Шпаргалка - ОСП бизнеса - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалка - ОСП бизнеса
скачать (205.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx206kb.14.09.2012 08:28скачать

n1.docx

  1   2   3   4


Тема 1. Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса.

  1. История развития оценки стоимости предприятия (бизнеса)

3 этапа: дореволюционный, советский, современный (рыночный)

  1. Эволюция подходов к оценке стоимости предприятия (бизнеса)

Общепринятые подходы в международной практике, которые сложились в процессе эволюции формирования способов оценки бизнеса.

  1. Оценка бизнеса: понятие и цели

«Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной собственности».

Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Оценку бизнеса проводят в целях:

  1. Субъекты и объекты оценки бизнеса.

К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

В соответствии со статьей 5 Закона к объектам оценки относятся:


Тема 2. Виды стоимости и принципы оценки бизнеса

  1. Виды стоимости, используемые при оценке бизнеса

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимость, отличный от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности Российской Федерации, определено 10 видов стоимости, в том числе:

Рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  1. Принципы оценки, используемые для оценки бизнеса в зависимости от целей оценки

Можно выделить три группы принципов оценки:

  1. основанные на представлениях собственника:







  1. связанные с эксплуатацией собственности:




  1. принципы, обусловленные действием рыночной среды:

  1. Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ)- синтез всех 3х групп принципов. Этот принцип: отвечает всем правовым требованиям и ограничениям, физически осуществим, экономически эффективен, максимально продуктивен, т.е. обеспечивает объекту оценки наивысшую текущую стоимость.




  1. Факторы, изменяющие стоимость бизнеса


Географические, социальные, политические, демографические, экономические.

При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие.

Тема 3. Правовое регулирование оценки стоимости бизнеса

1.Стандарты оценки, применяемые для оценки предприятия (бизнеса): виды стоимости, методы оценки, рекомендуемые принципы оценки стоимости бизнеса.

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимость, отличный от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности Российской Федерации, определено 10 видов стоимости, в том числе:

Рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Принципы оценки, используемые для оценки бизнеса в зависимости от целей оценки

Можно выделить три группы принципов оценки:

  1. основанные на представлениях собственника:







  1. связанные с эксплуатацией собственности:




  1. принципы, обусловленные действием рыночной среды:

  1. Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ)- синтез всех 3х групп принципов. Этот принцип: отвечает всем правовым требованиям и ограничениям, физически осуществим, экономически эффективен, максимально продуктивен, т.е. обеспечивает объекту оценки наивысшую текущую стоимость.

Методы оценки.

Оценка активов используется в случае, когда компания обладает большим объемом активов. Компании розничной торговли и производственные компании подпадают под эту категорию.

Оценка капитализации дохода учитывает большее число видов нематериальных активов. Этот метод оценки наилучшим образом применим для субъектов бизнеса, не обладающих основными средствами, таких как компании в сфере обслуживания.

Оценка прибыли владельца бизнеса эта формула сфокусирована на показателе потока дискреционных денежных средств и используется чаще всего для оценивания субъектов предпринимательства, чьи величины стоимости выходят из их способности генерировать наличный поток и прибыль.

Коэффициент или рыночная оценка этот подход подразумевает вычисление стоимости бизнеса посредством местного индекса деловой активности компаний, используемого в качестве коэффициента. Основан на том, какие аналогичные компании были проданы недавно.

2. Закон «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998: обзор анализ изменений в законодательстве по оценочной деятельности.

В настоящее время сформирована законодательная база об оценочной деятельности, которая состоит из Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки", постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 395 "О лицензировании оценочной деятельности".

В Федеральный закон от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" Федеральным законом от 14.11.2002 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" были внесены изменения и дополнения, которые позволили снять ряд частных противоречий, содержащихся в законе, а также привести его в соответствие с действующим российским законодательством и международными стандартами оценки. Так, например, если раньше закон определял правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки только для целей совершения сделок с объектами, то в связи с внесением изменений закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки также и для иных целей. Закон изменяет требования, предъявляемые к отчету. Эти изменения связаны с тем, что отчет является документом доказательственного значения. В связи с тем, что субъектами оценочной деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, закон изменяет требования к осуществлению оценочной деятельности для вышеназванных категорий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 N 932 уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации назначено Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России).

В настоящее время Минимуществом России проводится работа по разработке методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, которые разрабатываются во исполнение Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519.

Разработаны Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 07.03.2002 N 568-р, и Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности от 26.11.2002.

3. Ответственность оценщика при оценке стоимости предприятия.

Требования к оценщику:

  1. Наличие высшего экономического или юрид. образования (либо иное специфическое);

  2. Обязательно вступить в любую оценочную СРО (1000- 5000р);

  3. Застраховать личную ответственность;

  4. Получить оценочное образование на полугодовых курсах повышения квалификации по одному из 4х направлений:


Предпринимательская деятельность без лицензии, если

такая лицензия обязательна, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. Предпринимательская деятельность с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. В настоящее время существует мнение, что нужно ввести уголовную ответственность оценщиков не только за незаконное предпринимательство, но и за недобросовестную оценочную деятельность, выражающуюся в выполнении и передаче заказчику отчетов, в которых умышленно искажается стоимость объекта оценки. Тем не менее представляется, что вводить уголовную ответственность оценщиков пока преждевременно, так как вначале необходимо сформировать рынок качественных услуг по оценке более «мягкими» средствами с применением механизмов саморегулирования и в крайнем случае мер административной ответственности.

4. Саморегулирование оценочной деятельности в РФ: развитие и влияние на оценку стоимости бизнеса.

СРО оценщиков:

Под СРО понимается некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами СРО (ст. 2 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

СРО должна обладать тремя основными признаками: 1) достаточным представительством, определенным законом; 2) наличием опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками СРО; 3) созданием механизма обеспечения ответственности членов организации перед потребителями.

В рамках проводимой в России административной реформы предлагается развитие саморегулирования оценочной деятельности как одного из приоритетных направлений оптимизации государственного вмешательства и совершенствования качества регулирования. Саморегулирование оценочной деятельности предусмотрено дополнительно к государственному регулированию. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оно осуществляется СРО оценщиков и распространяется на членов таких СРО, для чего в целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в некоммерческие организации.

Саморегулирование оценочной деятельности связано с двумя основными причинами. Во-первых, признание оценочной деятельности публично значимой и, следовательно, требующей соответствующего контроля. Во-вторых, возможность и целесообразность передачи функций по контролю полностью или в части от государственных органов негосударственным саморегулируемым структурам.

Саморегулирование оценочной деятельности по смыслу Закона об оценочной деятельности должно осуществляться на трех уровнях. Первый - СРО оценщиков в форме некоммерческой организации, созданной в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенной в единый государственный реестр СРО оценщиков и объединяющей на условиях членства оценщиков. Высший орган управления СРО оценщиков - общее собрание членов. Второй - некоммерческая организация, объединяющая СРО оценщиков.

Третий уровень - национальный совет, т.е. некоммерческая организация, которая создана СРО оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, членами которой являются более 50% СРО оценщиков, объединяющих более 50% всех оценщиков.

Тема 4. Информационное обеспечение процесса оценки.

1.Информационная база для оценки стоимости бизнеса: внешняя и внутренняя информация.

ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ

Блок внешней информации описывает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом.

К ним относятся:

К внешней информации так же относятся взаимодействия предприятия с производственно — хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами самоуправления); со структурами финансово — кредитной системы (банками, кредитными организациями).

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ

Особенность оцениваемого предприятия раскрывается на основании полученных максимально полных и точных данных. И только при этом она может отвечать требованию внутренней информации, так как должна характеризовать деятельность предприятия.

Если на предприятии разработан бизнес — план, то в разделе, посвященному описанию предприятия, уже есть информация включающая следующие данные:

Тем не менее, для оценки важны следующие данные входящие в этот информационный блок:

Ретроспективные данные об истории предприятия. Здесь важны два аспекта: описание процесса производства продукции по каждому виду продукции и описание истории предприятия.

Описание маркетинговой стратегии предприятия — определяется во-первых внешними факторами, во-вторых периодом жизненного цикла производимых товаров и в третьих наличием производственных мощностей.

Также к внутренней информации относят финансовую информацию, целью которой служит оценка реального состояния дел на предприятии, анализ текущего состояния дел на дату оценки. Основные источники, из которых возможно получить необходимую для проведения работ по оценке информацию следующие:

Целью работы по сбору информации является:

Кроме сбора общих данных необходимо собрать еще и специальные данные, к которым можно отнести сведения о предприятии и сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений и т. д.

2. Финансовые показатели, влияющие на оценочную стоимость.

Основными показателями являются:

К обеспеченности СОС – 10%

Показатели ликвидности характеризуют способность компании удовлетворять претензии держателей краткосрочных долговых обязательств.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет практически абсолютно ликвидных активов - денежных средств, ценных бумаг или депозитов.

2. Коэффициент срочной ликвидности показывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам.

3. Коэффициент текущей ликвидности показывает достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. На его основе можно судить, насколько рационально структурированы активы. (не менее 2)

4. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия и представляет собой разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами.

Коэффициенты финансовой устойчивости отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов.

1. Коэффициент финансовой независимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов.

2. Суммарные обязательства к суммарным активам демонстрируют, какая доля активов предприятия финансируется за счет займов.

3. Долгосрочные обязательства к активам демонстрируют, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов.

4. Суммарные обязательства к собственному капиталу представляют собой отношение кредитных и собственных источников финансирования.

5. Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам демонстрируют, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов.

6. Коэффициент покрытия процентов характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит и демонстрирует: сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

1. Коэффициент рентабельности продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги.

3. Коэффициент рентабельности оборотных активов представляет собой воплощенные возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании.

4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании.

5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли.

Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

1. Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала показывает, насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж.

2. Коэффициент оборачиваемости основных средств или фондоотдача, характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств.

3. Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения.

4. Коэффициент оборачиваемости запасов отражает скорость реализации запасов.

5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности.

3.Требования, предъявляемые к информации в процессе оценочных работ.

Информация, используемая в процессе оценки, должна

отвечать требованиям:

• достоверности;

• точности;

• комплексности;

Информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и учитывать в комплексе внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.

Существуют различные порядки организации информации: хронологический, журналистский, логический.

Хронологический порядок предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с истории компании. При журналистском порядке материал располагается от более важного к менее важному. Так, при анализе финансовой

информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.

При логическом порядке информация распределяется от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий

определить инвестиционный климат в стране.

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала.


  1   2   3   4


Тема 1. Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации