Контрольная работа - Задачи и решения по логике - файл n1.doc

Контрольная работа - Задачи и решения по логике
скачать (156.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc157kb.14.09.2012 22:45скачать

n1.doc



Оглавление

контрольной работы по дисциплине «Логика»


1. Понятие.....................................................................................................3

2. Суждение...................................................................................................4

3. Дедуктивное умозаключение...................................................................7

4. Индукция и аналогия................................................................................7

5. Доказательство.........................................................................................11

Список используемой литературы………………………..…………..........15

1. Понятие.

Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе:

1) примеры.

а) обобщения понятий:

Самолет, вертолет, дирижабль, аэроплан – «авиационная техника».
Мыло, шампунь, гель – «моющие средства».

б) ограничения понятий:

Рука – правая рука – кисть – ладонь – палец.

Поэт – великий поэт – великий русский поэт – великий русский поэт А. С. Пушкин.

2) пример определения понятия (дефиниции) и дать ему логическую характеристику (т.е. указать определяемое и определяющее понятия, а в последнем – род и видовое отличие).

Альтруизм (определяемое понятие) – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное "Я" и его благо (определяющее понятие).

В составе определяющего понятия:

"нравственный принцип" – род;

"согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное "Я" и его благо" – видовое отличие.

3) пример деления понятия и дать ему логическую характеристику (т.е. указать вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления).

Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные.

"дома" – делимое понятие;

"одноэтажные", "многоэтажные" – члены деления;

"классификация зданий" – основание деления.

Вид деления – дихотомический.

4) примеры логических ошибок – следствий нарушения каждого из правил:

а) определения понятий:

"Бочка – это сосуд для хранения жидкостей".

"Фильтр – это прибор для фильтрования" - (тавтология).

"Собака – друг человека" - (метафора).

"Прокурор – это не судья" - (отрицание).

б) деления понятий:

"Посуда делиться на тарелки, стаканы и кружки" - (деление с лишними членами);

"Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей" – (сбивчивое деление);

"Люди делятся на трусов, боящихся и не боящихся";

"Музыкальные инструменты делятся на духовые, клавишные и барабаны" – (скачок в делении).

2. Суждения.

Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе:

1) по одному примеру атрибутивного суждения, суждения с отношением и суждения существования и указать, к какому виду оно относится;

а) "Некоторые телевизоры являются черно-белыми" (атрибутивное суждение; по качеству утвердительное; по количеству частное).

б) "Россия находится восточнее Германии" (суждение с отношением).

в) "Не существует вечного двигателя" (суждения существования).

2) примеры четырех видов суждений объединенной классификации и продемонстрировать на них правила распространенности терминов:

а) "Все цветы пахнут" (общеутвердительное, "Все S+ есть P-"). Субъект распределен, предикат не распределен;

б) "Некоторые певцы – танцоры" (частноутвердительное, "Некоторые S- есть P-"). Субъект и предикат не распределены;

в) "Ни один кит – не рыба" (общеотрицательное, "Не все S+ есть P+"). Субъект и предикат распределены;

г) "Некоторые деревья не плодоносят" (частноотрицательное, "Некоторые S- не есть Р+"). Субъект нераспределен, предикат распределен.

3) по одному примеру конъюнктивных, дизъюнктивных (слабой и сильной дизъюнкции), импликативных и эквивалентных сложных суждений и показать условия их истинности:

а) Дима купил на рынке яблоки и груши. "Конъюнкция АВ".

А

В

АВ

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л

б) На ветке березы сидит снегирь или синица. "Дизъюнкция слабая АВ".

А

В

АВ

И

И

И

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

Л


в) Саша любит играть либо в футбол, либо в волейбол. "Дизъюнкция сильная АВ".

А

В

АВ

И

И

Л

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

Л



г) Если наступила зима, то будет холодно. "Импликация АВ".

А

В

АВ

И

И

Л

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

И



д) В нормальных условиях вода закипает тогда и только тогда, когда температура достигает 100° выше нуля по Цельсию."Эквиваленция АВ".

А

В

АВ

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

И


4) по одному пример правильно и неправильно поставленного что-вопроса и ли-вопроса.

а) "Правда ли, что Марианская впадина глубинной более 11 тыс. километров?" (корректный).

б) "Правда ли, ли что деревья дышат?" (некорректный).

в) "В каких числах декабря произойдет открытие нового клуба?" (некорректный).

д) "Когда две прямые не параллельны третей, они параллельны между собой?" (корректный).

3. Дедуктивное умозаключение.

Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе:

1) пример силлогизма второй фигуры модуса АЕЕ и сделать его полный разбор: указать большую и меньшую посылки, средний, большой и меньший термины, показать соотношение терминов силлогизма в кругах Эйлера:

Р М

"Все жирафы – парнокопытные". – Большая посылка.

S M

"Ни одна собака не является парнокопытной". – Меньшая посылка.

S P

"Ни одна собака не является жирафом". – Заключение.

Меньший термин S – это "собака", средний термин М – это "парнокопытные", большой термин Р – это "жираф".



2) пример силлогизма 1 фигуры модуса ЕАЕ и превратить его в энтимему.

"Портные без опыта работы не могут качественно шить одежду. Мой знакомый относиться к числу таких портных. Следовательно, мой знакомый не может качественно шить одежду".

Из этого силлогизма можно построить следующую энтимему:

"Портные без опыта работы не могут качественно шить одежду, а мой знакомый как раз относиться к числу таких портных".

4. Индукция и аналогия.

Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе:

1) примеры умозаключений полной и неполной индукции. Записать их схемы и сделать полный разбор (т.е. указать исходные посылки, обосновывающую посылку, вывод, соблюдение правил).

полная индукция:

Декабрь в Москве был пасмурным, холодным, снежным.

Январь тоже.

Февраль тоже.

Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

Следовательно, зима в Москве была пасмурной, холодной, снежной.

Схема:

  1. S1 имеет признак Р

  2. S2 имеет признак Р

  3. S3 имеет признак Р

  4. S1, S2, S3 – составляют класс К

  5. Всем предметам класса К присущ признак Р

a), b), c) – исходные посылки

d) – обосновывающая посылка

e) – вывод

Вывод является достоверным так как, базируется на знаниях обо всех предметах без исключения предметах изучаемого класса.

неполная индукция:

В 2005г. на телевидение потрачено 34 % расходов рекламодателей.

В 2006г. – 33% расходов рекламодателей.

В 2007г. – 35 % расходов рекламодателей.

Отсюда следует, что на телевидение приходится большая часть расходов рекламодателей, и ТВ является основным средством распространения рекламы.

Схема:

a) S1имеет признак Р

b) S2имеет признак Р

c) S3имеет признак Р

d) S1, S2, S3 – составляют класс К

e) Всем предметам класса К присущ признак Р

a), b), c) – исходные посылки,

d) – обосновывающая посылка.

e) – вывод.

Вывод является недостоверным, нарушены условия, повышающие достоверность выводов по неполной индукции, так как:

• Для изучения выбрано незначительное количество случаев.

• Выбранные фаты неполно характеризуют предмет обобщения.

• Выбран в качестве основы для индуктивного обобщения несущественный признак.

2) примеры методов установления причинных связей (сходства, различия, сопутствующих изменений и остановок;

метод сходства:

«В результате опроса телезрителей оказалось, что токшоу В.Позднера «Времена» и телеигра «Поле чудес» Л.Якубовича, несмотря на различие информационного материала, средств его подачи и имиджевых стилей телеведущих, одинаково популярны. Аналитический центр ОРТ, изучив работу В.Позднера и Л.Якубовича, пришел к выводу, что их отличает исключительно грамотная речь и превосходное умение поддерживать и вести беседу. Следовательно, именно эти качества телеведущих надлежит считать причиной популярности их программ».

метод различия:

«В одном научно-популярном датском журнале описывался случай с рыбаками. Рыбаки плыли в двух лодках. У рыбаков, сидевших в одной лодке, улов был хороший, а у рыбаков, сидевших в другой – самый незначительный. Это обстоятельство сильно озадачило рыбаков, сидевших во второй лодке. Удочка, наживка, крючки и прочие условия лова угрей были совершенно одинаковые, а добыча улова во второй лодке была в четыре раза меньше. В чем дело? Тогда один из рыбаков неудачников обратил внимание на то, что среди рыбаков, сидевших в первой лодке, не курили, а пальцы курильщиков, сидевших во второй лодке, трогавшие наживку, были пропитаны запахом никотина. Следовательно, запах никотина отпугивает угрей и, как следствие, снижает улов».

метод сопутствующих изменений:

«Долгое время замечали, что высота морских приливов и их периодичность связаны с изменениями положения Луны. Наибольшие приливы бывают в дни полнолуний и новолуний, наименьшие в дни, когда линии, мысленно проведенные от Земли к Луне, а от Земли к Солнцу, образуют прямой угол. Сделали заключение о том, что изменение положения Луны вызывает изменение морских приливов и отливов".

метод остатков:

«Население Тольятти ежегодно пополнятся за счет вынужденных переселенцев и мигрантов. Новые жители города сталкиваются с рядом социальных проблем, сами провоцируют новые проблемы. Поскольку количество переселенцев и мигрантов сложно просчитать, то департаментом социальной политики была разработана следующая стратегия учета: если известна интенсивность общего роста и естественного прироста, то можно получит посредством вычитания из общего прироста населения результаты воздействия естественного прироста. А оставшаяся разница и даст величину социального прироста

населения».

3) пример умозаключения по аналогии и сделать его разбор: указать, что чему уподобляется, сходные признаки, переносимое свойство, характер связи переносимого свойства со сходными признаками, вид аналогии.

«Обычно животных не относят к субъектам права. Однако, известны случаи, когда право признает их таковыми. Знаменитый Калигула провозгласил своего коня римским консулом. В Шотландии свинья, сожравшая одного из своих поросят была приговорена к побиению камнями. В Швейцарии судебный исполнитель тожественно объявил о судебном преследовании пиявок из Женевского озера, дело которых рассматривалось в суде при присутствии сторон. Сейчас, в конце ХХ века англичане официально производят награждения полицейских собак, что превращает последних в частичных субъектов права».

В данных примерах наблюдается аналогия свойств, в которой люди и животные уподобляются по такому переносимому признаку как «быть субъектом права», что предполагает такой сходный признак как «участие в различных правовых ситуациях». При этом основанием аналогии полагается то, что и люди, и животные способны быть носителями прав и обязанностей, и могут быть включены в одну группу активных и ответственных участников правовой жизни. Аналогия между людьми и животными как субъектами права не является правомерной так как:

• в аналогии сравниваются признак существенный для образца и несущественный для субъекта аналогии;

• обнаружено ничтожно малое количество общих признаков у сравниваемых предметов, сравнивается скорее родовой признак – «быть активным живым существом», чем совокупность видовых признаков;

• общие признаки не охватывают различные стороны сравниваемых предметов.

5. Доказательство.

1) Придумать самостоятельно или подобрать в специальной литературе по два примера прямого и косвенного доказательства (один – с дедуктивной, другой с индуктивной формой обоснования) и дать им логическую характеристику (т.е. показать тезис, аргументы, тип аргументации).

а) прямое дедуктивное доказательство:

Тезис: "Современная молодежь любит танцевать под музыку".

Аргументы: "Современная молодежь ходит на дискотеку. А все кто ходит на дискотеку любят танцевать под музыку. Значит, действительно, современная молодежь любит танцевать под музыку".

б) прямое индуктивное доказательство:

Тезис: Документы, обладающие определенной стоимостью, которую можно выразить в денежном эквиваленте, являются ценными бумагами.

Аргумент: Облигации – документы, обладающие определенной стоимостью, которую можно выразить в денежном эквиваленте. Опционы - документы, обладающие определенной стоимостью, которую можно выразить в денежном эквиваленте. Фьючерсные контракты - документы, обладающие определенной стоимостью, которую можно выразить в денежном эквиваленте. Следовательно, облигации, опционы, фьючерсные контракты - ценные бумаги.

в) косвенное апагогическое дедуктивное доказательство:

Антитезис: Допустим, что сапером работать не опасно.

Выводим следствие. Тогда бы саперы не калечились и не погибали.

Но известны случаи, но известны случаи, когда все это имело место.

Значит наше допущение, что сапером работать не опасно – ложное. Следовательно, истинно, что работать сапером опасно.

г) косвенное индуктивное доказательство:

Антитезис: Предположим, что коровы разумны.

Выводим следствие. Тогда бы они могли разговаривать.

Но коровы не обладают понятийным мышлением и членораздельной

речью.

Следовательно, наше предположение – неверно, и коров следует считать неразумными существами.

2) Найти в периодической печати примеры софизмов, содержащих логические ошибки:

а) относительно тезиса:

« - Вы всегда принимали самостоятельно решения? – Вы знаете, я ведь росла с двоюродным братом и играла с его друзьями мальчишками. С ними же научилась играть в шахматы, стрелять из мелкокалиберки. Тогда же родители купили маленький бильярд… Во время войны эта игрушка потерялась. А потом появилась в моей жизни снова, когда я, уже, будучи артисткой, отдыхала в санатории. С начала с мужем, а потом со всеми желающими устраивали настоящие баталии. Но на деньги никогда не играла. Меня не деньги интересуют, а победа…» (Из интервью с Э.Быстрицкой) - нарушено правило неизменности тезиса, допущена уловка «подмена тезиса».

б) относительно аргументов:

«Относительно герба. К сожалению оба они не годятся. Понятно, орлы и прочие животные и птицы – это была необходимость символики для прежних империй и государств, потому что личность была в загоне. И когда сегодня демократы просят вернуть тот самый герб, который символизировал как раз империю при полном игнорировании прав человека и демократии, это еще раз говорит о том, что наши демократы и тут лгут. Если бы они действительно были демократами, они никогда бы не потребовали этот герб, который ничего хорошего не символизирует. У нас давно уже нет орлов над просторами России? Что символизирует этот орел? Он уже подох – и этот орел, и этот герб вместе с ним… Нету орлов! Где вы их видите? Вороны вон, воронье кое-где трупы клюет вместо орлов…» (Из выступления В.В.Жириновского на заседании Госдумы) – нарушены правила достоверности и достаточности аргументов. Допущены ошибки: «чтение в сердцах», инсинуация, умножение доводов, произвольные доводы, злостные клички, перевод спора на противоречия в аргументации противника.

в) относительно демонстрации:

«Перед отборочным матчем ЧМ-2002 Югославия – Россия главный тренер нашей сборной отзывался о бывших футболистах «Спартака» Андрее Тихонове и Евгении Бушманове как об «отыгранных игроках». Перчатку поднял президент самарских «Крыльев Советов», лидировших в тот момент в чемпионате. Именно в его клубе выступают Тихонов и Бушманов. По мнению Ткаченко, такой отзыв может негативно сказаться на трансфертной стоимости игроков, ведь Романцев, по сути, дал понять, что, какую бы классную игру не демонстрировали бывшие спартаковцы, дверь в сборную для них закрыта» (Из газетной публикации) - допущена ошибка «мнимое следование».

Список использованной литературы.

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 296 с.

2. Гомбоева Л.В., Кузьмин А.В. Задачи по логике: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – 154 с.

3. Гуляхин В.Н., Васильев О.Н. Учебно-методический комплекс "Логика": Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов / Науч. Ред. А.А. Хачатрян. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 124 с.

4. Тырина М. К. Лекции по логике. 2008.



Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации