Шпаргалки по экономике социальной сферы - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по экономике социальной сферы
скачать (412.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc413kb.14.09.2012 11:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Социальная сфераэто совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д.

Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень квалификации работников, их образовательный уровень. От отраслей социальной сферы зависит создание интеллектуального, духовного, природного богатства общества. Социальная сфера оказывает непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.

В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно направляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

В России функционирование отраслей социальной сферы все еще осуществляется по второстепенному принципу. Недопонимание их значения (как одного из главных факторов социально-экономического прогресса, социальной ориентации экономики) несомненно тормозит ход экономических реформ.
Состав и структура соцсферы

Социальная сфера охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение..

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. Здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний. Физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей, ими занимающихся, и получению эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Деятельность организаций культуры и искусства и средств массовой информации доставляет людям эмоциональные переживания, эстетические впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова. Жилищное хозяйство предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение и т.д.). Социальное страхование, предоставление социальных пособий и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся доходов вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости и т.п.

Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами являются в любом современном обществе предметом оценки с позиций социальной справедливости. Международные организации и конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека.

Структура соц. сферы – это отношения и взаимосвязи входящих в нее отраслей. Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование, *культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *жил. коммунальное хозяйство. Соц. сфера тождественна непроизводственной сфере, таким образом, к экономической сфере относятся: *связь, *информация, *наука, *охрана общественного порядка и безопасности. К соц. сфере относят общественное питание и торговлю. Существует деление соц. сферы по секторам экономики (структура по учреждениям): *государственный сектор, *коммерческий сектор, *неприбыльный. В соответствии с общероссийским классификатором видов деятельности продукции и услуг к соц. сфере относят: *оптовую и розничную торговлю, ремонт авто и бытовых приборов, * гостиничный и ресторанный бизнес, *транспорт, складское хозяйство и связь, *финансовое посредничество (соц. страхование и пенсионное обеспечение), *гос. управление и соц. услуги, *образование, здравоохранение, коммунальные услуги, *распространение информации, культура, искусство, спорт, отдых, развлечения, *ведение частного домашнего хозяйства с наемным обслуживанием.

Социальная сфера может быть структурирована по различным критериям. Например, С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления. [цит по 4, 28].

Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекта потребностей в целях воспроизводства человека и общества.

Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей:

1.образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования;

2.культура – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музей, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры, памятники истории и культуры, выпуск книжной журнальной и газетной продукции;

3.охрана здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

4.здравоохранения – суть и деятельность учреждения здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кудры врачебного и младшего медицинского персонала;

5.социальное обеспечение – стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе)

6.жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

7.физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг: общественные услуги в чистом виде, частные услуги в чистом виде, смешанные услуги.

Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, локального и регионального масштаба. Эти услуги невозможно сделать исключительно объектами индивидуального пользования. Неисключаемость таких услуг из потребления дает возможность индивидам потреблять их не оплачивая. Государство гарантирует доступность таких услуг и минимальный социальный стандарт их предоставления. Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет регионального бюджета, или бюджета страны. Отмеченные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения.

В противоположность им чистые частные услуги целиком и полностью включены в рыночные отношения, и обладают следующими свойствами индивидуальных характер потребления, исключаемость, их производство полностью осуществляется на основе частной собственности и конкуренции.

Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, обладая свойствами и чистых частных и чистых общественных услуг.

На основе выше приведенной классификации социальных услуг как экономических благ в книге Л.Г.Судас и М.В.Юрасовой [7, 48] выделяются различные секторы в структуре социальной сферы, в которых производятся услуги разных типов:

1.государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему ГМСС;

2.добровольно – общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);

3.смешанный,, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанных форм собственности;

4.частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе.
Сметный метод финансирования учреждений соцсферы

Расходы на соц-культ. мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финан-ются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в фин. органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учр-ний, характеризующие обслуживающие контингенты (кол-во учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти пок-ли служат расчетными единицами. Смета соц-культ. учреждения – это финансово-плановый акт. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному соц-культ. учреждению. Смета определяет права и обязанности руководителя соц-культ. учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финн. органов по контролю за целевым использованием бюдж. средств. Форма сметы, осн. показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящим организациям. Она состоит из трёх частей: 1) указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется, и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; 2) отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые; 3) приводятся расчёты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным её элементам. Расчёт сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объёма деятельности учр-ния, определённого планом развития учр-ния, и фактического его исполнения за предшествующий год. При составлении проекта сметы учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Сметы расходов, составляемые учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными. Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии. Утверждённая смета определяет смету и сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание учр-ния. Утверждение оформляется подписью руководителя орг-ции, утвердившей смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием сметы в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.  
Основные экономические статьи расходов учреждения здравоохранения

К расходам на текущ. содержание учр-ния здр/охр., кроме расходов на оплату труда, относятся в основном расходы на приобретение услуг и нефин. активов (основных средств, нематериал. активов, мат. запасов). Расходы на услуги телефонной и радиосвязи планируются исходя из кол-ва телеф. и радиоточек и ежемесячной тарифной ставки за одну точку, умноженной на 12 месяцев. Расходы на оплату остальных услуг связи планируются исходя из фактических затрат предыдущего периода, скорректированных на коэффициент инфляции. Расходы на транспорт. услуги планируются исходя из общего кол-ва транспорт. средств и среднего расхода на содержание одного транспорт. средства. Оплата проезда по служебным командировкам планируется исходя из запланированного кол-ва командировок и среднего расхода – стоимости билетов. Коммунальные услуги оплачиваются исходя из фактически заключенных договоров, если предоставление коммун. услуг централизовано. Иной метод расчета применяется при коммун. обслуживании хозяйственным способом. Расходы на отопление планируются исходя из общей потребности в топливе по учр-нию и стоимости единицы топлива. А общая потребность в топливе определяется путем произведения внешнего объема зданий на средний расход топлива на один кубический метр. Расходы на электроэнергию планируются исходя из общей потребности в электроэнергии по учреждению и стоимости единицы электроэнергии. Общая потребность в электроэнергии = внутренняя площадь зданий Х средний расход электроэнергии на один квадратный метр. Планирование расходов по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» производится исходя из кол-ва договоров аренды и аренд. платы по каждому договору за соответст. период планирования. Расходы на содержание имущества планируются исходя из фактич. потребности в них и стоимости данных видов услуг. Расходы на прочие услуги планируются исходя из запланированных видов услуг и платы за них. Найм жилых помещений при служебных командировках планируется исходя из запланированного кол-ва командировок и среднего расхода – 550 руб. Прочие расходы планируются на основании данных прошлого периода. Планирование расходов на приобретение основных средств осуществляется исходя из кол-ва, необходимого для приобретения и цены единицы. В свою очередь, необходимое кол-во для приобретения рассчитывается: полагается по норме – имеется в наличии + количество, по которому истекает срок эксплуатации. Планирование расходов на приобретение нематериал. активов производится исходя из фактич. необходимости приобретения и стоимости приобретения. Расходы на питание рассчитываются в больницах по формуле: Расходы = Денежная норма расхода на одну койку в день * Число койко-дней. При планировании расходов на питание по детскому отделению нужно предусматривать доп. расходы на питание родственников, находящихся в больнице с детьми возрастом до трех лет. При этом в расчет включается 15% койко-дней детского отделения. Расходы на медикаменты: 1. по поликлиникам (расчет составляется по каждой врачебной должности): Расходы = денежная норма расхода на 1 посещение * Число врачебных посещений в год 2. по больницам (расчет составляется по каждому отделению): Расходы = Денежная норма расхода на одну койку в день * Число койко-дней.





Медицинское страхование

Доп. формой соц. защиты населения в области охраны здоровья является мед. страхование. Цель мед. страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение мед. помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Мед. страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обяз. мед. страхование является составной частью гос. соц. страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении мед. и лекарств. помощи, предоставляемой за счет средств обяз. мед. страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обяз. мед. страхования. Добровол. мед. страхование обеспечивает гражданам получение доп. мед. и иных услуг сверх установленных программами обяз. мед. страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным. В качестве субъектов мед. страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая мед. организация и мед. учреждение, имеющее лицензию. Страхователями при обяз. мед. страховании являются: органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, ФЛ - для работающего населения. Страхователями при добровол. мед. страховании выступают отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан. Мед. страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами мед. страхования. Каждый гражданин по договору мед. страхования получает страховой мед. полис, который находится на руках у застрахованного. Страховой мед. полис имеет силу на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет соглашения о мед. страховании граждан.
Обязательное медицинское страхование

Фонды обяз. мед. страхования - это самостоят. гос. некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Осн. задачами фондов являются: - аккумулирование фин. средств на ОМС, - обеспечение фин. стабильности гос. системы ОМС и выравнивание фин. ресурсов на его проведение, - обеспечение всеобщности ОМС граждан и достижение соц. справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС. Деятельность фед. фонда ОМС регулируется уставом, утвержденным постановлением Правительства. Деятельность территориал. фондов ОМС осущ-ся в соответствии с положением о территориал. фонде ОМС, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ. Территориал. фонды ОМС выполняют роль центральной финансирующей организации страховой медицине. Они вступают в правовые и фин. отношения либо с гражданами (ФЛ), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (ЮЛ, страхователями), страх. организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориал. фонды контролируют объем и качество предоставляемой мед. помощи. Доходы территориал. фондов ОМС складываются, в целом, из: - страх. взносов за работающее население. Страх. тариф составляет 3.6% от фонда оплаты труда и определяется. 0.2% вышеназванного страх. взноса направляются в фед. ОМС; - платежей из бюджетов субъектов РФ на страх-ние неработающих граждан осуществляются из регионального и муниципального (или районного) бюджетов здравоохранения; - доходов от использования временно свободных средств; - прочих поступлений. А расходы из: - финансирования территориал. программ ОМС; - финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению; - содержания территориальных фондов и их филиалов; - налогов; - прочих расходов. Фин. средства федерального фонда ОМС образуются за счет: 1) части страх. взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устан. фед. законом; 2) ассигнований из фед. бюджета на выполнение фед. целевых программ в рамках ОМС; 3) добровольных взносов ЮЛ и ФЛ; 4) доходов от использования временно свободных фин. средств; 5) нормированного страх. запаса федерального фонда ОМС; 6) поступлений из иных источников, не запрещенных закон-вом РФ.
Состав отрасли культуры и искусства

Экономические отношения в сфере культуры позволяют считать культурную деятельность субъектом экономики. В России в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: "культура и искусство" и "средства массовой информации". Сфера культуры - это система организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации, такие блага называются культурными благами.

Многообразие видов деятельности, включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы (см. табл.):

1) художественное творчество;

2) сохранение культурного наследия;

3) клубная и развлекательная деятельность;

4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).

Культура и искусство - особый вид деятельности, направленный на формирование здорового образа жизни, путем повышения общей культуры населения, приобщения его к миру прекрасного.

Под отраслью культуры и искусства принято понимать сеть культурно-просвитительных учреждений, театров, цирков, концертных организаций, предприятий кино, радиовещания и телевидения.

Культурно-просвительными центрами наиболее массового приобщения населения к источникам культуры и искусства являются библиотеки, клубные учреждения, музеи, картинные галереи, зоологические и ботанические сады.

Проведение культурно-массовых мероприятий неизменно связано с наличием творческих коллективов, культурно-просветительских учреждений, художественных и других фондов, создаваемых писателями и журналистами, художниками и скульпторами, артистами, режиссерами, композиторами. Менее заметен, но не менее необходим в этой системе труд библиотекарей, кинооператоров, массовиков, руководителей кружков и коллективов художественной самодеятельности, которые представляют основной состав работающих в культурно-просветительских учреждений в самих удаленных уголках страны.

Особая и основная задача организаций культуры и искусства - формирование духовных потребностей человека, активное влияние на идейно-политический и нравственный облик личности.

К задачам их деятельности относится также производство, хранение и распространение благ и услуг культурного назначения, максимально полное удовлетворение разнообразных, постоянно растущих потребностей в них членов общества. Этим определяется необходимость комплексного подхода к планированию культуры и искусства.

Для развития культуры и искусства, как и других отраслей хозяйства страны, характерно проявление массового и индивидуального. Более высокий уровень в иерархической структуре учреждений занимают музеи, цирки, стационарно функционирующие в крупных городах и периодически посещаемые населением из разных уголков страны. Постоянно действующий формой более широкого охвата населения обслуживанием является организация гастролей и выездных выставок в областных и районных центрах, встреч творческих коллективов учреждений искусства и производства.

Территориальные различия в развитии культуры и искусства в значительной степени обуславливается наличием крупных культурно-просветительских центров, обладающих огромными культурными ценностями, художественными фондами, историческими достопримечательностями, известными художественными коллективами.

Во многих районах страны организуются музейные комплексы, отражающие культурно-бытовые особенности местности. Восстанавливаются обрядовые ритуалы - проведение сезонных и семейных праздников, которые пополняют копилку культурно-массовых мероприятий, народный гуляний и смотров.

Неизменным проявлением социально-экономических последствий развития культуры и искусства, бережного отношения к историческому прошлому является возросший интерес к посещению культурно-исторических центров, включение их в систему местных и общеукраинских туристско-экскурсинных маршрутов.

Отличительной особенностью характеристики региональных центров является сосредоточение в них объектов, несущих историческую память о развитии культуры целых народов и обладающих огромной познавательной и притягательной силой.

Учреждения культуры и искусства и сегодня остаются основными организационными компонентами формирования культурно-исторических центров регионов различных уровней.

В современных условиях при планировании развития учреждений культуры и искусства необходимо учитывать качество их работы, масштабы обслуживания этими учреждениями, уровень развития их материальной базы. При этом используют следующие показатели:

развитие учреждений культуры и искусства финансируется из разных источников: за счет собственных средств, из государственного бюджета, из фонда социального развития, общественных организаций.

При расчете показателей развития учреждений культуры и искусства используются следующие исходные данные: рост численности населения (городского и сельского), рост количества городов, состояние материальной базы, степень их использования.

Основные показатели развития культурно-просветительских учреждений:

Основные показатели развития сети учреждений искусства являются:

Наиболее массовым видом искусства во всем мире является кино. Показателями развития киносети являются: количество киноустановок, число мест в зрительных залах.
Источники финансирования здравоохранения

Основные типы систем финансирования здравоохранения

Финансирование здравоохранения может быть частным и государственным (общественным).

Система частного финансирования здравоохранения

Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают страховки для себя и для членов своей семьи

Системы государственного финансирования здравоохранения

Системы государственного финансирования здравоохранения в разных странах имеют свою специфику. Но все их многообразие можно упорядочить, выделив два основных типа государственных систем финансирования: система обязательного медицинского страхования и система бюджетного финансирования здравоохранения. Система обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке уплачивают определенные категории страхователей. Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.

Перечень видов и объемы медицинской помощи, получение которых гарантируется застрахованным в системе ОМС, определяются государством в национальной программе ОМС. Эти обязательства увязываются с размерами страховых взносов, которые устанавливаются законодательным путем.

Система бюджетного финансирования здравоохранения. Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения.

В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам медицинскими организациями, которые в основном являются государственными

Особенности функционирования соц сферы в условиях рынка

Соц. сфера это совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления. Соц. сфера представляет собой сферу услуг. По мере сервизации экономики происходит переход от потребления товаров к потреблению услуг, при этом соц. сфера способствует более тесному контакту между производителем и потребителем соц. услуг. Особенность рыночного механизма в соц. сфере:1 существует естественная монополия в предоставлении соц. благ и услуг (обслуживание в курортной зоне); 2 наличие побочных или внешних эффектов, возникающих при потреблении услуг. Соц. услуги в соц. сфере характеризуются 2-мя понятиями: 1 Неисключаемость - это характеризует услугу с точки рения невозможности отстранения какой-либо части населения от ее потребления (освещение на улице, городской транспорт); 2 Несоперничество характеризуется сохранением качества услуги вне зависимости от количества ее потребителей (лекция в институте не зависит от количества слушателей).

Соц. блага. Обладающие этими 2-мя свойствами, называют общественными. Выделяются локальные общественные блага –доступные только жителям отдельного региона (белые ночи в С-Петербурге или северное сияние на северном полюсе).
Социальные стандарты

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая - это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

- прожиточный минимум различных категорий населения;

- минимальный размер оплаты труда;

- ставка первого разряда единой тарифной сетки;

- минимальный размер пенсий;

- минимальные значения ряда социальных пособий;

- нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

- нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.

Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

- средняя заработная плата;

- средний размер пенсий;

- средняя обеспеченность жильем;

- среднедушевой доход;

- средние значения показателей качества жизни.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении.

Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума (закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» принят в 1999 г.), является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно.

Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы - по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.

Денежный эквивалент соц.стандартов связан и рассчитывается с учетом финансовых возможностей области и административно-территориальных образований. Расчет производится исходя из количественных параметров в базовом периоде и изменений ценовго фактора. Ст+ (средние расходы на содержание ЖКХ+средние расходы на содержание учреждений образования+средние расходы на содержание учреждений здравоохранения)*индекс роста цен*индекс роста средств, выделяемых на увеличение социальных стандартов.
Особенности финансирования соцсферы

Основным источником финансирования соц. сферы выступает бюджет. Существует 3 метода организации финансирования текущей деятельности бюджетных организаций: *самофинансирование (обеспечение организаций и учреждений за счет их собственных средств), *сметное финансирование (предоставление денежных средств для покрытия расходов учреждения), *смешанное финансирование (предполагает частичную компенсацию расходов из бюджетных средств). Финансовые средства предоставляются следующим организациям: *форма собственности хозяйственного субъекта должна быть государственной, *высокая значимость соц. услуг. Формы финансирования организаций соц. сферы осуществляется в двух формах: *бюджетные ассигнования (на конкретные цели), *бюджетные дотации. С 1989 г. суммы ассигнований рассчитываются с помощью нормативов бюджетного финансирования. Норматив – это цена предоставления услуги или выполнения работ.

Особенности современной пенсионной реформы

С 1 января 2002 г. пенсионная система России действует в новых институциональных рамках, заданных следующими законами:

* ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Об обязательном пенсионном страховании: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. от 02.11.2006 № 492-О) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.- №51.- Ст. 4832. (167-ФЗ от 15.12.2001);

* ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон РФ от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 № 312-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20 декабря.- №247. (173-ФЗ от 17.12.2001);

* ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (в ред. от 09.04.2007 № 43-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20 декабря.- №247. (166-ФЗ от 15.12.2001);

* ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ: федер. закон РФ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- №30.- Ст. 3028. (111-ФЗ от 24.07.2002);

* ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ (полностью вступает в силу с 1 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст.1943. (56-ФЗ от 30.04.2008);

Эти законы устанавливают круг участников российской пенсионной системы, порядок формирования пенсионных прав и величину тарифов, виды, основания и размер пенсии, а также источники их финансирования.

Основными участниками пенсионной системы в соответствии с действующим с 2002 г. пенсионным законодательством выступают: работники, работодатели, государство, Пенсионный фонд России (ПФ), негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

В соответствии с Законом о трудовых пенсиях трудовая пенсия работника складывается из трех частей: базовой, страховой (условно-накопительной) и накопительной.

Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере (450 руб.), дифференцированном по возрасту (900 руб. для лиц старше 80 лет), степени утраты трудоспособности (от 225 до 900 руб.), количеству иждивенцев.

Страховая часть зависит от суммы уплаченных взносов (в числителе) и ожидаемого периода выплаты пенсии (в знаменателе). Страховая и базовая часть в сумме не должны быть ниже 660 руб.

Основания для назначения страховой пенсии -- возраст (остался неизменным -- 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наступление инвалидности или потеря кормильца. Пенсии за выслугу лет учитываются теперь в группе пенсий по старости. Существенно сокращены требования к стажу для назначения пенсии по старости: минимальный период страхового стажа ограничен 5 годами.

Учет ранее заработанных пенсионных прав производится по нормам ранее действовавшего законодательства с учетом ограничения на заработки в размере 1,2 по отношению к средней в экономике зарплате. Поскольку в новом законодательстве отсутствуют прямые ограничения на размер трудовой пенсии (кроме опосредованного влияния на нее регрессивной шкалы пенсионных отчислений), по мере увеличения в объеме пенсионного капитала прав, приобретенных в новой системе, дифференциация страховых частей пенсии будет расти. Для тех, кто уже получал пенсию на момент начала реформы, установлено, что после перерасчета размер пенсии не может быть ниже ранее назначенного.

Накопительная часть определяется делением суммы отчислений и инвестиционного дохода на ожидаемый период выплаты пенсии, однако точный механизм определения и выплаты накопительной части пенсии детально не прописан. Учитывая то, что в законе выплата накопительных пенсий планировалась только с 2012 г. (а затем этот срок был передвинут на 2022 г. Там же. С. 25.), Правительство полагало, что у него есть определенный временной резерв для принятия решения по данному вопросу.

Введение накопительного элемента сопровождалось рядом административных проблем, ставших предметом дискуссии первой половины 2002 г.

Во-первых, дифференциация пенсионных тарифов (по году рождения и заработной плате), направляемых в систему страховых и накопительных счетов, привела к увеличению транзакционных издержек для работодателей.

Во-вторых, распространение охвата пенсионной системой на малые предприятия и самозанятых привела к увеличению налогового бремени, ложащегося на последних.

Несмотря на то, что средства в накопительную систему уже начали поступать в 2002 г., институциональное устройство накопительного элемента было неочевидно. В окончательной редакции закона об инвестировании разрешен переход как в систему, созданную с участием негосударственных пенсионных фондов (далее по тексту НПФ), так и обратно, а все нормы, регулирующие участие НПФ в системе обязательных накоплений, вынесены в Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах». О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондахэ

Общая концепция пенсионной системы предусматривает существование двух принципиальных категорий населения -- участников пенсионной системы: «пенсионеры» (пенсионеры всех видов и категорий, включая работающих) -- реципиенты Пенсионного Фонда и «застрахованные» (занятое население в трудоспособном возрасте) -- контрибъюторы Пенсионного Фонда. За пределами системы оказывается группа населения, которая не относится к названным выше: это не- пенсионеры и не- застрахованные (т.е. не пенсионеры, которые могут быть неактивными, безработными и т.д.).

В 2002-2004 гг. численность пенсионеров с незначительными колебаниями превышала 38 млн.. и в 2004 г. составляла более четверти населения страны -- 26,5%. В структуре пенсионеров абсолютно большую часть (около 95%) составляют лица, получающие трудовые пенсии и, в основном, пенсии по старости, -- их доля составляет около 80% среди получателей трудовых пенсий Получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению составляют чуть менее 2 млн. человек или 5% от общего числа пенсионеров.

Специфической российской проблемой в социальной сфере вообще и пенсионной, в частности, является значительная доля инвалидов, численность которых в настоящее время приближается к 11 млн. человек, что составляет 7,3% от всего населения страны и почти 30% от общего числа получателей пенсий. Там же. С. 34.

Другой особенностью российского пенсионного и трудового законодательства является возможность совмещения получения пенсий и продолжения работы. Каждый пятый российский пенсионер является работающим пенсионером. Общая их численность составляет почти 8 млн. человек. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года.

Для российской пенсионной системы принципиальным является вопрос о фактическом возрасте выхода на пенсию и о масштабном распространении досрочного выхода на пенсию. Согласно данных выборочных социологических обследований, средний возраст оформления пенсии -- 53,1 лет. Мужчины оформляют пенсию в среднем в 54,5 лет, а женщины в 52,6 лет. Фактический возраст выхода на пенсию, следовательно, почти на 2,5 года ниже общего у женщин и на 5,5 лет у мужчин.

В соответствии со статьей 7 ФЗ № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

* работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

* самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

* являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие.

К другим относятся:

* работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

* являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

* иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Практически это означает, что под действие пенсионного страхования попадает все занятое население, включая как регулярно занятых, так и самозанятых, за исключением занятых в силовых ведомствах. Точная численность этой категории населения фиксируется в системе персонифицированного учета (далее по тексту - СПУ), однако эти данные, как уже отмечалось, доступны для использования только ПФ.

СПУ предусматривает обязательное открытие индивидуального счета каждого застрахованного лица с фиксацией всех предусмотренных законом страховых взносов работника, а также выдачу каждому застрахованному пенсионного удостоверения застрахованного лица. СПУ является необходимым административным элементом пенсионного страхования, и ее формирование заняло несколько лет. В итоге в стране была создана единая уникальная система, которая в принципе должна была охватить все население, занятое по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера.

Другая проблема связана с широким распространением на российском рынке труда феномена неформальной занятости. В условиях пенсионной системы смешанного типа, которая включает как страховой, так и накопительный элементы, неформальная занятость, при которой делаются пенсионные отчисления в обе подсистемы, приобретает особое значение. Для ПФ неформальная занятость означает сужение доходной базы, а для населения любые неформальные отношения в части уплаты обязательных пенсионных отчислений ведут к более низкому размеру будущей пенсии, если взять всех не- пенсионеров -- трудоспособных и пенсионных возрастов -- за 100%, то совсем не платят ЕСН (по причине занятости в армии, МВД и пр., или нелегальной занятости) 32%, платят его хотя бы с части своей зарплаты -- 27% и, наконец, скорее всего, уплачивают налог со всего заработка -- 41%. Основной контингент плательщиков находится при этом в возрастах 40 лет и старше. В целом доля вероятных плательщиков ЕСН составляет 63%, в том числе 38% -- тех, кто не имеет устных договоренностей об оплате труда, то есть платят ЕСН в полном объеме и пенсионных взносов среди всех респондентов трудоспособных возрастов, %Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы / Т.М. Малева, О.В. Синявская / Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. -- М.: Поматур, 2005. - С. 40.

Из этого следует, что ожидаемой легализации доходов, в том числе трудовых доходов, в результате одновременного действия таких весомых факторов, как снижение ставки подоходного налога, введение новой пенсионной системы, стимулирующей декларацию доходов как базы формирования будущей пенсии, не произошло, что, разумеется, сказывалось на финансовом состоянии пенсионной системы.

Также следует отметить, что существование значительного по масштабу неформального экономического сектора и уклонение работников от взносов в ПФ снижает финансовую ответственность последнего перед будущими поколениями пенсионеров. Между тем в таких координатах выполнение задачи поддержания размера пенсий на достойном уровне в средне- и долгосрочной перспективе существенно осложняется.

Анализ охвата населения пенсионной реформой будет не полным, если не рассмотреть группу населения, которая не относится ни к застрахованным, ни к пенсионерам. Эта группа лиц представляет особый интерес, поскольку по формальным основаниям они не являются участниками российской пенсионной системы, но вопрос в том, обусловлен ли этот феномен действующим пенсионным законодательством или же отражает неформальные социальные и экономические практики на рынке труда и в прочих экономических сферах.

Формально, т.е. с точки зрения законодательства, в группу «незастрахованные или другие» входят не работавшие учащиеся очной формы, работники силовых ведомств, военнослужащие, а также домохозяйки, длительно занятые в личном подсобном хозяйстве. Как уже упоминалось, реально к ней относятся неформально занятые.

Так, в возрастах до 25 лет в классе «другие» находится 31,4% респондентов, а среди «застрахованных» -- 10,6% или в три раза меньше. При этом данная группа более весома в сельских населенных пунктах по сравнению с городскими, 28,1% работает за плату или получает доходы от собственной деятельности, 29% -- безработные, домашние хозяйки и занятые в ЛПХ -- 20,6%, 17,3% -- учащиеся, 1,8% -- женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком, 1,5% -- длительно или постоянно нетрудоспособные (см. приложение - Табл. 4). Статистические данные о развитии пенсионного страхования //Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru Принципиально важным здесь является тот факт, что значительная часть представителей этой группы (чуть менее трети) имеет заработки и тем самым могла бы участвовать в пенсионной системе, однако, как уже отмечалось выше, их занятость имеет неформальный характер и не фиксируется системой персонифицированного учета.

Необходимо отметить, что новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили бы усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни. Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов.
Особенности функционирования рынка коммунальных услуг

Существенные особенности функционирования присущи рынку коммунальных услуг как одному из специфических сегментов рынка жилищно-коммунальных услуг. В соответствии и Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [1] под организацией коммунального комплекса понимается  юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Под системой коммунальной инфраструктуры в законодательстве понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Важнейшими признаками услуг данной группы являются:
- индивидуальный характер потребления;
- неограниченность доступа к ним со стороны потребителей, что является одним из показателей уровня качества жизни населения;
- всеобщности и обязательности их  потребления, а, соответственно, и предоставления со стороны поставщиков;
- неотложный характер услуг инженерно-коммунального обеспечения, так как процессы предоставления и потребления этих услуг должны абсолютно совпадать между собой как по времени, так и по объему;
- индивидуальная форма потребления, проявляющаяся в регулярности, периодичности и неравномерности их востребования со стороны потребителей.
Все эти отличительные признаки услуг инженерно-коммунального обеспечения создают объективные условия для формирования такого специфического признака рынка этих услуг каковым является централизация систем инженерно-коммунального обслуживания. В качестве вытекающих из этих предпосылок объективных признаков тенденций централизации на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения можно выделить:
- необходимость обеспечения бесперебойного и непрерывного характера производства и предоставления этих услуг потребителям;
- необходимость обеспечения полноценного удовлетворения потребностей в этих услугах в любой момент их возникновения, что требует адекватных производственных мощностей системы инженерно-коммунального обслуживания с целью гарантирования удовлетворения максимального уровня потребностей в соответствующей услуге.
Эти два признака вступают в противоречие с требованиями принципов эффективности, заключающихся в получении максимального полезного эффекта при минимизации затрат на его получение. Содержание данного противоречия заключается в необходимости поддержания системы инженерно-коммунального обслуживания, располагающей мощностью «пиковых» характеристик, необходимость в которых возникает на непродолжительные периоды, остальное же время эти мощности практически не используются. Иначе говоря, причиной возникновения данного противоречия является неравномерность характера потребления услуг инженерно-коммунального обеспечения.
Однако минимизировать отрицательные последствия данного противоречия можно за счет использования «эффекта масштаба», достигаемого именно за счет централизации системы инженерно-коммунального обслуживания. Иначе говоря, чем большее количество потребителей объединяются системой инженерно-коммунального обслуживания, тем меньше их совмещенный максимум потребления.
Таким образом, «эффект масштаба», проявляющийся при объединении потребителей в единую для всех систему обслуживания, является основополагающим фактором, определяющим направление развития рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения в форме централизованных систем. Наибольшие преимущества централизованных систем инженерно-коммунального обслуживания наиболее ярко проявляются, как правило, при формировании концепции крупных градостроительных комплексов. Они способствуют рациональному использованию территориальных и географических особенностей при планировке, застройке, реконструкции и освоении новых пригородных территорий. Так, уровень централизации снабжения жилищного фонда в г. Казани водой составляет 80,1%, отоплением – 91,5%, горячей водой – 66,3%, газом – 98,5%, канализацией – 73,2% [2].
Однако по данным Министерства регионального развития РФ в общем числе отопительных котельных страны преобладают мелкие, малоэффективные, оснащенные котельным оборудованием устаревших моделей, коэффициент полезного действия которых составляет не более 50%. В среднем же по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ инженерно - коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Сегодня около 30% основных фондов системы инженерно-коммунального обслуживания уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий [3].
При этом необходимо отметить, что обеспеченность населения России услугами инженерно-коммунального обслуживания оставляет желать лучшего. Так, в одном из самых благополучных и развитых регионах страны, каковым является Республика Татарстан, жилищный фонд оборудован водоснабжением на 48,3%, канализацией – на 28,7%, центральным отоплением – на 77,7%, а горячим водоснабжением – всего на 14,1% [2]
На выбор формы централизации тепловых источников и тепловых сетей определяющее влияние оказывает характер и плотность городской и поселковой застройки, величина «эффекта масштаба» тепловых нагрузок жилых районов. Именно по этой причине в небольших городах и поселках городского типа тепловыми источниками преимущественно являются децентрализованные установки, домовые котельные, местные тепловые приборы для отопления и горячего водоснабжения.
Именно эта тенденция децентрализации тепловых источников и тепловых сетей в системе инженерно-коммунального комплекса, а также в малой энергетике сформировала необходимые объективные условия возникновения частных структур на данном сегменте рынка услуг инженерно-коммунального обеспечения. Так, например, в области тепло-электро-водоснабжения уже появились первые частные предприятия. В теплоснабжении, по данным статистики, их насчитывается почти 30%, предприятий совместной формы собственности с участием иностранного капитала почти 1%, 13% тепловых сетей и тепло источников принадлежит частным компаниям. Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно 37% и 17%. Сегодня достаточно успешно развиваются на рынке производства и предоставления услуг жилищно-коммунального обеспечения ОАО «Российские коммунальные системы», «Межрегионгаз», компании финансово-промышленной группы «Ренова, «Интеррос», ОАО «Региональные коммунальные инвестиции», ЗАО «Комплексные энергосистемы», ООО «Межрегионтеплоэнерго», ООО «Альфа-Эко» и другие.
Развитие централизованных систем инженерно-коммунального обслуживания городов способствует формированию территориальных комплексов инженерных систем, таких как региональные системы  снабжения газом, электроэнергией, систем водоотвода и водоочистки, которые делают доступными для городов крупные природные источники топлива, воды и энергии. Все это в значительной степени способствует повышению надежности и бесперебойного функционирования городских систем инженерно-коммунального обслуживания.
Все это придает предприятиям системы инженерно-коммунального обслуживания характер естественных монополий, с ярко выраженными властными полномочиями и сильной зависимостью от внешних обстоятельств.
Раскрытые особенности функционирования рынка инженерно-коммунальных услуг лежат в основе внутренних противоречий этого рынка и накладывают существенный отпечаток  на сами процессы приватизации в сфере жилищно-коммунальных услуг. В экономической литературе сегодня приватизацию трактуют как процесс, включающий в себя приватизацию  функций, приватизацию процесса исполнения функций без приватизации собственности, а также создание хозяйствующих субъектов смешанной (частной и муниципальной) формы собственности.


  1   2   3   4


Социальная сфера
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации