Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы - файл n1.doc

приобрести
Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы
скачать (927.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc928kb.14.09.2012 20:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Е.С. ЧЕРНИК

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992

ББК 74.3 4-49

Рецензент канд. мед. наук П. Н. Вайзман (г. Москва)

Черник Е. С.

Ч-49 Двигательные возможности учащихся вспомога­тельной школы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1992.— 128 с: ил.—15ВЫ 5-09-003468-0.

В книге дана характеристика двигательных возможностей детей-олигофренов, а также средств коррекции нарушенных у этих детей двигательных функций.

Книга предназначена учителям, ведущим занятия физической культурой во вспомогательных школах, студентам пединститутов, родителям.

Ч КБ —38—76—1991 ББК 74.3

18В\ 5-09-003468-0 © Черник Е. С, 1992

СОДЕРЖАНИЕ

Введени…………………………………………………………………………………………………………………………3

Двигательные качества школьника………………………………………………………………………………….............5

Сила……………………………………………………………………………………………………………………………………………..6

Выносливость……………………………………………………………………………………………………………………14

Быстрота………………………………………………………………………………………………………………………25

Ловкость………………………………………………………………………………………………………………………32

Развитие двигательного анализатора…..…………………………………………………………………………………..44

Функциональные возможности организма в школьном возрасте…………………...…………………………………53

Средства повышения двигательной активности учащихся…………..……………………………………………………60

Наш друг — режим……………………………………………….…………………………………………………………63

Утренняя гимнастика……………………………………………………………………………………….……………..68

Ритмика и ритмическая гимнастика………………………………………………………………………………………..72

Плавание и оборудование простейших бассейнов………………..………………………………………………….77

Лыжная подготовка…………………………………………………………………………………………………………82

Подвижные игры………………………………………………………………….……………………………………………………..86

Гигиенические знания и навыки школьников……………...………………………………………………………….93

Закаливание………………………...………………………………………………………………………………………………93

Формирование правильной осанки и профилактика плоско­стопия…………………………...……………………103

Лечебная физическая культура и самомассаж…………………………..……………………………………………………109

Одежда для занятий физическими упражнениями………………...…………………………………………………..111

Можно ли избежать травматизма при занятиях физ­культурой ? ………………………………………………116

Заключение………………………….………………………………………………………………………………………..124

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………………………………126

ВВЕДЕНИЕ

Изучение двигательных возможностей учащихся вспо­могательной школы имеет большое теоретическое и прак­тическое значение. В материалах исследований заинтересо­ваны представители различных отраслей науки и прак­тической деятельности: физиологии человека (в частности, физиологии движений, эволюционной физиологии), физи­ческого воспитания, дефектологии, педиатрии, школьной гигиены. Однако литературных данных, относящихся к развитию двигательной функции детей-олигофренов школь­ного возраста, имеется весьма ограниченное количество. И даже в тех немногочисленных исследованиях авторы таких работ, получая подчас весьма ценные данные о воз­растных изменениях выполнения тех или иных движений, как правило, не сопоставляют их с показателями физи­ческого развития, с антропометрическими данными и в большинстве случаев ограничиваются лишь констатацией факта возрастного увеличения показателей движения, ни­как этот факт не анализируя.

Между тем, исследуя возрастное развитие движений, никак нельзя обойти вопрос об основных факторах, обус­ловливающих это развитие. Необходимо знать, в какой мере возрастные изменения показателей изучаемого дви­жения зависят от физического развития и в какой — от физиологических параметров. Например, о такой1 двига­тельной функции, как выносливость при напряженной мы­шечной деятельности статического характера, мы судили, главным образом, по способности детей и подростков удер­живать различные величины веса собственного тела. Вы­бор такого приема весьма целесообразен, так как при этом соблюдается один из основных принципов дозировки физической нагрузки — ее индивидуальность, основанная на учете уровня физического развития.

Мы стремились охватить все возрастные группы детей, обучающихся не только во вспомогательной, но и в обще­образовательной школе, поскольку в первую очередь необходимо знать различия между умственно отсталыми и нормально развитыми школьниками. А это особенно важ­но для выяснения двигательных возможностей детей-оли­гофренов с целью коррекции их двигательных функций разнообразными средствами физического воспитания. В связи с этим для исправления дефектов моторики и физи­ческого развития предлагаются разнообразные средства физической культуры: утренняя гигиеническая гимнасти­ка, закаливание, ритмика, упражнения для формирования правильной осанки, обучение плаванию, ходьба на лыжах, подвижные и спортивные игры, лечебная физическая куль­тура, самомассаж и т. д.

Книга может быть использована в практической дея­тельности учителями физического воспитания вспомога­тельных школ, в какой-то мере и врачами, работающими во вспомогательной школе.

Двигательные качества школьника

Каждый человек обладает двигательными спо­собностями, т. е. способностями совершать движения и овладевать двигательными навыками. Но эти способно­сти могут развиваться по-разному в зависимости от сос­тояния двигательной функции и ее нарушений, условий их двигательной деятельности в семье и в школе. При этом могут выявляться различные стороны этих двигатель­ных способностей школьников, т. е. проявляться различ­ные двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость. [

Знание закономерностей развития двигательной функ­ции у детей и подростков, обучающихся во вспомогатель­ной школе, и оценка таких двигательных качеств, как си­ла, выносливость, быстрота, ловкость, дают возможность учителю физкультуры, педагогам и воспитателям судить о развитии двигательного, анализатора аномального ре­бенка. Знание и учет таких особенностей необходим, по­скольку во Всей учебно-воспитательной работе, как спра­ведливо указывал А. Н. Граборов, в самом физическом развитии ребенка и его оздоровлении заключены огромные коррекционные возможности. При этом для оценки каж­дого двигательного качества можно исходить из двух по­ложений. Во-первых, создавать такие условия выполнения движений, в которых чисто метрические факторы — разме­ры и масса тела — оказались как бы вынесены за скобки. Поэтому в таких условиях двигательные качества у детей и подростков можно определять, если так можно сказать, в «чистом виде». Например, сила мышц кисти и их вынос­ливость определялись в изометрическом режиме. И во-вто­рых, можно определять величину этих двигательных ка­честв при выполнении различных форм физических уп­ражнений: в процессе бега и ходьбы на лыжах, прыжков в длину или в высоту, метаний и т. д. Одним словом, подбирать разнообразные физические упражнения, кото­рые выполняются в повседневной жизни школьников, и посредством изучения и анализа их выполнения тракто­вать развитие того или иного двигательного качества школьника.

Сила

Для характеристики степени развития силы как дви­гательного качества надо исходить не из любого прояв­ления силы, а лишь из такого, где силовые возможности школьника проявляют себя в полной мере.

Для измерения силы мышц применяются свойства уп­ругой пружины. Измеряются те упругие силы, которые возникают в пружине при ее сжатии (или растяжении) с помощью мышечной силы. На этом принципе и построены обычные динамометры, например кистевой или становой.

Разнообразные формы работы мышц можно в конеч­ном счете свести к двум основным условиям или, как при­нято говорить, режимам их деятельности — изометричес­кому и изотоническому. Под изометрической формой мы­шечной деятельности понимают такие условия, при ко­торых мышца развивает свою силу, не изменяя при этом длины, т. е. не укорачиваясь. Под изотонической формой, или изотоническим режимом, мышечной деятельности по­нимают такие условия, при которых мышца может изме­нять свою длину, т. е. укорачиваться. Силу мышц детей и подростков чаще всего измеряют в изометрических ус­ловиях, или, иначе говоря, сила предстает перед нами в своем статическом выражении. При оценке величины уси­лий в том или ином силовом упражнении обычно приме­няют термины «абсолютная» и «относительная» сила. Пер­вая — это переменное, максимальное усилие, которое мо­гут развивать школьники в динамическом и статическом режимах. Абсолютная сила в динамическом режиме про­является при поднимании (отягощении) определенного ве­са. Примером проявления абсолютной силы является «вы­жимание» неподвижно закрепленной штанги.

Поскольку сила сгибателей пальцев кисти имеет боль­шое значение при выполнении детьми-олигофренами раз­личных гимнастических упражнений, бросков и передач мяча партнеру, гребке во время плавания, было проведено определение этого показателя кисти у учащихся школы. При этом использовался ртутный динамограф, представ­ляющий собой несколько измененный прибор Я. А. Шейдина, основанный на принципе сдавливания резинового баллона не непосредственно рукой, а с помощью двух рукояток.

Как же определялась сила сгибателей пальцев кисти? Учащиеся вспомогательной школы усаживались вполобо­рота к столу; рука, согнутая в локтевом суставе, спокойно укладывалась на столе. Пальцами кисти исследуемый должен был обхватить обе рукоятки прибора так, чтобы основное давление на подвижную рукоятку передавалось вторыми фалангами четырех пальцев, а неподвижная ру­коятка упиралась бы в ладонное возвышение большого пальца. Особенность данного динамографа в том, что раз­меры рукоятки можно изменять соответственно размерам кисти каждого исследуемого. Благодаря этому возможно сохранение постоянства условий измерения для школьни­ков любого возраста. В процессе определения силы сгиба­телей пальцев кисти каждому школьнику предлагалось три раза с небольшими интервалами с максимальным на­пряжением сжать; рукоятки прибора. Из трех попыток выбиралась показанная наибольшая величина, которая и принималась за максимальную мышечную силу сгиба­телей пальцев кисти школьника.

Было показано, что сила этих мышц у детей-олигофре­нов с возрастом увеличивается. При этом выявлено, что наибольший прирост силы кисти происходит в среднем и старшем школьном возрасте (табл. 1).

Сила сгибателей пальцев кисти (правой и левой) в возрасте от 10 до 16 лет у мальчиков больше, чем у дево­чек, особенно большая разница отмечается в 16 лет (пра­вой кисти на 7 кг, левой — на 6,5 кг). После получения

Таблица 1

Возрастное развитие силы правой и левой кисти рук у детей-олиго френов (в кг)




Мальчики

Девочки

Возраст (в годах)

Сила правой

Сила левой

Сила правой

Сила левой




КИСТИ

КИСТИ

кисти

КИСТИ

9

10,0

9,0

12,0

9,0

10

14,0

14,0

13,0

12,0

11

,17,0

15,0

13,5

12,5

12

20,5

17,5

16,0

15,0

13

21,0

18,5

17,5

15,5

14

26,0

22,0

21,0

20,5

15

27,5

26,0

24,5

21,0

16

32,0

29,5

25,0

23,0

таких данных был проведен анализ величины силы кисти в условиях различных видов двигательной деятельности, умственно отсталых детей.

Учителей физкультуры, естественно, интересует вопрос, как же изменяется сила кисти в процессе урока физкуль­туры. Для этого определялась сила сгибателей пальцев кисти у детей-олигофренов в зависимости от выполнения физических упражнений на уроках физкультуры. При этом сила правой кисти руки в группе исследуемых старшеклас­сников (мальчиков и девочек) измерялась в начале, в середине и в конце урока физкультуры. Измерив силу кис­ти руки в начале урока (средняя величина равна 28,5 кг), школьникам предлагались следующие упражнения: опор­ные прыжки, лазанье по вертикальной шведской стенке и канату, — вслед за этим вторично измерялась сила кис­ти (средняя величина ее — 28 кг); затем дети повторяли упражнения в различных сочетаниях. В конце урока физ­культуры третий раз измерялась сила кисти (средняя величина была равна 26,5 кг).

Определялась также величина силы кисти руки при выполнении статического напряжения, для чего использо­валась гимнастическая поза «вис» на вытянутых руках, выполняемая на шведской стенке, с движениями ногами в среднем темпе (в положении «угол» 45—90°). Если при­нять величину силы кисти руки до нагрузки за 100%, то после нагрузки она составляла 92%, т. е. сила кисти уменьшалась на 8%.

Кроме того, производилось измерение силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физичес­кой нагрузки, и оказалось, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную /"величину. Выяснилось также наличие корреляции (взаимосвязи) между силой и выносливостью сгибателей пальцев кисти у детей-олигофренов. Рядом авторов (С. Ф. Баронов, Я. А. Шейдин, В. С. Фарфель, В. В. Розенблат и др.) установлено отсутствие корреляции между силой и вы­носливостью у взрослого человека, эта же закономерность отмечена и у нормально развитых детей (В. Г. Куневич, А. П. Тамбиева, И. Г. Беляев). Нами был произведен расчет по выявлению наличия корреляции силы и вынос­ливости сгибателей пальцев кисти рук аномальных детей и обнаружена слабая положительная зависимость.

Учителям физкультуры, другим педагогам, да и роди­телям, известно, что у ряда учеников вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела. А это, естественно, не способствует успешному выполнению учащимися тех или иных упражнений. Поэтому была проведена оцен­ка мышечной силы у детей-олигофренов по соотношению веса тела и суммы сил правой и левой кисти. В таблице 2 приводится мышечная сила кисти у девочек и ее взаимо­связь с массой их тела.

Таблица 2

Соотношение веса и суммы сил правой и левой кисти у школьниц вспомогательной школы




Возраст (в годах)

Показатели физического Развития

9

10

11

12

11

и

!5

16

Вес (масса) тела

Сумма сил правой и левой кисти

28,0 21,0

30,8 25,0

31,6 23,0

35,9 31,0

47,0 33,0

49,3 41,5

50,2

45,5

51,3 48,0

Сила кисти руки считается удовлетворительной в том случае, если сумма показателей сил обеих кистей равня­ется массе тела. Нашим исследованием было показано, что у девочек сумма сил правой и левой кисти меньше массы тела (на 3,3—14 кг), что свидетельствует о мышеч­ной слабости у школьниц, обучающихся во вспомогатель­ной школе. В этой связи учителям физкультуры целесо­образно при проведении урока включать специальные упражнения на развитие силы кисти.

(Если учесть, что сила кисти является одним из пока­зателей общего физического развития школьников, то активное ее развитие на уроках физкультуры является одной из форм компенсации двигательной недостаточно­сти умственно отсталых детей. С возрастом мышечная сила кисти увеличивается, причем это связано с нараста­нием мышечной массы тела (рис. \)\ Отмечен своеобраз­ный характер нарастания мышечной силы кисти у нор­мально развитых детей и детей-олигофренов. Так, если в 9—12 лет у мальчиков и в 9—10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми не­велики, то начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у маль­чиков сила кисти у нормально развитых школьников зна­чительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5—15 кг).

Учащиеся массовой школы.

Учащиеся вспомогательной школы.

Рис. 1. Возрастные изменения силы правой кисти у учащихся массо­вой и вспомогательной школ

Эти различия связаны со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми-олигофренами. У уче­ников вспомогательных школ именно в эти возрастные периоды отмечается значительное отставание в развитии силы. Поэтому педагогам, занимающимся с аномальными детьми, необходимо прилагать значительные усилия для развития такого двигательного качества, как сила. При этом учитель физкультуры должен знать, что, помимо общей мышечной массы, величина мышечного напряже­ния, т. е. сила мышцы, зависит от характера нервных воз­действий на нее. Известно, что мышцы не всегда напря­гаются целиком. В обычных условиях, когда школьник не производит систематических максимальных усилий, его мышцы не развивают максимальных напряжений, не реа­лизуют всю свою силу. В процессе же выполнения спор­тивных упражнений в возбуждение вовлекаются все дви­гательные нервные клетки и напряжение охватывает все двигательные единицы, всю мышцу — и сила школьника проявляется в полной мере. Вот в этом заключаются осо­бенности тренировочного процесса. Поэтому мы и реко­мендуем учителям физической культуры активно прово­дить тренировочные занятия с учениками вспомогательной школы для развития у них мышечной силы. Что касается конкретных форм занятий, то считаем, что каждый учи­тель физкультуры самостоятельно может решить, какие упражнения целесообразно использовать на уроке.

И еще, хотелось бы познакомить педагогов вспомога­тельной школы с данными литературы по развитию силы различных мышечных групп у здорового школьника. Та­кое знакомство с имеющимися достаточно обширными ис­следованиями мышечной силы, несомненно, вызовет оп­ределенный интерес, поскольку поможет педагогам не только ориентироваться в особенностях возрастного раз­вития мышечной силы в норме, но и даст возможность четко выяснить те различия в мышечной силе аномально­го ребенка по сравнению со здоровым, которые необходи­мо учитывать в коррекционно-педагогической работе. Можно порекомендовать познакомиться с работами таких авторов, как Е. М. Дементьев, В. М. Вяземский, Р. Рейс, Ю. М. Уфлянд, Н. Н. Леонтьева, В. Г. Куневич, Н. И. Кас-сандров, И. Г. Беляев, А. П. Тамбиева, Е. С. Черник и др. Эти исследования показали, что максимальная сила кис­ти с возрастом увеличивается. Наибольший прирост силы кисти происходит в среднем или старшем школьном воз­расте. Здесь нужно также отметить такой факт, что сила мышц не приостанавливает своего развития на протяжении всего школьного возраста. При этом наиболее интенсив­ный рост силы, особенно у мальчиков, наблюдается после 13 лет, максимум же силы мышц достигается в 20—30 лет. Таким образом, можно констатировать, что сила мышц у школьников, обучающихся как в общеобразовательной, так и во вспомогательной школе, с возрастом развивается, однако дети-олигофрены показывают значительно более низкие величины силы мышц. Вместе с тем учителю физ­культуры необходимо иметь представление о возрастных изменениях силовых показателей и при выполнении раз­личных физических упражнений. Мы попытаемся дать представление о возрастных изменениях силовых показа­телей, используя для этого прыжки. В практике учителя физкультуры, работающего во вспомогательной школе, такими физическими упражнениями пользуются довольно часто. Поэтому представляет значительный интерес опре­деление возрастных изменений способности школьников совершать движения в форме прыжка. Эта способность получила даже специальное наименование — прыгучесть. Н. А. Лупандина собрала большой материал о высоте прыжка у здоровых детей школьного возраста и показа­ла, что высота перепрыгивания непрерывно растет из года в год и максимум высоты приходится у мальчиков на самый старший школьный возраст (16—17 лет). За счет чего же достигается возрастное увеличение высоты прыж­ка? За счет ли действительного; увеличения прыгучести или за. счет того, что дети более старшего возраста имеют более длинные ноги и поэтому им легче перешагнуть через планку или веревочку? На этот вопрос данные Н. А. Лу-пандиной не могут дать ответ. Чтобы приблизиться к ре­шению данного вопроса, обратимся к исследованиям К. В. Скворцовой, которая изучала прыгучесть не путем измерения высоты перепрыгивания, а путем измерения высоты подпрыгивания, методом, предложенным В. М. Аба-лаковым. Сравнивая такую прыгучесть девочек, обучаю­щихся во вспомогательной школе, с прыгучестью их сверстниц из массовой школы, Р. А. Белов показал, что результаты учащихся 7—8 лет обычной школы на 42,8% выше показателей их ровесниц из вспомогательной школы. В возрасте 11 —12 лет эти различия составляют 16,6%, а в 15—16 лет — 8,1%.

Активно используя различные прыжки в длину с места и на точность приземления для развития силы мышц ног у детей-олигофренов, Н. А. Козленке в проводимой им коррекционно-воспитательной работе с учениками началь­ных классов только в течение одного учебного года (с сен­тября по май) получил увеличение прыжка в длину с мес­та на 9,6 см (со 102,8 до 112,4 см), улучшив точность при­земления. Тогда как в контрольном классе у учащихся, занимающихся по обычной программе, прирост величины прыжка в длину с места составил только 1 см.

Приведенный этими исследователями фактический материал со всей очевидностью показывает, что ученики, обучающиеся во вспомогательной школе, уступают нор­мально развитым детям по показателям силовой подго­товки. Они объясняют это не только своеобразием разви­тия мышечной силы у детей со сниженным интеллектом, но и недостаточным вниманием к силовой подготовке таких учащихся на уроках физкультуры и других занятиях по физическому воспитанию.

\Для силовой подготовки аномальных детей необходи­мо применять разнообразные специальные упражнения. Силовые упражнения создают основу для повышения уров­ня развития физических качеств и овладения различными двигательными умениями и навыками, предусмотренными школьной программой, в которой указывается, что основ­ными средствами силовой подготовки умственно отсталых детей являются: 1) упражнения с преодолением веса соб­ственного тела; 2) упражнения с преодолением сопротив­ления и веса тела партнера; 3) упражнения с различными отягощениями (гантелями, набивными мячами, мешочка­ми с песком и др,); 4) упражнения с эспандером, амор­тизаторами и др.; 5) упражнения, связанные с передвиже­нием по глубокому снегу, пашне, песку и др.; 6) упражне­ния в самосопротивлении.

К сожалению, на уроках физкультуры и на других за­нятиях недостаточно используются упражнения на разви­тие силы мышц. Данные, полученные А. А. Дмитриевым и Б. В. Сермеевым, подтверждают целесообразность при­менения на уроках физкультуры комплекса упражнений для развития силы, состоящего из 6—8 упражнений и длящегося 10—12 минут. При этом необходимо учитывать возраст ребенка и уровень его физической подготовленно­сти.

Предлагаем некоторые советы и рекомендации учите­лям физического воспитания вспомогательной школы по проведению соревнований «Кто сильнее».

  1. Чьи пальцы самые ловкие и сильные? Ребята легко могут ответить на этот вопрос, если в наличии окажется несколько старых газет. Каждый берет лист за уголок и по команде начинает комкать, держа руку чуть на отлете. Победителем считается тот, кто быстрее скомкает лист. Запрещается прижимать лист к себе или к каким-либо предметам, а также помогать другой рукой.

  1. Сядьте друг против друга так, чтобы вы могли по­ставить свои колени между коленями партнера или наобо­рот. Если ваши колени находятся внутри, то ваша задача — развести ноги соперника. Вы победили, если между вашими коленями образуется промежуток, равный шири­не двух ладоней. Поменявшись положениями, попытайтесь, в свою очередь, сдержать усилия соперника. Непременное условие соревнования: ни в первом, ни во втором случае ступни с места не сдвигать.

  2. Сядьте друг перед другом на пол, несколько согнув колени и упираясь ступнями в ступни соперника. Вытянув руки, возьмитесь за гимнастическую палку так, чтобы она находилась между вами на уровне груди. Это — исходное положение. Задача состоит в том, чтобы, оторвав сопер­ника от пола, перетянуть его на свою сторону.

  3. Можно предложить такое упражнение, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (в просторечии — отжимания). Если подросток отожмется 8 раз — это мож­но считать удовлетворительным, 12 раз — хорошо, а 16 раз — отлично. Если не получается, задачу можно облег­чить — отжиматься от стенки, от спинки кровати, от ска­мейки, так как чем выше плечевой пояс, тем легче рукам.

Выносливость

Мерой выносливости является то предельное время, в течение которого возможно осуществление мышечной дея­тельности данной формы и данной интенсивности. В прак­тике физического воспитания выделяют несколько видов выносливости: общую выносливость, выносливность при выполнении силовой работы, выносливость при выполне­нии циклических движений, а также при статических на­пряжениях.! Наиболее распространенной формой мышеч­ной деятельности, используемой во вспомогательной шко­ле для развития выносливости, служат такие виды дви­жений циклического характера, как бег и ходьба на лыжах. При этом развитие выносливости в данных видах физических движений зависит в основном от мощности вы­полняемой работы.ЛВ настоящее время принято выделять четыре группы относительной мощности: умеренную, боль­шую, максимальную и субмаксимальную. Естественно, для детей-олигофренов в большинстве случаев возможна умеренная, значительно реже — большая и в редких слу­чаях — максимальная мощность выполнения физических упражнений.

В литературе имеются исследования по использованию непродолжительного бега (на 10 м) для развития вынос­ливости у младших школьников вспомогательной школы. Так, Н. А. Козленке (киевская вспомогательная школа № 1), используя в тренировочном процессе бег (с сентяб­ря по май) в сочетании с другими средствами физического развития умственно отсталых детей, показал, что такие циклические движения способствуют росту выносливости, а также общему физическому развитию.

Аналогичные данные приводит и Р. А. Белов, указывая, что у учениц вспомогательной школы (с 7 до 16 лет) при выполнении бега на месте «до отказа» развивается общая выносливость, причем с возрастом она увеличивается в 3,5 раза. Сравнивая общую выносливость учащихся вспо­могательной школы с выносливостью их сверстников, обу­чающихся в массовой школе, видим, что в 7—10 лет она меньше у детей-олигофренов на 33%, в 11 —14 лет — на 44%, а в 15—16 лет эти различия несколько уменьшают­ся (до 25%).

И все же, несмотря на то что циклические движения способствуют развитию выносливости, основное внимание считаем необходимым уделить развитию мышечной вынос­ливости аномальных школьников в процессе выполнения ими различных статических нагрузок. Это обусловлено тем, что процесс школьного обучения связан именно с длительным пребыванием в статической позе (многоча­совое сидение за партой, выполнение домашних заданий, значительные статические усилия на уроках труда), при­чем с возрастом эти нагрузки все более возрастают.

Несмотря на большую актуальность, проблема разви­тия такого двигательного качества, как выносливость при статических напряжениях у учеников, обучающихся во вспомогательной школе, совершенно не изучена. Поэтому рассмотрим, как же развивается выносливость при стати­ческих напряжениях у учеников вспомогательной школы. С этой целью было проведено изучение возрастного раз­вития выносливости мышц верхних конечностей, опреде­ляемой с помощью выполнения статического усилия сги­бателей пальцев кисти и гимнастических поз «вис» и «упор».

Для определения выносливости сгибателей пальцев кисти использовался ртутный динамограф (о приборе го­ворилось в разделе «Сила»). При этом школьникам пред­лагалось два задания: первое — с максимальным напря­жением сжать рукоятки прибора, полученная величина представляла собой максимальную мышечную силу сги­бателей пальцев кисти исследуемого; второе —воспроиз­ведение и удержание до предела усилия, равного по вели чине половине максимальной мышечной силы данного ис­следуемого. Определенная таким методом выносливость сгибателей пальцев кисти у детей, обучающихся во вспо­могательной школе, увеличивается у мальчиков на всем протяжении школьного возраста, а у девочек — только до 14 лет, после чего она даже несколько снижается (табл. 3).

Сравнивая выносливость сгибателей пальцев кисти у учеников массовой и вспомогательной школы, получили, что наибольшие различия у мальчиков и девочек отмеча­ются в младшем школьном возрасте, в последующих воз­растах эта разница снижается.

Почему же наше внимание было привлечено именно к выносливости сгибателей пальцев кисти? Известно, что подавляющее большинство физических упражнений, а особенно трудовые операции, во вспомогательной школе выполняются с помощью именно этих мышц. Между тем выносливость и других групп мышц верхних конечностей не осталась без нашего внимания. В частности, проведено определение выносливости сгибателей кисти и верхнего плечевого пояса.

Выносливость сгибателей кисти определялась по дан­ным измерений в статической позе «вис», выполняемой на перекладине (рис. 2). Знание особенностей развития вы­носливости сгибателей кисти умственно отсталых школь­ников имеет большое значение в практической деятельно­сти учителя физкультуры, поскольку на уроках физкуль­туры с учениками начальных классов вспомогательной школы уже используются разнообразные упражнения,

Таблица 3

Динамика возрастных изменений выносливости сгибателей пальцев

кисти у учащихся массовой и вспомогательной школ (в секундах)




Мальчики

Девочки

Возраст В го^ах

Норм-льно развитые

Дети

М±т

Дети-олигофрены

М±т

Нормально

развитые

д^ти

Деги-олигофрё :Ы

М±т

9 10 11 12 13 14 15 16

101+2,3 104 + 2,3 112+2,5 112+2,5 119 + 2,6 152+3,8 160+4,0 180+4,5

65±1,7 67 + 2,0 80+2,1 105 + 2,3 117+2,6 156+3,8 162+4,1 172+4,2

114 + 2,5 114 + 2,5 115+2,5 120+2,7 130 + 2,6 149 + 3,0 150+3,1 155 + 3,5

60±1,7 74+1,8 74+1,8 107+2,0 112±2,2 146 + 3,1 139 ±2,7 120+2,1


включающие элементы виса, выполняемые на шведской стенке. Для среднего и старшего школьного возраста уп­ражнения на шведской стенке все более усложняются, эле­мент виса присутствует во многих движениях: в лазаньи по вертикальному канату различными способами, в раз­личных упражнениях на гимнастических снарядах; в то же время надо отметить, что упражнения на таких снаря­дах, как кольца, брусья, перекладина, во вспомогательной школе не проводятся. Считаем это неверным, поскольку выносливость сгибателей кисти у детей-олигофренов по данным выполнения статической позы «вис» показала ее возрастное увеличение. Так, у мальчиков в младшем и среднем школьном возрасте отмечается резкое возраста­ние ее величины (на 51 с), в старшем школьном возрасте это увеличение было незначительно. У девочек увеличе­ние выносливости сгибателей кисти имеет более плавный характер. Выносливость мышц плечевого пояса у учащихся вспомогательной школы определяется по данным выпол­нения гимнастической позы «упор» (рис. 3), выполняемой на параллельных брусьях (имеющих жерди 3-х диаметров в зависимости от размеров кисти ученика). Наши исследования показали, что она увеличивается у мальчиков и де­вочек примерно на одинаковую величину.

На основании полученных данных о том, что выносли­вость в основных гимнастических позах — «вис» и «упор» — с возрастом увеличивается и к 15 годам достигает доста­точно больших величин (в позе «вис» у мальчиков с 40 до 94 с, у девочек — с 32 до 96 с, в позе «упор» у мальчи­ков с 73 до 120 с, у девочек — с 60 до 103 с), можно за­ключить, что гимнастические упражнения, связанные с удержанием статических поз (конечно, не предельное вре­мя), можно вводить на уроках физкультуры во вспомога­тельной школе.

В то же время в школьной программе по физической культуре, существующей в настоящее время для учащихся вспомогательных школ (М.: Просвещение, 1990), разре­шается вводить упражнения, включающие только смешан­ные «висы» и «упоры» (при выполнении различных видов лазанья, опорных прыжков), однако это положение явно не согласуется с данными нашего исследования о способ­ности к удержанию статических поз умственно отсталыми детьми.

Хотя упражнения на гимнастических снарядах, в част­ности на параллельных брусьях и кольцах, в школьной программе не предусмотрены, все же мы считаем, что такого рода спортивные снаряды и различные гимнасти­ческие упражнения, включающие элементы виса и упора, должны найти свое место на уроке физкультуры с детьми-олигофренами (но только начиная с 5 класса). При раз­работке новой «Программы по физической культуре» счи­таем целесообразным ввести упражнения, связанные с «висами», выполняемые на кольцах. Такие упражнения на кольцах «в каче» ученицы выполняют с большой охотой. Эти упражнения очень ценны для развития силовой вы­носливости кисти, координации движений тела в прост­ранстве. Такие рекомендации исходят из собственного опы­та практической работы с учениками вспомогательной школы. Для школьников, обучающихся во вспомогатель­ной школе, особенно важны, с нашей точки зрения, гимна­стические упражнения, выполняемые на параллельных брусьях. Такие упражнения, несомненно, способствуют си­ловой выносливости, особенно мышечных групп плечевого пояса.

Теперь обратимся к проявлению выносливости мышц нижних конечностей у умственно отсталых детей. Знание особенностей развития такой выносливости считаем очень важным для учителя физкультуры, поскольку она необхо­дима в процессе лыжной подготовки, занятий легкой ат­летикой, спортивными играми.



Ряс. 4. Поза «приседание» Рис. 6. Поза «угол»

Возрастное развитие выносливости мышц нижних ко­нечностей у детей, обучающихся во вспомогательной шко­ле, определялось по данным выполнения статической по­зы «приседание» (рис. 4). Было доказано, что у мальчи­ков на протяжении всего школьного возраста выносливость мышц нижних конечностей увеличивается, особенно су­щественный прирост отмечается в 11 — 13 лет (8 с) ив 13—15 лет (7 с); у девочек за этот возрастной период вы­носливость мышц нижних конечностей также возрастает, но в значительно меньшей степени, чем у мальчиков. Что касается индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста, то выносливость у нормально развитых детей больше, чем у аномальных.

Несмотря на то, что данное двигательное качество у исследуемых школьников с возрастом увеличивается, кста­ти, не на очень большую величину, все же учителю физ­культуры в своей повседневной работе целесообразно об­ратить особое внимание на упражнения по развитию вы­носливости нижних конечностей. Значительно повышают выносливость мышц нижних конечностей у детей, обучаю­щихся во вспомогательной школе, такие занятия, как лыж­ная подготовка, подвижные игры, катание на коньках. Большую пользу в развитии выносливости этой группы мышц принесут и занятия по лечебной физической культу­ре, а также самомассаж нижних конечностей.

Разобрав развитие величины выносливости верхних и нижних конечностей у учеников вспомогательной школы, было бы весьма интересно продолжить такого рода ана­лиз и развития мышечных групп, которые способствуют поддержанию правильной осанки школьника. В данном случае мы имеем в виду выносливость мышечных групп туловища, которая определялась с помощью выполнения позы «прогнувшись» (выносливость мышц-разгибателей туловища — рис. 5) и позы «угол» (выносливость мышц передней стенки живота — рис. 6).

Выносливость мышц-разгибателей туловища, по дан­ным выполнения статической позы «прогнувшись» у детей-олигофренов (на всем протяжении школьного возраста), показала возрастное увеличение данного двигательного качества. Наибольший прирост у мальчиков и девочек отмечается с 13 до 15 лет, соответственно на 26 и 10 с. При сравнении величины выносливости мышц-разгибате­лей туловища у здоровых и аномальных детей получено опять же большее увеличение выносливости у нормально развитых детей.

Р. Д. Бабенкова указывает на положительное влияние тренировочных занятий на развитие выносливости мышц спины у младших школьников вспомогательной школы при выполнении статического напряжения. Так, величина выносливости мышц спины у всех учащихся эксперимен­тальной группы возросла в среднем на 23 с, в то время как в двух контрольных группах она увеличилась лишь на 4,5 и 2,8 с.

Выносливость мышц передней стенки живота, опреде­ляемая по данным выполнения статической позы «угол», у детей-олигофренов показала возрастное изменение дан­ного двигательного качества. Так, у мальчиков за школь­ный период эта величина возрастает на 14 с; наибольший прирост отмечается с 13 до 15 лет, в остальных возрастах он незначителен. У девочек выносливость мышц передней стенки живота увеличивается только в младшем и сред­нем школьном возрасте (с 49 до 62 с), а к 15 годам она уменьшается.

Итак, полученные материалы по возрастному развитию выносливости верхних и нижних конечностей туловища при выполнении статического напряжения у нормально развитых детей и детей-олигофренов показали, что с воз­растом это двигательное качество развивается, вместе с тем нормально развитые дети проявляют большую вы­носливость по сравнению с детьми-олигофренами.

Почему же школьники, обучающиеся во вспомогатель­ной школе, менее выносливы, чем их сверстники, обучаю­щиеся в общеобразовательной школе? На этот вопрос можно ответить, исходя из тех физиологических законо­мерностей, которые лежат в основе утомления при стати­ческих напряжениях.

Выносливость при выполнении статических напряже­ний прежде всего определяется деятельностью нервных центров коры больших полушарий головного мозга, глав­ным образом силой нервных процессов, способностью этих центров длительно поддерживать состояние непре­рывного возбуждения, так как при статических усилиях мышцы находятся в постоянном напряжении. Можно по­лагать, что выносливость к статическим усилиям должна пониматься как способность нервной системы длительно удерживать состояние непрерывного возбуждения двига­тельных нервных клеток, в результате которого наступает торможение, вероятно, запредельного типа. Видимо, тот ребенок наиболее вынослив, у которого запредельное тор­можение наступает позже. Факторный анализ показывает, что масса тела, рост, сила кисти имеют второстепенное значение. Ведущим звеном при выполнении статического напряжения, по-видимому, можно считать процессы, ра­зыгрывающиеся в коре головного мозга. А если учесть, что у детей-олигофренов имеются нарушения в деятельно­сти центральной нервной системы, то понятно, что это от­ражается на величине выносливости. Это положение было подтверждено при изучении выносливости детей-олигофре­нов в зависимости от их психического недоразвития. Все школьники были разделены на группы по следующим признакам дефекта психического развития: 1 — недораз­витие сложных форм познавательной деятельности, проте­кающее на фоне достаточной уравновешенности основных нервных процессов; 2 — недоразвитие сложных форм по­знавательной деятельности, протекающее на фоне грубого нарушения общего поведения детей; 3 — недоразвитие высших видов деятельности, протекающее на фоне грубо­го недоразвития личности, грубого нарушения всей эмо­ционально-волевой сферы.

Такое разделение исследуемых детей, обучающихся во вспомогательной школе, было проведено на основании собственных наблюдений, бесед с учителями, воспитателя­ми и врачом, работающими во вспомогательной школе для умственно отсталых детей. В какой-то мере разделение обследуемых учеников вспомогательной школы было навеяно работой М. С. Певзнер «Дети-олигофрены». Наши исследования показали, что если выносливость мышц верх­них конечностей (при выполнении статических поз «вис» и «упор») у нормально развитых школьников принять за 100%, то, в зависимости от особенностей психического не­доразвития, у детей-олигофренов величина выносливости снижается. Так, величина выносливости у детей-олигофре­нов, относящихся к первой группе психического недораз­вития, меньше в среднем на 11%, второй — на 27,3%, а третьей — на 38,1%. Таким образом, получены неопровер­жимые данные о значении влияния психического недораз­вития на проявления такого двигательного качества, как выносливость.

|Среди других факторов, влияющих на величину вынос­ливости, можно отметить и состояние двигательной сферы школьника!^ Исследовалась величина выносливости в за­висимости от степени нарушения моторики, при этом нор­мально развитые дети оценивались нами как дети без на­рушения моторики, а дети-олигофрены были разделены на две группы: в одну входили учащиеся без видимых нару­шений моторики, а в другую — с явным нарушением мо­торики. Для оценки степени нарушения моторики исполь­зовались тесты, предложенные А. И. Козловым и В. П. На­заровым. Выявлялось, какие движения верхних и нижних конечностей у умственно отсталых детей являются просты­ми, а какие — сложными. Для этого ученикам вспомога­тельной школы предлагалось выполнить специальные уп­ражнения, состоящие из маховых движений руками с по­следующим подключением аналогичных движений ногами. Упражнения выполнялись в двух плоскостях (сагитталь­ной и фронтальной).

Для того чтобы определить состояние двигательной функции учеников, можно предложить им следующие упражнения. В положении стоя: а) выполнять движения рукой вперед-назад в сагиттальной плоскости с последую­щим подключением аналогичных движений ногой; б) вы­полнять движения рукой в сторону во фронтальной плос­кости с последующим подключением аналогичных движе­ний ногой.

У учащихся вспомогательной школы без видимых на­рушений моторики согласованное движение руки и ноги выполняется легко. У детей-олигофренов с нарушением моторики согласование движений вызывает ряд трудно­стей (замедление движения руки, вплоть до полной оста­новки, и начало движения руки с движением ноги; изме нение объема и направления движения руки; неумение координировать движение руки и ноги в одном темпе; часто при этом упражнении движение руки выполнялось быстрее, чем движение ноги).

Если принять величину выносливости у нормально раз­витых школьников за 100%, то у детей-олигофренов, отне­сенных к I группе, она снижается в среднем на 5%, а у школьников II группы — на 23%. Следовательно, величина выносливости зависит и от степени нарушений в моторной сфере.

В связи с этим перед учителем физкультуры, педаго­гами и воспитателями встает вопрос, можно ли так пост­роить учебный процесс по физическому воспитанию, чтобы значительно компенсировать мышечную недостаточность, имеющуюся в двигательной сфере умственно отсталого ребенка. На этот вопрос можно ответить положительно. При этом надо исходить из следующих теоретических по­ложений.

Существуют две точки зрения на причины двигатель­ной недостаточности при олигофрении. Одни считают ее причиной недоразвитие морфофизиологических систем моз­га, связанных с двигательной функцией, другие — стертые паретические состояния различных мышц. Понять особен­ности психомоторной сферы детей-олигофренов возможно, если исходить из современных представлений о двигатель­ном анализаторе и двигательной функции.) Большая за­слуга в учении о двигательной функции принадлежит Н. А. Бернштейну, создавшему в онтофилогенетическом аспекте стройную теорию уровневого построения движе­ний. Исходя из теории Н. А. Бернштейна, каждая двига­тельная задача находит в себе, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, иначе говоря, тот или иной сенсорный синтез, который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его афферентаций и по принципу их синтетического объе­динения, требующемуся для решения этой задачи. В каж­дом двигательном акте различаем его смысловую струк­туру и его двигательный состав. Нарушения представляют собой в этих случаях расстройства в смысловой структуре (формы психического недоразвития) или в содержании двигательных актов данного уровня (моторная сфера), т. е. в их наиболее существенных и трудно возместимых сторонах. Нарушение смысловой структуры выражается в неадекватности осуществленного двигательного решения смыслу поставленной перед ребенком-олигофреном задачи независимо от того, понимает он неудовлетворительность своего решения или нет. Решение, не достигающее или плохо достигающее требуемого результата из-за моторных, координационных дефектов, но не искажающее смысла возникшей задачи, есть случай нарушения двигательного состава при интактности смысловой структуры. В дейст­вительности, к сожалению, далеко не всегда легко рас­познать, с каким из двух дефектов мы имеем дело. Тео­ретические представления уровневого построения движе­ния Н. А. Бернштейна применительно к учащимся вспомо­гательной школы нашли свое отражение в книге Н. П. Вай-змана «Психомоторика детей-олигофренов», которая, не­сомненно, будет интересна учителям физического воспи­тания.

Поскольку такое двигательное качество, как выносли­вость, наиболее полно проявляется в процессе различных форм мышечной деятельности, становится очевидным, ка­кое большое значение имеет физическое воспитание для детей-олигофренов. У последних оно является средством не только оздоровления организма, но и формирования двигательных навыков. Приведенные в данной главе экс­периментальные материалы по развитию выносливости у учеников вспомогательной школы, понятно, не исчерпы­вают все проявления выносливости. Выносливость у уча­щихся вспомогательной школы, развивающаяся при вы­полнении различных видов двигательной деятельности, ха­рактеризуется специфическими особенностями. Вследствие этого в практике физического воспитания умственно от­сталых детей выделяют несколько ее видов: общую вы­носливость, выносливость при силовой работе, выносли­вость при выполнении статических усилий и др.

Но особенно большое значение имеет так называемая общая выносливость, характеризующая способность де­тей-олигофренов совершать динамическую работу средней интенсивности в течение длительного времени, измеряемо­го минутами и даже десятками минут.| Общая выносли­вость особенно хорошо развивается упражнениями, свя­занными с длительными передвижениями в виде быстрой ходьбы, бега, занятий на лыжах, плавания, езды на вело­сипеде и т. д. При занятиях этими упражнениями, наряду с улучшением регуляции функции мышц, достигается вы­сокая степень совершенства важнейших вегетативных функций — кровообращения, дыхания, выделительных про­цессов, теплорегуляции, обмена веществ и т. п.

И все же название «общая выносливость» является условным. Добавление слова «общая» обозначает лишь один из видов выносливости, который чаще всего подра­зумевается при пользовании термином «выносливость». Наличие же у умственно отсталого школьника общей вы­носливости еще не свидетельствует о том, что у него име­ется достаточная выносливость при силовой и скоростной работе, при статических усилиях и т. д.

Для тренировки разных видов выносливости могут быть использованы следующие упражнения:

  1. На определение уровня развития общей выносливо­сти: а) путем подсчета числа метров, которые способен пробежать школьник со скоростью, составляющей 50% от его максимальной (вполсилы), показанной в беге на 30 м с хода; б) на основе педагогических наблюдений в процес­се подвижной игры. Школьники, увлекаясь игрой, дли­тельное время выполняют пробежки различной длины. Ре­гистрируется число остановок за всю игру: чем меньше остановок (вынужденных и по собственному желанию), тем в большей мере проявляется выносливость.

  2. На определение уровня развития силовой выносли­вости: а) смена ног исследуемым в положении выпада (учитывается число раз, допускается отклонение до 10 см от максимального выпада); б) скачки на одной ноге на 10 м (определяется наименьшее число шагов); в) время пробегания на лыжах 100 м с подъемом в гору 10°.

  3. На определение уровня развития выносливости при выполнении статических усилий по удержанию учеником позы полуприседа (руки на поясе), бедра параллельно полу; можно выполнять и другие статические позы по усмотрению учителя физкультуры.

  1   2   3   4   5   6   7


Е.С. ЧЕРНИК ДВИГАТЕЛЬНЫЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации