Цветкова Л.С. Методический альбом - файл n1.doc

приобрести
Цветкова Л.С. Методический альбом
скачать (4799.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4800kb.14.09.2012 19:49скачать

n1.doc

СОДЕРЖАНИЕ

Инструкция по работе с «Методическим альбомом»..............................................4

Исследование объема и уровня знаний, ориентировки в месте и времени.............6

Эмоции........................................................................................................................7

Эмоционально-волевая сфера.............................................................................7

Основные эмоции человека.................................................................................8

Опознание эмоционального состояния, изображенного на картинах...........10

Личность...................................................................................................................12

Исследование самооценки личности для детей от 5-7, 8-10 лет.....................12

Внимание...................................................................................................................13

Исследование произвольного внимания и работоспособности.....................13

Произвольное внимание....................................................................................14

Поиск заданной фигуры среди ряда других.....................................................15

Исследование произвольных форм деятельности...........................................16

Гнозис........................................................................................................................17

Акустический гнозис..........................................................................................17

Исследование восприятия простых и сложных ритмов

(или исследование слухомоторных координации).....................................19

Исследование зрительно-пространственного гнозиса....................................20

Зрительно-пространственный гнозис...............................................................22

Узнавание букв, пространственный и оптический гнозис..............................23

Зрительный гнозис. Восприятие предметов

и образы-представления предметов.............................................................24

Исследование образа-представление и образа-восприятия. Сенсибилизированные (усложненные) пробы

на зрительно-предметный гнозис (восприятие)..........................................28

Зашумленные (сенсибилизированные) предметные картинки.......................31

Выделение существенных признаков предмета...............................................33

Зрительное восприятие и называние букв и цифр...........................................34

Память......................................................................................................................35

Исследование зрительно-предметной памяти..................................................35

Исследование узнавания геометрических фигур........................................35

Зрительно-предметная память...........................................................................36

Воспроизведение фигур по памяти..............................................................36

Исследование запоминания невербализованных фигур............................37

Исследование слухо-речевой памяти................................................................38

Вербальный материал...................................................................................38

Исследования запоминания предложений.......................................................38

Запоминание и воспроизведение текста......................................................38

Исследования общей вербальной памяти........................................................39

Речь...........................................................................................................................40

Исследование речи и речевых процессов.........................................................40

Экспрессивная речь.......................................................................................40

Импрессивная речь........................................................................................42

Письмо......................................................................................................................45

Исследование письма.........................................................................................45

Чтение.......................................................................................................................46

Исследование чтения..........................................................................................46

Чтение и узнавание букв....................................................................................46

Чтение слов, предложений и текстов................................................................47

Интеллектуальная деятельность............................................................................48

Исследование вербально-логического мышления...........................................48

Исключение понятий..........................................................................................50

Простые аналогии..............................................................................................50

Наглядно-образное мышление................................................................................51

Предметные картинки, серии сюжетных картинок, понимание содержания серии сюжетных картинок и нахождение

последовательности картин в серии............................................................51

Исследование понимания содержания серии сюжетных картин

и их последовательности..............................................................................55

Исследование восприятия и оценки эмоциональных состояний....................60

Исследование счета и счетных операций.........................................................69

Исследование понятия числа и его разрядной структуры,

понимания роли и места цифры «0» в числе...............................................70

Дополнительные пробы на исследование речи

и вербально-логического мышления...........................................................71

Исследование решения арифметических задач................................................72

Решение арифметических задач........................................................................72
Инструкция по работе с «Методическим альбомом»

Методический материал построен в соответствии с содержанием и последовательностью глав, которые описаны в «Методике нейропсихологической диагностики детей». Есть лишь одно исключение - в «Методическом альбоме» мною на первое место (первые страницы) вынесены тесты, направленные на исследование эмоциональной сферы, произвольных форм деятельности и внимания, так как это соответствует реальной практике нейропсихологического обследования и детей, и взрослых пациентов. Дело в том, что с самого начала исследующий (нейропсихолог, врач, психолог, логопед) должен установить контакт с ребенком, исследовать состояние его эмоциональной сферы как со стороны восприятия и оценки эмоционального состояния человека (по картинке, по схематическому изображению мимики - «химеры»), так и со стороны воспроизведения самим ребенком той или другой эмоции. Для этого ему даются пробы на дорисовывание мимики и пробы на воспроизведение заданной вербальным способом эмоции (мимикой, позой и др.). Например, ребенку говорят: изобрази «радость», «горе», «страх», «внимание» и т.д., но нельзя говорить: засмейся, заплачь и т.д. Эти пробы принципиально отличаются друг от друга: первая инструкция исследует связь слова с соответствующим выражением эмоции, которая вызывается этим словом, а вторая - направлена на вызывание прямого действия (а не его поиска). Уже здесь обнаруживается значимая и весьма существенная роль инструкции в получении точного материала, а не артефактов.

Хорошо провести сразу краткий вариант самооценки личности, а затем повторить этот тест в конце обследования, тем самым можно увидеть: а) динамику самооценки (или ее отсутствие, б) наличие (или отсутствие) критичности, в) отношение к успеху (неуспеху) и др.

Сразу же необходимо узнать и состояние внимания ребенка, способность удерживать, переключать и распределять внимание. Это первая задача.

А вторая - это исследование устойчивости внимания в течение длительного времени обследования. Для этого в конце обследования не-

обходимо повторить пробу Шульте и сравнить результаты 1-го и 2-го предъявления теста. Этот тест исследует не только динамику внимания, но и работоспособность ребенка.

Произвольные формы деятельности, как правило, еще или не сформированы, или не устойчивы, а поэтому их надо исследовать вначале, чтобы не ошибиться в оценке невыполнения проб: первичной несфор-мированности или вторичной - за счет утомления, если исследовать этот психический процесс в конце (или в середине) обследования. Все, что я написала выше, представляет важное диагностическое значение. Это первая и важная особенность составленного мною «Методического альбома» для нейропсихологического обследования. После исследования указанных сфер психической деятельности последовательность сфер психики в альбоме повторяет последовательность, данную в самой «Методике нейропсихологической диагностики детей».

Хочу отметить и вторую особенность «Методического альбома» - я сделала попытку по возможности представить не только собственно методический вербальный и картиночный материал, но дать инструкции и для обследующего, и те инструкции, которые специалист должен дать ребенку. Это сделано по трем основаниям: 1) с целью упрощения работы специалиста («все под рукой»), 2) с целью унификации работы разных специалистов, 3) с целью уточнения инструкций, т.е. каждая проба должна сопровождаться только такими инструкциями и никакими другими, т.к. известно, как зависит ответ испытуемого (правильность или ошибочность) от инструкции.

Третья особенность «Методического альбома» заключается в увеличении количества материала (вербального и невербального) по каждой сфере психической деятельности. Эта особенность позволяет исследующему специалисту выбирать материал по степени его сложности, строить различные варианты плана проведения обследования (например, начинать с понимания низко-частотных слов и идти к знакомым словам, или наоборот; группировать картиночный материал по сходству и различию и т.д.). Объем материала дает возможность узнатьтонкие трудности (дефекты, несформированность) в выполнении тестов, а следовательно, не всегда видимые трудности при однородном и малом объеме материала.

Четвертая особенность методического материала, в целом характерного для нейропсихологического обследования пациента - ребенка или взрослого человека, представленного в этом альбоме, - это то обстоятельство, что каждый тест, с одной стороны, направлен на исследование состояния именно данной психической функции, и мы получаем точные сведения о ее состоянии при правильной процедуре применения пробы и качественном анализе результата. А с другой - практически каждый тест многозначен и, используя его, можно увидеть состояние не одной, а нескольких функций. Но в этом случае очень важно, если, исследуя одну функцию, специалист обнаружил некоторые неполадки в другой, дать соответствующие инструкции, чтобы подтвердить возникшую гипотезу о нарушении еще и другого (а не только исследуемого) психического процесса, или отвергнуть ее.

Например, ребенку дается тест - сюжетная картинка - с заданием связно и подробно рассказать, какое событие нарисовано на картинке, что там происходит. Слушая и записывая произвольную связную речь испытуемого, Вы обнаруживаете дефекты речи, например, возрастное снижение объема и качества словаря, отсутствие связности и последовательности в речевом высказывании, но Вы обнаружили и непонимание сюжета картинки, происходящих событий, а это уже относится к невербальному мышлению. И тогда параллельно испытуемому нужно задать ряд вопросов, которые могли бы показать, понимает он или не понимает фактологическую сторону картинки, ее событийность, последовательность событий, взаимодействие субъектов картинки, в целом ее смысл и мораль. Возможно, что речь будет больше нарушена, чем невербальное мышление, или наоборот. Эту же картинку можно использовать и для оценки эмоционального состояния отдельных персонажей картинки, или в целом эмоционального тона картинки (грустная, веселая, страшная, обычная) и т.д.

Еще пример. Тест - предметные картинки. Прямое назначение этого теста Россолимо - исследование процесса называния предметов, изображенных на картинках. Нейропсихология позволяет с большой степенью точности использовать «метод предметных картинок» для исследования процесса зрительного восприятия: 1. предметного гнозиса (восприятия предметов);

2. способности к сравнению, анализу и обобщению предметных картинок;

3. исследования способности вычленения существенных признаков предметов; исследования зрительно-предметной памяти и подвижности процессов запоминания (в конфликтных пробах см. стр. 87 «Методики» Л.С. Цветковой*);

4. исследования речи - ее иноминативной функции (называние картинок) и понимания слов-наименований и др.;

5. исследования интеллектуальной деятельности: метод классификации предметных картинок, для исследования нарушения или сохранности семантики предметного мира, зрительно-предметной памяти.

Для выполнения последних заданий предметные картинки нужно вырезать и наклеить на плотную основу. Метод классификации можно проводить и не вырезая картинок, а с помощью инструкции**, в которой дается задание: покажи предметы одной и той же группы, или по слову: покажи группу предметов, которые относятся к мебели (посуде и т.д.). Однако наиболее точный метод - это работа со «свободными» картинками.

Я отметила лишь основные особенности методического материала, представленного в альбоме.

Успешность в постановке топического диагноза, выделении фактора и анализе состава синдрома, в постановке окончательного диагноза об уровне развития психической деятельности ребенка, о зонах снижения развития высших психических функций и функциональной слабости мозговых зон зависит от многих условий. Одним их них является прочное знание и понимание предлагаемой системы нейро-психологических методов, роли каждого теста в оценке состояния не одной, а целой системы психических функций, умение вычленить фактор, знание особенностей методического материала.

Одним из условий "работы с разработанной мной «Методикой ней-ропсихологической диагностики детей» и «Методическим альбомом» является прочное знание и понимание тестов и процедуры их применения. А для этого необходима тренировка, прежде, чем начинать работать с детьми.

* Ссылки на номера страниц книги Цветковой Л.С. «Методика ней-ропсихологической диагностики детей».

** Все инструкции даны для исследующего (нейропсихолога, врача, логопеда и др.), но не для исследуемого.Исследование объема и уровня знаний, ориентировки в месте и времени

Сколько тебе лет?

Как тебя зовут?

Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)?

Назови все времена года.

Сейчас утро, день или вечер?

Сколько сейчас времени?

Во сколько часов ты идешь в школу?

А зачем пришел (пришла) сюда?

Назови все дни недели. 1-й день какой? Понедельник. Дальше сам.

Назови все месяцы года.

Какой сейчас год?

Какой сейчас месяц?

Какое сегодня число?

Где ты живешь? Скажи свой адрес, телефон.

Какие деревья ты знаешь? Назови.

Чем отличается лес от дерева?

Чем отличается дерево от травы?

Назови домашних животных.

Назови диких зверей.

Сколько ног у собаки?

Сколько ног у петуха?

Что бывает после зимы - какое время года?

А перед зимой? А перед весной? А после осени?

Что больше - рука или нога человека?

Сколько глаз у куклы?

Сколько глах у тебя?

Сколько глаз у мамы?

Сколько глаз у собаки?

Зачем нужен нос человеку?

Зачем нужны глаза человеку?

Зачем нужны руки человеку?

Зачем нужны ноги человеку?

Зачем нужна голова человеку?

Что такое дождь?

Что такое снег?

Чем отличается зима от лета?

Какие страны ты знаешь?

Как называется страна, в которой ты живешь?

Что такое столица?

Когда бывает завтрак, обед и ужин?

Кем работает мама?

Кем работает папа?

Что делает врач?

Что делает учитель?

Что делает шофер?

Сколько тебе лет?

А сколько буде через два года?

Снег может быть летом? Почему?эмоции

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА (с. 76)*



Инструкция.

Нарисуй рот так, чтобы было видно, что у человека радость (горе), что он смеется (плачет) и т.д.



ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Узнавание (восприятие) эмоций человека.

1. Интерес - взволнованность.

2. Удовольствие - радость.

3. Удивление.

4. Горе - страдание.

5. Гнев - ярость.

6. Отвращение - омерзение.

7. Презрение - пренебрежение.

8. Страх - ужас.

9. Стыд - застенчивость.























1. Назвать, что испытывает этот человек (указать).

2. Показать человека, у которого радость (горе, удивление, страх и т.д.).ОПОЗНАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ИЗОБРАЖЕННОГО НА КАРТИНКАХ



1. Грустная или веселая картинка?

2. Почему?



3. Грустная или веселая картинка

4. Почему?

5. Одинаковые или разные эти картинки?

6. Что одинаковое, а в чем разница?





1. На какой из этих картинок изображено грустное событие, а на какой - радостное?

2. Расскажи, какое событие изображено на первой картинке и какое - на второй?ЛИЧНОСТЬ !

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5-7, 8-10 ЛЕТ

Инструкция. Где ты находишься: там или здесь? Каким ты себя считаешь? Поставь значок «+». После инструкции щ отдельном листе провести пробу. Тест повторить в конце обследования на другом листе.



После инструкции на отдельном листе провести пробу. Тест повторить в конце обследования на другом листе.ВНИМАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Таблица Шульта (с. 52) Инструкция. Быстро указать пальцем цифры. 1) от 1 до 25; 2) от 25 до 1. Время замерять по секундомеру.



ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Таблица Шульта (с. 52) 25. 2 24 3 и 23 и т.д.

Инс^кши.. Одновременно най™ цифры красные ог1 до 24, черные от 25 ДР 1; 25,



ПОИСК ЗАДАННОЙ ФИГУРЫ СРЕДИ РЯДА ДРУГИХ

Геометрические фигуры

Инструкция. 1. Быстро покажи и сосчитай все треугольники; а теперь крути и т.д. (распределение внимани, восприя-гие формы). 2. А теперь покажи все красные фигуры; а затем зеленые и т.д. (восприятие цвета, обобщенное восприя-гие формы).



ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2. Палец - кулак.

Когда я тебе покажу палец, то ты поднимешь кулак, а если я подниму кулак, ты поднимешь палец.

3. Одновременно стучи одной рукой 2 раза, а другой - 1 раз (показывается, делается вместе, а потом - самостоятельное выполнение пробы).

4. Отчет от 100 по 7

Отсчитывай от 100 по 7. (100 - 7; 93 - 7...)

5. Продолжи ряд.



гнозис

* Гнозис - восприятие
АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС* (с. 35) Инструкция. Покажи, где нарисована «бочка», а теперь покажи «почку» и т.д.













.











ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ РИТМОВ (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ)* (с. 36)

Простые ритмы

Инструкция. Я буду стучать по 2, или по 3, или по 4 раза. Внимательно слушай и покажи ту группу палочек, где их столько, сколько раз я стучала.



Сложные ритмы

Инструкция. А теперь я постучу 3 раза слабо, а 2 раза сильно, или сначала 2 раза сильно, а потом 3 раза слабо. Покажи ту группу палочек, которая похожа на те, которыми я стучала. Послушай и скажи, по сколько раз я стучу.



ТЕСТ НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ

Инструкция. 1. Стучи по стольку раз по скольку буду стучать я. По два, по три или по четыре раза. 2. Скажи, по скольку раз я стучу. 3. Воспроизведи мелодию ^кфторую я простучу.ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА (с. 40)

1. Узнавание времени на схематических часах.



2. Нарисуй стрелки так, чтобы на часах было указанна время.



Инструкция. Покажи треугольник под кругом; круг под треугольником; треугольник над кругом и т.д. Найди точно такую же фигурку среди других (в нижней части рисунка).





ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС

Инструкция. Поверни фигурки так, чтобы все они располагались одинаково.



УЗНАВАНИЕ БУКВ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ И ОПТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

Инструкция. Найди буквы по сходству и по несходству Какие буквы похожи друг на друга? '

Какие буквы не похожи друг на друга?



Инструкция. Найди цифры по сходству и по несходству. Какие цифры похожи друг на друга? Какие цифры не похожи друг на друга?



Инструкция. Срисуй куб.



Инструкция. Поставь точку в середине круга, линии.



Инструкция. Срисуй домик.



ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ (с. 37, "9, 54, 66)

Предметные картинки. Инструкция. Назови этот предмет: слон, ...? Покажи, где слон, лев, ...?



























































ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗА-ВОСПРИЯТИЯ.

СЕНСИБИЛИЗИРОВАННЫЕ (УСЛОЖНЕННЫЕ) ПРОБЫ НА ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС

(ВОСПРИЯТИЕ).

Инструкция. Скажи что отсутствует на рисунке? Дорисуй недостающие части предмета.









































ЗАШУМЛЕННЫЕ (СЕНСИБИЛИЗИРОВАННЫЕ) ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ (с. 37, 52, 68)

Инструкция. 1. Назови фигуры, которые ты здесь видишь. 2. Обведи их карандашом.













Инструкция. Скажи, что нарисовано на первой картинке?

А теперь узнай, что нарисовано на второй картинке.

Назови, что нарисовано на третьей картинке.

(То же самое повторить со вторым радом картинок. Опыт начинать с картинки №1, при этом все остальные картинки

должны быть закрыты. Открывать их последовательно только после получения ответа на предыдущий вопрос.)













ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТА Инструкция. Назови, кто или что здесь нарисовано (указывают последовательно на один рисунок).















ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И НАЗЫВАНИЕ БУКВ И ЦИФР (с. 66)

Инструкция. 1. Найди букву, которую я тебе назову (знание и понимание звучащих букв).

2. Найди цифру, которую я тебе назову (знание и понимание звучащих цифр).

3. Назови буквы, которые я тебе покажу (называние букв).

4. Назови цифры, которые я тебе показу (называние цифр).



ПАМЯТЬ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ ПАМЯТИ ИССЛЕДОВАНИЕ УЗНАВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Инструкция. Посмотри на картинку №1 и запомни все

фигурки. Запомнил? (картинка №1 закрывается листом

бумаги).

А теперь найди фигурки, которые ты запомнил, на

картинке №2 (фиксируется время узнавания, количество,

точность).

№ 1



№ 2



ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ПАМЯТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ФИГУР ПО ПАМЯТИ

Инструкция. Срисовать, затем нарисовать по памяти.



Зрительно-предметная память: предметные картинки, трудно вербализуемые геометрические фигуры и др.

Инструкция. Я тебе дам 3 (5, 6) картинок, положи их в ряд, назови и запомни. Сейчас я их спрячу, а ты их найди. (Картинки-стимулы смешиваются с фоновыми ьартин-ками-дистракторами. Ребенок должен запомнить картинки и их последовательность. Сенсибилизированный вариант см. на стр.115, п.6 методики).

Инструкция. Посмотри на фигурки, запомни их и нарисуй по памяти. (Через 20-30 сек. после инструкции фигурки закрыть).

Нарисуй себя, папу, маму, девочку (мальчика).



ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫХ ФИГУР

лструкция. Запомни эти фигурки (дается 30 сек.) А теперь нарисуй те, что ты запомнил.

№ 1



№ 2



ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ВЕРБАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (с. 46)

ТЕСТ «3 СЛОВА НА 2»

Инструкция. Я тебе прочту 3 слова, ты их запомни; потом я прочту еще 3 слова, ты их тоже повтори и запомни. Потом я буду спрашивать, какие слова ты запомнил.

Повтори еще раз: ДОМ, ЛЕС, КОТ.

Повтори еще раз: ПИРОГ, ИГЛА, ТОПОР.

1. Какие были первые слова?

2. Какие были вторые слова?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЕРИИ СЛОВ:

ХОЛОД - РАМА - КНИГА;

РИСК - ГОСТЬ - ДОЖДЬ;

ГОЛОД - ЛУЧ - ХВОСТ;

ГРИБ - НИТКА - МОРЕ.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Инструкция. Я прочту два предложения. Ты их запомни.

1. Началась сильная гроза, сверкала молния и гремел гром.

2. Прозвенел звонок, закончился последний урок и ребята побежали домой.

1. Какое было первое предложение?

2. Какое было второе предложение?

ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА Инструкция. Я тебе прочту рассказ, а ты запомни.

ГОЛОДНЫЙ МУЖИК

Одному мужику захотелось есть. Купил он калач, съел, но не стал сыт. Купил он второй калач, съел его, а есть по-прежнему хочется. Купил он третий калач, съел его, а есть все еще хочется. Купил он тогда баранок, съел одну и сразу стал сыт. Ударил себя мужик по лбу и говорит: «Экий я дурак! И зачем я столько калачей переел; мне бы надо баранку съесть сначала».

УМНАЯ СОБАКА

Собака стерегла двор. Она увидала старика с сумой и начала на него лаять. Бедняк стал просить ее: «Не лай на меня, я не ел два дня и умираю с голоду». Собака сказала бедняку: «Люди услышат мой лай и накормят тебя». (А.Н. Бернштейн. Клинические приемы психологического исследования душевно-больных. М., 1921)

i

Расскажи рассказ каторый я тебе прочитала.ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ Проба «10 слов». Исследование объема слухо-речевой памяти, последовательности запоминания, точности.

Инструкция. 10 слов читают ребенку каждый раз снова после его воспроизведения (от 5 до 10 раз, в зависимости от возраста). Каждое слово, воспроизведенное ребенком, ставится в клеточку таблицы по порядку его называния. Так, если слово «конь» будет произнесено первым, то в соответствующую клеточку таблицы ставится цифра 1, а если вторым словом будет - «окно», то в соответствующей клеточке ставится цифра 2 и т.д. Необходимо отмечать каждый раз последовательность воспроизведения и количество слов. кол-во

^ Л Г\ D v^ ■ ш n rf^ г*л ё^ш 4^ ш л *ш "^ ■ ж





РЕЧЬ

ИСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ I. Экспрессивная речь

1. СПОНТАННАЯ РЕЧЬ. Ребенку задают общий вопрос, например:

Ты ходишь в детский сад (в школу)? Нравится тебе там?

Расскажи мне, что там делают дети? {речь ребенка записывается.)

2. ДИАЛОГ.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А маму и папу как зовут? Спроси меня о чем-нибудь. Ты любишь животных? А теперь все вместе расскажи то , о чем мы говорили.

3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ. Счет от 1 до 10 {можно положить перед ребенком ряд чисел или он сам должен их разложить). Перечисление месяцев года: январь, февраль... Рассказ стихотворения.

4. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Называются слова, ребенок должен найти соответствующую картинку {см. стр. альбома)

Инструкция. Я назову букву, а ты покажи ее. Буквы называются сначала вразброс и только по одной, а затем тоже по одной, но близкие по оппозиционному признаку: (звонкий звук - глухой и т.д.) «Покажи букву П, а теперь Б» и т.д.



Условно-рефлекторная реакция: на звук Б не поднимать руку, на звук П - поднять руку (то же со звуками т-д, к-г, г-х, ж-з, з~с).

5. ПОВТОРНАЯ РЕЧЬ.

Звуки - а, о, у, и, е, б, п, т, д, к, г, л,

Н, Г, Д, Ш, 3, Ж, Ш, К, Г, р, б, К, П, Ш, О, Ы, Т

Пары звуков - ра, ка, ша, та, ра-ла, ба-па, та-да, ка-га.

Тройки звуков - па-ба-па, ба-па-ба, та-да-та, да-та-да, ра-ша-ма, бо-би-ба, би-бе-бо, ба-би-бо.

Слова: простые - дом, лес, нога, рука, вода;

трехсложные - дорога, волосы, корова и т.д.;

многосложные - гололедица, холецистит и т.д.;

со стечением согласных - ПОЛКОВНИК, ПОЛОВНИК,

поклонник, трамвай, троллейбус и т.д.;

с оппозиционными фонемами - крот-ГрОТ, грабли-

капли, тело-дело, дрель-трель, забор-собор-запор, бидон-батон-питон, коза-коса, кол-гол, доска-тоска, тень-день и др.

Фразы: На столе стоят цветы.

В небе летают самолеты и птицы.

В космос снова запустили новую ракету.

Наступила зима, стало холодно, но снег еще не выпал.

6. НАЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО КАРТИНКАМ (см. стр. 25-27). (Номинативная функция речи.)7. НАЗЫВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ по картинкам типа «что делает»? (Инструкция. Скажи одним словом «Что делает девочка, дедушка и т.д.»)















8. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА:

а) определение количества букв в словах - ДОМ, КОНЬ,

лес, топор, дорога, стол, коньки, деревья;

б) определение количества слогов в словах (разделить

слово) - лодка, сова, квартира, мишка, медведь, пароход, громкоговоритель, гимнастика и др.

9. АССОЦИАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПРОБА.

Исследование объема, частотности словаря, фонетической сложности и способа актуализации (семантическая - группировка слов, хаотическая, звуковая и т.д.)

Инструкция. Закрой глаза и быстро называй любые слова (разделить слово, но нельзя называть имена, названия городов. Я даю тебе две минуты. (Отмечается по секундомеру количество слов в каждый период: начало, середина, конец). Качественный анализ словаря.

10. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ (МОНОЛОГИЧЕСКАЯ) РЕЧЬ:

а) составление предложений по картинкам («что делает?», а затем более сложных;

б) рассказ по картинке (например, «Семья» или др.);

в) пересказ рассказов (см. в главе Интеллектуальная деятельность с. 48);

г) устное сочинение на любую тему, соответствующую уровню знаний и возрасту ребенка. Отмечается время, обработка - количественная и качественная.

11. ИНТРАВЕРБАЛЬНАЯ СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:

Вставить в предложение пропущенные слова.





Н.Импрессивная речь ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.

1. Понимание простых и сложных инструкций: Дай мне свои руки.

Положи руки на стол.

Положи руки на колени.

Встань и подойди к двери, вернись и сядь на стул.

2. Понимание слов, обозначающих части тела. Покажи: (проба «глаз - нос - ухо»)

По 1 - глаз, нос, ухо, рот, затылок, подбородок, зубы, плечо, колено.

По 2 - глаз-нос, ухо-брови, лоб-волосы и т.д.

i

3. Понимание устной речи.

а) Педагог рассказывает содержание одной из трех картинок. Ребенок должен ее найти.

б) Инструкция.

Найди где: девочка бросает мяч;

дедушка идет по тротуару. Скажи: где висит скворечник;

куда (откуда) плывет лодка.

4. Понимание диалога.

Педагог говорит с мамой, потом спрашивает ребенка, о чем они говорили?5. Понимание логико-грамматических конструкций по картинкам. Вопрос: Найди картинку:

где - девочка бросате мяч под кровать; где - скамейка стоит около дерева; где - лодка плывет к пристани; где - бабочка летит над птичкой;

где - бабочка сидит на птичке; где - птичка сидит под бабочкой; где - птичка сидит над бабочкой.

















6. Понимание стихотворений - «перевертышей», например:

Рано утром, вечерком, поздно на рассвете кукла ехала верхом в золотой карете.

7. Проба с тремя предметами (см. стр. 60 методики).

8. Понимание логико-грамматических конструкций - даются инструкции, испытуемый должен выполнить задания:

1. Положи книгу на стол.

2. Положи книгу под стол.

3. Положи книгу около стола.

4. Положи книгу в стол.

9. Инвертированные конструкции.

Петю бьет Ваня. Кто драчун? Ваня бьет Петю. Кто драчун?

10. Какое предложение правильное.

«Солнце освещается землей» или «Земля освещается солнцем»?

«Слон больше мухи» или «Муха больше слона»? «Девочка моется мылом» или «Мылом моется девочка»?

11. Антонимы.

Инструкция. Скажи слово, противоположное данному. Например, толстый - тонкий.

Белый - ... Длинный - ... Светлый - ... Здоровый - ... Город - ... Сидеть - ... Злой - ... Добрый - ...

Смех - ... Высота - ... Плакать - ... Худой - ... Умный - ... Сильный - .. : Горе - ... Бежать - ...

Большой - ...

Работать - ...

12. Синонимы.

Инструкция: подбери к данному слову другое, обозначающее то же самое.

Учитель - ... Артист - ... Шофер - ...

Друг

Доктор - ... Борьба - ... Цца - ...

Изба - ...

Примечание: др. примеры см. стр. 94 методики.

13.Понимание интонаций.

Инструкция: Я тебе буду говорить одно и тоже слово, но с разной интонацией (разным голосом) , а ты узнай, о чем (о ком) говорится в этом слове, какое значение этого слова.

Например, я говорю: «Медведь - это животное». А если я говорю: «У, медведь!» - это значит неуклюжий человек. Понятно? Начинаем работать (каждое слово произносится 2 раза с разной интонацией).

Свинья. Орел. Лиса. Хорош гусь. Шляпа. Мокрая курица.

Свинья - Фу, свинья. Орел - О, орел. Лиса - У, какая лиса. Хорош гусь - ... Шляпа - ... Мокрая курица - ...письмо

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА (с. 61)

ДИКТАНТ

Звуки: о, ы, а, у, е, ё, ю, б, п, к, г, д, т, л, м, р, ш, с, з.

Слоги: ра, ка, га, та, да, ла, ма, на и др.

Слова: дом, лес, кот, кошка, работа, скользко, стол, стул, половник, строитель, стройка.

КОПИРОВАНИЕ (СПИСЫВАНИЕ):

Буквы:



Предложения.

На столе стоят цветы. По дороге идет лошадь. В лесу растут грибы. Лыжник катается на лыжах.

Слова (диктант и списывание):

блин, весна, клин, зима, хвост, слеза, гриб, труба, бочка, кот, почка, точка, год, вода, дорога.ЧТЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ (с. 86) Чтение и узнавание букв.

Инструкция. 1. Назови букву, которую я тебе покажу.

2. Назови две буквы котрые я тебе показу (в-д, ч-ш, т-ш, и др.).

3. Покажи букву, которую я тебе назову ( в-д, и-ш, д-б и др.).



ЧТЕНИЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКТСОВ

Слова

САД, УХО, ГЛАЗ, ДАЧА, ХЛЕБ, СТУЛ, ДОМ, КНИГА, ШКОЛА, МАМА, КЛАСС,

МОСКВА, ЯБЛОКО, РОССИЯ, КОСМОС, КИСЕЛЬ, КОРАБЛЬ, РАКЕТА, СОЛНЦЕ,

ЛУНА, СТОЛОВАЯ, БАБУШКА, ПРОСТРАНСТВО, ПРОИЗВОДСТВО

Предложения

В саду за высоким забором росли яблони.

На опушке леса охотник убил волка.

В Ташкенте было сильное землетрясение и много домов было разрушено.

В Тушино был авиационный праздник и прыжки с парашутом.

Тексты

СТАДО

Пастух пас стадо. Постух заснул. Из леса вышел волк и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок, он погнался за волком и отбил овечку.

ЖАБА

По дорожке прыгала большая жаба: шлеп - шлеп - шлеп. Жабу заметили шалуны-мальчишки. Они стали бросать в жабу камни.

Шла мимо старушка и сказала: «Зачем вы убиваете жабу? Жаба - наш друг, она поедает на огородах вредных насекомых и спасает нам овощи».

ХИТРАЯ ЛИСА Л.Н.Толстой

Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИСЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



Инструкция. Я прочту тебе интересный рассказ. Ты запомни его содержание, потом будешь пересказывать.

УМНАЯ ВОРОНА Л.Н. Толстой

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

Вопросы. 1. Ворона умная или глупая? 2. Почему?

ЛЕВ И МЫШЬ Л.Н. Толстой

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали его веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Вопросы. 1. Чему учит этот рассказ?

2. Почему лев засмеялся?

3. Кто здесь добрый, а кто злой?

ГОЛУБЬ И КОШКА Инструкция. Продолжи рассказ.

Дима жил в городе. Он любил кормить голубей. Дима бросал из окна голубям горсти пшена и крошки хлеба, однажды один голубь залетел в окно, а комнате была кошка...

Л.Н. Толстой

У Вари был чиж. Чиж был в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу:

- Пора тебе, чиж, петь, и...ВОРОНА И РАК Ушинский

Ворона поймала рака. Села на вербу над озером и сидит, а рака во рту держит. Видит рак - беда приходит. Вот он и говорит вороне: «Помню, ворона, я твоего отца и мать. Славные были птицы!» Ворона говорит: «Угу», рта не раскрывает. Рак говорит: «Сестры и братья твои тоже славные птицы». «Угу», - говорит ворона. Рак говорит: «Хорошие они были птицы, а ты лучше всех». «Ага», - сказала ворона и раскрыла рот, а рак упал в воду.

ГАЛКА И ГОЛУБИ

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее-не узнали и приняли, но она не выдержала и закричала по-галочьи.

Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим, но те ее также не признали и выгнали.

Вопросы: 1. Чему учит этот рассказ?

2. Галка хорошо поступила или плохо?

3. Голуби правильно поступили или неправильно?

4. А галки хорошо поступили или плохо?

ЖАДНАЯ СОБАКА

Собака бежал по мостику через речку, а в зубах несла мясо. Увидела себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет. Она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки.

Того мясо вовсе не было, а свое волной унесло. И осталась собака ни с чем.

Вопросы. 1. Чему учит этот рассказ?

2. Ворона поступила правильно или неправильно?

3. Кто здесь умнее - ворона или рак?«ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» (пятый лишний)

Инструкция. Я прочитаю тебе несколько слов, которые обозначают одно и то же. Но одно из слов не подходит к ним, так как оно имеет другое значение, смысл. Начнем. Слушай внимательно и скажи, какое слово лишнее.

1. ДРЯХЛЫЙ, СТАРЫЙ, ИЗНОШЕННЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

2. СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ЗЛОЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ.

3. ВАСИЛИЙ, ФЕДОР, СЕМЕН, ИВАНОВ, ПОРФИ-РИЙ.

4. МОЛОКО, СЛИВКИ, СЫР, САЛО, СМЕТАНА.

5. СКОРО, БЫСТРО, ПОСПЕШНО, ПОСТЕПЕННО. ТОРОПЛИВО.

6. ГЛУБОКИЙ. ВЫСОКИЙ, СВЕТЛЫЙ, НИЗКИЙ, МЕЛКИЙ.

7. ЛИСТ, ПОЧКА, КОРА, ДЕРЕВО, СУК.

8. ДОМ, САРАЙ, ИЗБА/ХИЖИНА, ЗДАНИЕ.

9. БЕРЕЗА, СОСНА, ДЕРЕВО, ЖУБ, ЕЛЬ.

10. НЕНАВИДЕТЬ, ПРЕЗИРАТЬ, НЕГОДОВАТЬ, ВОЗМУЩАТЬСЯ, НАКАЗЫВАТЬ.

11. ТЕМНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЯСНЫЙ, ТУСКЛЫЙ.

12. ГНЕЗДО, НОРА. МУРАВЕЙНИК, КУРЯТНИК, БЕРЛОГА.

13. НЕУДАЧА, КРАХ, ПРОВАЛ, ПОРАЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ.

14. МОЛОТОК, ГВОЗДЬ, КЛЕЩИ, ТОПОР, ДОЛОТО.

15. МИНУТА, СЕКУНДА, ЧАС, ВЕЧЕР, СУТКИ.

16. ГРАБЕЖ, КРАЖА, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПОДЖОГ, НАПАДЕНИЕ.

17. УСПЕХ, ПОБЕДА, УДАЧА СПОКОЙСТВИЕ, ВЫИГРЫШ.

«ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Инструкция. Найди слово, которое подходит к той паре слов, которые я тебе прочту ( привести пример).



НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ, СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК,

ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

И НАХОЖДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАРТИН В СЕРИИ

Инструкция. Составить рассказ. Сказать, в чем здесь юмор.

Что смешного? В чем мораль? 4













Вопросы. Расскажи, что нарисовано на картинке. Скажи, она смешная? Что здесь смешного?«ЛЕТОМ НА ОЗЕРЕ»

Вопросы. 1.Правильная эта картинка или неправильная? 2.В чем здесь несоответствие?

З.В чем нелепость картинки?

4.Что напутал художник в картинке? (для младших детей)



«РАЗБИТОЕ ОКНО»

Инструкция. Расскажи, что нарисовано на картинке. Что здесь случилось? Кто виноват?



ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

«ОБИДЧИК НАКАЗАН» Инструкция. Расскажи, что здесь произошло. (Соблюдая последовательность сюжета)















«СЛУЧАЙ НА СОЛНЦЕ ЛЕТОМ» Инструкция. Расскажи, что здесь произошло. (Соблюдая последовательность сюжета)







«Переправа» Инструкция. Расскажи, что прозшло? Посмотри на все картинки, начни рассказывать с первой картинки.







«Хитрая мартышка» Инструкция. Расскажи, что прозшло? Посмотри на все картинки, начни рассказывать с первой картинки.







«Умная рыбка» Инструкция. Составь рассказ по картинкам.







«Догадливая ворона»

Инструкция. Составь рассказ по картинкам.













ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Инструкция. Скажи, эти картинки грустные или веселые? Картинки одинаковые или разные? Почему? Что в них разное?





Инструкция. 1. Скажи, события на этих картинках радостные или грустные?

2. Какая картинка грустная? Почему?

3. Какая картинка радостная? Почему?







Инструкция. Скажи, эти картинки грустные или веселые? Картинки одинаковые или разные? Почему? Что в них разное?





«Обобщение» Инструкция. Назови все предметы на картинке одним общим словом.









«4-й лишний» Посмотри внимательно на все 4 картинки и скажи, какая здесь лишняя? Какая не подходит к трем другим? Почему?













ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТА И СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (с. 73)

Инструкция. 1. Назови числа, которые я тебе покажу. 2. Найди числа, которые я тебе назову.



Инструкция. Покажи, какое число больше (меньше) из этих двух.



Инструкция. Прочти числа, написанные необычно ~ вертикально.



Инструкция. Прочти числа, написанные римскими цифрами.



ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА И ЕГО РАЗРЯДНОЙ СТРУКТУРЫ, ПОНИМАНИЯ РОЛИ И МЕСТА ЦИФРЫ «О» В ЧИСЛЕ.

Таблица построения разрядного числа.



Даются цифры, наклеенные на твердую основу, и обязательно цифра «О».

Инструкция. 1. Положи в нужные клеточки таблицы цифры 1 и 2, чтобы получилось число 12. 2. Что нужно сделать, чтобы получить числа 120, 102 и т.д.?

Даются 3-4 любые цифры, написанные на карточках, j например, 1,2,0,3.

Инструкция. Составь на столе число 21, число 302, число 32 и т.д.

Арифметические действия



Тесты на вкладыш

* i

Классификация картинок по группам

1-й этап - картинки вырезать, наклеить на твердую основу и давать детям перемешанными в «колоде» картинок.

Инструкция. Разложи картинки по группам так, чтобы в каждой группе были похожие картинки ( пояснить). Это 1-й этап классификации.

2-й этап - обобщение ( вещи, растения, животные, человек).

3-й этап - высокое обобщение (живое - неживое).ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЫ НА ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБОБЩЕНИЯ В РЕЧИ

1. Обобщенные слова Инструкция. Назови одним общим словом: редька, картофель, лук, морковь...

§руши, яблоки, сливы, виноград... людце, чашка, тарелка, сахарница... молоток, клещи, пила, напильник... дуб, рябина, береза, осина... Россия, Англия, Америка, Франция... картины, музыка, стихи, театр...

2. 4-ый лишний (вербальный вариант) Инструкция. Найди лишнее слово:

Деревья

Лес

Трава

Небо




Дождь

Ветер

Зонтик

Мороз




Платье

Пальто

Туфли

Шляпа




Тетради

Книги

Карандаш

Письмо




Пирожки

Торт

Конфеты

Пирог




Молоток

Пила

Клещи

Гвоздь


ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА

И КАЧЕСТВА СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

СВОБОДНЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

1. Называй любые слова, кроме имён, названий городов, улиц и т.д.

2. Называй слова, обозначающие любые действия. Например, сидит, ест, пьет...

Исследование грамматической взаимосвязи существительного и глагола в речи.

Инструкция. Я тебе назову слово, а ты быстро назови подходящее к нему слово-действие (глагол). Например, дом стоит, поезд идет, собака бежит.

Человек... Солнце... Дождь...

Собака... Кошка... Мама...

Дворник... Летчик... Дым...

Цветы... Папа... Музыка...

Дети... Учительница... Школьники...

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. ПРЕДЛОЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

Инструкция. Выбери нужный предлог: Птицы летят высоко... небе (над, под, в) Самолет летит... морем (в, под, над, на) Дядя Саша побежал... собакой (в, за, под, на) Кошка тихо вышла... дивана (из-под, из-за, из, в, на) Собака выбежала... двери (из-за из, под, из-под, на) Лампа висит... потолком (под, над, на, в)Тетради лежат... ящике стола (на, в, под)

Если пойдет дождь,... трава будет мокрой (когда, тогда, то, но, и)

Я долго плакал,... меня обидели (если, когда, потому что, потому)

Пробы на исследование сформированности

структуры предложения и понимание интравербальных связей в предложении.

Инструкция. Вставьте пропущенные слова в предложении. Я долго завтракал, затем одевался и поэтому... в школу. Мой папа каждое утро... по лесу.

Мама готовит завтрак, папа... душ, а мы, дети... тетради и учебники и... их в портфель.

Солнышко... из-за туч и сразу стало весело.

Инструкция. Придумай предложения с данными словами.

1. Школа.

2. Дождь.

3. Болезнь.

4. Ужин.

5. Игра.

6. Дождь. Утро. Идти.

7. Школа. Далеко. Находиться.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

I. Инструкция.

1. Я прочитаю задачу. Ты ее повтори, а затем решай. Когда будешь решать, все пиши на листочке и говори вслух.

2. А теперь придумай такую же задачу. (Эти задачи могут использоваться и для исследования уровня притязаний у подростков и взрослых).

И. Инструкция. Я прочитаю задачу без конечного вопроса. А ты придумай, что в этой задаче нужно узнать.

РЕШЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Простые задачи

1. У Маши 5 яблок, а у Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?

2. На ветке сидели 5 птиц. К ним прилетели еще 3 птицы. Затем 6 птиц улетели. Сколько птиц осталось?

Составные задачи

3. На двух полках было 18 книг. На одной из них в 2 раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?

4. У Пети было 5 яблок, а у Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?

Сложные составные задачи

5. Сыну 15 лет. Отец на 25 лет старше сына. Мать на 5 лет моложе отца. Сколько лет им всем вместе?

6. У фермера было 20 га земли. С каждого га он снял по 3 тонны зерна; 1/3 урожая он продал. Сколько у него осталось?

Задачи с инвертированным ходом действий

7. Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет старше сына в 3 раза. Сколько лет отцу сейчас?

8. Три рыболова поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго рыбака составил 7 кг, улов второго и третьего - 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый рыбак?

Конфликтные задачи

9. Рабочий получал в получку 1200 руб. и отдавал жене 700 руб. В этом месяце он отдал жене на 100 руб. меньше. Сколько денег у него осталось?

10. Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим?

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации