Коноплёва А.Н., Лещинская Т.Л. Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий в начальной школе - файл n1.doc

приобрести
Коноплёва А.Н., Лещинская Т.Л. Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий в начальной школе
скачать (446.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc447kb.14.09.2012 11:44скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3






Серия «Учимся и развиваемся»

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Интегрированное обучение

По учебному пособию

для начальных классов специальных

общеобразовательных школ

А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещинской «МЫ УЧИМСЯ И РАЗВИВАЕМСЯ»

М о з ы р ь

ООО ИД «Белый Ветер»

2 004

УДК 376.3 ББК 74.3

П37

Серия основана в 2004 году

Автор-составитель О. И. Луговская

Рецензенты:

канд. пед. наук, доц., директор Центра специального образования Научно-методического

учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования

Республики Беларусь Т. Л. Лещинская;

методист высш. категории Центра специального образования Научно-методического

учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования

Республики Беларусь В. И. Олешкевич

Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий П37 в начальной школе: Интегрированное обучение / Авт.-сост. О. И. Луговская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 58 [2] с. — (Серия «Учимся и развиваемся».)

ISBN 985-486-014-0.

Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий составлены на ос­нове программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и школ для детей с трудностями в обучении; программы 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения и согласно структуре учебного пособия для начальных классов специальных общеобразовательных школ А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещин-ской «Мы учимся и развиваемся» (Мн., 2000). Материал разработан учителем-дефектологом Кадинской СШ Могилевского района О. И. Луговской.

Рекомендуется учителям-дефектологам пунктов коррекциовно-педагогической помощи и классов интегрированного обучения.

УДК 376.3
ВВК 74.8

Учебное издание

Серия «Учимся и развиваемся»

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Интегрированное обучение

Автор-составитель Луговская Ольга Ивановна

Ведущий редактор Т. Д. Прокопенко. Редактор Е. Л. Сереейчик. Технический редактор И. А. Доманчук. Художник обложки О. Ф. Ерёменко.

Сдано в набор 05.12.2003. Подписано в печать 02.11.2004. Формат 60 x 84/16. Бумага офсетная № 1.

Гарнитура «Школьная». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 3,49. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 1200 акз. Заказ 5304.

ООО ИД «Белый Ветер». Лицензия на иадательскую деятельность № 02330/0056758 от 27.01.2004.

247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198.

Отпечатано ризографическим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198. Тел./факс (02351) 2-51-03, 2-51-22. E-mail: belveten@mail.gomel.by

© Луговская О. И., составление, 2004
ISBN 985-486-014-0 © ООО ИД «Белый Ветер», 2004

Введение

В процессе развития общества меняется отношение к де­тям с особенностями психофизического развития (ОПФР). С 1995 г. действует «Временное положение об интегриро­ванном обучении».

Интеграция в системе образования обозначает создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально прибли­женных к обычной среде, с наименьшими ограничениями. Учителя в условиях интеграции могут использовать раз­личные образовательные технологии и инновационные ме­тодики. Но само по себе совместное обучение обычных де­тей и детей с особенностями психофизического развития не решает всех проблем коррекции имеющихся недостатков, вопросов взаимодействия, формирования положительных межличностных отношений.

Приоритетным направлением специального образования является коррекционная работа. Суть решения коррекцион-ных задач — в исправлении или ослаблении имеющихся нару­шений, в устранении того, что мешает учиться. Весь педагоги­ческий процесс должен иметь коррекционную направленность, способствующую решению следующих проблем в отношении ребенка с ОПФР:

Особая роль в решении этих вопросов отводится коррек-ционно-образовательным занятиям, которые проводятся 4 раза в неделю в классах интегрированного обучения или пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Как не превратить эти занятия в дополнительные по уст­ранению «пробелов» в изученном материале? Как спланиро­вать занятия, чтобы детям было доступно и интересно? Как помочь социализации учащихся?

Мы должны помнить о том, что в жизни каждого ребенка особенно важен первый, хотя бы небольшой, успех в жизни.

3

От этого зависит, в каком направлении пойдет формирование «Я-концепции» ребенка: позитивное развитие или жизнь с по­стоянными срывами и неудачами. Не менее важным направле­нием является формирование у ребят навыков коммуникатив­ного поведения, что станет способом сглаживания последствий социальной или сенсорной депривации.

«Планы-конспекты коррекционно-образовательных заня­тий в начальной школе» составлены с опорой на ценный ма­териал пособия А. Н. Коноплёвой и Т. Л. Лещинской «Мы учимся и развиваемся». Хочется надеяться, что такие заня­тия помогут в работе учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения или пунктах коррек-ционно-педагогической помощи. В свою очередь вся работа позволит компенсировать у ребят недостатки речевого разви­тия, сформировать речевое поведение, наладить межличност­ное общение и партнерские взаимодействия между детьми, восполнить пробелы в школьном образовании.

Тема: МАМА — ЛУЧШИЙ ДРУГ

Задачи:

Ход занятия

I. Организационный момент.
«Угадай, о ком мы будем говорить».

Определить первые звуки в словах-картинках и составить из них слово:

мышь, арбуз, морковь, автобус. (Мама.)

II. Игра "Кто больше".

Подобрать «добрые слова» — прилагательные к слову «мама».

III. Работа в парах. Чтение стихотворения по ролям:

Маринка

Брат за пышную косичку Повернул к себе сестричку:

— Больно опросы велики,
А у мамы две руки.

В. Орлов

IV. Игра «Цепочка».

Записать словосочетания на тему «Как помочь маме». (Ребята по цепочке записывают словосочетания на доске, затем — у себя в тетрадях.)

V. Пальчиковая гимнастика [1, с. 33]*:

* В квадратных скобках указаны номера источников на с. 60, рекомендуемых для использования.

5

Мы белье стираем

Мы белье стираем, Маме помогаем. Чтобы было чисто — Прополощем быстро. Сильно-сильно отожмем, Пиру раз его встряхнем, Л потом нопьмем прищепки

И 11И11011ИМ Кр<М1КО-К)МШКО.

VI. Работа по книге.

Работа в правах "Кто больше увидит" (с. 26)*. После 30 секунд рассматривания иллюстраций ребята за-крывают книгу и рассказывают (или записывают), что увидели. «Что я ужи умею делить» (с. 27).

VII. Разучивание стихотиворения-чистоговорки:

Мама Милу мылом мыла, Мила мыло ие любила.

VIII. Практическая работа.

Чистка картофеля, пришивание пуговиц, стирка белья (по желанию).

IX. Обобщение.

X. Рефлексия.

Тема: НАШИ ЛЮБИМЦЫ

Задачи:

Ход занятия

I. Организационный момент,

— Запомним секреты общения:

1. Называйте друга по имени — и он будет обращаться к вам так же.

* В круглых скобках указаны номера страниц пособия А. Н. Ко-ноплёвой, Т. Л. Лещинской «Мы учимся и развиваемся» (Мн., 2000).

6

  1. Будьте вежливы — и у вас будет много друзей.

  2. Любите животных — и они ответят вам своей любовью.

II. Беседа «Что значит любить животных?».

III. Чтение стихотворения (с показом мягкой игрушки):

Котенок

Я нашла в саду котенка, Он мяукал тонко-тонко. Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили, Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде... — Так и быть, зверек несчастный, Помогу твоей беде!

Я взяла его домой, Покормила досыта, Скоро стал котенок мой — Загляденье просто! Шерсть — как бархат, Хвост — трубой-До чего ж хорош собой!

Е. Благинина

— Приходилось ли вам проявлять заботу о бездомных
животных? Как?

IV. Работа по книге.

«Различие диких и домашних животных» (с. 22). «Покорми своих любимцев» (с. 23).

V. Игра «Изобрази — мы отгадаем».

Вытянуть карточку с названием животного и изобразить его (лошадь, корова, медведь, заяц, кот, собака).

VI. Заучивание наизусть стихотворения и обыгрывание его
при помощи игрушек:

Зайка учится читать

Зайка азбуку учил, Зайка буквы позабыл.

7

Тут заплакал наш зайчонок. Подошел к нему котенок, Говорит: «Не плачь, косой, Буквы выучим с тобой».

VII. Работа по книге (с. 64).

Игра «Кто быстрее?»: найти двух одинаковых мышат.

VIII. Разгадывание кроссворда:

  1. Ч

    1

    К













    2

    Р










    3







    0







    4







    С










    5

    С













    6

    В













    7







    0













    8







    Р



















    9

    Д














    еловеку мило, а мышам зло. (Кот.)

  2. В воде жива, на суше мертва. (Рыба.)

  3. Синяя простыня весь мир покры­вает. (Небо.)




  1. Длинное хвостище, рыжее воло­сище, сама хитрите. (Лиса.)

  2. Не говорит, не поет, а кто к хозяи­ну идет — она знать дает. (Собака.)

  3. Из-под куста хватыш. (Волк.)

  4. Сама пестрая, ест зеленое, дает бе­лое. (Корова.)

  5. Бела — не снег, зелена — не луг, кучерява — не человек. (Береза.)

  6. Не доктор, а деревья лечит. (Дятел.)




IX. Обобщение.

X. Рефлексия.

— Из четырех изображенных медвежат выберите того,
который соответствует вашему настроению.

(Схематическое изображение: медвежонок плачущий, на­хмуренный, серьезный, улыбающийся.)

8
Тема: ДАРЫ ЛЕСА

Задачи:


Ход занятия

I. Организационный момент.

— Закройте глаза, послушайте звуки леса и представьте
себе, что вы на лесной солнечной полянке. (Звуконоситель,
музыкальная запись.)

II. Чтение стихотворения:

Зеленый друг Там пишем мы подчас И говорим про лес. И в час досуга Мы навестить всегда готовы друга: — В лес, в лес! — И он одаривает нас Всем, чем богат. Там травы до колен, А там грибы... Не сбейся только с круга. Но честно ль это, все забрать у друга И ничего не дать ему взамен?

С. Вику лов

III. Игра «Поход в лес» (с. 48).

Выбрать картинки, на которых изображено то, что можно взять из леса безболезненно. (Грибы, ягоды, белка, подснеж­ники, ландыши, шишки, еж и т. д.)

IV. Игра «Кто внимательнее?».

Отгадать загадки, отгадки записать на доске:

  1. Кто Зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)

  2. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб.)

  3. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)

  4. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)

V. Коллективная работа.

Составление и распространение предложений со словами-отгадками.

VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 33]:

Черепаха

Медленно ползет бедняжка, По тропинке черепашка. Только к речке доползла, Быстро, быстро поплыла.

VII. Работа в парах. Диалог. Чтение стихотворений по ролям:

9

Лис и мышонок

Белкины карманы

VIII. Игра «Отгадай, кто я».

Один ребенок (по желанию) изображает животное, а ос­тальные должны отгадать.

IX. Игра «Четвертый лишний».

(Рисунки с изображением грибов. Среди четырех карти­нок ребята находят одну лишнюю: картинку со съедобными грибами или несъедобными.)

Распределить грибы на съедобные и несъедобные (с. 123).

Затем учитель читает стихотворение:

Чья корзина тяжелее

Ходили два приятеля,

Ходили по грибы.

Ходили да ходили,

Устали от ходьбы.

В одну ходили сторону,

И поровну прошли,

Да только вот не поровну,

Не поровну нашли.

В одной корзинке — белые.

И все, как на подбор.

В другой — один-единственный

Трухлявый мухомор.

Сказал второй приятель:

10

— Ну что ж, не повезло,

Зато мою корзинку тащить не тяжело.

Идут они обратно,

Идут они домой,

Бежит вприпрыжку первый,

За ним бежит второй.

Бежит вприпрыжку первый

С добычею в руке,

Второй едва плетется,

Хоть он и налегке.

Сказал второму первый,

Прощаясь у дверей:

— Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей.

Б. Заходе

— Какая же корзинка тяжелее? Почему?

X. Обобщение.

XI. Рефлексия.

— Подарим белочке шишку. Ее величина зависит от ваше­
го сегодняшнего настроения. (Рисунок.)

Тема: ЕДА — НЕ БЕДА, ВЕЗ ЕДЫ — БЕДА

Задачи:

Ход занятия

I. Организационный момент.

Кинезиологическое упражнение «Ленивая восьмерка» [3].

II. Отгадывание загадок.

(У каждого на столе — карточка с загадкой, а на доске вывешены картинки-отгадки, пользуясь которыми дети быс­трее справятся с заданием).

1. Сидит дед в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук.)

2. Круглое, румяное, с дерева упало,
Мне в рот попало.

(Яблоко.)

11

3. Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки.
Целый день на животе нежится на грядке.

(Капуста.)

4. Как на нашей грядке выросли загадки —
Сочные да круглые, вот такие крупные.
Летом зеленеют, а осенью краснеют.

(Помидоры.)




  1. Работа по книге: «Что мы едим?» (с. 18), «Как приго­товить завтрак?» (с. 28).

  2. Заучивание наизусть считалки:

Раз картошка, два картошка, Три, четыре, пять. Шесть картошка, семь картошка, Посчитай опять.

— Какие блюда вам готовит мама из картошки?

V. Чтение стихотворения (в процессе чтения на стол вы­кладываются овощи):

Огород На морковке и на свекле гнется зелень от росы, Огурцы совсем промокли, промочили все усы. И в горох, в зеленый ворох, влезли капельки воды. На дремучих помидорах, как на яблонях, плоды. Завилась капуста густо. Хороша у нас капуста!

Е. Трутнева

VI. Приготовление салатов детьми под руководством учи­
теля; сервировка стола.

VII. Обобщение.

VIII. Рефлексия.

— Что бы вы приятного могли сделать для родителей? Чем
их удивить и угостить?

12

Тема: ВСЕ ВМЕСТЕ

Задачи:

■ показать необходимость взаимопомощи друг другу детей с раз­ными особенностями развития;

Ход занятия

I. Организационный момент.
«Скажем друг другу доброе слово».

II. Беседа «Все ли люди одинаковы?».

III. «У товарища нарушены движения» (с. 10—12).

— Как вы думаете, легко ли ходит» и бегать человеку со
сломанной ногой, с нарушенными двигательными функция­
ми? Давайте проверим:

1. Ходьба со связанными ногами.
2. Бег с привязанной и ноге дощечкой.

I 3. Пробовать писать в варежке.

  1. Пробовать застегнуть пуговицу в варежке.

  2. Передвижение по комнате с завязанными глазами. Игра «Прятки».

— Чем можно помочь товарищу?

IV. «Плохой слух» (с. 13).

Язык жестов. Игра «Иностранец» (объяснить что-либо при помощи жестов).

Игра «Объясни без слов» (изображение своей любимой иг­рушки).

V. «Все вместе — это здорово!» (с. 14).

VI. Игра «Паровозик».

Ребята выбирают себе место в комнате. Это их «станция». Один ребенок — «паровозик». Он собирает все «вагончики», дети двигаются по комнате с песней «Мы едем, едем, едем».

VII. Обобщение.

VIII. Рефлексия.

— Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее по­
мочь... (кому?).

13

Тема: МЫ УЧИМСЯ СЕБЯ ОБСЛУЖИВАТЬ

Задачи:

Ход занятия

I. Организационный момент.
Кинезиологическое упражнение «Строим дом» [3].

II. Чтение отрывка из стихотворения:

Мойдодыр Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня, Я за свечку, свечка — в печку, Я за книжку, та — бежать И вприпрыжку под кровать!..

К. Чуковский




  1. Упражнение «Практикуемся» (с. 30). Рассматривание рисунков. Практическая работа.

  2. Конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворения:

Про Мимозу Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой? И одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щеки Кипяченою водой?

Это, видно, дряхлый дед 114 лет? Нет.

14

Кто, набив пирожным рот,

Говорит: — А где компот?

Дайте то! Подайте это!

Сделайте наоборот.

Это, видно, инвалид говорит?

Нет!

Хорошенько посмотрите: Это просто мальчик Витя, Мамин Витя, папин Витя Из квартиры № 6.

Он растет, боясь мороза, У прохожих на виду, Как растение мимоза В ботаническом саду.

С. Михалков

V. Отгадывание загадок:

1. Намой меня водой 2. Горяча и холодна —

Да потри рукой. Я всегда тебе нужна.

Как начну гулять по шее, Позовешь меня — бегу:

Сразу ты похорошеешь. От болезней берегу.

(Мыло.) (Вода.)

3. Жесткая щетка, маленькая спинка.

Кто со мной не знается — тот от боли мается.

(Зубная щетка.)

4. Я — острая, зубастая,
По голове хожу.

Волосы вихрастые мигом причешу.

(Расческа.)

Беседа о том, как правильно пользоваться этими предметами.

VI. Работа в парах «Мы — писатели».

Выбрать любое слово-отгадку и написать небольшой рас­сказ о приключении этого предмета (3—4 предложения).

VII. Обобщение.

VIII. Рефлексия «Нотный стан».

— Поместите свою нотку на той линеечке, которая соот­ветствуетвашему настроению.

15

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕБЕ

Задачи:

Ход занятия

I. Организационный момент.
«Поприветствуем друг друга».

II. Работа в парах «Будем знакомы».
Рассказать о себе соседу.

III. «Проверь себя».

— Расскажите (или напишите) нам то, что вы запомнили
про своего соседа.

IV. Работа по книге (с. 6).

V. Игра «Узнай по голосу».

«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».

VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 14]:

Семья

Это — папа в шляпе. Это — мама в шубе ламы. Это — дети: раз, два, три, Вместе все гулять пошли.

VII. «Заполни лист».

VIII. Игра «Кто старше» (5 рисунков с изображением чле­
нов семьи).

— Кто же самый старший?
Работа по книге (с. 9).

16

IX. Заучивание стихотворения:

Внучка Утром дед спросил у внучки:

Е. Авдиенко

— Права ли была девочка? Почему вы так думаете?
Драматизация стихотворения.

X. Рефлексия «Кто веселее?».

— Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
(Рисунки: солнышко; солнышко выглядывает из-за тучки;

тучка; из тучки идет дождь; тучку пронизывает молния.)

Тема: ЗДЕСЬ МЫ ЖИВЕМ

Задачи:

Ход занятия

I. Организационный момент.
Кинезиологические упражнения «Слон», «Домик» [3].

II. Чтение рассказа:

Летом в деревне

Хорошо летом в деревне! Встанешь утром пораньше, выпьешь чаю и бегом на улицу. Бродишь по тропинкам. Дышишь свежим возду­хом. А устанешь — присядешь на берегу речки или ляжешь на траву.

В лесу ищешь грибы. В поле рвешь цветы, плетешь венки, дела­ешь букеты, играешь с друзьями. Устанешь за день...

— О чем рассказ?

III. Работа по книге (с. 7).

17

IV. Работа по группам.




  1. В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

  2. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. (Мот.)

  3. Хвост крючком, нос пятачком.

Лежит в грязной луже и совсем не тужит. (Свинья.)

V. Пальчиковая гимнастика [1, с. 25]:

Строительство дома

Пять мальчишек строят дом, Чтобы жить в нем впятером. Один фундамент заливал, Чтобы прочно дом стоял. Другой стеночки сложил, Третий крышей дом покрыл, Четвертый трубы проложил, Пятый воду подключил. Вот такие, брат, делишки — Семь дней празднуют мальчишки: Понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, воскресенье.

VI. Работа в парах. Игра «Волшебный парк».

— Дорисуйте «Волшебный парк» и расскажите про него интересную историю:



VII. Обобщение.

VIII. Рефлексия.

— Какой дом вы хотели бы себе построить, когда станете взрослыми? Расскажите о нём. Какой это будет дом: веселый, грустный, нарядный..? Какого цвета?

18

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации