Современные аспекты правового регулирования торговой деятельности продовольственными товарами в России и за рубежом - файл n1.doc

приобрести
Современные аспекты правового регулирования торговой деятельности продовольственными товарами в России и за рубежом
скачать (209 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc209kb.14.09.2012 11:50скачать

n1.doc



КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Современные аспекты правового регулирования торговой деятельности продовольственными товарами в России и за рубежом

2010

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, регулируется государством. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. На фоне активного развития торговли особую актуальность приобретает вопрос её правового регулирования. 3

Объектом исследования данной работы является регулирование торговой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. Предмет исследования: нормативно-правовая база торговой деятельности. 3

Цель исследования: провести анализ нормативно-правого регулирования торговли Российской Федерации и зарубежных стран (на примере нормативно-правовых баз Франции и США). 3

Задачи исследования: 3

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование 4

торговой деятельности в Российской Федерации 4

1.1 Источники коммерческого (торгового) права в РФ 4

1.2 Особенности нормативно-правового регулирования в сфере торговли 9

1.3 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 13

Глава 2. Сравнительная характеристика регулирования торговли в России и за рубежом 18

2.1 Источники торгового права 18

2.2 Правовое положение коммерсанта и коммерческих организаций 20

2.3 Имущественные права 22

2.4 Сделки 23

2.5 Антимонопольное регулирование 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

21. Трацевская В.А. Вступил в законную силу закон о регулировании торговой деятельности // Список статей, раздел «Юридическая практика». [Электронный ресурс]. URL: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=666 (дата обращения: 5.03.10) 30

22. Тезисы выступления директора Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олега Сазанова на XV Международном саммите продовольственного бизнеса в России (Food Business Russia2010)// Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/trade/news/48 (дата обращения: 5.03.10) 30

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время в Российской Федерации оптовая и розничная торговля являются достаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Вклад торговли во внутренний валовой продукт России значителен - только налоговые поступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации за первое полугодие 2009 года составили более 316 млрд. рублей. При этом структура розничной торговли характеризуется большой долей как индивидуального предпринимательства, так и малых и средних предприятий.

Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, регулируется государством. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. На фоне активного развития торговли особую актуальность приобретает вопрос её правового регулирования.

Объектом исследования данной работы является регулирование торговой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. Предмет исследования: нормативно-правовая база торговой деятельности.

Цель исследования: провести анализ нормативно-правого регулирования торговли Российской Федерации и зарубежных стран (на примере нормативно-правовых баз Франции и США).

Задачи исследования:


1. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую торговую деятельность в Российской Федерации;

2. проанализировать изменения в нормативно-правовом обеспечении в связи с вступлением в силу закона о госрегулировании торговли;

3. провести сравнительную характеристику регулирования торговой деятельности в России и за рубежом (на примере правовых систем Франции и США).

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование

торговой деятельности в Российской Федерации

1.1 Источники коммерческого (торгового) права в РФ


Под источниками права в формально-юридическом смысле понимают внешние формы выражения и существования норм права.

Источниками права являются исходящее от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления правовых норм для придания им юридического общеобязательного значения.

Без объективизации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качество правовых. Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами функциональности, обязательности, гарантированности государством.

Источниками коммерческого права признаются нормативные правовые акты, судебная практика и обычаи делового оборота, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие коммерческие отношения.

Нормативные правовые акты являются традиционными и главными источниками коммерческого права для всех субъектов континентального права. Собственно из них складывается так называемое «коммерческое законодательство».

Следует подчеркнуть различие между понятиями «коммерческое право» и «коммерческое законодательство». Последнее представляет собой совокупность комплексных нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих коммерческую деятельность.

В нормативных актах прежде всего выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих с участием предпринимателей и в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты коммерческого законодательства по их юридической силе могут быть классифицированы на законы и подзаконные нормативные акты. Это разделение имеет важное практическое значение, так как в случае расхождения закона и подзаконного акта, действует закон.

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п.4 ст.76 Конституции РФ) и наделены высшей юридической силой.

Признание верховенства законов означает не только их формальное превалирование над другими нормативными актами, но и их определяющую роль в системе источников коммерческого права, как преобладающей формы выражения права, с помощью которой государство регулирует коммерческие отношения.

Реальное верховенство законов находит выражение и в самом их содержании. В принимаемых в последние годы федеральных законах в области коммерческой деятельности преобладают нормы прямого действия, законы непосредственно регулируют коммерческие отношения, чтобы избежать неверного толкования или даже противоречий в подзаконных нормативных актах.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст.76 Конституции РФ).

Концепция федерального конституционного законодательства используется в Конституции 1993 года впервые, в ранее действовавших Конституциях России этот термин не применялся. Федеральные конституционные законы применяются в особом порядке (ст.107 Конституции РФ), касаются наиболее важных вопросов государственного строительства и по объему просто не могут быть включены в текст Конституции.

Во многих статьях Конституции РФ указаны конкретные случаи, когда должны приниматься конституционные федеральные законы (ст.29, ст.36).

При этом отдельные части и статьи закона могут вступать в силу в разное время, о чем также имеется указание в самом федеральном законе.

К законам относятся также и законы субъектов Федерации, которые они принимают как по предметам совместного ведения при наличии соответствующих федеральных законов, так и вне этих пределов в рамках своих законодательных полномочий, установленных Конституцией РФ, т.е. осуществляют собственное правовое регулирование.

Собственное правовое регулирование означает, что субъекты Федерации по вопросам, отнесенным к предметам их ведения, издают свои законы и иные нормативные правовые акты, регулируют по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения, а не только отдельно в развитии (с учетом местных условий) федеральных законов, когда это имеет место, когда субъекты также принимают «собственные» (т.е. местные) законы по вопросам совместного ведения.

Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 71 (исключительные полномочия Федерации), а также федеральным законом, принятым в соответствии со статьей 72 (совместная компетенция). В случае такого противоречия действует федеральный закон, а закон субъекта Федерации не должен применяться.

Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации принят по вопросам, отнесенным к его ведению (по остаточным полномочиям), и если такой акт противоречит федеральным законам, то действует акт субъекта Федерации. В данном случае принцип верховенства федерального закона не действует, поскольку эта сфера общественных отношений резервирована для собственного правового регулирования субъекта Федерации.

При наличии пробелов в федеральном правовом регулировании коммерческой деятельности проблема собственного правового регулирования приобрела особую актуальность. До принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», субъекты Федерации принимали собственные законы о торговой деятельности на их территории.

В ряде субъектов РФ, таких как Москва, Санкт-Петербург, Амурская область, Владимирская область и др. приняты законы, достаточно подробно регулирующие общественные отношения в сфере торговой деятельности.

В преамбуле законов установлено, что они приняты в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», но при этом они противоречат Конституции РФ. По Конституции РФ (ст.71) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а административное законодательство в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. «к» ст.72).

Подобные законы, как и вообще законодательные акты комплексного регулирования торговой деятельности в регионе или касающиеся деятельности определенных видов торговых предприятий, действующих на территории субъекта Федерации, должны приниматься только при наличии соответствующих федеральных законов и в строгом соответствии с ними.

Среди Федеральных конституционных законов высшей юридической силой обладает Конституция РФ (ст.15 Конституции РФ), которая содержит нормы различных отраслей права, в том числе и коммерческого (ст.8, 34).

Источниками коммерческого права являются отраслевые кодифицированные нормативно-правовые акты – кодексы. Кодекс содержит нормы одной отрасли права в систематизированном виде. Все кодексы являются федеральными законами.

Важнейшим федеральным законом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс РФ, он занимает центральное место среди источников коммерческого права, как нормативный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности.

На базе ГК РФ приняты специальные законы и подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права и регулирующие коммерческую деятельность. Согласно п.2 ст.3 ГК РФ, «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Специальные законы, регулирующие коммерческую деятельность, разнообразны по сфере правового регулирования и содержат нормы как публичного, так и частного права.

Так законы о государственном регулировании торговой и внешнеторговой деятельности, о защите конкуренции, об инвестициях, о государственной регистрации предпринимательской деятельности и другие содержат нормы публичного и частного права, т.е. носят комплексный характер. Это можно сказать и о транспортных уставах и кодексах.

Во многих специальных законах преобладают нормы частного права. Это касается тех законов, которые группируются вокруг Гражданского кодекса РФ и принимаются для более детального регулирования некоторых положений кодекса. К ним относятся законы об акционерных обществах и других коммерческих юридических лицах.

Для коммерческого права важны и те специальные законы, которые содержат только или по преимуществу нормы публичного права. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон о валютном регулировании и валютном контроле и др.

Следует сказать, что даже в ГК РФ – нормативном акте, относящемся к одной отрасли законодательства - гражданскому законодательству, можно обнаружить ряд норм публичного права, предписывающих субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в п.1 ст.49 ГК прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Следовательно, даже ГК, являющийся главным частноправовым нормативным актом, не лишен элементов комплексности.

Примером взаимодействия норм частного и публичного права может служить специальный нормативный акт, посвященный регулированию предпринимательской деятельности, - Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где содержатся не только нормы, регулирующие отношения коммерческих банков с клиентами (нормы частного права), но и нормы публичного права, регламентирующие отношения коммерческих банков с органами государства, прежде всего с Центральным банком РФ.

Нормативные правовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, местных органов власти и управления. Многие из них содержат нормы коммерческого права.

Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти – ведомственных нормативных актах. Многие федеральные министерства издают приказы нормативного характера для детализации и реализации положений законов, постановлений Правительства и указов Президента РФ.

Так Министерство экономического развития РФ, которое ранее осуществляло функции нормативно-правового регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, издало Приказ от 30 апреля 2009 г. №141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней и внешней торговли в настоящее время возложены на Министерство промышленности и торговли РФ. В Положении о министерстве определены вопросы и сфера правового регулирования и компетенция министерства в этой области.

Среди ведомственных нормативных актов важную роль играют акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в структуре которого действует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека. Руководитель этой службы является главным государственным санитарным врачом.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 января 2005 г. №34 утверждено Положение о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, которая осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Омском регионе (п.6 Положения), составляет протоколы об административных правонарушениях при нарушения правил торговли.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2007 г. №62 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п.7 ст.3 ГК РФ), т.е. сфера их нормотворческой деятельности существенно ограничена.

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности.

Государство стремится определить статус участников экономических отношений и правила поведения на рынке непосредственно в законе.

Предприниматель должен ориентироваться, прежде всего, не на ведомственные нормативные акты, а на закон, в котором прямо и определенно должно содержаться все необходимое: порядок приобретения статуса предпринимателя, условия и правила ведения предпринимательской деятельности.

По мнению многих исследователей (Рассолов М.Н., Леонов Г.Б. и др.), переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом – одна из главных тенденций развития современного российского законодательства.

В идеале законы должны иметь прямое действие лишь при необходимости отсылать к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Существует немало новых законов, применение которых по-прежнему обусловлено подзаконными правовыми актами (положениями, инструкциями, приказами).

В сфере предпринимательства необходимо широкое законодательное, а не подзаконное и, тем более, ведомственное регулирование, а также саморегулирование в рамках, определенных законом, основанное на непреходящей ценности инициативы предпринимателя. Соответственно, должна быть сужена сфера административного нормотворчества.

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты центрального регулирования, принятые государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты.

С учетом тенденции перераспределения компетенции в регулировании общественных отношений «сверху вниз», в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления значение локального нормотворчества возрастает.

К актам локального регулирования относятся договоры и корпоративные нормы – уставы, положения, приказы субъектов хозяйственной деятельности, из которых складывается так называемое «корпоративное право».

Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет. В уставе организации или в положениях об органах управления организацией могут быть распределены нормотворческие компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в акционерном обществе – общее собрание, наблюдательный совет, дирекция).

Для коммерческих организаций границы локального регулирования определяются нормативными актами централизованного регулирования.

1.2 Особенности нормативно-правового регулирования в сфере торговли


Внутренняя торговля – важнейшая сфера экономики, во многом строится на основе саморегулирования без какого-либо государственного вмешательства.

Исходя из экономической теории монетаризма об ограничении государственного регулирования экономики, в юридической науке проводится идея саморегулирования рынка.

Монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования коммерческих отношений, наносит ущерб экономической безопасности государства.

Такой подход может повлечь негативные последствия, в том числе, в социальной сфере, поскольку основная задача государственного регулирования внутренней торговли заключается в подержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности.

В последнее время в РФ используются различные способы публично-правового воздействия государства на торговую деятельность. Сюда относятся не только меры ограничительного характера, но и государственная поддержка тех видов деятельности, которые особенно важны для государства и общества. Применяются такие меры государственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, техническое регулирование и другие [20].

На уровне регионов разрабатываются концепции развития торговли, целевые программы развития потребительского рынка. Но этого явно недостаточно. Внутренняя торговля нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

Современный механизм государственного регулирования торговой деятельности является слабо интегрированным. Хотя регулирование осуществляется на трех уровнях государственного управления: федеральном, субъектов РФ, а также на уровне органов местного самоуправления, - оно не всегда достигает нужного социального эффекта, а иногда и вовсе отсутствует.

Несмотря на значительную экономическую и социальную роль торговли, законодательство о внутренней торговле в России развивается медленно и имеет ряд особенностей.

В силу исторических особенностей развития правовой системы в российском праве нет дуализма частного права, последнее не разделено на гражданское и торговое, нет Торгового кодекса, никогда не принимался и Хозяйственный кодекс.

Особенностью нормативно-правового регулирования внутренней торговли в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет правовые рамки государственного регулирования рыночных отношений, регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет гражданско-правовой статус коллективных и индивидуальных предпринимателей, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Поскольку торговый оборот является частью имущественного, а торговая деятельность одним из видов предпринимательства, то практически все институты гражданского законодательства распространяются на торговлю.

Однако, Гражданский кодекс, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п.3 ст.2 ГК РФ).

Некоторые ученые, прежде всего специалисты по гражданскому праву, считают, что предпринимательское также как и коммерческое (торговое) право составляют часть гражданского права.

Одним из доводов в пользу этой позиции является то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в Гражданский кодекс РФ. По мнению сторонников этой концепции, все вопросы регулирования предпринимательской деятельности решены путем издания Гражданского кодекса РФ.

Но с этим нельзя согласиться, поскольку Гражданский кодекс охватывает только частноправовые аспекты регулирования предпринимательских отношений, тогда как правовое регулирование любой хозяйственной деятельности (в том числе и торговой) осуществляется на основе сочетания частноправовых и публичноправовых начал.

С теоретической точки зрения такой подход не вполне обоснован, поскольку экономика является сложной системой, включающей как горизонтальные, так и вертикальные связи, причем последние частным правом охватываться не могут [20].

Особое место в проблеме разграничения гражданского и коммерческого законодательства занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. «предприниматель – орган управления». Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Торговая деятельность регулируется как гражданским, так и торговым законодательством, нормами родственных отраслей законодательства, которые не могут быть жестко разграничены.

Коммерческое законодательство, как правило, строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно урегулировать их. Коммерческое законодательство по своей природе должно быть определено как комплексное законодательство, что определяет одно из особенностей его развития.

Российское коммерческое законодательство в настоящее время развивается по тому варианту систематизации, который наиболее близок традициям российской правовой системы. Предпринимательская деятельность регулируются в едином гражданском кодексе и ряде специальных нормативных актов, посвященных тем или иным институтам коммерческого права, что соответствует современной тенденции развития коммерческого законодательства.

В современный период развития торгового законодательства, которое отражает потребности времени, обоснование концепции существования торгового права как самостоятельной отрасли права, на наш взгляд, лишено актуальности. Кодификация торгового законодательства возможна лишь на определенном этапе его развития, но уже сейчас коммерческие отношения настоятельно требуют специального правового регулирования [20].

1.3 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»



Некоторые важные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года.

Основной идеей закона, по мнению авторов его проекта, является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле [25].

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, его стратегическими задачами является создание условий, позволяющих:

Для реализации указанных задач закон предусматривает:


В законе впервые после Указа Президента РФ «О свободе торговли» дана классификация объектов торговли на виды по их физическим характеристикам (стационарные, нестационарные), совокупному размеру их торговых площадей (крупные, средние, малые), а также в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров (универсальные и специализированные). Здесь указаны формы торговой деятельности по способам ее осуществления: с использованием торговых объектов или без таковых; розничная и оптовая торговая деятельность (ст.8).

Закон делает акцент на развитии стационарной торговли, предоставляя стационарным объектам упрощенный (уведомительный) порядок государственной регистрации.

Закон не запрещает торговлю вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозную и разносную торговлю, дистанционные способы продажи товаров, продажу товаров с использованием автоматов и иные формы торговли. При этом хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в законном порядке, ели иное не предусмотрено федеральным законом (п.1 ст.8). Нестационарная торговля не запрещается, но ограничивается разрешительным порядком ее регистрации.

Закон предписывает органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов на их территории с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом, по схеме размещения, за субъектами малого и среднего предпринимательства должно резервироваться не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов (п.4 ст.10).

Не менее важно ведение реестра торговых объектов на территории субъекта Федерации, что позволит не только обеспечить минимальные нормативы торговых площадей, но и усилить государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства (ст.20). Форма торгового реестра и порядок его ведения утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.

В торговом реестре должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставку товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ. Сведения торгового реестра предоставляются физическим и юридическим лицам бесплатно.

Орган государственной власти, формирующий торговый реестр субъекта Федерации, для целей государственной статистики ежеквартально предоставляет обобщенные сведения из торгового реестра в Министерство промышленности и торговли РФ.

Субъектам РФ разрешено устанавливать в законодательном порядке требования к организации продажи товаров на ярмарках, действующих на их территориях, с учетом требований законодательства о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, охраны окружающей среды и других федеральных законов (ст.11).

Впервые сделана попытка законодательно урегулировать деятельность «торговых сетей», которые подавляют конкуренцию и малый бизнес в сфере розничной торговли [25].

Система антимонопольного регулирования – главная составляющая нового закона. Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. В законе определен порог доминирования сетей на рынке услуг розничной торговли установлением размера доли на соответствующем рынке в пятнадцать процентов. Торговым сетям запрещено приобретать дополнительные площади в границах субъекта Федерации, если их доля в объеме реализации продукции на территории субъекта Федерации за предшествующий финансовый год превышает 25 процентов. Сделки, свершенные с нарушением этих правил считаются ничтожными. Контроль за такими сделками осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ст.14).

На наш взгляд, для торговых сетей должны быть установлены более жесткие ограничения по объему реализованной продукции в регионе – 15 процентов, как это было в проекте федерального закона о внутренней торговле. Кроме того, необходим специальный закон о торговых сетях.

Стихийные процессы развития внутренней торговли теперь, отчасти, будут ограничены законодательными рамками. Законодатель определил правовые основы отношений между главными участниками оптово-розничного рынка продовольственных товаров – розничными торговыми сетями, поставщиками и производителями товаров, где оградил последних от негативных практик, часто применяемых торговыми сетями к поставщикам и производителям.

К таким «практикам» относятся «бонусы» за доступ к сети, навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требования о предоставлении информации о договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товаров, заниженные цены и другие.

Закон о внутренней торговле запретил включать в цену договора поставки продовольственных товаров любые виды вознаграждения за исполнение договора. Законом предусмотрен единственный случай, когда торговая сеть имеет право на вознаграждение, включаемое в цену товара – за количество приобретаемых товаров, которое не может превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Запрещается выплата вознаграждения за приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (п.4, 5 ст.9).

Определены и сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями, которым товар предоставляется с условием оплаты через определенный срок, в зависимости от установленного срока годности таких товаров.

Закон о внутренней торговле во многом является документом прямого действия и пытается защитить поставщиков продовольственных товаров.

Закон также направлен на защиту интересов потребителей, так как предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, хотя и не предполагает прямого регулирования цен и наценок.

Право устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары первой необходимости предоставлено Правительству РФ, но при определенных условиях и на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил тридцать и более процентов, что, в общем, оставляет торговым сетям возможность достаточно часто повышать цены, не выходя за установленные законом рамки. Все эти меры свидетельствуют о косвенном регулировании цен.

По общему правилу, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют ассортимент и цены на продовольственные товары (ст.8). Государственное регулирование цен (прямое регулирование) на отдельные виды товаров и торговых надбавок к ценам на них может быть установлено федеральными законами, а также принятыми на их основе нормативными правовыми актами субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как метод государственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуют продовольственные товары.

Среди товаров народного потребления в перечень включены только водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию РФ.

Этим же постановлением Правительства РФ утвержден аналогичный перечень продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом перечне товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средне-специальных и высших учебных заведениях, продукты детского питания (включая пищевые концентраты). Закон неоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который в развитие нового федерального закона будет утвержден Правительством РФ.

Глава 2. Сравнительная характеристика регулирования торговли в России и за рубежом

2.1 Источники торгового права


В отличие от экономически развитых стран с дуалистической системой частного права, где уже столетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота в виде торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства, в России правовая база в сфере торговли еще только складывается.

Рассмотрим как осуществляется регулирование торговой деятельности в США и Франции.

Следует отметить, что правовые системы названных стран в значительной степени отличаются от российской системы, в первую очередь дуализмом частного права, т.е. разделением последнего на гражданское и торговое. Так, во Франции действуют Гражданский кодекс и Торговый кодекс, а в США принят Единообразный торговый кодекс (далее ЕТК). В России правовая база формируется в рамках гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет правовые рамки государственного регулирования рыночных отношений, регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет гражданско-правовой статус коллективных и индивидуальных предпринимателей, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Рассмотрим подробнее Единообразный торговый кодекс США. В отличие от ГК РФ, ЕТК регулирует только торговлю и те операции, которые непосредственно ее обслуживают. ЕТК состоит из десяти разделов:

  1. общие положения;

  2. продажа;

  3. торговые бумаги;

  4. банковские депозиты;

  5. аккредитивы;

  6. комплексное отчуждение;

  7. складские свидетельства, коносаменты и другие товарораспорядительные документы;

  8. ценные бумаги;

  9. обеспечение сделок (продажа причитающихся платежей, договорных прав и бумаг на недвижимость);

  10. вступление в силу и отмена других законов.

Кодекс отличается достаточно подробной регламентацией отношений в сфере купли-продажи, оборота векселей и чеков, складской документации, коносаментов, аккредитивов, долговых обязательств, инкассовых документов и страхования кредитов.

Также к одной из особенностей относится и рекомендательный характер данного Кодекса. Это своего рода модельный закон, который служит правовым стандартом и выполняет в законодательстве нормативно-консолидирующую роль.

В трактовке американского исследователя Д.Литовитца слово «единообразный» означает, что Кодекс представляет собой модельный акт, спроектированный экспертами в целях обеспечения унифицированного набора правил, которые должны быть утверждены всеми штатами. Названный автор подчеркивает, что версия Кодекса не является законом в прямом смысле до тех пор, пока он не принят законодательным собранием штата. Комментаторы русского перевода ЕТК отмечают, что «Конгресс США никогда не принимал Кодекс в качестве федерального закона», хотя именно этот орган ввел его в действие в округе Колумбия. Российские комментаторы ЕТК определяют его как проект единообразного закона, рекомендованный для принятия законодательными органами каждого штата в отдельности. В России же не существует такой практики: все кодексы принимаются в качестве федеральных законов и действуют на территории всех субъектов федерации.

Относительно законотворческой компетенции отметим, что в США федеральные власти наделяются таковой лишь в строго определенных областях:

Гражданское право и неупомянутые области торгового права находятся

в компетенции каждого штата. В области частного права, и в том числе права торгового оборота, компетенция штатов практически не ограничена. Каждый из штатов может принимать законы в области договорного и деликтного права, земельного права, права компаний, страхового права и регулирования ценных бумаг [17]. Данная особенность также нехарактерна для российской правовой системы: по Конституции РФ (ст.71) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а административное законодательство в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. «к» ст.72), а так как торговое право не выделено в отдельную область, то и законодательная компетенция в данной сфере также принадлежит федеральной власти.

Франция более близка России по наличию крупных актов кодификации, т.е. кодексов в основных отраслях права. Так, во Франции действуют Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский и Торговый кодексы.

В сфере торгового права действует Торговый кодекс Франции. Первоначально он содержал четыре книги. Книга 1 «О торговле вообще» имела 9 разделов: «О коммерсантах», «Об отчетности коммерсантов», «О товариществах», «О торговом реестре», «О товарных биржах, брокерах», «О залоге и комиссионерах», «О доказывании торговых сделок», «О переводном и простом векселе», «О погасительной давности». Впоследствии многие разделы первой книги утратили силу.

В книге 2 «О морской торговле» действует один раздел – о сроках исковой давности. Книга 3 «О несостоятельности и судебном регулировании, санации, о банкротстве и других правонарушениях, связанных с несостоятельностью» полностью утратила силу. Точно также утратила силу книга 4 «О торговой юрисдикции».

Таким образом, из 648 статей Торгового кодекса действуют 146, из них лишь 19 действуют в первоначальной редакции. Практически все нормы, содержащиеся в ТК Франции, были помещены в специальные законы [17]. Это дает право французским юристам считать, что торговое право Франции не является кодифицированным. В России также на базе кодексов принимаются специальные законы: законы о государственном регулировании торговой и внешнеторговой деятельности, о защите конкуренции, об инвестициях, о государственной регистрации предпринимательской деятельности, законы об акционерных обществах и других коммерческих юридических лицах, закон о валютном регулировании и валютном контроле и др.

2.2 Правовое положение коммерсанта и коммерческих организаций


В различных странах статусы коммерсанта и коммерческих организаций имеют свои особенности.

В Гражданском кодексе РФ достаточно подробно указаны признаки индивидуального предпринимателя: им является дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли.

В законодательстве США каких-либо формальных признаков индивидуального предпринимателя не указано. В ЕТК США дается определение понятия коммерсант: «Коммерсант – это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует агента, брокера или личного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом».

Рассмотрим организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В российском законодательстве прописаны следующие формы: индивидуальное предпринимательство, товарищество, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Аналогичные организационно-правовые формы существуют и в США:

Каждая форма собственности имеет свои, характерные для нее, внутреннюю структуру и юридический статус, размеры и сферы деятельности. Все формы собственности имеют свои преимущества и недостатки, и выбор каждой из них предполагает как свою степень риска для владельцев, так и свои выгоды. При этом стоит отметить, что партнерства по законодательству США не относятся к юридическим лицам в отличие от российских товариществ.

Корпоративное законодательство США имеет двухуровневую структуру. Соответствующие законы принимаются на федеральном уровне и на уровне штатов. Если штат не принял своего закона, то действует федеральное законодательство [18]. В России законы относительно компаний различных организационно-правовых форм принимаются на федеральном уровне.

В законодательстве Франции прописаны аналогичные организационно-правовые формы: товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Но все юридические лица подразделяются на лица публичного права и юридические лица частного права. Последние и являются субъектами отношений, регулируемых нормами торгового права, они имеют специальную правоспособность, определяемую в уставе при учреждении данного юридического лица.

Правовой статус коммерсанта во Франции имеет ряд особенностей.

Понятию коммерсанта в Торговом кодексе Франции дается следующее определение: коммерсант – это лицо, которое совершает торговые сделки от своего имени. В литературе выделяют признаки, характерные для коммерсанта: во-первых, деятельность по совершению торговых сделок или операций является его профессией, во-вторых, он действует за свой счет.

Понятие торговой сделки является основным для разделения гражданского и торгового права. Все отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением торговой сделки, являются предметом регулирования торгового права.

По законодательству Франции все коммерсанты обязаны:

Вся информация о зарегистрированных коммерсантах, в том числе и организациях, доводится до Торгово-промышленной палаты, и знакомиться с такой информацией можно не только в суде, но и в ТПП. Информация из торгового реестра публикуется в специальном издании «Официальный бюллетень гражданских и коммерческих объявлений». Порядок публикации определен декретом о торговом реестре.

В России только с 2010 года ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» вводится положение о создании торговых реестров, которые должны включать в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ.

2.3 Имущественные права


Регламентация прав на имущество в российском законодательстве и законодательстве США сходны. Во французской правовой системе определение имущественных прав имеет ряд отличий.

Так, во Франции имущество делится на движимое и недвижимое по двум признакам: в силу своей природы и в силу своего назначения. Например, к недвижимости относят имущество, которое является недвижимостью по своей природе – земельный участок (со всем, что находится над землей и под ней), здание, сооружение. Недвижимостью в силу своего назначения (сельскохозяйственного, промышленного, сферы обслуживания и пр.) будет считаться торговое оборудование (полки, стеллажи), которое используется для обслуживания покупателей, хотя само по себе это оборудование является движимым имуществом. Также мебель сама по себе является движимым имуществом, а мебель в гостинице, которая предназначена для обслуживания и проживания, будет считаться недвижимостью. Такое деление вещей для российского законодательства не свойственно.

Кроме имущества, выделяют права промышленной и интеллектуальной собственности. Это прежде всего право на торговое имя или фирменное наименование, причем по законодательству Франции фирменное наименование будет иметь защиту даже в том случае, если оно уже используется, независимо от того, зарегистрировано оно или нет: сам факт использования означает и предполагает его защиту. К исключительным правам относится товарный знак, иногда его называют торговой маркой, право на вывеску и наименование продукции и мест происхождения товара [17]. Режим этих объектов (товарный знак, наименование продукции) определен специальным законом.

Во французском праве, так же как и в российском, выделяется особый объект недвижимости – предприятие. Французский кодекс исходит из понятия предприятия как объекта права, включает те же элементы, что и российский ГК, но есть некоторые особенности. В состав предприятия как имущественного комплекса, как объекта права включаются: во-первых, движимое и недвижимое имущество (в том числе и все права требования и все долги); во-вторых, право промышленной и интеллектуальной собственности (имеется в виду право на наименование, вывеску); в-третьих, персонал, т.е. право на сохранение трудовых отношений с любым новым собственником предприятия.

Еще одной особенностью французского права является принцип, согласно которому переход собственности осуществляется автоматически при заключении сделок (купля-продажа, дарение и пр.). и это не требует специального регулирования перехода права собственности в рамках вещного права ни с помощью «вещного договора», ни посредством передачи вещей или аналогов такой передачи.

Право собственности на недвижимость переходит от продавца к покупателю в момент заключения договора, и по отношению к продавцу покупатель уже стал собственником. А в отношении третьих лиц он станет собственником тогда, когда его право будет зарегистрировано. В этом состоит смысл публичности регистрации прав на недвижимость, в отличие от российского законодательства, в соответствии с которым право собственности возникает не в силу соглашения сторон, а в силу признания государством.

2.4 Сделки


Французское законодательство не содержит общего определения торговой сделки, применяя к ней различные критерии.

Выделяются торговые сделки по своей природе: те сделки, которые законом названы как торговые (они указаны в Торговом кодексе Франции и в Законе от 13 июля 1987 г.).

Также выделяются торговые сделки по принадлежности. Это означает, что если сделка совершается коммерсантом систематически, постоянно, в виде промысла или предприятия, то она является торговой. Сделка коммерсанта с клиентом-некоммерсантом («непрофессионалом») называется смешанной. К такой сделке применяются нормы и торгового, и гражданского законодательства: к коммерсанту – торгового, а к некоммерсанту - гражданского.

Кроме того, выделяются торговые сделки по форме. Например, деятельность коммерческих организаций всегда предполагается торговой, и поэтому сделки, совершаемые ими, тоже торговые. Сделки, связанные с выдачей и передачей векселя, тоже по форме всегда считаются торговыми.

Таким образом, торговые сделки отделены от гражданско-правовых для того, чтобы определить, какие нормы права применять к той или иной сделке – либо нормы гражданского права, либо торгового. Это обусловлено дуализмом частного права.

Французское законодательство закрепляет практически те же самые принципы торговых сделок, какие известны законодательствам европейских государств: соблюдение письменной формы договора и принцип свободы договора. Но существуют и особенности. К ним относится уже вышеупомянутое правило о том, что право собственности переходит от продавца к покупателю в момент заключения договора, а не в момент передачи вещи, как установлено ГК РФ. Данная норма ФГК носит диспозитивный характер, т.е. стороны могут в договоре определить иной момент перехода права собственности (например, после полной поставки товара при поставке в кредит).

Предприниматели отвечают за неисполнение своих обязательств независимо от вины, если иное не установлено в договоре. За неисполнение обязательства установлены законные проценты неустойки – 6% годовых. Ответственность за нарушение условий договора может быть выражена в возмещении убытков и в уплате неустойки [17].

Среди способов обеспечения исполнения обязательств применяются практически те же способы, какие известны европейскому законодательству, причем очень распространены поручительство, банковская гарантия, широко используется ипотека. Более того, кредиторам дано право остановки товара в пути, пока должник не исполнит свои обязательства.

Способ, неизвестный российскому законодательству, - гарантийная передача права собственности. Это означает, что кредитор приобретает право собственности на имущество должника (при этом само имущество в натуре не передается) с условием, что если должник исполнит свои обязанности, то кредитор возвращает ему право собственности, а должник вправе, в том числе и в судебном порядке, требовать возврата права собственности, переданного им кредитору в обеспечение своего основного обязательства.

В США общие положения о договорах и нормы, составляющие правовой режим отдельных видов договоров, содержатся в законодательстве отдельных штатов и Единообразном торговом кодексе.

ЕТК определяет договор как «правовое обязательство в целом, вытекающее из соглашения сторон в соответствии с настоящим законом и иными подлежащими применению нормами права». Под «соглашением» ЕТК понимает «фактически совершаемую сделку сторон, наличие которой вытекает из их заявлений или иных обстоятельств» [18].

Договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Возможность принудительного исполнения договорных обязательств в большинстве случаев не зависит от того, в какую форму обличен договор: устную или письменную. Однако для некоторых договоров законодательство предписывает только письменную форму. Нарушение данного требования влечет за собой недействительность такого договора. Почти во всех штатах действует Закон против обманных действий (Закон о мошеннических сделках), который определяет договоры, для которых обязательна письменная форма: договоры, обеспечивающие обязательства; договоры, предметом которых являются сделки с землей и другой недвижимостью; договоры на срок свыше года; договоры продажи товаров.

Ответственность за нарушение договора строится на принципе причинения: должник отвечает за допущенное им нарушение независимо от вины. Это вытекает из важного правила договорного права США, в соответствии с которым должник в любой момент вправе отказаться от договора, возместив кредитору убытки в полном объеме. Американское право, в отличие от российского, не признает действительными соглашения о неустойке, носящие штрафной характер. Поэтому сама неустойка в США именуется как «согласованные и оцененные убытки».

Обеспечительные способы исполнения обязательств регламентированы нормами ЕТК о залоговых правах владельцев складов. Кроме того, на федеральном уровне действует ряд законов, содержащих нормы о залоге. Это – закон о залоге морских судов 1920 г., Закон о Федеральном банке внутренних займов 1932 г., Закон об ипотечной корпорации Федерального банка внутренних займов. Основная же часть норм, регулирующих залог, содержится в законодательстве штатов. В России основные нормы, регулирующие залог, содержатся в Гражданском кодексе.

2.5 Антимонопольное регулирование


С точки зрения правового регулирования недобросовестной конкуренции, Франция относится к тем странам, в которых преследование недобросовестной конкуренции осуществляется на основе общих положений гражданского права об ответственности за внедоговорное правонарушение.

Основополагающей базой для антимонопольного законодательства Франции являются директивы ЕС. Основным нормативным актом является Закон №86-793 от 2 июля 1986 г. И Декрет №86-1243 от 1 декабря 1986 г. «О свободе цен и свободе конкуренции».

Закон № 86-793 выделяет антиконкурентную практику, ограничительную практику и экономическую конкуренцию как действия, создающие угрозу рынку и представляющие нарушение правил свободного предпринимательства. Декрет устанавливает запрет на злоупотребления господствующим положением на внутреннем рынке (или части рынка). Такие злоупотребления могут выражаться в навязывании дискриминационных условий продажи, в торговле с нагрузкой, в отказе от продаж.

Действия в виде недобросовестной конкуренции подпадают под понятие внедоговорного правонарушения (деликта), ответственность за которое наступает по правилам ст.1382 и 1383 Гражданского кодекса Франции.

Государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, делятся во Франции на органы общей компетенции и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Министерство по делам экономики и Генеральное управление по делам конкуренции и потребителей. Органом специальной компетенции является Совет по делам конкуренции.

Антимонопольное законодательство США известно под названием «антитрестовское». Основой является закон Шермана 1890 г. «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий». Нарушение этого закона определяется как уголовное преступление. Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий per se, т.е. признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практике путем устранения ее отрицательных последствий [17]. В 1914 году создана Федеральная торговая комиссия, на которую была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, также на нее возложена функция защиты публики от ложной или вводящей в заблуждение рекламы и представления искаженной информации о качестве продуктов.

Значительные изменения в антимонопольное регулирование внесены в 1970-1990-е годы принятием ряда законов. Эти законы изменили квалификацию преступления по Закону Шермана с менее тяжкого на более тяжкое, и увеличили размер штрафов по нему в 20 раз. Законы отменили прежние положения, разрешавшие штатам изымать практику установления минимальных цен перепродажи из-под действия федеральных законов; существенно увеличили компетенцию Министерства юстиции по расследованию антитрестовских правонарушений; предусмотрели для фирм обязанность сообщать о крупных слияниях; увеличили в два раза бюджетное финансирование антитрестовского управления Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии.

Основная цель антимонопольного законодательства США - преследование антиконкурентного поведения. К нарушениям такого законодательства относятся горизонтальные и вертикальные ограничения.

Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как договоры между сторонами, ведущими дела на одном и том же уровне производства или распределения товаров (услуг). Особенно сильно преследуются сговоры между конкурентами об установлении единой цены на товар или услугу, о разделе рынков. Считается противозаконной такая деятельность как обмен между конкурирующими фирмами информацией о ценах.

К категории вертикальных ограничений конкуренции относятся договоры об исключительных торговых операциях, связывающие договоры (сговоры о ценах и ценовая дискриминация), установление и поддержание перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о передаче прав на объекты промышленной собственности.

Антимонопольное законодательство США содержит вместе с тем систему исключений из запрета монополий, распространяющуюся как на отдельные компании, так и на целые отрасли хозяйства. Так, антитрестовское законодательство не распространяется на профсоюзные организации трудящихся. Из-под действия данных законов выведены такие отрасли, как энергетика, транспорт и связь, которые являются объектом надзора со стороны специальных государственных органов. В разряд исключений попадает деятельность страховых и банковских организаций.

Основную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел (управление) Министерства юстиции, который правомочен возбуждать судебные дела против лиц, нарушающих антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции, государственный контроль осуществляет Федеральная торговая комиссия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



За последнее десятилетие в России изданы важнейшие законы, определяющие условия коммерческой деятельности. Новые законодательные и иные нормативные акты существенно изменили регулирование коммерческой деятельности в содержательном отношении. Однако, бурное обновление законодательства привело к некоторым неблагоприятным последствиям.

Если к середине девяностых годов постоянно принимались новые законы, изменяющие ранее принятые нормативные акты, то сейчас возникла другая проблема, связанная с неполнотой правового регулирования и некоторой заторможенностью законодательного процесса в сфере торговли.

Новый закон о внутренней торговле 2009 года во многом обозначил болевые точки в правовом регулировании внутренней торговли, прямо урегулировал некоторые вопросы, создав новые правовые нормы, разграничил компетенции в нормативно-правовом регулировании торговой деятельности и уже послужил импульсом для развития регионального торгового законодательства. Также принятие Закона о госрегулировании торговли повлечет за собой как изменения в уже существующих нормативно-правовых актах, так и создание ряда новых документов.

В результате сравнения российского законодательства в области торговли с регулированием этой области за рубежом следует отметить, что в России нормативно-правовая база, обеспечивающая торговлю, значительно менее развита, чем в рассмотренных странах. В отношении антимонопольного регулирования образцом можно считать антитрестовское законодательство в США, регламентация этого вопроса в России недостаточно проработана. По тенденции к созданию специальных законов на базе отдельных норм кодекса Россия близка к Франции.

В настоящее время в России законодательство в области торговли развивается высокими темпами и, по нашему мнению, следует внимательнее отнестись к зарубежному опыту законотворчества в сфере регулирования торговли с целью извлечения положительных аспектов и адаптации их к российской правовой системе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Арбитражно-процессуальный Кодекс РФ

2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения

3. Гражданский Кодекс РФ

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ

5. Конституция РФ

6. КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 9 февраля 2010 года

7. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» от 12.08.1996 г. № 936

8. Правила продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55

9. Трудовой Кодекс РФ

10. Уголовный Кодекс РФ

11. Указ Президента РФ «О свободе торговли» от 29.01.92 г. № 65.

12. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 1.05.2000 г. №29-ФЗ

13. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ

14. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. №164-ФЗ

15. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ

16. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. №381-ФЗ

17. Бушев А.Ю. Коммерческое право зарубежных стран / С.-Пб.: Питер. 2003

Саидов А.Х Сравнительное правоведение (осн. правовые системы современности): Учеб./ Под ред. В.А.Туманова. М.: Юристъ. 2000

18. Литаврина С.А. К вопросу о правовой природе Единообразного торгового кодекса США // Вечтник московского университета. Сер.II. Право, 2008. №1. С. 83-95

19. Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. №39

20. Черепанова И.В. Инновационные подходы в правовом регулировании внутренней торговли в Российской Федерации // Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Омск, 2009, с.277-279

21. Трацевская В.А. Вступил в законную силу закон о регулировании торговой деятельности // Список статей, раздел «Юридическая практика». [Электронный ресурс]. URL: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=666 (дата обращения: 5.03.10)

22. Тезисы выступления директора Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олега Сазанова на XV Международном саммите продовольственного бизнеса в России (Food Business Russia2010)// Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/trade/news/48 (дата обращения: 5.03.10)


23. Госдума все-таки одобрила скандальный закон о торговле// Новости РБК, рубрика «Экономика» [Электронный ресурс]. URL:

http://top.rbc.ru/economics/18/12/2009/355380.shtml (дата обращения: 5.03.10)

24. Наталья Барановская. Регуляторы споткнулись о порог// Российская Бизнес-газета 2009, №726 (42), С 14-15

25. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный) // [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/home/24/sait/potrebrynok/komment.doc




КУРСОВАЯ РАБОТА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации