Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты - файл n1.doc

приобрести
Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты
скачать (1905.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1906kb.14.09.2012 09:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Ф.А. Кузин

ДИССЕРТАЦИЯ

Методика написания

Правила оформления

Порядок защиты

Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов

«ОСЬ-89»

2000

Кузин Ф.А.

К89 Диссертация: Методика написания. Правила оформления. По­рядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. — М.: «Ось-89», 2000. — 320 с.

ISBN 5-86894-384-8

Это пособие - одна из первых попыток рассмотреть весь процесс подготовки и ведения диссертационного исследования. Излагаются основы методологии, методики и техники научного труда, технология написания чернового и окончательного вариантов диссертации и правила оформления ее текстового и иллюстративного материала с учетом требований, предъявляемых к рукописям, направляемым в печать. Особо подробно описывается методика составления автореферата этой научной работы и процедура ее публичной защиты. В отличие от других книг, написанных на эту тему, диссертация здесь рассматривается с позиций книговедческой науки как особый вид научного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, независимо от того, на какую ученую или академическую степень диссертант претендует.

Пособие в основном адресовано магистрантам, аспирантам, соискателям и их научным руководителям. Оно может оказаться полезным и докторантам, а также всем тем, кто желает повысить культурный уровень научной работы.

Предисловие

Сегодня в новых социально-экономических условиях наблюдает­ся некоторое повышение интереса к проведению диссертационных исследований. Между тем стремление к такой научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение соискателями уче­ных степеней системы методологических и методических знаний. Пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов, крайне мало, причем многие из них или очень устарели, или стали библиографической редкостью. Этот факт существенно снижает качество выполнения диссертаций, не позволяя их авторам в полной мере реализовать свои возможности. Цель настоящего пособия — помочь им устранить этот недостаток.

В пособии поставлена задача — рассмотреть весь процесс подго­товки диссертаций от выбора темы этих квалификационных научных работ до их публичной защиты. Особое внимание в нем уделяется методологическим основам научного творчества, технологии подготовки диссертационного исследования, методике оформления его результатов и процедуре публичной защиты самих диссертационных работ.

В настоящем пособии использованы, обобщены и расширены материалы ранее вышедших книг автора по методике и технике подготовки кандидатских1 и магистерских2 диссертаций, а также другие его работы по культуре научного труда3.

Материал книги изложен в точном соответствии с требованиями «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 1185, «Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.08.93 № 42, а также с учетом других нормативных правовых актов Российской Федерации, которые регламентируют высшее и послевузовское профессиональное образование. Техническая подготовка диссертационной рукописи изложена на базе стандартов и инструкций, определяющих правила оформления научных работ, направляемых в печать.

В отличие от других книг, написанных на эту тему, диссертация рассматривается здесь с книговедческих позиций как особый вид на­учного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, направленного на научное освоение действительности и создание научных ценностей, обогащающих саму науку.

Пособие предназначено в основном магистрантам, аспирантам, соискателям и их научным руководителям. Оно также может оказаться полезным докторантам и всем тем, кто желает повысить культуру своей научной работы.

Автор в полной мере отдает себе отчет в том, что не все вопросы, затронутые в его книге, удалось осветить на должном уровне. Некоторые из них только поставлены и ждут дальнейшей более квалифицированной разработки, другие рассмотрены лишь частично. Эта книга — всего лишь первая попытка обобщения накопленного опыта подготовки всех видов диссертационных работ независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы.

Часть 1. Общие положения

1.1. Из истории становления диссертации как квалификационной научной работы

Система публичной защиты письменных сочинений на научные темы с целью получения научной квалификации стала складываться еще в средние века. Развитие высшего образования в университетах побудило их преподавателей готовить специальные научные труды, которые позже стали называться диссертациями.

Само слово «диссертация» в переводе с латинского на русский язык означает исследование, рассуждение. В частности, диссертация такого рода могла носить не только вид научной монографии, но и научной статьи. Еще раньше в этом значении использовали другие латинские названия, например «трактат» (рассмотрение, рассуждение), «комментарий» (объяснение, толкование, критика).

Такие научные труды становятся не просто литературными сочинениями, отражающими результаты научного исследования, а специально подготовленными произведениями, которые представляют эти результаты на публичное обсуждение и защиту с целью получения определенной научной квалификации (ученой степени).

В начале диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защита проходила в форме устной дискуссии. Но в XVI веке стали появляться печатные диссертации. В дальнейшем это стало общепринятым правилом, а сами диссертации обрели статус квалификационной научной работы.

Университетские уставы уже в XVI веке стали включать определенные требования к самостоятельной подготовке научных трудов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Это положило начало информированию научной общественности о научных разработках, представленных к защите в виде диссертаций. Появились и особые ученые степени. Ученая степень доктора наук впервые стала присуждаться Болонским университетом в 1130 году Парижский университет стал ее присуждать в 1231 году.

В России защита письменных диссертаций была введена после учреждения Московского императорского университета в 1755 году. В 1791 году этому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины, а в 1803 году указом императора в России были введены три ученые степени: кандидата, магистра и доктора наук.

Для получения каждой из этих ученых степеней устанавливались устные и письменные экзамены, после сдачи которых соискатель должен был публично защитить диссертацию на заседании факультета. В процедуре защиты должен был обязательно выступить один официальный оппонент. В 1804 году количество таких оппонентов увеличилось до трех.

В 1819 году было разработано и в этом же году утверждено «Положение о производстве в ученые степени», которое устанавливало четкий порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Согласно этому положению, при экзамене на звание магистра и доктора была учреждена публичная защита диссертаций и разработана ее процедура. Магистерскую диссертацию с этого времени разрешалось представлять помимо латыни и на русском языке. Докторской диссертации эта демократическая мера не коснулась.

В 1837 году было утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому упрощался экзамен для будущих докторов и разрешалось выполнение диссертаций не только на латинском, но и на русском языке.

В 1864 году принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени», которое предусматривало правила присуждения ученых степеней кандидата, доктора и магистра. Для получения каждой степени требовалось подготовить и публично защитить диссертацию.

Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что кандидатская диссертация не отвечала требованиям серьезного научного исследования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени — магистра и доктора наук, а сами диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите только в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к ней в виде тезисов объемом не более четырех страниц.

Защита докторских и магистерских диссертаций имела сходную процедуру. Она проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие все члены совета факультета, а также все желающие.

Для защиты диссертации назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета. Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже преподаватели, не имеющие ученой степени, на соискание которой представлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать все желающие.

За магистерскую диссертацию факультет имел право присуждать степень доктора. Для этого требовалось единогласное голосование. Решение факультета о присуждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателю выдавался диплом магистра или доктора наук.

Магистры наук в России получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали такие же академические знаки, как и доктора, только серебряные, а не золотые.

Таким образом, степень магистра имела в России весьма высокий научный статус, а сами магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, многие из которых послужили основой целых научных направлений. Так, в 1855 году Н.Г.Чернышевский защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. Однако в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Степени магистра наук не было. Она была восстановлена лишь в 1993 году.

Ученые степени по результатам защиты диссертаций до 1938 года присуждались квалификационными комиссиями, организованными при наркоматах, АН СССР, республиканских и отраслевых академиях. В 1937 году определен перечень отраслей наук, по которым производится защита диссертаций. Право утверждения докторских диссертаций передано Высшей аттестационной комиссии (ВАК). В 1945 году для защитивших диссертации были введены единые дипломы, выдаваемые ВАКом.

В настоящее время у нас действует Высший аттестационный комитет Российской Федерации (ВАК России)1, который руководствуется утвержденным постановлением Правительства РФ (от 24 октября 1994 года № 1185) «Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий». Именно это положение и определяет основные требования к докторским и кандидатским диссертациям.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает прежде всего образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Общие требования к магистерским диссертациям определены «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.08.93 № 42.

1.2. Диссертация как вид научного произведения

Диссертация в форме рукописи — это особый вид научного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, в котором реализуется научное творчество как процесс научного освоения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих саму науку Его предметом является система научных понятий, обеспечивающих функционирование в научной коммуникации основных форм знания, что дает возможность реализовать главные функции науки, такие как описание, объяснение, предсказание, обобщение, систематизация, явлений и фактов действительности.

В таком произведении фиксируются как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.

В отличие от других научных произведений диссертация в системе науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения ученой или академической степени. Именно она позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их научная новизна и практическая значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов свидетельствует о вкладе диссертанта в науку, а значит, демонстрирует уровень его научной квалификации, и прежде всего умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Присуждение ученых и академических степеней является важнейшим стимулом развития отечественной науки, обеспечивает укрепление государственного статуса и материального положения ее деятелей. Принятие решения о присуждении ученой или академической степени соискателю — это свидетельство признания его квалификации государством и научной общественностью.

Другое существенное отличие диссертации от других научных произведений (за исключением научно-технического отчета) состоит в том, что заключенная в ней научная информация передается в наиболее полном виде. Действительно, только здесь обстоятельно раскрывают результаты и ход научных изысканий, детально описывают методику ведения исследований, подробно прослеживают историю развития изучаемых явлений.

Полнота сообщаемой в диссертации информации находит свое отражение и в том, что здесь приводится особо детализируемый фактический материал, включающий подробные" обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и параллели, а результаты научного поиска описываются в наиболее целостной с точки зрения научного познания форме.

Содержание диссертации характеризует оригинальность и неповторимость приводимых сведений. Основой здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей природы и общества, а также обобщение ранее известных положений с других позиций или в совершенно ином аспекте.

С точки зрения общей динамики развития науки диссертация вводит в научный обиход новые представления, концепции и факты. В содержании такой работы отражается сущность в явлении, закономерность в случайности, общее в единичном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условии эта концепция признается состоятельной в научном смысле, т.е. обеспечивающей прирост научного знания.

Объективность — основное требование к описанию проведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. В то же время диссертация, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных научных фактов и субъективной их оценки. Другими словами, диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы. Именно этим объясняется, что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каждый ученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.

Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а «путем сознательного убеждения в их истинности на основе общезначимости для научного сообщества норм и критериев»1.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и полемического материала, связанного с пересмотром существующих взглядов.

Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предположение получает здесь научное объяснение или обоснование. Для этого диссертант в качестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования и подтверждения.

Специфично не только содержание, но и форма диссертации как особого вида научного произведения, для которого характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное освещение затронутых проблем и точность фактических данных.

Для текста диссертации типично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного математического аппарата. Ориентируясь на читателей, профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, в текст диссертации включается весь имеющийся в распоряжении ее автора знаковый аппарат (специальные термины, латинские обозначения, химические формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т.п.), то есть все, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам.

Поскольку диссертация, как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания и формы, то ее коммуникативная ценность во многом определяется степенью соответствия структуры такой работы особенностям разработки ее темы, т.е. правильностью выбора последовательности изложения научного материала. Только при условии выбора формы организации материала, в наибольшей степени соответствующей особенностям предмета, диссертация способна эффективно функционировать в системе научной коммуникации.

Структура диссертации является одним из уровней отражения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется задачей отражения внутренней логики развития исследования.

Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смысле аспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться в логической непротиворечивости и последовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания.

Эффективность структуры диссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности и связности, а также критерию соразмерности его частей.

Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры — часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность и эклектизм изложения научного материала.

Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов.

Связность — критерий диссертационной работы, который является обязательным условием существования ее текста как определенной структуры. Именно связность обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации.

Органическим качеством структуры диссертационной работы является соответствие объема того или иного фрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости. Это качество обеспечивает весомость изложенной в такой работе информации, отражающей авторскую логику мышления.

Традиционным элементом структуры диссертации являются приложения. В них помещают описания экспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графики, карты, исторические памятники научной мысли и т.п. Приложения существенно расширяют содержание диссертационной работы, дают дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более целостное представление о рассмотренной в нем научной проблеме.

В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала, поскольку стиль научной речи — это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ используют языковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенно это касается местоимения «я».

Все личные пристрастия, экспрессивно-оценочные моменты сознательно исключаются из текста диссертации. Ее языковое оформление очень рационально и находится в границах научного стиля речи, для которого основное требование — максимум информации при минимуме затраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательность всех суждений и оценок. Именно научный стиль определяет отбор лексических и синтаксических средств, формирует исторически обусловленные черты изложения научного материала.

Таковы основные видообразующие признаки диссертации как формы литературного оформления результатов, полученных в диссертационном исследовании. Именно эти признаки и выделяют рукописную диссертацию в самостоятельный вид научного произведения.

1.3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним

Докторская диссертация является квалификационной научной работой, в «которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народнохозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса»1.

После успешной публичной защиты докторской диссертации научным работникам, имеющим, как правило, степень кандидата наук или ученое звание профессора и опубликовавшим крупные научные труды, присуждается ученая степень доктора наук.

Степень доктора наук присуждается по следующим отраслям наук: физико-математическим, химическим, биологическим, геологоминералогическим, техническим, сельскохозяйственным, историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим, юридическим, педагогическим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.

В виде исключения докторская степень может быть присуждена и без защиты диссертации лицам, известным своими выдающимися научными трудами, открытиями и изобретениями, а также по совокупности выполненных научных работ.

Ученая степень доктора наук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторых других странах требования, предъявляемые к докторской диссертации, как правило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатским диссертациям.

Кандидатская диссертация — это научная квалификационная работа, «в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач»1.

После успешной публичной зашиты кандидатской диссертации лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум, присуждается ученая степень кандидата наук.

Кандидат наук имеет право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудника, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствует степени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собой специально подготовленную рукопись, которая «должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — рекомендации по использованию научных выводов.

Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке, Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать»2.

В отдельных случаях докторская и кандидатская диссертации могут представлять собой доклад, подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Доклад должен содержать краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования и разработки, должен быть не менее 20 авторских, листов (авторский лист —- это 40 тысяч печатных знаков или 23—24 машинописные страницы, напечатанные через два интервала на стандартных листах писчей бумаги).

В качестве докторской и кандидатской диссертации могут быть представлены опубликованная научная монография или опубликованный с соответствующим грифом и единолично написанный учебник.

Магистерская диссертация — особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая «является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии»1.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка — это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями у магистерской диссертации имеются существенные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно к магистерской диссертации это требование не является обязательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магистерской диссертации автореферат не требуется.

Соискатель степени кандидата и доктора наук представляет в специализированный совет перечень документов по строго установленному перечню. Соискатель степени магистра ограничивается представлением в Государственную аттестационную комиссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной программе магистра.

Существенно упрощена и сама процедура публичной защиты магистерской диссертации, не требующей назначения официальных оппонентов. Такая диссертация подлежит лишь обязательному рецензированию.

1.4. Современные формы подготовки диссертаций.1

Докторантура

Докторантура является одной из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок такой подготовки не должен превышать трех лет.

Для поступления в докторантуру поступающий в нее подает заявление на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации, осуществляющей подготовку докторантов, с приложением следующих документов:

— копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;

— анкеты;

— развернутого плана подготовки докторской диссертации;

— списка опубликованных научных работ, изобретений. Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.

Подготовка докторантов в пределах установленных контрольных цифр приема осуществляется за счет средств бюджетов высших учебных заведений и научных организаций и учреждений. Подготовка сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами.

Докторантам, зачисленным за счет средств бюджета, выплачивается государственная стипендия, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, однако за ними сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы. Кроме того, они имеют право на оплачиваемую работу при условии выполнения плана работы над диссертацией. Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.

В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.

Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации.

Перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций

Для подготовки докторских диссертаций сотрудники высших учебных заведений с ученой степенью кандидата наук могут переводиться на должности научных сотрудников сроком до двух лет. Для этого они должны подать заявление на имя ректора высшего учебного заведения по месту своей основной работы с приложением развернутого плана докторской диссертации и списка опубликованных научных работ. Их перевод на основании заключения соответствующей кафедры (факультета, ученого совета) и представленных документов оформляется приказом ректора.

Лица, переведенные на должности научных сотрудников, могут быть по их просьбе прикомандированы для проведения научного исследования к другим высшим учебным заведениям или научным учреждениям (с согласия последних), которые обеспечивают научными консультациями и осуществляют контроль за их работой. При необходимости им могут назначаться приказом ректора научные консультанты из числа докторов наук, профессоров.

По истечении года научные сотрудники представляют ученому совету высшего учебного заведения, в штате которого они состоят, отчет о работе над диссертацией, по результатам которого ученый совет принимает решение с рекомендацией о продлении пребывания их в должности научных сотрудников на следующий годичный срок или о возвращении на прежнее место работы.

Научные сотрудники, прикомандированные к другим высшим учебным заведениям и научным организациям, учреждениям, представляют научный отчет ученому совету высшего учебного заведения или научно-техническому совету научного учреждения, организации по месту прикомандирования. Заключение совета направляется в высшее учебное заведение, в штате которого состоит научный сотрудник, и учитывается при решении вопроса о дальнейшем его пребывании в занимаемой должности научного сотрудника.

Аспирантура

Аспирантура — наиболее распространенная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров, которая предоставляет гражданам возможность повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, обладающих лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре ведется по очной и заочной формам. Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре — четырех лет.

Аспирантам очной аспирантуры время обучения засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы и выплачивается стипендия, а иногородним предоставляется общежитие. Такие аспиранты при условии выполнения индивидуального плана имеют право быть зачисленными на штатную должность либо выполнять работу на иных условиях оплаты. Они ежегодно пользуются каникулами продолжительностью два месяца, а тем из них, которые успешно завершили работу над диссертацией (в том числе досрочно), предоставляется месячный отпуск.

Аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения, при освоении по своему желанию обязательного минимума содержания профессиональной программы (если он не был освоен в процессе магистерской подготовки) получают дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» с выдачей соответствующего документа.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. К такому отпуску им добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Кроме ежегодных дополнительных отпусков, аспиранты-заочники имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 % получаемой заработной платы, а также по их желанию на четвертом году обучения им может предоставляться дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. Таким аспирантам предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

Прием в аспирантуру проводится ежегодно. Для поступления в нее к заявлению о приеме прилагаются следующие документы:

— копия диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании и приложения к нему;

— анкета;

— список опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений или реферата;

— удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов.

Документ, удостоверяющий личность, и диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения предоставляется лично самим поступающим.

Перед поступлением в аспирантуру поступающий должен пройти собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. Эта комиссия выносит решение о допуске поступающего к вступительным экзаменам и доводит до него свое решение в недельный срок.

Конкурсные вступительные экзамены проводятся по специальной дисциплине, философии и иностранному языку. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены экзамены по этим предметам.

Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены действительны в течение календарного года.

Лицам, допущенным к вступительным экзаменам, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру приказом ректора высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации утверждается из числа докторов наук или профессоров научный руководитель, который направляет работу аспиранта, помогая ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений — это задача самого диссертанта. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности:

— рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

— проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

— контролирует выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана;

— оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;

— дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук.

Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в установленные сроки.

За время обучения в аспирантуре аспирант обязан:

— полностью выполнить индивидуальный план;

— сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

— завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Аспирант ежегодно аттестуется кафедрой (отделом, лабораторией, сектором). Аспирант, не выполнивший в установленные сроки индивидуальный учебный план, отчисляется из аспирантуры. Ученые советы высших учебных заведений (факультетов) и научно-технические советы научных учреждений, организаций осуществляют контроль за работой аспирантуры и систематически заслушивают отчеты аспирантов и их научных руководителей.


Подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства

Самостоятельная работа специалистов над кандидатскими и докторскими диссертациями является одной из форм подготовки и повышения квалификации научно-педагогических, научных кадров и работников учебных заведений, предприятий и организаций.

Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Они для подготовки докторских диссертаций прикрепляются к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации. Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более четырех лет.

Соискателями ученой степени кандидата наук могут быть лица, имеющие высшее профессиональное образование. Они прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации. Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет, а для подготовки диссертации — не более 3 лет.

Для прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации соискатель подает заявление на имя руководителя. При этом соискатель, работающий над докторской диссертацией, предъявляет диплом кандидата наук, а соискатель, работающий над кандидатской диссертацией, прилагает к заявлению копию диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании и удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (если они сданы). Документ, удостоверяющий личность, и диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании предъявляется соискателем лично.

Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного консультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается.

Соискатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным руководителем (консультантом) индивидуальный план (план подготовки диссертации) в срок не позднее 3 месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации. Эти планы и тема диссертации утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий).

Соискатели ученой степени кандидата наук сдают по месту прикрепления кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине. При отсутствии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации права приема кандидатских экзаменов по отдельным дисциплинам (философии, иностранному языку) по ходатайству руководителей этих высших учебных заведений или научных учреждений, организаций соискателям разрешается сдача кандидатских экзаменов по таким дисциплинам в других высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру

Соискатели периодически отчитываются и ежегодно аттестуются кафедрой высшего учебного заведения или отделом (сектором, лабораторией) научного учреждения, организации. Соискатели, не выполняющие индивидуальный учебный план работы, подлежат отчислению.

Кандидатские экзамены

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена — установить глубину профессиональных знаний соискателя и степень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук, а также для соискателей ученой степени доктора наук, не имеющих степени кандидата наук.

Кандидатские экзамены устанавливаются по философии, иностранному языку и специальной дисциплине. Такие экзамены сдаются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, научных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, и на кафедрах Российской академии наук.

Студентами, обучающимися в магистратуре, могут быть сданы кандидатские экзамены по философии и иностранному языку по программам, утвержденным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине должен выявить уровень теоретической и профессиональной подготовки соискателя, знание общих концепций и методологических вопросов данной науки, истории ее формирования и развития, фактического материала, основных теоретических и практических проблем данной отрасли знаний. Такой экзамен сдается по программе, состоящей из двух частей: типовой программы-минимум по специальности, разрабатываемой ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями и утверждаемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, и дополнительной программы, разрабатываемой соответствующей кафедрой (отделом, сектором, лабораторией).

Дополнительная программа должна включать новые разделы данной отрасли науки и разделы, связанные с направлением научных исследований соискателя, а также учитывать последние достижения в данной отрасли науки и новейшую литературу.

Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности.

Сдача кандидатского экзамена по философии разрешается в высших учебных заведениях, имеющих самостоятельные кафедры философии, в Институте философии и на кафедрах философии Российской академии наук; в высших учебных заведениях, имеющих в составе кафедр социально-гуманитарных наук не менее двух преподавателей, один из которых должен быть доктором философских наук, а другой может быть кандидатом философских наук, а также в научных организациях, имеющих аспирантуру по указанной специальности.

Сдача кандидатского экзамена по иностранному языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, допускается в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих аспирантуру по профилю диссертации соискателя и специалистов соответствующей квалификации по данному языку, а также на кафедрах иностранного языка Российской академии наук.

Кандидатские экзамены по философии и иностранному языку как общенаучным дисциплинам сдаются по примерным образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Кандидатские экзамены принимаются, как правило, 2 раза в год в виде сессий продолжительностью 1—2 месяца каждая. В случае представления диссертационной работы в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть принят вне сроков сессии.

По усмотрению экзаменационной комиссии такие экзамены проводятся по билетам или без билетов. Для подготовки ответа соискатель использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в течение года. На каждого соискателя заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и вопросы, заданные соискателю членами комиссии. Уровень знаний соискателя оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается.

Кандидатские экзамены разрешается сдавать в любой последовательности, однако опыт показывает, что предпочтительнее начинать подготовку и сдачу экзаменов по философии. Не овладев общими философскими категориями и понятиями и не освоив общей методологии науки, исследователь не может правильно применить специальные научные методы в своей повседневной работе, объяснить значение новых научных фактов. Без твердых знаний в области философии и общей методологии науки невозможно разобраться и понять сложные теоретические вопросы специальных дисциплин. Поэтому и подготовку к кандидатскому минимуму следует начинать именно с изучения философии.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине обычно сдается в последнюю очередь. Но это не значит, что такой экзамен является менее важным, чем экзамен по другим дисциплинам кандидатского минимума. Просто к этому времени соискатель обычно успевает «войти» в свою тему и потому сдавать экзамен по ней ему будет значительно легче.

О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение установленной формы, а по месту сдачи последнего экзамена удостоверения о сдаче предыдущих кандидатских экзаменов заменяются на единое удостоверение.

Магистратура

Магистратура является формой подготовки магистров, т.е. специалистов, подготовленных к научно-исследовательской и научнопедагогической деятельности. Магистры — это специалисты, обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творчества, а также знакомые с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации. Другими словами, магистры умеют:

— формулировать задачи исследования;

— формировать план исследования;

— вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

— выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

— обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

— представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати1.

При очной форме подготовки магистров срок их обучения составляет не менее 6 лет по любому из направлений высшего профессионального образования и состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее чем двухлетней, ориентированной на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность специализированной подготовки. Таким образом, шестилетняя программа подготовки магистров включает как составную часть четырехлетнюю программу подготовки бакалавров, которая содержит необходимый минимум фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин, создавая тем самым условия для достижения университетского уровня образованности в соответствующем образовательном направлении.

Разработанные государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров обеспечивают большую индивидуализацию в обучении, предоставляя возможность вузам определять около 80% содержания двухлетней программы специализированной подготовки.

Правом обучения по программе магистра обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ высшего образования и имеющие диплом о высшем образовании.

В тех случаях, когда в магистратуру поступают лица, имеющие диплом бакалавра по соответствующему направлению, условия приема и перечень вступительных контрольных испытаний (собеседование, тестирование, экзамены) устанавливает вуз, которому предоставлено право подготовки магистров. Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению, устанавливается обязательный экзамен в объеме требований, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бакалавра по соответствующему направлению магистратуры.

Характеристика такого направления дается в форме аннотированного перечня магистерских программ. Под магистерской программой понимается актуальная крупная научная проблема направления. Перечень магистерских программ характеризует проблемное поле направления. Данные о подготовленности и основных сферах профессиональной деятельности магистра обычно отражаются с учетом специфики направления1.

Обучение в магистратуре ведется как с отрывом, так и без отрыва от трудовой деятельности. Срок обучения для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.

Обучение в магистратуре проводится в соответствии с индивидуальным планом студента.

Индивидуальный план является основным руководящим документом, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения студента в магистратуре и формы его аттестации. В нем же формулируется тема магистерской диссертации.

Магистерская диссертация выполняется под руководством научного руководителя, который должен иметь степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения диссертации на стыке научных направлений допускается назначение одного или двух консультантов2.

Лицам, закончившим магистратуру и успешно защитившим магистерскую диссертацию, присуждается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ДИССЕРТАЦИЯ Методика написания
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации