Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол: учебник для институтов физической культуры - файл n1.doc

приобрести
Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол: учебник для институтов физической культуры
скачать (12970 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc12970kb.14.09.2012 15:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ББК 75.78
УДК 796.332
Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с., ил.
ISBN 5-89022-087-Х

Учебник написан в соответствии с программой по футболу для студентов институтов физической культуры.

В учебнике рассматриваются вопросы техники и тактики игры в футбол, методики обучения и тренировки, а также организации и проведения соревнований.

Допущено Государственным комитетом Российской

федерации по физической культуре и туризму

и Российским футбольным союзом

в качестве учебника для институтов

физической культуры
Под общей редакцией

профессора М.С.Полишкиса и доцента В.А.Выжгина

ISBN 5-89022-087-Х
© Издательство “Физкультура, образование и наука”, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник подготовлен кафедрой футбола Российской государственной академии физической культуры. Содержание учебника излагается в соответствии с требованиями программы подготовки тренеров-преподавателей по футболу и предусматривает изучение студентами курса теории и методики преподавания избранного вида спорта, овладение теорией техники и тактики футбола, приобретение знаний, умений, профессионально-педагогических навыков, необходимых для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической, научной и воспитательной работы в различных заведениях государственной системы физического воспитания.

Материал, излагаемый в учебнике, обобщает опыт преподавания футбола в институтах физической культуры, передовой опыт работы ведущих специалистов и содержит последние данные научных исследований в области теории и практики футбола.

В целях дальнейшего развития физической культуры и спорта в стране в учебнике уделено большое внимание проблемам массового, детского и юношеского футбола. Значительно расширен и рассматривается с современных позиций материал главы “Система подготовки юных футболистов”.

Выпускник института физкультуры должен быть вооружен современными знаниями и методикой подготовки футболистов высокой квалификации. С этой целью в учебник включена глава “Система подготовки футболистов высокой квалификации”, раскрывающая передовой опыт работы ведущих специалистов. Впервые включена в учебник и глава “Научно-исследовательская работа”, в которой рассматриваются наиболее актуальные вопросы организации научно-методической и исследовательской работы по футболу.

В подготовке учебника приняли участие:

профессор, канд. пед.наук М.С.Полишкис (главы 1 - раздел 2; 3 - разделы 1,5; 4 - раздел 2; 6 - разделы 6, 8; 9); доцент В.А.Выжгин (главы 2, 5, б - разделы 1, 4, 5, 7); профессор, канд. пед.наук В.И.Колосков (глава 1, раздел1); д-р пед.наук, профессор М.А.Годик (главы 7 - разделы 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 9; 8 - раздел 2 ); профессор, канд. пед.наук В.В.Варюшин (глава б - раздел2); профессор, канд. пед.наукд.И.Шамардин (главы 7-раздел 8:8 - раздел1); доцент Р.Р.Сагасти (глава З - разделы 2, 3,4); доцент Г.А.Смирнов (глава б - раздел 3); доцент А.А.Кириллов (главы 4- раздел 1; 6 - раздел 9).


Глава 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУТБОЛА


1.1. Футбол в общей системе физического воспитания
1.1.1. Социальная значимость футбола
Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около З млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.

Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.

В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.

Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.

Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.

Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Многие выдающиеся спортсмены начинали свою спортивную биографию с увлечения футболом.

Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.

Наибольшей популярность он пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства.

Задачи физического развития, необходимого для полноценной подготовки к различным видам трудовой деятельности, решаются в секциях футбола общеобразовательных профессионально-технических училищ и техникумов.

Массовая подготовка спортивных резервов ведется в спортивных школах. Более 600 отделений по футболу ДЮСШ, СДЮСШОР, отделений по футболу УОР готовят квалифицированных юных футболистов.

В программу физического воспитания высших учебных заведений включены факультативные занятия по футболу.

Секции по футболу имеют и многие трудовые коллективы. Систематические тренировочные занятия и соревнования направлены на всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья, организацию культурного досуга и активного отдыха широких масс трудящихся, что способствует повышению производительности труда. Важное значение придается занятиям футболом в Вооруженных Силах.

В местах коллективного отдыха - в парках, на пляжах, в походах, в пионерских лагерях, домах отдыха - футбол является эффективным средством физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
1.1.2. Организационная структура управления футболом
Общее руководство футболом в стране осуществляет Российский футбольный Союз (РФС) - самоуправляемая общественно-государственная организация.

Главными задачами РФС являются: развитие, популяризация и организационное обеспечение массового и детско-юношеского футбола в стране; повышение мастерства, нравственного и профессионального уровня футболистов, тренеров, судей; организация и совершенствование системы проведения соревнований среди команд не любителей, футбольных школ и коллективов физкультуры; содействие развитию материально-технической базы отечественного футбола, обеспечение его кадрами специалистов и общественников.

РФС разрабатывает текущие и перспективные планы развития футбола в стране, организует подготовку сборных команд России.

РФС объединяет территориальные федерации футбола, команды мастеров, футбольные клубы, секции, спортивные школы, центры и тд. и взаимодействует со спортивными комитетами областей, краев и республик.

Территориальные федерации футбола организуют свою деятельность в соответствии с уставами, разработанными применительно к условиям своей работы с учетом устава РФС.

Высшим органом РФС является Всероссийская конференция, которая избирает сроком на 5 лет председателя и совет союза.

Рабочим органом является Исполнительный комитет. для оперативного решения текущих вопросов создано Бюро исполкома, для подготовки и рассмотрения вопросов развития футбола, обеспечения контроля за ходом выполнения принятых решений и подготовки предложений исполкому созданы комитеты (по массовому футболу, юношеский, судейский, по работе с ветеранами, по международным связям и тд.).

С целью повышения эффективности руководства звеньями российского футбола РФС учредил специализированные объединения: Профессиональную футбольную лигу (ПФЛ), Ассоциацию женского футбола (РАЖФ), Ассоциацию мини-футбола (РАМФ), Ассоциацию инвалидного футбола. Ассоциированными членам РФС являются детская лига, Союз ветеранов футбола и др.

РФС осуществляет тесное сотрудничество с Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА), которая создана 21 мая 1904 г. и объединяет в настоящее время более 190 национальных федераций. РФС стал преемником Федерации футбола СССР, которая вступила в ФИФА в 1946 г. За это время по инициативе нашей и при поддержке ряда других федераций были приняты важные решения, направленные на демократизацию устава и регламента ФИФА: о замене полевых игроков входе официальных матчей; о признании русского языка в качестве официального рабочего языка конгресса ФИФА и его заседаний; о проведении официальных церемоний награждения победителей с подъемом флагов и исполнением государственных гимнов.

Организационной основой ФИФА являются 6 региональных организаций: Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА), Конфедерация футбола стран Северной и Центральной Америки и стран бассейна Карибского моря (КОНКАКАФ), Конфедерация футбола Южной Америки (КОНМЕБОЛ), Африканская конфедерация футбола (КАФ), Конфедерация футбола стран Азии, Ближнего и дальнего Востока (АФК) и Конфедерация футбола Океании (КФО),

Верховным органом федерации является конгресс. Текущей деятельностью ФИФА руководят Исполнительный комитет и специальные комитеты: чрезвычайный, финансовый, организационные по проведению Кубка мира, олимпийского турнира, чемпионата мира среди юниоров, судейский, технический, дисциплинарный медицинский и др.

Главные задачи ФИФА - контроль за развитием футбола в регионах и оказание им Материальной и методической помощи; принятие необходимых мер для предотвращения нарушений устава и положений, правил игры; недопущение дискриминации по расовым, политическим и религиозным мотивам.
1.2. Объективные условия Деятельности футболистов
Современный футбол - это игра, требующая высокий двигательный активности игроков и большой интенсивности мышечной работы динамического характера. Современный футбол отличается неравномерностью физических нагрузок, аритмичным чередованием работы и отдыха.

Двигательная деятельность футболистов вовремя игры охватывает большое число различных по структуре и степени сложности двигательных актов, повторяющихся в разных вариантах. Характер действий с мячом во время матча определяется, прежде всего, игровым амплуа футболиста. На количество определенных действий, характеризующих активность футболиста, оказывают влияние и ряд других факторов: погодные условия, состояние поля, темп игры, соотношение сил и возможностей игроков соперничающих команд, степень подготовленности каждого спортсмена.
1.2.1. Характеристика игровой Деятельности футболистов
К настоящему времени выполнено значительное количество исследований по изучению двигательной деятельности футболистов в условиях соревнований, в результате которых получены данные о характере и объеме действий игроков как с мячом, так и без него. (В главе использованы данные исследований преподавателей кафедры футбола РГАФКа и ряда других авторов (Г.М.Гаджиев, Г.С.Зонин, В.В.Лобановский, Н.М.Люкшинов,Ю.А.Морозов, В.П.Пагиев, Г.А.Рымашевский, С.А.Савин, Ю.С.Седов, Е.В.Скоморохов, В.В.Соломонко и др.)

Правила игры в футбол предусматривают, что время игры (90 мин) включает в себя не только так называемое чистое игровое время (активная фаза), но и многие остановки в игре (пассивная фаза).

Суммарные показатели времени активных и пассивных фаз за матч свидетельствуют, что наибольшим является частный объем фаз продолжительностью до 30 с (в среднем - 24,1 мин за матч). Игровые отрезки продолжительностью от 30 до 60 с составляют 36% от общего времени активных фаз (в среднем - 19,4 мин), а продолжительностью свыше 60 с - 19% (в среднем - 10,3 мин).

Общее время пассивных фаз весьма значительно - более 31 мин в среднем за матч, т.е. 34,6% от всего времени, отведенного правилами на игру. Большая часть пауз (23,8 мин) уходит на остановки до 30 с и лишь 1/4 - на остановки длительностью свыше 30 с. Установлено, что чистое время игры колеблется в пределах 60-69 мин. Количество перерывов в среднем за игру составляет 100-140, в частности:

вбрасывание из-за боковой линии: 35-60 раз по 8-16 с;

удар от ворот: 15-22 раза по 13-20 с;

штрафной и свободный удары: 26-38 раз по 10-15 с;

угловой удар: 14-16 раз по 14-18 с;

положение “вне игры”: 8-10 раз по 10-12 с.

Подобное соотношение временных параметров игры логично связано с ее спецификой и закономерностями, возможностями футболистов, а также правилами игры. Поддержание высокой скорости передвижения футболистов - один из главных факторов преодоления сопротивления соперников - возможно лишь при наличии соответствующих интервалов отдыха.

Футбол относится к видам спорта, в которых большая часть деятельности игроков производится в виде беговой нагрузки, характеризующейся разными скоростями ее выполнения. Бег футболиста складывается из различных форм перемещений (пробежек, ускорений, рывков с изменением направления). Начинается он нередко из разных исходных положений, ритм и темп сильно меняются.

Хронометраж двигательной деятельности футболистов во время игры показал, что их двигательная активность состоит:

- из медленных пробежек, выполняемых за игру от 224 до 367 раз; по времени от 25 до 35 мин; покрываемое расстояние от 5 до 7 км;

- из ускорений на разные дистанции - от 40 до 62 раз; по времени от 2 мин 25 с до 4 мин 45 с; примерное расстояние от 1 до 2 км;

- из рывков - от 45 до 78 раз; по времени от 1 мин 35 с до З мин; примерное расстояние от 870 м до 1700 м;

- из прыжков и борьбы за мяч – от 1б до 42 раз; по времени от 1 мин до 2 мин 30 с.

В среднем за игру футболист бегает в течение 29-42 мин и пробегает расстояние от 8 до 12 км. При этом общее время скоростной работы в среднем за игру составляет от 4 мин 48 с до 7 мин 20 с, а пробегаемое расстояние равно 1700-2000 м.

Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры, - это действия с мячом. Именно они определяют специфику данного вида спорта и отличают его от других. Как известно, к основным двигательным формам с мячом в футболе относятся удары, остановки, ведение, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии, техника игры вратаря. Основу групповой и командной игры составляют передачи мяча. Они определяют темп игры, быстроту атакующих и оборонительных комбинаций. От характера передач зависит стиль игры команды. Самым существенным элементом игры являются удары по воротам. Они обусловливают эффективность игры, количество забитых голов.

Футболист за время игры соприкасается с мячом в среднем от 34 до 70 раз, причем суммарное время непосредственного контакта составляет около 135-165 с. Установлено, что наибольшее число раз мячом владеют игроки средней линии, наименьшее - центральные защитники.

Коллективные действия футбольной команды складываются из действий отдельных игроков. Как уже отмечалось, из 90 мин игры 60-69 мин приходится на так называемую чистую игру. На основании проведенных наблюдений установлено, что из общего объема технико-тактических действий (ТТД), выполняемых игроком во время матча, 19,3 % приходится на передачи мяча, 12,3 - на приемы мяча (остановки), 6,1 - на ведение, 3,4 - на обводки, 1,6 - на удары по воротам, 1,1 - на вбрасывание из-за боковой линии, 3,7% - на прочие действия.

Итак, игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков и большим разнообразием технико-тактических действий. Деятельность футболистов носит преимущественно динамический характер, где периоды значительной работы чередуются с периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Все это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к разносторонней физической подготовленности футболистов.


1.2.2. Физиологические особенности деятельности футболистов
Эффективное участие в игре зависит - в самом общем смысле - от психофизиологического статуса игрока, определяющей его индивидуальные особенности, а также от высокой работоспособности, которая позволяет переносить интенсивные соревновательные и тренировочные нагрузки. Специалисты физиологии, биохимии, а также спортивной медицины, анализируя такие зависимости, пришли к выводу, что к числу основных показателей, характеризующих интенсивность нагрузки в футболе, следует отнести, прежде всего, уровень расхода энергии игроком в процессе самой игры. Интенсивность метаболических превращений выражается при этом в калориях либо в количестве потребляемого кислорода.

Известно, что при потреблении (расходе) 1 л кислорода в организме высвобождается около 5 ккал. Энергетические затраты и кислородная потребность при игре в футбол составляют соответственно 0,18 ккал/кг мин и 37 мл/кг мин. Высокий уровень метаболических превращений и большая разновидность движений, которыми характеризуется футбол, с одной стороны, оказывают всестороннее влияние на организм, а с другой - предъявляют огромные требования к спортсменам.

Исследования изменений основных физиологических функций у футболистов высокой квалификации показали, что во время игры 60-80% времени они работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК), что предъявляет повышенные требования к аэробным возможностям футболистов. Средняя величина потребления кислорода за игру у футболистов высокой квалификации колеблется в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Величины энергозатрат за 90 мин игры составляют 1490-1980 ккал. По существующий классификации (И.В.Зимкин и др.) игру в футбол с ее энергозатратами можно отнести к работе весьма значительной.

Изменчивый характер нагрузок в футболе вынуждает организм игрока вводить в действие анаэробный (бескислородный) энергетический потенциал. Это часто приводит к повышению уровня молочной кислоты в крови, который может достичь очень высоких значений - 120-150 мг %. При максимальных нагрузках количество молочной кислоты в крови и в мышцах возрастает на 30- 50%, а такие нагрузки в течение 90 мин игры составляют около 10%.

Столь высокие величины энергозатрат футболистов во время игры возможны при увеличении работы сердечно-сосудистой системы организма в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.

Величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) у футболистов вовремя игры колеблется в довольно широких пределах: отiз0до 200 ударов в минуту. При этом средняя величина ЧСС (в зависимости от игрового амплуа) в игре достигает значений от 163 до 177 уд/мин.

Нападающие чаще других игроков работают в зоне активности с ЧСС свыше 180 уд/мин (до 40% от общего времени игры); для футболистов средней линии более характерна игровая деятельность в режиме 160-180 уд/мин (74% от общего времени игры). Наименее напряженна в этом плане игра защитников (в особенности “свободного”).


Таблица 1. Время игры футболистов на разных пульсовых режимах (по данным А.А.Кириллова)


Пульсовая стоимость игры футболистов за время двух таймов по 45 мин составляет 14500 - 16000 сердечных сокращений. При этом зоны мощности, в которых приходится работать футболистам во время игры, весьма широки (табл. 1). Кроме того, большие нагрузки, переносимые игроками во время футбольного матча, усиливают работу дыхательной системы и системы кровообращения Частота дыхания возрастает до 30-50 вдохов в минуту, вентиляция легких - до 60-110 л/мин, а минутный объем сердца - до 15-25 л при давлении от 170/65 до 200/50 мм. рт. ст. В наиболее напряженные моменты игры в ткани транспортируется до 4-5 л кислорода в минуту, а кислородный долг достигает величины 10-20 л.

В процессе игры происходит большая потеря жидкости организмом, вследствие обильного потоотделения. Потеря веса игроками за время матча составляет в среднем 2,5-3 кг. Принято считать, что футбольный матч вызывает значительные изменения в организме футболистов и нормализация функций у игроков после особо напряженных игр составляет 48-72 ч.

Следует подчеркнуть, что во время игры активность футболиста не ограничивается только движениями с мячом и без мяча. Многие ситуации проявляются и отражаются не Непосредственно в двигательной деятельности, а в психических процессах и Нередко решающим образом влияют на эффективность игры футболиста и его команды.
1.2.3. Психологические особенности деятельности футболистов
Ввиду разнообразия и Изменчивости двигательных раздражителей футбол как игра предъявляет к спортсменам особые требования. Здесь весьма необходимы высокая способность приспособления психики к самым разнообразным воздействиям, творческая реализация двигательных возможностей на основе антиципации, т.е. предвидения замыслов соперника и партнеров по команде, быстрое и точное (правильное) тактическое мышление, высокая степень коллективной интеграции и дисциплины владение своими эмоциональными переживаниями, а также специализированное развитие тех или иных психических функций и волевых качеств футболистов.

Большая напряженность соревновательной борьбы, многообразный характер игровых действ определяют психологические особенности деятельности футболистов. При этом надо учитывать такие факторы, как:

- высокая скорость полета мяча (30 м/с) и особенности его траектории и на правления полета;

- большое количество и разнообразие внешних сигналов, и быстроту смены ситуаций;

- необходимость Выполнения ответных действий в условиях дефицита

времени (футболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию,

принять наиболее правильное в данный момент решение, спланировать и

реализовав свои действия)

- дискретность восприятия (выбор наиболее значимых приемов, ответных действий);

- постоянный поиск ситуаций и определение оптимального способа ее решения;

- результативный характер каждого приема - большую значимость каждого действия (особенно в районе штрафных площадок);

- необходимость высокой помехоустойчивости по отношению к неожиданным раздражителям.

Таким образом, характер соревновательной деятельности футболистов, ее физиологические и психологические особенности позволяют заключить, что футбол предъявляет весьма разносторонние и высокие требования к спортсменам. Естественно, столь же разносторонними должны быть и качества футболистов.


Глава 2
ТЕХНИКА ИГРЫ
2.1. Общие понятия
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения постав - ленной цели.

Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.

К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и качественные показатели:

1. Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их широкое сочетание.

2. Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач.

З. Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности.

Техника футбола за более чем столетнюю историю развития игры претерпела определенные изменения диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных тактических систем являются основным фактором появления использования и совершенствования новых средств ведения игры. Кроме того, на критерии оценки техники оказывают влияние постоянное повышение уровня подготовленной футболистов, а в некоторых случаях и изменения в правилах игры.

Основные направления эволюции техники сводятся к следующему: появились новые технические способы и разновидности (резаные удары, остановки с переводами отбор мяча в подкате); существенно сократилось применение нерациональных приемов и способов (удары боковой частью головы, остановки мяча без переводов); повысился коэффициент использования удара внешней частью подъема, остановок мяча средней частью подъема, бедром и грудью, бросков мяча руками (техника вратаря); расширился круг обманных движений (финтов).

Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной с точки зрения биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К внешним силам, действующим на тело футболиста, относятся: сила тяжести собственного веса, сила реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник). Внутренними силами являются: активные и пассивные силы опорно-двигательного аппарата (сила тяги мышц, вязкость мышц и связок сопротивление костей и т.д.), а также реактивные силы, Возникающие в процессе взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.

Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени, которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную (рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений. Целью подготовительной фазы является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой задачи в основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения, создания необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д. Основная фаза направлена на решение двигательной задачи данного технического приема, способа. В завершающей фазе футболист стремится занять устойчивое исходное положение необходимое для дальнейших действий.

При анализе техники раскрываются общие требования к различным характеристикам, рассматривается стандарт образец, на который нужно ориентироваться при построении системы движений. Однако техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который влияют две особенности: телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела относятся рост, длина и пропорции звеньев тела, величина масс тела и их распределение (моменты инерции). Сила, ловкость быстрота, выносливость и другие Качества, характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на двигательную структуру.

Индивидуальная техника только в деталях отличается от образцовой стандартной техники, но в целом соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации подвижно. С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер и называются стилем. Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам, странам, регионам.

С точки зрения психологии отдельный технический прием рассматривается как двигательный навык, как автоматизированный произвольный способ управления системой движений. Чем совершеннее мастерство, тем больше деталей техники выполняется, автоматизировано, без вмешательства внимания. Однако в сложных вариативных условиях соревновательной деятельности, при наличии постоянных сбивающих помех эффективное и надежное применение технических приемов невозможно без отчетливых двигательных ощущений, представлений, целенаправленного наблюдения за ходом игровых действий и их результатом, волевых усилий на достижение цели, осознанного восприятия ведущих, основных фаз системы движения.

Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Между техникой, с одной стороны, и развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями футболистов – с другой существует органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации, и, наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.

В процессе соревновательной деятельности футболисту необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями соответственно тактической обстановке.

Поэтому техника тесно связана с тактикой, зависит от последней и влияет на ее развитие.

Требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола являются быстрота и надежность, простота и эффективность.
2.2. Классификация техники
Классификация техники футбола - это распределение технических приемов на группы по общим (или сходным) специфическим признакам.

По специфике игровой деятельности в технике выделяются два крупных раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. Каждый раздел включает в себя подразделы: техника передвижения и техника владения мячом. Подразделы состоят из конкретных технических приемов, которые выполняются различными способами. Приемы и способы техники передвижений используются как полевыми игроками, так и вратарем. Отдельные приемы и способы имеют свои разновидности. Сохраняя общим, основной механизм действия, разновидности отличаются деталями. Условия выполнения различных приемов, способов и разновидностей делают технику футбола еще более многообразной.

Классификация техники футбола представлена на рис. 1.(Классификация групп дана в соответствующих разделах данной главы). Систематизация материала помогает лучше ориентироваться в приемах, способах, разновидностях, правильно анализировать их, успешно решать задачи обучения и совершенствования.

Характеристика техники футбола начинается с техники передвижения, которая является общим подразделом для полевого игрока и вратаря.
2.3. Техника передвижения
Техника передвижения включает в себя следующую группу приемов: бег, прыжки, остановки, повороты. Классификация техники передвижения представлена на рис. 2.

В процессе игровой деятельности приемы техники передвижения используются в самых различных сочетаниях. Так, например, в игре широко варьируется скорость передвижения футболистов: от медленной ходьбы до стартовых ускорений и рынков с максимальной скоростью, неожиданно меняются ритм бега и его направление. Особенностью передвижения футболиста является сочетание различных приемов бега с прыжками, остановками, поворотами, что приводит к нарушению его цикличности.

Приемы и способы техники передвижения находятся в тесной взаимосвязи с искусством владения мячом полевыми игроками и вратарем. Целесообразное и комплексное применение приемов техники передвижения позволяет эффективно решать многие тактические задачи (открывание для получения мяча и отвлечения противника, выбор позиции, закрывание игрока и т.д.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации