Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений - файл n1.doc

приобрести
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений
скачать (1936.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1937kb.14.09.2012 14:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Предмет

Предметом исследования истории экономических учений яв­ляется развитие экономической науки. В ходе этого развития уче­ные-экономисты предлагали различные теоретические объяснения отдельных экономических явлений, связей между ними и функ­ционирования экономики в целом. В свою очередь, задачей ис­ториков экономических учений является проведение сравнитель­ного анализа этих теорий с целью использования в современной экономической науке, а следовательно, и в хозяйственной прак­тике.

Иногда любители быстрых результатов задают вопрос: какая же из многочисленных экономических теорий, предложенных за вре­мя существования человечества, правильна? Ответ, возможно, будет неожиданный — никакая. Дело в том, что любая экономи­ческая теория всегда несколько упрощает предмет своего иссле­дования, подходя к нему лишь с определенной точки зрения или, другими словами, используя определенную методологию. При этом происходит абстрагирование от менее значимых с этой точ­ки зрения элементов данного явления. В результате буквальное применение теории на практике всегда чревато тем, что неучтен­ные теорией факторы могут оказать неожиданное воздействие на результат эксперимента. Именно в этом смысле и делается вывод о том, что нет абсолютно правильных теорий. Каждая экономи­ческая теория имеет свое рациональное зерно и в то же время не учитывает всей сложности изучаемого явления. Конечно, отдель­ные теории могут дополнять друг друга, но пока следует признать, что достаточно органичного синтеза отдельных теорий в эконо­мической науке не происходит. Поэтому можно сделать вывод, что прогресс экономической науки заключается в накоплении новых теоретических подходов в исследовании экономики и более все­стороннем представлении о ее функционировании. В свою оче­редь, задачей истории экономических учений является выяснение того, что нового внесла очередная теория по сравнению с пред­шествующими.

Помимо сравнительного анализа различных экономических теорий предметом исследования истории экономических учений являются также закономерности развития экономической науки, причины смены одних экономических теорий другими.

Метод

Как видно из названия нашей дисциплины, здесь применяет­ся исторический метод. Конечно, это не единственно возможный подход. Например, вполне возможен подход проблемный, при котором отбираются все теории по определенной экономической проблеме и проводится их логическое сопоставление. Историчес­кий же анализ в экономической теории предполагает, кроме того, во-первых, характеристику каждой теории «во времени и про­странстве». Каждая экономическая теория возникала в конкрет­ной стране, где в это время существовала определенная экономи­ческая и политическая система, где был достигнут определенный уровень развития культуры и науки. Все это оказывало свое вли­яние на автора теории — в народном хозяйстве какие-то пробле­мы были в это время наиболее острыми; политическая система давала больше или меньше возможностей для свободных научных исследований; общий уровень культуры, образования и науки сти­мулировал или тормозил развитие экономической теории; разви­тие других наук, естественных или общественных, порождало идеи, которые могла использовать экономическая наука.

Во-вторых, помимо воздействия «внешних» факторов у разви­тия каждой науки есть внутренняя природа, обусловленная лю­бознательностью ученых, и своя внутренняя логика. Как уже го­ворилось, в экономической науке происходит смена одних теоре­тических подходов другими. Каждый из них проходит сначала стадию зарождения, выработки новых методологических приемов и теоретических идей, затем на их основе исследование идет вширь, данный теоретический подход используется для исследо­вания все большего числа экономических явлений, происходит становление теории. Но со временем применяемый методологи­ческий подход себя исчерпывает, т.е. все проблемы вроде бы ис­следованы, но в то же время выясняется, что существуют факты, которые либо не могут быть объяснены данной теорией, либо эти теоретические объяснения опровергаются практикой. И тогда на­ступает время поиска новых теоретических подходов, новой точки зрения на предмет исследования. Здесь следует обратить внимание на то, что в новых теориях достаточно часто получают развитие от­дельные положения предыдущих теорий, а еще чаще происходит

возрождение на новом качественном уровне идей, которые были раскритикованы и отвергнуты предыдущими теориями.

Следует также сказать, что в науке, как правило, не происхо­дит резкой смены одной теории на другую. Старая теория сосу­ществует какое-то время рядом с новой, и кроме того, достаточ­но долго могут развиваться параллельно несколько теоретических направлений. Хронологическое выделение определенных теорети­ческих школ и направлений позволяет говорить об этапах разви-| тия науки.

Основные этапы истории экономических учений

Возможна различная периодизация экономической науки. Все | зависит от критериев, которые мы изберем. В данном учебном ! пособии мы выделяем три основных этапа развития экономичес-

I КОЙ МЫСЛИ.

1. Экономическая мысль до появления экономической теории (III тысячелетие до н.э. — вторая половина XVII в.). ч

Экономическая мысль появилась вместе с хозяйственной дея-| тельностью людей, экономические теории возникли значительно позже. Экономическая теория характеризуется двумя признаками: анализом и систематизацией результатов анализа. Анализ появля­ется, когда человек начинает сам себе задавать вопросы: что это? почему это происходит? с чем это связано? и т.п. Ответы на эти | вопросы, сведенные в логическую систему, т.е. систематизирован­ные, и являются теорией. В экономической мысли могут присут-' ствовать элементы анализа и систематизации, но постоянно эти два признака возникают в экономической мысли лишь во второй половине XVII в. Начало же первого этапа мы относим примерно к III тысячелетию до н. э. В это время появились первые цивили­зации, а с ними и письменные источники, из которых можно по­лучить информацию об экономической мысли того времени. Та­ким образом, первый этап начинается за 3 тыс. лет до н. э. и за­канчивается во второй половине XVII в.

Почти до самого конца этого периода экономическая мысль встречается лишь как составная часть других наук, таких, как юрис­пруденция, богословие, история, философия и наука об управле­нии. Правда, название одного из сочинений об управлении до­машним хозяйством, включавшего не только экономические про­блемы, но и проблемы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также проблемы отношений с членами семьи, слугами и работниками, дало термин «экономи­ка». Это было сочинение древнегреческого писателя Ксенофонта

(430—355 гг. до н. э.) «Ойкономикос», название которого было со­ставлено из двух слов: «ойкос» (дом) и «номос» (закон), т.е. «за­кон дома». По-русски это лучше звучит как «домоводство», а в средневековой Руси именовалось «домострой».

Наиболее типичной методологией экономической мысли на первом этапе был нормативный подход. Нормативный и позитив­ный подходы различаются тем, что исследователь, применяющий позитивный подход, рассматривает экономические отношения «как они есть», а применяющий нормативный подход изучает их, сравнивая с уже существующей в его голове нормой, т.е. «какими они должны быть» с его точки зрения. Поэтому в таких исследо­ваниях большое место занимают рекомендации, как довести ре­альную экономику до идеальной нормы. Частным случаем нор­мативного подхода является, например, концепция «естественного порядка», согласно которой определенный «общественный поря­док» (общественные отношения) считается «естественным», т.е. из­начально заложенным в природе (естестве) человека. Правда, как мы увидим в последующих темах, «естественными» считались раз­ные формы социально-экономических отношений. Другим при­мером нормативного подхода является оценка экономических яв­лений с морально-этических позиций, в частности с позиций «справедливости». И снова мы увидим, что трактовка самой «спра­ведливости» была разной.

Следует сказать, что нормативный подход, хотя и реже, при­менялся также на втором и третьем этапах развития экономичес­кой науки.

2. Классическая политическая экономия (вторая половина XVII в. — конец XIX в.).

Первая экономическая теория получила название «политичес­кая экономия». Этот термин составлен из двух греческих слов — «полис» (государство, общество) и уже известного слова «эконо­мика (экономия)» и означает «общественная экономика» (народ­ное хозяйство). Впервые такое словосочетание употребил француз­ский экономист Монкретьен в названии своего сочинения, издан­ного в 1615 г. Позже это стало термином и к нему добавилось слово «классическая».

Хотя первые работы, содержание которых можно уже было отнести к «классической политической экономии», стали появ­ляться во второй половине XVII в., ее окончательное утвержде­ние произошло на рубеже XVIII и XIX вв., после всемирного ус­пеха книги английского экономиста Адама Смита, вышедшей в 1776 г. С начала XIX в. экономическая наука получила официаль­ное признание как самостоятельная наука, а курс «Политической

8

экономии» стал преподаваться в университетах. В первой половине XIX в. классическая политэкономия не только господствовала, но и продолжала развиваться, выдвигая новые теории, но уже в се­редине XIX в. она в основном выполнила поставленные задачи, о чем прямо писал один из ее завершителей, английский эконо­мист Дж.С. Милль.

Главной задачей классической политэкономии было определе­ние основных экономических понятий (цена, деньги, доходы, капитал и т.д.) и их систематизация. Последняя означала установ­ление причинно-следственных связей между ними. В качестве «первопричины» или исходной категории, из которой вырастало «родословное древо» всех остальных экономических категорий, была названа «стоимость».

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия суще­ствовала как бы по инерции — внешне она сохраняла господству­ющее положение, курс политической экономии читался в универ­ситетах, публиковались работы, но принципиально новых поло­жений в них уже не было. В то же время постепенно начали свое развитие новые направления экономической науки, которые окон­чательно вытеснили классическую политическую экономию на рубеже XIX и XX вв.

3. Современная экономическая наука.

Третий этап развития экономической науки, начавшись на ру­беже XIX и XX вв., продолжается до настоящего времени. На этом этапе в экономической науке можно выделить два основных, па­раллельно существующих направления — маржинализм и инсти-туционализм. Оформление маржиналистского направления проис­ходило в последнее тридцатилетие XIX в. и получило название «маржиналистская революция». Последнюю точку в «маржиналист-ской революции» поставила замена курса «политической экономии» на новый курс «экономики (экономике)» в 1902 г. в Кембридж­ском университете (Англия), за которым последовали другие уни­верситеты. Институционалистское направление, зародившееся в середине XIX в., окончательно оформилось в первой трети XX в.

От классической политической экономии оба новых теорети­ческих направления отличает то, что политэкономию прежде всего интересовала сущность отдельных экономических явлений, а уже затем — связи между ними, в то время как последующие направле-. ния экономической науки основным предметом своих исследований сделали взаимосвязи экономических явлений, только маржинализм рассматривает при этом «чистую» экономику, абстрагируясь от ее социальных форм, а институционализм рассматривает «соци­альную» экономику. Таким образом, представителей маржинализ-

ма и институционализма интересует прежде всего сам процесс функционирования экономики. Более подробно о методологичес­ких особенностях и отличиях классической политической эконо­мии, маржинализма и институционализма будет сказано в после­дующих темах.

Вопросы для самопроверки

  1. Что является предметом истории экономических учений?

  1. В чем проявляется исторический подход при изучении развития
    экономической науки?

  2. Каковы внешние и внутренние факторы развития экономической
    науки?

  3. Что дает рассмотрение экономических теорий с учетом предшеству­
    ющих?

  4. Чем прежде всего отличаются экономические теории разных школ
    и направлений?

  5. Какая связь классификации экономических теорий по школам и
    направлениям с периодизацией развития экономической науки?

  6. В чем отличие трех основных этапов истории экономических уче­
    ний?

  1. Чем отличается экономическая мысль и экономическая теория?

  1. Каковы различия между нормативным и позитивным подходами в
    экономических исследованиях?




  1. Что такое концепция «естественного порядка»?

  2. Почему морально-этический подход к экономическим отношени­
    ям является нормативным?

  3. Что означает термин «политическая экономия»?

  4. Чем отличается главная задача классической политэкономии от
    задач маржиналистской и институционалИстской теорий?

Литература к теме

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1995.

  2. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. Т. 1. СПб.,
    2001.

Часть 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Характеристика эпохи

Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распро­странение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некото­рые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Ос­новными производителями были свободные крестьяне и ремес­ленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выпол­няли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях). Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяй­ство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Выс­шие слои общества были представлены преимущественно чинов­никами, так как социальные отношения в большой степени рег­ламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.

Предмет и метод

Основными источниками, из которых мы знаем об экономи­ческой мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономи­ческой мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был

I

11

преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной сте­пени обосновывались существующими традициями и религиозны­ми представлениями.

Основные теоретические положения

1. Богатство. Главной проблемой экономической науки на всех
стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпре­
тации—выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое опре­
деление того, кто такой экономист, согласно которому — это бед­
ный человек, дающий советы, как разбогатеть. В экономической
теории проблема богатства рассматривается на различных уров­
нях — человека, фирмы, общества.

Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (Г/ в. до н. э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энцик­лопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также счи­талось необходимым «сделать государство богатым и народ доволь­ным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.

2. Способы увеличения богатства. Поскольку речь шла прежде
всего о богатстве государства, пополняемого за счет сбора нало­
гов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, как
сделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекоменда­
ции относились к разным слоям общества, из которых выделялись
три. В древнекитайском сочинении «Шан цзюнь шу» (IV в. до н. э.)
утверждалось: «Земледелие, торговля и управление — три основ­
ные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, тор­
говцы доставляют товары, чиновники управляют народом».

А. Крестьяне. На Древнем Востоке крестьяне считались осно­вой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщика­ми. Автор «Шан цзюнь шу» Шан Ян писал: «Государство добива­ется процветания земледелием и войной». И добавлял: «А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять». Одной из наиболее результативных форм управ­ления Шан Ян считал «круговую поруку», т.е. взаимную ответ­ственность членов крестьянской общины, прежде всего при упла­те налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круго­вой поруки» на все сферы государственного управления.

12

Б. Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли,
все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к
торговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, не
носящими имени воров», предполагая, что они недоплачивают
налоги государству. Действительно, проконтролировать доходы
торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. Шан
Ян писал: «...торговцы наловчились постоянно менять место сво­
его пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом уве­
личить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошли­
ны, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненави­
дят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратят
предприимчивость». .

Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче опре­делены, а также для стабилизации положения на рынке древне­восточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах зако­нов древневосточных государств прямо указывались цены на ос­новные товары.

В. Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чи­новников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедре­ния правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п. Правда, рекомендации свои Каутилья, автор «Артхашастры», за­канчивает пессимистически: «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам».

3. Государственное регулирование экономики. Для древневосточ­ных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и ука­зов даже в сфере рыночных отношений. Выше уже говорилось о применении фиксированных государственных цен. Типичным было также использование государственной монополии на произ­водство и продажу или только на продажу определенных товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена го­сударственная монополия на производство соли и железа. Дохо­ды государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочине­нии «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии до-

13
казывали, что она приносит большой доход государству и явля­ется фактором безопасности, так как контролируются стратегичес­ки важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полнос­тью», в результате чего изделия получаются низкого качества и до­рогие, «для народа непосильные». Указывалось также на неради­вость и злоупотребления чиновников, управляющих этими про­мыслами.

Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование эко­номики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амба­ров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных ам­барах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низ­ким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зер­но «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком доро­го». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег».

Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного ре­гулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретичес­кого принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».

Вопросы для самопроверки

  1. Почему предметом изучения в древневосточной экономической
    мысли была макроэкономика?

  2. Что и почему считалось богатством в древневосточных сочинениях?

  3. Какие способы увеличения богатства предлагались на Древнем
    Востоке?

  4. Почему у авторов древневосточных сочинений было негативное
    отношение к торговле?

  5. Какие формы регламентации рыночных отношений применялись
    на Древнем Востоке?

  6. Какие аргументы приводились сторонниками и противниками го­
    сударственной монополии на соль и железо в Древнем Китае?

  7. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагали
    некоторые китайские мыслители?

  8. Какое теоретическое понятие за этим скрывалось?

14

Литература к теме

  1. Артхашастра. М., 1993.

  2. Гуань-цзы. М., 1959.

  3. Книга правителя области Шан. М., 1993.

  4. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. М., 1980.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОГО МИРА

Характеристика эпохи

Античное общество Древней Греции и Древнего Рима в пери­од своего расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Характерным было также значительное применение рабского труда. Политической системой была демо­кратия, и даже в Римской империи присутствовали важные демо­кратические институты. Античное общество отличалось высоки­ми достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия послужила колыбелью европейских наук, как есте­ственных, так и гуманитарных.

Предмет и метод

Источниками, по которым мы можем судить об экономичес­кой мысли античного общества, были философские произведения. В наибольшей степени экономические проблемы поднимались в работах древнегреческих философов Платона (428—348 гг. до н. э.) «Государство» и «Законы» и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) «Ни-комахова этика» и «Политика». Кроме того, отдельные теорети­ческие проблемы встречались в хозяйственных сочинениях при­кладного характера, одно из которых — «Экономика» Ксенофон-та (430—355 гг. до н. э.) — уже упоминалось выше. Следует упомянуть также хозяйственные сочинения древнеримских агра­риев — Катона, Варрона и Колумеллы.

Предметом изучения экономической мысли Античности было прежде всего частное хозяйство, т.е. микроэкономика. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного по­рядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Были также элементы анализа и систематизации.

Основные теоретические положения

1. Богатство. В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла прежде всего о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы по-

15

требления. У Аристотеля, например, говорится о «совокупности средств... необходимых для жизни и полезных для государствен­ной и семейной общины». Отсюда древнегреческие философы делали вывод, что человек богат, когда его потребности удовлет­ворены, и следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым.

2. Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыс­лителями с разных сторон. Так, Ксенофонт отмечал связь разде­ления труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукции. «...В небольших городах, — писал он, — один и тот же мастер дела­ет ложе, дверь, плуг, стол... причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказов, чтобы прокормиться... Напротив, в крупных го­родах, благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и од­ного ремесла... Разумеется, кто проводит время за... ограниченной работой, тот в состоянии выполнять ее наилучшим образом».

Более обобщенно подходил к разделению труда Платон, видев­ший в нем «основной принцип строения государства». «Государ­ство возникает из нужд человека, — писал он, — никто не может сам удовлетворить своих нужд». Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну спо­собность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специ­ализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обме­ниваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

3. Товар. Наряду с понятием богатства древнегреческие фило­софы вводят понятие «ценность». Прежде всего ценностью объяв­ляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее, они различают продукт и товар. Последний имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность. Ксенофонт отмечал, что для «того, кто не умеет пользо­ваться флейтой, если он ее продаст, она — ценность».

Кроме того, Платон, а за ним Аристотель поднимали очень важную теоретическую проблему измерения ценности товаров. «Обмен не может иметь места без равенства, — писал Аристотель, — а равенство без соизмеримости». Но в основе обмена, по его мне­нию, лежат потребности — каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи, удовлетворяющие их, тоже, и, делает вывод Аристотель, «невоз­можно... чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Воз­никло, казалось бы, неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Ари-16
стотеля. Платон утверждал, что конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но мож­но постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно ра­венство вещей, так как в мире нет двух вещей абсолютно одина­ковых. Равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществ­ляется «искусственным приемом для удовлетворения практичес­ких потребностей», и таким искусственным приемом являются деньги.

4. Деньги, по мнению Аристотеля, — «вещь вполне условная».
Об их происхождении он писал: «По общему уговору появилась
монета». Таким образом, деньги — это «искусственная», т.е. со­
зданная людьми, вещь для удобства торговли.

Греческие философы выделяли три функции денег: средство обращения, когда деньги связывают два обмениваемых товара; средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизме­римыми») и средство накопления. Правда, к последней функции Платон и Аристотель относились отрицательно, так как, по их мнению, в данном случае деньги «употребляются не для того, для чего они были изобретены». Отрицательное отношение к накоп­лению денег и в целом к стяжательству наиболее полно прояви­лось в учении Аристотеля об экономике и хрематистике.

5. Учение об экономике и хрематистике было первым опытом
систематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил
все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «эко­
номика» и «хрематистика». Критерием деления он сделал цель
деятельности. Для «экономики» такой целью были названы пред­
меты потребления, для «хрематистики» — деньги (по-гречески —
хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Ари­
стотеля, естественно, т.е. заложено в природе человека. Именно
поэтому стремление к предметам потребления конечно, оно пре­
кращается с насыщением потребностей. В то же время в природе
человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно.
Неестественность стремления к деньгам доказывает, согласно
Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достиже­
нии цели».

К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и тор­говлю производителей, которые продают свои товары, чтобы при­обрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть Источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечает Аристотель, «про-

17

цент есть деньга от денег, так что из всех отраслей приобретения эта — наиболее противна природе».

Таким образом, в сочинениях античных философов уже отча­сти присутствует теоретический подход к экономическим пробле­мам. Исследование соизмеримости товаров является примером научного анализа, а учение об экономике и хрематистике — при­мером систематизации экономических явлений.

Вопросы для самопроверки

  1. Какова связь предмета экономической мысли античного общества
    с социально-экономическими отношениями того времени?

  2. Приведите примеры теоретического подхода древнегреческих мыс­
    лителей к экономическим проблемам.

  3. Приведите примеры нормативного подхода в древнегреческой эко­
    номической мысли.

4. Что считалось у античных философов богатством и в чем здесь
проявился морально-этический подход?

  1. С какими социально-экономическими явлениями увязана проблема
    «разделения труда» у Ксенофонта и Платона?

  2. В чем видели древнегреческие мыслители разницу между продук­
    том и товаром?

  3. Почему, по мнению древнегреческих философов, товары не могут
    быть соизмеримы и какой искусственный прием для соизмерения това­
    ров придумали, по их мнению, люди?

  4. Какие функции денег выделяли древнегреческие философы?

  5. В чем заключалась идея систематизации экономических отноше­
    ний Аристотеля? Какой критерий систематизации он выдвигал?

Литература к теме

  1. Аристотель. Никомахова этика. Политика // Соч. Т. 4. М., 1984.

  2. Ксенофонт. Домострой //Воспоминания о Сократе. М., 1993.

  3. Платон. Государство. Законы // Соч. Т. 3, 5. М., 1971—1972

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

\ ■

Характеристика эпохи

Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма — VI—X вв., расцвет феодализма — XI—XIV вв., закат феодализма и зарожде­ние капитализма — XV—XVII вв. В данной теме речь пойдет о втором периоде. В это время в экономике Западной Европы со­существовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепост­ных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Соци-

18

альные отношения имели сословный и корпоративный характер. Это означало, что люди имели определенные права лишь как чле­ны сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и кор­порации (общины, цеха, гильдии и т.п.). Понятие «права челове­ка» появляется позже, при капитализме. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной,- а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и като­лическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рам­ках церкви.

Предмет и метод

Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономичес­кие воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения че­ловека. Это спасение не носило персонального характера. Теоло­гия в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеж­дена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистичес­кой природы и подчинения более высокой цели — интересам об­щего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуж­дениях богословов.

Во всех текстах средневековых авторов доминирует норматив­
ный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают
оценочные суждения с позиций христианской морали. Кроме того,
рассуждения авторов носили в основном априорный, умозритель­
ный характер и выводились на основе логики, весьма изощрен­
ной. Помимо этого важным элементом доказательства являлась
ссылка на авторитет (Священное Писание или труды отцов церк­
ви). ;

Как особенность метода следует отметить также двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир пред­ставлялся богословам, с одной стороны, как божественное творе­ние, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, ис­порченное первородным грехом. Поэтому во всех мирских явле­ниях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. Ран­ние христиане, в частности Августин Блаженный (354—430), епис-

19

коп г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, высту­пали за строгое подчинение земного мира божественным запове­дям, стремление преодолеть первородную греховность Града Зем­ного. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отрече­ния от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный.

В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схо­ластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, та­кие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только в монастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство чело­века. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавлива­емыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных за­конов в определенной исторической ситуации.

В отношении этих законов действует строгая нормативная уста­новка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззре­ний. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).

Основные положения экономических воззрений

Фомы Аквинского

Средневековая мысль не являлась однородной. Несмотря на необходимость ссылаться на общий источник — Священное Пи­сание, в богословии существовали различные школы и направле­ния, между которыми часто возникали дискуссии. Мы остановим­ся на авторе, который являлся одним из самых влиятельных мыс­лителей этой эпохи, — Фоме Аквинском и на примере его воззрений проиллюстрируем особенности средневековой эконо­мической мысли.

1. Богатство. По мнению Фомы Аквинского, богатство не яв­ляется грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается чело­веку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос — как это богатство используется. Если

20

с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслужи­вает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, пото­му что последствия этих поступков более значительны для окру­жающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого чело­века более тяжкие, чем те же грехи бедного.

Осуждения также заслуживает стремление к богатству. По­скольку богатство не является целью само по себе, а лишь сред­ством для обустройства мира, то превращение его в цель высту­пает нарушением естественной природы вещей, а следовательно, несправедливостью.

2. Частная собственность. С точки зрения Фомы Аквинского,
человек имеет право на владение теми вещами, в которые он вло­
жил часть своей души. Это право творца на свое творение. В пер­
вую очередь речь идет о результатах труда человека, о тех вещах,
в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Чело­
век имеет также право передавать и получать вещи по наследству,
потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и
своих потомков.

Необходимость частной собственности Фома Аквинский объяс­няет и греховностью человеческой природы. Он пишет, что чело­век лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Поми­мо этого разделение собственности между людьми позволяет раз­делить и общественные функции, т.е. обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Установление жестких пра­вил частной собственности также рождает мир и прекращает спо­ры по поводу владения той или иной вещью.

Тем не менее потенциально сохраняется естественное право человека на все, что создано Творцом. Этим правом может пользо­ваться человек в случае крайней нужды. Он имеет право присво­ить себе чужую собственность и не должен быть осужден За это.

3. Социальное неравенство. Фома Аквинский выделяет два вида
справедливости. Первый вид — справедливость при обмене. Она
основана на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает
понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения»,
о чем еще будет сказано ниже. Второй вид — справедливость при
распределении. Этот вид используется при определении справед­
ливой доли каждого члена общества в общем продукте. Распреде­
лительное право основано не на арифметическом равенстве, а на
пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распре­
делении должны соответствовать положению человека в обществе,

21

значимости выполняемых им функций. Справедливость здесь за­ключается в воздаянии по заслугам. Поскольку каждое общество является иерархичным, то и заслуги членов этого общества раз­личны. Следовательно, различными должны быть и уровни их доходов.

4. Справедливая цена. Рассуждения Фомы Аквинского о спра­
ведливой цене в первую очередь опираются на понятие обменно­
го права (справедливости при обмене), о котором уже говорилось.
«Справедливая цена» должна обеспечивать равенство при обмене,
т.е. каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько
он получил. Вопрос в том, как определяется «справедливая цена».
Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, она является резуль­
татом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В пер­
вую очередь это субъективная оценка продавцом той меры ущер­
ба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в це­
лом соотносится с издержками на приобретение или производство
данного товара. Ноне менее важным является и субъективная
оценка покупателем ценности данного товара, т.е. меры своей
потребности в нем. Продавец также должен учитывать качество
товара, устанавливая на него цену. В дальнейших рассуждениях
Фома Аквинский в основном в качестве «справедливой цены» рас­
сматривает среднюю цену, установившуюся на рынке на данный
товар при средних условиях.

Фома Аквинский большое внимание уделяет случаям наруше­ния правил справедливого обмена. Одним из них является созна­тельное искажение качеств товара продавцом. Продавец обязан снизить цену, если его товар обладает даже скрытыми, но извест­ными ему дефектами. Но при этом он не обязан афишировать данные дефекты перед покупателем. Покупатель сам должен их обнаружить или догадаться о них, узнав о более низкой цене.

Другим мошенничеством является использование продавцом чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. Продавец не имеет права завышать цену в этом случае. В то же время покупа­тель сам может предложить более высокую цену, которая рассмат­ривается как благодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации. Кроме того, если продавец по каким-то субъективным причинам оценивает имеющийся у него товар выше, чем его сред­няя цена на рынке, то он имеет справедливое право устанавливать цену, которая будет соответствовать этой субъективной оценке.

5. Оценка торговли. Фома Аквинский не осуждает торговлю,
считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя това­
ры туда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет пра­
во получать прибыль. Но в то же время торговец обязан соблю-

22

дать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли.

6. Ссудный процент. Как и большинство средневековых авто­ров, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Он утверждал, что, отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму. Процент представляет собой дополнительную плату за пользова­ние деньгами. Но продажа денег и продажа права пользоваться ими — одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды. Это все равно, как если бы винодел продавал вино и отдельно — право это вино выпить.

Средневековая экономическая мысль России

Экономическое и политическое развитие России обладало опре­деленной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных госу­дарств сопровождалось зарождением капитализма, то в России го­сударство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частно­сти возникновению и развитию крепостного права. Кроме того,

«российское государство унаследовало от татар определенные чер-

|ты восточной деспотии.

Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг.

1XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трак­таты более раннего времени, с использованием богословской ар­гументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государ­ственном управлении, подобно рассмотренным выше древневос­точным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних хрис­тианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовав­шим в это время в российской церкви течением «нестяжателей».

„Рассмотрим несколько примеров.

23

  1. Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бо
    всякое богатство от властвующих коварств насилием или некими
    ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства
    никому не мощно собрата».

  2. Торговая прибыль и ссудный процент. В отношении прибы­
    ли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только
    чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждается
    полностью. Обращаясь к ростовщику, Ермолай пишет: «Всякое
    животное Божьим повелением радтет... твоему же сребру не по­
    ложи Бог растения. Ты же противишися Богу, яко не растленно­
    му повел еваеши расти».

3. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргумен­тирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьян­ских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается нормативный характер средневековой эконо­
    мической мысли?

  1. В чем причина «двойственности» взглядов средневековых богословов?

  2. Является ли богатство грехом с точки зрения Фомы Аквинского?

  1. Какие два вида справедливости выделяет Фома Аквинский при­
    менительно к экономическим отношениям?

  2. Объективный или субъективный характер носит понятие справед­
    ливой цены у Фомы Аквинского?

  3. Что является нарушением справедливого обмена согласно Фоме
    Аквинскому?

  4. В чем сходство и отличие взглядов Фомы Аквинского и Ермолая-
    Еразма?

Литература к теме

  1. Жильсон Э. Избранное. Т. 1: Томизм. Введение в философию Фомы
    Аквинского. М.; СПб., 2000. Ч. 3. Гл. 4.

  2. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Т. 1. СПб., 2001.
    С. 116-117.

  3. История русской экономической мысли. Т. 1. Ч. 1. М., 1955.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Характеристика эпохи

Мусульманская культура начала формироваться в период араб­ских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали ко-

24

лоссальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры ив том числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская филосо­фия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богосло­вии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыс­лители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой большое место было отведено экономическим пробле­мам.

Предмет и метод

Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным мето­дологическим положением была идея о взаимосвязанности явле­ний окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершен­ный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим по­ложением был тезис о существовании естественных законов раз­вития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их госу­дарство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глу­пости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно».

Основные теоретические положения

1. Теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что обще­ство развивается циклически. В рамках каждого цикла он выде­лял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Халь­дун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существова­нию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеют

25

присваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедоб­ных растений. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и ското­водства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивили­зацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской. У Ибн-Хальдуна применяет­ся соответствующее арабское слово.)

С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальду­на, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наем­ных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальду­на, — это аппарат насилия над собственным народом.

В связи с этим на третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Ес­тественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам от­носится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Ари­стотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудо­вой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельнос­тью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений». К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу го­сударства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навя­зывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое вре­мя подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.

Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его ги­бели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновре­менно это порождает снижение деловой активности людей, «стес­нение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надеж­ды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добыва­ния средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением раз-

26

рушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая полу­чить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армий, и это государство бу­дет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и да­лее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме.

  1. Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соот­
    ношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена опре­
    деляется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное
    изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения
    цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учиты­
    вается не только труд непосредственного производителя, но и его
    материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд)
    других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу
    и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того,
    Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к
    росту цен облагаемых товаров.

  2. Торговая прибыль возникает как разница между ценой про­
    дажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накап­
    ливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в
    другую страну, где на эти товары больший спрос».

  3. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изна­
    чально являются деньгами, выполняя функции средства измере­
    ния, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золо­
    то и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого дви­
    жимого имущества», «они — основа приобретения, накопления и
    сокровища».

Вопросы для самопроверки

  1. Каков предмет в экономических исследованиях Ибн-Хальдуна?

  2. В чем проявляются, по его мнению, естественные законы разви-
    I тия общества?

  3. Как согласно Ибн-Хальдуну меняется экономика на разных эта-
    j пах развития общества?

  4. Чем по теории Ибн-Хальдуна отличаются естественный и неесте-
    | етвенный способы приобретения богатства? Чем это деление отличает-
    j ся от. учения Аристотеля об экономике и хрематистике?

  5. В чем по теории Ибн-Хальдуна причина разрушения государства?

  6. От чего зависит цена товара?

  7. В чем источник торговой прибыли?

  8. Кто и для чего согласно теории Ибн-Хальдуна создал деньги?

Литература к теме ,

1. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980.

27

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА

Характеристика эпохи

Активизация экономической жизни в европейских странах на­чинается еще в XII—XIII вв. благодаря увеличению численности населения, развитию торговли, росту безопасности дорог и т.д. Постепенно множатся торговые связи, торговый оборот стимули­рует развитие промышленности, развивается кораблестроение. Но в XV в. этот процесс приобретает новое качество. Начинается эпо­ха Великих географических открытий.

Поиск новых земель и рынков был в первую очередь спрово­цирован острым дефицитом драгоценных металлов, которые в ту эпоху выполняли функцию денег. Этот дефицит возник из-за ро­ста торговых операций. Помимо этого европейские страны стре­мились найти новые, морские пути в Индию — источник пряно­стей. Сухопутный путь на Восток через Сирию и Малую Азию был единственным и контролировался венецианскими купцами. Дру­гие страны (Испания, Португалия, позднее Англия) оказывались исключенными из этих внешнеторговых операций. Помимо это­го сухопутная торговля велась с помощью большого количества перекупщиков, что значительно удорожало товар. В конце концов и этот путь был перекрыт в результате завоевания турками Визан­тии в 1453 г.

Стремление найти новые возможности достичь Индии приве­ло к освоению морских путей вдоль Африки, а с возрождением идеи круглой Земли — и к организации экспедиций на Запад, ре­зультатом которых стало открытие Америки. В результате на про­тяжении XVI—ХУН'вв. осваиваются новые территории и устанав­ливаются новые торговые связи (Испания — Перу и Мексика, Ан­глия и Франция — Северная Америка, Россия — Северная Азия).

Успехи внешней торговли значительно меняют облик Европы. Хлынувший поток драгоценных металлов из новых земель при­водит к первой инфляции, так называемой «революции цен» (рост цен в 2—4 раза за период с 30-х гг. до конца XVI в.). Растут торго­вые обороты и торговые прибыли, начинается активный процесс накопления капиталов, постепенный рост и модернизация про­мышленности (появление мануфактур) с целью переориентации ее на товарное производство (а не мелкое, соответствовавшее нуж­дам почти полунатурального хозяйства). Активно растут и усили­ваются города.

Меняется политическое устройство европейских стран — на­чинается формирование централизованных государств. Рост внеш­ней и внутренней торговли создает экономическую базу для ин­теграции разрозненных территорий внутри стран. Улучшаются средства коммуникации. В то же время купцы начинают поддер­живать королей в их борьбе за единовластие против феодалов. Они заинтересованы в развитии торговли, а для этого необходимо сня­тие многочисленных таможенных барьеров между отдельными феодальными владениями, строительство и защита дорог, введе­ние единого налогового законодательства. Все эти преобразования может осуществить только сильная центральная власть.

Растет и социальный статус купечества. За свою поддержку купцы получают средства из казны на организацию торговых экс­педиций, политическую и военную поддержку при ведении тор­говых войн и колониальных завоеваний.

В интеллектуальной жизни также происходят важные измене­ния. Начинается борьба за освобождение науки от влияния тео­логии. Развивается экспериментальная наука. Она дает первые практические результаты, которые порождают огромный опти­мизм в отношении способностей человеческого разума управлять миром. В философии также идет борьба за освобождение от бо­гословской традиции мышления. Формируется альтернативный метод анализа — эмпирический, опирающийся не на абстрактные рассуждения, а на опыт. В частности, большой вклад в развитие но­вого метода внес английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626).

В целом наука и мышление приобретают практический харак­тер, они отказываются от исследования абстрактных категорий и обращаются к повседневным проблемам.

Общая характеристика меркантилизма

Начиная с XIV в. постепенно формируется новая, не связан­ная с другими науками, чисто экономическая концепция — мер­кантилизм (от итальянского слова «меркантэ» — купец). Наибо­лее известными авторами эпохи меркантилизма являются флорен­тийский купец Бернардо Даванцати (1529—1606), неаполитанец Антонио Серра, француз Жан Боден (1530—1596), англичане То­мас Ман (1571-1641) и Дадли Норе (1641-1691).

Предмет. Основной задачей, которую ставили перед собой ав-Цторы экономических трактатов эпохи меркантилизма, является гаоиск средств обогащения нации. Этим определяются особенно­сти предмета анализа. Во-первых, все проблемы рассматривают­ся на макроуровне. Недаром именно в рамках меркантилизма по­является новое название экономической науки — «политическая


28

29

I

экономия». Оно было введено французским экономистом Антуа-ном де Монкретьеном (ок. 1575—1621). Это название предпола­гает исследование экономических вопросов именно на уровне страны (полиса).

Во-вторых, поскольку основным источником обогащения на­ции считалась внешняя торговля, то именно сфера обращения является главным предметом анализа. Основные проблемы, кото­рые рассматривались, касались организации внешней и внутрен­ней торговли, регулирования валютных курсов и денежных пото­ков, «порчи денег», организации кредита.

Сфере производства меркантилистами также уделялось внима­ние, но исключительно в связи с тем, что эта сфера является ба­зой для развития эффективной внешней торговли. Главной про­блемой была переориентация экономики на нужды экспорта. Поднимались вопросы изменения отраслевой структуры, создания новых форм организации ремесел — мануфактур. Единственным не связанным с интересами торговли вопросом, интересовавшим меркантилистов, было обеспечение занятости населения.

Метод. В целом для меркантилистов характерен макроэконо­мический подход к анализу экономических явлений. Именно ими было введено понятие «национальное богатство». Оно заменило теологический термин «общее благо» (summum bonum), тем самым освободив экономическую теорию от богословских традиций, но при этом сохранило характерный для средневековой мысли акцент на всеобщем благе, а не на благе индивида. Индивидуализация понятия «богатство» произойдет позже, в период зарождения клас­сической экономической теории.

Еще одной особенностью метода является эмпирическая на­правленность исследований. С одной стороны, она проявляется в отказе от анализа абстрактных понятий, таких, например, как «справедливая цена», с другой — в постановке и решении чисто практических вопросов, тесно связанных с актуальной экономи­ческой политикой. В этой связи меняется и характер выводов. Они теряют нормативный характер, свойственный религиозной мыс­ли, и приобретают чисто прагматическую направленность, связан­ную с решением проблемы обогащения нации.

Основные теоретические положения

1. Понятие богатства. Богатство рассматривается мерканти­листами как количество денег или товарных благ в стране. При этом важным залогом богатства нации они считают наличие ре­сурсов, необходимых для создания товарных благ и ведения вы­годной торговли. К ним прежде всего относятся природные ре-

сурсы, географическое положение, многочисленность и трудолю­бие населения, уровень развития промышленности, а также гра­мотная политика государства.

Часто встречается деление на два вида богатства: естественное и искусственное. Впервые оно было введено итальянским меркан­тилистом А. Серра. Естественное богатство — это то, чем облада­ет страна в силу климатических и географических условий. В ос­новном сюда относятся продукция сельского хозяйства, а также выгоды, которые имеет страна в торговле в силу своего располо­жения. Искусственное богатство — это то, что производит промыш­ленность. Его наличие зависит уже от численности населения, его трудолюбия, знаний и умений. Оно имеет большее значение для страны, так как его объемы можно увеличивать посредством опре­деленной политики.

Увязывая богатство с количеством трудящегося населения, меркантилисты особое внимание уделяли демографическим про­блемам, вопросам занятости, а также факторам, определяющим трудолюбие и способности нации.

Но в то же время меркантилисты считали, что увеличить бо­гатство возможно исключительно за счет внешней торговли. Та­кая точка зрения вполне объяснима для эпохи, когда практичес­ки единственной отраслью, где возможно было накопление круп­ных капиталов, была внешняя торговля. Оценка положительной роли торговли меркантилистами также во многом напоминает современные идеи «открытого общества». С их точки зрения, стра­на, которая ведет активную торговлю, имеет больше стимулов для экономического развития (роста производства, уровня потребле­ния, капиталов и т.д.).

2. Теория прибыли. Исключительное значение внешней торговли для меркантилистов объясняется теорией прибыли, из которой они исходили. С их точки зрения, прибыль складывается из превыше­ния цены товара над его стоимостью1. При этом для купца сто­имостью товара является та цена, по которой данный товар был приобретен. Такой вид прибыли меркантилисты называли «при-

1 В целом вопросы стоимости не занимали экономистов эпохи меркантилиз­ма. В основном они исходили из понятия рыночной цены, а стоимость рас­сматривали как то, во сколько товар обошелся купцу, т.е. издержки на произ­водство и приобретение. При этом присутствуют идеи о том, что стоимость товара напрямую зависит от уровня заработной платы и цены ресурсов в стра-

| не. Единственным автором, который анализировал вопросы стоимости, был Б. Даванцати. В своем трактате «Чтение о монете» (1588) он выдвинул тео­рию полезности, которая в дальнейшем получила распространение среди ита-

| льянских меркантилистов. Причем, согласно Даванцати, величину стоимости

! определяет как полезность, так и редкость вещи.


30

31

быль от отчуждения» {«profit upon alienation»), поскольку она по­лучается в результате «отчуждения» у покупателя денег сверх сто­имости товара. Оплата товара выше его первоначальной стоимос­ти рассматривалась не как плата за услуги торговца, а как прямой убыток покупателя. По мнению меркантилистов, торговец ниче­го не прибавляет к стоимости товара, он лишь перераспределяет имеющиеся богатства в свою пользу, получая прибыль за счет убытка покупателя.

Таким образом, всякая торговая сделка является источником богатства только для одной из сторон, а именно для продавца. Следовательно, для увеличения собственного богатства нужно больше продавать и меньше покупать. На уровне государства это правило означает максимальное расширение экспорта и ограни­чение импорта, вплоть до законодательного.

Внутренняя же торговля не дает прироста национального бо­гатства. Как писал французский меркантилист Шарль Давенант в «Эссе об ост-индской торговле» (1679): «Оттого, что потребля­ется внутри страны, нация в общем ничуть не становится богаче; что один теряет, то другой выигрывает»1.

3. Проблемы общественного потребления и занятости. Инте­ресными представляются взгляды меркантилистов на проблему потребления предметов роскоши. С одной стороны, роскошь осуждается как пустая трата денег, но только в том случае, если предметы роскоши являются импортными товарами. Напротив, если речь идет о товарах отечественной промышленности, в боль­шинстве случаев меркантилисты утверждают экономическую по­лезность такого вида потребления.

Кроме того, по мнению меркантилистов, трата денег на раз­личные изящные безделицы приводит к перераспределению средств из рук богатых в руки бедных, тех, кто эти безделицы про­изводит. Тем самым такое использование доходов способствует со­зданию новых рабочих мест, росту занятости и в целом повыше­нию уровня благосостояния трудящегося населения. «Страны, где существуют законы против роскоши, обычно бедны, потому что когда люди благодаря этим законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли бы и хотели бы нести, то тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретатель­ности», — пишет Д. Норе в очерке «О монете»2.

1 Davenant С. An essay on the East-India trade, 1679 //Меркантилизм / Под ред.
И.С. Плотникова. М.: ОГИЗ: СОЦЭКГИЗ, 1935. С. 19—20.

2 Норе Д. О монете // Там же. С. 310.

Фактически меркантилисты ставят проблему уровня потребле-ля как стимула для развития трудолюбия нации, а следователь-ю, роста производства, проблемы, которая в дальнейшем была абыта и поднята только в 30-е гг. XX в. Дж.М. Кейнсом.

Интересами обеспечения занятости объясняется и ограничение

юрта. Меркантилисты утверждали, что деньги, потраченные на токупку импортных товаров, оплачивают труд иностранных ре­месленников, в то время как они могли быть потрачены на опла­ту труда отечественного производителя.

4. Теория денег. Меркантилисты, особенно итальянские и фран­цузские, внесли большой вклад в развитие теории денег. Актуаль­ной была проблема «порчи денег», т.е. сознательной чеканки мо­нет с недостаточным содержанием драгоценных металлов. В отли­чие от средневековых авторов — сторонников номиналистической теории денег большинство меркантилистов придерживалось ме­таллической теории денег и утверждало, что порча монеты лишь ухудшает положение в стране. В частности, финансовый советник Елизаветы 1-й Королевский валютный контролер сэр Томас Грэ-шем (1519—1579) вывел закон, который впоследствии получил название «закон Грэшема», согласно которому порченые монеты всегда вытесняют из оборота полноценные. Это происходит по­тому, что, во-первых, люди стремятся оставлять у себя полно­ценные монеты и пускать в оборот порченые. Во-вторых, толь­ко полноценные монеты идут на экспортно-импортные операции, т.е. уходят из страны.

В эпоху меркантилизма появляются первые примеры количе­ственной теории денег. В работе француза Жана Бодена (1568) и итальянца Бернардо Даванцати (1588) впервые формулируется идея о том, что важную роль в определении уровня цен играет соотношение количества имеющейся монеты и объемов товаро­оборота. В частности, в качестве причин инфляции они выдвига­ют либо увеличение первого, либо уменьшение второго. В даль­нейшем эти идеи получили развитие в работах английского эко­номиста Томаса Мана.

В большинстве случаев деньги рассматриваются меркантилис­тами как активный фактор экономики. Принцип нейтральности денег появится позднее. Он впервые будет предложен Юмом и станет доминирующим для всей классической традиции.

Интересна оценка поздними меркантилистами влияния курса валют на преимущества страны во внешней торговле. Этому во­просу большое внимание уделяли поздние авторы (Т. Ман, Д. Норе). Основная идея заключалась в том, что рост количества денег в стране приводит к повышению цен и соответствующему увеличе-


32

33


ИР

нию издержек производства. Это удорожает экспортные товары и ухудшает их конкурентоспособность на внешних рынках. Отсюда делался вьгеод, что страна, которая обладает большими запасами денег, теряет свои преимущества во внешней торговле и тем са­мым лишается возможностей для дальнейшего обогащения.

5. Политика протекционизма. Важным средством обогащения нации меркантилисты считали правильную политику правителя. Государство представлялось как активный участник экономичес­ких процессов. Такая позиция вполне логично вытекает из общих взглядов меркантилистов. Во-первых, она является следствием макроэкономического подхода. Меркантилисты исследуют вопро­сы «национального богатства», которое не может быть заботой от­дельных индивидов. Оно является заботой государя, который дол­жен проводить целенаправленную политику по его приросту.

Помимо этого меркантилизму не свойственна четко выражен­ная идея экономических законов. Большое значение придавалось волевым целенаправленным действиям людей. В частности, утвер­ждалось, что простое наличие природных ресурсов и драгоценных металлов не обеспечивает процветание нации. Главным является умение купца или правителя извлекать из этого прибыль. Лишь на позднем этапе начинают формироваться первые представления о саморегулируемости экономической системы. Начинает вырисо­вываться понятие экономического закона как правила, неустра­нимого никакой волей человека. Наиболее четко эта идея пропи­сана в работе английского купца Дадли Норса. Она также встре­чается в трактатах Томаса Мана в той части, где он доказывает пагубное воздействие государственного регулирования валютных курсов.

Государственная политика меркантилистов, получившая назва­ние «протекционизм», имела одну задачу — обеспечить приток де­нежных средств в страну. Она включала в себя целый ряд мер. Одним из наиболее ранних инструментов стало регулирование курса валют с целью привлечения иностранной валюты в страну, а позднее — для стимулирования экспортно-импортных операций. Регулированию также подвергалась норма ссудного процента. Дискуссии об уровне этого процента занимают очень большое место в экономических трактатах той эпохи.

Проводилась налоговая политика. Вводились налоговые льго­ты и субсидии на экспорт, в то же время устанавливались высо­кие пошлины на импорт. Тем самым обеспечивалось положитель­ное торговое сальдо. Помимо этого вводились прямые ограниче­ния на потребление импортных предметов роскоши.

Важным элементом политики, особенно на более поздних эта­пах, стала поддержка экспортной промышленности вплоть до организации государственных мануфактур (Франция). Мерканти­листы рекомендовали развивать те отрасли, товары которых пользовались большим спросом и имели высокую цену на внеш­них рынках. Помимо этого считалось более выгодным импорти­ровать сырье, а экспортировать готовую продукцию, так как цена на нее всегда выше. Из этого делался вывод о необходимости раз­вития производств по переработке, а не производству сырья.

6. Отличие раннего и позднего меркантилизма. Принято выде­лять два этапа развития меркантилизма. Первый этап называют ран­ним меркантилизмом, или монетаризмом, и относят к XIV—XVI вв. Второй этап — зрелый, или поздний меркантилизм, к которому относят работы экономистов конца XVI—XVII вв.

Ранние меркантилисты в основном акцентировали внимание на накоплении драгоценных металлов (золота и серебра) в стране и на политике регулирования денежного оборота. Накопление денег воспринималось как обогащение нации, поскольку деньги представлялись как всеобщий и всемогущий эквивалент матери­ального богатства, к тому же идеально сохраняющийся при сбе­режении. Поэтому основной задачей ранние меркантилисты счи­тали обеспечение активного денежного баланса. Для достижения этой цели устанавливались всяческие запреты на вывоз денег из страны, вплоть до смертной казни (Испания, XVI в.). Устанавли­вался жесткий контроль над тем, чтобы иностранные купцы тра­тили все вырученные от импорта деньги внутри страны (закон об истрачивании), а также чтобы отечественные купцы привозили в страну не меньше денег, чем стоимость вывезенных ими товаров. Меркантилистами более позднего периода эта точка зрения была изменена. После притока денег из новых земель в XVI в. накопление денег перестало быть актуальной проблемой, более того, стало сказываться негативное влияние роста денег в стране на доходность экспортно-импортных операций в силу роста внут­ренних цен. «Обилие денег в королевстве делает отечественные товары дороже. Что... прямо противоположно благу государства в отношении размеров торговли»1, — писал Т. Ман. Помимо этого ограничение вывоза денег мешало расширению торговых опера­ций и росту торговых прибылей.

Поздние меркантилисты продолжали придавать большое значе­ние деньгам, но лишь как самовозрастающей субстанции, т.е. сред-

1 Ман Т. Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства // Меркантилизм / Под ред. И.С. Плот­никова. М.: ОГИЗ: СОЦЭКГИЗ, 1935. С. 163.


34

35

ствам, позволяющим получать прибыль. Таким образом, главным становился капитал, работающие деньги. «Ни один человек не становится богаче, если все его состояние, превращенное в день­ги и золотую и серебряную посуду, лежит у него без движения; наоборот, он от этого становится беднее. Тот человек богаче, иму­щество которого находится в состоянии роста, в виде ли сдавае­мой в аренду земли, денег ли, приносящих проценты, или това­ров в торговом обороте»1, — писал Д. Норе. Ограничение вывоза денег означало превращение денежных средств в мертвые средства.

Основным путем накопления капитала поздние меркантилис­ты считали положительное сальдо внешней торговли. Поэтому главной задачей стал активный торговый баланс, т.е. превышение экспорта над импортом.

Еще одним отличием раннего и позднего меркантилизма яв­ляется смена ценовой политики. Если на раннем этапе общей ре­комендацией было завышение цен на экспортные товары, то по­зднее, когда борьба за рынки стала более напряженной, главной задачей стало увеличение объемов продаж. Для этого рекомендо­валась продажа по низким ценам — возможно, даже ниже себе­стоимости товара. «Опыт последних лет показал нам, что, имея возможность продавать наше сукно в Турцию дешево, мы сильно увеличили наш вывоз туда, а Венеция настолько же потеряла вы­воз своего, потому что оно оказалось дороже нашего»2, — писал Т. Ман.

Поздние меркантилисты также критиковали своих предше­ственников за слишком активное вмешательство государства в вопросы денежного обращения. Резко критикуется политика го­сударства по регулированию валютных курсов и ставки процен­та, столь распространенная в эпоху раннего меркантилизма. По­являются первые идеи саморегулируемости денежных потоков. Поздние меркантилисты выступают против целого ряда ограни­чений торговой деятельности и мер контроля за купцами.

Меркантилизм в России

Восточная Европа, и в особенности Россия, отставала в своем развитии от Запада. Поэтому первые шаги «эпохи первоначального накопления», в том числе теории и практики меркантилизма, про­исходят в России в середине XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Первым крупным российским меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащокин (1605—1680). Будучи образованным человеком, имевшим контакты с Западом, он осуществил свои

1 Норе Д. Указ. соч. С. 307.

2 Ман Т. Указ. соч. С. 153.

36

первые опыты политики протекционизма, став воеводой в Пско­ве, тогда пограничном городе. Затем, став главой Посольского приказа, Ордин-Нащокин проводил политику протекционизма в общегосударственном масштабе и в 1667 г. издал «Новоторговый устав», написанный с позиций раннего меркантилизма. В нем пра­ва иностранных купцов значительно ограничивались — им разре­шалось торговать только в пограничных городах России, запре­щалось торговать в розницу, значительно повышались ввозные та­моженные пошлины, которые взимались только золотом и серебром по принудительно низкому курсу, и т.д. Кроме того, Ор­дин-Нащокин попытался, правда неудачно, инициировать разви­тие в России банковского кредита. Значительно более масштабно внешняя торговля при активной помощи государства стала раз­виваться в России при Петре I. Среди меркантилистов Петров­ской эпохи можно выделить Федора Салтыкова (ум, 1715), кото­рый, используя свои наблюдения в Англии, выдвигал проекты совер­шенствования внешнеторговой политики в России. «Купечество, — писал он, — есть твердое основание богатства всех государств, как ныне цветет в Англии и в Голландии». Салтыков призывал к стро­ительству экспортных мануфактур, «и когда те вышеописанные мануфактуры безмерно размножатся в Российском государстве и будут оне в совершенстве и в то время мочно их разсылать в про­дажу в протчия государства, в чем будет прибыль государствен­ная». Он также предлагал организацию торговых компаний, со­здание консульств для поддержки русских купцов за границей, отправку купеческих детей за рубеж для обучения торговому делу и бухгалтерии. Неоднократно Салтыков возвращался к идее по­иска Северного морского пути для торговли с Китаем и Индией.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие изменения в экономике и политическом устройстве евро­
    пейских стран произошли в период с конца XV до XVII в.?

  2. В чем заключается эмпирический характер метода экономистов
    эпохи меркантилизма?

  3. Назовите основные различия раннего и позднего меркантилизма.
    В чем состоит отличие в понимании богатства ранними и поздними
    меркантилистами? Какие виды богатства выделяли поздние мерканти­
    листы?

  4. Что такое «прибыль от отчуждения»?

  5. Как проблема занятости влияла на взгляды меркантилистов в от­
    ношении импорта и потребления предметов роскоши?

  6. Кто является основоположником количественной теории денег?

  7. Для какого времени российской истории был характерен меркан­
    тилизм? Что предлагали российские меркантилисты?

37

Литература к теме

  1. История экономической мысли: Курс лекций. Ч. 1 / Под ред.
    И.Д. Удальцова. М.: Изд-во МГУ, 1961.

  2. История русской экономической мысли. Т. 1. Ч. 1. М., 1955.

  3. Меркантилизм / Под ред. И.С. Плотникова. М.: ОГИЗ: СОЦЭКГИЗ,
    1935.

  4. Аникин А.В. Юность науки. М., 1971.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации