Шпаргалки по истории специальной педагогики - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по истории специальной педагогики
скачать (119.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc120kb.14.09.2012 10:30скачать

n1.doc

1.Вклад ученых и известных личностей в историю становления специальной педагогики.

I полов.XIXв в России осн-ой преград. д/R школьного дела явл традиции крепост.права и сослов-го воспит-я. Rе происх в усл-х усиливающ-ся соц.кризиса. В 30-е гг образование реформировали разночинц, позже они наз-сь интеллигенция. II половина 19в – переломная д/образ-я, было проведено ряд реформ, в т.ч. и школьная. При Алекс-е II школы стали открыв-ся д/всех сословий. Л.Н. Толстой: 1.свобод-е воспит-е, 2. П-п природосообразия, 3. Учет В.О. 4. Опора на интересы дет. 5. Разнообразие мет-в обуч. 6. Доверит.отнош-я пед.и уч-ка. Русские революц-ры: Добролюбов: обратил вним-е на малоспособ-х дет, кот отстают в учебе, дал пед-ие рекоменд по организации пед проц.с такими дет. К.Д. Ушинский: он охватил практически все осн-е аспекты пед теории. Первая спец училище была открыта д/глух в Павловске в 1807г. Крупным теоретиком сурдопед-ки был Флери – препод-ль, а затем и дир-р училища. Создатель 1-ой мет-ки обуч-я глух русс.яз счит-ся Селезнев, он уделял больш вним труд обуч и проф подгот-ке глух. В Москве действ-ло самост-ое “попечит-ое общ-во”,созданное оберпастером церкви св.Петра и Павла, по его инициат было открыто уч завед д/слеп. Олигофрения снач была предм-ом изуч в мед-не. В 1894 впервые нач-ет fонир-ть приют, где воспит-ся и обуч-ся УО. Во II четверти 19 в появл монограф Лагузена о нар-х Р (о заикании). Но до серед 19 в логопедия в России не сформир.

2. Цели и задачи спец педагогики.Цель спец педагогики – достиж-е Rщейся личностью социализ-и, самореализ-и и достиж ей max возможной самост-ти и независ-ти в жизни. У спец пед-ки есть система целей,без кот не возм-но осущ-е осн-ой цели. К числу таких целей относ-ся: корр-я недост-в, компенс-я нед-в пед-ми ср-ми, личност-я реабилит-я. Д/достиж потавл-х целей спец пед-ка решает сис-му задач: 1. Изуч.пед-х законом-тей R лич-тис огранич возм-ми. 2. Опр-е корр-х и компенс-х возм-тей конкрет-го чел-ка с конкрет-ми нар-ми. 3. Обоснование пед классифик лиц с нар-ми. 4. Изучение закономер-тей спец образ-я, пед систем образ-я лиц с отклон прогнозир-е возможногоR новых пед систем. 5. Разраб-ка научн базы спец образ-я(п-пы, мет, технологии…)6. Разраб-ка и реализ-я спец программ образ-я, крр-и и реадил лиц с нар-ми. 7. Изуч и реализ-я проц-в адаптации, реабил, интегр лиц с нар. 8. Разраб-ак програм профориент и соц-труд адаптации. 9. Разраб-ка и реализ-я ср-в профилактики нар-й. 10. Разраб-ка и реал-я совместно с общей пед-кой системы интеграции, осущ-е подгот-ки род-лей детей с нар-ми к тому, что их дети будут обуч-ся с Nrся детьми.

3..Каковы соврем-е классифик.огранич-х возм-ей чел-ка? основания этих классифик? Основ-е пед.клас?Множ-во разн нар-й у чел-ка затруд-етсоздание общей классиф-и. Поэт сущ-ет неск-ко классиф с разными основаниями д/систематики. 1.мед: а.причины нар-я б.виды нар-я и описание их хар-ра. в. последствия нар-я. В основе последней пед классифик (Варнок) лежит хар-р особых потреб-ей и степень огранич-я возмож-ей лиц с нар. В пед-ке в основу класифик положен хар-р нар-я. Различ след катег лиц с огранич возм-ми: 1.глух/слаб/позднооглохш.2.нзряч/слабовид. 3.с нар-м ОДА. 4. С нар-ми эм-волев сф. 5. С нар интелл-та 6. Дети с ЗПР 7. С тяжел нар Р. 8. Со сложн нар-ми. Существ более оющая классифик по локализ-и нар-я: 1.соматич-е нар-я 2. Сенсорн нар-я. 3. Нар-я д-ти мозга. Но эта классифик более знчима в медиц. Д/сферы соц защиты важна след классиф по основанию- причины возник-я нар-ий: 1.врожд нар 2. Несчаст случаи(стихийн бедств) 3.производств травма 4. Проф заболев-я, приведшие к огранич возм-тей. 5. ДЦП 6. Учатник боевых дей-й. 7. Экологич преступлен. Знание возн-я нед-ка – его соц или биол обусловл-ти- необх д/пед-га чтобы планир-ть индивид программу спец корр обуч и воспит, а так же реабилит и адаптац-ой помощи лицам с огранич возм-ми.

4.Что вы узнали о церковной благотворительности на Руси? Какое содействие она оказала развитию специального образования?На Руси с незопамятных времен сущ-ла мощная система церк благотв-ти, ставшая источником экономики спец образов. Ее начало было положено согласно летописи 996г когда князь Владимир своим указом определил чтобы церковь взяла на себя призрение убогих и немощьных. Этим же указом установилась что 10 часть казны передается церкви для манастырей, богоделен, в которых должны содержаться убоги. В эпоху Петра1 благотвор-сть перестала быть церковной, она распространялась и на светскую жизнь. По премеру манахов заподной Европы открывавшей благотворительные учреж-ия спец пел помощи, росс-ие императоры занимались активной благотворительной деят-тью.

5.Что такое светская благотворительность? С какими историческими событиями в жизни России она была связана?В эпоху Петра1 благотв-сть перестала быть церковной принадлежностью, она распр-ась и на светскую жизнь. По примеру монахов запад Евр открывавшей благотвор учреж-ия спец помощи, российск императоры занимались активной благотворит деят-тью. В период недолгого царствования Павла 1 создается знаменитое ведомство учреждлений императрицы Марии Федоровны. Указом Павла1 учреждалось и опред-сь деят-сть этого ведамства, просущ-вшая более 100лт, вплоть до 1917г. В Марьянском ведамстве были сосредоточены капиталы сост из пожертвования частных лиц, из личных средств членов императорского дома. В 1806г в городе Павловске на средства из личных капиталов Иимперетрицы Марии Федоровны была открыта первая в России школа для глухих детей. К концу 19в в России насчитывалось более 200 учреждений Мариинского ведомства. финансировала более 60 школ-интернатов для неслышащих детей, регляторную работу годичных пед курсов по подготовке учителей для обучения глухих. Дворянство и купечество оказывало приимущественно материальную помощ. Интелегенция и люди в низменных сословиях оказывало благотворительную помощ оказвало личную помощ бездвоздмездно. Таким образом в 19в в период становления системы соц презрения в ее структуре появляется первое учреждение спец образования для детей с откланением в развитии. До конца 19в все учреждения спец образования как в России так и зарубежом соществовали на средства благотворительности. В России несмотря на введения бесплатного начального образования в 1908г система образования включалась в гос регистрац финансирование. В плоть до победы Октябрьской революции 17г спец образ существовало на средства Мариинкогго ведомства. В первые годы сов власти было допущено не мало ошибок и принято поспешных решений в становлении экономич политики и области спец помощи и спец образования. Социальный статус учителей в 30г крайне ниский в связи с маленькой уительской зарплаты и с тяжелым трудом. Со 2 половины 80г экономика СССР входит в период затяжного кризиса, который непреодален Россией и к концу 90 г 20в кризисный период финансирования системы спец образования России вновь передается в ведении региональных и местных бюджетов. 30-90гг характеризуются развитием в России в условиях иного соц-полит устройства. происходит медленный возврат к утраченным духовным и нравственным ценностям – мещанству, благотворительностью, участию церкви в соц помощи населению. Большое значение в укреплении экономич позиц учрежд системы спец образования имела принятие в 1992г закона РФ об оброзовании. Материальный уровень системы спец образования определ общим текущим материальным положением страны. Для развития сист спец образ на основе гуманист принципов в современ цивилизации необходимо: гарантированность ее гос финансировании, закрепления федер законодат-ом;интеграция гос и обществ(благотв) финансирования;признаки личностных потребностей детей и их родителей ;экономическое обеспечение полноценного вкл человека с огран возможност в общество.- адресность и вариативность, гибкость, финансир сист-мы спец образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с отклон в развитии и их специф потребностей соц-эконом возможностей и социокультурных условий.

6.Охарактеризуйте экономическую сторону деятельности Мариинского ведомства.В период недолгого царствования Павла 1 созд-ся знаменитое ведомство учреждлений императрицы Марии Федоровны. Указом Павла1 учреждалось и определялась деят-сть этого ведамства, просуществовавшая более 100лт, вплоть до 1917г. В Марьянском ведамстве были сосредоточены капиталы сост из пожертвования частных лиц, из личных средств членов императорского дома. В 1806г в городе Павловске на средства из личных капиталов имперетрицы Марии Федоровны была открыта первая в Рос школа для глух детей. К концу 19в в Рос насчит-сь более 200 учреждений Мариинского ведомства. К концу 1915 г эта организация финансировала более 60 школ-интернатов для неслыш детей, регляторную работу годичных пед курсов по подгот уч-ей для обуч глух. Дворянство и купечество оказывало материальную помощ. Интелегенция и люди в низменных сословиях оказывало благотвор помощ оказвало личную помощ бездвоздмездно. Т.О. в 19в в период становл системы соц презрения в ее стр-ре появляется первое учреждение спец образов для детей с отклон в R. До конца 19в все учрежд спец образов как в Рос так и зарубежом существ-ли на средства благотвор-ти. В Рос несмотря на введения бесплатного началь образов-я в 1908г система образов включалась в гос регистрац финансирование. В плоть до победы Октябр революции 17г спец образ сущ-ло на средства Мариинкогго ведомства. В перв годы сов власти было допущено не мало ошибок и принято поспешных решений в становл экономич политики и области спец помощи и спец образования. Соц статус учителей в 30г крайне низкий в связи с маленькой уительской зарплаты и с тяжелым трудом.

7.Какие изменения в материальном положении специального образования произошли после Октябрьской революции )1917 года?В плоть до победы Октябрьской рев 1917г спец образ фактич сущ на средства Мариинского ведомства, многочисл благотворит обществ и организаций на личн средства учредителей. Ликвидац частной собственности как результат Октябрь револ и репрессирование провославной церкви закрывали все возможные источники частной и конфессиональной лаготв. С начала 30г любая благотв деят и збор средств для нуждающихся были категор запрещены. Отныне обязанности материального обеспечения сист соц помощи и спец образования сов гос приняло на себя. В первые гожды сов власти было допущено не мало ошибок и принято поспешных решений в становлении экономич политики и области спец помощи и спец образования. Выстраивалась иная систеа приорететов и при отсутствии необходимых средств у советского гос на цели спец образ-я у этой сист оставалось очень мало возможностей для собственного выживания и развития. По данным статистики, только через 20 лет после октябрьской революции удалось вастонавить ту инфо структуру сист спец образовании, кот существ в доревалюц России. Материальное положении в стране к началу 30 годов улучшилась. Тем не менее когда требовались большие материальные средства на проведения всеобуча гос сняло с себя материальные обязательства перед сист спец образ. Финансирования учрежд спец образования стало осуществл из местн бюджетов.

8. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, адресованных инвалидам и умственно отсталым лицам.Междунар-е прав док-ты о правах чел признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосн-ть, дост-во, свободу убеждений, слова, религии и т.д. Особым явл-ся право на образован. Право всех детей на образован закрепл в ряде междунар док-в, гарант-ся гос-вом. Права лиц с умств и физич недост-ми явл-ся предметом внимания со стор междунар-го сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме: Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка. Люди с огранич возм-ми любой категории могут осущ-лять весь спектр гражд, полит, экономич, соц, культ прав. Конвенция о правах ребенка - цель ее: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Есть раздел, посвещ-ый детям с огранич возм-ми, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе»,она предусматр удовлетвор-е особых потр-тей такого реб в образован, проф подгот, мед обслуж. Декларац ООН о правах УО лиц направл на измен-е отнош общ-ва к ним – УО человек имеет право на признание его достоинства. Конституция РФ предусматр правовые льготы отдельным категориям граждан.

9.Какие права и гарантии дает Закон «О социальной защите инвалидов»?З-н «О соц защите инвал-в» имеет больш знач –в соотв-и с ним вводится правовое понятие «инвалид» - лицо, имеющ наруш-е здоровья, обусловл-ое: заболев-ем, травмой, дефектомИнвалидность дается только при стойком расстр-ве и ведет к огранич ж-д-ти. К инвалидам отн-ся дети со значит-ми огранич-ми ж-д-ти, приводящ к соц дезадаптац, спос-ти к самообслуж, контролю за своим поведен, обучению и.т.п Образоват учр-я, органы соц защиты и здравоохр обесп-ют дошкольн, шк воспит и образов детей-инвал, получение ими общего средн образ, проф образ в соотв-и с индивид программой реабилитации. Гос-во гарантирует необх-е усл-я д/реализации права инвалидов на образование. Общее образ-бесплатно. З-н предусматр создан спец усл д/ детей-инвал-в в ДОУ общего типа.Д/тех, кто не может посещать такие учр-я, создаются специ ДОУ. Если и это невозможно, то осущ-ся образ-е на дому. Содержание детей-инвалидов в учреждениях системы гос образ осущ за счет бюджета. В законе оговар-ся особые права инвал на труд, мед обслуж, транспорт обслуж и доп льготы. Права инвал-в направл на повыш-е соц статуса чел-а с огранич возм-ми в общ-ве, на обеспеч-е относительно независимой ж-д-ти.

10.Какие права и гарантии дает Закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?

З-н «Об образ» закрепляет гос гарантии на получение обра-я лицами с отклон в R. Предусматр-ет созд-е д/детей и подростк с отклон в R корр-х образ-х учрежд ,обеспеч-х их лечен, воспит и обуч, соц адапт и интеграц в общ-во. Направление детей и подр-в в эти учр-я осущ с согласия род-лей по заключению ПМПК. В России контроль за лицами с огранич возм-ми осущ-ся на полит, соц, экономич ур-нях. Осущ-ся проф д-ть спец-тов в области специального образования и социальной защиты населения. Юридическая компетентность всех профессионалов явл-ся гарантией защиты прав человека, удовлетворения его законных интересов, реализации прав, свобод и обязанностей каждой личности.

11. Систематика специальной педагогики.Международная орг-ция ЮНЕСКО и др ведут систематич работу по сбору данных. Многие страны ведут свой учет, кот-й соответствует принятой в данной стране терминологии и классификации детей с огранич возможностями здоровья.Статистич данные любой страны опред-ся ур-ем ее цивилизованности, кач-ом мед-ой соц-ой и пед-ой помощи в этой стране.В странах с низким ур-нем R-ия преобладают грубые органич нар-я и нар-я зр и слуха. А в странах с высоким ур-нем R (Германия, Финляндия, Швеция) преобладают специфич образ-е затруднения – нар-я речи, чтения, письма.В России также ведется учет лиц с огран-ми способн-ми. Со стороны образ-я учет проводится по посещаемости детьми и подростками с особыми образ-ми потребностями образ-х учреждений.Статистич данные о детях дошк возр есть только по линии здравоохранения.

12. Статистика специальной педагогики.Статистич данные любой страны опред-ся ур-ем ее цивилизованности, качеством мед-ой соц-ой и пед-ой помощи в этой стране. В Rся странах наличие нар-ий статистика не отмечает, т.к. больш процент неграмотного населения. В детской возр-ой группе I место занимают дети с образ-ми затруднениями (более 40%),II – дети с нар-ем интеллекта (20%), III – дети с нар-м речи (20%), остальные нар-я (20%). Физ-ие и пс-ие недостатки людей имеют стабильный показатель: в Мире на 1т чел-к прих-ся 3 слепых, а у 5-ти % - проблемы со слухом. На каждые 100 школьн (от 7 до 15 лет) прих-ся 4-5 человек с нар-ем интеллекта, на 800 новорожд в Мире 1 синдром Дауна. В Rся странах наличие нар-ий статистика не отмечает, т.к. больш процент неграмотного населения.В России проживают 1,7 млн детей с огр-ми возможностями (4,5% от всех детей). Из них 350 тыс дошк-го возраста. 63,3% детей учатся образ-х учрежд-ях с обычными детьми и 272 т обуч-ся в кор-х учр-ях.К системе спец школьного обр-я в России относ-ся: 1450 шк для детей с нар интеллекта (прибл 208 т детей), 800 шк-интерната для гл детей (14,5 т), 75 шк-инт для слабосл-х (11 т), 18 инт-ов для сл (3 т), 44 шк-инт для детей с нар ОДА, 69 учр-й для детей с ЗПР (12 т.детей), 60 учр-й для детей с тяж нар речи (11 т. детей).К системе спец кор-го обр-я относ-ся спец классы в обр-х учр-ях для уч-ся с нар-ем в R-и. В них обуч-ся 200 т детей и 34 т учатся на дому. Т.о. более 500 т детей обуч-ся в системе кор обр-я.

55% детей с огр-ми возм-ми М пола и 45% Ж. В основном это дети 8-13 лет. Это связано с поздним выявлением откл-ий в R-ии. На данный момент в России среди взрослых 8 млн чел-е, имеющих статус инвалида. В общем около 15 млн чел-к населения России имеют огранич возможн здоровья и жизнедеят-ти (они нетрудоспособны).

13. Предметные области специальной педагогики.

Соврем-я спец пед-ка сост из предм-х областей, кот историч-ки сформировались в соотв-и со сложившейся системой спец образ-я. В нач XXв эти области только нач склад-ся, сегодня это уже сложивш-ся сферы науч-го теор и практ пед-го опыта. К ним относ-ся:ТП-ка, сурдопед-ка, логоп-я, олигофр-ка, пед-ка лиц с ОДА, пед-ка д/лиц с нар-ми эм-вол сф. Каждая область имеет свою стр-ру, содерж-е, дидактику, теорию и практику воспитания и спец мтоды. Кажд область разделена по возраст-м периодам. Спец пед-ка и ее предм-е области тесно связ со смежными науч-ми областями – это филос-я, истор, мед-на, социол-я, экон-ка и др. Более тонкая дифф-я теор и практич знания спец пед-ки ведет к скорому и широкому Rю новых областей знан.

14. Что является объектом, субъектом и предметом спец педагогики?

Объектом спец пед-ки явл-ся спец образ-е лиц с особ образ-ми потреб-ми как социокультур-й и пед-ий феномен. Субъектом изучения и пед помощи явл-ся чел-к с огранич возм-ми здор-я и ж-д-ти,имеющий особ образоват-е потреб-ти. Предмет спец пед-ки –это теория и практика спец образ-я- изуч-е ос-тей R и образ-я чел-ка с огранич возм-ми ж-д-ти, ос-ти его становления и социал-ции, как личн-ти и использ-е этих знан д/нахожд-я путей, ср-в, целей корр-и физич и псих недост-в, компенс-ю fий органов с патологией ,браз-е такого чел-ка в целях его соц адапт-и и интегр-и в общ-во.

15. Какова роль специальной педагогики в философии?

Философ помогает интегрир-ть знания из разл областей науки, для решен пробл спец пед.Философ выступ как:1-миррозозренч фундамент, включ систему наиб общих представл-ий о чел и его соц-природн бытии.2-методологич основа, предполаг применен универс принц-в и сп-в при изуч проц-в спец образ. В соответ с раздел филос в исследов пробл спец пед можно выд-ть осн миррозозренч аспекты:1-филос-антропологич: проводит обощение научн данных о чел с огран возм-ми, что стимул-т углублен познан кач-в, состояний, своеобраз-е жизнед-ти и социализац этого чела.2-историко-философ аспект осущ-ся в реконстр-ии взглядов философовпрошлого и настоящ на соц-педаг проблематику.3-соц-филосов аспект: дает возмож-ть рассмат-ть явления соц пед-ки в социокультурн контексте. Актуальность соц-филос исслед-я данной проблематики также связана с тем, что проблемы отклон-ся Rия в усл-х эколог и соц-х катаклизмов стан-ся глобаль-ми, общезнач.В связи с этим спец образ-е приобрет важн f-ю, кот закл-ся в том чтобы спос-ть оздоровл общ-ва и обеспечить его выживание.

16.Каково значение социально-филосовского аспекта для специальной педагогики?

Соц-филосов аспект: дает возмож-ть рассмат-ть явления соц пед-ки в социокультурн контексте. Актуальность соц-филос исслед-я данной проблематики также связана с тем, что проблемы отклон-ся Rия в усл-х эколог и соц-х катаклизмов стан-ся глобаль-ми, общезнач.В связи с этим спец образ-е приобрет важн f-ю, кот закл-ся в том чтобы спос-ть оздоровл общ-ва и обеспечить его выживание.

17.раскройте роль отечеств.ученых-философов в спец.педагогике.

в отечеств.филос-ии не проводилось последоват.,системного анализа пробл.спец.пед.как целостной науч.дисципл. Тем не менее некотор.пробл.спец.обр-я получили филос.освещение. А.Г.Спиркин проанализир.аномалии сознан.и наруш.состоян.сознания. Э.В.Ильенков пришел к выводу,что формир.человеч.психики происходит не благодаря спонтан.мозг.процессам,а через «спецефическо-человеческую жизнедеятельность». По мнению Л.С.Выготского объектом дефектологии явл.не недосток как таковой,а ребенок,отягощенный этим дефектом. Выготский отметил единство общих и особен.черт, что позволяет установ. «общность соц.целей и задач общей и спец.школ», при различии их средств. Данные взгляды ученого лежат в основе спец.современной педагогики, т.о. спец.пед. дает интерес.материал для обоснования и конкретизации филосовских представлений.

18.раскройте направления новой парадигмы специальной педагогики. Парадигма-образец решения теор.и практ.зад-ч в данной научной области. Вед.направл.построен.новой парадигмы спец.пед-ки м.б. отнесены гуманизация,фундаментализация, интеграция. В гуманистич.интерприт. цель спец.обр-я сост. в том,чтобы сделать полнлцен.и достойн.существование чел-ка с огранич.возможн. Достижение этой цели невозмож. Как без включ.этого чел-ка в соц.отнощения,так и бед поддержки становлен.его индивид-и. В основе гуманист.подхода лежит идея целостн.человеч.жизнедеят-и,поэтому одним из конкркт.воплощ.этого подхода может счит. Концепц.обр-я в течение всей жизни. Фундаментализация выраж.в пересмысл.и уточн.основополог.положений и укрепл.общей базовой теории. При осуществл.коррекции целесообр.учитывать взаимосвязь норм индивид.уровня и норм социокультурн.жизни. Спец.обр-е преобщ. детей с особыми образоват.потребностями к многообразоват.нормам, но и эти нормы в R ребенка индивидуализир. и станов.конкркт. нормами индивид. поведения. Интеграция(инклюзия). В спец.обр-ии на соврем.этапе интеграц.выраж.в многообр.формах совместн.обучения и воспит.детей с недост. R и их здоровых сверстников. Проблема интегр.в спец.обр-ии не исчерпыв.только включ.ребенка с особыми нуждами в коллективы здоровых детей. Интегр.процессы наблюд.в содерж.спец.обр-я, его методах и системн учеб. Учрежд. Для детей с недост.R.

19.расскажите о социкультурных основах специальной педагогики.

После 1-мировой войны за рубежом станов.популяр.взгляды о бесполезности поддерж.лиц с огранич.возможн.и отклон. В физич.R .О необход.достиж.биолог.чистоты расы путем стерелиз.лиц,явл.носителями опасных или нежелат.д/общ-ва дефектов умств.,физич.или психич.R .Были приняты законы о принудит.стерилиз.в : США,Канаде,Дании,Швейцарии,позднее в Германии. Шло плномерное уничтож. людей,попад.в категорию соц.бесполезных: глубоко у.о., тяжел.инвалиды, старики,лиц страдающих туберкулезом,эпилепсией. Педагоги-дефектологи ссылались в концлагеря или эмигрировали. Начин.с 1948г. мировое сообщество приняло деклорацию прав человека и строит свою жизнь в соотв.с международ.правами гуманистич.характера. смысл.центром нового взгляда на соц.реабилит. чел-ка с огранич.возможн. явл. Идея достиж.его максимальн.самостоят. и независ-и, т.о. обществ. полезн.труд и соц.полезн. чел-ка далеко не главные цели современ.концепц. соц.реабилит., главное-ликвид. соц.-эконом. и нравств.-эстет.притеснений чел-ка с огран.возможн. со стороны здоров.общ-ва. Отечеств.сист.спец.обр-я постеп.осваивала новую для нее концепц.соц.реабилит.чел-ка с ограничен.возможностями, центром которой явл.сам чел-к, его особые образоват. и спец.потребности, его права и интересы. Спец.пед-ка формир.необход.базовые навыки:1.жизнеобеспечение предполог.деятельное участие чел-ка с огранич.трудоспос.в обществ.производство,в сфере услуг или интеллект.труда, а так же в ведении домашн.хоз-ва,самообслужив. 2.социализация-процесс и результат освоен.чел-ом знаний и навыков обществ.жизни,выработка общепринят.стереотипов поведения, освоен.ценност.ориентаций,принятых в данном общ-ве,котор.позаол.полноцен.учавств.в различн.обществен.взаимодействиях. 3.коммуникация-умение общаться с людьми разного возраста,умение наладить контакт с окружающими и т.д. Спец.отечеств. пед-ка в структуре воспитат. Работы предусматр.включение, приучение и посильное участие детей и подростков с отклон.в R в мероприятия обществ.значения,что продолж.процесс коррекц.и компенс.

20.охарактеризуйте 1период эволюции специального образования в России. Отрезок Европейской истории. С8 века до н.э. и по 7век н.э. можно условно считать первым периодом эволюции западноевропейского гос-ва и общ-ва к лицам с умств. ифизич.недост. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам,до осознавания властью необходимости помощи им,и организации учреждений презрения. Анализ первого периода эволюции,отношен. Европейцев к названной части населения начин.от легендарных законов монарха Ликурга, отразившие агрессив.неприятие детей инвалидов античным миром. От момента установления законов Ликурга, закрепилось право на уничтожение неполноцен. До первых благотворит. Инициатив светской власти прошло более 2000лет. В антич.мире суд.ба «инвалидов» была трагичной, они не счит.гражданами и их статус был сопост.со статусом рабов. Носителей врожд.умств.или физич.недост.ждала либо физич.,либо гражданск.смерть. Первым,кто переступил незримую черту и подал пример милосерд.по отношен.к людям,отторгаемых большинством оказались немногочисл.церковн.подвижники, при моностырях появились хосписы и приюты. В них могли получить пищу и кров «инвалиды». Постеп.склад.структ.презрений и лечебной помощи с характ.для нее институтами(хосписы,больницы,приюты,убежища). Одни из них опекала церковь,другие-верховная светская или городская власть.

21.расскажите о формировании рефлексии в России специальной педагогики. Первый период формир.рефлексии гос-ва и общ-ва на лиц с врожд.отклон. в R в России начин. В10веке, а заканчив. Только в начале 18века. Его нижней границей можно счит.время христианизации Руси и возникнов.первых моностырских приютов. Верхней гранью можно счит.указы ПетраI, запрещающие умерщвлять детей с врожд.дефектами(1704г.) В 1715г. закон,повелевший повсеместно открывать церков.приюты и госпитали для оказан.помощи сиротам,нищим,убогим. В 11веке в Киево-Печерском моностыре склад.первый опыт церковного презрения убогих, т.о.Киевская Русь в 10-11веках, приняв православие в процессе христианизации словянск.княжеств копируют Византийскую систему моностыр.благотворит. Феодал.междоусоб.,стояние ига, смутное время привели к оскудению национальн.традиции доброжелат.отношен. к немощным и увечным. В землях, подвластных Московским князьям Киевский опыт презрения не получил R и был забыт. Первый период формиров.рефлексии в России протекал в иные истор.сроки при этом его начало обуславл.принятие христианства и заимствования Западной системы моностыр.презрения инвалидов.

22. охарактеризуйте 2 период эволюции. Расскажите об эпохе Возрождения в западноевропейских государствах.

Эпоха Возрожд в Зап-Евр. В 7-18в Зап-Евр гос-ва прощли путь от инициативы отд-х монархов до созд-я системы светских частных или гос-х приютов и домов презрения. О таких людях стали заботиться и пытаться учить.В 1770г во Франц открылась первая гос школа для глухонемых , а позже для слепых (1784).Великая франц революц и её декларац о правах чел заставила по новому оценить статус инвалидов, умолиш-х и инициировала революц в психиатрии. В общей сложности Зап Евр понадобилось 6 веков для перехода от осознания необходимости презрения до осознания целесообразн-ти обуч таких детей.Россия Второй период протекал в Европе 6 веков, а в Рос он начался на 5 веков позже и закончился в теже сроки и составил всего 1 столетие.В нач 19 в открылись перв школы д/глух и слеп детей В 1806г в г Павловске открылось первое спец уч-воспит учер-е в Рос (для 12 глухонемых) Оно было открыто указом императр Марии Федоровны. Минуя этап накопления опыта индив обуч Россия заимствует его западн модель(спец школа). Из-за раскола общества духовенство больше не участ-т в презрении инвалидов, т.о церк благот-ть ослабевает, а становл светской – затруднено. В отлич от Зап-Евр в Рос не сложились необх соц-культ предпосылки для осознан целесообр-ти обуч детей с сенсор наруш-ми, но была задей-на модель спец обуч и открыты первые спец школы.

23. Расскажите об эпохе Возрождения отечественной истории специальной педагогики.

В нач 18 века в отеч истории рубежом I и II периодов было время выхода Петровских указов, кот-е запрещали умертвлять «зазорных» детей, населяющих сиротские дома; запрещали нищенствовать и подавать милостыню. II период в Европе длился 600 лет, в России начался на 5 веков позже, но завершился в то же время, что и в Зап. Европе. В н 19 века открылись первые спец школы для гл и сл детей. В России в г. Павловске 14 окт 1806 г было открыто первое воспит спец учебное учр-ние (училище для 12-ти глухонемых). Открыта по указанию императрицы Марии Федоровны + пригласили франц тифлопед-га Гаюи. Россия миновала этап индивид обучения и заимствовала западную модель организации спец обучения (спец школы). В этот период проис раскол и власть часто меняется. Церковь не поддерживает гос-во, из-за этого снизилась церковная благотворительность. Духовенство из-за раскола общ-ва не могло помогать инвалидам, т.к. церковная и светская благотвор-ть была затруднена. В России в отл от Зап Европы не сложились необходимые предпосылки для осознания возможности и обучения детей с сенсорными нар-ми. Но при этом Россия заимствовала модель обучения таких детей, и открыла в столице спец школы.

24. Охарактеризуйте 3 период эволюции. Расскажите о законодательных изменениях статуса инвалидов за рубежом. На западе врем-ой отрезок с к.18 века до н.20 характер-ся отношением гос-ва и общ-ва к лицам с умствен-ми и физ-ми недостатками. За это время Зап Европ-ие гос-ва прошли путь от осознания возможности обуч детей к признанию права реб-ка с нар-ым сл, зр и интел-ом на обр-ние, а также необходимо организ-ть для таких детей сеть спец школ.В начале этого периода были открыты первые учр-я для гл и сл., а завершением явл-ся принятие в каждой стране (Австрия, Англия, Германия, Италия и др) закона об обязательном нач-ом обр-нии. 3 период характ-ся кардинальными измен-ями к аномальным детям, что связано с появл-ем нового взгляда на гражданские права этих детей, а также введение всеобщего нач-го обучения. Благодаря закону о всеобщем начальном обр-нии быстро R-лись вспомог-е классы и школы, особенно для УО детей, т.к. только они из всех детей с откл-ми в R-и не справлялись с гос стандартами. В н.20 века полностью сфор-сь сист спец обр-ния, кот-я предусматривала обучение детей с нар сл, зр и интел-та. Ост-ые дети с откл-ми в R-ии наход-сь по опекой церквной благотворительности.Общий путь становления сист спец обр-я:1. принятие закона о всеобщем нач-ом обр-нии. 2. признание права аномального реб-ка и детей с нар-м сл,зр,интел на обучение. 3. создание нормативно правовой базы. 4. определение источников и принципов финансирования спец школ. 5. параллельная работа негос-х орган-й, кот-е контрол-ют гос решение и способствуют R-ю сети спец учр-ний. 6. введение спец образования во всех регионах страны.Итак, 200 лет понадобилось европейским гос-вам, чтобы осознать право аномального реб-ка на обр-ние, а также создать систему спец обуч-я (спец школы).

25. Расскажите о законодательных изменениях 3 периода статуса инвалидов в России. Для России 3 период эволюции уникален тем, что он был прерван 2-мя революциями, кот-е привели к переустройству гос-ва и об-ва. Система спец обр-я закладывалась в монархической России, а продолжает R-ся у же в социалистической, чем отличается от Зап-Европейских стран. В это время в России меняется понимание прав и свобод чел-ка.Начало 3 периода характ-ет открытие школ для глухон-х и слепых. R-ся 3 направления помощи детям с отк-ями в R-ии (также, как и в Европе): 1. христианская благотворительность (дом призрения, приюты), 2. лечебно-педагогическая (спец отд-я при больницах), 3. педагогические (школы, д\с).Во 2-й пол-не 19 века происходит массовое открытие учр-й для глухон-х в связи с отменой крепостного права и учреждением земства (заним управлением образования и здравоохранения) и реформой городского самоуправления . Создаются сети спец учр-й для УО. Проблемами УО заним в то время занимались Берштейн, Бехтерев, Сербский, Кащенко.После провозглашения курса на всеобщее нач-ое обр-е 1908 г, спецы и попечители потребовали от прав-ва введения обяз-го обуч-я слепых и получили отказ (в отличие от Европ-х коллег).Введение закон-х актов о всеобщем нач обр-ии повлекло за собой организацию сети учр-й для УО детей. К 1917 г сущ-ли вспом-е школы в Питере, Саратове, Киеве, Вологде и т.д. (2000т детей). После революции 1917 г. впервые спец система обр-я впервые стан-ся частью гос-ой системы обр-ния. Закладываются основы новой советской школы, переосмысливаются цели и задачи образ-я. Была создана сеть спец учеб-х заведений, где обуч-сь дефективные дети, изолированные от об-ва.

1926 -1927гг. в России является концом 3-го периода. Это время законодательного оформления системы спец обр-ния для аномальных детей (гл,сл,УО).В России оформление системы спец обр-ния происходит при становлении в гос-ве диктатуры, пролетариата при отсутствии законов о спец-ом обр-нии и финансирования.В этом и есть специфика этапа становления спец-го обр-я в нашей стране.

26. Охарактеризуйте 4 период эволюции. Расскажите о законодательных изменениях статуса инвалидов за рубежом.С нач 20 века до 70-х гг. Зап-я Европа прошла путь от спец обр-я гл-х, сл-х и умст-отсталых детей до осозн-я того, чтобы дать образование всем детям с откл-ем в R-и. Нач этого периода опр-ся t прин-я и вступл-я в действие закона о всеобщем обязательном нач-ом бесплатном образ-нии и актов об обязат-м обуч-и детей с откл-ми в R. Созданная в нач 20 века система спец обр-я рухнула из-за нач-а I мир-й войны, револ-й и гражд-х переворотов. Во t между I и II мировыми войнами активность Европ-х стран в обл-ти спец обр-я снизилась, в отл-е от стран Вост Европы, где набл-ся рост спец-х школ.После всех войн измен-сь взгляды на разл-я vs людьми. Главными цен-ми были признаны жизнь, свобода, достоинство, права чел-ка. Впоследствии гос-ва объед-сь для укреп-я мира, создав в 1945 г. орг-цию ООН. В 50-70-е годы на Западе огромное внимание уделяется проблемам образ-я детей с откл-ем в R-и: совершенствуется механизм выявления таких детей, учета и диагностики, меняется классиф-я, выявляются новые категории детей нужд-ся в спец обр (дети с эмоц-ми расстройствами, трудностями в обучении), расширяются возрастные рамки оказания пс-пед помощи, активно работают социальные службы помощи и консультирования детей и родителей с нар-ми в R-ии. Общие тенденции R-ия спец образ-я в зап-й Европе: 1.совершенствование закона о спец образ-ии, 2. дифференциация видов школ и типов спец обучения.

Принятие декларации ООН «О правах УО лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975) явл-ся завершением 4 периода эволюции.

27. Развитие и дифференциация системы спец-го образования в России 4 периода эволюции.Введя всеобщее образование и столкнувшись на практике с больш числом неуспевающих детей, вопреки гос-му указу в СССР был создан ряд спец школ для детей с отставанием в R-и и нарушающих учебную дисциплину. На содержание и финансирование этих школ требовались большие экономические затраты. Из-за этого, а также из-за ВОВ рост сети спец школ был остановлен.К 1950 г кол-во школ равнялось довоенному кол-ву. Постановление о всеобщем обучении гласило, что дети с отклонениями в R-и должны обучаться по тем же нормам (единый гос стандарт), что и норм-но R-ся дети.Для детей с отст-ем в R-ии была создана вспомог-я школа, задача которой заключалась в обучении таких детей гос стандарту при помощи спец методов обучения.Открывается новая отечественная наука – Дефектология, кот-я зан-ся изучением аномального ребенка.Начиная с 50-х гг R-ся классификация детей с откл-ями в умственном и физ-ом R-и. Быстро растет система спец обр-я: система дифференцируется - увеличивается число видов спец школ (для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовид-х, УО) Особенно увелич число спец школ для УО детей.Разрабатываются методические основы спец обуч-я (Р.М.Боскис, А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, Ф.Ф.Рау, М.С.Певзнер и др).В 1959 г было введено обязательное 8-летнее обр-ние, а в 1966 г советская школа перешла на 10-летний срок обучения и новое содержание обр-ния. Все это отобразилось на спец школах.В конце 50-х гг были созданы школы-интернаты для детей с нар-ем ОДА, ЗПР в связи с эпидемией полиомиэлита.В 70-80 гг в массовых школах открываются спец классы для детей с ЗПР. В к.80-х открываются первые классы для глубоко УО. К 1990 г в СССР насчитывалось 2789 спец школ. Советская система спец обр-я была закрыта от общества, родителей и средств массовой информации.

28. Охарактеризуйте 5 период эволюции системы спец обр-я в России.Он характеризуется от равных прав к равным возможностям, от институализации к интеграции.В н. 70-х гг Европой признается равенство всех людей вне зависимости от их здоровья и особенностей R-я и право на самоопределение. Форм-ся новое понимание мира как сообщества, кот-е включ в себя разл равноправные социумы. Людей во всем мире не разделяют по национ, религиозн, политич и др признакам.В 70-х гг. возникла идея интеграции инвалидов в общество, которое реализовалась по правилам R-ия открытого гражд-го общества (борьба против дискриминации и др.). Система спец обр-я была изолирована от массовой системы и считалась дискриминационной. Борьба против дискриминации способствовала уважению различий между людьми. Если на 4 периоде эволюции общество боролось за создание спец уч-х заведений для детей с откл-ями в R-ии, то на 5 периоде помещение ребенка в спец школу означало повесить на него соц-ый ярлык. Европейцы убеждены в том, что любое гос-во должно руководствоваться нормами и законами, кот-е будут гарантировать всем детям образование в соответствие с их потреб-ми и спосо-ми, а также обязано предоставить возможность обучения детям с оклон-ми в R-и.Началом 5 периода считается принятие деклараций ООН «О правах инвалидов» и «о правах УО» и последовавших за ними законов об инвалидах и о спец обр-нии. Например, в Швеции закон о помощи УО (1980). Пед-е системы 5-го периода возникли из-за то, что изменилось отношение общества к правам и возм-ям детей с нар в R-ии.

1.Вклад ученых и известных личностей в историю становления специальной педагогики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации