Богданова Л.А., Фаломкина И.П. Олимпиадные задания по предмету Русский язык - файл n1.doc

приобрести
Богданова Л.А., Фаломкина И.П. Олимпиадные задания по предмету Русский язык
скачать (524 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc524kb.14.09.2012 23:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Олимпиадные задания по предмету «Русский язык»


Авторы-составители:

Л. А. Богданова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии

ГОУ «КРИРПО»

И. П. Фаломкина, ст. преподаватель

кафедры общеобразовательных дисциплин ГОУ «КРИРПО»




Фонетика. Орфоэпия.
1. В каких словах ударение падает на третий слог?

  1. баловать

  2. ворота

  3. каталог

  4. красивее

  5. откупорить

  6. пуловер

  7. газопровод

  8. алфавит

  9. ходатайство


2. Укажите, в произношении какой буквенной аббревиатуре имеются отступления от принятых названий букв в алфавите.


  1. МГУ

  2. США

  3. ПТУ

  4. НТВ

  5. МЧС


3. Определите, какое слово является лишним по произношению:


  1. афера, маневры, опека, житие

  2. термин, тест, музей, пресса

  3. скучно, конечно, вечный, нарочно


4. Отметьте, в каком ряду все согласные звонкие и твердые. Составьте собственный ряд, состоящий из пяти слов, в которых будут только твердые и звонкие согласные.


  1. бугор, дары, заказ, дрова, обрыв

  2. боится, губа, лом, зола, голод

  3. задор, дрова, дом, грызуны, отдам


5. Проспрягайте глаголы «включить», «растить», «звонить». Над каждым словом поставьте ударение.
6. Перечислите всегда твердые и всегда мягкие звуки.
7. Какое утверждение неверно?

  1. звуки [м], [мґ], [н], [нґ], [л], [лґ], [р], [рґ], [в], [вґ] являются сонорными.

  2. глухие согласные образуются без участия голосовых связок.

  3. носовыми согласными в русском языке являются звуки [м], [мґ], [н], [нґ]

  4. безударная позиция гласных является слабой,

  5. звуки [м], [н], [л], [р], [j], [ц], [ч], [шґ], [х] не образуют пары по глухости/звонкости


8. В X-XI веках в составе согласных отсутствовал [ф], хотя в древне- русских текстах мы и находим буквы “ферт” и “фита”, обозначавшие данный звук, но слова с этим звуком являются заимствованными из греческого языка. Звук [ф] в живой разговорной речи заменялся другими звуками. Как звучали имена Иосиф, Стефан, Фома, Федор?
9. Какие слова затранскрибированы?

[мърф?ло́гиjґь]
[сґи́нтъксґис]
[ф?нэ́́мъ]
[с?jґус]
[нъкл?нґэнґиjґь]
[п?длґэжа́шґьјґь]


10. В первой группе найдите слова, в котором только два согласных звука: глухой и звонкий. Во второй группе найдите слово, в котором один мягкий согласный, остальные согласные твердые. В третьей группе найдите слово, в котором один глухой согласный, остальные согласные звонкие. Какое предложение у вас получилось?

  1. дом, вез, дай, лом, вели, мост, бил

  2. широта, дорога, корабль, переезд, четыре, лимончик, человек, паровоз

  3. кассеты, карамель, листы, дровишки, зверей, туристов



11. Исправьте ошибки в произношении, если это необходимо:

наро[чн]о, ново[стн]ой, библиоте[чн]ый, шер[ск]а, бу[тґэ]рброд, из[дґо]вка, быти[jґо], сви[тэ]р, муз[зэ]й, деви[шн]ик, сове[слґ]ивый
12. Слова каких частей речи затранскрибированы?
[пълт?ра́]

[фсґо́]

[ръспл?тґи́ць]

[з?вра́фшысґ]

[свґэ́тлыi]

[мъл?дґо́ш]
13. Разделите слова на фонетические слоги. По какому принципу строится слог в русском языке? Где проходит слогораздел?
листы, туристы, местный, пойдем, томный, полка
14. Придумайте пары слов, которые бы различались на слух только благодаря твердости или мягкости, глухости или звонкости одного согласного звука. Когда противопоставление по глухости/звонкости, твердости/мягкости играет определяющую смыслоразличительную роль?
15. Докажите, что русское ударение является разноместным и подвижным. Вспомните 2-3 языка, имеющих фиксированное ударение.
16. Отметьте, какие орфоэпические особенности из нижеперечисленных характерны для петербургского произношения, какие – для московского. Какой из способов произношения признан нормой?


  1. произношение чн возможно то как [шн] (було[шн]ая), то как [чн] (ве[чн]ость, то[чн]ость)

  2. произнесение сочетания чн как [ч'н] (було[ч'н]ая)

  3. произнесение ч перед т как в союзах что, чтобы как [ч'] ( [ч'т]о)

  4. произнесение ч перед т как в союзах что, чтобы как [ш] ([шт]о)

  5. произнесение мягкого [с'] в возвратных частицах глаголов: умыл[с'а]

  6. наблюдается колебание в произношении между сценический с твердым [с] и разговорным с мягким [с'] в возвратных формах глагола


17. Расскажите об истории появления беглых согласных [о] и [э]. запишите кириллицей старославянские слова, которые соответствуют русским словам ложь, зло, день, лоб, кров, дом.
18. Пользуясь подсказками, назовите фамилии ученых:

  1. известный русский и польский языковед, создавший теорию фонем и фонетических чередований, которую изложил в своей работе 1895 года «Опыт фонетических чередований»;

  2. выдающийся русский лингвист, основавший Ленинградскую (Петербургскую) фонетическую школу;

  3. ученый, являющийся одним из основателей Московской фонологической школы. Вместе с В. Н. Сидоровым, П. С. Кузнецовым, А. А. Реформатским разработал теорию фонем, которая легла в основу концепции фонологии МФШ. Создал совместно с С. И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение»;

  4. советский языковед, принимавший активное участие в создании Московской фонологической школы. Под его руководством на филологическом факультете МГУ была создана Лаборатория экспериментальной фонетики;

  5. крупнейший лингвист 20 века, уроженец России, большая часть жизни которого прошла в Европе и США. Центральная проблема в его фонологической теории – двуединство звучания и значения. Считал, что звуки языка нужно исследовать прежде всего с точки зрения их функций.



19. Затранскрибируйте выделенные слова.
Свет зажгу, на чернильные пятна

Погляжу и присяду к столу, -

Пусть поет, как сверчок непонятно,

Электрический счетчик в углу.
Пусть голодные мыши скребутся,

Словно шастать им некогда днем,

И часы надо мною смеются

На дотошном наречье своем, -
Я возьмусь за работу ночную,

И пускай их до белого дня

Обнимаются напропалую,

Пьют вино, кто моложе меня.
Что мне в том? Непочатая глыба,

На два века труда предо мной.

Может кто-нибудь скажет спасибо

За постылый мой подвиг ночной.
(А. Тарковский. «Ночная работа»)
20. Объясните чередование звуков в словах обнять – обнимать, взять – взимать, звонить – звук.
21. Даны польские слова и их переводы на русский язык: droga – дорога, proch – порох, strona – сторона. Как переводится на русский язык польское слово sroka?

  1. срок

  2. соро́ка

  3. строка

  4. со́рок

  5. все переводы (а – г) неверны



22. В каких парах слов произношение второго слова отличается от произношения первого только смягчением одного из согласных:

  1. перенос – перенёс

  2. ожог – ожёг

  3. тушь – туш

  4. уснут – уснуть

  5. снится - сниться

  6. лом – льём


23. Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Что это за слово?

  1. ходьба

  2. косьба

  3. судьба

  4. просьба

  5. свадьба


24. Расставьте ударения в словах:

статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить.
25. Расставьте ударения в словах:

августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языковое, торты, красивее, творог.
26. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог:

удить, тефтели, ворота, процент, дневник.
27. Учащийся, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:

[эн] - согласный, глухой, твердый;

[а] – гласный;

[ц] – гласный, звонкий, твердый;

[ы] – гласный;

[пэ] – согласный, глухой, мягкий;

[о] – гласный;

[ч’] – согласный, мягкий, глухой;

[к] – согласный, глухой, твердый;

[и] – гласный.

Правильно ли учащийся разобрал слово? Докажите.
28. Какими фонетическими признаками объединены слова:

прорубь, сладкоежка, морковь, творог?
29. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

Водит, пашешь, верит, велит, смех.
30. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

мак, стол, грустно, вить, лить?
31. Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:

театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
32. Какими фонетическими признаками объединены слова:

вкривь, коврижка, врозь, книг?
33. Какие из слов срезал, сумел, списал, сгорел могут служить доказательством того, что приставка с – никогда не изменяется на письме?
34. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова:

пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди них слова со звуками, которых нет в слове палитра.
35. Сколько букв о и звуков [о] в данном предложении:

Звонят все колокола.
36. В начале слов экран, эфир произносится звук [э]. Объясните, почему?
37. Вместо выделенных букв вставьте звуки в словах. Докажите выбор звука:

из Испании - [из - ]спании;

мягкий - мя[ ]кий;

визг - ви[ ];

съезд - [ ]ъезд.
38. Поставьте ударения в словах. Для чего служит ударение в словах? Запишите свой ответ. Определите, по каким признакам слова похожи, а каким – различны. Запишите.

Стрелки, замок, белок, дорога, косит, выкупать, трусит.

Похожи

Различны








39. В каких словах ударение падает на последний слог:

1) жалюзи

2) газопровод

3) ворожея

4) позвонит
а) в 1, 2, 4; б) в 2, 4; в) в 1, 3, 4; д) во всех; г) ни в одном.
Ответы к разделу «Фонетика и орфоэпия»

  1. а, в, з




  1. б. Мы говорим [сэшэа], а не [эсшаа].




  1. а. маневры, б. тест, в. вечный




  1. в. вол, борона, ворона, бал, бор


5.

1 л. ед.ч. включу́ ращу́ звоню́

2 л. ед.ч. включи́шь расти́шь звони́шь

3 л. ед. ч. включи́т расти́т звони́т
1 л. мн. ч. включи́м расти́м звони́м

2 л. мн. ч. включи́те расти́те звони́те

3 л. мн. ч. включа́т растя́т звоня́т
6. Всегда твердые: [ж], [ц], [ш]Всегда мягкие: [j], [ч], [шґ]
7. а, так как звуки [в], [вґ] не являются сонорными.

8. Осип, Степан, Хома, Хведор.


9. морфология, синтаксис, фонема, союз, наклонение, подлежащее
10. Вез корабль карамель.
11. наро[шн]о, ново[сн]ой, шер[стк]а, бу[тэ]рброд, быти[jґэ], муз[зґэ]й
12. [пълт?ра́] – полтора, числительное.

[фсґо́] – все, местоимение.

[ръспл?тґи́ць] – расплатиться, глагол.

[з?вра́фшысґ] – завравшись, деепричастие.

[свґэ́тлыi] – светлый, прилагательное.

[мъл?дґо́ш] – молодежь, существительное.
13. Ли-сты, ту-ри-сты, ме-стный, пой-дем, то-мный, пол-ка

Слог строится по закону восходящей звучности: гласные, сонорные согласные, шумные согласные. Слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности.
14. Балет – болеть, кон – конь.

Дам – там, балка – палка.

Если все остальные характеристики согласного совпадают (и все остальные звуки в слове) противопоставления по глухости/звонкости, твердости /мягкости служат для различения слов по смыслу.


15. Место русского ударения не прикреплено к определенному слогу в слове, т.е. оно свободное (разноместное): кни́га, войде́м, переписа́ть. Русское ударение подвижное, так как при образовании разных грамматических форм слова оно может перемещаться с одного слога на другой: стрела́ (ударение на окончании) – стре́лы (ударение на основе).

В некоторых языках ударение является фиксированным, т. е. всегда падает на один и тот же слог: во французском – на последний, в чешском – на первый, в польском – на предпоследний.
16. Особенности московского произношения: а, г, е.

Особенности петербургского произношения: б, в, д.

Нормой признано московское произношение.
17. Появление беглых гласных [о] и [э] является следствием падения редуцированных гласных фонем [ъ] и [ь] в 12 – 13 вв.: в слабой позиции они исчезли, в сильной позиции прояснились в гласные полного образования [о] и [э]. При изменении слова редуцированный гласный мог оказаться то в слабой, то в сильной позиции, поэтому в разных формах слова он либо исчезал, либо прояснялся в гласный полного образования. Таким образом, происходило чередование гласного с нулем звука.
Лъжь, зъло, дьнь, лъбъ, кровъ, домъ.
18.

  1. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

  2. Лев Владимирович Щерба

  3. Рубен Иванович Аванесов

  4. Александр Александрович Реформатский

  5. Роман Осипович Якобсон


19.

пятна - [пґа́тнъ]

погляжу - [пъглґиэжу́]

счетчик - [шґочґи́к]

скребутся - [скрґиэбу́цъ]

дотошном - [д?то́шнъм]

белого - [бґэ́лъвъ]

обнимаются - [?бнґима́jуцъ]

напропалую - [нъпръп?лу́jу]

непочатая - [нґьп?чґа́тъјь]

подвиг - [по́двґик]
20. Когда-то носовые гласные звуки он или ом (обозначаемые буквой «юс большой») и звуки  эн или  эм («юс малый») образовывали своеобразные фонетические чередования. Если за этими звуками шел гласный они оставались без изменений, если за ними шел согласный, то они изменялись в звуки [а], [у].

В 10 века произошла утрата носовых гласных, а исторические чередования сохранились.
21. б
22. а, г.
23. д

24. Ста́туя, магази́н, призывни́к, ненави́деть, инструме́нт, щаве́ль, цеме́нт, одо́брить, положи́ть.
25. А́вгустовский и августо́вский (различаются употреблением), берё́ста и доп. береста́, пи́хта, столя́р, фоне́тика, языково́е и языко́вое (различаются значением), то́рты, краси́вее, тво́рог и творо́г.
26. Те́фтели, но можно и тефте́ли
27.

[н] - согласный, звонкий, твердый;

[а] – гласный, безударный;

[ц] – согласный, глухой, твердый;

[ы́] – гласный, ударный;

[п] – согласный, глухой, твердый;

[а] – гласный, безударный;

[ч’] – согласный, глухой, мягкий;

[к’] – согласный, глухой, мягкий;

[и] – гласный, безударный.
28. Происходит оглушение согласных звуков.
29. Пашешь.
30. Грустно.
31. Театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
32. Происходит оглушение согласных звуков.
33. Срезал, сумел: [с] – стоит в сильной позиции перед сонорным и гласным звуками.
34. Лапа, пир, тир.
35. В этом предложении 4 буквы о, а звуков [о] нет.
36. Эти слова иностранного происхождения.

Примечание. В начале слов иноязычного происхождения, а также в положении после гласного на месте буквы э произносится звук [э]. Неправильно произношение в этих случаях на месте буквы э и звука [и]. Оно придает речи сниженную стилистическую окраску, а также создает опасность искажения смысла высказывания.
37. [из - ы]спании; мя [х’]кий; ви[ск]; [с’]ъезд.

Примечание: На месте буквы и в начале слова, если в потоке речи оно сливается с предшествующим словом на твердый согласный, произносится гласный [ы].
38. Основная функция ударения – выделять слово в потоке речи, различать смысловое значение слов (слова-омонимы, формы слова и т.п.). Похожи: по написанию; различаются: ударением, по смыслу, по звуковому составу.

Примечание: используемые слова являются разновидностью омонимов. Это омографы (разные по значению, но одинаково изображаемые на письме слова).
39. д

Состав слова и словообразование
1. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города/местности»:

Красноярск

Мариинск

Курск

Камчатка

Омск

Абакан

Якутск

2. Постройте словообразовательную цепочку из слов: мирить, примирение, мир, примирить, примиренчески, примиренец, примиренческий.


3. Отметьте, из скольки частей (морфем) состоит каждое слово?

  1. там

  2. электросветоводолечение

  3. известить

  4. оно

  5. вольнодумец

  6. левобережный

  7. стопятидесятимиллионный


4. Отметьте, что перед вами:

  1. словообразовательный тип

  2. словообразовательная модель

  3. словообразовательное гнездо

  4. словообразовательная цепочка

Дайте определение выбранному вами термину.
колорит

колорит-н(ый)

│ колоритн-о

│ колоритн-ость

│ не-колоритный



колорист

│ колорист-ическ-ий 1



колор-ист/ическ(ий) 2

колористическ-и

5. Докажите, что слова царапина, отметина, пробоина, зазубрина относятся к одному словообразовательному типу. Сформулируйте общее для них словообразовательное значение. Приведите примеры слов, образованных с помощью суффикса –ин-, но имеющих другое словообразовательное значение.
6. Найдите слово, в котором суффиксы выделены неправильно. Предложите правильный вариант.

  1. Вспомог-а-тель-н-ый

  2. Подберез-ов-ик

  3. Безыинтерес-н-ый

  4. Вес-ушч-ат-ый

  5. Вспых-ну-вш-ая



7. Приведите примеры однокоренных слов, которые бы соответствовали следующим структурным схемам:


  1. ?

  2. ?^

  3. ¬?^^

  4. ¬?^


8. В каком ряду все слова правильно разбиты на морфемы.


  1. мир-ов-ой, беж-а-ть, до-клад-чик, оза-глав-и-ть

  2. бес-чув-ств-енн-ый, вы-ход-н-ой, пере-жив-а-ть, двор-ник

  3. про-беж-к-а, африк-ан-ск-ий, солнеч-н-ый, при-вид-е-л-ся

  4. пере-страх-ов-щик, стол-ы, вы-ращ-енн-ый, по-друж-еск-и.


9. Образуйте существительные следующими способами:

  1. префиксальным

  2. суффиксальным

  3. префиксально-суффиксальным

  4. безаффиксным

  5. сложением слов или основ

  6. сокращением основ

  7. лексико-семантическим

  8. лексико-синтаксическим

  9. морфолого-синтаксическим


10. Некоторые слова, заимствованные из старославянского языка, сохраняют старославянские приставки и суффиксы. Перечислите их. Приведите несколько примеров.
11. Как вы считаете, почему от слов ураган, небоскреб, гигант нельзя образовать слова со значением уменьшительности?


12. В словах что, волчий, дам, гадаю, змея, змей, веселье, рисунок, две выделите окончания.


13. Различаются ли по морфемному составу слова кроссинг и холдинг? Свой ответ обоснуйте.


14. Соедините стрелками слово и способ его образования.


По-зимнему
Сушь
Ветвиться
Вчитаться
Насмехаться
Котик
МГУ
Трехметровый

Префиксально-постфиксальный

(или приставочно-суффиксальный)

Суффиксальный
Сложение в сочетании с суффиксацией.

Префиксально-суффиксальный
Безаффиксный
Сокращение основ
Префиксально-суффиксальный-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный



15. Найдите слова, в которых морфемы накладываются одна на другую. Как называется данное явление в русском языке?
Отворить, белить, лиловатый, заботливый, милость, сосняк.
16. Постройте словообразовательную цепочку, которая бы оканчивалась словом беспроигрышно.
17. Отметьте слова со связанным корнем.

  1. космонавт

  2. отблеск

  3. бездарный

  4. отвергла

  5. расследовать

  6. настигнуть

  7. агитировать


18. Как называется изменение в морфологическом составе слова, в результате которого мы уже не выделяем в слове дворец корень двор- и суффикс – ец? Приведите свои примеры, иллюстрирующие этот процесс.
19. В слове фляжка основа производная или непроизводная?

20. Один иностранец решил, что «кузница» - это жена кузнеца, а «кузнечик» - их сын. Почему он так решил?
21. Выделите лексически значимые части слов:

приморский, переоценка, подушечка.
22. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный, вволю.
23. Какие части слова можно найти в слове земля?
24. Найдите третье «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;

рисунок, рис, рисовать, рисование;

пот, потолок, потливый;

море, морщины, морской;

боль, большой, больница;

пища, пищевой, пищать.
25. Выделите:

а) суффикс в словах:

лживый, дождливый, доверчивый;

б) корень в словах:

оттепель, вливать, родник.
26. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом.

Вечером мы любуемся закатом.
27. В каком слове нет приставки?

Подождать, подозрение, подошва, подорожник, подолбить.
28. Как образовались слова:

пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, кинозал.
29. В каком слове нет приставки:

намерение, надрывать, надумать, надломить, надоесть.
30. Определите состав слов:

стульчик, перчик, огурчик, переплетчик.

Ответ аргументируйте.
31. Разберите слова стекло, дали по составу. Напишите алгоритм своего действия «Что я делал?»

1)

2)

3)

4)
32. Определите, на какой модели показаны разные слова, а на какой – изменение слова:
1) 2)




= ? ? = или ?



Ответ аргументируйте. Приведите примеры.
33. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

предрассветный, симметрия, классический
расседланный, стоптанный, единственный
34. Составьте словообразовательную цепочку, в состав которой войдут слова, соответствующие схемам:
Вода -  - 
Город -  - 


Ответы к разделу «Состав слова и словообразование»



Красноярск – красноярец

Мариинск - мариинец

Курск - курянин

Камчатка - камчадал

Омск - омич

Абакан - абаканец

Якутск – якутянин
2. мир ?мир-и-ть ? при-мирить ? примир-ен(иiе) ? прмирен-ец ?примиренч-еск(ий) ? примиренческ-и.
3.

  1. там 1

  2. электр-о-свет-о-вод-о-леч-ениi-е 9

  3. из-вест-и-ть 4

  4. он-о 2

  5. вольн-о-дум-ец 4

  6. лев-о-береж-н-ый 5

  7. ст-о-пят-и-десят-и-миллион-н-ый 9


4. в

Словообразовательное гнездо – упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующаяся общностью корня.

5.

  1. образованы от глаголов

  2. выражают одно и то же словообразовательное значение «предмет, являющийся результатом действия, названного в производящей основе»

  3. Имеют один и тот же формальный показатель: суффикс –ин-


Свинина, баранина, оленина – «вид мяса».

Бусина, картофелина, горошина – «единичные предметы, выделенные из массы вещества или из совокупности предметов».

6. а, вспомог-а-тельн-ый
7.

  1. ? друга

  2. ?^ дружочка

  3. ¬?^^ по-дружески

  4. ¬?^ подружка


8. г
9.

  1. Префиксальным: побелить

  2. Суффиксальным: зимний

  3. Префиксально-суффиксальным: подземный

  4. Безаффиксным: отлет

  5. Сложением слов или основ: самолет

  6. Сокращением основ: спецкор

  7. Лексико-семантическим: мир (вселенная) – мир (состояние без войны)

  8. Лексико-синтаксическим: быстротекущий

  9. Морфолого-синтаксическим: обедать в столовой


10. Приставки: воз-, чрез-, низ-, пре-, пред-. Например, чрезмерный, преступление, познестись.

Суффиксы: - стви(е), -ени(е), - ани(е), -ущ-, ющ-, ащ-, -ящ-,- знь, -ч(ий). Например, нашествие, возникновение, зовущий, сомнение.
11. Это связано с семантической несовместимостью основы этих слов с уменьшительным суффиксом. Эти слова обозначают объекты, которые просто не существуют в уменьшенном размере.
12. ч-то, волчий( ) , да-м, гадаj-у, змеj-а, змей( ), весельj-е, рисунок( ), дв-е.
13. В слове холдинг неверно выделять суффикс –инг, а в слове кроссинг этот суффикс выделяется (кросс).
14.

По-зимнему - префиксально-суффиксальный

Сушь - безаффиксный

Ветвиться - суффиксально-постфиксальный

Вчитаться - префиксально-постфиксальный

Насмехаться - префиксально-суффиксальный-постфиксальный

Котик - суффиксальный

МГУ - сокращение основ

Трехметровый - сложение в сочетании с суффиксацией
15. От(т)ворить (сливаются конец приставки и начало корня)

Лил(ов)оватый (происходит наложение суффикса на основу)

Сос(н)няк (происходит наложение суффикса на основу)

Это явление в русском языке называется аппликация.
16. играть?проиграть?проигрыш?проигрышный?беспроигрышный?беспроигрышно
17. а, г, е, ж
18. Опрощение. В слове забыть мы не выделяем приставку.
19. Польское слово flaszka было заимствовано как фляжка, т. е. как слово с непроизводной основой. Часть слова (–к-) под влиянием таких слов как книжка, ножка стала восприниматься как самостоятельная морфема (суффикс).Вследствие этого возникло слово без уменьшительного суффикса – фляга. Т.е. слово фляжка стало осмысливаться как слово с производной основой.
20. В русском языке действуют словообразовательные модели, по которым с помощью суффикса – иц(а) образуются наименования лица женского пола от основы, обозначающей лицо мужского пола (царьцарица); с помощью суффикса – чик образуется слово с уменьшительным значением (птенецптенчик).

­

21. При-мор-ск(ий); пере-о-цен-к(а); подушеч-к(а).
22. Под-дел-ка; восст-ание; ссор(а); вос-со-единение; кон-н(ый); в-волю.
23. Корень и окончание.

Примечание. Выполняя это задание, учащийся должен четко различать два понятия: слово и предмет.
24. Гора; рис; потолок; морщины; большой; пищать.
25. а) лживый; дождливый; доверчивый.

б) оттепель; вливать; родник.
26.Утром и вечером – это наречия; восход(ом) и закат(ом) – это имена существительные.
27. Подошва, подозрение.
28. Пригород (с помощью приставки), снегопад (сложением основ), городишко (с помощью суффикса), верблюжонок (с помощью суффикса), кинозал (сложением основ).
29. Намерение, надоесть.
30. Стуль-чик, пер-чик, огур-чик, пере-плет-чик.
31. 1) определить лексическое значение слова;

2) определить, к какой части речи относится слово;

3) выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить;

4) выделить корень (найти исходное слово), подобрать родственные слова и формы слова (р.п., мн. ч.);

5) выделить приставку, суффикс. (Образуют ли они новые слова?). Определить значение приставки и суффикса и подобрать одноструктурные слова.
32. На 1-й модели показана форма слова, на 2-й – разные слова.


Лексика. Фразеология. Лексикография
1. Составьте словосочетания со следующими словами, учитывая особенности их сочетаемости. Есть ли что-то общее в значении слов, объединенных суффиксом -Н- ?(Какое значение имеет суффикс -Н-?)
гигиеническая – гигиеничная

логический – логичный

экономический – экономичный
2. Определите, о каких словарях идет речь?

  1. словарь, указывающий нормы произношения и ударения;

  2. словарь, который фиксирует слова, отличающиеся друг от друга оттенками значения и употребления в речи;

  3. словарь, который описывает происхождение слов;

  4. словарь, предназначенный для фиксации норм правильного написания слов;

  5. словарь, предназначенный для фиксации лексических и грамматических норм правильного употребления устойчивых сочетаний слов.


3. Старинные названия месяцев соотнесите с современными названиями. Попытайтесь объяснить, почему в старину месяцам давали именно такие названия.


Июль

Март

Декабрь

Август

Апрель

Октябрь

Февраль

Студень

Бокогрей, снежень

Зимобор, протальник

Снегогон, цветень, брезень

Жнивень, серпень

Листопад

Червень


4. Объясните значение устойчивого сочетания «сломя голову». Подберите к нему как можно больше фразеологизмов, связанных с ним синонимическими и антонимическими отношениями.
5. Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?

  1. Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

  2. Похожи как две горошины в стручке.

  3. Дождь льет собаками и кошками.

  4. Нет места, чтобы размахивать кошкой.

  5. Каждый повар свое варево хвалит.


6. Назовите фразеологизмы, о которых идет речь. Объясните их значение. Составьте с ними предложения.


  1. Происхождение этого фразеологизма связывается с именем парижского врача, который мог рассмешить больных до такой степени, что они выздоравливали. Когда доктор стал популярным, вместо приемов он стал рассылать своим пациентам отпечатанные листки, в заголовке которых стояло его имя, а под ним находились шутки, имевшие целительное свойство. По другой версии, это выражение возводят к анекдоту о французском адвокате, который отличался рассеянностью и говорил скороговоркой. Защищая некоего Матьяса, у которого украли петуха, адвокат назвал самого клиента петухом (gallo), сказав вместо Gallus Matthias – galli Matthias.




  1. Это собственно русское выражение, которое возникло в речи прачек. При стирке белья когда-то пользовались такими приспособлениями, как скалка, или каток, - круглая деревяшка, - и рубель – рифленая доска с ручкой, при помощи которой скалке можно придавать вращательное движение, «катать» ее вместе с накручивающимся на нее бельем. Белье, которое было хорошо прокатано, имело отличный вид, даже если стирка была не очень качественной.




  1. Это выражение восходит к греческим мифам о боге лесов и полей, который диким хохотом и свистом наводил безотчетный ужас на людей, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Если вы вспомните имя бога, назвать фразеологизм вам не составит труда.


7. Найдите в текстах окказионализмы (индивидуально-авторские слова). Назовите их. Приведите примеры слов литературного языка, образованных по сходной модели:
Утреет. С богом! По домам!

(А. Блок)
Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность!

(С. Есенин)
Мы живем

В предвоенное время.

Предразлучное.

Предпоходное…

(Р. Рождественский)
Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотой.
(С. Есенин)
8. Вспомните как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слово «семь» и однокоренные ему. Объясните их значение.
9. Какое языковое явление иллюстрируют приведенные ниже пары слов? Объясните, на каком основании эти пары объединены в группы. Дополните каждую группу своими примерами.
а) ключ (от двери) – ключ (родник)

брак (супружество) – брак (изделие с дефектом)

(девичья) коса – (песчаная) коса
б) заброни́ровать (номер) – забронирова́ть (правительственную машину)

расплачу́сь (за ужин) – распла́чусь (от горя)

Острота́ (ножа) – (неуместная) остро́та
в) мой (друг) – мой (тарелку)

лечу (в самолете) – лечу (зубы)

(острая) пила – пила (воду)
г) гриб – грипп

кампания – компания

вперемежку – вперемешку

луг - лук
10. Укажите типы лингвистических словарей, из которых взяты словарные статьи. Назовите типы лингвистических словарей, из которых словарные статьи не были взяты.

а) ВМЕШАТЬСЯ, вторгнуться, влезть, ввязаться, впутаться, сунуться, сунуть (свой) нос, полезть, вступиться, соваться с носом (или со своим) носом (разг.); встрять (прост.).
б) ЖЕНА. Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. др. – прус. genno «женщина», арм. kin – тж., греч. gynē и т. д.), того же корня, что и генетика, лат. genus «род». Первоначальное *gena > жена после изменения г в ж перед гласным переднего ряда е. Значение жена вторично.
в) ПО МЕРЕ СИЛ. Книжн. Насколько возможно п о с и л е в о з м о ж н о с- т и

Все видят, что дела идут скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил. (Л. Толстой. Война и мир.).
г) ПОКОЙНЫЙ – БЕСПОКОЙНЫЙ
  1   2   3   4


Олимпиадные задания по предмету «Русский язык»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации