Капилевич В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Курс лекций - файл n1.doc

Капилевич В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Курс лекций
скачать (822 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc822kb.14.09.2012 18:20скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8


Государственное образовательное учреждение

«Нижегородский колледж экономики, статистики и права

Госкомстата РФ».



Учебное пособие

по дисциплине:

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

г. Нижний Новгород

2004 г.

Работа утверждена цикловой комиссией

«Учетных дисциплин»
Автор-составитель: В.А. Капелевич


Рецензенты: З.С. Шуваева

И.В. Сандлер


Тираж: экземпляров
СОДЕРЖАНИЕ: стр.

Раздел I Теория экономического анализа

Тема 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе

управления организацией.

  1. Научные основы экономического анализа. 6

  2. Предмет и объекты экономического анализа 7

  3. Макроэкономический и микроэкономический анализ. 7

  4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией. 7

  5. Хозяйственный механизм управления коммерческой организацией. 8

  6. Финансовый и управленческий учет - основная информационная база анализа. 8

  7. Экономический анализ как метод формирования проблемно -ориентированных баз данных и его место в компьютерных системах управления. 9

  8. Анализ как метод обоснования управленческих решений. Роль анализа в процессе обоснования бизнес-плана и его мониторинга. 9

  9. Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией. 10

  10. Взаимосвязь перспективного (прогнозного), оперативного и текущего (ретроспективного) анализа. 10

  11. Взаимосвязь внешнего финансового и внутреннего управленческого анализа. 11

  12. Пользователи информации о финансово-хозяйственной деятельности организацией, как субъекты проведения анализа. 11

  13. Понятие резервов, их классификация. Роль анализа в выявлении и определении направлений мобилизации резервов. 12

  14. Организация и особенности анализа в субъектах хозяйствования разного типа. 12

  15. Этапы и стандартные приемы анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности 13

  16. Раскрытие финансовой информации в пояснительной записке к годовой отчетности. 13

Тема 2. Методы и типовые методики анализа финансово-хозяйственной деятельности.

  1. Качественные и количественные методы экономического анализа и их взаимосвязь. 14

  2. Методы статистики в экономическом анализе. 14

  3. Методы факторного анализа изменения экономических показателей. 15

  4. Экономико-математическое моделирование. 15

  5. Понятие методики экономического анализа. 16

  6. Методика финансового анализа и ее роль в финансовом менеджменте и аудиторской деятельности. 16

  7. Методика комплексного управленческого анализа. 17

  8. Методика оперативного анализа и ее роль в организации мониторинга результатов хозяйственной деятельности. 17

  9. Методика управленческого анализа и контроля. 18

  10. Интерпретация отчетных и учетных данных в процессе экономического анализа. 18

Тема 3. Система комплексного экономического анализа финансово–хозяйственной деятельности

  1. Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации. Тематический анализ в системе комплексного анализа 19

  2. Системный подход в комплексном анализе и способы его реализации. 19

  3. Система формирования финансово-экономических показателей как база управления комплексного анализа. 20

  4. Блок-схема комплексность управленческого анализа. 20

  5. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. 21

  6. Комплексный управленческий анализ в разработке, мониторинге бизнес-планов и в оценке эффективности бизнеса. 21

Раздел II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тема 4. Анализ доходов и объемов продаж товаров, продукции, работ, услуг.

  1. Показатели объема производства и продаж. Методика их расчета. 22

  2. Методы и приемы маркетингового анализа. 23

  3. Система цен и измерителей продукции. 23

  4. Ассортиментная программа и ее влияние на выручку от продаж. 24

  5. Анализ и оценка влияния на объем продаж использования производственных ресурсов. 24

  6. Анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж и капиталоотдачи. 25

  7. Анализ доходов организации. 25

Тема 5. Анализ расходов и себестоимости продаж.

  1. Понятие и виды расходов организации. 26

  2. Анализ расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. 27

  3. Показатели расходов по обычным видам деятельности и себестоимости продаж. 27

  4. Расчет и факторный анализ сметы себестоимости продаж. 28

  5. Анализ поведения затрат, объема продаж и прибыли. 29

  6. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности. 29

  7. Операционный рычаг и оценка операционного рычага. 30

  8. Анализ и оценка методов списания затрат на себестоимость продукции. 30

  9. Особенности учета и анализа затрат в отдельных сегментах бизнеса. 31

  10. Анализ чрезвычайных доходов и расходов. 31

Тема 6. Анализ финансовых результатов организации.

  1. Доходы и расходы как экономическая база формирования финансовых результатов. 32

  2. Формирование и сметный расчет показателей прибыли. 33

  3. Экономические факторы, влияющие на величину прибылей и убытков. 33

  4. Оценка влияния инфляции на финансовые результаты от продаж. 34

  5. Факторный анализ прибыли от продаж. 35

  6. Анализ «качества» прибыли. 36

  7. Анализ рентабельности продаж. 36

  8. Анализ использования чистой прибыли собственниками. 37

  9. Анализ и оценка дивидендного дохода на одну акцию. 38

  10. Методы прогнозирования прибыли. 39


Тема 7. Анализ использования внеоборотных активов.

  1. Анализ структуры динамики внеоборотных активов. 39

  2. Анализ использования основных производственных средств. 40

  3. Анализ использования машин и оборудования. 41

  4. Основы инвестиционного анализа. 42

  5. Методы оценки эффективности инвестиции. 43

Тема 8. Анализ использования оборотных активов организации.

  1. Характеристика оборотных активов и анализ их структуры. 44

  2. Источники формирования оборотных средств. 44

  3. Расчет и оценка величины собственных оборотных средств и чистых оборотных активов. 45

  4. Расчет и оценка обеспеченности собственными средствами общей величины оборотных активов. 46

  5. Система показателей оборачиваемости оборотных средств. 46

  6. Методика расчета потребности в оборотных средствах. 47

  7. Показатели оценки эффективности использования оборотных активов. 48

Тема 9. Анализ рентабельности активов и капитал коммерческой организации.

  1. Рентабельность и ее роль в оценки эффективности хозяйственной деятельности. 49

  2. Порядок расчета чистых активов и их роль в оценке использования собственных средств организации. 50

  3. Моделирование показателей рентабельности активов как база проведения многофакторного анализа. 51

  4. Основные факторы и пути повышения рентабельности активов. 52

  5. Методы факторного анализа рентабельности активов и собственного капитала. 52

Тема 10. Анализ финансового состояния, платеже- и кредитоспособности

  1. Характеристика и основные виды финансового состояния. 54

  2. Общая оценка структуры и динамики статей бухгалтерского баланса. 55

  3. Анализ финансового состояния, платежеспособности по данным баланса 56

  4. Анализ общей структуры движения денежных средств. 57

  5. Анализ финансовых коэффициентов 58

  6. Анализ ликвидности баланса на основе группировки активов и пассивов. 59

  7. Расчет и оценка показателей платежеспособности и рыночной активности. 60

  8. Особенности методики финансового анализа неплатежеспособных организаций.. 62

  9. Смета активов и пассивов как база прогнозного анализа финансового состояния

Тема 11. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

  1. Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса. 64

  2. Теоретические основы комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности. 65

  3. Комплексная оценка эффективности деятельности на основе пятифакторной модели рентабельности активов. 66

  4. Методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности. 68

  5. Методика сравнительной рейтинговой оценки. 69

Введение

Аналитическая подготовка бухгалтера, экономиста, менеджера – это прямое следствие изменения содержания работы и роли этих специалистов в коммерческой организации в условиях рыночной экономики.

В последние годы требования к кругу знаний, которыми должны владеть, бухгалтер, экономист, менеджер организаций значительно повысились.

Это обосновано финансизмом и разнообразие экономической жизни, изменением законодательной базы учетных стандартов, системы налогообложения, расширением использования экономико- материалистического моделирования, новейших программных продуктов компьютерной техники, информационных баз данных и другими факторами.

Методы экономического анализа в начале XXI века существенно обновились. Особую роль в этом обновлении сыграли два фактора. Во–первых, мировые экономические кризисы XX века вынудили экономистов в разных странах изыскивать адекватные методы анализа, необходимые для подготовки обоснованных инвестиционных и хозяйственных управленческих решений и основанные на современных достижениях экономической теории и множества смежных наук. Во-вторых, быстрое распространение информационных технологий и компьютерной техники сделали широкодоступными экономическую информацию и сложные методы анализа.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образовательного стандарта по указанным специальностям

Раздел I. Теория экономического анализа

Тема 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организацией.

1.1 Научные основы экономического анализа

Экономический анализэто самостоятельная конкретно-экономическая функциональная наука, имеющая свой предмет и объект.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и оценки экономической информации о деятельности организаций. Экономический анализ как прикладная наука имеет широкое применение в управлении хозяйственной деятельностью. Экономический анализ как практика есть вид правленческой деятельности, предваряющий принятие управленческих решений и обосновывающий эти решения на базе имеющийся информации. Определяющее место в системе экономической информации о деятельности организации занимают бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность. Современное понятие бухгалтерского учета в условиях развитой рыночной экономики в широком смысле слова включает в себя собственно бухгалтерский учет (счетоводство, формирование бухгалтерской отчетности) анализ и контроль хозяйственной деятельности.

Предметом экономических наук являются производственные отношения людей, которые взаимодействуют с производительными силами – техникой технологией, организацией производства. Но каждая отдельная наука изучает какую-то специфическую сторону производственных отношений, т.е. имеет предмет исследования.
1.2 Предмет и объекты экономического анализа.

Предметом экономического анализа, как науки, является одна из основных функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений и сводящаяся к аналитическому обеспечению управленческих решений. Задача экономического анализа составить из различного рода данных отражающих отдельные явления и факты общую, целостную картину хозяйственного процесса, выявить присущие ему тенденции и закономерности и принять по возможности наиболее правильное управленческое решение.

Объектом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность организаций как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства, социальными и природными условиями.

Хозяйственная деятельность организации как общий объект анализа может дифференцироваться на хозяйственные процессы и финансовые результаты, полученных под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающаяся через систему экономической информации, в т.ч. через систему бухгалтерского учета и отчетности.

1.3 Макроэкономический и микроэкономический анализ.

Экономический анализ подразделяется на макроэкономический и микроэкономический.

Макроэкономический анализ – это анализ мирового хозяйства, включая комплексный анализ народного хозяйства страны. Цифры внутреннего валового продукта (ВВП), национального дохода и других показателей, характеризующих состояние народного хозяйства, имеют значение и сами по себе, но важно их значение в разрезах отраслевом, региональном, комплексных научно-технических и экономических программ, поэтому появляется необходимость в разработке методов отраслевого, территориального анализа.

Микроэкономический анализ – это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства – организаций, в том числе коммерческих. Это экономический анализ в узком смысле слова, информационной базой которого в основном являются данные системы бухгалтерского учета и отчетности. В связи с этим такой анализ часто называют бухгалтерским анализом, или анализом финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности.

1.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой объективные необходимые элементы управленческой деятельности. При помощи такого анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно-обоснованные решения для планирования и управления. Основной целью анализа, является обеспечение рентабельности и устойчивого финансового положения организации.

Рассмотрим финансово-хозяйственную деятельность рыночной организации как объект анализа.

Основой хозяйственной деятельности организации являются финансы, бухгалтерский учет и анализ, финансовый контроль в форме внутреннего аудита.

Основные функции организации снабжение, производство, продажа товаров, продукции, работ, услуг. Экономическим условиями выполнения этих функций являются три рынка: финансовый, купли и рынок продаж.

Организация осуществляет на рынке купли набор рабочей силы, инвестиции в средства труда, заготовку и складывание предметов труда за счет средств рынка финансирования.

В результате осуществления производства продукции (услуг) ресурсы перерабатываются в товар, который продается.

Таким образом, в результате реализации функций снабжения, производства и сбыта товаров происходит кругооборот каптала.

Кругооборот каптала, рассматриваемый как непрерывный процесс, называют оборотом каптала. В соответствии с циклами воспроизводства процесс бухгалтерского учета включает пять этапов: учет заготовления, учет складских запасов, учет производства, учет готовой продукции, учет продаж и расчетов. Бухгалтерский учет – практически единственная возможность информационного обеспечения экономического анализа и выработки управленческих решений по осуществлению принципа бережливости в хозяйственной деятельности.

1.5. Хозяйственный механизм управления коммерческой организацией.

Коммерческая организация может быть представлена как саморегулируемая система, имеющая две подсистемы: управляющая (субъект управления) и управляемая, т.е. хозяйственная деятельность (объект управления).

Управляющая подсистема объединяет различные департаменты и отделы организации.

Управляемая подсистема, т.е. хозяйственная деятельность, включает следующие элементы: техника, технология, организация производства, организация труда, экономика, внешнеэкономические связи, социальные условия, природоохранная деятельность.

Общий хозяйственный механизм управления разделяется на технико-производственный и финансово-экономический, который представляет собой систему управления финансовыми отношениями посредством финансовых расчетов и финансовых методов.

Финансовые отношения это инвестирование, кредитование, аренда, расчеты и другие элементы хозяйственной деятельности. Финансовые рычаги – это показатели хозяйственной деятельности: прибыль, рентабельность, цена, процент дивиденда, себестоимость и др.; финансовые методы: управленческий и финансовый учет, управленческий и финансовый анализ, планирование, регулирование с помощью финансовых рычагов, финансовый и управленческий контроль.

1.6 Финансовый и управленческий учет – основная информационная база анализа.

Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений организации с государством и другими внешними пользователями информацией о деятельности организации.

Финансовый учет, особенно публичная финансовая отчетность, регламентируется международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей информации.

Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации организации. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими в самой организации, поэтому управленческий учет называют внутренним, а финансовый – внешним.

1.7. Экономический анализ как метод формирования проблемно-ориентированных баз данных и его место в компьютерных системах управления.

Экономический анализ сопровождается выполнением разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсий, процентов и др. кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений сортировок исходных данных, нахождение минимального и максимального значений и др. Результаты анализа требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки экономической информации является объектом автоматизации с применением современных средств связи и персональных ЭВМ (ПЭВМ).

ПЭВМ, соединенные в единую вычислительную сеть, позволяет перейти к комплексной компьютеризации экономического анализа и обеспечению его требований к формированию проблемно ориентированных баз данных для решения разных задач.

Комплексная компьютеризация анализа обеспечивает:

сохранение целостности (системность анализа в условиях децентрализованной обработки информации);

соединение процесса обработки информации с процессом принятия решений;

повышение оперативности и действенности анализа.

Компьютерный анализ непосредственно следует за хозяйственным учетом, а также выполняется в ходе его проведения, превращая, таким образом, подсистему аналитического обеспечения управления хозяйственной деятельности в постоянно действующий фактор повышения эффективности производства, за счет актуализации всего информационного фонда организации.

1.8. Анализ как метод основания управленческих решений. Роль анализа в процессе обоснования бизнес-плана и его мониторинга.

Процесс принятия решений являющийся основным в управленческой деятельности, состоит из трех этапов:

Экономический анализ занимает промежуточное место между функцией подбора информации и функциями принятия решений, различных с точки зрения хронологии. Для каждого вида решений применяются определенные методы анализа для плановых прогнозных решений – методы перспективного (прогнозного) анализа, для решений по оперативному регулированию (мониторингу плановых решений) – методы оперативного анализа, для решений по контролю и оценке хозяйственной деятельности – методы ретроспективного текущего анализа.

Экономический анализ является средством получения цельного знания о хозяйственной деятельности экономического субъекта. Эти знания, получаемые в ходе управленческого анализа, особенно необходимы при обосновании бизнес-плана и его мониторинга. Например, при обосновании плана производства выполняют анализ сырья и материалов, трудовых ресурсов, фондовооруженности, затрат на производство продукции, себестоимости.

1.9. Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией.

В зависимости от подхода к анализу выделяют теоретический (политико-экономический) и конкретно-экономический анализ.

В зависимости от содержания процесса управления выделяют перспективный (прогнозный), оперативный, текущий экономический, по итогам деятельности за тот или иной период.

В зависимости от характера объектов управления (что анализируется?) выделяют виды анализа, отражающие уровни общественного воспроизводства:

В зависимости от субъекта управления (кто анализирует?) выделяют управленческий и финансовый анализ внешних пользователей информации.

В зависимости от повторяемости различают периодический и разовый анализ.

В зависимости от содержания и полноты изучаемых вопросов различают полный анализ всей хозяйственной деятельности и локальный анализ деятельности отдельных подразделений, и тематический анализ отдельных вопросов и показателей.

1.10. Взаимосвязь перспективного (прогнозного), оперативного и текущего (ретроспективного) анализа.

Взаимосвязь перспективного, оперативного и текущего анализа определятся принципом их дифференциации. В зависимости от основных этапов процесса управления – предварительного, оперативного и заключительного.

Особенность перспективного анализа – рассмотрение хозяйственной деятельности с позиций будущих условий, т.е. перспективы развития. Основные задачи: прогнозирование хозяйственной деятельности, научное основание перспективных бизнес-планов, оценка ожидаемого выполнения планов.

Цель оперативного анализа экономическая оценка краткосрочных изменений в производственных процессах относительно заданной программы развития соответствующей управляемой экономической системы и обеспечение ее эффективного функционирования.

Текущий (ретроспективный) экономический анализ – это система периодического, всестороннего изучения результатов хозяйственной деятельности для объективной оценки выполнения бизнес-планов и достигнутой эффективности производства комплексного выявления внутрипроизводственных резервов для повышения эффективности хозяйствования в последующие периоды.

Особенности текущего анализа – ретроспективный взгляд на хозяйственную деятельность, изучение свершившихся процессов и явлений, выявление неиспользованных резервов.

  1. 11. Взаимосвязь внешнего финансового и внутреннего управленческого анализа.

В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы имеют свою специфику.

Финансовый анализ, основывающийся только на данных публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего, т.е. анализа, проводимого за пределами организации заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Но при анализе только публичных отчетных данных используется очень ограниченная часть информации о деятельности организации, что не позволяет раскрыть все стороны этой деятельности.

При проведении внутреннего анализа в качестве источника информации используется не только финансовая отчетность, но и другие данные системного бухгалтерского учета, нормативная и плановая информация, анализ состояния запасов, анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

При проведении внутрихозяйственного управленческого анализа, есть возможность углубить финансовый анализ за счет привлечения данных производственного учета, т.е. возможность выполнить комплексный экономический анализ и оценку эффективности хозяйственной деятельности.

1. 12. Пользователи информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, как субъекты проведения анализа.

Все виды анализа разделяются по субъектам управления, т.е. пользователям информации, к которой в частности относятся партнерские группы, непосредственно заинтересованные в результатах деятельности организации и анализирующие информацию с точки зрения своих интересов для принятия своих решений.

К ним относятся собственники, руководство организации, персонал, покупатели, поставщики, кредиторы, налоговые и статистические органы.

Кроме непосредственно заинтересованных пользователей информации об организации существуют опосредованно заинтересованные пользователи информации – аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании, фондовые биржи, юридические фирмы, профсоюзы, пресса и др.

Однако возможность доступа к информации у пользователей разные: только менеджеры организации могут анализировать данные всего системного бухгалтерского учета и отчетности, остальные пользователи информации делают свои выводы и принимают решения, руководствуясь в основном анализом публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    1. Понятие резервов, их классификация. Роль анализа в выявлении и определении направлений мобилизации резервов.

Различают два понятия резервов:

Резервы классифицируют по разным признакам. Основной принцип классификации производственных резервов – по источникам эффективности производства.

Объем производства лимитируется факторами или ресурсами, наличие которых минимально. В современных условиях хозяйствования «узким местом» в развитии производства могут быть трудовые, материально и особенно финансовые ресурсы.

С позиций организации и в зависимости от источников образования различают внешние и внутренние хозяйственные резервы. Внешними являются общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Внутренние резервы связаны с интенсификацией производства, когда его рост превышает рост затрат на него.

В зависимости от конечных результатов, на которые резервы влияют, различают следующие виды резервов, роста объема продукции, совершенствование структуры и ассортимента изделий, улучшения качества, снижения себестоимости продукции по элементам затрат или по центрам ответственности, повышения правильности продукции, укрепления финансового положения, повышения уровня рентабельности.

1.14. Организация и особенности анализа в субъектах хозяйствования разного типа.

Организация и особенности анализа в субъектах хозяйствования разного типа определяются в основном особенностями организации финансов в различных правовых формах организаций.

В соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность могут вести как физические так и юридические лица. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли, создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капталом (имущество созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного фонда, по решению суда может быть признано банкротом, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Организация может совместно с кредиторами принять решение объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

1.15. Этапы и стандартные приемы анализа, финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Цель анализа финансовой отчетности – оценка прошлой деятельности по данным отчета и положения на момент анализа, а также оценка будущего потенциала организации, т.е. прогноз дальнейшего развития.

Для достижения данной цели международными стандартами рекомендуется проводить анализ, используя три основных этапа.

Первый этап – выбор метода анализа:

сравнение данных организаций с нормативами;

сравнение данной организации во времени (за различные периоды);

сравнение данных организации с данными фирм-конкурентов, оценка ее конкурентоспособности.

Второй этап – оценка качества информации вообще и особенно информации о доходах и прибыли. Анализ «качества» прибыли.

Третий этап – сам анализ. Международные стандарты финансовой отчетности рекомендуют следующие основные методы анализа:

1.16. Раскрытие финансовой информации в пояснительной записке к годовой отчетности.

Экономический анализ деятельности организации возник и развивался как анализ по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Современный экономический анализ базируется на использовании различных источников информации, но основным остается периодическая бухгалтерская отчетность.

Особое значение для всех пользователей отчетными данными, имеют пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в которых отражены сведения на начало и конец отчетного периода о нематериальных активах, об основных средствах, о видах финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, об уставном, резервном, добавочном капиталах, о количестве акций АО (полностью оплаченных, неоплаченных, оплаченных частично), состава резервов, об объемах реализованной продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта, о составе издержек производства, прочих внереализационных доходах и расходах, выданных обязательствах и полученных платежах.

Особое место в раскрытии финансовой информации имеет пояснительная записка, включающая как расшифровки, так и текстовую часть. В ней должна быть представлена вся существенная информация имеющая значение для объективной оценки финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями международных и отечественных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  1   2   3   4   5   6   7   8


Государственное образовательное учреждение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации