Федоров С.Г. Всемирная история: Новая история стран Европы и Америки (часть 1) (XVI в. 1870) - файл n1.doc

приобрести
Федоров С.Г. Всемирная история: Новая история стран Европы и Америки (часть 1) (XVI в. 1870)
скачать (40.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc235kb.26.01.2011 14:07скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (часть 1)


(XVI в.– 1870 г.)


Методические рекомендации к практическим занятиям

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030401 «История»)


Курган 2011
Кафедра:

«Всемирная история и историография»
Дисциплина:

«Новая история стран Европы и Америки» (специальность 030401)
Составитель:

канд. ист. наук, доцент С.Г. Федоров

Утверждены на заседании кафедры «_23_» __декабря_ 2010 г.
Рекомендованы методическим советом «__» _________ 2011 г.

Введение
Методические рекомендации для семинарских занятий по новой истории стран Европы и Америки составлены с целью облегчить студентам исторического факультета самостоятельную подготовку по одному из базовых предметов всемирной истории. Тематика практических занятий разработана в соответствии с учебным планом курса по новой истории стран Европы и Америки (XVI – конец XIX в). Тематика отражает важнейшие стороны жизни, процессы и события истории стран Запада периода становления индустриальных обществ и предполагает особо детально рассмотреть типичные моменты исторического развития Европы и Америки.

Все темы семинарских занятий обеспечены источниками, использование которых на семинаре носит обязательный характер. Изучение и использование источника при ответе студента должно являться составной частью выступления студента при рассмотрении пунктов плана практических занятий. При этом студент должен помнить об использовании критического подхода и необходимости самостоятельных выводов, анализируя источники.

Методические рекомендации выделяют план и общую направленность ответа. Вполне возможно включение в вопрос новых подходов, выделение иных нюансов, подготовка рефератов и т.д. по согласованию с преподавателем.

Школьные и вузовские учебники в списки литературы не включены, но их целесообразно использовать для общего ознакомления с темой занятия. Все темы занятий обеспечены монографической литературой, которая есть в вузовской и областной библиотеках, а также электронной библиотеке исторического факультета. Кроме того, необходимую рекомендованную литературу вполне возможно найти в ресурсах интернета.

Будет приветствоваться использование студентами литературы и публикаций, не вошедших в списки семинарских занятий, особенно редких изданий прошлых лет, а также только что вышедшей и не попавшей в рекомендованные списки источников и монографий.

Некоторые темы семинарских занятий, были составлены нами с использованием методических рекомендаций по новой истории стран Европы и Америки А.И. Фельдшерова, талантливого педагога и ученого Курганского государственного университета, вырастившего и воспитавшего многих преподавателей и учителей. На темы этих занятий даны соответствующие ссылки.

Мы надеемся, что предлагаемые методические рекомендации помогут студентам более эффективно подготовиться к семинарским занятиям.


Тема I. Процессы модернизации и евроатлантический мир в Новое время
Цель занятия: на основе монографической литературы, учебных пособий, документов проанализировать экономическое и политическое положение евроатлантического мира в период становления модернизационных процессов, раскрыть содержание понятия «модернизация» и ее составных частей.
План


  1. Экономическое развитие Европы в период становления модернизационных

процессов.

  1. Политическая карта Европы со второй половины XVI по XVIII век.

  2. Модернизация: суть, составные части.

А) Модернизационные процессы в экономической сфере евроатлантического

общества.

Б) Модернизационные процессы в социальной сфере.

В) Модернизационные процессы в политической сфере.

Г) Модернизационные процессы в культурной сфере.

4. Раннебуржуазные революции и процессы модернизации.


Методические рекомендации
В первую очередь необходимо уяснить хронологические рамки изучаемого периода и его основное содержание. Обратить внимание на дискуссию в Отечественной историографии по проблеме периодизации Нового времени. При изучении первого вопроса необходимо дать развернутую характеристику экономического развития Европы в эпоху Нового времени.

Во втором вопросе следует дать характеристику международного положения в Европе в указанное время. Проанализировать внешнюю политику ведущих и второстепенных европейских держав. Определить роль европейских стран в мировой политике. Следует подчеркнуть влияние экономического развития государств на их внешнюю политику.

Третий вопрос семинарского занятия предполагает поэтапное исследование возникновения и развития модернизационных процессов в различных сферах деятельности человеческого общества. Студент должен доказать, что модернизация евроатлантической цивилизации является комплексным, сложным, неоднозначным длительным эволюционным динамическим процессом, составляющим суть эпохи Нового времени. Необходимо показать, что в экономической области главным содержанием модернизации являлись аграрный и промышленный перевороты. В социальной – появление новых классов и стратов, постепенная ликвидация сословной структуры феодального общества, разрушение традицонно-корпоративных связей и крестьянской общины. В политической области модернизация коренным образом изменила государственную систему многих европейских государств, привела к образованию политических партий, формированию новых идеологий и политических учений. В культурной сфере модернизация произвела секуляризацию жизни европейского общества, что обусловило возникновение и развитие многообразия различных культурных течений и направлений в духовном и материальном быте Европы (в первую очередь Просвещения).

Четвертый вопрос требует изучения общих и особенных черт в раннебуржуазных революциях (английской, североамериканской, французской). Необходимо доказать, что эти революции явились важным катализатором процессов модернизации.
Источники и литература
1. Барг М.А. Сравнительно-историческое изучение буржуазных революций XVI - XVIII вв.//Вопросы истории (Далее ВИ).1975.№9.

2. Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.)// Новая и новейшая история (Далее ННИ). 1988.№3.

3. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации // ВИ. 2002.№6.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. М., 1986-1992. Т.1. С.53-55, 63-83, 104-107, 118-225;Т.2. С. 510-520, 550-557; Т.3. С.39-65, 359-395, 552-560, 573-638.

5. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1999.

6. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из 21 века// ВИ. 2007. №10.

7. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М. 1965.

8. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. Западные концепции общественного развития и мирового рынка. М., 1991

  1. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.

10.Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития // ННИ.1994. №4-5.

11.«Круглый стол» проблемы периодизации новой и новейшей истории// ННИ.1995. №1.

12. История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.5-7, 83-111, 138-217, 243-272, 349-400, 421-456.

13.Революция и реформа: их влияние на историю общества. ННИ. 1991.№2.

14.Сергеев В.В., Чумаков Н.Д. Еще один взгляд на проблему периодизации новой и новейшей истории// ННИ. 1997. №2.

15.Фурсенко А.А. Американская и французская революции XVIII века// ВИ. 1972. № 11.

Тема II. Демократическое движение в английской буржуазной революции 1

Цель занятия: на основе анализа документов рассмотреть идейные истоки демократического движения, проанализировать процесс его формирования, на примере движения левеллеров и диггеров осветить этапы развития демократических сил и их роль в ходе революции.
План


  1. «Великая ремонстрация» как программа буржуазно-дворянской оппозиции в начальный период революции.

  2. Расстановка классовых сил в парламентском лагере в середине 40-х годов XVII века.

  3. Формирование движения левеллеров и их программы.

  4. Дискуссия на конференции в Пётни (октябрь-ноябрь 1647 года).

  5. Развитие программы левеллеров и их борьба за углубление революции (1648-1653 годы).

  6. Складывание программы «истинных левеллеров». Социальная утопия Дж. Уинстенли.

  7. Движение диггеров и его поражение.


Доклады: Карл I и Карл II, Оливер Кромвель.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса целесообразно охарактеризовать причины конфликта между королем и парламентом; осветить результаты борьбы «Долгого парламента» против абсолютизма до выработки «Великой ремонстрации». Основное внимание следует уделить анализу содержания «Великой ремонстрации» в политической, социально-экономической, церковно-религиозной и других областях.

Второй вопрос требует выделения причин размежевания в революционном лагере, складывания группировок пресвитериан и индепендентов. Нужно осветить их социальный состав и основные программные требования, в т.ч. и в религиозной сфере. Отсюда и из краткой характеристики положения в стране в середине 40-х голов XVII века должно быть объяснено появление движения левеллеров.

Нужно показать процесс формирования движения левеллеров в гражданском обществе: охарактеризовать лидеров, прежде всего Лильберна, осветить развитие их идей. Здесь же следует осветить распространение идей левеллеров в армии и развитие движения в их поддержку. Закончить этот вопрос следует сравнительным анализом двух конституционных проектов «Глав предложений» и «Народного соглашения».

Документы позволяют достаточно полно рассмотреть атмосферу и содержание дискуссий индепендентов и левеллеров на конференции в Петни. Главное внимание нужно обратить на два вопроса: об избирательном праве и об основах и форме верховной власти. При этом интересно проследить расхождения по этим вопросам среди представителей левеллеров.

Левеллерское движение после конференции в Петни развивалось как в армии, так и в гражданском обществе. Его освещение нужно довести до потери этим движением массового характера. Особое внимание следует уделить дальнейшему развитию идеологии левеллеров, в т ч. в памфлетах Дж. Лильберна в период республики.

Документы и монографическая литература позволяют рассмотреть истоки движения диггеров, складывание их программы. В наиболее полном виде взгляды диггеров нашли отражение в социальной утопии Дж. Уинстенли. Следует ее проанализировать.

Движение диггеров - одна из первых попыток претворить в жизнь идеи утопического социализма. Поэтому интерес представляет изучение их содержания, позиции различных слоев английского общества по отношению к этому движению. Это позволит глубже понять причины поражения идей «истинных левеллеров».
Источники и литература
1. Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII века. М, 1973.

2. Лильберн Д. Памфлеты. М., 1937.

3. Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М.-Л., 1950.

4. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов / Сост.: М.Б. Рабинович и др. М., 1959. С. 24 - 56.

5. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: ЮФ Иванов, Ю.П. Муравьев. М., 1981. С. 13-52.

6.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. /Под ред. В. В. Сироткина. М., 1990 С 29 - 48, 55 – 76.

7. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870)/Сост.: Е.Е. Юровская М., 1990. С. 8 -33.

8. Утопический социализм. Хрестоматия. М , 1982. С. 103 - 125.

9. Адо А.В. Идейный конфликт индепендентов и левеллеров в годы английской буржуазной революции // ННИ. 1984. №3.

10.Английская буржуазная революция XVII века / Под ред. Е.А. Косминского и Я.А. Левицкого В 2 т. М., 1954. Т 1 - 2.

11.Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991.

12.Барг М А. Народные низы в Английской буржуазной революции XVII века. М., 1967.

13.Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля // ННИ. 2002. №3.

14.История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.11-42.

15.Ховард Б. Оливер Кромвель. Ростов-на-Дону, 1997.

16.Лавровский В.М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII века. М, 1958.

17.Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей М., 1975.

18.Левин Г.Р. Демократическое движение в Английской буржуазной революции. Л., 1973.

19.Павлова Т. А. Кромвель. М., 1983.

20.Павлова Т. А. Народная утопия в Англии ХVП века, 1997.

21.Павлова Т.А. Уинстенли. М., 1988.

22.Павлова Т.А. Джон Лильберн // ННИ. 1970.№ 1.

23.Хорошев А.В. Карл I Стюарт и парламент// ННИ. 2005.№ 1.

Тема III. Конституционные акты американской революции
Цель занятия: Цель занятия: изучить особенности американского Просвещения, рассмотреть содержание конституционного творчества революционных лет, выявить степень влияния европейского Просвещения и специфические американские подходы к конституционным документам, проанализировать содержание конституции 1787г. и поправок к ней.

План


  1. Идейные истоки Войны за независимость.

  2. Декларация независимости: содержание и значение.

  3. «Статьи конфедерации» - первая американская конституция.

  4. Содержание Конституции 1787 года.

  5. Борьба вокруг ратификации конституции и «Билль о правах».

  6. Поправки к американской конституции в XIX – XX веках.


Методические рекомендации
Большую роль в американской революции сыграли идеологические причины. В первом вопросе следует обратить внимание на влияние европейских идей Просвещения на американцев. Также необходимо определить особенности американского Просвещения. Важно выделить три направления в патриотическом движении американской революции (умеренного, радикального и революционного), представленных Б.Франклином, Т. Джефферсоном, Т. Пейном и др.

Второй вопрос должен быть посвящен анализу Декларации независимости. Нужно показать ее революционно-компромиссный характер, определить ее всемирно-историческое значение.

Третий вопрос следует начать с рассмотрения причин принятия первой общеамериканской конституции «Статей конфедерации». Следует обратить внимание на конституционное творчество отдельных штатов после войны за независимость. При анализе «Статей конфедерации» нужно выделить статьи, носящие федеративный и конфедеративный характер. В заключении делается вывод о степени централизации республики и факторах, обусловивших такую централизацию.

В четвертом вопросе важно изучить комплекс причин принятия новой конституции, кратко рассмотреть основные проекты конституции, предложенные конституционному конвенту. Основное внимание уделяется анализу содержания статей Конституции 1787 г. (определение ветвей власти, их функции, вопросы об избирательном праве, действие системы сдержек и противовесов).

Обнародование проекта федеральной конституции вызвало широкие дебаты в американском обществе и породило национальные предпартии: федералистов и антифедералистов. Определите, чьим интересам отвечала политика обоих течений. Каковы были их основные требования и принципы? Важное значение в Конституции 1787 г. имеют первые десять поправок, поэтому следует детально проанализировать «Билль о правах», определить актуальность каждой из них в настоящее время.

Большое значение в жизнеспособности Конституции 1787 г. имеют принятые к ней поправки на протяжении всей истории США, было принято около 30 поправок. Необходимо рассмотреть важнейшие из них, повлиявшие на развитие американской государственной системы.
Источники и литература
1. Американские просветители. Избранные произведения. М.,1968-1969 Т.1 – 2.

2. Гамильтон А. и др. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Д. Джея. М., 1994.

3. Новая история. Пособие для педагогических вузов /Сост.: М.Б.
Рабинович и др. М., 1959. С. 76-86.

4. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

  1. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: Ю.Ф.
    Иванов, Ю.П.Муравьев М., 1981. С. 73-88.

  2. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и
    Америки (1640- 1870)/Сост.: Е.Е.Юровская. М , 1990. С. 65 - 76.

7. Сборник документов по истории нового времени Буржуазные революции XVII - XVIII века / Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990. С. 145-174.

8. Антонова Л.А. Как проходят выборы в США // США. Экономика,
политика, идеология. 1988. №7.

9. Война за независимость и образование США. /Под ред. Г. Н.
Севостьянова. М, 1976.

  1. Государственный строй США /Под ред. А.С. Никифорова. М., 1976.

Иванов Р.Ф. Франклин. М.,1972.

11.История США/ Под ред. Н.Н. Болховитинова. М., 1983. Т.1.
12.Каленский В.Г. Мэдисон. М., 1981.

13.Конституция США: история и современность / Под обшей ред. А.А.

Митина и Е.Ф. Язькова. М., 1988.

14.В.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985.

15.Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984.

16.Становление американского государства/ Отв. ред. А. А. Фурсенко. СПб., 1992.

17.Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 1980.

18.Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.

19.Согрин В.В. Образование Североамериканского государства: новое

Прочтение// ННИ.2002.№1.

20.Согрин В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониального периода// Отечественная история. 2000.№1.

21.Согрин В.В. Политическая история США. М.,2001.

22.Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический

справочник. М., 1988. Президентские выборы. С. 90-92.

23.Фурсенко А.А. Американская революция и образование США Л.,1978.

24.Ширяев Б.А. Политическая борьба в США, 1783 - 1801. Л., 1981.

25.Шпотов Б.М. Фермерское движение в США.1780 - 1790-е годы. М,1982.


Тема IV. Европейское Просвещение
Цель занятия: на основе первоисточников рассмотреть взгляды ведущих просветителей Англии, Франции и Германии, выделить основные направления в Просвещении, общечеловеческие и классовые идеи в их творчестве.
План
1. Феномен Просвещения и феодальная Европа.

2. Английское Просвещение: Т. Гоббс, Д.Локк, Д.Дефо, Д.Свифт, А.Смит и другие.

3. Старшие просветители во Франции: Вольтер, Ш. Монтескье.

4. Младшие французские просветители: Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

5. Немецкое Просвещение: Г.Э.Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, И.Кант.
Доклад: Идеи просветителей и реалии Великой французской революции.

Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо выяснить социально-экономические, политические и культурные предпосылки возникновения Просвещения, выделить его общие черты. Определить влияние Просвещения на капиталистическое развитие Европы.

Основные вопросы темы необходимо начинать с общей характеристики Просвещения Англии, Франции и Германии, выделяя их специфические черты и особенности. Затем рассмотрение каждого вопроса можно построить форме сообщений студентов. Эти сообщения должны включать биографию просветителя, его основные творческие идеи и работы, их влияние на современников и последующие поколения.
Источники и литература
1. Вольтер. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1998.

2. Гёте И.В. Фауст. М., 1969.

3. Гобсс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т.1-2.

4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5. Дидро Д. Избранные произведения. М., 1951.

6. Локк Дж. Сочинения. М., 1988. Т. 3.

7. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966. Том 1-6.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

9. Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии XVIII в. Л., 1980.

10.Руссо Ж. - Ж. Трактаты. М., 1969.

11.Свифт Д. Избранное. Л., 1987.

12.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

13.Азаркин Н М. Монтескье М., 1988.

14.Акимов А.А. Вольтер. М.., 1970.

15.Аникин А. В. Адам Смит, М., 1968.

16.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

17.Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

18.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

19.Баскин М.П. Монтескье. М., 1976.

20.Блуменау С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение// ВИ 2003. №9.

21.Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М„ 1976.

22.Верцман И.Е. Шарль-Луи Монтескье. Писатели Франции М., 1964.

23.Вильмонт Н.Гете. История его жизни и творчества, М., 1959.

24. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке М.

1977.

25.Гулыга А.В. Гердер (1744–1803). М., 1963.

26.Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей 18 в.// ННИ 1963. №3.

27. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

28.Державин К. Вольтер. М.-Л., 1955.

29.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.,1966.

30.Казарин А.И. Учение Дидро о государстве и праве. М.. 1960.

31.Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

32.Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии 16 – первая половина 19 века. М., 1981.

33.Лабутина Т.Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо. ВИ, 1995, №11-12.

34.Лабутина Т.Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения. ВИ.1991.№9-10.

35.Луппол И.К., Д. Дидро. М., 1960.

36.Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

37.Миримский И.В. Статьи о классиках. Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. М.,1966.

38.Момджян Х.Н Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

39.Моряков В.И.Человек эпохи Просвещения// ВИ. 2001.№3.

40.Муравьёв В. Джонатан Свифт. М., 1968.

41.Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М.,1958.

42.Сиволап К.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1964.

43.Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957.

Тема V. Политические и социальные движения в Великой французской революции
Цель занятия: На основе документов определить причины Великой французской революции, рассмотреть роль основных социальных движений в революции, дать характеристику главным политическим силам и их лидерам на разных этапах революции.
План
1. Экономическая, политическая и социальная обстановка во Франции

накануне революции.

2. Либерально-конституционный период Великой французской революции (14

июля 1789 – 10 августа 1792 гг.).

3. Жирондистский период революции (10 августа 1792—2 июня 1793гг).

4. Якобинский этап французской революции (2 июня 1793—27/28 июля 1794

гг.)

5. Термидорианский период французской революции (28 июля 1794 – 9 ноября

1799 гг.).

6. Значение Великой французской революции.
Доклады: Мирабо О., Лафайет М., Кондорсе Ж.А., М.Робеспьер.

Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо проанализировать социально-экономическое и политическое развитие Франции накануне революции. Выделить объективные и субъективные факторы революционного взрыва.

Во втором вопросе изучается начало Великой французской революции. Раскрывается значение Генеральных Штатов, Национального и Учредительного собраний в развязывании революции, деятельность народных масс на первом этапе революции. Важно показать роль политических лидеров и государственных деятелей в развитии революции, раскрыть деятельность фельянов, которые олицетворяли либеральные принципы конституционной монархии. В заключении дается характеристика важнейших документов буржуазно-демократического конституционализма (Декларации прав человека и гражданина, конституции 1791 г.).

В третьем вопросе необходимо доказать, что деятельность жирондистов в период революции отражала интересы крупной и средней буржуазии, что наложило отпечаток на характер их внутренней и внешней политики. Кроме того, нужно осветить противостояние жирондистов и монтаньяров-якобинцев, корни которого кроются и в субъективных причинах.

В четвертом вопросе последовательно раскрываются причины установления якобинской диктатуры, природа якобинской власти, социальная база якобинцев в период диктатуры, важнейшие декреты этой диктатуры в аграрной и церковно-религиозной сферах. Необходимо также обратить внимание на якобинскую конституцию 1793 г. Попытаться сравнить основные положения Конституций 1791 и 1793 годов. В заключении раскрыть сущность революционного террора якобинской диктатуры, роль М. Робеспьера в развязывании этого террора.

Пятый вопрос следует начинать с изучения причин термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Далее рассматривается внутренняя и внешняя политика термидорианцев, их социально-классовая база. В заключении анализируется «Конституция III года» Республики в сравнении с предыдущими конституционными актами.

Заключительный вопрос подводит общие итоги развития Великой французской революции. Необходимо охарактеризовать особенности каждого из этапов революции. На основе обширной историографии раскрывается значение революции для Франции и Европы в целом. Вполне уместна историографическая оценка революции в разные периоды мировой истории, а также освещение дискуссионных вопросов и проблем Великой французской революции в современной историографии.
Источники и литература
1.Документы истории Великой французской революции / Сост.: А.В. Адо и
др. М., 1990-1992. Т.1-2.

2. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / Сост.: Абрамов Г.А., Шмачкова Т.В. М., 1997.

3. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов /Сост.: М.Б.
Рабинович и др. М., 1959. С 114-190.

4. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: Ю.Ф. Иванов, Ю.П. Муравьев М., 1981. С. 120 - 176.

5. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 -1870) / Сост.: Е.Е. Юровская. М., 1990. С. 98 - 107, 118 - 119, 125 - 159.

6. Сборник документов по истории нового времени Буржуазные революции XVII- XVIII вв. / Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990. С. 178 - 187, 212 - 215, 231 - 273.

7. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. М., 1987.

8. Блуменау С.Ф.Французская революция конца XVIII в. в современной научной полемике// ВИ.1998.№9.

9. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации// ВИ. 2002. №6.

10. Бовыкин Д. Ю. Революция окончена? Итоги Термидора. М., 2005.

11.Гордон А.В. Падение жирондистов. М., 1988.

12.3ахер Я.М. Движение «бешеных». М.. 1961.

13.История Франции / Отв. ред. А.З. Манфред. М., 1973. Т.2.

14.Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789 - 1793 М., 1979.

15.ЛевандовскийА.П. Дантон. М.,1964.

16.Левандовский А.П. Робеспьер. М.,1959.

17.Манфред А.З. Великая французская революция М., 1983.

18.Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,

1978.

19.Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

20.Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М., 2006.

21.Нарочницкий А.Л. Юбилей французской революции поиски и проблемы // ННИ. 1989. №3.

22.Пименова Л.А. Людовик XVI: Исторические портреты// ВИ.2000. №3.

23.Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Л.,

1982.

24.Ревуненков. В Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой французской революции. Л., 1971.

25.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. Л.,1990.

26.Собуль А. Первая республика. 1792 – 1804. М., 1974.

27.Тырсенко А.В. Фельяны. У истоков французского либерализма. М.,1999.

28.Французская революция XVIII в. и буржуазия//ННИ.2002. №1.

29.Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб., 1998.

30.Хобсбаум Э. Век революций. Европа 1789-1848. Ростов-на-Дону.1999.

31.Хобсбаум Э. Эхо «Марсельезы». М., 1991.

32.Чудинов А.В. Назревшие проблемы изучения истории Великой французской революции (по материалам обсуждения в Институте всеобщей истории АН СССР)// ННИ. 1989. №2.

33.Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.

34.Якобинство в исторических итогах Великой французской революций

Круглый стол // ННИ. 1999. №1.

Тема VI. Наполеон Бонапарт: чудовище или Великий?
Цель занятия: с помощью анализа монографической литературы и источников определить роль Наполеона в исторических событиях и процессах в истории Франции и Европы.
План


  1. Узурпатор, или спаситель?

  2. Тиран, или реформатор?

  3. Захватчик, или освободитель?

  4. Наполеон и Европа.


Доклад: Наполеоновские маршалы
Методические рекомендации
Это семинарское занятие носит дискуссионный характер и может быть проведено в форме коллоквиума. Вполне возможно деление группы студентов на сторонников и противников личности и деятельности Наполеона Бонапарта.

В первом вопросе необходимо рассмотреть социально-экономическое и политическое внутреннее и внешнее положение Франции накануне прихода к власти в стране Наполеона. Выделить объективные и субъективные причины переворота 18 брюмера.

Во втором вопросе исследуется внутриполитическая деятельность Наполеона, изучаются его основные экономические, государственные и военные реформы, раскрывается социальная база его власти, рассматривается отношение различных социальных слоев Франции к Наполеону в начальный и конечный периоды его правления.

В третьем вопросе нужно изучить международно-политическую обстановку в Европе в конце XVIII – начале XIX века, проанализировать ход наполеоновских войн в Европе, выделить причины побед и поражений армии Наполеона.

В четвертом вопросе рассматривается значение деятельности Наполеона для Европы, определяется степень влияния Наполеона на внутреннее и внешнее развитие европейских государств, дается общая историографическая оценка Наполеона Бонапарта. Студент должен самостоятельно выбрать наиболее значимые на его взгляд работы, попытаться дать собственную историческую оценку.
Источники и литература
1. Максимы и мысли узника Святой Елены. СПб., 1995.

2. Наполеон. Воспоминания и военно-исторические произведения. СПб., 1994.

3. Талейран Ш.М. Мемуары. Екатеринбург. 1997.

4. 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995.

5. Бочоришвили К.Г. Армия Наполеона // ННИ. 1986. №5.

6. Бочоришвили К.Г. Награды и поощрения в наполеоновской армии // ННИ. 1985. №6.

7. Делдерфилд Р. Закат империи. М., 2002.

8. Егоров А. Маршалы Наполеона. Ростов-на-Дону,1998.

9. Егоров А.А. Министр наполеоновской полиции Фуше // ННИ. 1990. № 4,5.

10.Людвиг Э. Наполеон. М., 1998.

11.Казаков Н.И. Наполеон глазами его русских современников // ННИ 1970. № 3,4.

12.Куклин А.Я. К 150-летию освобождения Европы от наполеоновского ига // ННИ. 1963. №6

13.Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.,1989.

14.Мережковский Д.С. Наполеон. М. 2000.

15.Радзинский Э. Наполеон. Жизнь после смерти. М., 2007.

16.Рождение французской буржуазной политико-правовой системы (к 200-летию Великой французской буржуазной революции). Л., 1990.

17.Саундерс Э. 100 дней Наполеона. М., 2002.

18.Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801-1812 гг. М., 1966

19.Сироткин В.Г. Континентальная блокада и «объединение Европы» // ННИ. 1964. №3.

20.Тарле Е.В. Наполеон. М.,1992.

21.Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М, 1994.

22.Туган-Барановский Д.М. Крупная французская буржуазия и переворот 18 брюмера 1799 г.// ННИ 1985. №6.

23.Туган-Барановский Д.М. «Лошадь, которую я пытался обуздать». Печать при Наполеоне// ННИ. 1995. №3.

24.Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе». М., 2009.

25.Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. М., 1999.

Тема VII. Венский конгресс и Венская система
Цель занятия: изучить причины созыва Венского конгресса, определить дипломатические цели стран-участниц конгресса, проанализировать работу, основные решения и значение Венского конгресса. Раскрыть функционирование Венской системы международных отношений в Европе.
План


  1. Европа накануне созыва Венского конгресса.

  2. Цели участников конгресса и его работа.

  3. Решения Венского конгресса

  4. Венская система международных отношений в Европе и «Священный союз».


Методические рекомендации
В первом вопросе анализируется международное положение в Европе в 1814 г. Экономическое и политическое состояние государств после наполеоновских войн. Рассматриваются причины созыва Венского конгресса.

Во втором вопросе изучаются цели стран-участниц Венского конгресса в послевоенном устройстве Европы, раскрывается поэтапная работа конгресса, явная и тайная дипломатия европейских государств, роль выдающихся дипломатов Нового времени в работе конгресса.

На основе анализа документов Венского конгресса раскрываются его основные решения в третьем вопросе. Рассматривается реализация целей европейских держав накануне конгресса в заключительных Венских протоколах, объясняются причины несоответствия поставленных и достигнутых целей странами-участницами конгресса.

Изучение четвертого вопроса должно быть посвящено анализу Венской системы и деятельности «Священного союза». Необходимо раскрыть содержание этих понятий, доказать эффективность Венской системы в стабилизации международных отношений в Европе, выяснить обстоятельства прекращения ее существования. Кроме того, в данном вопросе необходимо изучить причины возникновения и основные этапы существования «Священного союза». В заключение рассматривается значение Венского конгресса для развития международной европейской дипломатии.
Источники и литература
1. Талейран, Мемуары, М., 1959; Екатеринбург, 1997.

2. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Кн. 2. Международные отношения в 1648-1918 гг. Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2010.

3. Бахтурина А.Ю. Зарождение и сущность идеи Священного Союза// ВИ. 1997. №4.

4. Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1986.

5. Всеобщая история дипломатии. М., 2009. Гл. 6.

6. Дегоев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса // ВИ. 2002. №2.

7. Зак Л.А. Западные державы и германский вопрос на Венском конгрессе // ННИ.1966. №3.

8. Зак Л.А. Из истории дипломатической борьбы на Венском конгрессе// ВИ. 1966. №3.

9. Зак Л.А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи, М., 1966.

10.Лодей Д. Талейран: главный министр Наполеона. М., 2009.

11.Марков Л.В. Россия и Священный Союз // ННИ. 1989. №1.

12.Оберман К. О роли Меттерниха в европейской дипломатии 1813 г.//

13.Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства. М., 1965.

14.Орлик О. В. Россия в международных отношениях 1815—1829. М., 1998.

15.Рахшмир П. Ю. Князь Меттерних: человек и политик. Пермь, 1999.

16.Рудникова О.Е. Клеменс Меттерних на Венском конгрессе 1815 г. // ВИ. 2007. №6.

17.Тарле Е.В. Венский конгресс //История дипломатии. М., 1959.Т.1.

18.Тарле Е.В. Талейран. М., 1992.

19.Троицкий Н. Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

20.Черняк Н.Вековые конфликты. М.,1988.

21.Чубарьян А. О. Эволюция европейской идеи (до конца XIX века)// ВИ. 1981. № 5
Тема VIII. Модернизация и английское общество в первой половине XIX вв.
Цель занятия: рассмотреть социальное, политическое и культурное развитие Англии под влиянием модернизационного экономического развития в первой половине XIX века.
План


  1. Экономическое развитие Англии в первой половине XIX века.

  2. Социальная структура английского общества в первой половине XIX века.

а) «Высшее» английское общество.

б) Средний класс в Англии.

в) Английский рабочий класс.

г) Низы английского общества.

3. Борьба за политические реформы в Англии (чартизм).

4. Культура английского общества в первой половине XIX века.
Методические рекомендации
Первый вопрос предполагает выяснить структуру английской экономики, раскрыть основные экономические достижения английской промышленности. Целесообразно привести статистические данные, доказывающие превращение Англии в «мастерскую мира».

Второй вопрос должен быть посвящен анализу основных социальных групп и классов английского общества, их жизни и быта. Необходимо четко представлять, какие группы и страты относились к тому, или иному классу. Студентам предлагается следующее стратифицирование: к высшему английскому обществу относились представители земельной аристократии и крупной буржуазии.

Довольно сложно определить социальную структуру среднего класса. Чаще всего в качестве основных критериев этого страта называется уровень образования и доходов. В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники и интеллигенция.

При изучении рабочего класса целесообразно использовать работу Ф Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», где приведен огромный фактический материал, дан анализ экономического и политического положения английских рабочих.

В заключении дается характеристика маргинальных слоев английского общества.

В третьем вопросе изучаются причины, основные этапы и значение чартистского движения во внутриполитической жизни Англии.

В четвертом вопросе изучаются основные достижения английской культуры первой половины XIX века.
Источники и литература
1. Аристократия в Европе. 1815-1914. Под ред. М.А.Шерешевской СПб., 2000.

2. Джонс Э. Статьи о чартистской программе. Письма. М., 1970.

3. Диккенс Ч. «Дети пьяницы» Крукшенка / Статьи и речи// Диккенс Ч. Собрание сочинений. М., 1960. Т.28.

4. Хрестоматия по новой истории 1815-1870. М., 1965. Т.2.

  1. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки (1870-1914). М., 1989.

  2. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения Европы и США. М., 1985.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007.

8. Хрестоматия по новой истории, второй период. М., 1993.

9. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. М.,1979.

  1. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.//Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. М., 1955. Т.2.

  2. Барлова Ю.Е. «Кто у нас беден, тот не достоин лучшей доли»? Бедность и бедные в восприятии англичан в новое время.// Преподавание истории в школе. 2008. № 8. (далее ПИШ).

  3. Валлич Э.И. Законы о бедных в английской публицистике к. 18 века и теория нищеты Ч. Холла. М., 1990.

  4. Добреньков В.И, Блинов А.О. Социолого-исторические взгляды на бедность// Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2004 №3.

  5. Ерофеев Н.А. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825—1850 гг., М., 1962.

  6. Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М , 1961.

  7. Зброжек Е.Б. Викторианство в контексте культуры повседневности Англии// Вопросы культурологии. 2006. №2.

  8. Кертман Л.Е. География, история, и культура Англии. М, 1979.

18. Кунина В. Э. Чартистское движение в Англии. М., 1959.

19.Менщиков И.С. Британские премьер-министры XIX века. Курган, 2006.

20.Резников А.Б. Первая классовая битва пролетариата. Англия. 1842 год. М.,

1970.

21.Римашевская Н.М.Бедность и маргинализация населения («социальное

дно»)//Социологические исследования. 2004. №4.

22.Рюде Дж. Народные низы в истории 1730-1848 гг. М., 1984.

23.Тревельян. Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории.

Смоленск, 2001.

24.Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // ННИ 1998. №4.


Тема IX. Важнейшие политические теории и идеологии первой половины XIX века
Цель занятия: Выделить причины возникновения и устойчивого существования основных политико-идеологических теорий, изучить основные идеологические учения первой половины XIX века.

План
1.Основные ценности консерватизма. Э.Берк, Ж.де Местр, Л. Де Бональд.

2. Основные ценности либерализма. И.Бентам, Б.Констан.

3. Утопический социализм А. де Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна.

4. Европейский реформизм. П. Прудон, Л.Блан, М.Бакунин.

5. Учение К.Маркса и Ф.Энгельса.
Методические рекомендации
В первом вопросе рассматриваются причины оформления консерватизма в стройную систему взглядов в 19 веке. Изучая сущностные черты консерватизма, необходимо остановиться на основных идеологах этого учения, определить общие и особенные черты их теоретических учений. В заключении делается вывод о значении консерватизма в общественной и политической жизни Европы.

Второй вопрос следует начинать с изучения исторических корней либерализма, далее рассматриваются взгляды основных идеологов либерализма, выделяются его основные принципы. В исторической литературе выделяются два либеральных направления XIX в.: англо-саксонское и континетально-европейское, необходимо сравнить их.

Третий вопрос целесообразно начинать с выделения основных причин возникновения социалистических теорий. Изучение вопроса возможно на основе трех сообщений о жизни и творчестве А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Важно выделить в творчестве этих деятелей идеи, востребованные теорией социализма и идеи утопические, а также реализацию на практике этих социалистических учений.

Идеи реформистского социализма следует изучать на творчестве его виднейших представителей. Важно выделить особенности учений их, проследить их деятельность в рабочем и революционном движении Европы. В заключении необходимо проанализировать: почему реформистские идеи были столь популярны в рабочем и крестьянском движениях.

В пятом вопросе также выделяются главные предпосылки возникновения революционного коммунизма, исследуются ранние работы К.Маркса и Ф.Энгельса. Главное внимание следует уделить анализу «Манифеста коммунистической партии», как программному документу радикального социализма. В заключении рассматривается историческое значение марксистского учения для коммунистического движения в Европе.

Источники и литература

1. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

2. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.,1993.

3. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т 4.

5. Оуэн Р. Избранные сочинения. М., Л., 1950. Т. 1-2.

6. Сен-Симон К. А. Избранные сочинения М., Л., 1948, Т. 1 - 2.

7. Фурье Ш. Избранные сочинения М.,Л„ 1951 - 1954. Т. 1-4.

8. Утопический социализм. Хрестоматия /Под ред. А.И. Володина М., 1982.

9. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т.19.

10.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

11.Бердяев Н.А. Жозеф де Местр и масонство. М., 2008.

12.Библер В.С. О Марксе - всерьез (размышления в конце XX века) //Политические исследования 1996. №1.

13.Бутенко А.П. Виновен ли К.Маркс в "казарменном социализме"? //Философские науки. 1989.№4.

  1. Айрапетов А. Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический
    социализм нового времени. М., 1991.

  2. Авдеева М.А. Идеи Фурье в США // История социалистических учений. М.,1976.

  3. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей (первая половина XIX века). М., 1976.

17.Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность//ННИ. 1995. №6.

18.Галкин В. В. Последователи Роберта Оуэна в Англии и их вклад в развитие социалистической мысли // История социалистических учений. М., 1976.

19.Гелла Т. Либерализм и "новый империализм" в Великобритании в 80-90-х гг. XIX в.// ННИ.2001.№2.

  1. Застенкер Н.Е. Очерки истории социалистической мысли. М., 1985.

  2. Застенкер Н.Е. Об оценке Прудона и прудонизма в «Коммунистическом манифесте»//Из истории социально-политических идей. М., 1955.

22.Захарова М.К. Роберт Оуэн и оуэнисты в Соединенных Штатах Америки

//История социалистических учений. М , 1976.

23.История политических и правовых учений./Под ред.В.С. Нерсесянца. М.,1985-1995. Т.1-5.

24.Иоаннисян А.Р. Шарль Фурье. М., 1958.

25.Кан С.Б. История социалистических идей до возникновения марксизма.

Курс лекций. М., 1967.

26.Ковыршин А.В. Из истории становления либеральных идей// Преподавание истории в школе (далее ПИШ).1993.№2.

27.Кучеренко Г.С. Сен-Симон в общественной мысли XIX в. М., 1975.

28.Мирзоев Е.Б. Легитимистская доктрина Жозефа де Местра и консерватизм в России (начало XIX века)// ННИ. 2008. №6.

29.Пирумова Н. М. А. Бакунин. М.,1970.

30.Ревякин А.В. Социализм и либерализм в середине 19 века// ННИ. 1997. №4.

31.Фадеева Т.М. У истоков европейского консерватизма// ННИ. 1992. №6.

32.Философский энциклопедический словарь. М., 1983.


Тема Х. Революции 1848 года в Европе. Крушение «старого мира»?
Цель занятия: изучить причины, ход и значение европейских революций 1848-1849 гг. Определить общее и особенное в этих революциях,

План


  1. Причины европейских революций: общее и особенное.

  2. Революция 1848-1849 гг. во Франции.

  3. Революция 1848-1849 гг. в Германии.

  4. Революция 1848-1849 гг. в Италии.

  5. Революция 1848-1849 гг. в Австрии.

  6. Результаты и последствия европейских революций.


Вопрос-дискуссия: Была ли октябрьская революция 1917 г. последней революцией эпохи Нового времени?

Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо охарактеризовать социально-экономические и политические причины революционных событий в Европе. Нужно выявить среди этих причин основные, характерные для большинства из этих революций, а также показать особые причины, которые определяли развитие и ход революции.

Изучение 2,3,4 и 5 вопросов предполагает анализ специфики хода революций в Европе. Необходимо определить основные движущие силы этих революций, методы борьбы, используемые революционными группировками, ход этих революций, действия властей, направленные на их подавление.

В шестом вопросе следует сравнить результаты, достигнутые европейскими революциями и их последствия. Целесообразно осветить изменения в области государственного устройства и законодательства изучаемых стран, а также проследить, как революции отразились на экономике и социальной структуре европейского общества. В заключение необходимо ответить на вопрос сокрушили ли европейские революции 1848-1849 гг. феодальную систему на континенте?

Вопрос-дискуссия носит характер второстепенного дополнительного вопроса и предполагает обсуждение группой различных точек зрения на хронологию Нового времени.
Источники и литература

1. Анненков П. В. Парижские письма М., 1983.

2. Маркс К. Буржуазия и революция // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М, 1957. Т.6.

3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс и Энгельс Ф. Сочинения. Т.8 М, 1957.

4. Маркс К. Июньская революция // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1957. Т.5.

5. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1957. Т.7.

6. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов /Сост.: М.Б. Рабинович и др. М., 1959. С 146-190.

7. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: Ю.Ф. Иванов, Ю.Л. Муравьев М., 1981, С. 120-139, 161 -176.

8. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870) /Сост.: Е.Е. Юровская. М., 1990. С 129-159.

9. Авербух Р.А. Революция в Австрии (1848-1849). М., 1970.

10.Айрапетов А.Г. Историческая судьба Австро-Венгрии // ВИ.1999.№1.

11.Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.)// ННИ. 1988. №3.

12.Блайдер Г., Шмидт В. Европейские революции 1848 - 1849 гг. в историческом сравнении // ННИ. 1988. № 5.

13.Европейские революции 1848 г. М., 2001.

14.Застенкер Н.Е. Революция 1848 г. во Франции. М., 1948.

  1. «История Италии». Т.2. М., 1970

16. История Франции / Под ред. А 3. Манфреда М., 1973. Т 2.

17.Кушнир Е. Л. Франция и революция 1848 г. в Италии// ВИ. 1966. №2.

18. Михайлов М.И. Проблемы германской революции 1848 г. М.,1985.

19. Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии 1831-1860. М, 1982

20. Революция и реформа: их влияние на историю общества//ННИ. 1991.№2.

21.Революции 1848 - 1849 гг. / Под ред. Ф. В. Потемкина, А И Молока. М.,
1952. Т. 1,2.

22. Травин Д. Новый мир старой империи. (Модернизация в Австро-Венгрии

XVIII-XIX вв.)// Звезда. 2002.№2.

23. Тютюкин С. В., Шелохаев В. В.Революция и нравственность// ВИ. 1990. №6.

Федоров Сергей Георгиевич

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (часть 1)


(XVI в.– 1870 г.)
Методические рекомендации к практическим занятиям

для студентов исторического факультета

и специальности «История»

Редактор Н.М.Устюгова



Подписано к печати

Печать трафаретная

Заказ

Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 1,5

Тираж

Бумага тип. №1

Уч.-изд. л. 1,5

Цена свободная


Редакционно-издательский центр КГУ

640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25

Курганский государственный университет



1 Для данного семинарское занятия были использованы методические рекомендации Фельдшерова А.И.«Становление индустриального общества». Курган, 2000.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации