Курсовая работа - Аренда и лизинг в мировой практике - файл n1.docx

Курсовая работа - Аренда и лизинг в мировой практике
скачать (77.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx78kb.14.09.2012 08:47скачать

n1.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Факультет экономики и финансов

Кафедра экономической теории
Курсовая работа

на тему: «Аренда и лизинг в мировой практике».
Руководитель: Исполнитель:

студент 2-го курса ФэиФ

«__»____________2008г. ЭФ-23 Егорушкина А.А.

«__»_____________2008г.

Соруководитель:

«__»____________2008г.

Санкт-Петербург

2008

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

История возникновения лизинга

4-5

Сущность экономической категории «лизинг»

5-7

Виды лизинговых сделок

11-16

Аренда. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преимущества лизинга

7-12

Мировой лизинговый рынок

12-15

Международные лизинговые операции

15-20

Современное состояние лизингового рынка в России

20-23

Заключение

24

Приложение 1

25

Приложение 2

26

Приложение 3

27

Приложение 4

28

Список используемой литературы

29


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьёзная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. В ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития бизнеса. Анализ лизинговой деятельности зарубежных государств поможет сделать выводы о том, какой политики стоит придерживаться отечественным лизинговым компаниям. В частности, стоит обратить внимание на страны, в которых вот уже более сорока лет назад сложилась высокая культура проведения лизинговых операций, такие как США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Австрия.

Лизинг обладает высоким потенциалом активизации экономического сотрудничества с зарубежными странами, в связи с чем международный лизинг получает все большее распространение.

В настоящее время в России интерес к лизингу в силу присущих ему возможностей все более возрастает. Увеличивается число лизинговых компаний, как российских, так и зарубежных, расширяют поле деятельности существующие.

Помимо представителей малого бизнеса, которые не имеют достаточных средств и предпочитают не прибегать к кредиту, в лизинге так же заинтересованы действующие производства, поскольку он помогаем им расширить рынок сбыта производимого оборудования, а также инвесторы, которым лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счёт действенной защиты от неплатёжеспособности клиента.

Благополучными для развития российского лизинга были 1996, 1997 годы, начало 1998 г. Отечественные и зарубежные банки, крупные производители и поставщики машин и оборудования всерьез стали обращать внимание на возможность применения в России известного во всем мире высокоэффективного финансового инструмента — лизинга. Этот период отличается образованием большого количества лизинговых компаний. Стали появляться даже лизинговые холдинги. Годовой объем стоимости заключенных лизинговых договоров достиг 1 млрд. долл. И хотя еще большие суммы фигурируют в лизинговых проектах, находящихся в стадии проработки, эти объемы пока незначительны для нашей страны.

Уровень развитости лизинговых отношений, как правило, является своеобразным показателем развитости всей экономики страны. Для примера, у нас удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство составляет менее 1,5%, в то время как в ведущих и успешно развивающихся странах этот показатель достигает 25 — 30% и более.


1. История возникновения лизинга

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит ко временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель.

Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади.

В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в США в начале XIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта. В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.

В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

На сегодняшний день в Западной Европе сложилась следующая структура лизингового рынка. На первом месте по объему лизинговых операций находится лизинг автомобилей; на втором – промышленное оборудование; далее следуют компьютеры и офисное оборудование; транспортные средства производственного назначения, суда, самолеты, железнодорожные вагоны и локомотивы. Всего в Западной Европе при помощи лизинга осуществляется около 20% производственных инвестиций.

2. Сущность экономической категории «лизинг».

Термин «лизинг» происходит от английского глагола «to lease» и означает «сдавать и брать имущество внаем».

Относительно экономической сущности лизинга у экономистов пока ещё нет единого мнения. Его содержание и роль в теории и на практике трактуется по-разному. Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности, другие полностью отождествляют его с долгосрочной арендой или с одной из её форм, которая в свою очередь сводится к наёмным или подрядным отношениям, третьи считают лизинг завуалированным способом купли – продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, четвёртые интерпретируют как действия за чужой счёт, т.е. управление чужим имуществом по поручению доверителя.

Считается общепризнанным, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую, сложную тройственную основу и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимно проникают друг в друга, образуя новую организационно-правовую форму бизнеса. В нем реализуется комплекс имущественных отношений, связанных с передачей средств производства во временное пользование путем их купли и последующей сдачи в аренду.

Лизинг относится к предпринимательской деятельности более высокого уровня по сравнению с арендной, банковской или коммерческой (торговой), так как он предполагает и требует широкого диапазона знаний и финансового бизнеса, положения в производстве на рынках оборудования и недвижимости, а также изменяющихся клиентов и их особенностей аренды. Классическая лизинговая операция осуществляется с участием трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества. Схема самой операции выглядит следующим образом. Будущий лизингополучатель нуждается в определенном имуществе, для приобретения которого у него нет свободных денежных средств. Он обращается в лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми ресурсами, с предложением о заключении договора лизинга. По условиям этого договора лизингополучатель выбирает продавца необходимого ему имущества, а лизингодатель приобретает это имущество и передает его как свою собственность во временное пользование лизингополучателю, который выплачивает лизингодателю установленные лизинговые платежи. По окончании срока договора имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя (приложение 1).

Число участников операции может сократиться до двух, если лизингодатель либо лизингополучатель одновременно является продавцом имущества. В реализации крупномасштабной и дорогостоящей операции, напротив, может участвовать больше сторон. В этом случае лизингодатель, как правило, привлекает к сделке новых участников, способных обеспечить необходимые объемы финансирования (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.д.).

С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений, связанных с куплей-продажей, и отношений, связанных с временным использованием имущества. С позиций обязательственного права эти отношения реализуются с помощью двух видов договоров: договора купли-продажи и договора лизинга.

В том случае, если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества по окончании срока договора, то отношения по временному использованию имущества вновь трансформируются в отношения купли-продажи. Только теперь они возникают между лизингодателем и бывшим лизингополучателем, в чью собственность переходит имущество.

Важно отметить, что все элементы лизингового процесса тесно связаны между собой. Отношения по временному использованию имущества, регулируемые договором лизинга, возникают только после реализации договора купли-продажи. Получается, что только исполнив один договор, можно перейти к реализации следующего. Вместе с тем очевидно, что отношения по передаче имущества во временное пользование играют здесь определяющую роль, а отношения по купле-продаже имущества имеют подчиненное значение.

Так же тесно взаимодействуют между собой все участники лизингового процесса. На первом этапе поставщик имущества и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом лизингополучатель, юридически не являясь стороной договора купли-продажи, активно участвует в сделке, выбирая необходимое ему имущество и конкретного поставщика. Все технические вопросы реализации договора купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки, гарантийные обязательства и т.п.) решаются между поставщиком имущества и лизингополучателем. На лизингодателя ложится обеспечение финансовой стороны сделки.

На втором этапе покупатель имущества — лизингодатель сдает его по договору лизинга во временное пользование лизингополучателю. Однако поставщик имущества остается реальным участником сделки. Несмотря на то, что юридически договор купли-продажи связывает его только с лизингодателем, он несет ответственность за качество поставляемого имущества непосредственно перед лизингополучателем.

Экономическая сторона лизинговой операции выглядит следующим образом. Имущество, передаваемое в лизинг, является собственностью лизингодателя. Он становится собственником имущества, приобретая его у продавца за полную стоимость по договору купли-продажи. Лизингополучатель по договору лизинга получает право на владение и пользование имуществом в течение определенного времени. За это право лизингополучатель выплачивает лизингодателю установленную договором сумму в виде лизинговых платежей, которые включают полную или частичную компенсацию стоимости имущества, а также плату за саму лизинговую услугу и другие дополнительные услуги лизингодателя.

«Затраты лизингодателя по сделке (Здат) могут быть выражены равенством:

3дат = СИ + ПК + ДУ+ДРс + ДРн (1),

где СИ — стоимость имущества, передаваемого в лизинг; ПК — проценты за кредит, если для приобретения имущества были привлечены заемные средства; ДУ— стоимость дополнительных услуг; ДРс — другие расходы, связанные с данной сделкой (по страхованию имущества, валютных рисков, уплате налогов и т.д.); ДРн - другие расходы, не связанные с данной сделкой (на содержание помещений, оплату персонала и т.д.).

Затраты лизингополучателя по сделке (Зпол), т.е. сумма причитающихся к выплате лизинговых платежей, выражаются следующим равенством:

Зпол = К*СИ + ПК + ДУ + ДРс+ КВ (2),

где К— коэффициент, учитывающий величину амортизации имущества в течение срока действия договора лизинга; KB— комиссионное вознаграждение лизингодателя за собственно лизинговую услугу».

Сопоставление двух равенств показывает, что затраты лизингодателя на приобретение имущества могут не полностью компенсироваться лизинговыми платежами. Степень компенсации затрат зависит от соотношения между периодом действия договора и сроком амортизации имущества. Если срок амортизации превышает период действия договора, то имущество по окончании договора, как правило, остается в собственности лизингодателя, но учитывается уже по остаточной стоимости.

Для лизингодателя комиссионное вознаграждение является источником не только покрытия затрат, не связанных с данной конкретной сделкой, но и образования прибыли. Поэтому его основной интерес заключается в предоставлении собственно лизинговой услуги; именно здесь он видит свою экономическую выгоду. Что касается лизингополучателя, то ему необходимо соизмерять свои затраты по лизинговой сделке с той вероятной прибылью, которую он получит при использовании имущества, а это требует более сложных и тщательных расчетов.

Следует отметить, что договор лизинга может также предусматривать право лизингополучателя на выкуп используемого имущества, причем как по окончании договора, так и в течение срока его действия. Выкупная цена устанавливается либо в самом договоре, либо в специальном соглашении сторон. Имущество может выкупаться как по остаточной стоимости, так и по рыночной, так называемой красной цене на такое же или аналогичное имущество.

3. Виды лизинговых сделок.

В мировой практике находят применение самые разнообразные виды лизинга. Их классификация может осуществляться по целому ряду признаков.

Срок использования лизингового имущества служит одним из критериев для разграничения финансового и оперативного лизинга, которые особенно распространены в современной деловой практике.

Финансовый лизинг (finance leasing) отличается наиболее продолжительными сроками использования лизингового имущества, которые могут составлять 10 лет и более. Срок, на который имущество передаётся во временное пользование, как правило, совпадает с его нормативным сроком службы и периодом полной амортизации. За время действия договора лизингодатель целиком окупает свои затраты на приобретение имущества. Поэтому именно для финансового лизинга характерно предоставление лизингополучателю права на выкуп имущества в собственность по его остаточной стоимости по окончании срока действия договора лизинга.

При оперативном лизинге (operative leasing) имущество предоставляется в пользование на период, который намного меньше его нормативного срока службы (сезонное, разовое, целевое использование имущества). Поэтому предметом этого вида лизинга часто является высокотехнологичное оборудование с высокими темпами морального старения. Отличительными чертами оперативного лизинга являются частичная амортизация лизингового имущества и соответственно неполная окупаемость затрат на его приобретение в течение срока действия одного договора. Таким образом, лизингодатель вынужден многократно предоставлять имущество во временное пользование различным лизингополучателям. В результате существенно возрастает риск того, что лизингодатель не сумеет возместить все свои затраты на приобретение имущества, поскольку со временем спрос на него может сократиться. По этой причине размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге гораздо выше, чем при финансовом лизинге. Оперативный лизинг широко используется в транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях.

В зависимости от количества участников сделки различают прямой и косвенный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда лизингодатель одновременно является поставщиком имущества, а сама сделка носит двусторонний характер. При косвенном лизинге между поставщиком имущества и лизингополучателем стоит один или несколько финансовых посредников. Если посредник один, то это— классичесская трехсторонняя лизинговая сделка. При увеличении числа посредников заключаются сложные многосторонние сделки.

Разновидностью прямого лизинга является возвратный лизинг (sale and leaseback). Его особенность состоит в том, что собственник имущества сначала продает его будущему лизингодателю, а затем сам арендует этот же объект у покупателя, т.е. одно и то же лицо (первоначальный собственник) выступает и в качестве поставщика и в качестве лизингополучателя. В результате лизингодатель как бы дает ссуду под залог имущества, находящегося у продавца. Операции возвратного лизинга позволяют предприятиям временно высвобождать связанный капитал за счет продажи имущества и одновременно продолжать фактически пользоваться им уже на правах аренды. Не исключается возможность последующего выкупа имущества и восстановления права собственности на него первоначального поставщика-пользователя. Этот вид лизинга используется в тех случаях, когда предприятия испытывают финансовые затруднения. Возвратный лизинг успешно используется для выравнивания баланса путем продажи своего движимого и недвижимого имущества не по балансовой, а по обычно опережающей рыночной стоимости. Таким способом предприятие приводит свой баланс в соответствие с рыночной обстановкой, существенно увеличивая финансовый потенциал и одновременно удерживая свою прежнюю собственность в пользовании. Привлечение дополнительных ликвидных средств за счет первой фазы возвратного лизинга обеспечивает фирме доступ к нетрадиционным финансовым источникам.

Лизинг поставщику отличается от возвратного тем, что поставщик оборудования хотя и выступает в роли продавца и арендатора одновременно, но не является пользователем имущества, которое он обязательно передает в сублизинг третьему лицу.

Одной из наиболее сложных форм косвенного лизинга считается так называемый раздельный лизинг (leverage leasing), или лизинг с использованием дополнительных источников финансирования. Сделки этого типа заключаются, как правило, для реализации дорогостоящих проектов, имеют большое количество участников и отличаются сложностью финансовых потоков.

Особенность раздельного лизинга заключается в том, что лизингодатель, приобретая имущество, оплачивает из своих средств только часть его стоимости. Остальную сумму, обычно до 70-80% стоимости объекта лизинга, он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизингодатель пользуется всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются исходя из полной стоимости имущества. Важным моментом являются также условия предоставления ссуды. Заемщик — лизингодатель непосредственно не несет ответственности перед кредиторами за возврат ссуды. Он лишь оформляет в пользу кредиторов залог на переданное в лизинг имущество и уступает им право на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Таким образом, основные финансовые риски по сделке несут кредиторы, а ее обеспечением служат имущество и лизинговые платежи. Надо отметить, что сегодня более 85% всех лизинговых сделок в мире строится на основе раздельного лизинга. В России же раздельный лизинг получил наибольшее распространение в силу неразвитости лизингового бизнеса и финансовой слабости лизинговых компаний.

По типу передаваемого в лизинг имущества различают лизинг движимого имущества, т.е. различных видов технического оборудования, и лизинг недвижимости, т.е. производственных зданий и сооружений.

Новой тенденцией в практике лизинга движимого имущества, получившей развитие в последнее время, является передача в лизинг оборудования, уже находившегося в эксплуатации. Предприятие — собственник имущества самостоятельно или через посредника — лизингодателя предоставляет в лизинг исправно работавшее, но в данный момент простаивающее оборудование. По окончании срока лизинга оборудование возвращается собственнику и может быть поставлено под производственную нагрузку. Предприятие тем самым не только экономит на издержках, но и получает дополнительный доход. Лизингополучателя, в свою очередь, привлекает то, что лизинговые платежи рассчитываются исходя не из первоначальной, а оценочной стоимости оборудования, что существенно удешевляет сделку.

По степени окупаемости затрат на лизинговое имущество выделяют лизинг с полной и неполной окупаемостью. Лизинг с полной окупаемостью (full-payout lease) имеет место, когда в течение срока действия одного договора лизингодатель полностью компенсирует затраты на приобретение передаваемого в пользование имущества. При лизинге c неполной окупаемостью (non full-payout lease) компенсируется только часть этих затрат.

В зависимости от условий амортизации передаваемого в лизинг имущества различают лизинг с полной и частичной амортизацией. Лизинг с полной амортизацией означает, что срок действия договора лизинга примерно совпадает с нормативным сроком службы имущества и его стоимость полностью списывается за время исполнения договора. Лизинг с неполной амортизацией предполагает, что период действия договора короче срока службы имущества, и позволяет списать только часть его стоимости.

По характеру и объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют чистый и так называемый мокрый лизинг. Чистый лизинг (net leasing) имеет место в том случае, когда лизингодатель оказывает только лизинговую услугу, т.е. предоставляет имущество во временное пользование, а его обслуживание и связанные с этим расходы целиком ложатся на лизингополучателя.

«Мокрый» лизинг (wet leasing) или полносервисный (частичносервисный) лизинг характеризует то, что лизингодатель предлагает лизингополучателю различные сопутствующие услуги, связанные с обслуживанием лизингового имущества. Если в лизинг передается оборудование, то такие услуги могут включать его регулярное профилактическое обслуживание, ремонт, страхование и т.п. При лизинге особо сложного оборудования с уникальными техническими характеристиками лизингодатель может брать на себя дополнительные обязательства, включая поставку необходимого сырья и комплектующих, обучение персонала, маркетинг и рекламную поддержку продукции лизингополучателя. Данный вид лизинга является одним из самых дорогостоящих.

В зависимости от географического фактора различают внутренний и внешний лизинг. При внутреннем лизинге все участники сделки являются резидентами одной страны. Внешний, или международный лизинг подразумевает, что хотя бы один из участников сделки является резидентом иностранного государства. Как частный случай внешнего лизинга можно рассматривать сделки между резидентами одной страны при условии, что в капитале хотя бы одного из них имеется иностранное участие.

Внешний лизинг в свою очередь подразделяют на экспортный и импортный. При экспортном лизинге резидентом иностранного государства является лизингополучатель, а при импортном лизинге — лизингодатель. Для России в настоящее время характерен импортный лизинг.

По виду лизинговых платежей выделяют лизинг с денежным платежом (денежный), когда все расчеты между участниками сделки осуществляются только в денежной форме; лизинг с компенсационным платежом (компенсационный), при котором услуги лизингодателя оплачиваются либо поставками товаров, произведенных с использованием лизингового имущества, либо встречными услугами; лизинг со смешанным платежом (смешанный), когда применяется сочетание денежной и компенсационной форм расчетов. В Российской практике лизинговые договора очень часто строятся по схеме компенсационного лизинга.

Лизинг, содействующий сбыту, является составной частью деловой активности любой лизинговой компании как за рубежом, так и в России. Он исходит из того, что если в основе любой лизинговой сделки лежит потребность не известного вначале для лизинговой компании клиента в некотором оборудовании, то сбыт лизинговой услуги, невозможный без выхода на такого клиента, следует сосредоточить там же, где происходит сбыт самого оборудования, т.е. у его продавца (поставщика). При правильной организации отношений для лизинговой компании сотрудничество с продавцом оборудования означает постоянный приток новых клиентов, а также возможность получить скидки от обычных цен реализации, которые могут быть распространены на клиентов (следовательно, условия лизинга будут более привлекательными для них), а могут быть сохранены в качестве дополнительного дохода лизинговой компании. Для продавца оборудования сотрудничество с лизинговой компанией означает возможность предложить, пусть и не от своего имени, внешнее финансирование сделки купли-продажи.

В частности, последняя схема, при которой сбыт оборудования осуществляется через лизинговую компанию, используется для возрождения автомобильного гиганта – ЗИЛ.

По суммарному размеру лизинговых платежей за весь срок действия договора лизинга на практике различают еще три вида лизинга: мелкий, стандартный и средний.

Мелкий лизинг (до 50000$) широко распространен во многих странах. Предметом таких сделок обычно является непроизводственное оборудование, т.е. незадействованное в процессе производства оборудование - компьютеры, оргтехника, телефонные станции, системы безопасности, оснащение офисных помещений.

В настоящее время в России рынок мелких лизинговых сделок ограничен. С одной стороны, работа в этом секторе рынка подразумевает постоянное заключение большого количества новых договоров. Это в свою очередь требует высокой технологичности в работе лизинговой компании, стандартизации и упрощении процедур поиска, рассмотрения, одобрения, заключения и исполнения лизинговых сделок, что сегодня не доступно многим лизинговым компаниям, весь штат которых из 1-2 руководителей, 2-3 исполнителей и 1-2 бухгалтеров.

Лизинговые компании очень неохотно занимаются мелкими сделками, поскольку при обычном подходе объем работы по оформлению и исполнению любой мелкой сделки не намного меньше, чем объем работы по средней сделке, в то время как масса прибыли гораздо меньше. С другой стороны, потенциальные клиенты не имеют достаточной информации о самой возможности взять в лизинг один или несколько компьютеров, офисную телефонную станцию или другое аналогичное оборудование, и в результате они обходятся собственными средствами и не предъявляют спроса на лизинговые услуги в данном секторе.

Между тем в развитых странах сектор мелких сделок является заметной частью лизинговой индустрии, хотя, например, в Великобритании в самом начале своего становления лизинговые компании ориентировались только на крупные и гораздо реже - средние сделки, как это происходит сегодня в России. Сегодня причина, по которой лизинговые компании стали работать в этом секторе, заключается в том, что они научились работать на нем: заключая большое количество мелких сделок, они получают относительно менее рискованный бизнес, приносящий повышенную норму прибыли.

Стандартный лизинг располагается в диапазоне 50000$-40млн.$, что соответствует цене таких популярных видов оборудования, как мини-пекарни, завод по разливу воды и др.

Подбор клиентов осуществляется лизинговыми компаниями в основном через филиальную сеть родственного (и финансирующего) банка. Работая с клиентами «своего» банка, лизинговые компании, с одной стороны, получают доступ к большому числу клиентов с относительно известной кредитной историей и, с другой стороны, оптимизируют процесс среднесрочного кредитования для связки «банк-дочерняя лизинговая компания» посредством использования специальной техники ценообразования и защиты от кредитных рисков. Фактически ряд банков (Сбербанк, Мосбизнесбанк) осуществляет среднесрочное (по современным российским понятиям это 2-3 года) кредитование своих клиентов на цели приобретения оборудования преимущественно через свои дочерние лизинговые компании.

Крупные лизинговые сделки (от 40-50 млн.$) ориентированы на объекты, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д. Работа в этом секторе рынка требует наличия больших финансовых ресурсов, а также серьезной подготовки специалистов лизинговых компаний, способных создать для отдельных заказчиков специальные финансовые схемы.

В России в отличие от развитых стран рынок крупных лизинговых сделок практически не существует.

Сублизинговая операция характерна тем, что лизингодатель передает имущество в пользование лизингополучателю не напрямую, а через посредника, еще одного лизингодателя. Лизинговые платежи от лизингополучателя поступают к основному лизингодателю также через данного посредника. Прямые расчеты между лизингополучателем и основным лизингодателем становятся возможными только в случае неплатежеспособности или банкротства посредника (Приложение 2).

Механизм сублизинга очень удобен, если сделка осуществляется в условиях значительной территориальной разобщенности между основным лизингодателем и лизингополучателем. В таком случае контроль за поставками и использованием имущества, сбор лизинговых платежей и решение других оперативных вопросов с лизингополучателем проще поручить посреднику- местной лизинговой компании.

Сублизинговые операции часто применяются в рамках сложных хозяйственных структур: холдингов, концернов и т.п., а также в международной сфере, где с их помощью добиваются максимального эффекта от использования налоговых льгот, существующих в разных странах. В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. В данном параграфе отражены наиболее распространенные из них. Формы лизинга становятся с каждым днем все разнообразнее, отвечая все новым запросам развивающейся мировой экономики, расширяя многообразие признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости лизингового имущества; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции; отношение к налоговым, таможенным и амортизационным льготам и преференциям; порядок лизинговых платежей; степень риска для лизингодателя и другое.

  1. Аренда. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преимущества лизинга.

Аренда – это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение пользование или только во временное пользование арендатору за арендную плату. Объектами аренды могут быть движимые и недвижимые вещи, в том числе: земельные участки, предприятия, здания, оборудование, транспортные средства и другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их эксплуатации. Договор аренды должен чётко определить конкретное имущество, сдаваемое в аренду. Запрещается сдавать в аренду предприятия оборонных отраслей, связи, транспорта, предприятия топливно– энергетических комплексов, здания государственных банков и т.д. В Российской федерации договор аренды должен быть заключён в письменной форме если он заключается на срок более одного года и если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока договора. Договор аренды подлежит государственной регистрации. Сторонами договора являются арендодатель – физическое или юридическое лицо, которое предоставляет имущество арендатору, и, собственно, арендатор – так же физическое или юридическое лицо, заключившее договор аренды с другой стороны и оплачивающее пользование и владение или же только временное пользование.

Лизинг имеет определенное сходство с арендой и кредитом. В приложении 4 приведены отличия аренды от лизинга.

Кредит, в свою очередь, базируется на трех основных принципах: срочности, поскольку дается на определенное время; возвратности, так как должен быть возвращен в установленный срок; платности, т.е. за пользование кредитом взимается процент. Эти принципы применимы и к лизингу. Отличие лизинговой сделки от кредитной, на первый взгляд, состоит лишь в том, что ее участники оперируют не финансовыми средствами, а имуществом, причем, как правило, это оборудование и другие инвестиционные товары. В связи с этим лизинг иногда классифицируют как товарный кредит на увеличение основных фондов.

Вместе с тем лизинг является самостоятельным видом договорных отношений и обладает целым рядом характерных особенностей, отличающих его и от аренды, и от кредита.

От аренды лизинг отличается, во-первых, тем, что в сделке, как правило, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имущества. При аренде же взаимодействуют только два участника: арендодатель и арендатор.

Во-вторых, предметом договора лизинга является специально приобретенное, а в некоторых случаях даже специально изготовленное имущество. В аренду же обычно сдается имущество, которым арендатор располагает на момент заключения сделки.

В-третьих, выбор необходимого лизингового имущества и его поставщика осуществляется самим лизингополучателем.

В-четвертых, обязанность по передаче лизингового имущества лизингополучателю лежит на поставщике, а не на лизингодателе, хотя последний не несет ответственность перед лизингополучателем за своевременное и качественное исполнение поставщиком своей обязанности. В случае выявления дефектов в имуществе лизингодатель освобождается от гарантийных обязательств и уступает лизингополучателю право предъявления рекламаций к поставщику. Вместе с тем после передачи имущества риск его случайной гибели или порчи также переходит к лизингополучателю.

В-пятых, важной отличительной чертой лизинга является невозможность внесения изменений в установленный договором срок, в течение которого стороны обладают гарантированным правовым статусом. Объясняется это тем, что срок договора обязательно соизмеряется с нормативным сроком службы имущества и лежит в основе расчета лизинговых платежей.

Наконец, лизингополучатель в отличие от арендатора может выкупать лизинговое имущество по окончании срока действия договора по заранее согласованной цене.

Лизинг и кредит различаются прежде всего разными правами сторон на имущество, являющееся предметом сделки. Кредитор обладает правом собственности на приобретенное в кредит имущество только до момента погашения долга заемщиком. С выплатой последнего взноса по кредиту право собственности на имущество автоматически переходит к заемщику. Полным собственником лизингового имущества, напротив, является лизингодатель. По договору лизинга он уступает лизингополучателю лишь право временного пользования принадлежащим ему имуществом. По завершении сделки и всех расчетов по ней лизингополучатель обязан вернуть имущество собственнику. Выкупить имущество и получить право собственности на него лизингополучатель может только в том случае, если такая возможность (так называемый опцион) была изначально предусмотрена условиями договора.

Еще одним существенным моментом является то, что приобретенное в кредит имущество заемщик, как правило, может использовать. по своему усмотрению, присваивая всю дополнительную прибыль. Право лизингополучателя на получение дополнительной прибыли в результате «нецелевого» использования лизингового имущества должно быть зафиксировано в договоре лизинга.

Следует отметить, что лизинговые и кредитные операции все более тесно переплетаются. Это связано с расширением практики и форм прямого и косвенного финансирования лизинговых сделок различными кредитно-финансовыми институтами.

Причины широкого распространения лизинга во всем мире кроются в ощутимых преимуществах, которые он несет всем участникам сделки, но вместе с тем от долгосрочного кредита лизинг отличается повышенной сложностью организации, которая заключается в большом количестве участников. Особо выгоден лизинг для предприятий, сфера деятельности которых зависит от резких сезонных колебаний спроса на товары или услуги (транспорт), их производства (сельское хозяйство) либо изменения географии работ (строительство). С помощью договоров лизинга эти предприятия могут быстро увеличить свой производственный потенциал на определенный срок или в определенном месте.

Лизингополучатель может зафиксировать в договоре лизинга удобную для себя периодичность лизинговых платежей, а также способ их расчета и форму выплаты. В практике американских лизинговых компаний, например, нередки случаи начисления лизинговых платежей в зависимости от производительности оборудования либо интенсивности его использования. Лизинговые платежи могут выплачиваться равными, уменьшающимися или возрастающими долями, осуществляться частично или полностью производимой на лизинговом оборудовании продукцией или встречными услугами.

Немаловажно и то, что риск физического и морального износа оборудования целиком лежит на лизингодателе. Лизингополучатель же при относительно небольших затратах имеет возможность постоянно обновлять свой производственный аппарат.

Для изготовителей и поставщиков оборудования лизинговые операции служат инструментом расширения рынков сбыта продукции, увеличения спроса на нее со стороны тех потребителей, которым из-за недостатка средств недоступно приобретение за полную стоимость, что в первую очередь характерно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того, производители оборудования, особенно на стадии освоения его новых типов, получают возможность оперативно выявлять и устранять конструктивные недостатки техники, повышать ее качество и конкурентоспособность.

Лизинговые компании, наращивая объемы операций, увеличивают свои прибыли. К тому же они в достаточно высокой степени защищены от различных коммерческих рисков, поскольку передаваемое в лизинг имущество одновременно служит обеспечением сделки и всегда может быть востребовано лизингодателем.

Растет интерес к лизинговым операциям со стороны банков и других кредитно-финансовых учреждений. Это открывает перспективы диверсификации деятельности, дает возможность вкладывать свободные денежные средства в надежный и прибыльный бизнес.

Быстрое развитие лизинга во второй половине 20 века, проявляющего тенденцию к более широкому распространению и увеличению роли в расширении производства во многих странах мира, обусловлено особенностями этого вида предпринимательской деятельности и, в том числе, его преимуществами по сравнению с традиционными формами экономической деятельности.

Во-первых, лизинг, представляя собой сочетание особого вида финансовых услуг со специфической формой предпринимательства, имеет большие шансы для развития в современной экономической ситуации в мире, когда в сфере оказания услуг финансового характера все больше углубляется специализация, а накопление кредитных ресурсов происходит крайне неравномерно.

Во-вторых, расцвет лизинга связан с тем, что он является уникальным инструментом развития мелкого и среднего бизнеса, который, хотя и по разным причинам, оказался на подъеме как в развитых странах треугольника: США-Япония-Западная Европа, так и в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Для предпринимательских структур мелкого и среднего масштаба деятельности, лизинг зачастую является единственным путем, позволяющим начать или расширить производственную деятельность, так как этот вид финансирования производства по своей сути более выгоден для предпринимателя по сравнению с приобретением оборудования за счет банковских кредитов: он не только позволяет расплатиться за оборудование после реализации произведенной на нем продукции (что характерно и для приобретения оборудования за счет банковского кредита), но и дает возможность включить свои расходы в себестоимость продукции, тогда как банковские кредиты оплачиваются за счет прибыли предприятий.

Подводя итоги можно сказать, что лизинг является сложной формой предпринимательской и финансовой деятельности, которая позволяет сочетать и комбинировать разного рода преимущества (финансовые, налоговые. инвестиционные), которые используют все его участники: лизингодатели, лизингополучатели, производители оборудования, страховщики и т.д. Лизинг соответствует макроэкономическим интересам соответствующих стран, что получает выражение в их экономической политике. Правительства многих стран, преследуя задачи экономического роста и поддержки инвестиций, создают для лизинга благоприятные условия путем разработки лизингового законодательства, способствующего его развитию, введения разного рода инвестиционных скидок и льгот, принятия благоприятных режимов амортизации. Расширению лизингового бизнеса содействует политика поддержки мелких и средних компаний, характерная для нынешнего времени.

  1. Мировой лизинговый рынок

Лизинг охватил весь мир в середине — конце 70-х годов. В этот период стала налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Наибольшую активность в этом деле проявила компания London Financial Global Leasing Report. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о национальных лизинговых рынках, прежде всего по пятидесяти крупнейшим. На основе этих данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах лизингового бизнеса.

Накопленная за многие годы статистическая информация очень важна для представления о сложившихся пропорциях в инвестициях, в активности проведения лизинговой деятельности. Статистика помогает проиллюстрировать и понять зависимость лизинга от политики продаж оборудования, техники; налогообложения и амортизации во многих странах; выявляет резервы развития лизинга. Последнее обстоятельство принципиально важно для России.

При любом заимствовании зарубежного опыта следует принимать во внимание не только внешнее сходство экономических процессов. Необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей стране и в странах с развитой рыночной экономикой.

Причины пристального внимания российских предпринимателей к лизингу совсем иные, чем у их зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в условиях обостряющейся конкуренции лизинг был дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта.

Из приложения 3 видно, как изменялись общемировые объемы проведения лизинговых операций в течение 19 лет.

В 90-х годах (1991—1996), когда лизинговый рынок достиг достаточно больших объемов, прирост составил 24%, т.е. ежегодные темпы роста равнялись 4,4%.

Наиболее динамичным было развитие североамериканского лизингового рынка. Его рост за последние шесть лет составил 36,2%. США являются лидером в проведении лизинговых операций. На долю этой страны в 1996 г. приходилось 39,5% общемирового уровня.

В Европе резкий скачок произошел во второй половине 80-х годов. Так, с 1985 по 1990г. объемы лизинговых операций увеличились в 4,8 раза. Даже с учетом корректировки на ежегодные несколько процентов инфляции произошел более чем четырехкратный рост лизинга. После 1991 г. ситуация резко изменилась. В европейской лизинговой индустрии грянул кризис. По времени это совпало с процессами, меняющими политическую карту континента. Также экономическая рецессия, имевшая место в Европе в 1992-93 гг., привели к сокращению объема операций, увеличению числа банкротств, усилению конкуренции за получением кредита, падению прибылей лизинговых компаний, а также к сокращению их общего числа. Усиление конкуренции на лизинговом рынке подтолкнуло лизинговые компании к снижению издержек, улучшению обслуживания клиентов путем предоставления новых видов лизинга, а также к углублению специализации. Лизинговые компании, контролируемые банками, ответили на угрозу возрастающей конкуренции со стороны лизинговых компаний, образованных производственными фирмами, предложением лизинга в увязке с традиционными банковскими продуктами. Им помогает в этом обширная сеть филиалов и отделений банков, расширилась практика создания специализированных филиалов, предназначенных исключительно для проведения операций по лизингу. Это еще раз подтверждает то, что рынок лизинга также как и инвестиционный рынок вообще, проявляет большую степень чувствительности по отношению к экономической конъюнктуре.

Значимость лизинга в ВВП - это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость лизингового рынка. В экономически развитых странах данный показатель находится на уровне 2-3%. Например, в Великобритании - 3,15%, Италии - 3,12%, Австрии - 2,72%, Германии - 2,19%, США-1,91%. В Российской Федерации он пока немногим более 1%.
Следующий показатель - удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды. Он также определяет важнейшие макроэкономические тенденции. Так, в США в течение ряда лет этот показатель был на уровне 29-31%, в Великобритании в 2005 году он соответствовал 24,8%, в Италии -19,2%, в Германии -18,6%. Этот показатель можно учитывать в рамках микроэкономических процессов на уровне предприятий-лизингополучателей.
В настоящее время уровень Российской Федерации по объему лизинговых операций, удельным показателям лизинга в ВВП и инвестициях в основные фонды (около 7%) соответствует Нидерландам.

Основным объемным показателем, который учитывается в лизинговых ассоциациях США, в Европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope), является объем нового бизнеса (new production), то есть стоимость новых заключенных договоров в течение отчетного года. Другой объемный показатель - это так называемый outstandings (неоплаченный долг, неполученные деньги), то есть сумма платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям, то есть величина портфеля. В российской практике используется несколько подходов к определению портфеля. Первый - на основе объемов продаж, то есть первоначальной стоимости имущества, приобретенного у поставщиков (продавцов), за исключением той части, которая уже была оплачена лизингополучателями. Эта методика привязана к учету объемов продаж фирм-производителей. Она объективно учитывает портфель, не принимая во внимание доходность.
Второй - на основе обязательств лизингополучателей по действующим договорам, то есть с учетом объемов реальных инвестиций в народное хозяйство страны. Дело в том, что первоначальная стоимость - это большая, но только часть реальной цены имущества, за которое платит лизингополучатель. Как видно, эта методика корреспондирует с методикой Leaseurope.
Третий - с учетом стоимости действующих (текущих) договоров лизинга за минусом авансовых платежей. Эта методика оценки слабо отражает реальную величину портфеля.
Были сделаны соответствующие расчеты по второму варианту. Величина совокупного лизингового портфеля в целом по стране на начало 2006 года была рассчитана на основе информации, представленной почти всеми лизингодателями, об обязательствах лизингополучателей по действующим договорам лизинга. Имеется в виду сумма платежей, которые еще предстоит выплатить. Рейтингование лизинговых компаний по стоимости портфеля действующих договоров представляется более осторожным и взвешенным по сравнению с оценкой по стоимости новых заключенных и профинансированных договоров, поскольку сглаживаются показатели, являющиеся результатами вспышек деловой активности отдельных компаний. Мировая практика лизинговых отношений свидетельствует о том, что у ведущих зарубежных лизингодателей обязательства лизингополучателей превышают объемы нового бизнеса в 2,5-4 раза. У ряда ведущих отечественных лизинговых компаний наблюдается аналогичная статистика. Это обстоятельство чаще всего предполагает стабильность развития договорных отношений и их предсказуемость, поступательное увеличение объемов бизнеса. Вместе с тем расчеты показывают, что в целом по нашей стране первый показатель превышает второй примерно в полтора раза. Во многом это обусловлено значительными темпами роста нового бизнеса в 2004-2005 годах. В результате с учетом сложившихся пропорций удалось установить, что портфель всех действующих договоров лизинга в России составлял к началу 2006 года $12 340 млн., включая НДС.

В США в 2005 году объём рынка лизинга составил 248 млрд. долларов.

Общий размер рынка лизинга в Европе в 2004г. Составил 229 532 млн. евро, из них лизинг оборудования – 192 160 млн. Доля лизинга оборудования в общем объёме инвестиций – порядка 17,4%. Ведущую роль на рынке играют четыре наиболее развитые страны: Великобритания – 53 651 млн., Германия – 44 410 млн., Италия- 38 040 млн., Франция – 26 915 млн. Доли ключевых игроков в целом составляют 71% рынка. Европейский рынок в значительной степени концентрирован: крупнейшие 10 компаний представляют 28%, а следующие за ними по масштабам 20 компаний – 41% рынка. Всего же на рынке работает более 1300 лизинговых компаний из 31 страны. При этом лизинговые компании в подавляющем большинстве входят в лизинговые ассоциации, которые являются членами Leaseurope и охватывают более 92% всего объёма лизинговых операций.

Основные тенденции рынка в последние годы таковы: рост рынка лизинга оборудования практически стабилен: темпы за последние 3 года от 7,6% до 9,42% за год; доля рынка «лидеров» снижается за счёт стран Центральной и Восточной Европы; при лизинге оборудования увеличивается число сделок длительностью от 5 до 10 лет и более 10 лет.

Отдельно стоит сказать о лизинге недвижимости. Максимальным спросом в Европе, как, впрочем, и в России, пользуются офисные помещения (26%), производственные помещения (28%), торговые площади (26%). При этом активный рост наблюдается в сфере лизинга торговых помещений — средние темпы роста превышают 30% в год. Доля лизинга объектов для гостиничного сектора относительно невелика и составляет около 7%. От российского рынка лизинга недвижимости рынки Западной и Восточной Европы отличает то, что значительная часть доходов лизинговых компаний приходится на дополнительные услуги, предоставляемые лизингополучателю. Лизинговые компании занимаются подбором и оценкой объектов недвижимости, предоставлением услуг по управлению объектами недвижимости, разработке проектов. Фактически лизинговая компания объединяет в себе функции агентства недвижимости и девелоперской компании. Финансовый лизинг постепенно уступает место комплексным решениям по созданию, приобретению и управлению объектами недвижимости. В странах Европы принципиально более высокая доля недвижимости в объемах нового бизнеса лизинговых компаний. В таких странах, как Германия, Испания и Франция, доля лизинга недвижимости колеблется от 14% до 17%. А рекордсменом по этому показателю стала Италия — 49%. Ежегодный объем сделок по лизингу недвижимости только в Италии превышает $23 млрд. Для этих стран лизинг уже давно стал традиционным инструментом приобретения недвижимости. Несколько менее развит рынок лизинга недвижимости в странах Восточной Европы. Здесь его доля колеблется около 10%. Однако это значительно больше, чем в России, где доля рынка лизинга недвижимости в суммарном объеме нового бизнеса пока не превышает 2%.Суммарный объем рынка лизинга коммерческой недвижимости в России в 2007 г., по предварительным данным, составил $600 млн, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 г. Однако рынок лизинга недвижимости характеризуется не очень высокой прозрачностью — большинство сделок не являются публичными, поэтому реальный объем рынка лизинга недвижимости больше официальных цифр. Данный сегмент рынка характеризуется большим потенциалом, но, несмотря на это, российские лизинговые компании не спешат его осваивать. Более того, многие компании даже не выделяют лизинг недвижимости в качестве отдельного продукта, предоставляя его наряду с лизингом оборудования и автотранспорта. Это связано как с отсутствием достаточного опыта для осуществления сделок с недвижимостью, так и с характерными для российского рынка недвижимости проблемами, среди которых занижение реальной стоимости объектов, их низкая балансовая стоимость, невозможность передачи в лизинг земельных участков и проч.



  1. Международные лизинговые операции.

В мировой практике наиболее распространены четыре основные модели международных лизинговых операций.

Первая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.

Вторая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через расположенную в стране лизингополучателя дочернюю фирму.

Третья модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакы по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через посредника — расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму. Фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение на согласованных условиях договора лизинга, а также его исполнение. Юридически отношения между двумя лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением, а расчеты осуществляются в форме либо комиссионного вознаграждения за услуги, либо встречной сделки, либо раздела прибыли.

Четвертая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране, а исполнение заключенного лизингового договора передает посреднику — расположенной в другой стране лизинговой фирме — на указанных выше условиях агентского соглашения.

Необходимо отметить, что одной из основных проблем, стоящих перед лизингодателем, является установление деловой репутации лизингополучателя. Особое значение это обстоятельство приобретает при международных лизинговых операциях. Понятно, что при заключении сделки с иностранным партнером уровень коммерческих рисков существенно возрастает в силу присущих разным странам различий в гражданском и торговом законодательствах, налоговом режиме, методах бухгалтерского учета, практике заключения и исполнения контрактов.

Другой особенностью международных лизинговых операций являются валютные риски, большую часть которых также несет лизингодатель. Заключение долгосрочной сделки, расчеты по которой ведутся в различных валютах, требует надежных гарантий против возможных колебаний валютных курсов, изменений в национальных режимах валютного регулирования, истощения запасов валюты у партнера и других негативных явлений. Условия каждой сделки специфичны, и, как показывает практика, обеспечить высокую степень защиты от валютных рисков можно лишь при тщательном учете всех ее нюансов.

Международные операции более рискованны для лизингодателя и с точки зрения защиты прав собственности на передаваемое в лизинг имущество, а также обеспечения гарантий его возврата по истечении срока договора. Кроме того, сделку может осложнять наличие политических рисков.

Выбор конкретной лизинговой схемы будет, безусловно, зависеть от особенностей сделки, профессионализма участников сделки, которого часто не хватает российским лизинговым компаниям. В России до сих пор нет уважения к законам, даже те несовершенные законы, которые уже существуют, работают далеко не всегда,- часто можно видеть произвол чиновничества, процветает коррупция и взяточничество. Это, в том числе, является препятствием для более широкого внедрения международного лизинга в России. Между тем, для России, именно международный лизинг играет первостепенную роль, по причине острой необходимости реконструкции устаревших предприятий, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Лизинг обеспечит тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на производство конкурентоспособной продукции.

Еще одной важной причиной является более низкая стоимость западного капитала. Если в России процентные ставки на займы в твердой валюте обычно превышают 15-20%, то стоимость привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, предполагающей передачу российскому лизингополучателю необходимого оборудования, может обойтись, как показывает практика, в 6-10%. Именно это обстоятельство по-видимому активно используют крупные российские лизинговые компании («РГ-лизинг», «Евролизинг», «Рус-ЛизингСвязь», «Интеррослизинг» и др.), доля которых в ежегодных статистических показателях об объемах лизинговых контрактов представляется преобладающей.

7. Современное состояние лизингового рынка в России.

Объем нового бизнеса пяти сотен лизинговых компаний, работающих на российском рынке, в 2007 году достиг 997 млрд руб. При этом доля иностранных компаний, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", составила около 18% — в несколько раз больше, чем по итогам 2006 года. Хотя сегментов рынка, где присутствие иностранцев было бы особенно заметно, пока не наблюдается, в прошлом году по темпам прироста бизнеса они всё же опередили отечественные лизинговые компании. Ключевое преимущество любого кредитора — наличие дешевых финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе. При этом в российской практике собственные средства лизинговых компаний в среднем составляют лишь 5% от валюты баланса компаний (без учета госкомпании "Росагролизинг"). Кризис на российском финансовом рынке ухудшил условия финансирования практически всех российских компаний, в то время как международные фирмы сохранили доступ к финансовым ресурсам на более привлекательных условиях. Большинство действующих в России зарубежных лизинговых операторов — дочерние компании банковских групп или лизинговые подразделения компаний-производителей. Лишь единицы учреждены западными акционерами, небанковскими институтами или фондами. В числе ключевых игроков: "Райффайзен - лизинг", "Юникредит лизинг", "СЖ Финанс", "Брансвик Рейл лизинг", "Дойче лизинг Восток", "Дельтализинг", "ФБ - лизинг", "ИНГ лизинг", "Европлан", "Каркаде", "Фольксваген Групп Финанц", "Вольво Финанс Сервис Восток" и "Скания лизинг". Лидеры по величине портфеля лизинговых сделок на начало 2008 года — "Европлан" (около 17 млрд руб.), "Райффайзен - лизинг" (16,5 млрд руб.), "Вольво Финанс Сервис Восток" (16 млрд руб.), "Скания лизинг" (13 млрд руб.) и "Брансвик Рейл лизинг" (12 млрд руб.).
Первые строчки рейтинга пока удерживают отечественные компании. У нормативной базы лизинга в России есть важное достоинство в виде закона прямого действия — федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Но поскольку лизинг регулируется также Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами, нередко возникают противоречия. Например, при спорах между лизинговой компанией и налоговиками лизингодатели часто ссылаются на закон о лизинге, пытаясь подтвердить свое право выступать не только в роли поставщика предмета лизинга, но и в роли лизингополучателя. Налоговики рассматривают возвратный лизинг как незаконный способ ухода от налогов и отказывают лизингодателям в принятии к зачету или возмещению НДС, уплаченных при покупке предмета лизинга.

В секции по лизингу указывают и на иные проблемы рынка. Арбитражное производство по изъятию лизингового имущества при расторжении договора длится слишком долго (часто более года). Недобросовестный клиент все это время незаконно использует лизинговое имущество, и к моменту, когда у лизингодателя наконец появляется возможность его вернуть, стоимость имущества с учетом износа оказывается нулевой. Лизинговые фирмы, конечно, обращаются в суд для принятия обеспечительных мер в отношении своей собственности, но, как правило, получают отказ — по формальным причинам. При этом в России ни для юридических, ни для физических лиц не предусмотрена реальная ответственность за незаконное удержание лизингового имущества. Как правило, такие действия не трактуются как незаконные. Их рассматривают как спор хозяйствующих субъектов потому что спорят юридические лица. производства, которое растягивается более чем на год.
Однако рынок стремительно развивается даже в условиях далекого от совершенства правового поля. Наиболее динамичная конкуренция на рынке лизинга, по оценке Infoline, наблюдается в сегменте крупных клиентов, которым некоторые зарубежные лизинговые компании, в отличие от российских конкурентов, способны предложить более привлекательные финансовые условия, а также в некоторых случаях дополнительный сервис.
В сегменте грузового транспорта, по данным агентства "Эксперт РА", по объему нового бизнеса в 2007 году лидируют компании "Вольво Финанс Сервис Восток" (объем нового бизнеса в 2007 году — около 12 млрд руб.) и "Скания Лизинг" (9 млрд руб.). Это лизинговые подразделения шведских компаний AB Volvo Group и Scania AB — мировых лидеров в производстве грузового транспорта. "Если речь идет о столь крупных лизинговых компаниях, то для них работа с продукцией головной компании является важным преимуществом. Благодаря масштабам бизнеса материнских компаний они могут предложить не только эксклюзивный сервис, но и наиболее привлекательные условия по предоставлению продукта.
Лизинговые компании, основанные производителями, фактически определяют среднерыночную стоимость лизинговых контрактов: их цель — стимулировать продажи, и поэтому они готовы работать с большим числом клиентов и идти при этом на большие риски.

Лизинг в жилищно-коммунальном хозяйстве может начать развитие после того, как государство определит более четкий порядок взаимоотношений между основными заказчиками работ и услуг в этом секторе — муниципалитетами — и частными игроками этого сектора. Пока же опыт лизинговых компаний в данной области можно рассматривать исключительно как эксперимент на абсолютно непредсказуемом рынке. Эксперты из института ЖКХ оценивают ежегодный оборот российского рынка коммунальных услуг примерно в $60 млрд. При этом износ основных фондов, например, в водном сегменте коммунального сектора РФ составляет более 55%, а в некоторых регионах — до 90%. При столь высоких потребностях в обновлении основных фондов "коммуналка" должна активно использовать приобретение оборудования и техники в кредит и на правах финансовой аренды у лизинговых компаний.
Наиболее распространенными объектами лизинга в ЖКХ являются спецтехника, уборочные машины и оборудование для коммунального энергоснабжения.
Компания "Авангард-Лизинг" поставила по лизинговой схеме мини-ТЭЦ мощностью 6 МВт в Южном Федеральном округе, правда, при этом частная компания-лизингополучатель поставляет тепло- и электроэнергию не только населению, но и предприятиям.
По данным компании—оператора в сфере водоснабжения и водоотведения "Евразийский", наиболее крупную сделку по финансовой аренде спецтранспорта провело входящее в состав "Евразийского" автотранспортное предприятие ЛОТ, которое обслуживает Ростовский водоканал. В этом году ЛОТ взяло в лизинг 50 автомобилей и часть оборудования для модернизации ремонтной базы.
"Росводоканал" так же получает почти все оборудование и технику для работы (экскаваторы, каналопромывочные машины и т. п.) по лизингу.

Тем не менее, у операторов ЖКХ наблюдаются серьезные проблемы в отношениях с лизинговыми компаниями. Оосновная проблема — непредсказуемость сроков оформления сделки. Лизинговая компания может выиграть тендер на поставку оборудования для определенного проекта, а затем объявить форс-мажор и затянуть оформление документов. Еще одна проблема для лизинговых компаний — это сезонный характер работы большинства предприятий отрасли, у которых пик ремонтных и строительных работ приходится на теплое время года.
В целом лизинговые программы для использования в отрасли ЖКХ — направление перспективное, возможно его использование, например, для приобретения высокотехнологичного оборудования, которое способно приносить ощутимый эффект в короткие сроки. Включение лизинговых платежей в себестоимость услуг позволяет оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, но при этом величина тарифов за коммунальные услуги будет позволять включать в инвестиционную составляющую лизинговые платежи.
К сожалению, несмотря на большую емкость рынка, в коммунальном хозяйстве не работают рыночные правила, слишком непрозрачные отношения между сторонами, и лизинговые сделки не пользуются большой популярностью у лизинговых компаний. Лизинговые компании и частные операторы не приходят в ЖКХ потому, что "коммуналка" находится под жестким административным контролем и в таких условиях мало кто хочет инвестировать в сегмент. Эта ситуация в отрасли будет длиться до тех пор, пока не будет создана система эффективного тарифного регулирования, ликвидированы МУПы, сформированы четкие взаимоотношения между заказчиками услуг — муниципалитетами — и частными компаниями на основе договоров концессии и аренды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своей форме лизинг является договором аренды, а по экономическому содержанию – формой кредита. Использование лизинговых схем, именно из-за оформления их как арендных отношений, позволяет получать значительные льготы. Для компаний, приобретающих имущество по договору лизинга, он, в первую очередь, интересен тем, является возможностью быстро обновить свои основные фонды, легальными методами уменьшить налоговую базу и при этом получить ресурсы, которые необходимы компании на данный момент. При этом лизинг отличается от других финансовых инструментов более высокой доступностью. Лизинговые схемы построены таким образом, что не требуют значительного отвлечения ресурсов компании. Имуществом, приобретённым по лизингу, можно пользоваться сразу после внесения первого платежа, график выплаты которых рассчитан на длительное время. Именно длительность договоров лизинга является отличительной чертой по сравнению с другими финансовыми инструментами. Имущество, получаемое по лизинговому договору точно соответствует потребности в нём предприятия, что исключает его нецелое использование. Причём получить контракт по лизингу чаще всего проще, чем взять на него ссуду, так как при этом не требуется дополнительного обеспечения, ведь предмет лизинга остаётся в собственности лизингодателя в течение всего срока лизинга. Это же обстоятельство защищает имущество от притязания третьих сторон.

Однако, кроме вышеперечисленных достоинств, лизинг имеет и свои недостатки, так, например, велика вероятность морального устаревания оборудования ещё до окончания действия лизингового договора.

Со вступлением российской экономики в фазу инвестиционного роста лизинг в своей деятельности всё шире используют предприятия авиации, судостроения, машиностроения, очень большой объём лизинговых сделок присутствует в энергетике. Ведущие позиции на рынке занимает Росагролизинг. Так что использование лизинга в настоящее время носит многоотраслевой характер. Учитывая то, что рынок лизинга растёт рекордными темпами, многие компании считают это направление перспективным для себя.

Лизинговые компании начинают выводить на рынок новые программы, ориентированные больше на малый и средний бизнес. В последнее время всё большее развитие получает лизинг недвижимости, которые на фоне роста цен выглядит весьма привлекательно для малого и среднего бизнеса. Так же можно отметить популяризацию полного лизинга, при котором лизингодатель берёт на себя полное обслуживание передаваемого имущества. Так, например, последнее время стало появляться всё больше лизинговых договоров на автомобили, предполагающие предоставление полного набора услуг по его обслуживанию.

Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Многие лизингополучатели отмечают, что лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Поставщик

Лизингополучатель

Лизингодатель

Финансирующие организации

Страховая компания

Лизингодатель

Поставщик

Посредник

Лизингополучатель

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1

2

1 4 3

4

1

(1) заявка на имущество, (2) оплата имущества, (3) поставка имущества, (4) лизинговые платежи


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Объемы лизинга оборудования по регионам мира в 1978—1996 гг., млрд. долл (9, стр. 26)

Год

Северная Америка

Европа

Азия

Южная Америка

Австралия и Новая Зеландия

Африка

Всего в мире

1978

1979

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996


24,0

29,8

37,7

48,0

50,0

52,5

64,0

80,8

87,0

101,3

117,0

126,8

125,4

130,0

127,6

132,5

148,0

169,3

177,0

7,9

11,9

13,2

16,0

16,7

17,4

18,1

24,7

41,2

64,6

80,1

98,0

117,9

120,0

99,5

81,0

87,5

100,0

117,7

4,8

5,9

6,3

8,5

10,5

15,9

20,9

25,9

36,5

50,2

63,6

65,3

77,5

83,4

88,8

79,9

99,2

104,8

105,8

0,3

0,8

1,5

1,6

1,6

1,7

1,6

1,6

1,5

1,4

3,2

2,0

1,9

3,5

6,3

9,3

11,1

15,1

15,0

3,6

4,3

4,4

4,7

4,9

4,8

4,4

3,9

5,4

5,6

4,1

7,3

5,1

4,0

4,2

4,9

5,9

6,2

7,3

0,2

0,3

0,5

0,8

1,0

1,1

1,2

1,2

1,8

2,1

2,8

3,0

3,8

4,4

4,8

2,0

4,7

5,7

5,3


40,8

53,0

63,6

79,6

84,9

93,5

110,2

138,1

173,4

225,2

273,8

302,4

331,6

345,3

323,3

309,6

256,4

409,1

428,1


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Основные параметры

Виды отношений

Арендные

Лизинговые

1. Субъекты отношений

Арендодатель и арендатор.

Поставщик (изготовитель) имущества, лизингодатель и лизингополучатель.

2. Объекты отношений

Любое имущество, разрешенное в обороте, включая природные объекты.

Имущество, используемое для предпринимательской деятельности, исключая природные объекты.

3. Правовое отношение сторон

Имущественное двухстороннее правоотношение.

Коммерческое трехстороннее правоотношение.

4. Ответственность наймодателя за качество имущества

За качество отвечает арендодатель.

Лизингодатель не отвечает за качество имущества.

5. Отношение с продавцом имущества

Арендодатель (продавец), арендатор (покупатель).

Лизингодатель и лизингополучатель выступают солидарными покупателями имущества у продавца.

6. Обязанности наймодателя

Как у собственника имущества.

Инвестирование лизинговой сделки.

7. Уведомление продавца о цели приобретения имущества

Не производится.

Лизингодатель указывает цель передачи имущества в лизинг конкретному лизингополучателю.

8. Право собственности на имущество после возвращения его стоимости

Только в форме купли-продажи.

Обычно предполагается право выбора (опцион).


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «Лизинг-ревю», 1999, №1/2,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».

  2. Циренщиков В.С., Антюшина Н.М. «Лизинг в Западной Европе: выводы для России»,- М.: Доклад-Институт Европы, 1998, 73с.

  3. Газман В.Д. «Рынок лизинговых услуг»,- Москва: Фонд «Правовая культура», 1999, 376с.

  4. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. «Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг»,- Москва: ООО ИКК «Дека», 1999, 448с.

  5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства»,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 1999, 228с.

  6. Балтус П., Майджер Б. «Школа европейского бизнеса», «Лизинг-ревю», 1996 г., № 1,- М: Издательский дом «Деловая пресса».

  7. В.А. Горемыкин “Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие”,— М.: Инфра-М, 1997, 241с.

  8. Овчаров Д.А. "Развитие лизинга в рыночной Экономике",- М.: МГУ им. Ломоносова, Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 1994, 134 стр.

  9. Быкова С., Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая газета, 1998г., № 24.

  10. Чекмарева Е. Н. «Лизинговый бизнес»,— М.: Экономика, 1993г., 302с.

  11. «Коммерсант», № 181 (3998) от 07.10.2008

  12. Интернет – ресурс www.setcom.com

  13. «Коммерсант», № 184 от 03.10.2006

  14. Интернет – ресурс www.rbk.ru

  15. «Ведомости», № 199 от 21.10.2008





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации