюдение, контент-анализ, опыт и эксперимент, методы опроса, социометрические методы, тесты.

Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения педагога в суть процессов, которыми он стремится управлять. Изучив специальную литературу, перейдем к рассмотрению наиболее распространенных методов диагностики.

1) Наблюдение – это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании диагностом явлений и процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

При наблюдении явления и процессы воспринимаются непосредственно в целостности и в динамике их изменения.

Различают следующие виды наблюдений: включенное и невключенное, непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкоспециальное, наблюдение-поиск, полевое и лабораторное.

2) Контент-анализ. Одним из эффективных методов диагностики является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности.

Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, проявляющиеся в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества. Благодаря контент-анализу можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдать которые уже невозможно.

3) Изучение опыта. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически в собственной практике вырабатывает, проверяет и адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, рекомендации, целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость для учащихся или учителя.

Обобщение педагогического опыта становится научным методом в том случае, если посредством его открывают нечто новое.

4) Диагностический эксперимент – это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы.

По условиям проведения выделяют следующие виды эксперимента: естественный (полевой), лабораторный, мысленный.

По целевым установкам выделяют: поисковый, констатирующий, формирующий или преобразующий, контрольный и сравнительный эксперименты.

По масштабу выделяют: глобальные, локальные эксперименты и микроэксперименты.

5) Методы опроса. Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога с опрашиваемыми.

Различают следующие виды опросов: групповые и индивидуальные, очные и заочные, устные и письменные, целенаправленные и свободные, специализированные и массовые, явные и скрытые, сплошные и выборочные.

Анкетирование – это форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Анкета – это совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов.

6) Социометрические методы в педагогике основаны на опросе какой-либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней.

К ним относятся социометрия, рейтинг, шкалирование и метод полярных профилей.

7) Тесты. Тест – это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Цель – получить численные эквиваленты измеряемого свойства или качества.

Тесты классифицируют по форме заданий (устные или письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные), по содержанию диагностирования, по цели тестирования, по задачам (вербальные и практические), по формам процедуры обследования (индивидуальные и групповые), по направленности[12].

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП



    1. Анализ опыта деятельности педагогов по обеспечению эмоционального благополучия школьников с интернет-аддикцией



Проблеме «компьютер и дети» уделяется все еще недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающих возможностей компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.

Эта проблема требует изучения факторов возникновения, формирования и развития зависимости. Необходимо разрабатывать различные программы профилактики, педагогического сопровождения, коррекции, поддержки подростков с интернет – аддикцией. Так же необходимо вести работу с родителями.

Анализ теоретической литературы показал, что непосредственно самой работы с подростками с интернет – аддикцией и их родителями пока не ведется. Большую часть исследований по этой теме проводят психологи, а не педагоги. Мы считаем, что тема компьютерной зависимости должна также изучаться педагогами. Только с недавнего времени эту проблему начали выделять в педагогической литературе. Например, в методической книге: «Осложненное поведение подростков», автор Шишковец Т.А., выделены рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:

1) Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2) Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействовать и поощрять его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.

3) Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы подросток уделял должное время физическим нагрузкам.

4) Личный пример в использовании возможностей компьютера:

– родители делают акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой;

– учителя в школе должны широко применять возможности информационного образовательного пространства.

5) Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.

6) Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7) Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line[43].

В гимназии № 82, где мы проводили свое исследование, этой проблеме не уделяется должное внимание. Большое внимание уделяется наркомании, алкоголизму, конфликтным семьям, правонарушениям и т.д. Хотя проведя свое первое исследование, мы показали, что компьютерная зависимость, а если быть точнее интернет-зависимость является разновидностью зависимого поведения и этой зависимости подвержены подростки.


    1. Анализ и обсуждение результатов педагогической диагностики интернет-зависимости старшеклассников

Нами была проведена скрининговая диагностика компьютерной зависимости на базе гимназии № 82 среди школьников 11 класса (~16 лет) по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Эта методика состоит из 11 вопросов (приложение 1) и позволяет выявить потенциальную или реальную компьютерную зависимость по следующим уровням:

– До 15 баллов - 0 % риска развития компьютерной зависимости;

– 16-22 балла - стадия увлеченности;

– 23-37баллов - риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

– более 38 баллов - наличие компьютерной зависимости!

Было опрошено 30 учеников, из которых:

50 % оказались склонными к формированию компьютерной зависимости, на стадии увлеченности

16,7 % были подвержены компьютерной зависимости

У 33,3 % компьютерной зависимости не оказалось.

Рисунок 1

Диаграмма 1 - Результаты скрининговой диагностики интернет-зависимости у старшеклассников

Почти 90% компьютерных аддиктов проявляют негативное отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за компьютером — аддиктивную реализацию. Как правило, первыми обращают внимание на избыточное времяпровождение за ПК окружающие (родители, учителя). У самого человека критика к своему поведению сниженная или отсутствует. Зависимые считают, что контролируют время и могут остановиться в любое мгновение. Но много респондентов сознается, что «дают себе еще минутку, пять минут и так продолжается в течение часа и больше» (со слов обследуемых).

В увлечении компьютером и интернет – ресурсами имеет место существенный дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой, при явном перевесе первой вследствие напряжения, порождаемого азартом. Частые переживания, напряжение, не снимаемые физической разрядкой, приводят к существенным нарушениям психического здоровья, идет нарушение эмоциональных состояний. Работа на клавиатуре стимулирует только микродвижения, которых недостаточно для полноценного снятия общего физического напряжения. Как известно, только общая физическая нагрузка на скелетную мускулатуру приводит к релаксации, поддержанию устойчивого эмоционального состояния[46]. Анализ опыта деятельности педагогов по обеспечению эмоционального состояния подростков с интернет-аддикцией, явился основой выбора диагностик для нашего исследования.

Нами было проведено исследование среди школьников 11 класса с интернет – аддикцией, направленное на определение у подростков эмоциональных состояний, таких как: комплекс неполноценности и чувство социальной изолированности.

Для этого мы провели две диагностики по сборнику Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп», направленных на определение этих состояний.

Первая методика, определяющая комплекс неполноценности, состоит из 30 вопросов (приложение 2) со следующей интерпретацией:

0-40 баллов – к сожалению, вы закомплексованы. Себя оцениваете негативно, «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и окружающему миру.

41-80 баллов – у вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то, они мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову – дело совершенно бесперспективное, до добра не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее!

81-130 баллов – вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в собственных руках. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Так держать!

131-150 баллов – вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный вами мир и собственный образ далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуй посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь существуют для того, чтобы с ними справляться или… чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей и существенно испортит вашу жизнь.

Мы опросили 20 подростков и получили следующие данные:

16 % - показали наиболее высокий уровень закомплексованности, при котором негативно себя оценивают, борются с собой, со своими комплексами, что еще больше осложняет их отношения с людьми;

39,6 % - имеют комплексы, которые мешают им жить. Но прекрасно могут справиться с ними сами, только нужно быть смелее;

26 % - не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляются сами со своими проблемами, объективны к себе и другим;

18,4 % - думающих, что у них вообще нет комплексов, чего просто не бывает. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Надо посмотреть на себя со стороны.

Рисунок 2

Диаграмма 2 - Результаты диагностики комплекса неполноценности

Вторая методика: экспресс – диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон). Опросник имеет 20 вопросов (Приложение 3). В результате получаем, что высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

Были опрошены 20 школьников. Полученные данные:

54 % - средняя степень социальной изолированности;

18 % - высокая степень социальной изолированности;

28 % - низкая степень социальной изолированности.

Рисунок 3

Диаграмма 3 - Результаты экспресс - диагностики уровня социальной изолированности личности

Увлечение компьютерными технологиями приводит к изменению режима сон/бодрствование, постепенно время работы становится как дневным, так и ночным. Потенциальные компьютерные аддикты используют ПК днем и ночью (70% опрошенных).

Находясь вне компьютера, компьютерные аддикты чувствуют скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. Почти 40% уже чувствуют дискомфорт в реальном мире. Подавленность исчезает, как только они возвращаются назад к компьютеру. Аддиктивная реализация создает иллюзию возможности легко изменить свое психическое состояние посредством компьютерной игры или Интернета, лишиться неприятных эмоций и ощущений. Развитие аддикции требует все большего времени проведения за компьютером, чтобы достичь желаемого эффекта[51].

Из полученных данных видно, что у школьников с интернет – зависимостью высокий уровень социальной изолированности, им трудно заводить новых друзей и у них присутствует чувство полного одиночества. У таких ребят повышенная закомплексованность. Исходя из результатов, мы считаем, что нужно направить работу социальных педагогов на преодоление комплекса неполноценности, чувства изолированности и одиночества. Для этого нужно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу вокруг ребенка, преодолеть барьеры в общении, достичь взаимопонимания.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации