Шипулина Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий - файл n1.doc

приобрести
Шипулина Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий
скачать (3467.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3468kb.14.09.2012 23:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


Ставропольский Государственный Университет

На правах рукописи

Шипулина Людмила Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

13.00.08 - теория и методика профессионального обучения

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук. Профессор Узденова СБ.

Ставрополь - 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ
ИФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 14


1.1 Современное состояние проблемы формирования
профессионализма будущих экономистов 14


1.2 Педагогические аспекты использования программных
продуктов профессионального назначения в высшем экономическом
образовании 29


1.3 Профессиональные программные средства, используемые в

высшем экономическом образовании 33

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 43

ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ 45


2.1 Анализ современного состояния информационной культуры
студентов финансово экономических факультетов 45


2.2 Моделирование познавательной деятельности будущих
экономистов с использованием программных продуктов профессио-
нального назначения 53


2.3 Внедрение новых информационных технологий в учебный

процесс 76

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 93

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В
УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАКЕТОВ
ПРОГРАММ 95


3.1.Цель, задачи, структура экспериментального исследования 95

3.2. Реализация разработанной модели обучения 99

3.3 Получение и математико-статистический анализ численных

результатов эксперимента 118

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

ЛИТЕРАТУРА 134

ПРИЛОЖЕНИЯ 145

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Возрастающие требования к каче­ству знаний выпускников высших учебных заведений являются неизбежным следствием научно-технического прогресса, в условиях которого не может ос­таваться неизменным образовательный процесс. Особую актуальность приоб­ретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и фи­нансов. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно прини­мать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий. Как по­казывает практика, большинство пользователей уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 - 10 лет назад, без помощи компьютера. В настоящее время все большее и большее распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий находит компьютерная техника, все шире и шире становится перечень охва­тываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые и новые виды ее представления.

В условиях рыночной экономики Российской Федерации информа­ция выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, бан­ковскими, биржевыми информационными системами, системами информа­тизации оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка то­варов и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др.

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализа­ции товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных парамет­ров продукции. Большую роль играют также, изменения в организа­ционных формах и характере деятельности фирм, повышение значе­ния транснациональных корпораций в хозяйственных международных связях.

Изменения условий производственной деятельности, необходи­мость адекватного приспособления к ней системы управления, сказы­ваются не только на совершенствовании организации, но и на пе­рераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Все это требует от ВУЗов адапта­ции к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации информационных служб. Благодаря высокопроиз­водительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бух­галтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий ра­ботников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, уп­рощается документооборот, внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров.

Подходя к современным требованиям, предъявляемых к качеству рабо­ты управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компа­нии электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, ко­пировальные устройства.

В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для де­лопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин, что, хотя и не соответствует их назва­нию, но в последнее время становится основным видом их применения, по­зволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинго­вых и производственных проектов.

Существует противоречие между потребностью в специалистах, вла­деющих информационными технологиями и выпускниками ВУЗов с соответ­ствующей подготовкой.

Информационные технологии - динамично развивающееся направление, и, как следствие, встают задачи:

Как показало исследование, в ВУЗах ощутима нехватка квалифициро­ванных преподавательских кадров, существует сложность организации произ­водственной и преддипломной практики студентов, имеются проблемы, свя­занные с поверхностным изучением программных продуктов и информацион­ных технологий в учебных заведениях.

На наш взгляд, комбинирование различных форм организации учебного процесса: включение части материалов по информационным технологиям, на­пример «1С», Project expert в основные учебные курсы, включенные в учеб­ный план, развитие этих курсов в рамках стандартных учебных дисциплин («Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в бухгалтерском учете» и др.) поможет решению вышеперечисленных проблем и будет способствовать формированию профессиональных качеств будущих экономистов.

Важной задачей преподавателей ВУЗов является востребованность их выпускников на рынке труда, этому будет способствовать практическое ос­воение студентами профессиональных программных продуктов.

Динамика развития современных информационных компьютерных тех­нологий финансово-экономического профиля приводит к тому, что ВУЗы не способны адекватно реагировать соответствующим уровнем подготовки спе­циалистов в данной сфере. Нынешнее положение дел можно охарактеризовать как разрыв между уровнем профессиональной подготовки специалистов фи­нансово-экономического профиля в области информационных технологий и требованиями рынка труда.

Актуальность данного исследования в настоящее время, в дополнение к уже сказанному, определяется прежде всего:

новизной и недостаточной изученностью проблемы;

всевозрастающим значением компьютерных технологий;

необходимостью воспитания специалиста - экономиста - управленца на уровне современных достижений науки и техники.

Наше исследование является педагогическим, организационно -деятельностным, интегративным. Необходимость педагогического исследования вне педагогических вузов исключительно велика. Кроме вышеперечисленных, это объясняется отсутствием в большинстве из них кафедр педагогики и психологии и недооценкой значения этого предмета в процессе практической деятельности.

Данное исследование является, прежде всего, педагогическим, так как основным предметом его рассмотрения является процесс интегративного подхода к конструированию информационных технологий в образовательной практике экономического ВУЗа. Вместе с тем, в нашем исследовании одновременно осуществляется деятельностный - тектологический (организационный) и интегративный подход, но не врозь, а как они первоначально развивались, в их совокупности. Существо деятельностного подхода состоит в том, что деятельность рассматривается как педагогическая категория, такая же, как обучение и воспитание, которые рассматриваются не как абстрактные понятия, а как специфические виды деятельности, связанные с профессиональными функциями специалиста - преподавателя ВУЗа. Процесс профессиональной подготовки студентов претерпевает серьезные измененения, его составные компоненты вступают друг с другом в четкие внутренние смысловые связи и отношения, совершенствование одних влечет за собой изменение других. Многие из этих проблем получили освещение в трудах Бешенкова С. А., Брановского Ю.С., Ваграменко Я.А., Гейна А.Г., Гершунского Б.С., Машбица Е.И., Роберт И.Б., Чистова Д.В., Диго С.М., Яковлева Ю.Б., в которых анализируются психолого-педагогические и методологические проблемы информатизации образовательной среды. Деятельностный подход к обучению активно разрабатывали: В.П. Беспалько, В.В.Давыдов, Боголюбов В.И., Алексеев Н., Семенов И., Швырев В., Шевелева С.С., Борисова В.Н. и др. Существо организационного подхода заключается в том, что организация рассматривается не как абстрактная категория, а как атрибут целостной педагогической деятельности, то есть организация включена в деятельность обучения и воспитания, направленную на подготовку специалиста высокой квалификации. Мы согласны с Раченко И. П., что эту задачу успешно может помочь разрешить лишь высокоорганизованная педагогическая деятельность. Организационно -деятельностный подход к труду педагога, учащегося разработан Раченко И.П., Бабанским Ю.К., Анисимовым П.Ф., Архангельским С.И., Якиманской И.С. Змеёвым С.И. и др.

Основанием для данного исследования является сфера профессиональных интересов автора, скрытое (иногда и явное) нежелание информатиков использовать программные продукты фирм «1 С», «ПРО-

ИНВЕСТ-ИТ» и др. в своей деятельности, фактическое неприменение методик и практических наработок, программированных форм обучения и педагогическая разобщенность используемых.

Проблему исследования составляет противоречие между потребностью в экономистах, владеющих информационными технологиями профессиональ­ного назначения и выпускниками вузов с соответствующей подготовкой. Воз­можность повышения профессионализма выпускников экономических специ­альностей в условиях вузов, очевидно, требует специального изучения.

Цель исследования состоит в разработке оптимальных педагогических

условий применения информационных технологий 1С: Предприятие, Project expert в учебно-воспитательном процессе профессионального усвоения знаний и создании дидактической модели организации познавательной деятельности студентов экономических специальностей ВУЗов с использованием этих тех­нологий.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении экономических специальностей ВУЗов.

Предмет исследования: процесс повышения профессионализма сту­дентов экономических специальностей ВУЗов средствами информационных технологий 1 С: Предприятие и Project expert.

Гипотеза исследования: Включение в учебно-воспитательный процесс принципиально новых познавательных средств, реализующих информацион­ные технологии «1С» и Project expert, будет способствовать повышению его эффективности, если будут реализованы на качественно ином уровне принци­пы наглядности, мотивации, обеспечения познавательной активности и само­стоятельности студентов экономических специальностей.

Выявление оптимальных возможностей информационных технологий 1 С: Предприятие и Project expert, а так же внедрение их преподавателем в ВУЗе повысит качество обучения студентов экономических специальностей.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования ставятся сле­дующие задачи:

  1. Исследовать современное состояние проблемы усвоения профессио­нальных знаний студентами экономических специальностей ВУЗов.

  2. Раскрыть психолого-педагогические возможности применения ин­формационных технологий 1С: Предприятие и Project expert в профессио­нальной подготовке студентов и указать перспективные направления их ис­пользования в образовательном процессе ВУЗа.

  3. Разработать дидактическую модель организации познавательной дея­тельности будущих экономистов с использованием информационных техно­логий профессионального назначения (1 С: Предприятие и Project expert).

  4. Провести экспериментальную проверку гипотезы, апробацию разра­ботанной модели, оценить ее результативность и эффективность предлагае­мых технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Методологическую основу диссертационного исследования составили:

обще дидактическая теория обучения (.Архангельский С.И, Ба-банский Ю.К, Раченко И.П., Алексеев Н., Семенов И., Швырев В.,.Скаткин М.Н и др.);

теория развивающего обучения в деятельностном развитии;
(Давыдов В.В Кузьмина Н.В., Тарасюк В.Н., Узденова С.Б., Леон-
тьева В., Щербина М., Н.Ф. Талызина, и др.)
и личност-
но-ориентированном развитии (Зимняя И.А., Якиманская И.С.и др.)


теория информатизации образования (Титоренко Г.А., Макарова Н.В., Бешенков С.А, Брановский Г, Борисова С.А., Гейн А.Г, .Гершунский Б.С, Диго С.М., Матрос Х., Машбиц Е.И., Чистов Д.В., Яковлев Ю.Б.); • теория педагогических систем и педагогических техноло­гий - Беспалько А.С., Кваша Б.Ф, Кларин М.В, Селевко И. Г. и др.); Этапы проведенного исследования.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалось современное состояние проблемы, была подобрана и проанализирована педагогическая, мето­дическая и специальная литература, изучался педагогический опыт по про­блеме исследования, определялись задачи, цель и методы исследования, формулировались гипотеза, методология и границы исследования, изучались основные программные средства, выстраивался понятийный аппарат.

На втором этапе (2000-2002 гг.) производился сбор сведений о профес­сиональной деятельности специалиста в области информационных техноло­гий, осуществлялось изучение процесса профессиональной подготовки эко­номистов, проектировалась его технология, разрабатывались учебные задания и создавались методические пособия, уточнялся понятийный аппарат, осуще­ствлялся констатирующий эксперимент. На этом этапе проводилось исследо­вание рынка труда региона Кавказских Минеральных Вод, требований к уров­ню знаний, умений и навыков экономистов в их профессиональном поле дея­тельности. Была разработана технология и уточнена система средств органи­зации учебного процесса по подготовке студентов к будущей профессиональ­ной деятельности в качестве экономиста по специальности 060400 «Финансы и кредит», бухгалтера по специальности 060500 «Бухучет и аудит», экономи-ста-информатика по специальности 351400 «Прикладная информатика в эко­номике».

На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) проводился контрольный и форми­рующий) эксперименты; систематизировались, обобщались, при необходимо­сти, корректировались и анализировались его результаты, выполнялась их статистическая обработка и внедрение в педагогическую практику учебного заведения, литературно оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования, в том, что в нем раскрыто и обосно­вано влияние новых информационных технологий профессионального назна­чения (1 С: Предприятие и Project expert) на образовательный процесс в выс­ших учебных заведениях экономического профиля;

уточнены и расширены масштабы применения информационных техно­логий 1 С: Предприятие и Project expert;

теоретически и методически обоснована идея повышения уровня подго­товки будущих экономистов в условиях моделирования их познавательной деятельности на основе применения информационных технологий профессио­нального назначения (1 С: Предприятие и Project expert);

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и исследовании педагогических основ профессионализации будущих эконо­мистов;

в разработке модели организации познавательной деятельности студен­тов-экономистов с использованием новых информационных технологий про­фессионального назначения;

в научном обосновании педагогических возможностей методов и средств информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert, ис­пользуемых в процессе профессиональной подготовки студентов;

в разработке системы тренировочных заданий, позволяющих отрабаты­вать профессионально значимые умения и навыки.

Практическая значимость исследования в определении возможностей использования содержащихся в нем теоретических положений, педагогиче­ских рекомендаций в реальной практике профессиональной подготовки сту­дентов экономических специальностей. Разработанные автором дидактиче­ские материалы по дисциплинам «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в бухгалтерском учете» (система заданий, увя­занная с соответствующим программным обеспечением, ориентированная непосредственно на формирование конкретных профессионально значимых качеств личности) - могут в готовом виде применяться в учебно-воспитательном процессе экономического факультета ВУЗа с целью повыше­ния качества профессиональных знаний будущих специалистов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспе­чивались использованием различных методов исследования, соответствую­щих предмету, цели, задачам работы, логике изучаемых дисциплин, методо­логической обоснованностью теоретических положений, связанных с профес­сионализацией процесса подготовки экономистов специальностей 060400, 060500 и 351400 в условиях его информатизации, экспериментальной гипоте­зы, давшей положительные результаты, корректным применением методов математическо-статистической обработки эмпирических данных и апробацией результатов исследования в практике преподавания.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Дидактическая модель организации познавательной деятельности студентов-экономистов с использованием новых информационных техноло­гий профессионального назначения (1 С: Предприятие и Project expert).

  2. Организация профессионального обучения экономистов на основе операционально-практического компонента деятельности специалиста.

  3. Классификация профессионально - ориентированных учебных задач на основе анализа их дидактических и информационных параметров в про­фессиональной деятельности экономиста: производственно - технологические, управленческие, опытно - экспериментальные.

  4. Целесообразность использования информационных технологий 1С: Предприятие и Project expert в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков.

  5. Целесообразность внедрения разработанной модели обучения средст­вами информационных технологий 1 С: Предприятие и Project expert в учеб­но-воспитательный процесс профессиональной подготовки студентов эконо­мического факультета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты ис­следования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах кафедры информатики и информационных технологий Пятигорского госу­дарственного технологического университета (ПГТУ) в период с 1999 по 2004 гг., на кафедре педагогики и педагогических технологий в Карачаево -Черкесском государственном университете (КЧГУ) с 1999 по 2002 гг., Северо - Осетинском Государственном университете (СОГУ) в 2003-2004гг.

Основные материалы исследования изложены в семи публикациях.

Результаты исследования, в том числе и разработанные автором мето­дические пособия «Практикум Встроенные функции Microsoft Excel», «Прак­тикум. Microsoft Access», «Практикум Возможности модуля 1С: Бухгалтерия», «Практикум. Модуль 1 С: Торговля и склад», «Стажировка на условном пред­приятии в 1С: Бухгалтерия» (по мотивам деловой игры д.э.н. профессора Чис­това Д.В., Диго С.М.) использовались при проведении лабораторно-практических занятий в рамках курсов «Информационные технологии в экономике», «Информационные технологии в бухучете», «Информаци­онные системы в экономике», программы которых составлены в ходе ра­боты над диссертацией. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания указанных спецкурсов в Пятигорском государственном технологическом университете (ПГТУ) на финансово - экономическом фа­культете и в Институте повышения квалификации при Пятигорском государ­ственном технологическом университете (ПГТУ).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Современное состояние проблемы формирования профессиона­лизма будущих экономистов

Главной целью образования сегодня следует считать подготовку чело­века для подлинной, реальной жизни и деятельности, раскрытия его творче­ского потенциала, развитие его качеств и способностей к самостоятельным действиям и к самообразованию. При этом образование должно был процес­сом развития всего человека: развитием его интеллекта, памяти, потенциала, способностей принимать решения, общаться и взаимодействовать с людьми.

Достижение этой цели должно опираться сегодня на новую систему опережающего и развивающего образования, на кардинальное усиление управленческо - педагогической деятельности и всемерное внедрение в учеб­ный процесс новых информационных технологий обучения, в том числе мето­дов активного обучения (МАО).

Под понятием «технологии образования» или «технологии обучения» необходимо понимать всю совокупность форм, методов, средств и систем управления, которые участвуют в учебном процессе и способствуют наилуч­шему функционированию системы образования.

В реальной жизни наряду с поведением реактивного приспособления человек все чаще обращается к творческим способам решения проблемных ситуаций, содержащих неопределенность и неизвестность. Это положение требует от него еще большей активности. Обучаемый рассматривается как ак­тивный деятель в учебном процессе, как творец своего знания. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памя­ти» [71].

Мировоззрение активного обучения предполагает повышение уровня личностной активности не только слушателя, но и преподавателя, а также из­менение характера их взаимодействия и обучения, организация коллективной мыследеятельности слушателей и преподавателя. Внедрение новых информа­ционных технологий обучения включает в себя: деятельность по модерниза­ции традиционного обучения, учебно-поисковую деятельность на основе про­блемного обучения, дискуссионную деятельность, игровую деятельность.

Мировоззрение активного обучения породило ряд терминов: «методы ак­тивного обучения», «проблемное обучение», «педагогика сотрудничества», «шо­ковое обучение», «знаково-контекстное обучение», «развивающее обучение» и т. д. Все эти разновидности терминов имеют общее ядро - опору на активную твор­ческую мыследеятельность слушателя.

На наш взгляд возможна следующая классификация современных методов обучения. (Схема представлена на рис. 1) Основные отличия рассматриваемых методов активного обучения от традиционных методов: вынужденная актив­ность, единство деятельности, творческое мышление, общение, мотивация и эмоциональность, направленность на умения и навыки, оценка результатов.

В современном мире наряду с материальными, трудовыми и финансовы­ми ресурсами возник их новый вид - информационные ресурсы, которые иг­рают ведущую роль. Появилось понятие «информационно-индустриальное об­щество». Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом ста­новятся информация, знания, творчество.

Вступление стран в век информации требует повышения до определен­ного уровня образования населения, что является сложной задачей, решение которой зависит от того, как будет сформировано содержание образования.

Основными целями системы высшего профессионального образования являются подготовка специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Особую актуальность приобретает задача подго­товки кадров новой формации в сфере экономики и финансов.

Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без ов­ладения методами информационно-компьютерных технологий.

По мнению исследователя. Башкаевой Э.Х. на современном этапе разви­тия системы высшего образования в качестве ведущей роли наряду с подго­товкой специалистов выдвигается и цель формирования личности, способной к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности [9]. При проек­тировании личности будущего специалиста исходят из структурно-функциональной модели его профессиональной деятельности. Значительной характеристикой личности является деятельность, которая в первую очередь детерминирует ее становление, и в которой личность себя обнаруживает и на­правляет. (Бабанский Ю.К., Попков В.А., Коржуев А.В. и др.). [7;8;58] Произ­веденный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что существу­ет диалектическая взаимообусловленная зависимость между развитием лич­ности и осуществляемой ею деятельностью. Условием становления личности является развитие, совершенствование самой деятельности. Формирование личности в учебном заведении, фактором ее становления является система взаимосвязанных и постоянно усложняющихся по содержанию и способам осуществления видов деятельности. При самостоятельном выполнении про­фессиональной деятельности личность сама превращается в фактор развития деятельности, что свидетельствует о достижении ею уровня творческого раз­вития. Обретение специалистом деловых и личностных качеств стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному развитию [88;89].

Ведущей деятельностью студентов является учебная, в процессе кото­рой происходит дальнейшее становление личности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются качества, необходимые для профессиональной деятельности специалиста. Для выполнения развивающей функции ведущая деятельность должна развиваться от курса к курсу. Последовательное изме­нение ведущей деятельности от объекта педагогического воздействия до субъекта профессиональной деятельности ведет к достижению цели - подго­товке специалиста с развитыми свойствами и качествами личности, необхо­димыми будущему экономисту.

Исследованиями профессионально значимых качеств специалистов за­нимались Беспалько В.П., Боголюбов В.И., Кузьмина Н.В., Диго С.М., Ильина Н.В., Борисова В.Н. и др.

Отечественные психологи, опираясь на теорию способностей, включают в профессионально значимые качества психические свойства индивида. При этом, базируясь на принципы единства сознания и деятельности, они подчер­кивают, что эти качества не только проявляются, но и формируются в процес­се деятельности, организованной соответствующим образом [21;22]. Само вы­деление этих качеств, установление их структуры возможно только при ана­лизе конкретных видов деятельности. Так, инженерно-экономическая дея­тельность представляет собой единство трех типов деятельности:

социальной, ориентированной на познание закономерностей общества. Экономическая деятельность с одной стороны - предметно-

практическая, а с другой стороны - она носит чисто социальный характер, по­скольку связана с удовлетворением запросов общества

Рассматривая развитие экономической деятельности в историческом плане, можно выделить три ведущих этапа развития:

I этап, охватывающий период с конца IXX века до середины XX-го века, характеризуется нацеленностью на создание и производство технических объ­ектов, исходя из возможностей современного технического знания.

II этап, включающий в себя период с середины 50-х до начала 70-х г.г.
20 века, характеризуется развитием систем и коммуникаций, автоматизацией
производственных и технологических процессов.


III этап, начавшийся в начале 70-х годов, характеризуется решением глобальных проблем экологии, энерго- и ресурсосбережения, продовольствия. Социальная деятельность становится доминирующей [9].

Ведущей формой учебной деятельности должны стать активные методы обучения (профессионально-деятельностные игры приобретают, прежде все­го, организационно-управленческий характер) с целью формирования методо­логических навыков и личностных характеристик специалистов.

В рамках наступившего этапа научно-технологической революции зна­ния в их традиционном понимании как цель учебного процесса меняют свой смысл. Все больше в качестве цели подготовки выступает деятельность, спо­собность к ее перестройке, личностные качества, определяющие не только профессиональные характеристики специалиста, но, прежде всего его социо­культурные доминанты.

Осуществленный исследователем. Башкаевой Э.Х анализ научных ис­следований в области психологии и теории профессиональной подготовки (Беспалько В.П., Боголюбов В.И., Кузьмина Н.В.,) позволили установить, что модель формирования личности современного специалиста должна быть ос­нована на общей структуре деятельности, а также на особенностях структуры экономической деятельности, подгруппы специалистов этой области и качест­вах, необходимых для осуществления этой деятельности и динамики ее разви­тия. На основе модели профессиограммы экономической деятельности, разра­ботанной учеными Санкт-Петербургского университета структура деятель­ности экономиста положена в основу модели формирования профессионально значимых качеств личности специалиста [150]. Структура деятельности эко­номиста реализуется в четырех компонентах профессиональных умений: про­ектировочные, конструктивные, организаторские, гностические. Его профес­сиональное мастерство предполагает успешное решение задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом, высоким уровнем мотивации профес­сиональной деятельности и умениями решать инженерные задачи.

Факторами, определяющими уровень подготовленности экономиста, бухгалтера к профессиональной деятельности являются:

выраженность профессиональной направленности (мотивации) и профессионально значимые качества личности специалиста;

Анализ системы профессиональных умений специалиста выявил со­держание деятельности и выделил необходимые знания, умения и навыки, ко­торые необходимо формировать в учебно-воспитательном процессе. Крите­риями профессиональной значимости определенных качеств личности буду­щего специалиста являются:

В результате анализа исследований выявлено, что эффективный способ развития профессионализма заключается в специальных упражнениях до на­чала деятельности, на отдельных действиях. Решение проблемы формирова­ния профессионально значимых качеств студента нами видится в целена­правленном педагогическом проектировании, которое включает в себя: разра­ботку учебного комплекса, содержащего обучение, наполненное элементами будущей профессиональной деятельности, что является предпосылкой фор­мирования у студентов нужного профессионального качества. В комплексе должны быть спланированы специально созданные учебно-психологические ситуации ответственной зависимости между студентами, коллективом учеб­ной группы и педагогами, в результате которых проявляются и развиваются профессиональные качества студентов.

Мы согласны с мнением Башкаевой Э.Х., что основными группами фак­торов, определяющими развитие профессионально значимых качеств являют­ся:

1. Внутренние - мотивы, противоречия между реальными требованиями
и представлениями о профессии и личностными характеристиками.


2. Внешние - социальные и экономические, общекультурные (тре-
бования к личности специалиста, степень развития сферы деятельности, об-
щественный престиж профессии).


3. Процессуальные - организационно-педагогические факторы.

Нами сделан акцент на последнюю группу факторов, связанных с фор­мами организации подготовки будущих экономистов, к которым относятся:

а) теоретические - лекции, семинары, консультации;

б) направленные на практическую подготовку - лабораторные практи-
кумы, деловые игры, производственно-технические ситуации, производствен-
ная практика;


в) самостоятельные внеаудиторные занятия, курсовое и дипломное про-
ектирование.


Интеграция науки, производства и образования стимулирует появление новых форм организации обучения в условиях производства, где студенты старших курсов выполняют производственные задания по бухгалтерской от­четности, прогнозированию, анализу финансового состояния реальных объек­тов.

Психолого-педагогические механизмы формирования профессионально значимых качеств осуществляются на основе применения педагогических технологий, ориентированных на развитие профессионального самоопределе­ния и творческого начала личности, учитывающих ее индивидуально-психологические характеристики. Профессиональная подготовка специали­стов в вузе должна строиться на идее целостности личности, а также постоян­ного развития и совершенствования личности в ходе профессиональной под­готовки.

Отсюда, одной из важных задач профессиональной подготовки является раскрытие потенциала личности, обеспечивающего совершенствование самой деятельности, также и самой личности.

Анализ системных исследований последних лет доказали тезис о цело­стности личностной структуры, высокой корреллируемости всех личностных свойств. Констатирующий эксперимент выявил профессиональную структуру личности специалиста. В процессе исследования были определены профес­сионально значимые качества личности, обладая которыми выпускник вуза достигнет определенного уровня в профессиональной деятельности.

Проведенное исследование существующей и желательной степени обес­печения заданного уровня подготовленности специалиста по требуемым «эта­лонным параметрам», отраженным в квалификационных характеристиках, оп­ределило то рассогласование, которое имеет место с точки зрения различных экспертов («потребителей» - представителей организаций и «изготовителей» -работников вуза). Корреляционный анализ профессиограммы и мнений экс­пертов по поводу профессионально значимых качеств специалиста подтвер­дил зависимость между интегративными качествами личности и успешной деятельностью, позволил нам выделить список из семи комплексов профес­сионально значимых качеств факторов успешной деятельности: профессио­нальные знания и умения, профессиональная направленность, ответствен­ность, активность, адаптивность, психологическая устойчивость и коммуни­кативность [9].

Исследуемая целостность есть структура, которая представлена семью самостоятельными взаимосвязанными подструктурами - факторами. Каждый фактор детерминируется входящими в него качествами с высокими оценками значимости. Успешность деятельности специалиста определяется равномер­ностью уровней выраженности всеми семью выделенными факторами, то есть некоторой универсальностью, «гармоничностью» личности выпускника вуза. Ранжирование профессионально значимых качеств на основе корреляционно­го анализа позволило установить, что для повышения качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности необходимо уделить особое внимание формированию таких целостностей в структуре личности студента, как профессиональная направленность и ответственность. Развитие профес­сиональной направленности студентов в вузе определяется предшествующим выражением положительного отношения к профессии и стоящими за этим от­ношением мотивами [50].

В психолого-педагогических исследованиях Башкаевой Э.Х., Кузьминой Н. В и др. указано, что успех творческой деятельности личности во многом за­висит от положительного отношения к делу, что и сами функциональные воз­можности человека могут быть определены лишь при этом условии, что дело­вые качества есть результат не только способностей, но и желания употребить их на практике. Поэтому, предварительно было изучено становление профес­сиональной направленности.

Для этого были исследованы мотивы поступления на экономический факультет и ухода с него, определена степень удовлетворенности различными аспектами будущей работы и особенностями подготовки к ней в зависимости от уровня профессиональной направленности, структуры этой направленно­сти.

В работах Н.В. Кузьминой, Башкаевой Э.Х.выделены у студентов три уровня профессиональной направленности:

  1. уровень - студенты с положительной профессиональной направ­ленностью на инженерно-экономическую деятельность, что предполагает связь между доминирующими, ведущими мотивами с содержанием профес­сиональной деятельности;

  2. уровень - студенты, для которых приемлем компромисс между нега­тивным отношением к профессии в процессе обучения в вузе и перспективой в дальнейшем работать по специальности;

  3. уровень - студенты с негативным отношением к профессии инженера-экономиста [9;50].

Первый уровень составляют студенты четвертых и пятых курсов, второй уровень - первых и вторых курсов, третий - студенты третьего курса. Анализ удовлетворенности различными аспектами будущей специальности и подго­товки к ней показал, что для студентов первого уровня значимыми являются те аспекты деятельности, которые требуют главных качеств инженера-строителя - ответственность, активность, профессиональная направленность, коммуникативность.

Для студентов второго уровня характерна неуверенность в соответствии своих способностей характеру будущей деятельности. Нет уверенности в пра­вильности выбора специальности. Почти все студенты третьего уровня либо поступали на другие факультеты, либо переведены из-за слабой успеваемости, либо это - отсрочка от армии.

Кроме трех уровней профессиональной направленности Н.В. Кузьмина и Башкаева Э. Х. выделяют три этапа развития мотивационно-ценностного отношения к профессии в ходе учебной деятельности. Первому этапу (I, II курс) характерны высокие показатели учебных и профессиональных мотивов, управляющие учебной деятельностью. Второй этап (III курс) - это снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профес­сиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью. Третий этап (IV-V курс) - растет степень осознания и интеграции различных мотивов обучения.

В результате теоретического анализа установлено, что для совер­шенствования процесса формирования профессиональной направленности, кроме известной дифференциации способностей, необходима дифференциа­ция мотивационной сферы личности. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что на профессиональную направленность большое влияние оказывают такие личностные качества, как способности и черты характера.

Установлено, что основным психолого-педагогическим механизмом в формировании профессиональной направленности является противоречие между содержанием профессионального труда и личностным смыслом выбора профессии.

Для разрешения этого противоречия и обеспечения динамики развития профессиональной направленности в условиях вуза предлагается:

углубление личностного смысла выбора;

корректировка мотивации, акцент на доминирующий мотив, ка­сающийся объективного содержания деятельности;

  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации