Погосова Н.М. Цветовой игротренинг - файл n1.doc

приобрести
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг
скачать (820.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc821kb.14.09.2012 18:44скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Надежда Михайловна Погосова

Цветовой игротренинг.

—Эта книга — изложение авторской программы, направленной на комплексное развитие ребёнка: развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния

—Книга представляет собой практическое руководство с подробным описанием программы занятий: инструкции и упражнения, стихи, сказки, загадки по каждой теме, рекомендации для педагога.

—Книга предназначена для психологов дошкольного и дополнительного образования, логопедов, родителей.

(СПб.: Речь, 2005г. 152стр.)
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ



В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как тончайшее стекло. Но зато и глубоко же там!

Г.-К. Андерсен


РАЗГОВОР ПО ДУШАМ ИЛИ «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Эта книга — в некотором роде прощание с большим отрезком жизни длиной в двадцать с лишним лет под названием «Педагоги­ческая работа в системе народного образования». Более пятнадца­ти лет я посвятила логопедической деятельности, и эта книга — сво­еобразный итог моей работы. Почему своеобразный? Потому что предложенные в книге занятия по цвету нельзя строго классифи­цировать и отнести к чисто логопедическим, психологическим или каким-либо иным.

Официально я числилась учителем-логопедом, но, в зависимости от ситуации, ощущала себя то воспитателем, то психологом, то лого­педом, то нянечкой. И мне это кажется абсолютно естественным в ра­боте с детьми.

Мне повезло. В 1995 году я попала в детский сад, руководителем которого была мудрая, тонко чувствующая женщина. От меня не тре­бовали быть только специалистом, не требовали с абсолютной точ­ностью выполнять все предписанное системой и правилами. Я могла экспериментировать, и это было замечательно. Я сразу начала разра­батывать занятия по сказкотерапии*. А немного позже перешла на сказки в цвете. Почему вообще появились подобные занятия? Какая необходимость была в их разработке? Что они дают детям?

И собственные наблюдения, и беседы с педагогами детских садов убедили меня в том, что самое трудное в работе с дошкольниками — изменение устойчивых поведенческих реакций. Как помочь агрес­сивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в со­стоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ре­бенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способнос­ти и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного? Никакие наши «нельзя» или «неправильно», никакие уго­воры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение ребенка. Поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоен­ных ребенком в семье, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и многого, много другого.

Тогда же, в 1995 году, мне довелось прочитать замечательную кни­гу психологов Г. Бардиер, И. Помазан, Т. Чередниковой «Я хочу» (пси­хологическое сопровождение естественного развития маленьких де­тей). Именно эта книга послужила толчком для разработки занятий по сказкотерапии. Я уже несколько лет занималась практиками рас­слабления и осознания, но сомневалась, смогу ли использовать свой опыт с такими маленькими детьми, как старшие дошкольники. Ав­торы книги «Я хочу» настолько убедительно и вдохновенно расска­зали о возможности и даже необходимости развития психической произвольности у дошкольников, что у меня отпали всякие сомне­ния, и я смело погрузилась в исследования.

Что такое психическая произвольность? Это способность к само­регуляции и самоконтролю. Возможно ли развить такую способность у маленьких детей? Ведь известно, что даже не всякий взрослый спо­собен контролировать свои эмоции и поведение. Что же говорить о детях... Однако опыт работы показал, что нет ничего невозможного.

Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррек­цию эмоционально-волевых процессов у детей. Основные задачи зак­лючаются в следующем:

  1. Осознание себя как личности, принятие себя и понимание соб­ственной ценности как человека.

  2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окру­жающей действительности.

  3. Творческая самореализация.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управ­лять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь... Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробужда­ет... Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

Мы были просто счастливы услышать из уст очень упрямого, воз­будимого и, что называется, неуправляемого ребенка сказку про си­нюю птицу, у которой он хотел попросить спокойствия (см. занятие «Синий цвет»). Ребенок осознает свою нервозность, свое напряжен­ное состояние и очень хочет обрести спокойствие. Но еще удивитель­нее его внутреннее понимание того, что желанного успокоения он пока не обрел, потому-то с птицей счастья в своей сказке мальчик так и не встретился.

Но когда-нибудь эта встреча должна состояться, так как намере­ние, которое он вложил в эту сказку, очень значимо. И не случайно эта сказка родилась в синем цвете. Синий цвет успокаивает, снимает возбуждение и тревогу.

Надо сказать, что дети с нетерпением ждали каждой встречи с цве­том. И хотя занятия проводились только один раз в неделю, они были очень интенсивными по внутреннему содержанию.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок — все это и есть творческая самореализация. Она ведет к освобождению от зап­ретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может ока­заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчиво­му ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мысля­щему — довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Они из­начально заложены в каждом из нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, ревность, страх, жадность и т. п. Важно понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь сво­ей души как вредные и ненужные. Когда малыш старается стать щед­рым или добрым, потому что так надо, так правильно, к тому призы­вают взрослые, — он не испытывает истинной радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боится проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с эти­ми чувствами и возьмет на себя ответственность за свои состояния. Очень важно понимать и принимать детей такими, какие они есть. Мы пытались находиться с детьми в их пространстве, жить их чув­ствами и их ощущениями. Мы играли с ними в увлекательную игру под названием «жизнь». Не могу сказать, что мы достигли совершен­ства. Были ошибки, падения, расстройства, неверие в себя, но мы старались...

Такое сотрудничество позволяло чувствовать, сколько времени надо проводить занятие, какие изменения можно внести по ходу (про­длить ли дольше обычного танец, игру или уделить больше внима­ния беседе). Категория времени очень относительна. В какой-то день мы проводили занятие «как положено», в какой-то — сокращали или удлиняли. Все зависело от эмоционального, интеллектуального и физического состояния детей. Может, кому-то хочется возразить, но давайте припомним, не бывает ли у нас, взрослых, таких дней, когда все «валится из рук» или «идет как по маслу». То же самое с детьми: не бывает одинаковых дней и одинаковых состояний. В нашей жиз­ни вообще и в работе, в частности, слишком много шаблонов и жес­тких правил. Даже творческая, казалось бы, работа — воспитание де­тей — ограничена четким расписанием и строгими правилами. Но как, скажите, втиснуть в шаблонные рамки живое общение с деть­ми? Работа только тогда способна приносить удовлетворение и ра­дость, когда ты пребываешь в данном моменте, здесь и сейчас, когда чувствуешь детей и всех, кто рядом с тобой.

Я уже благодарила в начале книги воспитательницу нашей груп­пы Галину Георгиевну. На протяжении четырех лет, до 2001 года, мы с ней работали в тесном сотрудничестве. На ее глазах и при ее актив­ном участии рождались занятия по цвету. Мы не делили простран­ство группы на кабинет логопеда и территорию деятельности воспи­тателя. У нас была общая работа, очень важная и ответственная, — помочь становлению личности маленького человечка. Каждый взрос­лый, работающий с ребенком, помогает малышу становиться лично­стью. И, на мой взгляд, отношение к ребенку как к личности должно быть определяющим. Можно обучать ребенка математике, можно исправлять недостатки речи, можно приучать его к хорошим мане­рам, но если забыть о душе, то грош цена нашим благим намерениям.

Наша увлеченность цветом постепенно расширялась. И вот уже в группе появились «красная комната», «зелено-голубой уголок», об­шитые атласной тканью разного цвета поролоновые подушки, накид­ки и костюмы для ряжения, панно «цветное настроение» и многое другое.

Было интересно наблюдать, какие цвета выбирали дети для своих игр. Один возбужденный, гиперактивный мальчик постоянно наде­вал на себя красивую синюю накидку с серебряной тесьмой. Вероят­но, подсознательно он стремился к успокоению и отдыху. Затормо­женные, вялые и неуверенные дети очень любили играть в «красной комнате»; можно предположить, что вибрации красного цвета несли им желанную силу, активность и веру в себя. По крайней мере, мы неуклонно отмечали изменения, происходящие с детьми. Наши без­вольные, нерешительные обретали уверенность и смелость, наши чрезмерно подвижные замедлялись, а агрессивные добрели на гла­зах. Не раз приходилось слышать от воспитателей и наблюдать са­мой, что дети, особенно старших групп детского сада, часто обзыва­ют друг друга, дерутся, ломают игрушки. Только в начале года (специфика логопедической группы такова, что каждый год в группе появляются новые дети) мы наблюдали подобные явления в нашей группе. А буквально через два-три месяца дети уже преображались, и все вышеперечисленное случалось с ними реже и реже. В занятиях по цвету представлено много упражнений на развитие эмоционально-волевых процессов у детей. Но поскольку я все же логопед, то попыталась объединить психологию и логопедию, допол­нив занятия специфическими речевыми заданиями. В какой-то момент я поняла, что с помощью цвета можно пре­красно заниматься автоматизацией звуков. Я стала обогащать собран­ный к тому времени материал предметами и игрушками, имеющими в своем названии определенные звуки. Моя работа стала приносить мне и детям намного больше удовлетворения и радости. Автоматиза­ция превратилась в увлекательный и творческий процесс. Надо ска­зать, что, видя перед собой большое количество предметов опреде­ленного цвета (в данном случае неважно, какого), дети непроизвольно входят в некое медитативное, расслабленное состояние. Они с увле­чением перебирают бусы, пуговицы, крышки, камни, картинки, ку­сочки тканей и другие предметы. И всем этим можно владеть!? Вот тут рождается вера в себя: я — творец, я — создатель! Вот из этих пред­метов я создаю сказку (пусть самую незатейливую!). Но сказка — это на десерт. А сначала автоматизация на материале грамматических категорий.

Иногда я предлагала выбрать цвет для занятия детям (с учетом нужного звука). А иногда выбирала сама. Возбудимым я старалась предложить спокойные цвета, медлительным и заторможенным — активные. На одном маленьком примере я покажу, как может прово­диться автоматизация звука с подгруппой. Предположим, надо по­работать со звуком «л». Дети садятся вокруг стола, я ставлю на стол коробку с голубым цветом (белым, золотым) и предлагаю детям по очереди доставать предметы. Каждый ребенок проговаривает задан­ную фразу, дополняя ее названием предмета, который достал: «Я взял и положил на стол... голубую вазу», «Я взяла и положила на стол... голубого слона». И так далее. Затем выполняется другое задание, а в зак­лючение, каждый ребенок сочиняет сказку, используя выбранные им для этой цели предметы голубого цвета.

Еще несколько слов о таких моментах как еда, расслабление и «самовыражение в цвете». В предложенных читателю занятиях лишь несколько раз присутствует настоящая пища. Но практически мы ели на каждом занятии. Для любого цвета можно было подобрать продукты. Еда доставляла детям массу удовольствия. Ведь слово «за­нятие» обычно ассоциируется с чем-то трудным, порой утомитель­ным; а на занятиях по цвету можно играть, танцевать и даже — есть! Ели наши ребятишки восхитительно: действительно медитативно, долго пережевывая и ощущая языком, небом и губами все, что по­падало в рот.

Ниже я описываю так называемую позу расслабления «сидя на пяточках». Мне приходилось встречаться с некоторым непонимани­ем. Поэтому позвольте объяснить, почему данное положение тела предпочтительнее других. Именно в позе «на пяточках» легче всего держать спину прямо. Насколько это полезно для позвоночника, объяснять, я думаю, не надо. Если ребенок сидит не на стуле, а рас­полагается прямо на ковре, то ни в одной другой позе без опоры на стену он не сможет держать спину прямо. Многие понимают расслаб­ление как очень комфортное состояние и предлагают детям лежать. Но в положении «лежа на спине» у детей нет полноценного контакта с педагогом, а в позе «лежа на животе» очень напрягается шея. К тому же, расслабляться — совсем не значит «кайфовать». Расслабляться — значит учиться слушать свое тело в любом положении, принимать все его ощущения, даже болезненные и неприятные. Я обычно хва­лю детей за то, что они умеют чувствовать тело, терпеть небольшую боль и дискомфорт. Так развивается воля и вера в себя.

«Самовыражение в цвете» родилось не сразу, но прижилось быст­ро. Оно стало своеобразным уроком рисования с одним небольшим, но существенным отступлением от правил: мы ничему не обучали, а разрешали творить и выражать себя всеми возможными способами. Мы, взрослые, сами сидели рядом с детьми и тоже резали, клеили, рисовали, отображая в цвете свое состояние, настроение, желания и помыслы. А после занятия мы неустанно хвалили творческие работы детей и записывали составленные ими сказки.

В последний год моей работы в детском саду мы подготовили с детьми-выпускниками (уходящими в школу) спектакль «Синяя пти­ца». Несмотря на то, что материал спектакля может показаться кому-то трудным, наши дети справились с ним прекрасно. Совместная ра­бота над «Синей птицей» доставила и взрослым и детям немало чудесных мгновений.

С каждым годом занятия по цвету подвергались очередной пере­работке, и этому процессу нет предела. Например, когда я только приступила к процессу сочинения сказок с детьми, то была обеску­ражена шаблонностью их мышления. Почти у каждого герой сказки мечтал только об одном: с кем бы подружиться. Я стала размышлять о том, как вывести детей за рамки однотипности. Так в занятиях по цвету появились сказки разных писателей. Знакомство с ними по­могло детям увидеть, какие необычные мечты и желания могут быть у героев, насколько разнообразны пути достижения цели и т. п.

Трудно переоценить важность процесса сочинения сказок. Это чистое творчество, акт созидания! Существуют две противополож­ные силы — разрушения и созидания. Если ребенок умеет создавать, у него отпадает необходимость разрушать, портить и вредить.

Мы проводили занятия по цвету в течение всего года. Многие цвета повторялись по два-три раза. Иногда я комбинировала, и тогда на одном занятии присутствовали, например, черный и желтый или бе­лый и красный. Предложенные в книге занятия не выдержаны строго по времени. Я ставила перед собой другую цель: показать как можно больше разнообразных игр, заданий, упражнений и сказок. А допол­нительный материал поможет творческим, чувствующим и любящим свою работу педагогам создать собственные занятия по цвету.

Каждый педагог — творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Для одних будет достаточно и поло­вины занятия, для других окажется необходимым изменение струк­туры или внесение дополнительного материала. Главное — чтобы за­нятие доставляло радость и педагогу, и детям.


ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.

Погружаешься в цвет, как в глубины моря, отдаешься его вибра­циям, словно морским волнам, купаешься в цвете, впитываешь цвет, наполняешься цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Цвет — это журчащая синева ручья, слепящее золото сол­нечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки.

Мы говорим голубой город, и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщит нам о человеке открытом, добром и вели­кодушном. Услышав фразу «ты сгущаешь краски», мы сразу понима­ем, что сгущать краски — значит преувеличивать, придавать чему-то слишком большое значение.

Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлет­ворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отра­жает психологические качества человека, а также гормональные на­рушения в нем.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составля­ющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состо­яния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или за­медление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков крас­ного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давле­ние, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и чер­ного цветов понижает эти же показатели.

Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоян­но ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета.

Было обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях ок­расили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, что­бы поболтать друг с другом.

Для усмирения буйных заключенных в США используют комна­ты, окрашенные мягким розовым цветом. Через несколько секунд у заключенных наступает снижение мускульной активности.

В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цве­та для лечения желтухи новорожденных.

Хирурги в операционной одеты в темно-зеленые халаты. Экспе­риментально доказано, что темно-зеленый цвет помогает остановить кровотечение.

Если форма любимой футбольной команды желтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив, бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.

Можно привести множество примеров воздействия цвета на пси­хику людей, но ограничимся этими и перейдем к краткому описа­нию каждого цвета.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА

(физиологическое воздействие некоторых цветов)

Красный

Красный цвет — это энергия и сила. Красный связан с физичес­кой активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрес­сией. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.

Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, уве­личивается артериальное давление, учащается и углубляется дыха­ние, активизируется мускульная сила.

Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрес­сии, страха и меланхолии. Красный повышает работоспособность и выносливость, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.

Это цвет активный, энергичный и горячий, поэтому злоупотреб­ление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волне­ния, беспокойство и головную боль.

Оранжевый

Оранжевый — это теплый и активизирующий цвет. Он часто ассо­циируется с солнцем, огнем, радостью и экспрессивностью. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным и сво­бодным. Оранжевый настраивает на оптимизм, открытость и общи­тельность. Он помогает обрести эмоциональное равновесие, доверие к миру и чувство единения с ним.

Оранжевый цвет вызывает у человека некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного. Он незначительно учащает пульс и дыхание, а также улучшает аппетит.

Как цвет тепла и жизненной энергии, он регулирует обменные процессы и оказывает исцеляющее влияние на работу организма.

Оранжевый и персиковый оказывают активизирующее воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им освободиться от стра­ха, открыться, довериться и развить нереализованные способности.

Желтый

Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Желтый способствует концент­рации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, а его воз­действие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оран­жевым. Под воздействием желтого слегка учащаются пульс и дыхание. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, созда­ет гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помо­гает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. В негативном аспекте желтый — это склонность к критике и не­терпимость к чужому мнению.

Зеленый

Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и хо­лодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечно­сосудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление. Действие зеленого эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.

При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Зеленый также об­ладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся.

Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и рав­новесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем при­ток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.

Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство сво­им эмоциональным состоянием.

Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни, отличается настойчивостью и упрямством.

Голубой

Голубой — это цвет интуиции, эмоциональности и духовного рос­та. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, ме­дитации и внутренней гармонии. Он тих и спокоен и способен ока­зать помощь в решении любой проблемы.

В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях. Под воздействием голубого замедляются пульс и дыхание.

Голубой цвет утешает и успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также умень­шает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаи­вать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, осо­бенно если это касается пассивного, заторможенного ребенка, мо­жет привести к некоторому утомлению, печали и пассивности.

Синий

Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помога­ет обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоана­лизом и самоуглублением.

Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при го­лубом.

В цветотерапии синий используется для лечения нервных боль­ных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при тревоге, бессоннице и беспокойстве. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалитель­ных процессов.

Синий поможет при умственном переутомлении; а также обеспе­чит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действо­вать жестко и прямолинейно.

Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиски служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.

Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недовер­чивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями чело­века. Это таинственный, мистический и загадочный цвет. В фиоле­товом соединяются два цветовых начала — синий и красный. Поэто­му он включает в себя спокойствие и буйство одновременно. Этот цвет каким-то непостижимым образом соединяет противоположно­сти: независимость и подчинение, могущество и слабость, мудрость и наивность, земное и божественное.

Фиолетовый цвет эффективно используют при психических на­рушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляю­щего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благо­творное влияние на сон.

Фиолетовый пробуждает в человеке стремление к духовному рос­ту, обретению власти над собой и своей жизнью.

Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Ху­дожники и поэты, философы и музыканты, изобретатели и мисти­ки — люди творческих профессий находятся под влиянием фиолето­вого цвета.

Однако передозировка фиолетового нежелательна. Это притяга­тельный, но тяжелый для восприятия цвет. Длительное влияние фи­олетового может вызвать состояние тоски и депрессии.

Розовый

Розовый представляет собой смесь красного и белого цветов. Ро­зовый романтичен и нежен. Он — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре­красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из крити­ческих и конфликтных ситуаций.

Розовый развивает чувствительность, пробуждает интуицию, спо­собствует изменению устаревшей точки зрения и избавлению от на­вязчивых мыслей.

Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об ухо­де от реальной жизни в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение розовым выдает желание подчинить события своей воле, говорит об избытке самоуверенности, способствует про­явлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности.

Коричневый

Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчи­тать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоле­ние препятствий и трудностей.

Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняе­мым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе.

К негативным свойствам коричневого можно отнести: разочаро­вание, недовольство, депрессию и навязчивые идеи разрушения.

Белый

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и божественности. Белый цвет ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством и целомудренностью. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни.

Если человек отдает предпочтение белому цвету, значит, он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать но­вую жизнь.

Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как со­держит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает то­низирующее действие на организм человека и эффективно исполь­зуется для оживления любого другого цвета.

Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скован­ных. Он «ломает лед» при общении, помогает преодолевать трудно­сти и повышает самооценку.

Белый дает ощущение чистоты и святости; но следует помнить, что всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмер­ной стерильности, неприступности и превосходства над другими.

Черный

Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоцииру­ется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.

Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизнен­ного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В тем­ноте рождается новая жизнь. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного.

Пристрастие к черному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.

В то же время, черный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперед, поощряет «топ­тание на месте». Человек, которому черный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознает это­го. Для преодоления привязанности к черному следует воспользовать­ся другими цветами.
Серый

Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, умеренного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать по­рядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля.

Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рас­судочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрес­сией, болезнями, усталостью, аскетизмом и склонностью к критике.

Серебряный

Серебряный цвет — воплощение женственности. Он ассоцииру­ется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и сереб­ряными монетами. Серебряный прекрасно успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный развивает воображение и фантазию, беспристрастность и терпимость к мнению окружающих. Он подталкивает человека к погружению в себя и к мистическому восприятию мира. Серебряный цвет помогает человеку увидеть собственные ошибки и отражает ис­тинную сущность его души.

Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с само­обманом, двуличностью, безумствами и иллюзиями относительно происходящих событий.

Золотой

Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях.

Часто этот цвет встречается в сказках. Он символизирует несмет­ные сокровища, которые герой может получить, лишь пройдя труд­ные испытания. Золотой цвет в сказке может открыть самые недо­ступные и надежно запертые двери. Золотой цвет распространяет любовь и мудрость. Ему открыт доступ к миру духовного познания.

Говорят, что золото — это застывшие капли солнечного света. Именно из-за родства с солнцем золотой несет тепло, жизнь и ра­дость. Целеустремленные и активные получат от золотого дополни­тельную силу; но слабые, безвольные могут не справиться с той энер­гией, которую излучает золотой цвет.

В своем негативном аспекте золотой отличается крайней недовер­чивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь ус­пеха, страх перед поражением, нежелание в чем-либо участвовать.

  

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфичес­кие свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабель­ность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной не­приязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Например, в системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. За­тем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного рав­новесия и гармоничного видения мира. «Гармония в цвете — гармо­ния в душе — гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога.

Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им: 1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, 2) расширить и углубить вос­приятие цветовой гаммы.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняет­ся энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гар­монии с Космосом.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
Процесс сочинения сказок — это не только возможность разбу­дить воображение ребенка и развить его мыслительные способнос­ти. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая сво­их героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребе­нок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Внимательный психолог увидит за обычными образами и поступ­ками героев скрытые проблемы и конфликты. Он сумеет направить детское воображение в такое русло, где таятся скрытые ресурсы лич­ности ребенка.

Почти в каждом занятии по цвету дети знакомятся с очередной сказкой. Мотивы пройденных, уже знакомых сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах разрешения конфликтов. Излюбленные сюжеты переносятся деть­ми из одного цвета в другой. Так, розовый слон, символизирующий счастье, легко перекочевал в синий цвет, а зеленоватое привиде­ние — в белый.

Следует добавить, что такие упражнения как превращение в пред­мет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей. Чтобы сочинять сказки, надо несколько иначе видеть мир. В сказках цветы и деревья могут передвигаться, животные и камни разговаривать, чайники и свето­форы — думать... Когда ребенок превращается в гриб или кузнечика, ему легче понять «душу» этого предмета. Когда ребенок говорит от имени предмета, он ощущает более глубокую связь с ним. Сравните два описания.

Оранжевая морковь растет в земле, созревает.

Оранжевая морковь умеет расти, созревать, сидеть в земле.

Слово «умеет» сразу создает сказочный контекст для предмета, одушевляет его, делает живым и способным к самостоятельным дей­ствиям. А оживший предмет — отправная точка для творчества.

Ниже приводится примерная схема, на которую можно опирать­ся при сочинении сказок.

  1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя).

  2. Создание места, в котором приятно находиться герою.

  3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).

  4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.

  5. Рассказ о главной мечте (желании) героя.

  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто про­тивостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)

  7. Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)


МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ
Не стоит большого труда, если задаться целью, собрать предметы разного цвета. Как можно увидеть на цветных вклейках, в ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. На первых порах можно предложить детям приносить из дома несколько предметов нужного цвета непос­редственно к занятию.

Перед занятием на небольшой столик или подставку выкладыва­ются предметы нужного цвета и накрываются тканью. Открываются они обычно лишь после ритуала вхождения в страну цвета (см. пункт «Вступление» к каждому занятию).

Самые бросовые, казалось бы, материалы (крышки, палочки, лос­кутки ткани, и т. д.) окажут неоценимую услугу при составлении цвет­ных сказок. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в полян­ку или постель, кубик — в горку или домик, палочку — в мостик или дорожку...

Куклы-феи (марионетки) могут быть изготовлены специально. О технологии изготовления можно узнать из книги «Путь к волшеб­ству. Теория и практика сказкотерапии». (См. список литературы.) Но есть и более простой способ: иметь только одну красивую куклу, например куклу Барби. Для нее можно сшить одежду разных цветов, а можно прямо перед занятием задрапировать куклу тканью необхо­димого цвета, сколоть булавками, придумать какую-нибудь шляпку, накидку или цветок в волосы.

И, наконец, совсем легкий способ: вместо куклы использовать про­сто волшебную палочку, украсив ее тканью или бумагой нужного цвета.
РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ*
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабить­ся. (Если в занятии это не написано, то все равно подразумевается.)

Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при вза­имодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не по­могает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение рас­слабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслаб­ление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это со­здание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом пере­распределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гар­монии.

При необходимости можно уделить некоторое время обучению детей расслабляться, умению ощущать и чувствовать свое тело. (* Перепечатано из работы Н. Погосовой «Погружение в сказку» (Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000).)
РАССЛАБЛЕНИЕ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий.

Сильный — слабый.

Холод — тепло.

Сосулька — водичка.

Движение — сон.

Страх — доверие.

Злой — добрый.

В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие.

  1. Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми паль­цы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кис­ти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»).
    Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

  2. Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Мож­но потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

  3. Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каж­дого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у де­тей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Веду­щий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и рас­слабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.


РАССЛАБЛЕНИЕ С ФИКСАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ НА ДЫХАНИИ
Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Рит­мичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и по­могает глубже расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизволь­но и не требует особого внимания. Расслабление в сочетании с дыха­нием можно выполнять сидя или стоя, но чаще всего это происходит в положении «лежа».

Педагог «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслаб­ленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы. У вас заме­чательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спо­койным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Логопеды знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот пе­риод может превратить скучную работу в интересную, живую и твор­ческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цве­та, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким обра­зом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от про­цесса работы с цветом.

Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться.

  1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продви­нутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).

  2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произно­шения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным.

Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Можно предложить детям найти сре­ди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зон­тик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).

Ниже перечисляются некоторые виды работ по автоматизации звуков в цвете. Подробно эти и другие упражнения расписаны не­посредственно в занятиях или в разделах «Дополнительный матери­ал для автоматизации звука».

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РАБОТ


  1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Синий василек.

Синяя страна.

Синее небо.

Синие сливы.

  1. Изменение прилагательных вместе с существительными по па­дежам:

(Есть) синий василек.

(Нет) синего василька.

(Подошел) к синему васильку.

(Вижу) синий василек.

(Любуюсь) синим васильком.

(Думаю) о синем васильке.

  1. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помо­щью приставок.

Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.

Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.

Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.

Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

  1. Согласование количественных числительных с прилагательны­ми и существительными разных родов.

Одна розовая ягода.

Две розовые ягоды.

Пять розовых ягод.

  1. Составление предложений по демонстрации действий.

Я положил на желтую салфетку желтого жука.

Я рисую желтым карандашом желтого жирафа.

Желтая жаба скачет по желтой дорожке.

  1. Подбор родственных слов.

Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

  1. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации).

Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье.

Белая чашка — белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку.

Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.

  1. Составление описательных рассказов.

Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая.У нее четыре белых крылышка. И так далее.

  1. Сочинение сказок.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


  1. Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.

  2. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебря­ный.

  3. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, се­ребряный.

  4. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый.

  5. Автоматизация звука «ж»: желтый, оранжевый.

  6. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, желтый.

  7. Автоматизация звука «ль»: зеленый, фиолетовый.

  8. Автоматизация звука «ч»: черный, коричневый.


ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ

  1. Предложенные в этой книге занятия разработаны для детей 5-7лет, посещающих старшую или подготовительную группу детского сада. Эти занятия можно проводить как в логопедических группах детского сада, так и в массовых. При внесении определенных изме­нений занятия по цвету могут быть использованы в работе с детьми более старшего возраста.

  2. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе рас­слабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мяг­кие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.

  1. Можно изменять последовательность занятий. Единственное, о чем важно помнить, что на первых занятиях при описании цвета де­тям следует давать контрастные пары слов (цвет теплый или холод­ный, легкий или тяжелый, успокаивающий или тревожный и т. д.).

  2. Необходимо принимать от детей любые характеристики цвета, даже если они кажутся неподходящими. Например, если кто-то ска­жет о желтом как успокаиэающем цвете, то не следует считать это ошибкой. Встречая одобрение со стороны взрослых, дети станут сме­лее в высказываниях, увереннее в себе и в дальнейшем постепенно научатся гораздо глубже чувствовать вибрации цвета и подбирать бо­лее точные определения.

  3. Общий дополнительный материал к занятиям и образцы сказок, составленных детьми, предназначены для широкого использования логопедами, воспитателями, психологами и другими педагогами.

Литература

  1. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.

  2. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000.

  3. Бонде Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). СПб., 1997.

  4. Линн Д. Священное пространство. М., 1997.

  5. Гоникман Э. И. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). Минск, 1992.

  6. Тренинг по сказкотерапии: Сб. программ / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
    СПб., 2000.

  7. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Теория и практика Сказкотерапии. Опыт психоди­
    агностики и психокоррекции. СПб., 1996.

  8. Материалы семинара по сказкотерапии в образовательном центре «Гармония».

  9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. СПб., 1998.

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

  3. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуальная подгрупповая работа по
    коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. М., 1998.



Занятие №1
СТРАНА ЦВЕТА
Цели

  1. Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать.

  2. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе.

  3. Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.

  4. Практическое усвоения деления слов на слоги на примере слова «разноцветный».

  5. Развитие слухового и зрительного внимания.

  6. Формирование вкусовых образов.

  7. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.

  8. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.
    Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.

  9. Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать
    других.

  1. Развитие фантазии и творческого воображения.

  2. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.


Оборудование и материалы

Разноцветные предметы: игрушки, листья, ягоды и цветы из бу­маги, ткани, бусы, кубики, нитки, клубки, пуговицы, карандаши, фломастеры, и т. д.

Иллюстрации с видами природы.
Ход занятия

Вступление

ѕСегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путе­шествие в страну цвета. Какие цвета вы знаете?

ѕНазовите свой любимый цвет. Почему он вам нравится больше других?

ѕЗачем нужны разные цвета?

ѕПредставьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир?
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ
Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир

Давным-давно, когда весь мир был только белым и чер­ным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.

Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились чер-ными-пречерными.

Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Све та решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим вол­шебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих иско­рок. Одна фея была голубой, другая розовой, третья — фио­летовой, четвертая — оранжевой... Фей было много: всех цве­тов и оттенков.

— Дорогие феи, — сказала могущественная фея Света, — вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной, нарядной и радос­тной.

Только взмахнула Голубая фея волшебным голубым лу­чом, как посыпались на Землю голубые искры света — и сразу заголубели васильки и незабудки, вода в озерах и небо над Землей.

Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света — и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рас-- свет осветил облака в утреннем небе.

Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Зем­ля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих, роскошных и разноцветных нарядов.


Упражнение 2. Феи

Задание1.

ѕУ каждого из вас есть любимый цвет. Выберите себе кру­жок любимого вами цвета (Дети выбирают кружки из картона). Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я — красная фея...)

ѕПосмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой кружок поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»... А если предмет бывает разных цветов, то свои кружки могут поднять сразу несколько фей. Например, ка­кого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой...

ѕПриготовились? Слушайте.

Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, виш­ня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, бак­лажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц.

Задание2.

ѕДавайте посмотрим на картины природы (демонстрируют­ся иллюстрации с изображением цветов, животных, заката, моря, гор и т. д.). Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.

Синяя фея:Я окрасила в синий цвет воду, васильки, вечернее небо...

Желтая фея. Я окрасила в желтый цвет солнце, цыплят, одуванчики...
Упражнение 3. Цветик-семицветик

ѕПосмотрите на волшебный цветок. Кто знает название этого цветка? Почему его так называют? Определите, како­го цвета каждый лепесток у этого цветка. Знаете ли вы, из какой сказки прибыл этот цветок и почему он считается волшебным? Прибыл он из сказки «Цветик-семицветик», а волшебный потому, что может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток...».

ѕЗагадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. Мо­лодцы. Хорошо. Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Упражнение на дыхание выполняется несколько раз. Цве­ток лучше сделать из тонкой бумаги и продублировать лепес­тки, чтобы хватило всем детям.

Упражнение 4. Раз-но-цвет-ный
ѕУ волшебного цветка все лепестки разных цветов. Как одним словом описать его цвет? (Разноцветный.) Правиль­но, он раз-но-цвет-ный. Это очень длинное слово. И чтобы оно легко произносилось, поделим его на части.

Сначала дети проговаривают слово «разноцветный» вмес­те с педагогом, отхлопывая части слов, подсчитывают коли­чество частей в слове. После этого дети перебрасывают друг другу разноцветный мяч, поочередно называя каждый после­дующий слог. Слово проговаривается три-четыре раза.
Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари)

Однажды в Пьомбино дождем посыпались с неба конфеты. Конфеты были словно большие градины, но не белые, а разно­цветные — красные, зеленые, голубые, фиолетовые. Один маль­чик взял в рот зеленую конфету — просто так, чтобы попробо­вать, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная.

— Да это настоящие конфеты! Самые настоящие! — обрадо­вались ребята и бросились набивать ими карманы. Но сколько они не собирали, конфет меньше не становилось — они по-пре­жнему дождем сыпались с неба.

Дождь этот шел недолго, и все же улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки. Ребята, воз­вращавшиеся из школы, успели еще наполнить сладостями свои портфели. И старушки тоже несли домой узелки с конфе­тами.

Это был великолепный праздник!

До сих пор люди ждут, что с неба опять посыплются конфе­ты, но облако, из которого они сыпались дождем, больше не появлялось ни над Пьомбино, ни над Турином и, вероятно, ни­когда не пройдет даже над Кремоной.


Упражнение б. Мою руки

ѕКто из вас захотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказы­вает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте подготовимся и на всякий случай «помоем руки». Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я мою руки». Перед началом дети энергично «намыливают» руки, раз­миная ладони и пальцы.


Мыло бывает

Разным-преразным:

Синим,

Зеленым,

Оранжевым,

Красным...

Но не пойму,

Отчего же всегда

Черной-пречерной

Бывает вода?
дети намыливают руки
соединяют подушечки указательных, пальцев

соединяют подушечки средних пальцев

соединяют подушечки безымянных, пальцев

соединяют подушечки мизинцев

отображают эмоцию удивления: поднимают

вверх брови, округляют глаза,

приподнимают плечи, разводят в стороны руки..

после окончания упражнения расслабляют мышцы тела,

свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед

Упражнение 7. Конфеты

ѕКажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послу­шайте. (Педагог шуршит конфетными фантиками.) Под­ставьте ладони под разноцветный конфетный дождь. (Пе­дагог кладет в ладони каждому ребенку по одной — две конфеты в разноцветных фантиках.) Назовите, какого цве­та конфета упала в ваши руки.

Попробуем конфету на вкус. Какая она? (Твердая, слад-коя, ароматная, душистая, вкусная.)
Итог занятия

ѕСегодня мы побывали в волшебной стране, где встретились с са­мыми разными цветами. Что вам больше всего понравилось на заня­тии?
САМОВЫРАЖЕНИЕ В ЦВЕТЕ
  1   2   3   4   5   6


Надежда Михайловна Погосова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации