Састамойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации - автореф. докт. дисс - файл n1.docx

приобрести
Састамойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации - автореф. докт. дисс
скачать (76.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx77kb.14.09.2012 18:23скачать

n1.docx

  1   2   3
Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации

Автореферат

Год:  2004

Автор: Састамойнен, Тамара Васильевна

Тема диссертации: Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации

Ученая cтепень: доктор педагогических наук

Место защиты диссертации: Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК: 13.00.04

Специальность: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Количество cтраниц: 281
Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Научная парадигма естествознания XXI века
1.1.1. Многомерность человека в современных научных теориях и концепциях Запада и философско-мировоззренческих теориях Востока
1.1.2. Развитие человекознания в трудах российских ученых
1.1.3. Философско-религиозные воззрения Востока и Запада в вопросах духовного и физического совершенствования человека
1.1.4. Индийские философско-мировоззренческие и религиозные взгляды на морально-нравственное и физическое воспитание человека
1.1.5. Интеграция всех видов йоги в современных духовно-оздоровительных концепциях
1.1.6. Даосизм и буддизм о гармоничном совершенствовании человека
1.2. Акмеологические основы здорового образа жизни
1.2.1. Проблема состояния здоровья человека в XXI веке
1.2.2. Формирование здорового образа жизни человека
1.2.3. Роль восточных оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни, их характеристика
1.2.3.1. Оздоровительные системы йоги
1.2.3.2. Восточные оздоровительные гимнастики 72 Л 1.2.3.4. Восточная медицина - индийская аюрведа
1.2.3.5. Чжуд -Ши - Тибетская медицина
1.3. Формирование здорового образа жизни через практику психофизической рекреации. Оздоровительный аспект

Введение: 

Актуальность проблемы. Критериями социального прогресса общества все чаще рассматриваются: уровень здоровья, активное долголетие и реализация человеческой индивидуальности. Человек третьего тысячелетия — это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал духовного и физического совершенства (Карсаевская Т.В., 1998; Николаев Ю.М., 1998 и др.). Физическая культура в нашей стране, несмотря на успешное развитие некоторых её компонентов, не стала потребностью, следует отметить низкий уровень её функционирования в основных сферах жизнедеятельности — образовании, труде, досуге. Так, в принятой в 2003 году Министерством Здравоохранения РФ «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»» (См. приказ 0 113 от 21.03.2003) отмечается, что среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют 80 %, уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской смертности и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. «Концепция» предусматривает в качестве одного из приоритетных основных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, пропаганду методов оздоровительной физической культуры, профилактической медицины и гигиенических знаний среди населения, что не требует значительных финансовых затрат, но помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение россиян.

Резкая грань в уровне жизни разных слоев населения с одной стороны, делает недоступным для многих людей использование традиционных форм восстановления, поддержания здоровья и отдыха, с другой стороны - предоставляет неограниченные возможности для реализации этих потребностей.

Одно из ведущих мест в формировании навыков здорового образа жизни, профилактических, рекреационных и оздоровительно-развивающих мероприятиях на современном этапе, по нашему мнению, должно быть уделено восточным оздоровительным системам и в частности - йоге, объединяющей в единый комплекс энергетические, психические и физиологические ресурсы человека и направляющей их на активную адаптацию с окружающей социальной и природной средой.

Многие специалисты (Лефевр В.А.,1973; Николаев Ю.М., 1998; Лубышева Л.И., 1995; Бальсевич В.К.Д991) отмечают, что в современных условиях нужна радикальная модернизация самого процесса физического воспитания. Направленность в использовании оздоровления только лишь одного средства физической культуры - двигательной активности, сузило мощный разноплановый потенциал физической культуры. В то же время в последние годы наблюдается рост интереса к нетрадиционным формам физической культуры - хатха-йоге, ушу, цигун, дыхательной гимнастике, трансцендентальной йоге, сахаджа йоге и др.

За длительную историю своего существования человечество накопило огромный опыт не только по профилактике и лечению большинства заболеваний, но и гармоничного совершенствования личности, используя физические и дыхательные упражнения, психотренинг, натуральное питание, оздоровительные факторы природы. Наиболее последовательными в данном случае, являются восточные оздоровительные системы — индийская йога, китайские: ци-гун, ушу и т.д. В современных условиях, когда многие общественные процессы не встречают искусственных идеологических барьеров, есть возможность глубоко проанализировать социодинамику этих оздоровительных систем, вскрыть причины их притягательности для различных социально-демографических групп населения. Тот факт, что, несмотря на запреты и замалчивания в официальных органах информации многие нетрадиционные системы функционировали и развивались, говорит о глубинных социокультурных факторах их восприятия населением нашей страны.

В научном плане проблема интеграции форм и средств восточных оздоровительных систем в отечественной рекреационной оздоровительной физической культуре является практически неразработанной и, прежде всего, в теоретико-методологическом аспекте.

В последние годы наука подходит к холистическому методу изучения человека в единстве его биологического, социального, телесного и духовного (Б.ГАнаньев, В.К.Бальсевич, И.П. Волков, И.М.Выховская, Л.И.Лубышева, Н.Шривастава, U.Rai); расширяются синергетические представления о человеке как сложноорганизованной системе (Г.Хакен; И.Стенгерс; И Пригожин; Б.Ливехуд; В.Ю.Тихоплав, Т.С. Тихоплав; А.Е Акимов; Г.И Шипов); обосновываются подходы к формированию физической культуры, факторы повышения эффективности её функционирования (В.У.Агеевец, В.К.Бальсевич, П.В.Бунзен, П.А.Виноградов, Ю.А.Гагин, М.Я.Виленский, В.М.Выдрин, С.П.Евсеев, И.М.Козлов, В.Ф.Костюченко, Ю.Ф.Курамшин, Л.И.Лубышева, В.Г.Стрелец, Н.И.Пономарев). Расширяется интерес к общетеоретическим и практическим положениям рекреационной (А.Д.Джумаев, Н.Б.Бомова, Г.П.Виноградов, Ю.А.Глебов, М.Г.Бердус) и оздоровительной физической культуры (Н.М.Амосов, Н.Н.Визитей, В.П.Моченов, В.К.Бальсевич); усилилось внимание к организационным аспектам формирования здорового образа жизни (В.Ф.Зайцева, И.А. Герасимова, В.Ю. Салов, Т.И. Прокопенко, Т.Г. Коваленко.) и роли нетрадиционных, национальных и народных видов физической культуры (А.А.Васильев, Т.С.Усманходжаев, Н.К.Шамаев, С.Г.Гагонин, И. Исаев, Ким Ден Кхе, Шин Ионг Еоб).

Центральной темой педагогики, психологии, философии и других наук человекознания является переход от воспитания других людей к самовоспитанию, своего рода «непрерывному воспитанию», образованию в течение всей жизни. Такой подход позволяет говорить о человеке как сложноорганизованной системе, строительством которой нельзя руководить извне. Каждый человек, в том числе и ребенок, как субъект самосовершенствования, из многообразия предлагаемых ему путей развития сам определяет собственную траекторию личностного роста.

В период переоценки культурных и нравственных ценностей, потери гуманистических идеалов большинством членов нашего общества, роль физической культуры, как части культуры общества, трудно переоценить в деле культурного и национального возрождения России в организации рекреационной деятельности населения.

Растет интерес, как в нашей стране, так в за рубежом, к нетрадиционным формам организации психофизической рекреации, в частности восточным оздоровительным системам. Неразрывность психических процессов и двигательной активности доказана учеными [14,16,17,56,156,224] и на наш взгляд правомернее говорить о психофизической рекреации. Физическая рекреация рассматривается Бердусом М.Г. [29],Виноградовым Г.II. [54], Джумаевым А.Д. [87], Пономаревым Н.И. [186], Якобсоном М.А.[263] как наиболее массовый и универсальный институт физической культуры. Данный институт включает государственную, общественную, кооперативную и индивидуальную формы организации, выполняет функции оздоровления, двигательного развития и самосовершенствования, активного отдыха и развлечения, самодеятельного творчества и т.д.

Однонаправленность в использовании средств физической культуры привела к тому, что постепенно само понимание этого явления свелось к физическим упражнениям, к двигательной активности, что повлекло за собой сужение возможностей реализации мощного, разнопланового потенциала физической культуры. Разработка новых методик, направленных на качественное расширение применяемых средств, не ведется в должном объеме.

В то же время в последние годы наблюдается и другая устойчивая тенденция — увеличение многообразия форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности и рост интереса к нетрадиционны м (для нашей страны) формам физической культуры. Свидетельством тому является стремительный рост популярности восточных единоборств, возрождение восточных оздоровительных систем (хатха йоги, ушу, цигун, сахаджа йоги и др.), дыхательной гимнастики, учений о рациональном питании, закаливании и т.д.

Несмотря на позитивные результаты, нами выявлены существенные противоречия между достаточно высокими объективными требованиями общества к здоровью, гармоничному развитию, физической подготовленности людей и чрезвычайно низким уровнем культуры психофизической у каждого конкретного человека; огромный тысячелетиями накопленный Востоком материал психофизического и духовного совершенствования человека не стал достоянием широких масс населения.

Проблемность существующей в данной области ситуации можно определить на двух уровнях: общественном и индивидуальном. На общественном уровне противоречия состоят:

1) между потребностями общества в здоровой нации и необратимым ухудшением здоровья граждан в силу социально — экономических изменений, произошедших в нашей стране;

2) между потребностями общества в стабильной ситуации и возрастающей агрессивности людей в виду сложных экономических условий жизни (70% населения имеют доход ниже прожиточного минимума).

На индивидуальном уровне противоречия существуют:

1) между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низким уровнем физкультурной образованности населения;

2) между доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений, включая оздоровительную систему сахаджа йоги и существующими неверными представлениями о восточных оздоровительных системах, сформировавшимися в советские времена, которые являются барьером в приобщении населения к занятиям данными оздоровительными системами.

Методология проблемы имеет два аспекта: во-первых, определение места и значения нетрадиционных оздоровительных систем в психофизической рекреации что вызвано, прежде всего, сложностью адаптации нетрадиционных для нашей страны оздоровительных систем в связи со специфическим философским, мировоззренческим взглядом ученых Востока на личность человека, её совершенствование; во-вторых, определением нетрадиционных методов и средств, используемых оздоровительными системами Востока в психофизическом совершенствовании человека. Рассматривая сущность данных проблем с позиций гуманистически ориентированной науки, мы исходим из наработанного к настоящему времени содержательного, методологического и теоретического материала в области философии, психологии, педагогики, физиологии.

Выявленные противоречия диктуют необходимость использования комплексного дисциплинарного и междисциплинарного подхода, с изучением философско-исторических, социально-психологических, педагогических, акмеологических и медико-биологических аспектов восточных оздоровительных систем, и в частности оздоровительной системы «сахаджа йога», как одного из доступных и эффективных средств и методов психофизической рекреации, не требующих больших материальных затрат.

Проблема комплексного изучения влияния восточных оздоровительных систем, в частности сахаджа йоги, на морфо-функциональные показатели, на психический, социальный и физический аспекты здоровья населения нашей страны в условиях рекреации является актуальной и представляет практическую значимость.

Гипотеза исследования — использование в процессе рекреационных занятий и занятий по физической культуре восточных оздоровительных систем, в частности сахаджа йоги, будет способствовать эффективной профилактике стрессов, снятию психоэмоционального напряжения, активному отдыху, гармоничному совершенствованию, развитию творческого потенциала личности, укреплению здоровья, искоренению вредных привычек, продлению профессионального и функционального долголетия. Систематические занятия с использованием данной оздоровительной системы будут способствовать формированию здорового образа жизни, искоренению потребности в курении, потреблении алкоголя, наркотиков.

Объект исследования — восточные оздоровительные системы в практике психофизической рекреации.

Предмет исследования — теоретико-методологические основы восточных оздоровительных систем в практике психофизической рекреации.

Цель исследования — разработать подходы по использованию восточных оздоровительных систем на примере оздоровительной системы сахаджа йоги в практике психофизической рекреации на основе интеграции философско-исторических, социальных, психолого-педагогических и медико-биологических научных знаний в области че-ловекознания.

Задачи исследования:

1. Сформулировать философско-мировоззренческий аспект восточных оздоровительных систем, основанных на энергоинформационной структуре человека в свете достижений современного естествознания.

2. Раскрыть психологические аспекты восточных оздоровительных практик на примере сахаджа йоги как средства самопознания и самосовершенствования личности человека.

3. Выявить воздействие средств рекреационной программы на основе оздоровительной системы сахаджа йоги на энергоинформационную структуру человека.

4. Установить воздействие рекреационных занятий на основе оздоровительной системы сахаджа йоги на морфо-функциональное состояние организма человека.

5. Определить оптимальную совокупность основных компонентов рекреационной программы на основе оздоровительной системы сахаджа йоги в занятиях, обеспечивающих рекреационный и оздоровительный эффект занимающихся.

6. Показать влияние рекреационных занятий восточных оздоровительных систем на примере оздоровительной системы сахаджа йоги на психоэмоциональное состояние и здоровье людей различных социально-демографических групп.

7. Оценить эффективность применения оздоровительной системы сахаджа йоги в практике психофизической рекреации для гармоничного развития и духовного совершенствования личности.

Научная новизна - на основе комплексных исследований и интеграции различных знаний:

1. Впервые теоретически сформулирована и реализована концепция восточных оздоровительных систем на примере сахаджа йоги как нового холистического метода психофизической рекреации. Выявлены новые средства активизации резервных энергий человека.

2. Выявлена роль оздоровительных систем Востока в эволюционном развитии человека, в духовном совершенствовании личности, развитии творческих способностей независимо от возраста.

3. Обоснована концепция многомерности человека в единстве научных положений восточной философии и современных положений естествознания, показана его энергоинформационная структура.

4. Выявлена историческая, культурная и социально- экономическая обусловленность использования методологии и средств восточных оздоровительных систем на примере сахаджа йоги в психофизической рекреации.

5. Систематизированы данные о влиянии восточных оздоровительных систем на примере оздоровительной системы сахаджа йоги на психоэмоциональное состояние и здоровье людей, их морфо-функциональные показатели, адаптацию в социальной среде.

6. Разработана авторская концепция рекреационных занятий, базирующаяся на оздоровительной системе сахаджа йоги, отличительной чертой и основной целью которой является воздействие на энергоинформационную структуру человека, индивидуальном подходе к подбору средств совершенствования энергоинформационной структуры в зависимости от диагностики ее состояния.

7. Полученные в результате исследования данные служат предпосылкой для формирования новой учебной и научной дисциплины «Оздоровительные технологии Востока» и частной дисциплины «Методика рекреационных занятий сахаджа йогой»;

8. Получены экспериментальные данные, способствующие пониманию закономерностей воздействия оздоровительной системы сахаджа йога на формирование потребности в здоровом образе жизни, к занятиям физическими упражнениями, в развитии духовного потенциала личности, его творческих способностей, независимо от возраста, а также влиянии рекреационных занятий сахаджа йогой на психо-функциональные качества занимающихся различного пола и возраста.

9. Научно обоснованы средства оздоровительной системы сахаджа йоги в рекреационных занятиях, обеспечивающих психофизическое совершенствование и оздоровительное воздействие.

Теоретическое значение исследования состоит в систематизированной разработке нового раздела рекреационной, оздоровительной и адаптивной физической культуры - йоги как холистического средства воздействия на организм человека, его энергоинформационную структуру. Теоретическая модель энергоинформационной структуры человека как объекта исследования строится автором на основе современных концепций естествознания, в частности биофизики, рассматривающую наряду с физическим телом, его волновую (энергоинформационную) составляющую. Энергоинформационная структура человека и особенности её деятельности в условиях психофизической рекреации рассмотрены с междисциплинарных позиций естественных и гуманитарных наук, интерпретированы не только как психофизиологический субстрат, но и духовный субстрат сознания, преобразующий информацию и энергию из внутренней и внешней природной и социальной среды и управляющий сознанием и психическими состояниями человека.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия восточных оздоровительных систем на комплекс энергетических, психических и физиологических свойств человека.

Разработанные в диссертационном исследовании оздоровительные методики на базе восточных оздоровительных систем на примере сахаджа йоги могут быть успешно использованы в психофизической рекреации как метод рекреационной физической культуры, в работе тренеров по спорту, спортивных врачей, специалистов по адаптивной физической культуре. Полученные материалы могут быть использованы в следующих учебных дисциплинах: «История физической культуры и спорта», «Психология физического воспитания и спорта», «Физиология спорта», «Профилактическая медицина», а также служить предпосылкой для создания новой учебной дисциплины «Восточные оздоровительные системы» и частной дисциплины «Оздоровительная система сахаджа йога».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Произошедшая эволюция восточных оздоровительных систем в результате детерминизации специфическими закономерностями развития общества не повлияла на основную сущность всех восточных оздоровительных систем - нацеленность на расширение границ сознания человека и психофизическое совершенствование.

2. Теоретико-методологической основой применения восточных оздоровительных систем в практике психофизической рекреации является современная концепция теоретической биофизики о многомерности человека, его энергоинформационной структуре.

3. Оздоровительная система сахаджа йога как метод психофизической рекреации, является одним из средств укрепления здоровья, совершенствования регуляции психофизическим состоянием, осознанного формирования здорового образа жизни, культурных потребностей и гармоничного совершенствования личности.

4. Концепция об энергоинформационной структуре человека предполагает самодиагностику энергоинформационной структуры и её коррекцию в зависимости от состояния энергетики индивида по методике оздоровительной системы сахаджа йога.

5. Оздоровительная система сахаджа йога, основываясь на уровне развития энергоинформационной структуры индивида, совершенствует его сознание, что способствует эволюционному развитию личности, её творческого потенциала, что оказывает влияние на формирование «Я» -концепции личности. Результаты внедрены:

Результаты исследования внедрены в Камском политехническом институте; в колледже при Камском политехническом институте; в техникуме при Камском политехническом институте города Набережные Челны; лицее № 57 г. Тольятти; университете кино и телевидения г. Санкт - Петербурга.

Тема исследования соответствует основным направлениям Сводного плана НИОКР РФ на 1996-2000 г.г., направление 01, тема 01.04.03 и согласуется с Планом НИОКР Государственного комитета по физической культуре и спорту РФ на 2001-2005 годы, направление 01, тема 01.03.02.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературных источников и приложений. Общий объем работы составляет 273 страницы. Список литературы включает 434 наименования, из них 169 на иностранных языках. Работа содержит 21 таблицу и 22 рисунка отражающих конкретный исследовательский материал.

Заключение: 

1. На основании анализа литературных и научных источников опре делено и подкреплено собственными исследованиями, что использова ние восточных оздоровительных систем является эффективным холи стическим методом духовного и физического совершенствования чело века в рекреационной деятельности.

2. Обоснована концепция психофизических рекреационных занятий на анализе философско-мрфовоззренческого аспектов восточных оздо ровительных систем и основных положений современного естествозна ния.

3. Целесообразно в содержание занятий психофизической рекреаци ей включать различные средства оздоровигельной системы сахаджа йо ги, в зависимости от состояния энергоинформационной структуры. Де терминирующим фактором реализации рекреационных целей, включая укрепление здоровья, является не столько физическая активность, но в первую очередь коррекция энергоинформационной структуры. Экспе риметально подтверждено воздействие средств оздороврггельной систе 222 мы сахаджа йоги, не содержащих двигательной активности (медитации, «футсока», массажа и т.п.) на энергоинформационную структуру. Вы явлено, тенденция увеличения интегральной площади ауры и её симмет рию при коллективных медитациях.

4. Восточные оздоровительные системы, в частности сахаджа йога, являются эффективным средством самосовершенствования и самопо знания, что способствует: управлению поведенческими реакциями: по стоянно и довольно часто состояние внутреннего мира и покоя отметили
89,4% респондентов сахаджа йогов со стажем более 3 лет; чувство ра дости существования и гармонии х^актерно для 91,3% сахаджа йогов со стажем более 3 лет; искоренению вредных привычек: привязанности к курению, алкоголю, наркотикам: привязанность к курению исчезла че рез 3 года занятий, привязанность к алкогольным напиткам сохранили
2,1% и 4,3 % изредка употребляют алкоголь Занятия сахаджа йогой спо собствовали: а) раскрытию творческих способностей: у 72% сахаджа йогов, стаж занятий которых свыше 3 лет выявились способности к по эзии, пению, танцам, вязанию и шитью.

5. Рекреационные занятия восточными оздоровительными система ми на примере сахаджа йоги, способствуют саморегуляции основных физиологических систем и параметров: сердечно-сосудистой, пищевари тельной, дыхательной, эндокринной, патологии X, кровотока и плотно сти ткани. Коррекция энергоинформационной структуры средствами оз доровительной системы сахаджа йоги повышает уровень саморегуляции основных физиологических систем и параметров.

6. В процессе рекреационных занятий оздоровительной системой сахаджа йогой развившотся такие психофизические качества как: гиб кость - экспериментальная группа (+4,1 см.), в контрольной группе — (+
1,2 см.); скорость протекания нервных процессов (теппинг-тест): экспе риментальная группа — (+8,7), контрольная группа - (+3,9); функцио 223 нальные возможности дыхательной системы - проба Штанге: на вдохе (+ 25,1 сек) экспериментальная группа и (+ 1,1 сек) контрольная группа, на выдохе соответственно - (+ 16,4сек) и (+ 3,9 сек).

7. Определена оптимальная совокупность основных средств оздо ровительной системы сахаджа йоги в рекреационном занятии. Она опре деляется индивидуально для каждого занимающегося в зависимости от состояния его энергоинформаыионной структуры. В рекреационном за нятии используются следующие средства воздействия: медитация, аса ны, пранаяма, массаж, «футсок», очищение левого энергоинформацион ного канала свечой,
8. Рекреационные занятия восточными оздоровительными система ми в частности, оздоровительной системой сахаджа йоги позитивно ска зываются на личностных качествах занимающихся. Наибольшие изме нения были отмечены в саморегуляции психоэмоционального состоя ния. Установлено, что низкий уровень личностной тревожности имеют
24% сахаджа йогов и 0% респондентов контрольной группы, высокий уровень - 9% сахаджа йогов и 73 % респондентов контрольной группы; уровень реактивной тревожности — низкий уровень характерен для 53 % сахаджа йогов и 3 % респондентов контрольной группы, высокий соответственно для 1 % сахаджа йогов и 35 % респондентов контрольной группы. Положительное воздействие занятий оздоровительной системой сахаджа йоги на состояние здоровья отметили 97 % сахаджа йогов, стаж занятий которых свыше 3 лет и 68,4 % новиб^воведенное исследование выявило эффективность применения оздоровительной системы сахаджа йоги в психофизической рекреации для г^)моничного развития и духовного совершенствования личности.

Важно отметить, что 90% практикующих сахаджа йогу основной ценно стью в жизни считают духовность, У россиян, не практикующих этот метод, таких лиц было только 20%, нальные возможности дыхательной системы - проба Штанге: на вдохе (+25,1 сек) экспериментальная группа и (+ 1,1 сек) контрольная группа, на выдохе соответственно - (+ 16,4сек) и (+ 3,9 сек).

7. Определена оптимальная совокупность основных средств оздо ровительной системы сахаджа йоги в рекреационном занятии. Она опре деляется индивидуально для каждого занимающегося в зависимости от состояния его энергоинформационной структуры. В рекреационном за нятии использзгются следз^ощие средства воздействия: медитация, аса ны, пранаяма, массаж, «футсок», очищение левого энергоинформацион ного канала свечой.

8. Рекреационные занятия восточными оздоровительными система ми в частности, оздоровительной системой сахаджа йоги позитивно ска зываются на личностных качествах занимающихся. Наибольшие изме нения были отмечены в саморегуляции психоэмоционального состоя ния. Установлено, что низкий уровень личностной тревожности имеют
24% сахаджа йогов и 0% респондентов контрольной группы, высокий уровень - 9% сахаджа йогов и 73 % респондентов контрольной группы; уровень реактивной тревожности - низкий уровень характерен для 53 % сахаджа йогов и 3 % респонденгов контрольной группы, высокий соот ветственно для 1 % сахаджа йогов и 35 % респондентов контрольной группы. Положительное воздействие занятий оздоровительной системой сахаджа йоги на состояние здоровья отметили 97 % сахаджа йогов, стаж занятий которых свыше 3 лет и 68,4 % новичков.

9. Проведенное исследование выявило эффективность применения оздоровительной системы сахаджа йоги в психофизической рекреации для гармоничного развития и духовного совершенствования личности.

Важно отметить, что 90% практикующих сахаджа йогу основной ценностью в жизни считают духовность. У респондентов контрольной группы, не практикующих этот метод, таких лиц было только 20%.

10. Выявлено положительное воздействие оздоровительной системы сахаджа йоги на коммуникативные качества личности: высокий уровень эмпатийных тенденций определен у 2% сахаджа йогов, в контрольной группе данного уровня не выявлено; средний уровень и с тенденцией к высокому имеют 72% сахаджа йогов и 68% респондентов контрольной группы. Среди сахаджа йогов, имеющих брачные узы лишь 6,4% не смогли найти взаимопонимания с супругом(гой); 8,6% сахаджа йогов, имеющих детей, не пришли к взаимопониманию с ними, 91 % - вы строили гармоничные отношения со своими друзьями и 78,8 имеют доб рожелательные отношения с .членами трудового коллектива.

11. Показано положительное воздействие данного метода психофи зической рекреации на все четыре аспекта личности: физический, пси хический, социальный, духовный. Установлено, что совершенствование энергоинформационной структуры человека устраняет причины заболе ваний на энергетическом уровне, повышает психоэмоциональную ус тойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, способствует профилактике стресса, развивает положительные личност ные качества: сострадание, доброту, любовь, терпимость к окружающей социальной среде.

ГЛОССАРИЙ Слова на хинди и санскрите Абхьяса - практика.

Авивека - неведение; отождествление сознания с материей.

Авидья - ошибочное знание; восприятие невечного как вечного и вечного как невечного.

Авьякта - непроявлекиая субстанция, фундаментальная сила, ноумен.

Агни — элемент огня, один из компонентов (наряду с апасом, или
водой) темперамента питты.

Ади Шакти — изначальная энергия или энергия Бога, Святой Дух, благодаря которому происходкгг творение и становится возможной Самореализация — достижение совершенства творения.

Аджня (агия) - чакра - подкорковые области.

Акаша — элемент эфира, один из компонентов (наряду с вайю, или
воздухом) темперамента ваты.

Аламбана - объект.

Ананда - Высшая Реальность и Блаженство.

Ану — атомы и атомные силы.

Апана - центробежная сила, посредством которой из тела выбрасываются отходы метаболизма.

Апариграха — ненакопление, нестяжание.

Апас — элемент воды, один из компонентов (наряду с огни, или
огнем) темперамента питты.

Артха - цель.

Асаны — физические позы.

Астхи — кости и зубы. Считаются одним из семи главных компонентов, или дхату, человеческого тела.

Асмита - читта; отождествление читты с «Я»; эго.

Атита — пропшое.

Атма —• дух, отражение Бога Всемогущего, пребывающее в сердце каждого человека в состоянии наблюдателя (свидетеля). Природа Духа такова, что представляет Вселенскую Сущность внутри каждого человека.

Поскольку Бог Всемогущий один, то Его отражение в сердце каждого человека одно и то же.

Ахамкара — «я», эго.

Ахимса - ненасилие, непричинение вреда.

Ашрая - субстрат.

Аюрведа — аю (жизнь) + веди (знание). Древняя индийская «наука о жизни» или «правильный образ жизни» для поддержания физического и психического здоровья. Принципы аюрведы основаны на Ведах, время создания которых уходит в глубину III тысячелетия до н. э.

Бандха - контроль, связь.

Бахьякарана - «внешний инструмент»: пять сенсорных и пять моторных органов.

Безмыслениое осознание — состояние сознания Сахаджа Йога, когда Кундалини пересекает Агия чакру и ментальная активность не препятствует прямому восприятию реальности.

Блокировка (захват) — блокирование Кундалини в чакре, вызванное присутствием бхута или баддха.

Брахман-Всевышний, Одно-без-другого.

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации