Шишкина Л.В. Теория фирмы - файл n1.doc

приобрести
Шишкина Л.В. Теория фирмы
скачать (2552.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2553kb.14.09.2012 02:23скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»




ШИШИКИНА Л.В., ИВАНОВА Е.А.




ТЕОРИЯ ФИРМЫ




Учебное пособие

Ростов-на-Дону

2007

УДК

Шишикина Л.В., Иванова Е.А. Теория фирмы: Учебное пособие / РГЭУ «РИНХ». – Ростов-на-Дону, 2007. – 86 с. – ISBN -




В учебном пособии изложены ключевые вопросы центрального раздела микроэкономики – экономической теории фирмы, в том числе организационные и правовые аспекты функционирования фирм в современной экономике.

Структура учебного пособия включает: краткое изложение лекционного материала в разрезе основных тем курса, перечень тем рефератов, контрольные вопросы к зачету по данному курсу, тестовые задания, примеры решения типовых задач.

Предложенная структура учебного пособия поможет студентам глубже осмыслить специфику функционирования современной фирмы, основных подходов к природе фирмы, сформировать у студентов экономический образ мышления.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов экономических специальностей всех форм обучения, а также будет полезна научным работникам и преподавателям.


Рецензенты: д.э.н., профессор В.В. Филонич

к.э.н., доцент Н.И. Чернышева

Утверждено в качестве учебного пособия

Редакционно-издательским Советом РГЭУ «РИНХ».


ISBN 5-7972-0970-5

РГЭУ «РИНХ», 2007

 Л.В. Шишикина, Е.А. Иванова

ОГЛАВЛЕНИЕ




Тема 1. Основные подходы к природе фирмы

4


Тема 2. Фирма как основной экономический инструмент рыночных отношений


9

Тема 3. Модели спроса и предложения на индивидуальных рынках товаров и услуг


14

Тема 4. Взаимодействие спроса и предложения

20


Тема 5. Эластичность спроса и предложения

26

Тема 6. Производство

30

Тема 7. Выбор производственной технологии

35

Тема 8. Издержки и прибыль

41

Тема 9. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

50

Тема 10. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

54

Тема 11. Рынки факторов производства и предпринимательский фактор

61

Темы рефератов по курсу «Теория фирмы»

73

Контрольные вопросы по курсу «Теория фирмы»

74

Тест по курсу «Теория фирмы»

76

Задачи по курсу «Теория фирмы»

78


ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИРОДЕ ФИРМЫ
1. Предмет и методология курса «Экономическая теория фирмы»

В экономической теории существуют два уровня анализа – макроуровень и микроуровень. Поэтому общая экономическая теория дает начало двум самостоятельным наукам - макро- и микроэкономике.

Макроэкономика изучает экономику в целом, в масштабе страны, обращая внимание на такие крупномасштабные явления, как: занятость, безработица, инфляция и причины ее возникновения, предложение денег в экономике, государственный долг, государственный заем, налоговая система и экономические циклы. Выявляет причины сложившейся в экономике страны какой-либо экономической ситуации и прогнозирует ее дальнейшие изменения.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов и механизмы согласования их целей. Основными субъектами микроэкономики являются: домашние хозяйства и потребители, фирмы, отдельные предприниматели, а также наемные рабочие. Она рассматривает поведение отдельного индивида или отдельного домашнего хозяйства, отдельной фирмы, а также изучает функционирование рынка отдельно взятого товара.

Микроэкономика включает в себя три основные части:

1) спрос и предложение;

2) теория потребительского выбора;

3) теория фирмы.

Теория фирма является основным разделом микроэкономики. При этом фирма играет роль центрального механизма саморегулирования и саморазвития общества.

Предметом курса «Экономическая теория фирмы» является познание логики поведения фирмы в рыночном хозяйстве, а также принятие ею решений по поводу распоряжения экономическими благами. Фирма - есть основной экономический инструмент рыночного хозяйства, нацеленный на коммерческий успех. Фирма является основной, организационной единицей бизнеса, тогда как предприятия являются основной технологической единицей бизнеса.

Теория фирмы обладает также определенными методами исследования. Метод формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, места данной науки в общей системе знаний и специфические методы исследования. Основными методами теории фирмы (как и микроэкономики в целом) являются:

1. Метод индукции и дедукции. Индукция - есть выведение различных теорий, основываясь на фактах (от частного к общему). Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

2. Метод научной абстракции представляет собой упрощение и обобщение явлений, выделение из них наиболее важных факторов, влияющих на результат.

3. Метод анализа и синтеза. Анализ – метод расчленения целого на части, синтез – объединение раздробленного воедино.

4. Нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ дает констатацию реального положения событий, нормативный выражает субъективное представление людей и их мнение.

5. Предельный анализ. Его сущность заключается в рассмотрении явлений, как в законченном виде, так и измененном. В данном случае фирма сопоставляет не только весь доход с затратами, но и каждый дополнительный или предельный доход с дополнительными или предельными затратами.

6. Метод сравнения. Предполагает сопоставление сходства и различий явлений.

7. Метод аналогии – это перенесение одного или ряда известных свойств с известного явления на неизвестное.

7. Метод моделирования – это процесс формализованного описания какого–либо явления, отражающий взаимосвязь между факторами, абстрагирование от второстепенных элементов системы и концентрация на главных, влияющих на результат.

Модели делятся на математические, графические, вербальные.

Кроме того, выделяют равновесные и оптимизационные модели. Равновесные показывают зависимость системы от воздействующих на нее факторов. Оптимизационные модели исходят из концепции экономического рационализма, отражая максимизацию выгод при минимуме затрат.
2. Теория фирмы: альтернативные подходы

В настоящее время различают 3 альтернативных подхода в изучении поведения фирм: 1) неоклассический, или маржиналистский; 2) неоинституциональный; 3) бихевиористский1.
2.1. Общая характеристика неоклассического подхода

Исторически зафиксировано три школы неоклассиков: австрийская, лозаннская и англо-американская.

Представители австрийской школы - Карл Менгер, Фридрих Визер разработали маржиналистскую теорию, рассмотрели полезность одного блага в сравнении с другим, определили цену спроса и предложения. Согласно их теории в основе стоимости благ лежат субъективные оценки предельной полезности и редкости, которые формируются участниками рынка. Считается, что поведение участников рынка всегда рационально. Таким образом, австрийские представители абстрагировались от трудовой теории стоимости и свели стоимостное определение вещей к их полезности. Они доказали, что полезность одной и той же вещи может быть различной, в зависимости от того, насколько насыщен рынок тем или иным товаром. Решающим значением для хозяйственной оценки выступает предельная полезность, т.е. полезность последней единицы блага. Если предельная полезность равна нулю или отрицательной величине, то данная вещь или благо перестает быть экономичным.

Наиболее яркими представителями лозаннской школы являются Леон Вальрас и Вильфредо Парето. Вальрас построил модель общего рыночного равновесия, Парето ввел функцию предпочтения и предложил математическую интерпретацию полезности, используя для этого кривые безразличия. Именно представители данной школы широко использовали дифференциальное и интегральное исчисление для иллюстрации различных рыночных ситуаций. Эту школу еще называли математической.

Англо-американская школа, ее представители Пол Самуэльсон, Альфред Маршал, Уильям Джевонс, Колин Кларк, развили математическую интерпритацию экономических процессов. С именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма. Джевонс оперирует математическим понятием предельной полезности. Им выведено уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства.

Маршал в своих работах уделял внимание выявлению количественных взаимосвязей между различными элементами экономической системы. Применил к экономическому анализу математическое значение функций, является сторонником эволюционной теории развития экономики. В качестве основного объекта анализа использовал цену, которая складывается под воздействием спроса и предложения.

В целом, все школы неоклассиков отличаются поиском путей оптимизации использования ограниченных ресурсов.

В настоящее время неоклассическая теория является господствующей теорией, т.е. все современные экономические исследования опираются на теоретическую базу неоклассики.

В исследовании фирмы все неоклассики акцентируют внимание на то, что фирма представляет собой организационно–экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг, а также рассматривают фирму как производную функцию.

Классическая «модель» поведения фирмы в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции, т.е. каждая фирма осуществляет экономические расчеты объемов выпуска и количества необходимых для этого ресурсов. В общем виде - это и есть расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде: Q = f (L, K), где Q – объём выпуска продукции, L – количество используемого труда, K – объём капитала.

Для каждой фирмы вычисление собственной производственной функции означает нахождение оптимального соотношения факторов производства для определённого объема выпуска. Для минимизации издержек фирма выпускает такое количество продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене. При соблюдении этого условия прибыль максимизируется.

Кроме того, неоклассиками рассматривается горизонтальный и вертикальный размер фирм. Горизонтальный размер определяется положительным эффектом от масштаба, т.е. производство нескольких товаров в рамках одного предприятия предполагает меньшие затраты, чем производство тех же самых товаров и в том же объеме на нескольких других предприятиях.

Вертикальный размер определяется выбором фирмы между покупкой сырья на рынке и производством его внутри фирмы. Фирма будет вертикально-интегрированной, если издержки совокупного производства товаров меньше, чем при их покупке.

Необходимо также отметить, что неоклассический подход не рассматривал организационные проблемы фирмы, а также проблемы, связанные с принятием фирмой решений, договорные отношения и контроль за выполнением обязательств.
2.2. Неоинституциональная теория. Трансакционная концепция

В центре внимания неоинституционализма лежат объяснения существования многообразия деловых предприятий, а также проблем мотивации труда, объяснение пределов роста фирмы, вопросы организации фирмы, проблемы контроля и планирования.

Неоинституционалисты понимают под фирмой, прежде всего, социальный институт, т.е. общность людей, объединенных едиными мотивами деятельности. Они предполагают, что фирма является механизмом реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, именуемые трансакциями. Трансакционная концепция наиболее известна в рамках данного направления, согласно ей фирма рассматривается как сеть взаимовыгодных контрактов. Расторжение и перезаключение сделок несет ряд дополнительных издержек.

Наиболее известным представителем неоинституционализма является Рональд Коуз. Им была впервые обоснована контрактная природа фирмы и введено понятие трансакционных издержек2. Фирма по Коузу - это коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация издержек.

Представители неоинституционализма для объяснения существования фирмы ввели такие понятия, как оппортунистическое поведение, ассиметрия информации и трансакционные издержки.

Оппортунистическое поведение фирм - есть снижение ими цены на товары по сравнению с имеющейся ценой на рынке. Данное поведение будет иметь место только в том случае, когда разница цен высока по сравнению с издержками на поиск информации о более низкой цене других производителей. Чем больше продавцов на рынке, тем при прочих равных условиях, менее вероятен поиск покупателями фирм, способных предоставить более низкие цены. Экономическая прибыль продавцов за счет цен, превышающих предельные издержки, вызовет вход новых фирм на рынок. Остаточный спрос каждой фирмы будет понижаться до тех пор, пока средние издержки не достигнут уровня рыночной цены, а экономическая прибыль - уровня нуля. В этом случае на рынке возникнет равновесие, которое свойственно рыночной конкурентной монополии. Но основным отличием здесь является не разнообразие товаров, а неинформированность покупателей.

Ассиметрия информации – это ситуация когда одна группа владеет необходимой для ведения дел информацией, а другая нет. Симметричное распределение информации происходит только в условиях совершенной конкуренции, когда цена определяется только спросом и предложением и соответствует альтернативным издержкам. Во всех других типах рыночных ситуаций информация распределяется ассиметрично.

Оппортунистическое поведение основывается на ассиметричном распределении информации.

Трансакционные издержки не связаны с производством как таковым, а с вязаны с сопутствующими ему затратами.

Р. Коуз классифицировал трансакционные издержки следующим образом: 1) издержки, связанные с поиском информации о контрагентах, а также ценах и ценовых ожиданиях; 2) издержки, связанные с разработкой и ведением переговоров по условиям контрактов и заключению сделок; 3) издержки, связанные с принятием системы стандартов, контролем за уровнем количества, потерями от ошибок; 4) издержки по правовому регулированию собственности, соблюдению правового режима; 5)издержки, связанные с нарушением условий контракта.

Р. Коуз впервые в рамках неоинституционализма объединил проблемы организации и анализ издержек, добавив к ним аппарат сравнительных исследований, и за эито получил Нобелевскую премию.
2.3. Бихевиористское объяснение теории фирмы

Бихевиоризм изначально возник как направление в психологии. Основатель бихевиоризма - Джон Б. Уотсон. В 20-е годы прошлого столетия бихевиоризм стал проникать в другие науки. Бихевиоризм в экономике – изучение психологических аспектов поведения потребителя в процессе выбора и покупки товара, выявление мотиваций и предпочтений потребителей. Согласно бихевиористскому подходу происходит отказ от предварительных гипотез. В изучении фирмы бихевиористы опираются на наблюдение за ее внешним поведением. В последствии, Герберт Саймон продолжил развитие бихевиоризма применительно к экономическим процессам. За разработку концепции экономического бихевиоризма он получил Нобелевскую премию. Главный смысл его концепции заключается в том, что структура организации и принятие внутриорганизационных решений рассматриваются с точки зрения группового кооперативного поведения. Решения в организации, таким образом, утверждаются ее членами совместно, а их способности к целесообразным действиям ограничиваются симпатиями, предубеждениями, личными стремлениями людей. В более поздних трудах Саймон развил концепцию принятия решений на микроэкономическом уровне.


ТЕМА 2. ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие фирмы, функции, принципы организации

Термин «фирма» впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных областях Италии на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия и характеризовались следующими признаками:

1) использование подневольного труда;

2) традиционный характер деятельности;

3) второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.

Современная фирма представляет собой организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

К функциям фирмы относят:

1) ресурсную - предполагает концентрацию и использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным и стоимостным характеристикам должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Реальная фирма, действующая в условиях рыночной среды, может приобрести только доступные ресурсы, поскольку имеет ограниченные возможности. Отсюда вытекает с одной стороны, качественная однородность фирмы, а с другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые была сделана ставка.

2) организационную функцию - организация определенного вида производства. При этом влияние рыночной среды на фирму проявляется на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Сама же организация производства, т.е. выбор технологий, создание стимула к труду, контроль качества, структура управления является сугубо внутрифирменным делом.

3) сбытовую функцию – осуществление фирмой сбытовой деятельности. Готовая продукция может быть доведена до потребителя с помощью различных схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.

4) функцию получения прибыли и несение риска. Прибыль является целью деятельности фирмы и служит источником ее дальнейшего развития. Однако помимо прибыли фирма может нести убытки, что связано с несением ею рисков и обусловлено функционированием в изменчивой рыночной среде. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей.

5) творческую функция и накопление опыта. Предпринимательский талант является одним из факторов производства. Некоторые исследователи выделяют его в качестве пятого фактора производства наряду с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.

Основные цели фирмы:

1) максимизация экономической прибыли;

2) максимизация продаж;

3) завоевание престижа фирмы на рынке;

4) ограничение проникновения других фирм на данный рынок.

Основные принципы организации фирм:

1) фирма базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

2) принцип концентрации средств производства, в то время как на рынке существует обособление средств производства;

3) использование прямых методов контроля, в то время как на рынке присутствуют косвенные методы контроля;

4) единоначалие, которое основывается на административных формах управления.
2. Преимущества и недостатки базовых форм организации предпринимательской деятельности

Для исследования деятельности отдельной фирмы в рыночной экономике необходимо рассмотреть организационную структуру фирмы. Среди многообразия форм организации предпринимательства принято выделять три основных формы:

1) единоличное владение или частнопредпринимательская фирма;

2) партнерство;

3) корпорация.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет фирмой, получает всю прибыль или остаточный доход и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.

Достоинства данной формы организации бизнеса: простота и дешевизна организации и управления, свобода и оперативность деятельности, а также сильный экономический стимул, т.е. возможность получения всей прибыли одним лицом.

К недостаткам относят: ограниченность финансовых и материальных ресурсов, связанных, как правило, с недостаточностью собственных средств, а также с трудностью получения кредита; отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций; существование неограниченной ответственности, т.е. в случае банкротства собственник рискует не только капиталом, но и личной собственностью.

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат здесь всем партнерам, однако по степени участия в деятельности фирмы партнерства бывают разными. В некотором случае партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, т.е. помимо внесения средств участвуют в управлении. Некоторые играют пассивную роль, т.е. участвуют в распределении конечной прибыли на вложенные средства. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, т.е. наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничена внесенным вкладом.

Преимущества партнерства: легко организуются, преобладает более высокая степень специализации, шире возможности использования и привлечения финансовых ресурсов.

Недостатки партнерства: высока вероятность несовместимости интересов партнеров; большое количество участников может делать управление фирмой довольно затруднительным и неоперативным; выход одного участника влечет за собой, как правило, распад фирмы; каждый партнер несет ответственность не только за результаты собственных решений, но и за последствия действий другого партнера.

Корпорация – правовая форма бизнеса, отличная от двух предыдущих разделением функций собственности и функций контроля. Владение тем или иным объемом прав выражается количеством акций, что дает возможность привлекать финансовые средства множества участников через выпуск и продажу акций.

Преимущества: высокие возможности привлечения дополнительного финансирования; облегченный доступ к кредитным ресурсам; принцип ограниченной ответственности; более высокая специализация и возможность широкого привлечения высококвалифицированных кадров; применение технологий массового производства; стабильность и продолжительность существования.

Недостатки: сложность организации, возможность злоупотребления управляющими корпорацией своим положением или разглашение коммерческой тайной; двойное налогообложение.
3. Количественные и качественные критерии разграничения типов деловых предприятий

Многообразие типов фирм классифицируется по ряду признаков: 1) количественные критерии: объем продаж или выручка от реализации продукции, активы фирмы, размер оборотного капитала, уставный капитал, чистая прибыль фирмы, численность занятых.

2) качественные критерии: форма собственности, вид хозяйственной деятельности, страна базирования материнской компании, организационно– правовая форма и организационно–экономическая форма.
4. Характеристика коммерческих предприятий
Таблица 1.2.
Основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий, регламентированные на территории Российской Федерации


Формы

Разновидности и их характеристики

1.Хозяйственные товарищества

Полные товарищества

Товарищества на вере (коммандитные)

Участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества (т.е. обязательное трудовое участие) и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом (неограниченная ответственность), складочный характер уставного капитала. Предполагает солидарную субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Участники состоят из полных товарищей и одного или нескольких участников (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов (ограниченная ответственность), и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.





Не разрешено выпускать ценные бумаги поскольку уставной капитал хозяйственных товариществ именуется складочным, разделен на доли или вклады учредителей, что не дает возможность выпуска ценных бумаг.

Отсутствуют в полной мере органы управления, что обусловлено спецификой принципа неограниченной ответственности.

2.Хозяйственные общества

«ООО»

«ОДО»

«ОАО»

«ЗАО»

Участники общества не отвечают по его обязательства и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Не разрешено выпускать акции, но имеют право выпуска облигаций

Участники солидарно несут субсидиарную ответственность (неограниченную) по его обязательствам всем своим имуществом, но в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенных в учредительных документах.

Участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Общество проводит открытую подписку на свои акции и их свободную продажу.

Акции общества распространяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и предлагать их неограниченному кругу лиц. Верхний предел численности общества 50 человек.


Уставной капитал именуется складочным, отсутствуют органы управления

Уставный капитал именуется акционерным, существует полный спектр органов управления

Дочернее общество

Зависимое общество




Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное, материнское, головное) хозяйственное общество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным договором).

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество (преобладающее, участвующее общество) имеет более 20% голосующих акций (простые акции) акционерного общества или 20% уставного капитала «ООО».

3.Производствен-

ный кооператив (артель)


Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии (и ином участии) и объединении его участниками имущественных, паевых взносов. Уставной капитал состоит из паевых взносов и называется паевым капиталом.

Участники несут по обязательствам кооператива субсидиарную (неограниченную) ответственность. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Кооператив не вправе выпускать ценные бумаги.

4. Государствен-

ные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные)

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, cоответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве оперативного управления. Предприятие создается по решению Правительства РФ на базе федерального имущества и РФ несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам казенного предприятия.

Не вправе выпускать ценные бумаги


ТЕМА 3. МОДЕЛИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ


  1. Понятие спроса. Закон спроса

Спрос характеризуется не столько тем, что потребитель хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен приобрести в данной ситуации. Очевидно, что, формируя спрос, потребитель ориентируется на свой доход и цену товара.

Спрос определяется максимальными возможностями покупателя, а цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за товар. Величина спроса или объем спроса определяются именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести конкретный покупатель за определенный период времени при прочих равных условиях.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса, т.е. спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него и наоборот. Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса на один и тот же товар вследствие насыщения потребностей. Помимо цены, на спрос влияет множество факторов: доход потребителей, их ожидания, цены на рынке товаров-заменителей (субститутов) и т.д.

Получается, что спрос представляет собой функцию всех этих факторов:

Qd = f (P, I, Z, W, P sub, P com, N, B), где

Qd – спрос,

P – цена,

I – доход,

Z – вкусы покупателей,

W – ожидание,

P sub – цена товаров субститутов,

P com – цена товаров комплементов (сопутствующих),

N – количество покупателей,

В – прочие факторы.

Таким образом, с учетом поведения потребителя в различных условиях рынка складывается представление о функции спроса, которая показывает, какое количество данного товара желает приобрести потребитель при всех влияющих на него факторах.

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены товара, предположить неизменными, то от общей функции спроса можно перейти к функции спроса от цены:

Qd = f (P)
2. Модель спроса на конкурентном рынке

Модель (функция) спроса может быть представлена тремя способами:

1) табличный. Таблица отражает отрицательную взаимосвязь величин, т.е. отражает возрастание величины спроса с убыванием цены. Например:


Цена на яблоки, руб/кг

45

30

20

15

10

Объем спроса на яблоки, кг

0,25

0,5

1

2

3


2) аналитический, когда функция представлена формулой: P = f (Qd); Qd = f (P). В этом случае одна формула является обратной по отношению к другой.

3) графический. Графическая модель функции спроса строится следующим образом. Независимая переменная - цена (Р) отображается по оси ординат, а зависимая - спрос (Qd) откладывается по оси абсцисс. Функция спроса обозначается буквой D (сокращенно – от англ. Demand)







Рис. 1.3. Функция спроса

Таким образом, снижение цены приводит к увеличению спроса, а повышение цены ведет к уменьшению спроса.

Следует различать изменение объема спроса и изменение самого спроса или функции спроса. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара и графически это изображается в движении по кривой спроса.

Функция спроса изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее брались, как постоянные и графически это выражено в движении или смещении самой кривой спроса. Это происходит тогда, когда спрос изменяется под влиянием каких-либо неценовых факторов. Смещение на графике кривой спроса (D) вправо означает, что спрос увеличивается, влево – спрос уменьшается.


Рис. 2.3. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов
К неценовым факторам, вызывающим смещение всей кривой спроса (а не величины спроса), относятся:

1. Изменение дохода потребителя;

2. Ожидания потребителя (ожидания роста дохода или роста инфляции, что увеличивает спрос на данный товар);

3. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителя (под влиянием моды, изменения погодных условий, технического прогресса);

4. Изменение цен на сопутствующие товары.
Исключения из закона спроса:

1. Парадокс Гиффена. Он заключается в том, что при понижении цен не всегда повышается спрос. Это малоценные или низкокачественные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении цен на них, а не снижается, как следовало бы ожидать. Это могут быть товары, занимающие, например, большое место в бюджете малоимущих потребителей.

2.Эффект цена – показатель качества. С повышением цены на товар покупатели считают, что товар более качественен. Здесь цена принимается за показатель качества, однако, убеждаясь в том, что качество товара не соответствует цене, потребитель отказывается от него. Данный эффект носит непродолжительный характер.

3. Эффект Веблена. Связан с понятием «престижный спрос», ориентированный на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, об их высоком социальном статусе. Обычно это предметы роскоши. При этом под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цену.

4. эффект сноба. Это эффект изменения спроса из–за того, что другие потребляют этот товар. Сноб пытается добиться исключительности, выделившись из толпы.

5. Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара снизилась, потребители ожидают сохранение наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться, и, наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатель ожидает дальнейшего роста цен.
3. Категория предложения.

Предложение является вторым важным инструментом рыночного механизма. Под рыночным предложением понимается количество какого-либо товара или услуги, которое производитель готов предложить при каждой данной цене, складывающейся на рынке. Предложение обозначается буквой S (от англ. Supply).

Предложение возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже доставленного на рынок товара. Соответственно, величина (объем) предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени по конкретной цене.

В отличие от величины спроса величина (объем предложения) предложения находится в прямой зависимости от его цены. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Цена предложения – есть минимальная цена, по которой производители готовы продать данный товар.

Таким образом, у продавца и покупателя будут наблюдаться противоположные реакции на изменение цены товара на рынке.

При повышении цены покупатель сокращает спрос на товар. Продавец, наоборот, расширяет предложение товара. Интерес производителя продать свой товар по более высокой цене объясняется его естественным стремлением увеличить собственную прибыль.

Для понимания категории предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно в микроэкономике различают мгновенный, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В мгновенном периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны.

В условиях мгновенного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но никак не отражается на величине предложения. В условиях краткосрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения даже при постоянных ценах или их несущественном повышении.
4. Модель предложения на конкурентном рынке

Модель предложения представлена набором всех возможных вариантов цен и соответствующего им количества товара, которые намерен продать производитель.

Таблично, отобразим зависимость величины спроса от цены на следующем числовом примере:


Рыночная цена товара А, руб

20

30

40

50

Величина предложения (количества товара А), шт.

50

100

150

200


Аналитически функция предложения выражается следующим равенством:

S(P) = a + b*P
Где: Р – рыночная цена товара; а – фактор оказывающий влияние на колебание предложения; b*P – параметр, указывающий на чувствительность предложения к изменению цены.

Перейдем к графическому построению модели предложения.




Рис. 3.3. Функция предложения

Как видно из рисунка, кривая предложения имеет положительный наклон. Это говорит о прямой зависимости величины предложения товара от его рыночной цены. Влияние ценового фактора является очевидным. Поскольку, перемещаясь из одной точки к другой, величина предложения изменяется в том же направлении, что и цена. Таким образом, кривая предложения – это кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Нужно отметить, что ценовой фактор является основополагающим фактором изменения величины предложения. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Однако, как и в случае со спросом, мы рассмотрим и неценовые факторы, по которым может изменяться предложение при сохранении его рыночной цены на прежнем уровне.

Неценовые факторы действуют на стоимость производства единицы продукции, что вызывает сокращение или расширение самого предложения, а не его величины. Это происходит при неизменной цене товара на рынке.

Рис. 4.3. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов
Правостороннее смещение кривой предложения говорит о том, что предложение товара увеличилось, так как у производителя сократились издержки на единицу продукции.

Смещение кривой предложения влево говорит о сокращении самого предложения, что связано с увеличением издержек на единицу продукции, т.е. с ростом средних издержек.

Таким образом, неценовые факторы влияют на предложение посредством увеличения или снижения издержек производителя.

К неценовым факторам предложения относят:

1) стоимость ресурсов;

2) новые технологии;

3) степень монополизированности в отрасли;

4) налоги и другие виды воздействия государства.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов:

QS = f (p, Pr, K, T, N, B), где

QS – предложение,

р – цена блага,

Рr – цены ресурсов,

К – характер применяемой технологии,

Т – налоги и субсидии,

N – количество продавцов,

В – прочие факторы.


  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации