Васильев С.В. Управление организацией - файл n1.doc

приобрести
Васильев С.В. Управление организацией
скачать (5711 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5711kb.14.09.2012 09:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Федеральная программа подготовки управленческих кадров.

Управление организацией


Число учебных часов: 40 часов (10 занятий по 4 часа)

Структура курса.


Лекция 1 Что такое менеджмент

  1. Сущность и содержание понятия «управление организацией». Место процесса управления в организации.

  2. Цели и задачи управления организацией. Объекты управления в организации.

  3. Развитие научных подходов к управлению организациями. Вклад в современную науку управления научных школ и научных направлений.

  4. Эволюция организации и принципов управления.

  5. Современная система взглядов на управление организацией.

Лекция 2 объект менеджмента – организация.

  1. Организация как объект управления. Виды организаций. Организационные элементы и
    характеристики.

  2. Законы развития организации

  3. Цели и задачи организации на разных стадиях жизненного цикла

  4. Организация как открытая система. Системный подход к управлению организацией.

  5. Процессный подход к управлению организацией : содержание и значение.

Лекция 3 Стратегия и тактика организации.

  1. Внутренняя и внешняя среда организации: составляющие и роль. Методы анализа среды (SWOT и др).

  2. Стратегическое и оперативное управление организацией: содержание и роль.

  3. Составляющие стратегического управления.

  4. Миссия и цели организации: содержание, значение, порядок формирования.

  5. Типология стратегий роста и конкуренции.

Лекция 4 Стратегия организации – разработка и реализация.

  1. Процесс разработки стратегии развития организации.

  2. Портфельные модели анализа стратегии (матрица БКГ, матрица «Мак - Кинси» и др).

  3. «Цепочка ценностей»: содержание и роль в стратегическом анализе.

  4. Реализации стратегии развития организации: этапы и их содержание.

Лекция 5

  1. Области проведения стратегических изменений в организации. Типы изменений.

  2. Управление изменениями: роль и содержание.

  3. Контроль и регулирование в организации: содержание, значение, виды и формы.

  4. Этапы процесса контроля и регулирования. Требования к контролю.

  5. Факторы проектирования организации.

  6. Элементы проектирования в организации.

Лекция 6 Организационные структуры

  1. Понятие «структура управления организацией», ее элементы и характеристики.

  2. Требования и структура управления организацией. Принципы построения структур управления организацией.

  3. Виды структур управления организацией и условия их эффективного использования.

Лекция 7 Структурирование, делегирование, управление качеством и производительностью.

  1. Процесс формирования и изменения структуры управления организацией : стадии и этапы.

  2. Распределение в организации прав и ответственности. Принципы делегирования полномочий.

  3. Проектирование работы в организации: содержание и значение.

  4. Комплексное управление качеством (ТОМ) в организации.

  5. Управление производительностью в организации.

Лекция 8 Группы, команды, мотивация

  1. Групповая динамика в управлении организацией. Понятие, виды и роль малых групп в организации.

  2. Факторы, влияющие на эффективность работы групп.

  3. Значение командных форм организации деятельности. Различие между слабо сплоченной рабочей группой и командой.

  4. Этапы формирования команд. Роли членов команд.

  5. Содержательные и процессуальные теории мотивации, их применение в управлении организацией.

Лекция 9 Власть, лидерство, организационная культура.

  1. Роль власти и влияния в управлении организацией. Источники власти.

  2. Виды и содержание возможных стратегий влияния.

  3. Роль лидерства в управлении организацией. Условия эффективного лидерства.

  4. Виды стилей руководства (лидерства).

  5. Организационные конфликты: типология и источники. Управление конфликтной ситуацией.

  6. Организационная культура: понятие, структура и роль. Факторы формирования организационной культуры.

  7. Влияние культуры на организационную эффективность.

Лекция 10 Коммуникации и эффективность управления.

  1. Коммуникации в организации: роль и виды. Структура процесса коммуникаций.

  2. Коммуникационные стили.

  3. Коммуникационные барьеры и пути их преодоления.

  4. Способы оценки эффективности управления организации. Экономические показатели эффективности управления.

  5. Признаки эффективного управления организацией. Пути повышения эффективности управления организацией.



Лекция 1 Организации, управление, менеджмент.


Структура курса. 2

Лекция 1 Организации, управление, менеджмент. 4

Определение понятия “менеджмент”. 12

О.Шелдон (1923): 12

Согласно фундаментальному Оксфордскому словарю (1933) Management: 12

Peter Drucker (1974). 12

Ирина Никоновна Герчикова (1995): 12

Daft & Marcic (1998) 13

Функции менеджмента. 13

Planning 13

Organizing. 14

Leading. 14

Controlling. 14

Организации и их характеристики. 17

Organization 17

Организация: понятие и черты 17

Роль организаций в обществе 18

Системный подход. 18

Модель организации как открытой системы. 19

Составляющие успеха организации 27

Сложные организации. 28

Профессиональные навыки и умения менеджмента. 29

Conceptual skill 29

Human skill. 29

Technical skill. 29

Уровни управления. 29

Top manage — РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА. 29

Middle manager — РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. 30

First-lint manager — РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА. 30

Project manager — Менеджер проекта 31

Functional manager — Функциональный руководитель 31

General manager — Генеральный менеджер 31

Кто такие менеджеры, и что они делают? 32

Роли руководителя. 32

Тенденции третьего тысячелетия 34

Изменения парадигмы 34

Диверсификация рабочих мест. 34

Глобализация. 35

Учащаяся организация 35

Общие взгляды и культура организации 35

Участие рабочих в управлении. Empowered Workers 35

Новые структуры. 35

Новые пути карьеры. 35

2. Эволюция управленческой мысли 36

Сравнение старой и современной организации 36

Систематизированный взгляд на управление. 37

Вклад различных школ в науку менеджмента 37

Процессный подход 40

Ситуационный подход 40

Внешняя среда организации 41

Значение внешней среды. 41

Определение внешней среды. 41

Характеристики внешней среды 41

Среда прямого воздействия 41

Среда косвенного воздействия 41

Международное окружение. 43

Причины выхода на международный рынок 43

Разновидности международного бизнеса. 43

3. Внутренняя среда организации 44

4. Коммуникации 45

Коммуникации между организацией и ее средой. 45

Коммуникации внутри организации. 46

Элементы процесса коммуникаций. 48

Обратная связь и помехи. 48

Этапы процесса коммуникаций. 49

Коммуникации в группах 50

Преграды на пути межличностных коммуникаций и рекомендации по их преодолению. 50

Преграды в организационных коммуникациях. 52

Совершенствование коммуникаций в организациях. 52

5. Принятие решений 54

Подходы к принятию решений. 54

Этапы рационального решения проблем. 54

Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 55

Личностные оценки руководителя. 55

Среда принятия решения. 56

Информационные ограничения. 56

Поведенческие ограничения. 56

Взаимозависимость решений. 56

Методы принятия решений. 56

Платежная матрица. 57

Дерево решений. 57

Методы прогнозирования 57

Количественные методы прогнозирования. 57

Качественные методы прогнозирования. 58

Научный аппарат принятия решения — наука управления 58

Отличительные особенности науки управления 58

Причины использования моделей 58

Типы моделей. 58

Модели науки управления. 59

Стратегическое планирование 60

Сущность, функции и выгоды стратегического планирования 60

Сущность стратегии. 60

Миссия организации 61

Ценности и цели высшего руководства. 62

Цели организации 63

Описание целей организации 63

Оценка и анализ внешней среды 64

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации 66

Стратегические альтернативы 66

Выбор стратегии 66

Реализация стратегического плана 67

Тактика. 67

Политика 67

Процедуры 67

Правила 67

Управление реализаций стратегического плана и контроль за его выполнением 68

Управление по целям 68

Оценка стратегии 70

Практическое задание. 70

Работа с матрицей SWOT. 70

Влияние возможностей на организацию 72

Влияние угроз на организацию 72

Рекомендации по эффективному делегированию. 78

Методы достижения эффективной интеграции. 82

Мотивация 83

Первоначальные концепции 83

Современные теории мотивации 83

Первичные и вторичные потребности 83

Вознаграждения. 84

Содержательные теории мотивации. 85

Иерархия потребностей по Маслоу 85

Теория потребностей Мак-Клелланда 86

Процессуальные теории мотивации 88

Теория ожиданий. 88

Мотивация и зарплата 92

Контроль 94

Сущность и смысл контроля 94

Почему необходим контроль? 94

Предварительный контроль. 95

Текущий контроль. 95

Заключительный контроль 96

Процесс контроля 96

Установление стандартов. 96

Сопоставление результатов с установленными стандартами. 97

Действия. 98

Поведенческие аспекты контроля 98

Возможные негативные последствия 98

Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля. 99

Характеристики эффективного контроля 99

Стратегическая направленность контроля. 99

Ориентация на результаты. 100

Соответствие делу. 100

Своевременность контроля. 100

Гибкость контроля. 100

Простота контроля. 100

Экономичность контроля. 100

Информационно-управляющие системы в планировании и контроле 101

Необходимость в формальной информационной системе 101

Руководство: власть и личное влияние 102

Власть, Влияние, Лидер 102

Руководство и лидерство в организации. 102

Влияние и власть. 102

Баланс власти. 102

Формы власти и влияния. 103

Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх. 103

Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление. 103

Законная власть. Влияние через традиции. 104

Власть примера. Влияние с помощью харизмы. 104

Власть эксперта. Влияние через разумную веру. 104

Убеждение и участие 104

Влияние путем убеждения. 105

Влияние через участие (привлечение) сотрудников в управлении. 105

Практическое использование влияния. 105

Лидерство 106

Обзор теорий лидерства 106

Подход с позиции личных качеств. 106

Поведенческий подход к лидерству 106

Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке. 108

Двумерная трактовка стилей лидерства. 108

Стиль, удовлетворение и производительность 109

Ситуационные подходы к эффективному лидерству. 109

Ситуационная модель сопряженных признаков Фидлера. 109

Подход “путь-цель” Митчела и Хауса 110

Теория жизненного цикла. 111

Модель принятия решений руководителем Врума- Йеттона. 111

Адаптивное руководство. Заключительные замечания. 111

«Мышление» – новое знание или лучший путь? 112

Критическое мышление в анализе ситуаций (кейсов). 115

Как анализировать кейс? 115

Временная сегментация. 117

Общая модель для анализа 119

Факты из кейса 119

Зависимые Переменные 119

Существенные Спорные Проблемы 120

Рекомендации 120

Поймите каждый компонент модели. 121

Классические функции менеджмента. 122

Категория организационного поведения. 124

Макро организационные категории 125

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ 127

Отношение к информации при диагностике Существенных Спорных Проблем и рекомендации. 139

Обобщение конструкта. 140

Пример "Обувная фабрика Обурна" 142

Пример анализа кейса "Обувная фабрика Обурна" 148

Содержание. 148

Обзор. 149

Предыстория. 149

Факты примера. 149

Выделенные события 150

Предыстория. 150

Выделенные события (цитаты и динамические события). 150

Предыстория. 151

Краткое содержание. 151

Зависимые переменные 152

Предыстория. 152

Таблица. 152

Содержание в целом. 153

Категории независимых переменных. 154

Предыстория. 154

Независимые переменные. 154

Продолжение независимых переменных. 155

Обсуждение. 155

Предыстория. 155

Обсуждение. 155

Существенные Спорные Проблемы 156

Рекомендации. 157

Вопросы к экзамену по «Управлению организацией» 160

Литература 163



В последний день третьего европейского симпозиума по менеджменту в Давосе (февраль 1973 г.) был предложен проект кодекса “этики поведения” менеджеров предприятия, который звучит так:




А. Профессиональной задачей менеджера предприятия является служение клиентам, сотрудникам, вкладчикам денег и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу интересов.
Б. 1. Менеджер должен служить клиентам. Он должен наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов. Честное соревнование между предприятиями, которое обеспечивает максимально возможное снижение цены, качество и разнообразие изделий должно быть предметом его устремлений. Менеджер предприятия должен пытаться воплотить новые идеи и технологический прогресс в конкурентоспособные изделия и услуги.
2. Менеджер предприятия должен служить сотрудникам, так как он только тогда воспринимается сотрудниками в свободном обществе, когда одновременно соблюдаются их интересы.
Менеджер предприятия должен стремиться к обеспечению рабочих мест, повышению реальных доходов и способствовать гуманизации труда.
3. Менеджер предприятия должен служить вкладчикам капитала. Он должен обеспечивать доход на вложенные капиталы, выше, чем процент дохода в государственных заемных ссудах. Этот более высокий доход необходим, так как должно существовать вознаграждение за больший риск. Менеджер предприятия является опекуном вкладчика капитала.
4. Менеджер предприятия должен служить обществу. Он должен обеспечивать жизнеспособную окружающую среду для будущих поколений, использовать врученные ему средства на благо общества. Он должен освоить новые методы научного управления предприятием и способствовать техническому прогрессу. Он должен обеспечивать , чтобы предприятие посредством своей регулирующей силы сделало все для выполнения сотрудниками своих задач. Менеджер должен поставить свои знания и опыт на службу обществу.
В. Услуги менеджера предприятия клиентам, сотрудникам, вкладчикам капитала и обществу возможны только в том случае, если обеспечивается долгосрочное существование предприятия. Для этого необходимы достаточные доходы предприятия. Доход предприятия поэтому является необходимым средством, а не конечной целью его деятельности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации