Лабораторная работа - задачи по логике с решениями - файл n1.docx

Лабораторная работа - задачи по логике с решениями
скачать (37.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx38kb.14.09.2012 02:38скачать

n1.docx

Оглавление


Тема 1. Предмет логики и её значение в профессионально-педагогической деятельности 2

Тема 2. Понятие 2

Тема 3. Определение понятий 6

Тема 4. Деление понятий. 6

Тема 5. Суждение. 7

Тема 6. Сложные суждения и их виды. 9

Тема 7. Умозаключение. 10


Тема 1. Предмет логики и её значение в профессионально-педагогической деятельности


Задание:

  1. Выявить логические формы следующих высказываний:

2. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолжности.

Ни один, не имеет – логические постоянные

Студент нашей группы, академическая задолжность – логические переменные

Ни один S не суть Р

4. Некоторые ученые – альпинисты.

Некоторые, есть - логические постоянные

Ученые, альпинисты - логические переменные

Некоторые S суть Р

II. Указать, требование каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:

2. Невозможно съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак. - нарушен закон тождества (подмена понятия «съесть» понятием «откусить». Слова «съесть» и «откусить» не тождественны).

4. В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы. Но она все же заслуживает хорошей оценки. – закон достаточности основания (нарушение причинно-следственных связей между основанием и следствием)

Тема 2. Понятие


Задание:

  1. Дайте логическую характеристику понятиям:

Человек

По объему:

непустое

общее

несобирательное

По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное


Товар

По объему:

непустое

общее

собирательное

По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное


Леший

По объему:

Пустое (нулевое)


По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное


Человек, не знающий страха

По объему:

Непустое

Общее

несобирательное

По содержанию:

абстрактное

отрицательное

безотносительное


Зевс

По объему:

Пустое (нулевое)


По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное


Мужество

По объему:

непустое

общее

несобирательное

По содержанию:

абстрактное

положительное

безотносительное


Растение

По объему:

непустое

общее

несобирательное


По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное

Коллекция

По объему:

непустое

общее

собирательное


По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное

Поэма

По объему:

непустое

общее

несобирательное


По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное




  1. Подберите понятия, отношения между которыми выражались бы следующими схемами:


С

А



В


Пересечение:

А – собака

В – домашнее животное

С – лошадь


А

В



С


Пересечение:

А – юрист

В – депутат

С – спортсмен

А

В



С



Соподчинение:

А – Дерево

В – береза

С – сосна

В

С



А



Подчинение, пересечение:

А – хлеб

В – черный хлеб

С – свежий хлеб

  1. Произведите обобщение следующих понятий:

Суждение – форма мышления

Школа – учебное учреждение

История - наука

Дом – здание

Повесть - литературный жанр

Коммерция - деятельность

Словарь - книга

Университет – учебное заведение

Профессор - ученый

Учебник - книга

Тема 3. Определение понятий


Задание:

  1. Соблюдены ли правила определения? Если нет, то, укажите, какие нарушения?

2. Забастовка – это когда рабочие бастуют.

Правила определения не соблюдены: ошибка - тавтология

4. «Сепулькарии – объекты, служащие для сепуления».

Правила определения не соблюдены: ошибка – определение неизвестного через неизвестное

6. Историк – человек изучающий историю.

Правила определения не соблюдены: ошибка - тавтология

8. Государство – это политическая организация.

Правила определения не соблюдены: ошибка – широкое определение

II. В следующих определениях выделите определяемое понятие, ближайшее родовое понятие и видовой отличительный признак:

2. «Жизнь есть способ существования белковых тел».

Определяемое понятие – жизнь

Ближайшее родовое понятие – способ существования

Видовой отличительный признак – белковых тел

4. Секвестр бюджета – это сокращение расходов по незащищенным статьям.

Определяемое понятие – секвестр бюджета

Ближайшее родовое понятие – сокращение расходов

Видовой отличительный признак – незащищенные статьи

Тема 4. Деление понятий.


Задание:

  1. Приведите пример деления объема понятия и членение целого на части.

Деление объема понятия:

Электрический ток делится на постоянный и переменный.

В промышленности получение стали осуществляется тремя способами: кислородно-конверторным, мартеновским и в электропечах.

Членение целого на части:

Строение цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыльце пестика, завязь.

В скелете человека различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей.

  1. Определить, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.

2. Леса делятся на лиственные и хвойные (деление неправильное – неполное, т.к. указаны не все виды родового понятия).

4. Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные (деление неправильное, т.к. деление производится по нескольким основаниям - смешение).

6. Люди делятся на мужчин, женщин и детей (деление неправильное, т.к. деление производится по нескольким основаниям - смешение).


Тема 5. Суждение.


Задание:

  1. Дать логическую характеристику суждениям и установить распределенность терминов:

2. «Некоторые лекарства опаснее самих болезней».

По составу – простое суждение

По качественной и количественной определенности - частноутвердительное

субъект S нераспределен (объем S лишь частично включен в объем Р)

педикат Р распределен

4. Возможно, существуют внеземные цивилизации.

По составу – простое суждение

По качественной и количественной определенности - общеутвердительное

субъект S и педикат Р распределен

6. Некоторые студенты нашей группы сдали все зачеты.

По составу – простое суждение

По качественной и количественной определенности - частноутвердительное

Субъект S нераспределен (объем S лишь частично включен в объем Р)

Педикат Р распределен

II. Установить соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие пары суждений:

2. Ни одна математическая проблема не приобрела такой популярности, как проблема «квадратуры круга» – общеотрицательное (Е)

Существуют математические проблемы, которые не приобрели такой популярности, как проблема «квадратуры круга» – частноотрицательное (О)

Суждения подчинены друг другу.

4. Все математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе – общеутвердительное (А)

Некоторые математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе – частноутвердительное (I)

Суждения подчинены друг другу.

Тема 6. Сложные суждения и их виды.


Задание:

  1. Обозначить буквами простые суждения, записать сложные суждения в символической форме и установить их вид и истинность:

2. Если через проводник пропустить электрический ток,

А

то проводник нагреется.

В

Импликация: первая ситуация с необходимостью вызывает вторую: А В. Истинность А является достаточным условием истинности В.

4. Деньги – продукт стихийного развития товарных отношений, а не результат договоренности или какого-либо иного сознательного акта.

Деньги – продукт стихийного развития товарных отношений
А

а не результат договоренности или какого-либо иного сознательного акта
В

Конъюнкция: А ^ В. Суждение истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него суждения
II. Решите задачу, используя понятие равносильности высказываний:

«В деле об убийстве имеются подозреваемые – Петр и Павел. Допросили четверых свидетелей. Показания первого таково:

- Я знаю только, что Петр не виноват.

Второй свидетель:

- Я знаю лишь, что Павел не виноват.

Третий свидетель:

- Я знаю, что из первых двух высказываний, по меньшей мере, одно истинно.

Четвертый:

- Я знаю, что показания третьего свидетеля ложны. Четвертый свидетель оказался прав. Кто совершил преступление?»
Обозначим высказывание «Пётр виноват» через а, высказывание «Павел виноват» через в. Тогда показания первого свидетеля будут выглядеть так: ~а, показания второго свидетеля так: ~в. Третий свидетель утверждает дизъюнкцию показаний первых двух свидетелей - ~a v ~в. Четвёртый свидетель утверждает, что дизъюнкция ложна, т.е. отрицает её: ~(~a v ). Известно, что последнее утверждение истинно. Теперь преобразуем его, применяя отношение эквивалентности:

~(~a v ) = ~ ~a & ~ ~в = а & в – отрицание дизъюнкции эквивалентно конъюнкции отрицаний

Конъюнкция а & в истинна, истинна и дизъюнкция a v в, а это значит, что истинно суждение а и истинно суждение в, т.е. Пётр и Павел вместе совершили преступление.

Тема 7. Умозаключение.


Задание:

  1. Произведите превращение следующих суждений:

2. Некоторые приговоры суда не являются обвинительными - частноотрицательное

Некоторые S не суть Р

Некоторые S суть не Р
Некоторые приговоры суда являются необвинительными - частноутвердительное

4. Все граждане Российской Федерации имеют равные права перед закономобщеутвердительное

Все S суть Р

Ни одно S не есть все Р
Ни один гражданин Российской Федерации не имеет неравных прав - общеотрицательное
II. Произвести обращение следующих суждений:

2. Металлы не растворяются в воде.- общеутвердительное А превращается в I c ограничениями (ограничение связано с тем что понятия S и Р взяты в разном объеме)

Все S есть Р
Некоторые Р есть S
Некоторые не растворяющиеся в воде вещества – металлы.

4. Не один невинный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.- общеотрицательное (суждение Е обращается в Е без ограничения)
Все S не-есть Р
Все Р не-есть S
К уголовной ответственности не привлечен ни один невиновный.
III. Сделайте вывод путем противопоставления предикату из следующих суждений:

2. Некоторые сделки являются односторонними.

Некоторые S суть Р – частноутвердительное, не может быть противопоставлено педикату.

4. Студенты являются учащимися.

Все S суть Р

Ни одно не Р не суть S
Ни один не учащийся не является студентом.


Тема 8. Простой категорический силлогизм.

Задание:

  1. Определить, соблюдены ли общие правила силлогизма и правила его фигур в следующих примерах:

2. Все планеты вращаются вокруг Солнца.

Земля вращается вокруг Солнца.

Следовательно, Земля – планета.

А: Все планеты (Р) вращаются вокруг Солнца (М) – большая посылка.

А: Земля (S) вращается вокруг Солнца (М) – меньшая посылка.

А: Следовательно, Земля (S) – планета (Р) – заключение.

Нарушено правило терминов: средний термин М не распределён ни в одной из посылок.

Нарушено правило фигур: силлогизм построен по II фигуре, для которой требуется, чтобы одна из посылок была отрицательной. В этом силлогизме нет отрицательной посылки, поэтому вывод не следует.
4. Слова людей соизмеряются с их делами.

«Электрон» - слово.

Следовательно, электрон соизмеряется с делами людей.

А: Слова (М) людей соизмеряются с их делами (Р) – большая посылка.

А: «Электрон» (S) – слово (М) – меньшая посылка.

А: Следовательно, электрон (S) соизмеряется с делами (Р) людей – заключение.

Нарушено правило терминов: произошло учетверение терминов. Термин «слово» упоминается в разном смысле – философском и обыденном.

Силлогизм построен по I фигуре. Правила фигур не нарушены.
6. Все планеты – небесные тела.

Луна – не планета.

Следовательно, луна не является небесным телом.

А: Все планеты (М) – небесные тела (Р) – большая посылка.

Е: Луна (S) – не планета (М) – меньшая посылка.

Е: Следовательно, луна (S) не является небесным телом (Р) – заключение.

Нарушено правило терминов: предикат вывода в заключении распределён, а в посылке он не распределён, произошло расширение большего термина.

Нарушено правило фигур: силлогизм построен по I фигуре, для которой требуется, чтобы меньшая посылка была утвердительной.


  1. Решить логическую задачу:

Прапорщик решил узнать, сколько времени потребуется его солдатам, чтобы добраться до поля боя. Он спросил рядового: «Если пять солдат могут пройти 1/5 километра за пять минут, то сколько нужно солдат, чтобы пройти 4 км за 100 минут?». Что ответил рядовой?

Ответ: Любое количество солдат.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гетманова А.Д. Учебник по логике.- М.: Черо, 2000 – 304 с.

  2. Иванов Е.А. Логика. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 309 с.

  3. Логика: учебное пособие / сост.: М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 124 с.

  4. Черняк Н.А. Логика: Учебное пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 84 с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации