Полукарпов С.Б., Туманов В.Д., Кузнецов Д.Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. Методические разработки - файл n1.doc

приобрести
Полукарпов С.Б., Туманов В.Д., Кузнецов Д.Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. Методические разработки
скачать (506 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc506kb.14.09.2012 20:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
МВД РОССИИ
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования


ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Международный межведомственный центр подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом
Кафедра тактико-специальной подготовки и оперативного планирования
Кафедра противодействия терроризму и экстремизму
С.Б. ПОЛУКАРОВ, В.Д. ТУМАНОВ, Д.Ю. КУЗНЕЦОВ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Методические разработки
ДОМОДЕДОВО – 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ: Цели, задачи, организация и методика психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях.__________________________________________________________
Тренинг 1.«Релаксация».____________________________________________
1.1. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики______________
1.2. Комплекс упражнений мышечной релаксации________________
1.3. Комплекс упражнений активной релаксации «Расслабление
тела», «Маятник»________________________________________
1.4. Методика аутогенной тренировки («МАТ»)__________________
Тренинг 2. «Преодоление психологических трудностей»_________________
2.1. Тема № 1. Паника и ее преодоление сотрудниками ОВД_______
2.2. Тема № 2. Психотехника преодоления сотрудниками ОВД
страха в опасных ситуациях деятельности___________________
2.3. Тема № 3. Приемы снижения агрессивных состояний
сотрудника.___________________________________________
Тренинг 3. «Повышение боевого духа»________________________________
3.1. часть 1. Техника «Напряжение – расслабление»_______________
3.2. часть 2. Техника «Мобилизующее дыхание»_________________
3.3. часть 3. Методика аутогенной тренировки («МАТ»)___________
3.4. часть 4. Техника повышения боевого духа___________________
Тренинг 4. «Ситуативно – образный психорегулирующий тренинг «Экстремальные ситуации» __________________________________________
4.1. Методика и содержание тренинга__________________________
4.2. Пример проведения занятия ситуативно – образного психорегулирующего тренинга «Экстремальные ситуации»_______________
4.3. Бланк «Обязательства о выживании»_______________________
Тренинг 5. Навыки и техники. «Управляемая саморегуляция»_____________

Упражнение: «Круг могущества»_________________________

Упражнение: «Управление собственным поведением»_______

Упражнение: «Оперативно – профессиональное восприятие»_

Упражнение: «Способ взмаха»___________________________

Упражнение: «Построение образа своего Я» (адаптация к экстремальным условиям»____________________________________________
Тренинг 6. Сплочение служебных коллективов «Командная работа – работа в команде._________________________________________________________
6.1. Упражнение: «Снежный ком»______________________________
6.2. Упражнение: «Из круга в квадрат»__________________________
6.3. Упражнение: «Карандаши»________________________________
6.4. Упражнение: «Забавный случай»___________________________
6.5. Упражнение: «Стул доверия»______________________________
6.6. Упражнение: «Осьминог»_________________________________
6.7. Упражнение: «Змей»_____________________________________
6.8. Упражнение: «Стена»____________________________________
6.9. Упражнение: «Скалолаз»__________________________________
6.10. Упражнение: «Перетягивание каната»______________________
6.11. Упражнение: «Связывание группы»________________________
6.12. Упражнение: «Маятник»_________________________________
6.13. Упражнение: «Падение в пропасть»________________________
6.14. Упражнение: «Адаптация»_______________________________
6.15. Упражнение: «Прохождение колонны»_____________________
Приложение № 1. Обзор (информация) «Стресс – факторы»______________
Приложение № 2. Признаки психологических трудностей и оказание
помощи __________________________________________
Приложение № 3. Психологический практикум «Тесты. Диагностика.______
ЛИТЕРАТУРА____________________________________________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ


Введение: Задачи организации и методика психологической подготовки сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях.

Правоохранительная деятельность относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремального и профессионального стресса.
Экстремальная ситуация – всесторонний и суровый экзамен профессионализма сотрудника его подготовленности, сформированных ранее качеств и особенно психологической устойчивости во всех его составляющих.
В системе подготовки многие специалисты во главу угла ставят психологию. И действительно, успех любого дела в жизни человека, его успешность зависят, прежде всего, от психологической готовности.
Психологическая подготовка сотрудников ОВД представляет собой процесс целенаправленного формирования психологических качеств, обеспечивающих надежное выполнение профессиональных задач в различных условиях деятельности, в том числе экстремальных.
Задачи психологической подготовки:
- обеспечение психологической устойчивости сотрудников;
- обучение их преодолению психологических трудностей;
- стимулирование активности в решении профессиональных задач;
- сплочение служебных коллективов;
- формирование психологической установки для успешного выхода из силовых конфликтов, в том числе с применением оружии;
- формирование важных психологических качеств (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание);
- повышение уверенности в себе и в своих товарищах.
Психологическая подготовка должна включать в себя формирование:
- уверенности в законности выполняемой работы;
- эмоциональной устойчивости при деятельности подразделения в ситуации враждебного отношения граждан к сотрудникам;
- готовность к физическому и огневому противоборству;
- способности в случае необходимости принимать и реализовывать самостоятельные решения, действовать автономно;
Отдельные элементы осваиваемой деятельности после их отработки в обычных условиях должны закрепляться в ситуациях, имитирующих различные экстремальные воздействия, т.е. действия должны приобрести устойчивость к различным психологическим стресс- факторам.
Психологи выделяют непосредственно психотравмирующие факторы экстремальных ситуаций, которые вызывают негативные психические реакции, например, страх, который вместо успешного действия заставляет человека сжаться в комок, закрыть глаза, застыть на месте – то есть покориться ситуации. Страх никогда и никого не делает сильнее – он только ослабевает человека. Сотрудник должен научиться управлять своим телом, своими мыслями. Он должен управлять своим страхом.

Организация и методика проведения психологического тренинга и подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях.

Психологическая подготовка в подразделениях ОВД должна рассматриваться, согласно требованиям приказа МВД России № 840 - 2006 г., утверждающего Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, как одной из самостоятельных разделов служебной подготовки. Руководителем занятий по психологической подготовке сотрудников ОВД, тем более ответственным за проведение психологических тренингов, как правило, является штатный психолог конкретного подразделения. Однако, материалы данных методических разработок составлены таким образом, что при определенной подготовке, руководителем занятий может быть: сотрудник БСП, руководитель подразделения, преподаватель, любой другой назначенный сотрудник, имеющий определенный опыт работы с людьми и соответствующее образование.
Важным требованием к проведению психологической подготовки сотрудников ОВД к служебной деятельности в экстремальных условиях является: непрерывность, систематичность, последовательность, организованность, мотивированность и активность самих участников занятия.
Руководитель занятия в ходе проведения тренинга использует различные формы: лекции, беседы, анализ ситуации, практические занятии, упражнения, деловые и оперативные игры, психологический практикум, тестирование и др.
Следует также отметить, что для психологической подготовки важно специальное материально-техническое обеспечение;
- помещение (свободное от столов, для проведения групповых тренингов);
- площадка для эмоционально-волевых упражнений;
- учебные полигоны;
- средства наглядности (слайды, диафильмы, видео и кинофильмы, альбомы, фотографии, учебная доска и др.);
- технические средства обучения (проекционные устройства, тренажеры);
- запасы расходных материалов и средств имитации экстремальных условий;
- веревочные материалы различной длины;
- набор диагностических материалов;
- кабинет психоэмоциональной разгрузки (КПР).

В организационную структуру и методику проведения занятия входят:
- определение категории участников подготовки, их опыт участия в экстремальных ситуациях, владения соответствующими навыками саморегуляции, занимаемые должности, возраст, степень активности и заинтересованности, готовности к занятиям;
- формулирование и конкретизация целей и задач тренинга и упражнений;
- планирование темы тренинга, количество участников, время и место проведения (аудитория, спортзал, открытая местность, полигон, полоса препятствий, КПР др.);
- определение уровня занятий (упражнений): 1 - для всей группы, подразделения, 2 - упражнения внутри, в рамках группы и между группами, 3 - упражнения, личностно-ориентированные и индивидуальные;
- определение потребности в расходных материалах (бумага, карандаши т.п.), специальном оборудовании (магнитофон, телевизор веревочные средства и др.);
- расположение материала занятия и порядок проведения: вводная часть занятий – как адаптационная, ориентировочно-мотивирующая; основная часть – представляющаяся как активная - тренировочная, с использованием ряда упражнений; заключительная часть - подведение итогов и предоставление рекомендаций и заданий на самостоятельную работу.
Руководитель занятия использует методические разработки настоящего сборника и руководствуется содержанием программы проведения психологических тренингов и подготовки сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных условиях в определенной последовательности. Для каждого тренинга и упражнения имеется методика описания и его проведения.
Программа психологических тренингов
Тренинг 1. «Релаксация»
Тренинг 2. «Преодоление психологических трудностей»
Тренинг 3. «Повышение боевого духа»
Тренинг 4. «Ситуативно-образная тренировка. Экстремальные ситуации»
Тренинг 5. «Навыки самоуправления»
Тренинг 6. «Сплочение служебных коллективов. Командная работа- работа в команде».

Приложение. 1. «Обзор (информация). Стресс факторы»
Приложение 2. « Признаки психологических трудностей и оказание помощи».
Приложение 3.«Психологический практикум (Тесты, Диагностика)».
В зависимости от потребности в данных тренингах и упражнениях, руководитель занятия подбирает и составляет программу проведения Тренингов и занятий с сотрудниками ОВД с учетом специфики задач, экстремальности ситуации и необходимого времени на подготовку.

Тренинг № 1. «РЕЛАКСАЦИЯ».

ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ НАВЫКАМИ РЕЛАКСАЦИИ
ЦЕЛЬ:
Научить сотрудников подразделения самостоятельно использовать навыки расслабления и регулярно проводить дыхательную гимнастику, мышечное расслабление и аутогенную тренировку.
ЗАДАЧИ:
- снятие нервно – психического напряжения;
- восстановление нарушенного сна и преодоление физической усталости, мышечного напряжения;
- создание основы к постоянной готовности в течение дня к выполнению служебных задач.
Руководителю занятий следует добиться выполнения данных упражнений в той последовательности, которые описаны в данном тренинге «Релаксация».
При жестко регламентированном времени на подготовку сотрудников к действиям в экстремальных условиях руководитель занятий может сразу переходить к другим тренингам в зависимости от поставленных задач.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
Упр. № 1 – свободное дыхание
Упр. № 2 – дыхание по системе «ЦИГУН» на расслабление
Упр. № 3 – дыхание по гимнастике ЦИГУН на мышечную
активизацию и улучшение самочувствия.

Комплекс упражнений мышечной релаксации.
Упр. № 1 – «Расслабление-напряжение» (Руководитель занятия использует материалы, данные в методике «Повышение боевого духа».
Упр. № 2 – «Расслабление мышц головы»
Упр. № 3 – «Расслабление мышц рук»
Упр. № 4 – «Переход к бодрствованию»
3. Методика аутогенной тренировки («МАТ»), руководитель занятия использует материалы, данные в методике «Повышение боевого духа».

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
УПРАЖНЕНИЕ № 1.

ЦЕЛЬ: Овладение навыками дыхательной гимнастики.
УЧАСТНИКИ: все сотрудники.

ИНСТРУКЦИЯ:
Дыхательный цикл состоит из четырех фаз: вдох – пауза – выдох – пауза. Человек, в среднем, совершает 16-18 дыхательных циклов. Каждый может вывести свою индивидуальную формулу дыхания: соотношение продолжительности каждой фазы в одном дыхательном цикле. Для этого нужно использовать удары пульса или выбрать темп счета со скоростью 1-2 счета в секунду. Обычно это соотношение следующее: вдох 3 (4), задержка 0 (1), выдох 0-4, задержка 0-2. Если время вдоха сокращать, а выдоха увеличивать, делая более продолжительной задержку после выдоха, то получим успокаивающий тип дыхания, формула которого следующая: вдох – 2 (1), задержка – 0, выдох 6 (5), задержка после выдоха – 4. Вызывать для расслабления и погружения в особое состояние сознания, не нужно строго следовать приведенной форме. Каждый начинает со своей индивидуальной формулы обычного, спокойного дыхания и концентрирует внимание на сокращении продолжительности вдоха, устранении паузы и увеличении выдоха и паузы после него.
После этого необходимо внушить себе: «Мое дыхание поверхностное, размеренное, спокойное». Такое дыхание надо сохранять около одной минуты (7-9) дыхательных циклов. С каждой тренировкой специальное успокаивающее дыхание становится все более приятным и привычным. Это состояние можно дополнить внушением: «Дышу свободно и легко».
Таким образом, упражнение 3 выполняется в комплексе с упражнениями 1 и 2 после занятия удобной позы для погружения (наиболее оптимальный вариант – поза кучера) и достижения релаксации.
Преподаватель предлагает сотрудникам выполнить данное упражнение, отмечая при этом сотрудников, которые наиболее точно и старательно выполняют упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ № 2. «ДЫХАНИЕ ПО СИСТЕМЕ ЦИГУН»
на расслабление.

Руководитель занятий предлагает сотрудникам встать из-за своих рабочих мест, руки опущены вдоль туловища, тело расслаблено. Под руководством руководителя занятий по команде сотрудники поднимают руки вверх, на уровне груди и делают глубокий вдох через нос, опуская руки делают выдох через рот. Упражнение выполняется в течение 5 минут. Организм насыщается кислородом, наступает состояние расслабления. Если начинает кружиться голова, то выполнение упражнения следует прекратить.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. «ДЫХАНИЕ по гимнастике ЦИГУН»
на мышечную активизацию, улучшение самочувствия.

Руководитель занятий предлагает выполнить то же самое упражнение, но в энергичном темпе 20 раз. При этом наступает эффект успокоения и улучшения настроения, бодрствование. В завершение упражнения сотрудники на выдохе должны проговаривать про себя успокаивающие слова, выдох – слово, например: выдох – мне легко, выдох – мне хорошо. Выдох – мне свободно и т.п.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ
УПРАЖНЕНИЕ № 1. «Расслабление мышц головы».

ЦЕЛЬ: Овладение навыками мышечного расслабления.

УЧАСТНИКИ: все сотрудники подразделения.

ИНСТРУКЦИЯ:
Упражнения выполняются сотрудниками самостоятельно под руководством руководителя занятий.
Руководитель занятий предлагает сотрудникам начать выполнение упражнения с того, чтобы сделать глубокий вдох (пауза – 3 секунды). А на выдохе, ощутить, как все мышцы головы расслабляются по мере того, как теплая волна расслабления начинает спускаться с макушки вниз. Далее руководитель говорить слушателям: «Сосредоточьтесь на мышцах лба. Прочувствуйте, как мышцы лба стали тяжелыми и расслабленными. Сосредоточьте свое внимание на том, что мышцы лба расслабляются (пауза – 10 секунд). Тепло отпускается ниже, на мышцы век и носа. Прочувствуйте, как мышцы век тяжелеют, как будто наливаются свинцом. По всем мышцам лба, век и носа разливается приятное тепло. Тепло опускается ниже, на мышцы рта. Мышцы рта расслабляются, становятся тяжелыми. Нижняя челюсть немного отвисает. Сосредоточьте свое внимание на том, что мышцы рта и челюсти становятся тяжелыми и расслабленными. Все неприятные мысли улетучиваются, все заботы и тревоги покидают Вас (пауза – 10 секунд)».

УПРАЖНЕНИЕ № 2. «Расслабление мышц рук».

ЦЕЛЬ: Овладение навыками мышечного расслабления.

УЧАСТНИКИ: все сотрудники подразделения.

ИНСТРУКЦИЯ:
Упражнения выполняются сотрудниками самостоятельно под руководством руководителя занятий.
Руководитель занятия далее под своим руководством проводит релаксационные упражнения с сотрудниками «Прочувствуйте, как приятная теплая волна расслабления отпускается к рукам и разливается по всем мышцам. Все мышцы расслабляются, становятся тяжелыми, как будто наливаются свинцом. Расслабляются мышцы предплечий, расслабляются мышцы кистей рук. Приятное тепло разливается по всем мышцам рук. Все Ваше тело отдыхает. Чувство усталости покидает Ваше тело. Вы расслабляетесь и отдыхаете. Хорошо запомните возникшие ощущения. Теперь лишь одно воспоминание об этих ощущениях будет проводить к их появлению (пауза – 10 секунд).


УПРАЖНЕНИЕ № 3. «Переход к бодрствованию».

В завершение выполнения комплекса упражнений, направленных на мышечную релаксацию для стимуляции жизнедеятельности организма и психики слушателей, мобилизации и готовности к преодолению в дальнейшем каких-либо трудностей, руководитель занятий предлагает сотрудникам выполнить заключительное упражнение.

ЦЕЛЬ: Овладение навыками мышечного расслабления.

УЧАСТНИКИ: все сотрудники подразделения.

ИНСТРУКЦИЯ:
Упражнения выполняются сотрудниками самостоятельно под руководством руководителя занятий.
В тех случаях, когда метод пассивной мышечной релаксации будет применяться сотрудником в течение рабочего дня, по завершению упражнений необходимо применять мобилизующие формулы: «Я хорошо отдохнул и расслабился. Сейчас я уду считать от одного до пяти. С каждым счетом я буду чувствовать, как становлюсь все более бодрым, а мое тело отдохнуло. Когда я дойду в счете до 5, то сразу открою глаза и буду чувствовать себя бодрым, свежим, полным энергии и готовым успешно выполнять свои служебные обязанности. Один! Я чувствую себя бодрым и свежим!! Два! Все мышцы моего тела отдохнули и наполнились силой. (Потянитесь, повращайте кистями рук и стопами ног). Три! Я чувствую себя сильным (Потянитесь!). Четыре! Я готов к работе. Пять! Откройте глаза.

УПРАЖНЕНИЕ 1.3 «РАССЛАБЛЕНИЕ ТЕЛА». «МАЯТНИК»,

ЦЕЛЬ: Развитие навыков активно-мышечной релаксации.

УЧАСТНИКИ: все сотрудники.

ИНСТРУКЦИЯ:
Упражнения выполняются сотрудниками самостоятельно под руководством руководителя занятий.
Руководитель занятий предлагает сотрудникам просмотреть сюжет из учебного видеофильма (сюжет № 13) «Саморегуляция поведения сотрудников ОВД в экстремальных условиях» и ознакомиться с отдельными упражнениями по активной мышечной релаксации. После чего предлагает сотрудникам выполнить данные упражнения. С этой целью сотрудники выходят из-за своих рабочих мест, и.п. – ноги на уровне плеч, тело и ноги расслаблены. Сотрудникам предлагается закрыть глаза и немного потрястись на носочках, руки должны свободно, без какого – либо напряжения свисать и болтаться. Затем в продолжение выполнение упражнения сотрудникам предлагается совершить несколько поворотов вправо, влево, с опущенными как плети руками. Далее сотрудникам предлагается с закрытыми глазами в расслабленном положении покачаться на ногах в различные стороны, ощутить себя «Ванькой-встанькой», «Маятником». В завершение упражнения слушатели разбиваются на группы по 5-6 человек, становятся в плотный круг, в центр которого становится один из сотрудников. У сотрудника закрыты глаза, он расслаблен и раскачивается в разные стороны, его же товарищи бережно и аккуратно медленно передают его по кругу из рук в руки. При выполнении этого упражнения достигается эффект расслабленности организма, доверия и комфортности.


1.4. МЕТОДИКА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ («МАТ»)

УПРАЖНЕНИЕ: «МАТ»
ЦЕЛЬ: Обучить сотрудников методике проведения аутогенной тренировки и использования ключевых, мобилизующих самовнушений

ИНСТРУКЦИЯ:
Руководитель занятия, сначала самостоятельно и твердо овладевает методикой аутогенной тренировки (МАТ). Определяет время и место занятия. Желательно иметь удобный кабинет или кабинет психоэмоциональной разгрузки (КПР).
Руководитель предлагает сначала участникам выписать в конспекты последовательность шагов в данной методике в качестве памятки для самостоятельной работы, а затем проводит занятие.

Последовательность основных комплексов действий.
1 Общее успокоение (предложить удобно сесть, сделать свободное и легкое дыхание, закрыть глаза, почувствовать себя комфортно).
2 Достижение тренированной мышечной релаксации
Варианты: а) самовнушение ощущений тяжести;
б) идеомоторные релаксирующие упражнения;
в) последовательное применение вариантов б) и а).
3. Вызывание ощущений тепла в конечностях.
4. Вызывание тепла в солнечном сплетении.
5.Овладение регуляцией ритма и частоты дыхания.
6.Овладение регуляцией ритма и частоты сердечной деятельности.
7.Мобилизирующие эмоционально-волевой сферы.
8.Общее укрепление эмоционально-волевой сферы.
Мобилизующие упражнения.

Я хорошо отдохнул…

Мои силы восстановились…

Во всем теле ощущаю прилив энергии…

Мысли ясные, четкие…

Мышцы легкие, наполняются силой…

Готов действовать…

Я словно принял освежающий душ…

По всему телу пробегает приятный озноб…

Делаю глубокий вдох…Резкий выдох, поднимаю голову (или встаю) и открываю глаза.

Формулы упражнений, направленные на общее укрепление
Эмоционально-волевой сферы.
1. Я все лучше владею собой…
2. Я владею своими мыслями…
3 Я владею своими чувствами…
4. Я всегда внимателен…
5. Я постоянно собран…
6 Я всегда уверен в себе…
7. Я всегда уравновешен…
8 Я владею собой…

Упражнения, направленные на общее успокоение.


Я совершенно спокоен…

Меня ничто не тревожит…

Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха…

Все мое тело полностью отдыхает…

Я совершенно спокоен…

ТРЕНИНГ № 2 «ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ»

ЦЕЛЬ: научить сотрудников ОВД замечать психологические трудности и уметь их разрешать.
УЧАСТНИКИ: все сотрудники подразделения.
ИНСТРУКЦИЯ:
Этот тренинг является необходимой частью психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.
Как правило, ранее возникший стресс, может надолго «выключить» сотрудника от служебной деятельности.
Есть большая необходимость: осознанно замечать имеющиеся стресс-факторы, снизить негативное влияние с начала их возникновения. Руководитель занятия знакомит участников о существующих стресс-факторах в служебной деятельности (смотри приложение № 1) и фиксирует признаки проявления психологических травм (смотри приложение № 2). Руководитель организует занятие в форме беседы, круглого стола. Проводит психологический практикум в форме тестирования (смотри приложение № 3), обсуждает и формулирует с участниками темы для проведения занятий, связанных с преодолением психологических трудностей. После каждой отработки темы участники записывают необходимые рекомендации, которые могут быть полезны на практике. Руководителю занятий и его участникам для более глубокого развития опыта преодоления психологических трудностей, представлены литературные источники, название которых включены в конце отрабатываемого упражнения.
Кроме того, руководителю занятия можно рекомендовать схему практической отработки соответствующего упражнения в группах по 3 человека с использованием условных ролей: участник А играет роль «клиента» (у которого имеются реально данная психологическая трудность: участник В выполняет роль «друга-наставника», который пытается ему помочь и участник С как эксперт и консультант для В. Затем все участники обмениваются своими впечатлениями, дают друг другу обратную связь и меняются ролями.
Более подробно методика работы в группах описана в тренинге: «Навыки самоуправления». Приведенные упражнения в данном тренинге, могут быть также эффективно использованы для разрешения конкретных психологических проблем или трудностей.


Тема 1: ПАНИКА И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ОВД.

Задание: ознакомьтесь, выполните и используйте при появлении панических мыслей и реакций предлагаемые в упражнениях 1-3 быстрые способы снятия психоэмоционального напряжения.

Способ «Волшебное слово» прерывает автоматический поток мыслей о грозящей опасности при помощи успокаивающего слова или фразы. Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы типа: «глубокое и еще более глубокое расслабление» и т.п. пусть мысли проносятся в вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60 секунд. Дышите медленно и глубоко.

Способ «Дыхание на счет 7 – 11» помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из эмоциогенной ситуации. Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 1 при выдохе. Необходимость настолько растягивать дыхание требует полной концентрации внимания. Глубокий вдох снимает напряжение, которое неизбежно появляется в межреберных мышцах. Растянутый во времени выдох расслабляет живот. Если вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, - следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

Способ «Отвлечение внимания» блокирует мысли об угрозе жизни или другие стрессовые размышления, снижает степень боязни и панических состояний.
В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание, на каком – нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности.

Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые Вам доставляют удовольствие.

Медленно сосчитайте предметы, эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т.д.

Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных вами вчера действий.

В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.

Тема 2. Психотехника преодоления сотрудниками ОВД
страха в опасных ситуациях деятельности.

Упражнение 1.
Задание: выполните упражнение, которое в психотерапевтической практике получило название «дыхание «ХА» стоя». Эффект упражнения заключается в уменьшении степени тревожности, страха, депрессивных явлений, повышении работоспособности. Целесообразно упражнение выполнять ежедневно.
Ход выполнения упражнения.
Сделать полный вдох, одновременно поднимая руки вверх, прикасаясь ими к ушам, задержать дыхание на несколько секунд. Стремительно нагнувшись, дать рукам свободно повиснуть и выдохнуть воздух через рот, издавая звук «ХА» не голосом, а напором воздуха. Затем, делая медленный вдох, выпрямиться, поднимая руки над головой. Вдыхая, желательно образно представить, как с потоком воздуха «впитываются « положительные качества (сила, спокойствие, свежесть, здоровье), а во время выдоха – «отдается» все негативное (слабость, тревожность, страх, болезнь).
Рекомендуется повторить упражнение в одной серии 3-5 раз.

Упражнение 2.
Задание: выполните упражнение, которое позволяет оперативно устранять чувство страха в ситуации опасности (упражнение предложено Т.Майнгардтом).
Ход выполнения упражнения.
Положите свою правую руку на область пупа (на солнечный узел), свою левую руку на сердце, которое находится не так далеко влево, как обыкновенно думают, а прямо в середине и сделайте глубокий вдох. После этого задержите дыхание в течение 4-6 секунд, а затем сделайте внезапный выдох. В одной серии упражнение необходимо повторить 4-6 раз.
Упражнение должно, конечно, производиться так, чтобы в горле не появлялось стеснения или чувства боли. Если же появляются болезненные ощущения в горле, то это служит знаком, что упражнение выполняется неправильно. Целесообразно еще раз прочитать инструкцию о порядке выполнения упражнения, изложенную выше.

Упражнение 3.
Задание: необходимо произвольно вызывать телесные признаки страха (стеснение дыхания, побледнение, покраснение, пот, дрожь, головокружение, напряжение и скованность в определенных группах мышц, например лица или брюшного пресса, закладывание ушей и т.п.). допустим: при страхе ссутуливаются плечи, дрожат коленки, напрягается лицо, зажимается дыхание.
Ход выполнения упражнения:
Два раза в день по три минуты старайтесь вызывать указанные признаки, вспоминая свои состояния страха и подражая им. Потом делайте наоборот. Одни признаки вызываются легче, другие труднее, а некоторые требуют подлинного переживания страха.

Рекомендации и правила по преодолению состояния страха.

Теория и практика деятельности работников правоохранительных органов выработали ряд правил преодоления страха:

Определите точно предмет вашего страха, оцените насколько реальна угроза и постарайтесь уяснить, возможно ваш страх неразумен или даже нелеп;

Оставьте прежде всего в покое всякое беспокойство относительно вашего страха. Не добавляйте второй этаж над зданием вашего страха;

Используйте принцип «полной загрузки», «заполните» сознание делом. Считается, что локализация страха возможна на уровне достижения согласия с самим собой по принципу «будь, что будет, перехожу к действиям». В этом случае интеллект перестает просчитывать варианты угрозы здоровью и жизни работника правоохранительных органов, останавливается мысленный поток и резко обостряется восприятие окружающей обстановки. В силу этого происходит эффективное включение в работу, что само по себе устраняет страх;

Ведите себя так, как будто вы уже храбры. Идите навстречу страху и страх уменьшится. В.Брусков отмечал, что «смелость делают из хорошо дрессированной трусости».

Мысленно представьте, что все чего вы боялись, уже случилось;

Помните, вы не одиноки в своих страхах, не бойтесь бояться;

Не ставьте себе никаких оценок, оценивайте результат, а не себя;

Рискуйте осознанно, преднамеренно, обоснованно в соответствии со сложившейся ситуацией;

Старайтесь выявить и побороть в себе посредством воспитания недостатки характера, вызвавшие ваши страхи: боязнь, обидчивость, чувство вины, застенчивость и т.п.
Применяемые для преодоления страха психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и создавать особые мыслительные, ментальные состояния. Психотехнические приемы преодоления страха основываются на элементах медитации, визуализации, телесной терапии, дыхательной гимнастики и т.п. Их применение эффективно, т.к. они действуют «в обход» сознания, используя подсознательные ресурсы психики человека, а наблюдения и практика показывают, что обращение к мышлению, рациональные приказы по типу «я не буду бояться» не обладают достаточной эффективностью для снятия состояния страха.
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации