Шпаргалка - экзаменационные билеты по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - экзаменационные билеты по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем
скачать (616.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc617kb.14.09.2012 22:13скачать

n1.doc

  1   2
1. Основные принципы организации сенсорных систем.

Сенсорные системы – анатомически организованные в структурах мозга системы ядерных образований и связей, служащих для обнаружения и кодирования информации определенной модальности.

Сенсорные системы подразделяются на внешние и внутренние .

Внешние сенсорные системы снабжены экстерорецепторами, воспринимающими раздражения из внешней среды. Экстерорецепторы делятся на дистантные (световые, звуковые, обонятельные) и контактные (кожные, вкусовые). Внутренние сенсорные системы имеют рецепторные аппараты – интерорецепторы – во всей внутренней среде организма (стенки сосудов, внутренние органы, мышцы, суставы, кости скелета и пр.)

Принципы многоканальности и многоуровневости. Одним из существенных результатов эволюции сенсорных систем является постепенное формирование многоканальности передачи сигнализации в высшие этажи мозга. Дублирование каналов связи является одним из путей обеспечения надежности работы сенсорных систем. Появление таких каналов отражает общую тенденцию к совершенствованию конструкции мозга и повышению надежности его сенсорных аппаратов.

Принцип конвергенции и дивергенции. Надежность каналов связи еще более возрастает благодаря частичному взаимному перекрытию нейронов. Наличие в сенсорных системах ряда уровней, каждый из которых работает по принципу дивергенции и конвергенции, - это наличие важнейших координационных аппаратов, где происходит поэтапная обработка информации. Оба механизма необходимы для неискаженной передачи сведений об отдельных признаках и деталях наряду с объединением их при формировании целостного образа.

Принцип обратных связей. Деятельность сенсорной системы должна рассматриваться не как процесс пассивного кодирования любого раздражения в частотно модулированную импульсную сигнализацию, а как процесс активного восприятия и обработки наиболее биологически существенной информации.

Принцип кортикализации. Процесс формирования новой коры связан с представительством всей совокупности сенсорных систем. Это определило принцип функциональной многозначности коры, согласно которому все корковые области – это корреляционные центры, среди которых нет чисто проекционных центров, а значит, нет места абсолютной локализации.

Принцип двусторонней симметрии. Рецепторные аппараты, соответствующие им центральные проводники и центральные мозговые структуры парные, и одна половина зеркально повторяет другую.

Принцип структурно-функциональных корреляций. Любая психофизиологическая функция зависит от одновременной работы нескольких сенсорных систем, то есть является полисенсорной, и поэтому не может быть локализованной в ограниченных отделах мозга. Сама же сенсорная система выступает как определенная локализованная анатомическая система, выполняющая специализированную функцию обнаружения и преобразования информации в нервный код, в котором заключена совокупность описания признаков воспринимаемого объекта или явления.
2. Понятие рецептивного поля нейрона. Рецептивные поля сенсорных нейронов на различных уровнях обработки информации.

Совокупность рецепторов, сигналы которых поступают на нейрон, называют его рецептивным полем. Рецептивные поля соседних нейронов частично перекрываются. В результате такой организации связей в сенсорной системе образуется так называемая нервная сеть. Благодаря ей повышается чувствительность системы к слабым сигналам, а также обеспечивается высокая приспособляемость к меняющимся условиям среды.

Рецептивным полем нейрона коры головного мозга, называется система периферических рецепторов, воздействие на которые вызывает возбуждение одного и того же нейрона коры головного мозга (или одного и того же нейрона более высокого уровня в нервной системе). Рецептивные поля различны по тому, какое количество рецепторов или нейронов из нижележащих уровней они включают. Переработка информации в сенсорной системе осуществляется с помощью процессов возбудительного и тормозного межнейронного взаимодействия. Это взаимодействие осуществляется по горизонтали (в пределах одного нейронного слоя) и по вертикали (между нейронами соседних слоев).

Возбудительное взаимодействие по вертикали заключается в том, что аксон каждого нейрона, приходя в вышележащий слой, контактирует с несколькими нейронами, каждый из которых получает сигналы от нескольких клеток предыдущего слоя. В результате подобного взаимодействия формируются рецептивные и проекционные поля сенсорных нейронов, играющих ключевую роль в переработке сенсорных сигналов.

Проекционным полем сенсорного нейрона называется совокупность нейронов более высокого слоя, которые получают его сигнал. Наличие проекционных полей обеспечивает сенсорной системе высокую устойчивость к повреждающим воздействиям и способность к восстановлению функций.

Горизонтальная переработка сенсорной информации имеет, в основном, тормозной характер и основана на том, что обычно каждый возбужденный нейрон активирует тормозной интернейрон. Интернейрон в свою очередь подавляет импульсацию как самого возбудившего его нейрона (возвратное торможение), так и соседей по слою (латеральное торможение). Латеральное торможение является одним из ведущих механизмов, осуществляющих большую часть операций по снижению избыточности и выделению наиболее существенных сведений о раздражителе.

3. Принципы кодирования информации в сенсорных системах.

Кодирование – это преобразование информации в условную форму (код), удобную для передачи по каналам связи. Коды НС: нервный импульс, химический код (медиатор), структурные изменения в нейронах. В НС кодируется качество и вид раздражителя, его сила и время действия. В процессе кодирования принимают участие все отделы анализатора.

Механизмы кодирования.

1. Периферический отдел/рецептор: кодируется вид раздражителя за счёт специфичности рецептора, сила Раздражителя за счёт изменения частоты импульса в рецепторе (выше сила – выше частота), пространство на теле организма величиной площади, на которой возбуждены рецепторы, время действия Раздражителя (рецептор начинает возбуждаться с начала действия Раздражителя и прекращает после выключения Раздражителя).

2. В проводниковом и центральном отделах. В проводниковом отделе информация не кодируется, кодирование происходит по определённым нервным каналам. Такой принцип кодирования возможен благодаря латеральному торможению (возбуждённые рецепторы нейрона через тормозные встроенные элементы затормаживают соседние клетки). В корковом отделе анализатора осуществляется пространственное кодирование информации, происходит её анализ и синтез.

Информативными параметрами раздражителей для разных сенсорных систем могут быть их различные свойства и качества. Наряду с этим можно выделить параметры сенсорного стимула, которые являются основными для всех сенсорных систем. Таковыми являются:

- качественное своеобразие (модальность) раздражителя;

- амплитудные (силовые) характеристики – интенсивность;

- временные параметры (начало и конец действия стимула, продолжительность действия, частота и пр.)

- пространственные характеристики (пространственная локализация источника раздражения, его удаленность, размеры, форма, направление движения и пр.);

- пространственно-временные (скорость перемещения стимула);

- амплитудно-временные характеристики (изменение интенсивности действующего стимула во времени).

Кодирование модальности. Модальность – совокупность сходных сенсорных впечатлений, обеспечиваемых определенным органом. Модальность можно определить как качественное своеобразие сенсорного раздражителя. Качественное своеобразие (модальность) раздражителя кодируется в рецепторах и связано с их специфичностью и избирательностью к тому или иному виду сенсорного воздействия. При этом не следует забывать и роль центральных структур мозга, в которых происходит окончательная переработка информации о стимуле.

Кодирование интенсивности. Каждая сенсорная система настроена на восприятие в определенном диапазоне интенсивностей стимула. Существуют стимулы настолько малой интенсивности, что раздражаемый ими рецептор не будет возбуждаться. Такой стимул называется подпороговым. Стимул большей интенсивности вызывает слабое возбуждение рецептора. Этот стимул называется пороговым. Порог субъективного ощущения всегда выше порога возбуждения рецептора.

Интенсивность стимула, превышающая пороговый уровень, кодируется на уровне рецептора разными способами. Как правило, с увеличением интенсивности стимула увеличивается и частота импульсации. Сила стимула оценивается количеством возникающих в рецепторе импульсов. Кроме того, с увеличением интенсивности стимула в реакцию вовлекается все большее число активированных рецепторов. При возрастании силы раздражителя увеличивается вероятность появления возбудимых рецепторов.

Кодирование пространственных характеристик. Пространственные характеристики действующего объекта (размер, форма, удаленность, местоположение) могут передаваться лишь упорядоченными структурами нервных окончаний. Такая упорядоченная совокупность рецепторов, связанная с одним и тем же нейроном вышележащего уровня, получила название рецептивного поля, которое может иметь разную форму и величину, включать возбудимые и тормозные зоны и перестраиваться в зависимости от стимуляции и влияний центральных структур.

Кодирование временных характеристик. Протекание процессов во времени кодируется ответами рецепторов на начало или окончание действия раздражителя, а иногда и на то и другое. Временные интервалы большей длительности (минуты, десятки минут) кодируются с помощью иных механизмов. Например, слуховая система предназначена для восприятия сложных звуковых сигналов, определенным образом структурированных во времени (И.М.Сеченов). Большую роль играют ритмические процессы, протекающие во внутренних органах.

Кодирование скорости движения. Скорость движения, как правило, кодируется быстротой последовательного возбуждения рецепторов внутри данного рецептивного поля. Информация от таких рецепторов поступает к центральному нейрону, который является специализированным детектором скорости.
4. Распознавание образов.
5. Соматическая сенсорная система.

Кожа состоит из наружного слоя - эпидермиса и глубокого слоя -дермы или собственно кожи. В эмбриогенезе оба слоя возникают из разных зачатков: первый из эктодермы, второй из мезенхимы. Эпидермис представлен многослойным ороговевающим эпителием. В нем различают пять основных слоев : базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой.

Базальный слой состоит из цилиндрических клеток. Шиповатый слой формируется из клеток, связанных между собой через относительно широкие межклеточные пространства при помощи отростков, имеющих вид шипиков. Эти два слоя объединяют в ростковый слой благодаря их способности к митотическому делению. Здесь же располагаются пигментные клетки, определяющие цвет кожи . Зернистый слой состоит из 1-5 слоев клеток с дегенеративными изменениями в ядрах и кератиновыми гранулами в цитоплазме. Здесь начинается процесс ороговевания. Блестящий слой представляет собой полоску между зернистым и роговым слоями. Роговой слой - самый поверхностный ороговевающий слой эпидермиса , который постоянно слущивается. Собственно кожа залегает под эпидермисом и образована волокнистой соединительной тканью с большим количеством коллагеновых и эластических волокон, что обуславливает ее упругость. В собственно коже различают два слоя : сосочковый и сетчатый. Сосочковый слой образует сосочки - выступы в сторону эпидермиса. Сетчатый слой состоит из плотной фиброзной соединительной ткани, от которой зависит главным образом прочность кожи. Без резкой границы она переходит в подкожную сетчатку.

Подкожная сетчатка, или подкожный жировой слой, подстилает собственно кожу , соединяя её с нижележащими тканями, чаще всего с фасциями. Благодаря своей рыхлости клетчатка обеспечивает свободное смещение кожи по отношению к расположенным под ней тканям. Между коллагеновыми волокнами клетчатки заложены жировые дольки вследствие чего образуется подкладка, смягчающая испытываемые кожей механические воздействия . Подкожный жировой слой отсутствует на веках и кончике носа, а особенно хорошо выражен на стопах и ягодицах. Служит защитой подлежащих органов от охлаждения, здесь откладываются запасы жира. В коже располагается целый ряд своеобразных рецепторных образований, реагирующих на три вида модальности: болевую, температурную и механическую.

Разветвления нервных волокон на своих концевых отделах всегда прикрыты глией. Глия присутствует в виде либо тонкой мембраны, либо ядерно-плазменной массы, поэтому свободные нервные окончания делят на простые нервные окончания, отделенные от окружающих тканей тонким слоем цитоплазмы, и несвободные неинкапсулированные, глиальный компонент которых состоит из многочисленных ядер, погруженных в протоплазматическую массу.

В сосочковом слое кожи человека без волосяного покрова — дерме пальцев рук и ног, ладонях, подошвах, губах, языке, половых органах и сосках груди — выявлены свободные нервные окончания, а также морфологически дифференцированные образования.

В волосистой коже основным типом рецепторов являются также свободные нервные окончания, которые представляют собой диффузные разветвления нервных волокон, переплетающихся с другими нервными волокнами. Еще одним видом окончаний являются волосяные мешочки, которые состоят из плотных корзинчатого типа разветвлений и тонких нервных волокон между клетками вокруг волосяного фолликула. Большинству специализированных концевых образований присуща предпочтительная чувствительность к определенным видам стимуляции, тогда как свободные нервные окончания являются полимодальными рецепторами. Эти последние отвечают на ноцицептивные и температурные стимулы, а также на механическое раздражение.

Ноцицептивная (болевая) чувствительность. В организме животных и человека боль возникает при действии самых разнообразных раздражителей. Некоторые физиологи считают, что существуют специфические болевые рецепторы с собственными нервными проводящими путями. Однако более правдоподобной кажется связь болевых ощущений с величиной энергии раздражителей, а не с их модальностью .

Причиной возникновения боли считают нарушение метаболизма клетки и изменение рН среды. Эти процессы могут возникать либо при токсическом влиянии на дыхательные ферменты, либо при прямых механических и термических воздействиях, либо при повреждении клеточных мембран и подходящих к клеткам капилляров.

Температурная чувствительность. Температурные рецепторы объединяют рецеп-торы кожи и внутренних органов а также центральные термочувствительные нейроны находящиеся во всем теле животного. Тепло и холод воспринимаются в коже разными терморецепторами, которые соответственно называют тепловыми и Холодовыми

Таким образом, свободные нервные окончания служат для весьма разнообразной полимодальной рецепции. Они относятся к медленно адаптирующимся рецепторам и продолжают отвечать весь период времени, пока действует стимул.
Механорецепторная чувствительность. Все другие рецепторы в коже связаны со специальными концевыми органами и являются окончаниями миелинизированных волокон средней величины типа А (бета). Это типичные механорецепторы, как правило, инкапсулированные. Большая часть из них расположена в коже поверхностно, близ соединения дермы с эпидермисом, поэтому их называют поверхностными концевыми органами. Эти рецепторы специализированны на чувствительности к разным свойствам тактильных стимулов.

По степени адаптации к механическим раздражителям поверхностные концевые органы подразделяют на статические или медленно адаптирующиеся ), а также динамические, быстро адаптирующиеся. Очень быстро
адаптирующимся рецептором являются тельца Почини, которые можно рассматривать как обобщенную модель механочувствительного органа. Тельца Пачини представляют собой наиболее крупные (у человека их размер может достигать 0,4—0,7 мм в длину) и наиболее дифференцированные рецепторные образования в тканях. Они локализуются в нижних слоях и подкожной жировой клетчатке, а более мелкие пачиниподобные тельца чаще всего встречаются во внутренних органах, в местах мышечно-сухожильных соединений и в тканях суставов.

Тельце Пачини специализировано для сигнализации о быстрых изменениях прикосновения — давления. Максимальная чувствительность этого органа на вибрационный стимул лежит в пределах 200—300 Гц.
6. Принципы организации моторных систем.

Принципы управления движением

Нервные пути, конвергирующие к мотонейронам, выполняют три взаимосвязанных функции:

1) сигнализируют о произвольной активности

2).подготавливают позу тела к устойчивому состоянию для движения

3). координируют действия различных мышц для осуществления плавных и точных движений.

Программа произвольных движений формируется в структурах мозга, а команды поступают к мышцам по пирамидному пути.



Общая схема контроля произвольных движений (взаимодействия между основными структурами ЦНС в ходе осуществления произвольных движений).
Команды для произвольного движения исходят из ассоциативной области коры. В планировании принимают участие базальные ядра и латеральная часть мозжечка. Эти структуры через таламус передают информацию премоторной и моторной областям коры.

Моторная кора посылает сигналы по кортикоспинальному и кортикобульбарному трактам.

Движения вносят коррективы в сенсорные посылки от мышц, сухожилий и суставов, которые посредством обратной связи поступают к коре больших полушарий и мозжечку.

Из мозжечка информация поступает в ствол мозга, где проецируется на пути, имеющие отношение к позе и координации: красноядерно–спинномозговой, бульборетикуло–спинномозговой, крыше–спинномозговой и пpеддвеpно–спинномозговой тракты.

Поза постоянно корригируется перед началом и во время движения: движения координируются мозжечком и его связями.

Базальные ядра и латеральная часть мозжечка имеют обратную связь с премоторной и моторной корой, участвуя в планировании и организации произвольного движения.
7. Роль моторной коры в организации движений.


В первичной моторной коре представлены сверху вниз (на рисунке) области тела: от стопы до головы.

Премоторная область располагается кпереди от первичной моторной коры, наиболее латерально располагаются зоны лица и рта, далее вверх к продольной щели — кисть, рука, туловище и нижние конечности. В премоторной области генерируются сложные спектры движений (например, движения плеча, руки, особенно кисти).

Таким образом, премоторная кора, базальные ядра, таламус образуют комплексную систему контроля и координации мышечной активности тела.





базу для тонкого моторного контроля кистей рук премоторной областью и первичной моторной корой.
Специализированные области коры относящиеся к двигательной функции

1. Центр формирования речи - область Брока. Расположен непосредственно перед первичной моторной корой выше сильвиевой борозды.

2. Центр произвольного движения глаз. Над областью Брока располагается участок, контролирующий произвольные движения глаз. Повреждение этого участка лишает человека способности смещать глаза в направлении различных объектов.

3. Центр вращения головы - рядом с центром, контролирующим движения глаз, этот центр направляет голову в сторону объектов.

4. Центр целевого движения кисти - кпереди от первичной моторной коры. Повреждение этого центра делает движения кисти некоординированными и бессмысленными (моторная апраксия).
8. Кортикальный уровень организации движений.

Двигательные пути мозга

А. Кортикоспинальный (пирамидный) тракт.

Б. Кортикоруброспинальный путь моторного контроля.

В. Расположение ретикулярных и вестибулярных ядер в стволе мозга.

Основные пути:
Восходящие проводящие пути СМ


1). Тонкий пучок (Голля)

2) Клиновидный пучок (Бурдаха)

3). Латеральный спиноталамический тракт

4). Вентральный - спиноталамический тракт

5). Дорсальный спиномозжечковый тракт

6). Вентральный спиномозжечковый тракт

Основные нисходящие пути

Эти пути связывают высшие отделы ЦНС с эффекторными нейронами СМ.

1). Пирамидный - Основная функция: Передача импульсов при выполнении произвольных движений. Скорости проведения от 1 до 100 м/c. Наиболее развит у человека.

2). Руброспинальный - Передает импульсы от мозжечка, ядра вестибулярного нерва, полосатого тела. Управление тонусом мышц, 2. Управление непроизвольной координацией движений.

3). Вестибулоспинальный - Регуляция тонуса мускулатуры, согласованности движений, РАВНОВЕСИЯ

Красное ядро среднего мозга функционирует во взаимодействии с кортикоспинальным трактом, имея тесные связи с моторной корой , мозжечком, ретикулярной формацией, оливами.

Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, моста и среднего мозга и содержит двигательные и чувствительные ядра, исполняющие моторные и сенсорные функции для лица и головы. В контроле над движениями тела и его равновесием важную роль играют вестибулярные и ретикулярные ядра ствола мозга.
Базальные ядра


Хвостатое ядро получает информацию из ассоциативных областей коры, которые интегрируют различные виды сенсорной и моторной информации, чтобы формировать программы стереотипных движений. Играет важную роль в сознательном (когнитивном) контроле двигательной активности. Большинство двигательных актов возникает в результате обдумывания их и сопоставлении с информацией, имеющейся в памяти.
Нарушение базальных ядер

  1. Хорея

  2. Атетоз

  3. Гемибаллизм

  4. Акинезия


9. Память, её основные формы и характеристики.

Виды биологической памяти на основе этапов эволюции:


1. Генетическая память

2. Иммунологическая память

Таким образом, иммунологическая память, используя генетическую память, обеспечивает приспособление организма к многообразию внешней среды

3. Неврологическая (нервная) память

Совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. В основе неврологической памяти лежит способность нервной системы в длительному хранению информации.

В неврологической памяти выделяют генотипическую (врожденную) и фенотипическую память.

Формы памяти

Процедурная (имплицитная) память – запоминание моторных навыков – память на действия.

Декларативная (эксплицитная) память – основана на оперировании с понятиями. Это память на лица, предметы, события.

Непроизвольная память - проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная задача запоминания информации.

Произвольная память - связана с сознательным целевым запоминанием информации

Эмоциональная память – запоминание эмоциональных компонентов поведенческого акта и субъективных переживаний человека.

Образная память – хранение информации виде образов: предметов, явлений и событий, сохраняющих пространственно временные характеристики.

Выделяют модально-специфические виды памяти в зависимости от модальности образа: слуховая, зрительная, осязательная, вкусовая, обонятельная образная память.

Вербальная память – система запоминания, основанная на смысловых характеристиках понятий.

Логическая память – базируется на причинно-следственном характере запоминания информации, на использовании логических ассоциаций.

Ассоциативная память – связана с запоминанием информации на основе последовательности ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основе разных аналогий, сравнений и т.д.

Эпизодическая память – на датированные во времени эпизоды и события из индивидуальной жизни человека. Строится на основе временных ассоциаций, последовательности событий во времени.
10. Особенности рефлекторной памяти.
11. Особенности декларативной памяти.

Переработка двух видов информации ведется в мозгу раздельно и что каждый из этих видов (“процедурная” и “декларативная” информация) хранится также отдельно.

Декларативное знание, согласно Сквайру, “ обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомства с этим опытом”. Именно это второе знание требует переработки информации в височных долях мозга и таламусе, тогда как первое, по-видимому, с ними не связано.

Процедурное знание, вероятно, раньше развивается в ходе эволюции, чем декларативное. Действительно, привыкание, сенситизация и классическое
обусловливание, при которых нет осознания того факта, что произошло научение, - это примеры приобретения процедурного знания. Другое отличие (экспериментально пока не подтвержденное) может состоять в том, что процедурная память основана на биохимических или биофизических зменениях, происходящих только в тех нервных сетях, которые епосредственно участвуют в усвоенных действиях. (Мы уже рассматривали подобные изменения в связи с привыканием у аплизии и образованием классических условных рефлексов у Hermissenda.) Изменения этого типа отличаются от перестройки нервных сетей, с которой, как полагают, связана декларативная память.

Помимо функциональных различий между отдельными аспектами памяти существует еще один качественный фактор, играющий важную роль в процессе обучения и влияющий на то, какая информация будет сохраняться в памяти и сможет быть извлечена оттуда. Этот фактор- поощрение или наказание, следующее за определенным действием.
12. Краткосрочная память и её характеристики.

Временная организация памяти:

  1. Сенсорная память (иконическая, эхоическая память)

  2. Краткосрочная память

  3. Промежуточная (лобильная) память

  4. Долговременная память

1) Сенсорная память (иконическая, эхоическая память)

Характеризуется наиболее коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, после действующего стимула. Стимул - на уровне сенсорной клетки приводит к формированию рецептивного поля - что является первичным следом памяти в нервной системе.

Сенсорная память непроизвольна, непродолжительна. В течение этого времени происходит процесс опознания объекта

2) Краткосрочная память

Информация удерживается в системе кратковременной памяти для ее обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени.

Свойство – нестойкость и подверженность нарушениям, что может приводить к ретроградной амнезии.

Основные характеристики кратковременной памяти:

Физиологическая роль – закрепление энграммы за счет избирательного повышения эффективности синаптической передачи и повышения возбуждения постсинаптических нейронов.
3.) Промежуточная (лобильная) память

Избирательное удержание информации на время, необходимое для выполнения текущей деятельности.

Обладает большей ёмкостью, чем кратковременная память.
13. Долговременная память.

Вид памяти, обеспечивающий удержание и хранение информации продолжительное время (практически не ограниченное), сохранение умений и навыков.

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память называется процессом консолидации памяти.

2 стадии активации синтеза регуляторных и эффекторных белков.

Эффекторные белки определяют хранение информации в организме,

Регуляторные белки – присоединяясь к ДНК или отделяясь от нее, контролируют экспрессию генов.

Внешнее воздействие приводит к изменению экстраклеточной среды клетки, вызывает в геноме каскадную реакцию, в которой выделяют две фазы активации синтеза белков и РНК.

1. Первая фаза активации: соответствует индукции специфических регуляторных генов из класса ранних генов.

На стадии кратковременной памяти происходит взаимодействие нейромедиатора и мембранных рецепторов.

На стадии промежуточной памяти –происходит действие протеинкиназ, которые фосфорилирут пресинаптические белки ионных каналов.

2. Вторая фаза синтеза РНК и белков – обуславливает рост и изменение клеточных связей в структурах мозга.

Долговременная память формируется после экспрессии поздних генов и зависит от индукции новых генов через вторичных посредников.
14. Основные формы обучения.

Обучение – процесс, заключающийся в проявлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. В процессе обучения происходит отбор оптимальных реакций организма, но процесс оценивается только по результатам поведения.

Типы обучения:

1. Неассоциативное (облигатное) обучение

Обусловлено набором средовых факторов, не требует совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма

Относится к приобретённому поведению.

Формы неассоциативного обучения:

Суммационная реакция – свойство нервной системы, заключающееся во временном усилении реакции организма или ее появлении на ранее неэффективный стимул под влиянием биологически значимого воздействия.

Импринтинг – комплекс видоспецифических поведенческих адаптаций животных и человека, появляющийся в быстрой и жесткой фиксации в долговременной памяти отличительных признаков объектов, имеющих для организма важное значение

Свойства импринтинга

Данный вид обучения не требует подкрепления.

Условие реализации импринтинга – критический или сенситивный период развития.

Запечатление сохраняется на протяжении всей жизни

4) Имитация или подражание

Имитация или подражание – происходит от латинского «imitatio», что значит подражание, переимчивость.

Имитация - обучение, основанное на приобретении индивидуального опыта одним человеком путем повторения действий другого человека.

Формы имитации:

Имитация:

Носит врожденный характер

Условие реализации имитации – визуальный контакт

2. Ассоциативные формы обучения (вопрос17)

3. Когнитивное обучение

Когнитивное обучение – основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между ее отдельными компонентами.

Форма обучения присуща зрелым особям с высокоразвитой нервной системой.

Базируется на неассоциативном и ассоциативном обучении. Может рассматриваться как прогресс развития в онтогенетическом и филогенетическом плане.

Основные формы когнитивного обучения:

1) психонервная деятельность- Обучение, интегрирующее элементы внешней среды в целостный образ, который посредством ориентировочной реакции направляет поведение организма.

2) рассудочная деятельность - Высшая форма адаптации, заключающаяся в использовании предварительно воспринятой тактики изменений в среде для выбора стратегии своего будущего поведения.

3) вероятностное прогнозирование- Форма обучения, заключающаяся в предвосхищении будущего, основанная на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации.
15. Простые формы обучения: Привыкание.

Привыкание – относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, не сопровождающегося каким-либо биологически значимым агентом (подкреплением).

Явление привыкания распространено в животном мире, начиная с одноклеточных организмов.

Свойства привыкания

Не связано с сенсорной адаптацией и утомлением. Рассматривают как подавление реакций, незначимых для животного .в основе привыкания – научение не отвечать на незначимые раздражители (негативное обучение)

Привыкание – простейшая форма обучения, основа для более сложных форм обучения.

Привыкание зависит от:

Типы привыкания на основе временной характеристики:

Форма привыкания - Ориентировочный рефлекс ОР

Факторы, вызывающие ОР:

Биологическое значение – повышение возбудимости сенсорных систем для наилучшего восприятия действующих на организм раздражителей с целью установления их биологического значения.

Процессы, лежащие в основе формирования ОР:

- Начальная реакция – тревоги

- Исследовательская реакция – поворот головы, глаз в направлении источника раздражителя.
16. Простые формы обучения: сенситизация.

Сенситизация - это процесс, противоположный привыканию; здесь животное начинает энергично реагировать на ранее нейтральный раздражитель. Как привыкание, так и сенситизация имеют большое значение для выживания. При сенситизации животное обычно воспринимает некий угрожающий или раздражающий сигнал, учится распознавать его как признак опасности и поэтому пытается избегать его.

Сенситизация - это простейшие формы научения, при которых организм не нуждается в создании новой ассоциации между событиями или раздражителями.
17. Ассоциативные формы обучения.

Ассоциативное обучение - (факультативное, эффектзависимое обучение) – осуществляется при расширении набора внешних факторов, способных приобретать то или иное сигнальное значение в зависимости от ассоциации их с целостной реакцией организма.

В процессе ассоциативного обучения происходит формирование собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения.

Значение – расширение приспособительных возможностей организма, выступающего в качестве активного фактора взаимодействия со средой. Возникает по мере созревания организма.

Основные формы:

Пример – классический условный рефлекс И.П.Павловарефлекторное слюноотделение:

Характеристика классического условного рефлекса:

Совпадение условного и безусловного раздражителей во времени

Многократное повторение

Наличие подкрепления

Подкрепление независимо от результата поведения

Стимул связан с результатом поведения

Биологическая значимость – адаптация к внешней среде за счет первичной ориентации по признакам среды.


Инструментальный условный рефлекс – основной вид целенаправленного поведения животных и человека. Последовательность событий зависит и от внешней сигнализации и от поведения особи.

Служат основой произвольного поведения и формируются на базе безусловно-рефлекторных двигательных реакций.

Свойства инструментального рефлекса

Нейрональные механизмы ассоциативного обучения:

2 типа ассоциативного обучения:

1). Пре- постсинаптическое совпадение – принцип Д. Хебба.

Условием усиления связи между пре и постсинаптическим нейроном является совпадение их активности. Достигается при большом количестве сочетаний

2). Пре-модулирующее совпадение

Одновременно активизируется пресинаптический и модулирующий нейрон, в этом случае – не требуется одновременной с ними активации постсинаптического нейрона.

Долговременная потенциация (ДП) – один из механизмов повышения эффективности синаптической передачи при обучении.
18. Условные рефлексы 1 и 2 рода.

Все усл. р. разделены на классические и инструментальные, или ур 1 и 2 типов. В случае выработки классического условного рефлекса через определенные интервалы после условного раздражителя предъявляется какой-либо подкрепляющий стимул. Подкрепление следует за условным стимулом независимо от того, будет ли реакция животного или не будет. В период упрочнения ассоциативной связи между условным стимулом и безусловным подкреплением проба изолированного действия условного стимула вызывает условную реакцию. В инструментальных условных рефлексах значительную роль выполняет внутренняя активность животного. ИУР- это рефлексы в которых непременным условием является осуществление тех или иных двигательных реакций, где движение всегда имеет сигнальное значение.
19. Правила образования условных рефлексов.

  1. Для образования условных рефлексов необходимо совпадение во времени (сочетание) какого-либо индифферентного раздражителя (условного) с раздражителем, вызывающим соответствующий безусловный рефлекс (безусловный раздражитель).

  2. Необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

  3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным раздражителем и возможно более индифферентным, то есть не вызывающим значительной реакции. Физиологическая сила, например, пищевого безусловного рефлекса (слюноотделительного или иного) определяется уровнем пищевой мотивации. Физиологическая сила защитно-оборонительного безусловного рефлекса, избавляющего от угрозы самому существованию организма, несомненно выше, чем пищевого безусловного рефлекса. Индифферентность же условного раздражителя состоит в том, что он не должен вызывать безусловный рефлекс, используемый в качестве подкрепления.

  4. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, деятельное состояние головного мозга.

  5. Во время образования рефлекса должны быть исключены другие виды деятельности как ответной реакции на посторонние раздражители.

  6. Эти правила составляют основу изучения условных рефлексов, хотя возможны вариации для конкретных экспериментальных задач.


20. Виды условных рефлексов.

Существует несколько систем классификации условных рефлексов, каждая из которых не может считаться исчерпывающей.

1. В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делятся на:

2. Согласно биологическому значению подкрепления различают условные рефлексы в соответствии с биологическими потребностями животных и человека:

3. Подкреплением условному рефлексу может служить любая деятельность организма. Поэтому грубо ее можно разделить на:

4. По особенностям подкрепления различают:

5. По условному сигналу условные рефлексы разделяют на:

6. По характеру условного раздражения условные рефлексы подразделяются на:

7. По структуре условного сигнала различают четыре группы условных рефлексов

  1. По соотношению во времени действия условного и безусловного раздражителей различают:

- Наличные условные рефлексы, образующиеся при совпадении во времени условного раздражителя и подкрепления.

- Следовые условные рефлексы, при образовании которых условный раздражитель и подкрепление отделены друг от друга определенным временным интервалом:

  1. Совпадающие условные рефлексы

  2. Отставленные условные рефлексы

  3. Запаздывающие условные рефлексы

  4. Условные рефлексы на время


21. Наличные и следовые условные рефлексы.

  1. Совпадающие условные рефлексы – подкрепление почти сразу присоединяется к действию условного раздражителя;

  2. Отставленные условные рефлексы – подкрепление присоединяется к условному раздражителю спустя 5-30 с от начала его действия;

  3. Запаздывающие условные рефлексы – подкрепление присоединяется к условному раздражителю после длительного изолированного действия последнего;

  4. Условные рефлексы на время – образуются, если какой-либо безусловный рефлекс проявляется через одинаковые интервалы времени, и в результате каждый раз по истечении данного интервала как бы сама по себе возникает реакция, вызываемая раньше действием безусловного раздражителя.


22. Условные рефлексы на простые и комплексные раздражители.



23. Условные выработки временных связей.

Основным условием образования условных рефлексов является, сочетание во времени раздражителя, который хотят сделать сигналом кормления с раздражителем, вызывающим безусловнорефлекторную реакцию. При этом сила первого сигнала, который является для животного на первых этапах индифферентным не должна превышать силу возбуждения от безусловно-рефлекторного подкрепления. что в основе образования условных рефлексов лежит процесс формирования временных связей за счет одновременного возбуждения в головном мозге двух центров распространения возбуждения между этими центрами, которое получило название встречной иррадиации возбуждения.

Временная связь, обеспечивающая передачу возбуждения от центра условного сигнала к центру безусловного раздражителя, получила название прямой временной связи. Оказалось, что, помимо прямой, образуется и обратная временная связь, обеспечивающая передачу возбуждения от центра безусловного подкрепления к центру условного сигнала.

Особенно хорошо обратная связь проявляется при выработке классического проприоцептивного условного рефлекса.

Наряду с классическим условным проприоцептивиым рефлексом у животного образовался инструментальный условный рефлекс. Этот рефлекс обеспечивается обратной связью, то есть движением возбуждения от пищевого, сильно возбуждённого центра, к двигательному центру, вследствие чего собака активно сгибает лапу.

Прямые и обратные временные связи вырабатываются всегда, однако если в классических условных рефлексах доминируют прямые связи, то в инструментальных рефлексах преобладают обратные.
24. Генерализация и специализация условных рефлексов.

Выработка условного рефлекса проходит две стадии. Первая ста­дия — генерализации характеризуется тем, что все близкие по физическим параметрам условные раздражители вызывают одинако­вую условную реакцию. Вторая стадия — специализации ~ харак­теризуется тем, что постепенно в процессе выработки условного рефлекса различные раздражители, кроме условного, становятся не­эффективными и не вызывают условного рефлекса.
25. Условные рефлексы второго и высшего порядка.

Условные рефлексы, выработанные при подкреплении едой или болевыми воздействиями, получили название условных рефлексов I порядка.

Принцип выработки условных рефлексов высших порядков таков: сначала вырабатывается рефлекс I порядка по схеме «условный сигнал + безусловное подкрепление», например «свет+еда». Вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на свет I порядка. Далее, если хотят выработать условный рефлекс II порядка, например, на гудок, то используют следующий алгоритм - «гудок+свет». В результате таких сочетаний у собаки вырабатывается условный рефлекс II порядка на гудок, который будет более слабым и менее стойким по сравнению с условным рефлексом I порядка. Это объясняется тем, что в данном случае гудок подкрепляется не едой, а сигналом (светом), который был непосредственно связан с едой. То есть пищевая условная реакция на гудок является опосредованной, так как она вырабатывается на основе условного (а не безусловного) подкрепления.

Условные рефлексы высших порядков легче образуются на основе болевого, а не пищевого подкрепления, что понятно с точки зрения огромной биологической значимости инстинкта выживания. При выработке пищевых условных рефлексов высших порядков необходимо работать с достаточно голодным животным, имеющим сильно выраженную пищевую мотивацию (пищевое возбуждение).

26. Торможение условных рефлексов.
Любой стимул, воспринимаемый рецепторами и органами чувств, при подкреплении его безусловным раздражителем приобретает сигнальное значение, то есть становится условным сигналом, вызывающим пищевой или оборонительный рефлекс. Наряду с процессом образования новых условных рефлексов, идет процесс торможения тех старых условных рефлексов, которые не соответствуют новым изменившимся условиям жизни. Существует безусловное (врожденное) торможение и условное (приобретенное, вырабатываемое) торможение условных рефлексов. Первый - безусловное торможение - проявляется у животных сразу, не требуя никакой выработки. Второй вид - условное торможение - предполагает шальную процедуру выработки, то есть оно возникает при определенных условиях, потому и называется условным. Торможение, разделяясь на безусловное и условное, как бы зеркально повторяет разделение рефлексов на безусловные и условные. Это естественно, так как в основу деления рефлексов и видов торможения положен один принцип – их врожденный или приобретенный характер.
27. Виды внутреннего торможения.

Условное (внутреннее торможение) является приобретенным и проявляется в форме задержки, угашения, устранения условных реакций. Выделяют четыре вида внутреннего торможения : угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз. Общим для всех видов внутреннего торможения является их развитие на базе предварительно выработанного условного рефлекса. Угасательное торможение (угашение условного рефлекса) возникает после отмены подкрепления условного стимула. Дифференцировочное торможение является важным механизмом в деятельности мозга, способствующим различению сигналов Тонкое различение сигнального раздражителя происходит в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам условному сигналу. Запаздывательное торможение образуется при выработке запаздывающих или следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. Исходной предпосылкой замыкания временной связи является общефизиологический феномен проторения пути. Он заключается в усилении рефлекторного ответа организма при одновременном или последовательном раздражении одного и того же рецептивного поля. Явление проторения состоит в постепенном повышении проводимости нервного возбуждения по первично стимулируемому пути и нервного центра.
28. Безусловное (внешнее торможение)

Внешнее (безусловное торможение)- есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренне Среды. Является врожденным. При длительном или повторном действии стимула или его узнавании происходит угашение ориентировочного рефлекса, то выражается в нивелировании тормозного состояния и в восстановлении исходного уровня условнорефлектороной деятельности ( гаснущий тормоз). Другой разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма (заторможенное состояние у людей).
29. Угасательное торможение. Дифференцировочное торможение.

Угасательное торможение развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным.

Степень и скорость выработки угасательного торможения зависят от:

- прочности условного рефлекса

- физиологической силы подкрепляющего рефлекса

- частоты неподкрепления.

Пищевые условные рефлексы угашаются значительно быстрее оборонительных. Особенно трудно поддаются угашанию двигательные оборонительные условные рефлексы. Угасательное торможение бстрее и прочнее образуется при тренировке, при этом угашение одного рефлекса ведет к ослаблению или даже исчезновению других рефлексов. Угасательное торможение развивается волнообразно, и в его выработке наблюдается индивидуальные типологические различия.

Дифференциальное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу.

С помощью дифференциального торможения организм из массы сходных раздражителей будет реагировать только на один подкрепляемый, то есть биологически для него важный, а на другие сходные раздражители условная реакция будет слабее выражена или отсутствовать полностью. Т.о. достигается после первичной генерализации условных рефлексов их последующая специализация.

Основные свойства дифференциального торможения:

- чем ближе дифференцируемые раздражители, тем труднее на один из них выработать дифференцировочное торможение.

- степень торможения определяется силой возбуждения, развиваемого положительным условным рефлексом.

- выработка этого торможения происходит волнообразно.

- дифференцировочное торможение тренируемого, что лежит в основе тонкого распознавания сенсорных факторов среды.
30. Торможение запаздывания.

При выработке такой разновидности условного торможения подкрепление соответствующим безусловным рефлексом не отменяется, а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя. Подкрепляется лишь последний период действия сигнала, а предшествующий ему значительный период его действия лишается подкрепления. Поэтому первый период действия условного сигнала, который сопровождается торможением запаздывания, называется недеятельной фазой запаздывающего условного рефлекса. По истечении его торможение прекращается и сменяется возбуждением – так называемая деятельная фаза рефлекса.

В данном случае действует не один раздражитель, а два в комплексе, и второй компонент – время. Именно время определяет момент прекращения запаздывательного торможения и наступление деятельной фазы рефлекса.

Начальный период действия раздражителя выступает в качестве сигнала отрицательной реакции, а более длительный промежуток времени, близкий ко всему периоду западывания, служит положительным сигналом.

Адаптивное значение торможения запаздывания состоит в тонком анализе времени отставления раздражителя; условный рефлекс более или менее точно приурочивается ко времени действия сигнализируемого безусловного рефлекса.

Основные свойства:

- чем сильнее условный раздражитель, тем труднее выработать торможение запаздывания.

- чем больше сила подкрепляющего рефлекса, тем труднее выработать запаздывание условного рефлекса.

- чем медленнее удлиняется от опыта к опыту изолированное действие условного раздражителя, тем легче вырабатывается запаздывание.

- значительное упрочнение совпадающих или короткоотставленных условных рефлексов препятствует выработке торможения запаздывания.
31. Взаимодействие разных видов торможения.

Взаимодействие условного и безусловного торможения может происходить чаще всего в форме феномена растормаживания. Суть его состоит в том, что безусловное индукционное торможение, возникающее при ориентировочном рефлексе, временно ослабляет или полностью уничтожает эффект условного выработанного торможения. Феномен растормаживания имеет важное биологическое значение, обеспечивая срочную перестройку привычного поведения стереотипа к новой жизненной ситуации. Эффект растормаживания очень динамичен, он зависит от многих факторов: силы и прочности выработанного торможения, силы и продолжительности ориетировочного рефлекса, возраста и типа нервной системы.

Другое направление взаимодействия разных видов торможения состоит в их суммации. Биологическое значение эффекта суммации торможения понятно, если иметь в виду, что тренировка торможения – одно из основных условий формирования и воспитания различной сложности поведенческих навыков.

Сами факторы взаимодействия разных видов торможения являются достаточным основанием, чтобы предполагать их близкую физиологическую природу.
32. Ирралиация и концентрация условнорефлекторного возбуждения и торможения.

В начале образования положительного условного рефлекса происходит распространение возбуждения из непосредственного пункта раздражения в коре мозга на другие отделы. Такое распространение И.П.Павлов назвал иррадиацией возбудительного процесса. При иррадиации в процесс возбуждения вовлекаются соседние нервные клетки по отношению к группе клеток, непосредственно возбужденных пришедшими сигналами. Распространение происходит по ассоциативным нервным волокнам коры, которые соединяют рядом расположенные клетки. В иррадиации возбуждения могут участвовать также подкорковые образования и ретикулярная формация.

По мере замедления условного рефлекса возбуждение сосредоточивается все в более ограниченной зоне коры, к которой адресовано раздражение. Это явление носит название концентрации возбудительного процесса. В случае выработки дифференцировоч-ного торможения, оно и ограничивает иррадиацию возбуждения.

И.П.Павлов считал, что торможение также способно к иррадиации и концентрации. Торможение, возникшее в анализаторе при использовании отрицательного условного раздражителя, иррадиирует по коре головного мозга, но в 4-5 раз медленнее (от 20 сек до 5 мин), чем возбуждение. Еще медленнее происходит концентрация торможения. По мере повторения и закрепления отрицательного условного рефлекса время концентрации торможения укорачивается и торможение сосредоточивается в ограниченной зоне коры.

33. Нарушения условнорефлекторных процессов, экспериментальные неврозы.
34. Инструментальное обучение.

Инструментальные условные рефлексы могут формироваться на базе безусловно-рефлекторных двигательных реакций. Например, двигательные оборонительные условные рефлексы у собак вырабатываются очень быстро Инструментальный условный рефлекс состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в реализации такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего безусловного подкрепления. Человек или животное для того, чтобы получить вознаграждение (положительное подкрепление) или избежать наказания, должны осуществить какое-то активное действие. Это может быть локомоторная деятельность — изменение положения тела в пространстве, перемещение по лабиринту и т. п. Более сложное взаимоотношение организма с внешней средой проявляется в манипуляционной деятельности (манипуляторами могут служить клавиши, педали, рычаги и т. п.). Выполнение различных операций осуществляется цепью двигательных актов, а вегетативным реакциям принадлежит вспомогательная функция.
При инструментальной деятельности человек или животное обучается такой схеме поведения, которая может служить решающим фактором выполнения конкретной задачи и удовлетворения определенной потребности. Инструментальный условный рефлекс всегда представляет собой активную двигательную реакцию обучающегося. В первых пробах эксперимента на базе ориентировочно-исследовательского рефлекса животное осуществляет поисковую (беспорядочную) двигательную активность. При первом случайном нажатии на манипулятор животное получает подкрепление. Это подкрепление будет приводить к повторению удачной реакции. Отмена подкрепления, как и в классических условных рефлексах, приводит к угашению инструментального рефлекса. Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции.
Созданные в последние годы теории программированного обучения тоже содержат элементы инструментального (оперантного) научения, поскольку обратная связь у обучающегося используется для подкрепления. Программы с подкреплением используются также при конструировании различных игровых автоматов, где время от времени играющий получает вознаграждение (подкрепление).
35. Латентное обучение. Аверсивное обучение.

Латентное обучение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно–исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия „латентного обучения“ сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма ( Э. Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных „озарений“.
36. Эмоции. Основные функции эмоций.

Эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, побуждающее организм к изменению поведенческой реакции в направлении минимизации или максимизации этого состояния.

Три вида эмоциональны явлений:

По П.К.Симонову Выделяют два вида эмоциональных проявлений:

1. Длительное эмоциональное состояние – общий эмоциональный фон (чувства, настроение).

2. Кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями - эмоциональная реакция. Характеризуется моторными и вегетативными проявлениями.

Функции эмоций

1). Модуляция процессов организации поведения

Соответственно 2 типа деятельности:

1. деятельность направленная на поиск необходимой информации путем активного исследования среды,

2. отказ от поиска информации

Согласно информационной теории эмоций П.В.Симоноваположительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом, в ситуации возрастания вероятности достижения цели.

1)Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или уменьшение вероятности достижения цели.

2) Побуждающая функция – инициация адекватного целенаправленного поведения

3) Оценочная функция – состоит в быстром и общем определении полезности или ценности информации для организма.

4) Замещающая функция (компенсаторная) – реализуется на начальных этапах формирования целенаправленного поведения; когда еще нет исчерпывающего анализа информации.

5) Подкрепляющая функция – значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее фиксируются в памяти.

6) Переключательная функция (регулирующая) - заключается в способности на основе эмоционального переживания (успеха/неуспеха) включиться в осуществление выбора определенного мотива из нескольких конкурирующих. Управление эмоциями лежит в основе физиологических механизмов воли.

7) Коммуникативная функция – невербальная коммуникация.
37. Физиологические механизмы эмоций.

Модели организации эмоций:

1). Дискретная модель – эмоциональная сфера человека состоит из определенного числа первичных, фундаментальных эмоций. Комбинация первичных эмоций создает эмоции вторичные.

2). Многомерная модель организации эмоций.

Детекторная теория эмоций

Возникновение специфической эмоции связано с избирательным возбуждением нейрона-детектора специфической эмоции.

Изменение соотношения биологически активных веществ – активация нейронов преддетекторов – активация нейрона-детектора эмоции – связь нейрона детектора с образной и вербальной памятью (связаны межу собой) - командный нейрон – артикуляционные органы – эмоция.

Системы мозга, определяющие появление эмоций (теория Дж.Грея)

Выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций:

+ комплексы медиаторов, гормонов и пептидов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

1).Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги (тревожность – депрессия) названа – системой поведенческого торможения.

Система отвечает на сигналы: наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну.

2) Система мозга, связанная с организацией поведения борьбы и бегства (ярость, гнев, страх).

Главные структуры: миндалина, медиальный гипоталамус, центральное серое вещество.

3). Система мозга, обеспечивающая приближающее поведение. Адекватные для ее элементов стимулы – условные сигналы награды (пищи, воды и т.д)

Главные структуры: базальные ганглии, дофаминэргические волокна из черной субстанции, ядра таламуса, моторная, сенсорная, префронтальная области коры.
Индивидуальные различия эмоциональной сферы человека
(по Симонову П.К.)


Выделяют следующие личностные характеристики, наиболее связанные с эмоциями:

Тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила-слабость нервных процессов, экстраверсия-интроверсия.

Индивидуальные особенности взаимодействия лобной коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса – образуют основу темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования.

Эмоциональный стресс
(по А.С.Батуеву)

Эмоциональный стресс – общая системная нейрогуморальная реакция целостного организма, развивающаяся на действие стресс-факторов (стрессоров).

Стрессорами называют воздействия от которых невозможно избавиться или механизм защиты к которым отсутствует или не подготовлен должным образом. Сущность стресс-сигнала – в его информативной значимости.

Три стадии в развитии стресса:

1). стадия тревоги, возникает при внезапном действии стрессора, может проходить в форме шока как результата сильного эмоционального воздействия.

2) стадия резистентности – подготавливает организм к повышенной устойчивости к действию вредных факторов. Адаптация осуществляется преимущественно системой «гипоталамус – кора надпочечников» - «адаптивными гормонами» - главная роль отводится адренокортикотропному гормону.

3) стадия истощения – при продолжающимся действии стрессоров. Стадия – называется состоянием психической дезадаптации.
38. Понятие мотивации, физиологические механизмы мотивационных состояний.

Формирование мотивации:

Фаза 1: Формирование мотивации - осуществляется посредством смены стадий: осознание потребности и понимание абстрактной/общей цели; выбор объекта удовлетворения потребности (цели) способа ее достижения; возникновение побуждения достичь выбранной цели.

Фаза 2: Запуск и реализация реакций по удовлетворению потребностей:

Схема К.В.Судакова возникновения мотивационного состояния

1. Активация внутренних рецепторов под воздействием изменения внутренней среды организма;

2. Возбуждение рецепторов - запуск гомеостатических механизмов организма (за счет внутренних резервов организма компенсируют сдвиги во внутренней среде организма);

3. Если компенсации не происходит, запускаются механизмы, инициирующие специализированное поведение - т.е. возникает потребность.

4. За счет нервной и гуморальной сигнализации - восприятие потребности, активация подкорковых структур мозга (структуры лимбической системы .

5. Формирование в ЦНС очага возбуждения за счет активации ряда центров – формирование мотивационного возбуждения.

6. Распространение возбуждения в высших отделах коры головного мозга – формирование целенаправленного поведения.

7. Удовлетворение потребности организма.
39. Виды мотивации.

Мотивация – процесс формирования мотива, т.е. основание действий и поступков, направленных на удовлетворение потребностей.

Классификация мотиваций

Первичные (низшие) – инстинктивные и висцеральные

Вторичные (высшие)- приобретаются на протяжении жизни индивида

Реализуются – на основе заданных генетических программ развития, но с опорой – на индивидуальный жизненный опыт. Относятся – все виды мотиваций, возникающие по закону условно-рефлекторных ассоциаций, имеющих в основе – актуализацию определенных потребностей.
40. Кортикальные механизмы речи.

Кора больших полушарий головного мозга человека содержит три важнейших для речевой функции сен­сорных поля: (1) зрительное, (2) слуховое (3) соматосенсорное. В передней центральной извилине правого и левого полушарий (поля 4 и 6 по Бродману) расположено первичное моторное поле, которое управля­ет мышцами лица, конечностей и туловища. Именно оно определяет произвольную двигательную активность человека, существенной частью которой является речь и письмо. Помимо первичных, суще­ствуют также вторичные сенсорные и моторные поля, расположен­ные в непосредственной близости к первичным зонам. Взаимодей­ствие перечисленных корковых зон осуществляется как за счет транскортикальных ассоциативных связей, так и корково-талами-ческих и соответствующих таламо-корковых связей.

Лингвистические способности человека определяются, пре­имущественно, левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней цент­ральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полу­шария, действуют как единый речевой механизм.

После того, как акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других "неслуховых" обра­зованиях мозга, она поступает в первичную слуховую кору В зоне Вернике, обеспечивается понимание смысла посту­пившего сигнала — слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока, располо­женной в третьей лобной извилине. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация а прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акус­тическом восприятии.

При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи — афазии. Формы и проявления афазий различны: это нару­шение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь.
41. Сон и бодрствование, центры регуляции сна и бодрствования в центральной нервной системе.

Исторически выделяют две теории сна – активную и пассивную

Активная теория сна - Сон возникает в результате активного процесса, возбуждения определенных структур (центров сна), которое вызывает общее снижение функций организма.

Пассивная теория сна – сон наступает пассивно в результате прекращения действия каких-то факторов, необходимых для поддержания бодрствования.

Сон – это адаптация, проявляющаяся в подавлении активности в период наименьшей доступности пищи, угрозы резких колебаний внешних условий и максимальной опасности со стороны хищников.

Теория сна П.К.Анохина


42. Основные теории функционального значения сна.

Основная – восстановительная. Функция приписывается медленному сну

Функция быстрого сна – переработка информации, поступающей в бодрствовании

Предположение (М.Жуве) – быстрый сон обеспечивает процессы программирования, необходимые для развития и поддержания генетически предопределенных функций (например – инстинктов).

Гипотеза В.Аршавского – в быстром сне осуществляется поисковая активность.

Данные: в состоянии отказа от поиска повышается потребность в быстром сне. Свидетельствует – уменьшение латентного периода быстрого сна при депрессии (уменьшение активности вплоть до неподвижности) и невротических состояниях тревоги (конкретное проявление отказа от поиска у человека).

Гипотеза А.Борбели: потребность во сне определяется двумя процессами - процессом расслабления, утомления, который нарастает во время бодрствования; и циркадным процессом циклом «активности-покоя».
43. Неспецифические активирующие системы (ретикулярная формация).

Первые описания ретикулярной формации (РФ) ствола мозга были сделаны немецкими морфологами: К. Рейхертом и О. Дейтерсом; из отечественных исследователей большой вклад в ее изучение внес В.М. Бехтерев. РФ — это совокупность нер­вных клеток и их отростков, расположенных в покрышке всех уровней ствола между ядрами черепных нервов, оливами, проходящими здесь афферентными и эфферентными проводящими путями. К ретикулярной формации иногда относят и некоторые медиальные структуры промежуточного мозга, в том числе медиальные ядра таламуса.

Клетки РФ различны по форме и величине, длине аксонов, расположены преимущественно диффузно, местами образуют скопления — ядра, которые обеспечивают интеграцию импульсов, поступающих от расположенных побли­зости черепных ядер или проникающих сюда по коллатералям от проходящих через ствол афферентных и эфферентных проводящих путей. Среди связей ретикулярной формации ствола мозга важнейшими можно считать корково-ретикулярные, спинно-ретикулярные пути, связи между РФ ствола с образова­ниями промежуточного мозга и стриопаллидарной системой, мозжечково-ретикулярные пути. Отростки клеток РФ формируют афферентные и эфферентные связи между содержащимися в покрышке ствола ядрами черепных нервов и проекционными проводящими путями, входящими в состав покрышки ство­ла. По коллатералям от проходящих через ствол мозга афферентным путям РФ получает «подзаряжающие» ее импульсы и выполняет при этом функции аккумулятора и генератора энергии. Следует отметить и высокую чувствитель­ность РФ к гуморальным факторам, в том числе к гормонам, лекарственным средствам, молекулы которых достигают ее гематогенным путем.

На основании результатов исследований Г. Мэгуна и Д. Моруцци принято считать, что у человека верхние отделы РФ ствола мозга имеют связи с корой больших полу­шарий и регулируют уровень сознания, внимания, двигательной и психичес­кой активности. Эта часть РФ получила название: восходящая неспецифическая активирующая система.

К восходящей активирующей системе относятся ядра ретикулярной форма­ции, расположенные, главным образом, на уровне среднего мозга, к которым подходят коллатерали от восходящих чувствительных систем. Возникающие в этих ядрах нервные импульсы по полисинаптическим проводящим путям, проходя через интраламинарные ядра таламуса, субталамические ядра к коре больших полушарий, оказывают на нее активирующее влияние. Восходящие влияния неспецифической активирующей ретикулярной системы имеют боль­шое значение в регуляции тонуса коры больших полушарий, а также в регуля­ции процессов сна и бодрствования.

В случаях поражения активирующих структур ретикулярной формации, а также при нарушении ее связей с корой больших полушарий возникает сни­жение уровня сознания, активности психической деятельности, в частнос­ти когнитивных функций, двигательной активности. Возможны проявления оглушенности, обшей и речевой гипокинезии, акинетического мутизма, сопо­ра, комы, вегетативного состояния.

В составе РФ имеются отдельные территории, получившие в процессе эволюции элементы специализации — вазомоторный центр (депрессорные и прессорные его зоны), дыхательный центр (экспираторный и инспиратор-ный), рвотный центр. РФ содержит структуры, влияющие на соматопсихо-вегетативную интеграцию. РФ обеспечивает поддержание витальных рефлек­торных функций — дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, принимает участие в формировании таких сложных двигательных актов, как кашель, чи­ханье, жевание, рвота, сочетанная работа речедвигательного аппарата, обшей двигательной активности.

44. Особенности нейрональной активности ретикулярной формации.
В стволе мозга - продолговатом, среднем и промежуточном мозге, между его специфическими ядрами находятся скопления нейронов с многочисленными сильно ветвящимися отростками, образующими густую сеть. Эта система нейронов получила название сетчатого образования, или ретикулярной формации. Специальные исследования показали, что все так называемые специфические пути, проводящие определенные виды чувствительности от рецепторов к чувствительным зонам коры головного Мозга, дают в стволе мозга ответвления, заканчивающиеся на клетках ретикулярной формации. Потоки импульсов с периферии от экстеро-, интеро- и проприорецепторов. поддерживают постоянное тоническое возбуждение структур ретикулярной формации.

От нейронов ретикулярной формации начинаются неспецифические пути. Они поднимаются вверх к коре головного мозга и подкорковым ядрам и спускаются вниз к нейронам спинного мозга.

Методом раздражения отдельных структур ретикулярной формации удалось раскрыть ее функцию как регулятора функционального состояния спинного и головного мозга, а также важнейшего регулятора мышечного тонуса. Роль ретикулярной формации в деятельности центральной нервной системы сравнивают с ролью регулятора в телевизоре. Не давая изображения, он может менять громкость звука и освещенность.

Раздражение ретикулярной формации, не вызывая двигательного эффекта, изменяет имеющуюся деятельность, тормозя ее или усиливая. Если у кошки короткими, ритмическими раздражениями чувствительного нерва вызывать защитный рефлекс - сгибание задней лапки, а затем на этом фоне присоединить раздражение ретикулярной формации, то в зависимости от зоны раздражения эффект будет различен: спинальные рефлексы либо резко усилятся, либо ослабятся и исчезнут, т. е. затормозятся. Торможение возникает при раздражении задних отделов ствола мозга, а усиление рефлексов - при раздражении передних отделов. Соответствующие зоны ретикулярной формации получили название тормозящей и активирующей зон.

На кору головного мозга ретикулярная формация оказывает активирующее воздействие, поддерживая состояние бодрствования и концентрируя внимание. Ретикулярная формация оказывает на кору головного мозга восходящее, генерализованное (охватывающее всю кору) активирующее влияние. В свою очередь кора больших полушарий регулирует активность сетчатого образования.

Функции ретикулярной формации.

  1. Дыхательный центр, состоящий из двух функционально различных частей: инспираторной и экспираторной. Нейроны этого центра способны к независящей от афферентных влияний периодической активности. В результате реципрокного взаимодействия дыхательных нейронов происходит смена фаз дыхательного цикла. В то же время афферентные влияния модулируют дыхательную ритмику.

  2. Сосудодвигательный центр образует нисходящие пути, заканчивающиеся в грудных сегментах на преганглионарных нейронах симпатической нервной системы. Сосудистый тонус регулируется симпатической сосудосуживающей системой, активное состояние которой вызывает сужение просвета сосудов, а торможение - увеличение.

  3. Неспецифические нисходящие влияния выявляются при раздражении ретикулярной формации и проявляются в угнетении или облегчении спинальных рефлексов.

  4. Активирующие влияния на кору головного мозга сопровождаются изменениями электроэнцефалограммы характерными для перехода от сна к бодрствованию.


45. Понятие рефлекса, инстинкты.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение.

Рефлекторная дуга включает

Рецептор (сенсор)

Афферентный путь

Центрального звено

Эфферентный путь

Эффектор = Рабочий орган

Все рефлексы, у которых число синапсов в ЦНС больше единицы – называют ПОЛИСИНАПТИЧЕСКИМИ.

МОНОСИНАПТИЧЕСКИЕ рефлексы реализуются 2-х нейронной рефлекторной дугой
  1   2


1. Основные принципы организации сенсорных систем
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации