Врачебный контроль и лечебная физическая культура - файл n1.docx

Врачебный контроль и лечебная физическая культура
скачать (74.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx75kb.14.09.2012 09:30скачать

n1.docx






Муниципальное Образовательное Учреждение

Сланцевская Общеобразовательная Школа №1
Реферат

Врачебный контроль и лечебная физическая культура.
Выполнила: Егорова Кристина

Класс: 11б

Проверил:_______________________

Сланцы 2008 год

Оглавление

  1. Ведение

  2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

2.1Медицинские группы (таблица).

  1. Краткая история развития ЛФК

  2. Физическая культура как средство профилактики лечения заболеваний

4.1 Чем полезны физические упражнения

4.2 Мышцы

4.3 Мышцы и стресс

4.4 сердце

4.5 Кровообращение

4.6 Пищеварение

4.7 Нервы

4.8 Готовность к бою или поту

4.9 Что вы можете сделать?

  1. Рекомендации по занятию Лечебной Физической культурой

  2. Лечение язвы с помощью ЛФК Примерная схема в периоде ремиссии

  3. Общетонизирующий тренирующий режим упражнений

  4. Заключение

  5. Список использованной литературы.



  1. Ведение

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач: выявление противопоказаний к физической тренировке; определение Уфе для назначения адекватной тренировочной программы; контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В связи с возможностью варьировать величину тренировочных нагрузок (начиная с ходьбы) в широких пределах, абсолютные противопоказания к тренировке на выносливость весьма ограниченны:

-- врожденные пороки сердца и стеноз (сужение) предсердно-желудочкового отверстия;

-- сердечная или легочная недостаточность любой этиологии;

-- выраженная коронарная недостаточность, проявляющаяся в покое или при минимальной нагрузке;

-- хронические заболевания почек;

-- высокое артериальное давление (200/120 мм РТ. ст.), которое не удается снизить с помощью гипотензивных средств;

-- ранний период после перенесенного инфаркта миокарда (3--6 месяцев и более -- в зависимости от тяжести заболевания);

-- выраженные нарушения сердечного ритма (мерцательная аритмия и т. д.); -- тромбофлебит;

-- гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз).



  1. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%.. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки

занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры:

Важная форма работы врача и учителя физкультуры — профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие “двигательная активность” включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика — с 8—10 лет;

баскетбол, волейбол — 10—13;

бокс — 12-15;

борьба — 10-13;

водное поло — 10—13;

гребля академическая — 10—12;

легкая атлетика — 11-13;

лыжный спорт — 9—12;

плавание — 7-10;

тяжелая атлетика — 13—14;

фигурное катание — 7-9;

футбол, хоккей — 10-12;

гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических наблюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития, и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студенты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приведены в таблице 1.

2.1 Таблица 1

Название группы


Медицинская характеристика группы


Допускаемая физическая нагрузка


1

2

3

1. Основная


Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности


Занятия по учебной программе физического воспитания в полном объёме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях


2. Подготовительная


Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленности


Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъявлением организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности и физического развития


1

2

3

3. Специальная


Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, постоянного или временного характера, требующих ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной производственной работы


Занятия по специальным учебным программам


В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.
  1. Краткая история развития ЛФК



Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии.

В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037), ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов . (1844—1908), придавали большое значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857—1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов — И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии — в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).







4. ФИЗИЧЕСКЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ



4.1. Чем полезны физические упражнения


Правильные занятия помогут вам больше, чем горсть таблеток. Людей безнадежных в той мере, в какой была Гортензия, не так уж много.

Если у вас диабет или имеются заболевания сердца или других органов, то, возможно, вы нуждаетесь в особом лечении. Но не полагайтесь всецело на медикаментозные средства. Окажите себе услугу — начните регулярно заниматься физкультурой или спортом.

Занятия физкультурой:

— улучшают работу сердца, укрепляют сердечную мышцу, увеличивают объем выброса крови;

— нормализуют давление крови. Если у вас высокое давление, физические упражнения снизят его. Если давление низкое, то благодаря физическим занятиям оно поднимется до нормальной величины;

— повышают способность крови переносить кислород и позволяют большим объемам крови достигать всех частей организма;

— снижают частоту пульса. Это важно, поскольку сердцу не обязательно перегружаться. Если в спокойном состоянии у вас пульс 80, то это говорит о том, что ваше сердце перегружено. Упражнения снизят его до 60, уберегут ваше сердце от совершения лишних 28 тысяч ударов каждые 24 часа. И хотя нет статистических выкладок, показывающих, на какой срок физические упражнения удлиняют жизнь, но логически можно предположить, что удлиняют;

— обеспечивают хорошее кровообращение. Ваше кровообращение — это ваша жизнь. Кровь разносит кислород, элементы питания и другие необходимые вещества ко всем участкам вашего тела. Более того, кровь собирает продукты метаболизма и выносит их к почкам, легким и коже, где они выводятся из организма;

— повышая химическую активность, упражнения стимулируют более глубокое дыхание. Легкие при этом расширяются и, поскольку их работа становится более эффективной, из организма выводится больше углекислого газа;

— расслабляют мышцы, находящиеся в напряжении, и снижают всплески негативных эмоций. Вы чувствуете себя лучше, меньше гневаетесь и раздражаетесь;

— заряжают клетки мозга и нервов электрической энергией. Устанавливают и поддерживают баланс между соматической и вегетативной нервными системами;

— способствуют пищеварению и выделению, снижая количество газов и частоту запоров;

—укрепляют мышцы, кости, сухожилия. Предотвращают выведение минералов из костей, уберегают от остеопороза;

— балансируют работу эндокринной системы: более эффективно начинают работать ее железы;

— способствуют развитию умственных способностей;

— улучшают вашу фигуру и комплекцию;

— помогают сбросить лишний вес не только путем сжигания калорий, но путем регуляции темпа метаболизма; так что вы будете терять вес даже во сне;

— дают больше энергии, чем ее используется при их (физических упражнений) выполнении;

— замедляют процесс старения: вы начинаете выглядеть моложе;

— повышают выносливость и отдаляют порог усталости, являются хорошим лекарством от эмоциональной усталости;

— стимулируют выработку эндорфинов в вашем мозгу. Присутствие эндорфинов приносит ощущение легкости и отдаляет болевой порог.

Вам достаточно этого перечисления, чтобы начать двигаться? Многие согласились бы стать физически активнее, если бы тотчас смогли ощутить все преимущества занятий физкультурой. Но, увы, немало и людей, которые ограничиваются только объяснением причин, по которым ведут малоподвижный образ жизни.

Ваш ум, тело и дух — это триада, составляющая вашу личность. У вас нет в запасе другой физиологии. Вы не можете отделить себя от собственного тела и интеллекта. Человек — это не просто набор воздушных шариков с этикетками «тело», «ум», «дух». То, что влияет на одну часть вашего «я», влияет на вас в целом.

Представьте себе колесо. Оно состоит из обода, спиц и оси. Если убрать обод, исчезнет колесо как таковое. Если убрать спицы, вы получите два круглых предмета, но ни один из них уже не будет колесом. Уберите ось, и колесо также разрушится. Точно так же вы не можете отделить тело от ума. Пренебрегая состоянием тела, вы ощутите, что результаты этого пренебрежения скажутся на работе интеллекта. А свое тело вы не сможете содержать в форме, не занимаясь физкультурой регулярно, систематически, ежедневно. Если вы этого не делаете, рано или поздно колесо вашей жизни разрушится.

Чтобы лучше понимать, каким образом физические упражнения укрепляет ваше здоровье, давайте посмотрим, как они влияют на разные части человеческого организма.


4.2. Мышцы


Мышцы ответственны за движения организма. К нашим костям прикреплено более шести миллионов фибрилл (мышечных волокон). Все вместе они организуют разные движения. Это наша скелетно-мышечная система. Она насчитывает более 200 костей и около 600 различных мышц. Каждая мышца состоит из фибрилл, которые утолщаются, сокращая мышцу, или расслабляются, удлиняя ее. Они настолько сильны, что каждая из них способна удерживать вес, в тысячу раз превышающий ее собственный.

Не все фибриллы активизируются одновременно. Только третья часть из них работает в любой данный момент, остальные в это время отдыхают. При обычных условиях ваши фибриллы работают по очереди. При стрессе — в работу включается большинство фибрилл. Это вызывает усталость, в конечном счете потерю функции и боль.

Здоровые мышцы находятся в состоянии тонической релаксации. Это значит, что они немножко напряжены даже в состоянии покоя. Расслабленная здоровая мышца, наполненная кровью, глюкозой и кислородом, подобна заряженному пистолету — она всегда готова к действию при поступлении соответствующего сигнала (от головного или спинного мозга).

4.3. Мышцы и стресс


Под влиянием стресса мышцы напрягаются. Стресс бывает физическим или эмоциональным. Когда вы требуете от ваших мышц невозможного, например, поднятия тяжелого груза, наступает физический дистресс. Это может произойти тогда, когда вы без «подогрева» и разминки приступаете к большим физическим нагрузкам. Дистресс наступает и тогда, когда вы нагружаете усталые мышцы.

Эмоционально-мышечный дистресс наступает в том случае, когда вас переполняют чувства, с которыми вы не можете совладать, например, печаль, раздражения, невысказанные гнев, обида и вина. Все это приводит к напряжению различных групп мышц.

Иногда напряжение вызывают сильные положительные эмоции, и это часто также приводит к эмоциональной усталости. Известно, например, что эмоционально утомить может бурный всплеск радости.

Неважно, по каким причинам возникает стресс — по физическим или эмоциональным, хорошим или плохим. Но, возникнув, стресс мышц нередко порождает проблемы. Если его не снимать, могут наступить спазмы мышц. Острый мышечный спазм очень болезнен и на время может приостановить работу той или иной части организма.

Стресс мышц нередко приводит к головной боли, болям в спине, шее, некоторым типам артрита и сотням других болезненных симптомов или даже комплексов симптомов. И когда эти проявления сочетаются одно с другим, то они составляют более 50 процентов всех известных в мире заболеваний.

Сильное напряжение и стресс могут вытеснять кровь из мелких сосудов и капилляров, приводя к повышению давления. Слишком усердное поднятие тяжестей приводит к таким же явлениям. Любое чрезмерное усилие лишает крови сосуды внутренней оболочки сердца (эндокарда), что может привести к «тихому» сердечному приступу.

Как же снизить стресс мышц? Этого можно достичь только путем регулярных физических занятий. Существует психологическая аксиома, которая гласит: чтобы расслабить мышцу, нужно ее растянуть. Для людей, переживающих страдания и боль, в данный момент сработает любой способ лечения мышечного напряжения. Но самое лучшее лечение — это соответствующие физические упражнения.

4.4. Сердце


Больше всех других мышц трудится сердце. Это самая сильная мышца, поскольку задача сердца — снабжать весь организм кровью, несущей кислород и питательные вещества для мозга, органов и мышц.

В нормальном состоянии ваше сердце делает 100 тысяч ударов в день, при этом перекачивая около 10 тонн крови. Если вы умеренно занимаетесь спортом, то организм потребует в четыре раза больше крови. Если же вы занимаетесь усиленно, то ее понадобится в 15—20 раз больше.

Каким же образом дополнительное количество перекачиваемой крови способствует работе сердца? Каждое сокращение мышцы выбрасывает в вены огромное количество крови, содержащейся в фибриллах. Возвратившись к сердцу, кровь перекачивается в легочные артерии, где получает порцию кислорода. Вместе с питательными веществами, полученными из кишечника, она вновь перекачивается в мышцы, таким образом поддерживая общее кровообращение.

Вот в чем суть: мышцы облегчают работу сердца. Они, ваши мышцы — это второе сердце; занимаясь физически и укрепляя свои мышцы, вы тем самым помогаете крови двигаться к сердцу. Хорошие мышцы способствуют хорошей циркуляции крови. Слабые или неразвитые мышцы хорошей циркуляции препятствуют, принуждая сердце работать больше, но принося при этом меньше пользы.

Продолжая регулярно заниматься физкультурой, вы укрепите сердце, и оно будет работать более эффективно. Артерии, снабжающие мышцу сердца кровью, увеличатся в диаметре, устранив тем самым риск сердечного приступа. Благодаря упражнениям возрастет и объем крови, выталкиваемой из сердца при одном сокращении. В спокойном режиме частота биения сердца сократится. Сердце, которое билось 80 раз в минуту, теперь будет делать 60 ударов или того меньше. Как мы уже говорили, оно получит возможность ежедневно делать на 28 тысяч ударов меньше!

Сердце среднего человека делает 80 миллионов ударов за жизнь. Можно утверждать, что тот, кто быстрее использует свой запас ударов, сокращает свой жизненный срок. Физические занятия помогут вам растянуть ресурсы вашего сердца на более долгий отрезок времени, то есть увеличат продолжительность вашей жизни

4.5. Кровообращение


У вас замерзают ноги? Если да, то скорее всего ваша система кровообращения оставляет желать лучшего. Температура любой части тела определяется количеством находящейся в ней крови. Если у вас недостаточная циркуляция крови, то руки и ноги обычно остаются холодными.

Как физические занятия помогают в этом случае? Из сердца кровь попадает в широкую сеть сосудов, находящихся во всех частях тела. Кровеносные сосуды — артерии, капилляры и вены — содержат тонкий мышечный слой, регулирующий их диаметр. Регулярные физические упражнения расширяют эти сосуды (в особенности артерии и капилляры), и кровь быстрее достигает тех мест, которые нуждаются в кислороде. В результате ваши руки и ноги получают больше крови и согреваются.

Доктор Кеннет Купер исследовал влияние физических упражнений на пилотов ВВС и обнаружил, что такое упражнение, как бег, приводит к образованию в мышцах новых сосудов. Таким образом, и увеличивается объем крови, и улучшается ее циркуляция. Мышцы теперь готовы выдержать требуемые нагрузки.


4.6. Пищеварение


"Работа нашего желудочно-кишечного тракта — это ритмическая симфония движений. И хотя вы не можете управлять мышцами желудка, но влиять на них вы можете, нагрузив физически остальные мышцы вашего тела.

Одним из лучших способов лечения запоров является ходьба. Именно поэтому больные после операции должны как можно больше ходить — даже если это больно.

Определенная программа регулярных физических упражнений полезна и для больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки. Похоже, что физические упражнения снижают напряжение, вызываемое язвой. Физическая активность — это способ избавиться от гнева, расстройств и беспокойства конструктивным путем.

4.7. Нервы


Деятельность мышц очень тесно связана с деятельностью нервной системы. Факторы, влияющие на мышцы, влияют и на нервы. Работой мышц руководит центральная нервная система: в коре головного мозга имеется специальная зона, подающая команды. Хотите поднять руку — соответствующая клетка коры дает определенный сигнал, и рука приходит в движение. Хотите поднять ногу — пожалуйста. Это ваш мозг заставил мышцы сделать нужные движения. Кажется, все просто. Но эта электрическая связь намного сложнее, чем в самой изощренной модели телефона. Представьте себе нервные волокна, соединяющие мозг со всеми частями тела. Каждое нервное окончание заканчивается электрическим датчиком или концевой пластинкой, в свою очередь, каждая пластинка управляет своей группой фибрилл мышцы. Например, вы просто подумали: «Пошевелю-ка я большим пальцем руки». Сигнал бежит по нейронам со скоростью деполяризации электричества (несколько метров в секунду). Он заряжает пластинки, находящиеся в большом пальце. Фибриллы мышцы сокращаются. И палец шевелится по команде.

Каждый хороший пианист знает, насколько важно играть гаммы и другие упражнения снова и снова, чтобы натренировать согласованность работы нервов и мышц. Так же и физические упражнения помогают наладить плавное и мягкое взаимодействие всех частей тела.

4.8. Готовность к бою или полету


В организме имеется еще одна нервная система, которая управляет работой сердца, легких, желудка и кишечника. Она регулирует также диаметр артерий и капилляров, а в некоторой степени еще и выработку гормонов. Она называется вегетативной нервной системой. Сознание, как правило, ее деятельность не регулирует, хотя в некоторой степени путем тренировок и этого удается достичь.

Симпатическая нервная система стимулирует и готовит организм к действию в чрезвычайных условиях. Когда вы сталкиваетесь с опасностью, эта система повышает частоту сердцебиения, расширяет зрачки, чтобы в глаза попадало больше света, стимулирует мозг. Она расширяет бронхи, чтобы в запасе у легких было больше кислорода. Снижает поставку крови в желудок, замедляет работу кишечника, чтобы мышцы могли использовать больше энергии. Выбрасывает дополнительное количество адреналина в кровь, чтобы обеспечить организм дополнительной энергией. Теперь вы готовы к бою или полету!

Второе отделение вегетативной нервной системы (оно называется парасимпатетической нервной системой) работает в противоположном режиме. Когда опасность миновала, эта система приводит организм к прежнему, нормальному состоянию, успокаивая и нормализуя работу всех органов.

Правильные занятия физкультурой балансируют работу всей нервной системы в целом, а от этого баланса во многом зависит состояние здоровья.






4.9. Что вы можете сделать?


1. Больше не оправдывайтесь никакими причинами. Окажите себе услугу — займитесь физкультурой. Для жизни физические упражнения не менее важны, чем пища. Помните: вы теряете то, чем не пользуетесь.

2. Окажите услугу вашему сердцу, снизив частоту пульса до 60 ударов в минуту. Мышцы станут «вторым сердцем».

3. Ходите пешком не менее 3 км в день. Если выработаете в здании с лифтом, попробуйте отказаться от последнего и поднимайтесь по ступенькам собственными ногами.

4. Выполняйте упражнения, будьте подтянуты, ходите по свежему воздуху, дышите глубже. Этим вы успокоите нервы и улучшите процесс пищеварения.

Сколько же требуется работать, чтобы обрести и поддерживать хорошую физическую форму? Не меньше 20 минут четыре или пять раз в неделю, а для максимального эффекта — около 45 минут быстрой ходьбы или 30 минут бега трусцой. Для достижения максимальной трудоспособности ваша сердечнососудистая система нуждается в регулярной работе. Этого можно добиться за четыре-восемь недель.

Занимаясь упражнениями один или два раза в неделю, вы можете повысить свою аэробную способность на восемь процентов. Занятия три раза в неделю по 20 минут удвоят эту способность. Работа на открытом воздухе четыре раза в неделю повысит аэробную способность на 25 процентов. Оптимальную пользу приносят четыре или пять занятий в неделю. Не упражняйтесь четыре дня подряд с последующим трехдневным отдыхом. Лучше заниматься через день. Три дня отдыха подряд приводят к утрате некоторой части ваших достижений. За пять недель бездействия вы можете потерять 50 процентов приобретенной трудоспособности. После десятинедельного перерыва вы окажетесь на нуле, и придется начинать все сначала.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАНЯТИЮ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ


Занятия лечебной физкультурой — прекрасное средство тренировки организма и повышения работоспособности. Предлагаемый комплекс упражнений предполагает стимуляцию органа зрения. При выполнении упражнений необходимо руководствоваться следующими правилами:

— следовать рекомендациям офтальмолога и терапевта;

— учитывать состояние Вашего здоровья;

— физическую нагрузку соразмерять с возрастом и тренированностью организма;

— помнить об ограничениях, связанных с состоянием органа зрения при выполнении некоторых видов упражнений. Так с близорукостью более 6,0 диоптрий, а также с хроническими изменениями на глазном дне нежелательны упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно;

— противопоказаны игры, при которых возможны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения;

— противопоказаны упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.

Лечебная физкультура в целях поддержания зрения включает: общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.

5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха — выдох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 с.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15 с каждой ногой. Смотреть на мысок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.

21. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3—4 кг.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

Специальные упражнения

1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 м. Повторить 12—15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10—12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7—8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повторить 7—8 раз.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5—8 м. Повторить по б—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3—5 м. Повторить 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5—7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее — 15—20 мин.

15. Игра в настольный теннис — 20—25 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку — 15-20 мин.

17. Ира в волейбол — 15—20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8—10 м — 15—20 мин.

19. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10—12 м — 15—20 мин.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Подвижные игры

1. Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2. Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3. Игры с метанием мяча в мишень.

4. Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5. Игры с метанием теннисного мяча в корзину.

6. Игра в "челнок" с метанием набивного мяча.

7. Гонка мячей по кругу.
6. Лечение язвы с помощью ЛФК

Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.

Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.

К противопоказаниям к занятиям относят:

  1. ·     Свежая язва в остром периоде.

  2. ·     Язва ,осложненная кровотечением.

  3. ·     Преперфоративное состояние.

  4. ·     Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

  5. ·     Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.



ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:

  1. 1. Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.

  2. 2. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.

  3. 3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.

  4. 4. Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

 





Содержание курса

Дозировка в минутах

Задачи разделов

1

Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе.

5-10

Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений.

2

Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя.

7-14

То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости.

3

Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями.

10-15

Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания.

4

Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов.

10-15

Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.

5

Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием.

5-7

Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания.

 

 

ВСЕГО 37-61

 


 

Примерная схема в периоде ремиссий

7. ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ

РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ

Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.

Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.

Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения.

Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.

Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.

Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.

В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое воздействие ).

ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов .

Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно

учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.

Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а

это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

Заключение.
Всем людям свойственно заботиться о своем здоровье. Однако наша беда в том, что мы начинаем о нем заботиться только, когда чувствуем себя плохо и испытываем недомогание. Тогда мы начинаем либо принимать кучу лекарств, либо усиленно заниматься спортом, пренебрегая при этом советами врачей. А вот если человек учитывает особенности своего организма и занимается согласно советам тренера, то он может в достаточно короткие сроки добиться положительных результатов. В частности занимаясь физической культурой, человек улучшает свой иммунитет и может проводить профилактику некоторых заболеваний, используя приемы лечебной физической культуры. Так люди с плохим зрением могут улучшить его, занимаясь ЛФК.

Занятия физкультурой и спортом прямо или косвенно воздействуют на важнейшие мышцы: диафрагму, сердечную мышцу, мышцы, расположенные вдоль позвоночника, мышцы шеи и конечностей. Регулярные физические упражнения укрепляют весь мышечный аппарат.

Конечно эти занятия должны быть систематиматическими и хорошо спланированными для того чтобы избежать перенагрузок. Методические рекомендации для людей разного возраста, с различным уровнем физической подготовленности, включающие комплексы упражнений, можно найти, в научно-популярных книгах и журнальных публикациях или же можно обратиться к специалистам для проведения тестирования и составления индивидуального плана занятий.

Можно сделать вывод: занятия физической культурой и спортом полезны для человека, для его здоровья, обеспечивают гармоничное единство души и тела. Однако не стоит проявлять чрезмерное усердие и пренебрегать особенностями вашего физического развития.
9.Список использованной литературы


  1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов. СМОЛГИЗ, 1948

  2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения., М., 1993

  3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении., М.,1962

  4. . Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной полости., Киев 1968

  5. В.И.Дуюровский, Спортивная медицина, Учебник для студентов ВУЗов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 1998

  6. Под редакцией Л. Б. Кофмана. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт 1998

  7. 3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней., М.,1952

  8. Мильнер Е.Г. Выбираю бег. М. 1990

  9. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.

  10. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Главный редактор академик Москва. 1991

  11. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000

  12. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике. // Теория и практики физической культуры. 2001. №2;

  13. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения., М., 1993



 

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации