Дурново Д.В. Автомобильные перевозки внутри таможенного союза - файл n1.doc

приобрести
Дурново Д.В. Автомобильные перевозки внутри таможенного союза
скачать (113 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc113kb.14.09.2012 20:09скачать

n1.doc



Автомобильные перевозки внутри таможенного союза

Дурново Д.В. Автомобильные перевозки внутри таможенного союза // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, N 1, январь-февраль 2011 г. – 13 с.


Перевозки пассажиров и грузов внутри таможенного союза являются разновидностью международных перевозок, для которых установлены специальное регулирование и правила налогообложения. На этот счет не так давно принят ряд нормативных документов, которые могут быть интересны транспортным компаниям и индивидуальным перевозчикам, работающим с партнерами таможенного союза. В статье освещены новости законодательства таможенного союза и разъяснения уполномоченных органов по вопросам перевозок на его территории.
Содержание


Несколько слов о таможенном союзе 3

Обязанность грузоперевозчика уведомить таможенный орган 4

Принцип обложения НДС 5

Как определить место реализации транспортных услуг? 6

Какой ставкой воспользоваться перевозчикам? 7

Какую ставку применить экспедиторам таможенного союза? 11

Несколько слов о прибыльном налогообложении 12



Несколько слов о таможенном союзе



Таможенный союз (ТС) - форма торгово-экономической интеграции государств, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При торговле с третьими странами государства - участники ТС применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами. Об этом сказано в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанном в Душанбе 06.10.2007, который является базовым документом ТС. В данном договоре участвуют Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Именно на территории данных стран образована единая таможенная территория таможенного союза, деятельность на которой для всех участников внешнеэкономической деятельности имеет свои плюсы.

Например, для импортеров удобно, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение статуса "товары таможенного союза", могут свободно обращаться на всей таможенной территории ТС. Такое же право имеют товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и признаваемые на указанную дату отечественными в государствах - членах ТС, что выгодно отечественным экспортерам товаров в страны ТС. Также введен единый таможенный тариф, который является инструментом торговой политики таможенного союза. Что касается перевозчиков и экспедиторов, для них предусмотрена упрощенная процедура прохождения таможенного контроля, а также ряд других послаблений таможенного и налогового характера.
К сведению. В рамках таможенного союза пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства (гражданское, банковское, налоговое) остаются национальными и применяются в части, не противоречащей международным договоренностям.

Обязанность грузоперевозчика уведомить таможенный орган



В общем случае прибытие товаров на таможенную территорию ТС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию ТС возлагается на перевозчика - ему придется представить ряд документов таможенному органу. Отрадно, что внутри таможенного союза введен единый перечень уведомительных бумаг для таможенников. При перевозке автомобильным транспортом перевозчику нужно позаботиться о следующем:

а) документы:

- на транспортное средство международной перевозки (регистрационные бумаги);

- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их;

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой деятельности;

б) сведения:

- наименование и адрес перевозчика товаров;

- наименование страны отправления и страны назначения товаров;

- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

- наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

- о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

- о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

- о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;

- о наличии товаров, ввоз которых на территорию ТС запрещен или ограничен;

- о месте и дате составления международной товарно-транспортной накладной;

- вес брутто товаров (в кг) либо объем товаров (в куб. м), за исключением крупногабаритных грузов.

Если есть возможность, перечисленные документы и сведения могут быть представлены в электронном виде, главное, чтобы они составлялись или имели перевод на государственный язык государства - члена таможенного союза, на территорию которого прибыли товары (груз).
К сведению. От имени транспортной компании документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами (например, экспедиторами), действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).
Чтобы ускорить процедуру таможенного досмотра, перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию ТС. Федеральным законом от 15.11.2010 N 304-ФЗ ратифицировано межгосударственное соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу ТС.

Принцип обложения НДС



Принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе заложены в отдельном соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008. В нем описаны правила взимания косвенных налогов при экспорте, импорте товаров, а также есть отсылочная норма на Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 94-ФЗ). Этот документ дает более конкретные рекомендации по налогообложению перевозчикам и экспедиторам, занимающимся оказанием услуг в ТС.
К сведению. В целях обеспечения возможности налогоплательщиков ознакомиться с документами, относящимися к деятельности ТС, на интернет-сайте ФНС*(1) в рубрике "ФНС России" создана подрубрика "Таможенный союз", в ней в разделе "Международные договоры" размещены нормативные акты по реализации соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (Письмо ФНС РФ от 09.07.2010 N ШС-37-3/6330@).
Базовый принцип взимания косвенных налогов (в том числе НДС) состоит в следующем: налогообложение производится в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Таким образом, налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Как определить место реализации транспортных услуг?



Ответ есть в ст. 3 Порядка взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг: местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если они связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства. Транспортные средства могут сначала находится в одном государстве, затем в другом, и непросто сразу сказать, какое законодательство имеет приоритет в таком случае. Однако у российского перевозчика больше оснований считать местом реализации оказываемых услуг Российскую Федерацию и применять нормы отечественного налогового законодательства. Это подтверждают письма Минфина РФ от 22.11.2010 N 03-07-08/320, от 13.11.2010 N 03-07-08/310, от 03.11.2010 N 03-07-08/306.

Местом реализации услуг по перевозке товаров, в том числе транспортом, оказываемых налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, признается территория этого государства. Таким образом, местом реализации услуг по перевозке транспортом товаров с территории РФ на территорию государств - членов ТС; оказываемых российскими перевозчиками, признается территория РФ, и такие услуги подлежат налогообложению по правилам российского законодательства о налогах и сборах. Аналогичный вывод финансовое ведомство делает в отношении услуг по организации перевозок товаров (Письмо от 10.11.2010 N 03-07-08/308). Местом реализации таких услуг по товарам, вывозимым с территории РФ на территорию государств - участников ТС или ввозимым в обратном направлении, признается территория РФ, и такие услуги облагаются НДС согласно нормам Налогового кодекса.

Нестандартная ситуация рассмотрена в Письме Минфина РФ от 15.11.2010 N 03-07-08/311. Перевозчик задал вопрос о применении НДС в отношении оказываемых российской организацией услуг по перевозке оборудования с территории третьих стран в Республику Казахстан через территорию РФ. Чиновники вначале указали, что услуги по перевозке товаров не предусмотрены в перечне услуг, которые облагаются исходя из места нахождения покупателя (заказчика)*(2). Из этого делается вывод, что местом реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (с 1 июля 2010 года под процедуру таможенного транзита), оказанных российской организацией, является территория РФ. В связи с этим оказываемые отечественным перевозчиком услуги по транспортировке оборудования, ввозимого с территории третьих стран в Республику Казахстан через территорию РФ, облагаются НДС по ставкам, предусмотренным законодательством РФ.

Если все ситуации обобщить, можно сделать вывод: местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров в рамках таможенного союза и за его пределы, оказываемых российскими организациями, признается территория РФ, и такие услуги облагаются НДС в соответствии с нормами российского налогового законодательства.

Какой ставкой воспользоваться перевозчикам?



В общем случае гл. 21 НК РФ предусмотрена нулевая ставка для международных грузо- и пассажирских перевозок (пп. 2-4 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для перевозок внутри таможенного союза специальных норм в ст. 164 НК РФ не предусмотрено, что дает право предприятиям автомобильного транспорта воспользоваться ставкой 0% на общих условиях. Но чиновники не разделяют этот подход, высказывая сомнение в правомерности применения нулевой ставки в отношении грузоперевозок внутри таможенного союза. В чем причина?

Обратимся к Письму Минфина РФ от 03.11.2010 N 03-07-08/306. В нем сказано, что ставка 0% предоставляется при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ). Налоговым кодексом не установлен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) товаров в рамках единой таможенной территории, в том числе в отношении товаров:

- вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена таможенного союза;

- ввозимых на территорию РФ с территории такого государства;

- перемещаемых через территорию РФ с территории государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС, по которым таможенное оформление не производится, либо на территорию государства, не являющегося членом ТС.

В связи с этим к указанным работам (услугам), выполняемым российскими организациями, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ применяется ставка НДС в размере 18%.

Не спешите соглашаться с чиновниками, так как Законом N 309-ФЗ*(3) в гл. 21 НК РФ внесены изменения, устраняющие пробелы в Налоговом кодексе и приводящие его в соответствие с нормами таможенного законодательства.

Итак, во-первых, ранее в Налоговом кодексе, в отличие от Таможенного, вместо термина "таможенная процедура" применялся термин "таможенный режим". С вступлением в силу поправок налогоплательщик будет применять один термин - "таможенная процедура", что устранит разночтения.

Во-вторых, утрачивает силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Им была предусмотрена экспортная ставка для услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров. Однако данные операции остались в списке льготных, так как взамен введен пп. 2.1 п. 1 ст. 164, в котором более детально расписано, какие транспортные услуги облагаются по нулевой ставке, а также разъясняется понятие международных перевозок для целей исчисления НДС. В частности, в этих целях международными признаются перевозки товаров транспортом, при условии, что пункт отправления или назначения товаров расположен за пределами территории РФ. К международным перевозкам относится также ряд услуг, обложение которых осуществляется по одним и тем же правилам, в том числе транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В-третьих, изменен перечень документов, которые требуются для подтверждения перевозчиком нулевой ставки. В частности, копии контракта налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание данных услуг будет недостаточно. В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров в РФ с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание этих услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами (с непосредственным экспортером или импортером).

Следующий документ - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке. В отношении данного документа изменений практически нет. Осталось требование о представлении документа, подтверждающего право на незачисление валютной выручки, если оно имело место при оказании услуг на территории РФ. Положение о расчете наличными из НК РФ исключено, возможно, потому, что это частная норма, не обязательная при указании общей нормы о предоставлении документов при незачислении валютной выручки на банковские счета.

Нет таможенной декларации, но есть копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз на территорию РФ). При этом в рамках таможенного союза установлен ряд особенностей для каждого вида транспорта. Приведем в таблице документы, подтверждающие применение нулевой ставки при перевозках автомобильным транспортом.


Виды перевозок, захватывающие территорию таможенного союза

Перечень документов, представляемых для подтверждения нулевой ставки

Вывоз товаров автомобильным транспортом за пределы таможенной территории ТС, в том числе через территорию государства - члена ТС

Копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории РФ

Ввоз товаров автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом ТС, в том числе через территорию государства - члена ТС

Копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей ввоз товара на территорию РФ

Вывоз товаров с территории РФ на территорию государства - члена ТС или ввоз на территорию РФ с территории государства - члена ТС

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или погрузки (станции назначения или отправления), находящегося на территории другого государства - члена ТС


Приведем еще ряд разъяснений финансового ведомства, касающихся применения налоговой ставки в различных ситуациях, связанных с международными перевозками.

Оказываемые российской организацией услуги по перевозке автомобильным транспортом экспортируемых и импортируемых товаров только по территории РФ подлежат налогообложению в традиционном порядке, по ставке в размере 18% - нулевая ставка НДС применяется в отношении международных грузоперевозок между пунктами, один из которых расположен на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ (Письмо Минфина РФ от 15.10.2010 N 03-07-08/293).

Что касается осуществляемых российскими организациями услуг по перевозке (транспортировке) товаров, перемещаемых с территории государства, не являющегося членом таможенного союза, через территорию РФ на территорию другого государства, не являющегося членом таможенного союза, то указанные работы (услуги) подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% (Письмо Минфина РФ от 03.11.2010 N 03-07-08/306). При этом перевозчику нужно позаботиться о надлежащем таможенном оформлении товаров в порядке, предусмотренном ТК ТС, и наличии на перевозочных документах соответствующих отметок таможенных органов РФ, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина РФ от 15.11.2010 N 03-07-08/311: при транзитной перевозке товаров (помещенных под процедуру таможенного транзита) обложение НДС производится по нулевой ставке при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.

Какую ставку применить экспедиторам таможенного союза?



Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить, какие услуги относятся к транспортно-экспедиционным, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Закон N 309-ФЗ позволяет это сделать, такой перечень в целях налогообложения есть в новом пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;

- оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов;

- погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги;

- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;

- организация страхования грузов, платежно-финансовые услуги;

- таможенное оформление грузов и транспортных средств;

- разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

- розыск груза после истечения срока доставки, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Несмотря на то, что перечень закрыт, в нем перечислены многие услуги, которые оказывают экспедиторы в международном сообщении, что дает право применять льготную ставку практически по всему спектру транспортно-экспедиционного обслуживания. Обратимся к Письму Минфина РФ от 29.11.2010 N 03-07-08/333. В нем говорится, что при оказании российской фирмой услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории иностранного государства, независимо от таможенных режимов, под которые такие товары помещаются, применяется нулевая ставка при условии представления документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.

Но в другом разъяснении финансистов - Письме от 10.11.2010 N 03-07-08/308 - высказана совершенно противоположная точка зрения в отношении экспедиторских услуг, оказываемых на территории таможенного союза. Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по услугам по организации перевозок товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государств - членов таможенного союза или ввозимых в обратном направлении, по которым таможенное оформление не производится, Налоговым кодексом не предусмотрен. В связи с этим к таким услугам применяется ставка в размере 18%, а суммы налога, предъявленные при приобретении таких услуг, принимаются к вычету в общем порядке.

Вывод финансового ведомства не в пользу экспедиторов: вместо того, чтобы упростить правила налогообложения, чиновники, наоборот, их усложняют, ставя экспедиторов таможенного союза в неравное положение по сравнению с коллегами по иным международным перевозкам. С учетом внесенных Законом N 309-ФЗ поправок вопрос о документальном подтверждении применения нулевой ставки может быть решен. Для экспедиторов не утвержден специальный перечень документов, поэтому они могут руководствоваться списком для перевозчиков, который рассмотрен выше. Экспедитор, собравший весь пакет документов, предусмотренный новым пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, вправе рассчитывать на применение нулевой ставки по НДС. Надеемся, скоро появятся разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения поправок, внесенных Законом N 309-ФЗ, и у перевозчиков и экспедиторов таможенного союза будет возможность убедиться в правомерности применяемого ими порядка налогообложения.

Несколько слов о прибыльном налогообложении



В отношении налога на прибыль в таможенном союзе пока нет четкой политики, поэтому перевозчикам и экспедиторам следует исходить из норм соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных ранее между государствами, входящими в таможенный союз:

- Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995.

Согласно первому документу доходы российского налогоплательщика от международных перевозок между Казахстаном и Россией не подлежат налогообложению в Республике Казахстан. При этом документ не связывает каким-либо образом освобождение от налогообложения в одном государстве с налогообложением в другом государстве. Даже если бы такие доходы освобождались от налогообложения в России, в Республике Казахстан они также не должны облагаться, если международный перевозчик является налоговым резидентом РФ (Письмо Минфина РФ от 04.07.2008 N 03-04-07-01/113). Аналогично, если доходы в РФ получает перевозчик из Казахстана, он не уплачивает налог в РФ, если сможет представить в налоговую инспекцию документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (Письмо Минфина РФ от 09.07.2010 N 03-08-05).

Такой же порядок налогообложения действует в отношении перевозок между Россией и Республикой Беларусь. Российский перевозчик, оказывающий транспортные услуги белорусскому заказчику с полученной прибыли уплачивает налог в РФ. Доходы же иностранной организации-перевозчика, являющейся резидентом Республики Беларусь, полученные ею в связи с осуществлением международной перевозки автомобильным транспортом в РФ, подлежат налогообложению в Республике Беларусь. При этом освобождение от налогообложения доходов белорусской компании-перевозчика от налогообложения у источника выплаты в РФ производится не автоматически, а при соблюдении определенных процедур, предусмотренных налоговым законодательством РФ. А именно: иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства согласно п. 1 ст. 312 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/072638). Если документ не представлен, то российская организация вправе удержать налог с выплачиваемых иностранному партнеру доходов. Не исключено, что подобный порядок действует на территории Республики Беларусь, поэтому российскому перевозчику также следует позаботиться о документе, подтверждающем его постоянное местонахождение в РФ.
* * *
Итак, перевозки внутри таможенного союза имеют свои плюсы и минусы, поэтому перевозчикам и экспедиторам стоит держать руку на пульсе и отслеживать все изменения и дополнения постоянно совершенствующегося законодательства таможенного союза.
Д.В. Дурново,

главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2011 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) http://www.nalog.ru.

*(2) К таким услугам относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы и ряд других услуг.

*(3) Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 ч. II Налогового кодекса РФ".




Автомобильные перевозки внутри таможенного союза
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации