Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес - файл n1.doc

приобрести
Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес
скачать (1302.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1303kb.14.09.2012 21:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


В.В. БОРОДИНА

РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС

Содержание
Введение
Глава 1. Экономические основы и государственное регулирование малого бизнеса

1. Ценообразование и себестоимость

2. Бухгалтерский учет и отдельные вопросы налогообложения
Глава 2. Рыночная концепция малого гостиничного бизнеса

1. Общие элементы концепции

2. Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий

3. Основы малого гостиничного бизнеса - ценообразование и учет

3.1. Ценообразование и себестоимость

3.2. Бухгалтерский учет и отдельные вопросы налогообложения

3.2.1. Учет реализации гостиничных услуг

3.2.2. Учет основных средств. Амортизация

3.2.3. Аренда имущества гостиниц

3.2.4. Отдельные вопросы налогообложения гостиниц

4. Состояние и перспективы рынка гостинично -туристских услуг для малого бизнеса

4.1. Состояние мирового рынка гостинично - туристских услуг

4.2. Состояние и перпективы рынка гостинечных услуг Москвы
Глава 3. Рыночная концепция малого ресторанного бизнеса

1. Общие понятия ресторанного бизнеса

2. Бизнес-план - основа ресторанного бизнеса

3. Бухгалтерский учет и отдельные вопросы налогообложения в ресторанах

4. Ценообразование и контроль в малом ресторанном бизнесе

5. Состояние и перспективы малого ресторанного бизнеса
Глава 4. Роль и значение рекламы в малом ресторанно-гостиничном бизнесе

1. Реклама и ее виды

2. Программа рекламной деятельности - основа маркетинга и менеджмента малого бизнеса
Глава 5. Отчетность малых предприятий

1. Отчетность малых предприятий
Приложения

1. Приказ "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринемательства"

2. Перечень основных законодательных и нормативных документов

3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

ВВЕДЕНИЕ
В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса).

Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.

Особый интерес представляет развитие малого бизнеса в такой сложной и многообразной сфере, как ресторанно-гостиничные услуги.

Сделанный нами анализ публикаций за последние 5 лет позволяет констатировать, что ни одной книги (в т.ч. монографии) под таким названием, как наша работа, не было.

Неразработанность проблемы и в то же время необходимость ее обобщения и решения определили актуальность настоящей работы.

При подготовке работы были проанализированы и обобщены законодательные и нормативные документы, учебная и методическая литература, научные статьи и другие материалы о малом бизнесе, основам ресторанной и гостиничной сферы услуг, вопросам, бухгалтерского учёта и налогообложения, маркетинга и менеджмента в этих сферах, статистические данные о гостиничных, туристических и ресторанных услугах в мире и в России, основы рекламной деятельности и опыта в ресторанно - гостиничном бизнесе.

Глава 1. Экономические основы и государственное регулирование малого бизнеса
1.1. Экономические основы и критерии создания малых предприятий
В различных странах приняты разные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Основные критерии - численность работников и объем хозяйственного оборота.

Общим международным критерием при сравнении предприятий, является численность занятых на них (так как данный показатель наиболее прост в практическом применении).
Усредненные показатели численности занятых различны, например, в США, Италии, Франции - до 500 человек, в Германии - 49 человек, Австрии - 100 человек.

В среднем в Европе в сектор МСП (МСП - малые и средние предприятия МП - малые предприятия) включаются предприятия - за исключением сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности - с числом занятых менее 500 человек. В рамках сектора МСП выделяются следующие категории:

- микро предприятия - до 9 работников
- малые предприятия - 10-99 работников
- средние предприятия - 100 - 499 работников (Сабо А. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит, 1996, № 8, с. 57)

Размерность предприятий зависит от вида их деятельности. В Японии дифференциация критерия МП по отраслям следующая:

- промышленность, строительство, транспорт до 300 человек
- оптовая торговля до 400 человек
- розничная торговля и сфера услуг до 50 человек.

В Германии:
- промышленность до 49 человек
- оптовая торговля до 9 человек
- розничная торговля и сфера услуг до 2 человек.

Второй критерий - показатель годового оборота (ФРГ, Франция) или объема капитала (Великобритания, Япония).

В ФРГ к малым предприятиям относятся предприятия с годовым объемом выручки от реализации:

- в промышленности до 2 млн. марок
- в оптовой торговле до 0,5 млн. марок
- в розничной торговле и сфере услуг до 0,1 млн. марок.

Во Франции годовой оборот малого предприятия не должен превышать (без учета налогов) 200 млн. франков.

Капитал малой фирмы в Великобритании не должен превышать:

- в оптовой торговле 730 тыс. фунтов стерл.
- в моторостроении 365 тыс. фунтов стерл.
- в розничной торговле и услугах 185 тыс. фунтов стерл.

В Японии показатель объема капитала колеблется от 100 млн. иен. в обрабатывающей промышленности, до 50 млн. иен в оптовой торговле и менее 10 млн. иен в розничной торговле и услугах. Кроме того, в некоторых странах используют дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой фирмы (не менее 1/3) - в ФРГ или объем годового дохода -в США. Например, в сфере услуг в США к малым относятся фирмы с годовой выручкой 2,5 - 14,5 млн. долл., в строительстве - 9 - 21 млн. , в розничной торговле - 3,5 - 13,5 млн., в обрабатывающей промышленности - 3,5 - 299 млн. долл. (Ермошенко И.Н., Бросученко Э.М. Формы предпринимательства за рубежом / Киев, 1991, с. 84).

Итак, очевидно, что в большинстве случаев, когда речь идет о малом предприятии, имеется в виду его размер, который устанавливается на основе показателя численности работников, стоимости основных производственных фондов или оборота капитала.

Советское законодательство устанавливало для МП два критерия - численность и объем хозяйственного оборота.

Постановление Совмина РСФСР № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", принятое 18 июля 1991 г., оставило в силе только критерий численности работников. Согласно Постановления Совета Министров СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 8 августа 1990 г. № 790 к разряду малых относились предприятия следующих размеров:

- в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек
- в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек
- в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек
- в отраслях непроизводственной сферы с численностью работающих до 25 человек
- в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:

- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек
- в науке и научном обслуживании - 60 человек
- в сельском хозяйстве - 60 человек
- в оптовой торговле - 50 человек
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и организациях № 17-10-0370 от 17.09.87 г., утв. Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтруда, Госпланом, Госбанком и ВЦСПС с учетом последующих изменений и дополнений, а также по данным деклараций о доходах и расходах. Принятые решения, определяющие конкретные границы малых предприятий, адекватны реальной экономической ситуации в нашей стране.

Согласно Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. То есть, чисто экономический показатель - ограничение численности - дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристикой). Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

С правовой точки зрения малое предприятие является особым хозяйствующим субъектом, отличающимся от других только своим размером. Главное, что дает статут малого предприятия - определение налоговых льгот и сисе темы защиты предпринимательской деятельности.

Предприятие может утратить статус малого:

- если оно превышает максимально установленную границу среднесписочной численности
- если при сохранении достигнутых размеров численности предприятие изменяет структуру своего производства, что влечет за собой и изменение основных показателей.

Поэтому, для того чтобы не потерять статуса малого предприятия, необходимо следить за двумя показателями:

- численностью работников
- структурой производства.

Если эти показатели выходят за установленные пределы, предприятие не прекращает своего существования. Оно продолжает функционировать, но лишается права на получение тех льгот, которые установлены для малых предприятий.

Малое предприятие может быть создано:

- гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство
- государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, акционерными обществами, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами
- государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.

Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организацией договорных обязательств. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

- государственное предприятие
- муниципальное предприятие
- индивидуальное (семейное) частное предприятие
- полное товарищество
- смешанное товарищество
- товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа)
- акционерное общество открытого типа
- филиал или представительство
- предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 кодекса.

Таким образом, на территории РФ малым можно считать предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25%, а также на смешанной форме собственности, осуществляющее деятельность не запрещенную законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Основным количественным показателем при отнесении предприятия к разряду малого на сегодняшний день можно считать среднесписочную численность работающих с разбивкой по отраслям (не более 100 человек).

Малые предприятия независимо от организационно-правовой формы подлежат государственной регистрации в местных органах власти по месту нахождения. Учредительными документами являются: решение о создании или договор учредителей, устав предприятия. Для регистрации представляются Заявление учредителя, решение о создании предприятия (договор учредителей), устав предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины. Устав предприятия утверждается его учредителем, в нем указывается:

1) вид предприятия, его наименование и местонахождение;
2) предмет и цели деятельности;
3) порядок образования имущества, его выкупа;
4) ресурсы -трудовые, материальные, финансовые;
5) права и ответственность;
6) условия реорганизации и прекращения деятельности.

Основным нормативным документом МП является его устав, утверждаемый его учредителями. В нем указываются:

1) вид предприятия, его наименование и местонахождение (адрес);
2) предмет и цели деятельности;
3) размер уставного капитала, организационно-правовая форма предприятия;
4) органы управления и контроля;
5) имущество и средства предприятия;
6) планирование и отчетность;
7) финансовая деятельность предприятия;
8) оплата труда на предприятии;
9) условия реорганизации и прекращения деятельности.

После получения решения местных органов о регистрации малому предприятию необходимо в следующей последовательности зарегистрироваться в финансовом органе и отделе учета нежилых помещений, далее обратиться в ОВД для получения разрешения на изготовление печатей и договориться по этому вопросу со специальным учреждением; в выбранном банке заполнить карточку-заявление для открытия счета и кредитования; встать на учет в финансовом управлении и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Законодательство России устанавливает минимальную величину уставного капитала для всех организационно-правовых форм, равную 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а для акционерных обществ, предприятий с долевым участием иностранного капитала, государственного или муниципального предприятия -1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц. Регистрационный орган вправе потребовать экологическую экспертизу будущего малого предприятия, получить экспертные оценки его санитарного состояния, проверить, как решаются вопросы водопользования и электроэнергии, потребовать лицензию. Возможны также другие вопросы, связанные с состоянием и развитием данного региона. Игнорировать такие требования властей, требующих от предприятия определенных гарантий соблюдения интересов подведомственных им территорий, нельзя. Следующий важный этап образования предприятия -разрабатывается пакет документов внутреннего пользования будущего малого предприятия: положение об оплате труда и системах премирования работников предприятия и совместителей, план организационно-технических мероприятий, порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива и другие.

Предприятия малого бизнеса имеют право создавать отделения, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих расчетных счетов и утверждают положения о них. Предприятия могут учреждать дочерние предприятия с правом юридического лица, следовательно, они обладают такой же самостоятельностью, как и любое другое предприятие. Характер взаимоотношений дочерних предприятий с малым предприятием-учредителем фиксируется в уставе дочернего предприятия. Может заключаться специальный договор, который определяет, что предприятие-учредитель выступает гарантом дочернего предприятия или наоборот, или что стороны не несут финансовой ответственности друг за друга.

Дочерние предприятия, которые по численности работающих с учетом сферы деятельности соответствуют предприятиям малого бизнеса, имеют право на все льготы, предоставляемые государством.

Управление малым предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Руководителем предприятия малого бизнеса может быть собственник имущества предприятия. Собственник имущества может нанимать руководителя предприятия путем подписания контракта и назначения его на должность.

На государственных и муниципальных предприятиях право по заключению контракта с руководителем предприятия имеет собственник имущества предприятия в лице руководителя. При этом для заключения контракта необходимо решение трудового коллектива, принятое общим собранием коллектива и его выборным органом - Советом трудового коллектива.

Если собственником имущества предприятия является трудовой коллектив, контракт от его имени заключает Совет трудового коллектива. Собственник имущества имеет право самостоятельно заключать контракт с руководителем предприятия.

Главным для малого предприятия является правильное определение направления деятельности. Практика показывает, вследствие нечеткого определения стратегии предприятия не всем удается остаться на плаву. В США ежегодно возникает около 700 тыс. предприятий, из них от 50-100 тыс. разоряются. В Японии каждое седьмое предприятие из десяти в течение первых пяти лет существования прекращает свою деятельность, но благодаря государственной поддержке им удается переключать капитал на производство новых товаров и услуг. (У них есть чему поучиться // Российская Газета 1992 от 12 мая с. 2). Выбор преобладающего вида деятельности, по которому будет определена отраслевая принадлежность предприятия, - не формальный акт. От правильного выбора зависит многое.

Во-первых, появляется возможность получения определенных налоговых льгот; во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности и, соответственно, отраслевой принадлежности предприятия будут зависеть и максимально допустимые размеры тех параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.

1.2. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса

Малое предпринимательство нуждается в обязательной поддержке со стороны государства. Государственная политика поддержки МСП в разных странах складывается под влиянием различных факторов, например, обеспеченности данной страны производственными ресурсами, реальной степени участия МСП в хозяйственной деятельности и наличии опыта предпринимательства.

Сравнивая политику в отношении к малому предпринимательству в промышленно развитых странах можно сделать некоторые обобщения. Наиболее четкая и проработанная позиция государства в отношении МСП наблюдается в США, Германии, Франции и Японии.

Позиции малого бизнеса в этих странах опираются:

Во-первых, на прочную законодательную базу. В США, например, в течение последних 40 лет принято 8 законов, направленных на поддержку малого бизнеса: "Закон о малом бизнесе" - 1953 г., "Закон об инвестировании малой экономики" - 1958 г. и ряд других.

В Японии основной закон о мелких и средних предприятиях принят в 1963 г., в Германии права малых предприятий закреплены в "Картельном праве" 1957 г.

Во-вторых, на мощную финансовую поддержку государства. Так, в 1992 г. государственные расходы на поддержку малого предпринимательства составили:

- в США около 3,5 млрд.долл.
- в Японии примерно 3,7 млрд.долл.
- в Германии 4,7 млрд.долл.
- во Франции 2,2 млрд. долл. (Минервин И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом // Экономист. 1993. № 12, с. 80-87)

Существуют также специфические особенности поддержки МСП в этих странах.

В Германии важным источником создания МП являются льготные кредиты за счет государственного бюджета и бюджетов земель, беспроцентные ссуды для приобретения имущества. Для стимулирования и создания новых рабочих мест и привлечения высококвалифицированных кадров производятся доплаты к заработной плате за счет государственных средств ( в течение первых пяти лет бюджет субсидирует 40% заработной платы квалифицированных работников, шестой год - 25%). Государство участвует в рисковом капитале предприятий, осваивающих новые технологии. (Цыганов А. ЕС: что делается для развития малого бизнеса // Человек и труд. 1993. № 10. с. 119-121)

Особое место занимает поддержка МСП в Японии. В 1991 г. были разработаны "Основные направления политики в отношении средних и малых предприятий". Разработан целый комплекс мер поддержки, который включает следующее:

- специальное финансирование
- льготное налогообложение и особый порядок амортизации
- содействие в проведении разностороннего анализа хозяйственной деятельности
- контроль за взаимоотношениями МСП с крупными предприятиями
- содействие росту технического уровня (прямое государственное финансирование, выпуск акций, создание систем касс взаимопомощи, поддерживаемых государством).

Во Франции поддержка малого бизнеса осуществляется на основе программы, принятой в 1976 г. В эту программу входят:

- налоговые льготы
- доступные условия кредитования
- упрощенная система страхования кредитов
- снижение отчисления на социальное страхование
- помощь местных органов власти (оказание консультационных услуг, помощь в сбыте продукции и т.д.).

Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер:

- льготное налогообложение и кредитование
- формирование благоприятной правовой среды
- финансовое и материальное обеспечение программ поддержки МП.

Формирование благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры:

- упрощение процедуры регистрации МП
- проведение различных курсов обучения, бизнес школ, бизнес семинаров
- оказание представительских и юридических услуг
- консультирование и информационная поддержка малого бизнеса
- техническая помощь и предоставление помещения
- улучшение доступа МП к государственным поставкам и контрактам.

Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели:

1. Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.
2. Решение социальных проблем силами самого населения.
3. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения НТП.

В нашем государстве осуществляются меры по поддержке малого бизнеса.

Первым шагом правительства страны, направленным на развитие малых предприятий и создания для них необходимых условий деятельности, явилось принятое Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма Положение об организации деятельности малого государственного предприятия (1989 г.), в котором предусмотрен упрощенный порядок создания малых предприятий государственными предприятиями и организациями.

Государственные предприятия и исполкомы местных Советов с энтузиазмом откликнулись на этот шаг. На территории страны стали интенсивно формироваться Союзы малых предприятий и их международные центры. Следующий шаг - Постановление Совмина СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" (1990 г.). В этом правительственном постановлении по сравнению с Положением о малых предприятиях уже наблюдается значительный прогресс: статус малого предприятия распространяется на предприятия всех форм собственности, предусмотрено принятие мер государственной поддержки - таких, как налоговые льготы, материально-техническое снабжение, создание целевых финансовых фондов. Гражданам разрешается создавать предприятия с использованием наемного труда, предусматривается формирование органов управления, оказывающих содействие в развитии малого предпринимательства.

Однако в принятом вслед за этим постановлением Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (25 декабря 1990 г.) такие понятия, как малое предприятие и кооператив, были упущены. Отсутствуют эти понятия и в Законе "О кооперации", принятом в 1991 г.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июля 1991 г. "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" был предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку развития малого предпринимательства, но они были явно недостаточны. Постановлением правительства № 268 от 1 апреля 1993 г. при ГКАП был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а 11 мая 1993 г. было подписано еще одно Постановление правительства за № 446 "О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Следующим важным шагом стало принятие федеральной программы поддержки малого бизнеса в России на основе Постановления Правительства РФ № 409 от 29 апреля 1994 г. "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.".

Следующим организационным шагом правительства было образование Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства. На начальном этапе развития малых предприятий это было своевременной акцией, но Комитет не оправдал возлагавшихся на него надежд. Его заменил Государственный комитет по антимонопольной политике, который вскоре был упразднен. При этом функции поддержки предпринимательства были переданы Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства промышленности. В каждом ведомстве есть подразделение, отвечающее за решение проблем предпринимательства ( в Минэкономике, Минфине, Минтруде России), но при этом полностью утрачена функция координации деятельности государственных органов управления по поддержке предпринимательства и формированию государственной политики в этой сфере.

Для организации постоянного согласования позиции в свое время был образован Совет по предпринимательству при Президенте СССР. После упразднения этого органа его руководители и предприниматели перешли в Совет по предпринимательству при Президенте России. В сентябре 1992 г. он был ликвидирован, и его заменил Совет по промышленной политике.

Наконец, 30 мая 1993 г. вышло правительственное постановление №510 об образовании при Правительстве Российской Федерации Совета по развитию предпринимательства, основными задачами которого являются:

- содействие созданию условий, способствующих вовлечению предпринимателей в процесс реализации экономических реформ
- участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов
- консолидация усилий деловых кругов России по развитию предпринимательства.

Сейчас в каждом министерстве и ведомстве имеется отдел, который отвечает за малое предпринимательство.

В целях более четкого взаимодействия всех ветвей власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федеральных и региональных органов власти и управления, с общественными предпринимательскими организациями в июне 1995 г. Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Главная задача государственных органов - это координация всех структур в данной области деятельности, разработка предложений по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных программ развития малого бизнеса, в том числе инновационных и инвестиционных, организация и изучение новых форм предпринимательства, разработка рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций.

Большая ответственность, в выполнении этих задач ложится на региональные органы, или так называемые региональные фонды.

Органы исполнительной власти для работы в сфере малого предпринимательства действуют в более чем 50 субъектах Российской Федерации. В более чем 70 региональных органах созданы фонды поддержки малого предпринимательства, а также фонды поддержки предпринимательства и ремесел. В целью осуществления государственной политики по развитию малого бизнеса в правительствах (администрациях) республик Удмуртия, Ингушетия, Чувашия, Ставропольского края, Самарской, Пензенской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской областей, г.Москвы и других субъектов Российской Федерации образованы министерства, комитеты или департаменты по поддержке малого предпринимательства. В Иркутской, Тамбовской, Вологодской, Калининградской областях, Республике Коми и других субъектах Российской Федерации также принято решение об образовании подобных структур.

В 1995-1996 гг. система государственной поддержки малых предприятий стала создаваться более целенаправленно. Органы государственной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде законодательных актов Российской Федерации. Был принят Федеральный Закон № 88-ФЗ от 14.06.95 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Введены в действие Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина № 131 от 22.12.95 г.). Утвержден устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (Постановление правительства РФ №424 от 12.04.96г.).

Произошли некоторые позитивные изменения в области финансово- экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Подготовлены федеральные законы "О лизинге", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.95г.

Принят указ Президента РФ № 491 от 04.04.96 г. "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации", который предусматривает:

- выделение квоты в размере 500 млрд.руб. на предоставление кредитов субъектам малого предпринимательства по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных фондов
- предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн. долл. США ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства
- перечисление в 1996 г. 150 млрд. руб. Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектам малого предпринимательства
- предусмотрено ежегодно, начиная с 1997 г. в федеральном бюджете выделение государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд. руб. на поддержку малого предпринимательства
- ежегодно, начиная с 1997 г., в бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Региональные фонды и центры сформированы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 63 регионах, в остальных регионах их создание находится в стадии завершения. Многие субъекты Российской Федерации разработали и выполняют региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Осуществляется финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводятся льготы по местным налогам, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Образованы и действуют агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.

В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации принят Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства". Данным документом предусмотрено уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, и регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию. Также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставить в аренду имущество на конкурсной основе преимущественно индивидуальным предприятиям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% от общего объема. Устанавливать для таких предприятий уровень арендной платы и условия оплаты ими коммунальных услуг, как для бюджетных организаций. Предоставлять таким предприятиям рассрочку при оплате приобретаемого в порядке приватизации государственного и муниципального имущества. (Российская газета от 1 июля 1998г. с. 4).

Развивается также международное сотрудничество стран СНГ по вопросам поддержки малого предпринимательства. Принято соглашение Правительств государств-участников СНГ от 17.01.97 г. "О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ". Соглашение предусматривает сотрудничество в следующих направлениях:

- содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства государств-участников Содружества
- формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства
- оказание помощи в создании межгосударственной и национальных инфраструктур для поддержки малого предпринимательства
- содействие финансово-кредитной и инвестиционной поддержке малого предпринимательства
- содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства
- сближение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность малого предпринимательства
- создание совместных национальных и единой межгосударственной систем информационного и консультационного обеспечения малого предпринимательства.

Правительство разработало основные направления развития малого предпринимательства в России и его государственной поддержки на 2000 г. - 2001 годы (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 "О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг."). Основное значение приобретает не количество предприятий малого бизнеса, а структура, устойчивость и эффективность малых предприятий как важнейшего фактора процесса экономической и социальной стабилизации. Число занятых в сфере малого бизнеса с учетом вторичной занятости к 2000 г. ожидалось в 27-30 млн. человек, в том числе около 12-15 млн. постоянно занятых. Доля малого предпринимательства в создании валового национального продукта должна приблизиться к 20-25%.

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации