Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.) Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США - файл n1.doc

приобрести
Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.) Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США
скачать (1407.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1408kb.14.09.2012 02:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ И

МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ЦЕНТР

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В

РАЗВИТИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ И США

Под редакцией М. В. Кларина, И. Н. Семенова

Москва-1994

Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США /  Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 189 с.

Humanistic Trends in the Development of Adult and Continuing Education in Russia and USA / Ed. by Mikhail V. KIarin, Igor N. Semyonov. — Moscow, 1994.

Рецензенты:
И. С. Ладенко, д-р философских наук, действит. член РАО
В. В. Рубцов, д-р психологических наук, действит. член РАО
И. А. Тагунова, канд. педагогических наук

Сборник является первым совместным изданием трудов ученых двух стран по данной теме. Его содержание охватывает актуальную проблематику непрерывного образования в России, наметившиеся новые для отечественного образования подходы к ее разработке с гуманистических, личностно-ориентированных позиций. В сборнике представлены теоретические и прикладные педагогические поиски в обширной социально-образовательной практике США, направленные на удовлетворение реальных образовательных потребностей личности, охарактеризованы принципы непрерывного образования взрослых.

Издание адресовано специалистам, работникам сферы образования взрослых, учебных центров, систем повышения квалификации и переподготовки, организаторам образовательных программ и др.


В редактировании составлении сборника участвовали Г. Д. Сорокоумова, Н. Б. Ковалева.

© ИТПиМИО РАО, 1994.

© 2007—2011 Московский городской психолого-педагогический университет.




СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Contents

4

Предисловие

7

РАЗДЕЛ 1.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11

Система образования взрослых: проблемы и перспективы развития

 

 

Б. С. Гершунский

11

От парадигмы обучения — к парадигме образования

 

 

А. А. Вербицкий

29

Гуманизация научно-технической деятельности и проблемы непрерывного профессионального образования

 

 

В. Т. Ополев

37

РАЗДЕЛ 2.

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

45

Личностно-ориентированное непрерывное образование: на пути к новой парадигме

 

 

М. В. Кларин

45

Сюжетное мышление в проективном образовании

 

 

Г. Л. Ильин

50

Рефлексивно-творческий подход в непрерывном образовании

 

 

И. Н. Семенов

61

Повышение квалификации на основе инновационного развития профессионального опыта в рефлексивно-творческом практикуме

 

 

Г. Ф. Похмелкина

77

Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США

 

 

Н. Б. Ковалева

89




РАЗДЕЛ 3.

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

111

Социально-экономические проблемы развития непрерывного образования в современной России

 

 

Т. П. Космарская

В. А. Кузьмин

Н. Ю. Федоров

111

Развитие последипломного бизнес-образования в условиях реформирования хозяйственной системы в России

 

 

С. Л. Мамулат

А. И. Подольский

120

Социальное проектирование непрерывного бизнес-образования

 

 

В. М. Дюков

И. Н. Семенов

128

РАЗДЕЛ 4.

РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

145

Развитие теории непрерывного образования в США

 

 

Г. Д. Сорокоумова

145

Принципы обучения в образовании взрослых

 

 

Дж. Спиро

163

Будущее, дистанционого обучения: информационные потребности и технологические возможности для непрерывного образования

 

 

А. Д. Шут

Б. У. Хенкок

Л. Б. Балтазар

170

Проблемы непрерывного профессионального образования

 

 

Т. Дж. Кинни

180

SUMMARIES

182

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

187

4

CONTENTS

 

Page

INTRODUCTION

7

PART 1.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ISSUES IN ADULT AND CONTINUING EDUCATION

11

The System of Adult Education: Problems and Prospects

 

 

B. S. Gershunsky

11

From the Paradigm of Teaching to the Paradigm of Lifelong Education

 

 

A. A. Verbitsky

29

Humanizing Professions in Science and Engineering and Issues of Continuing Professional Education

 

 

V. T. Opolev

37

PART 2.

PERSONALITY-CENTERED LIFELONG EDUCATION

45

Personality-Centered Lifelong Education: an Emerging Paradigm

 

 

M. V. Klarin

45

Script-Based Mentality in Lifelong Education

 

 

G. L. Ilyin

50

Reflective-Creative Approach in Lifelong Education

 

 

I. N. Semyonov

61

Professional Upskilling as Based on Innovative Development of Professional Experience in Reflective-Creative Workshop

 

 

G. F. Pokhmelkina

77

Principles and Methods Of Creativity Development in Continuing Education in Russia and the USA

 

 

N. B. Kovalyova

89





PART 3.

ADULT AND CONTINUING EDUCATION UNDER CONDITIONS OF TRANSITION TO THE FREE MARKET ECONOMY

111

Social and Economic Issues of Adult and Continuing Education in Modern Russia

 

 

T. P. Kosmarskaya

V. A. Kuzmin

N. Y. Fcdorov

111

Development of Post-Graduate Business Education on the Way to the Free Market Economy

 

 

S. L. Mamulat

A. I. Podolsky

120

Social Projects Construction in Continuing Business Education

 

 

V. M. Dukov

I. N. Semyonov

128

PART 4.

DEVELOPMENT OF LIFELONG EDUCATION IN THE USA

145

Elaboration of Lifelong Education Theory in the USA

 

 

G. D. Sorocoumova

145

Principles of Adult Education

 

 

J. Spiro

163

Future of Distance Education Information Needs and Technological Possibilities for Continuing Education

 

 

A. D. Shoot

B. J. Henkok

L. B. Baltazar

170

Problems and Issues in Continuing Professional Education

 

 

T. J. Kinney

180

SUMMARIES

182

ABOUT THE AUTHORS

187

7

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной социокультурной ситуации нашей страны особое значение приобретают социально-практические и научно-прикладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека. Это обстоятельство определило тему данного сборника, который является первым совместным изданием ученых России и США по вопросам непрерывного образования.

Тематическая специфика сборника — сочетание материалов российских авторов, в которых представлены гуманистически-ориентированные подходы к непрерывному образованию, с материалами авторов из США, где на протяжении десятилетий разрабатывается и реализуется ориентация всех звеньев образования на образовательные потребности человека, практика саморазвивающейся системы образовательных услуг.

Сборник объединяет материалы, представляющие различные проявления гуманистических тенденций в теории и практики непрерывного образования. В социально-практическом плане пересмотр непрерывного образования в России связан с отходом от жесткой централизации в традиционном для страны государственном регулировании образовательной системы, включением в поле зрения специалистов неформального образования. Исходный блок проблематики связан с социально-философскими аспектами непрерывного образования. В сборнике он представлен статьями вводного раздела. Здесь фиксируются состояние и проблемы развития непрерывного образования взрослых, намечаются антикризисный, стабилизационный и долгосрочный (перспективный) этапы его развития как государственной системы с позиций требований прогностичности, многовариантности, адаптивности и доступности для удовлетворения многообразных образовательных потребностей, переключения образовательной системы в режим широкой и гибкой сети образовательных услуг (Б. С. Гершунский). Социокультурный анализ трансформации современного образования показывает общую тенденцию перехода образовательной теории и практики от парадигмы обучения, в рамках которой человек выступает как "объект обучающих воздействий", к парадигме непрерывного образования, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся (А. А. Вербицкий). Особую актуальность в рамках образования взрослых приобретает профессиональное образование в сфере научно-технической деятельности. Возможность и необходимость его гуманизации неочевидны и, на первый взгляд, входят в противоречие с явной тенденцией узкой профессиональной специализации. Специальное исследование показывает реально развивающееся в современной культуре научно-технической деятельности "пространство гуманитаризации",

связанное с расширением сферы проявлений профессионального сознания, куда входят, в частности, онтологические представления, идеалы и нормы деятельности, а также методологическая рефлексия (В. Т. Ополев).

Значительное место в сборнике уделено разработке конкретного концептуального и, одновременно, инструментального подхода к воплощению личностной ориентации в непрерывном образовании. Она представлена как отказ от функционального включения человека в образовательный процесс, идея непрерывности образования не только и не столько за счет организационных мер, обеспечивающих "преемственность звеньев", сколько за счет формирования внутренней личностной позиции, обеспечивающей непрерывность образования в мире личности, ее смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессионально-образовательные. Такая ориентация не только не противоречит социальной природе образования, но делает его жизненным инструментом, помогающим человеку продуктивно "проживать" кризисные профессиональные и жизненные ситуации; одновременно эта ориентация служит основой полноценного творческого включения личности в инновационные социокультурные изменения (М. В. Кларин). В условиях перехода от индустриального общества к информационному личностная ориентация в непрерывном образовании служит залогом внутренней устойчивости, смысловой стабильности человека на протяжении жизненного пути. Среди современных концепций образования специальное внимание уделено идее непрерывного проектного образования, которое сочетает целевую ориентацию образования с включенностью в пространство смысловых ориентиров личности, помогая выстроить личностно значимую линию "сюжетного" жизненного движения человека (Г. Л. Ильин).

В рамках личностно-ориентированного подхода к непрерывному образованию особое, ключевое значение приобретает арсенал средств самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе. Без соответствующего инструментального обеспечения личностная ориентация останется благим пожеланием. Такой инструментарий разрабатывается в русле рефлексивно творческой психологии и педагогики (И. Н. Семенов); в сборнике он конкретизирован на материале ряда реальных программ повышения квалификации специалистов, проведенных в последние годы (Г. Ф. Похмелкина). Яркой тенденцией в инструментальных разработках последних лет является технология стимулирования и развития креативности, которая стала предметом ряда специальных разработок и экспериментов в России и США (Н. Б. Ковалева).

Кризисные социально-экономические условия России начала 90-х гг., на первый взгляд, противоречат самой возможности проявления гуманистических образовательных тенденций, особенно когда речь идет об образовании взрослых, т. е. той части населения, которая в полной мере испытывает воздействие всех социально-политических переломов, всех




перепадов социально-экономической конъюнктуры. Действительно, анализ текущих социально-экономических проблем непрерывного образования (Т. П. Космарская, В. А. Кузьмин, Н. Ю. Федоров) показывает, что государство не уделяет должного внимания сохранению интеллектуального потенциала квалифицированных и высококвалифицированных работников, тем самым фактически отказываясь от продуктивного использования уже затраченных вложений в специальное образование. Вместе с тем, как показывают данные социологических исследований, учет психологических ориентации работников, подверженных риску увольнения может дать заметный социальный эффект в области регулирования профессионально-квалификационной структуры. Заметным невостребованным потенциалом обладают регионы, куда входят бывшие "закрытые города". Данные подводят к выводу о необходимости социально-образовательных программ с человеческим лицом, учетом и планированием образовательных потребностей не "от государства", "от системы", но "от человека" с его не только социально-бытовыми, но и внутренними, профессионально-личностными проблемами.

Реальный опыт подстройки непрерывного образования к потребностям людей в условиях перехода к рыночной экономике, можно проследить на материале одной из, пожалуй, наиболее бурно развивающихся его областей — сфере бизнес-образования. Здесь наглядно заметна тенденция адаптации образовательной практики к широкому диапазону образовательных потребностей и вместе с тем, стабилизация первоначального разброса образовательных услуг (С. Л. Мамулат, А. И. Подольский), инновационные тенденции в духе сочетания индивидуальной и социальной ориентаций учебных программ, характерные для российской образовательной практики (В. М. Дюков, И. Н. Семенов).

Для российских специалистов особенно интересен путь развития непрерывного образования, уже пройденный и давший заметные результаты в США. Здесь во многом реализована идея предоставления человеку возможности использовать образование как гибкий инструмент расширения и реализации жизненных возможностей. Заключительный раздел сборника объединяет различные ракурсы анализа этого опыта: от общего анализа развития теории и практики непрерывного образования на протяжении ряда десятилетий (Г. Д. Сорокоумова) до конкретной картины возможностей включения новейшей информационной технологии в систему образовательных услуг (А. Шут, Б. Хенкок, Л. Балтазар). Объемное видение американского непрерывного образования в плане его ориентации на личность представлено в конкретном анализе концептуальных и прикладных основ образовательных услуг, основных принципов образовательной практики в обучении взрослых (Д. Спиро). Работы данного раздела создают контрастный фон и одновременно дают материал для размышлений о путях наших собственных поисков.

Сборник является начальным шагом на пути соединения, "стягивания" гуманистически ориентированных подходов, опыта, накопленного в



России и США, — странах, обладающих огромным культурным и образовательным потенциалом. Авторы сборника надеются на заинтересованное отношение, конструктивные критические отклики и соображения, которые можно будет учесть в последующих совместных изданиях.

Б. С. Гершунский

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1. Состояние и проблемы

Несмотря на возрастающий спрос, стимулированный переходом к рыночной экономике, в России крайне слабо проводится работа по организации разветвленной сети образовательных услуг для взрослого населения. Система повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов строилась, в основном, по отраслевому принципу и ныне в связи с прекращением деятельности ряда министерств — находится в неопределенном состоянии. При этом вопросы неформального образования и самообразования взрослых традиционно выпадали из поля зрения государственных органов управления, проводивших жестко централизованную, единообразную стратегию развития образования в стране. В результате сферу дополнительных неформальных образовательных услуг для населения предстоит создавать практически заново. А это представляется задачей не только важной и социально неотложной, но и чрезвычайно сложной. Ведь речь идет о всем комплексе вопросов междисциплинарного характера: создании надлежащей учебно-материальной базы, разработке учебно-программной документации и весьма специфической литературы для обучения и самообразования взрослых, подготовке и систематическом повышении профессиональной квалификации педагогических кадров для этой системы, а также — организации широкого международного сотрудничества по этим проблемам, поскольку за рубежом образованию и самообразованию взрослых уже давно уделяется первостепенное внимание.

В условиях создания и развития рыночной экономики и связанных с этим требований к гибкости и высокой степени мобильности образовательных и профессиональных качеств личности, система образования взрослых служит не только реализации целей всестороннего удовлетворения профессиональных и общеобразовательных потребностей граждан, общества, государства, но и становится одним из ключевых движущих механизмов реализации рыночных реформ в России и, одновременно, компенсаторных механизмов, обеспечивающих защиту трудоспособного населения от возможных негативных последствий непрерывных колебаний рынка труда, и, в первую очередь, безработицы.



Под системой образования взрослых понимается сеть учреждений и совокупность оказываемых ими образовательных услуг для людей, которые:

— по своему возрасту перешли границы общепринятых (на данном этапе) временных стандартов получения образования того или иного вида, но в силу тех или иных причин стремятся к удовлетворению своих образовательных потребностей;

— намерены повысить свою профессиональную квалификацию;

— желают получить новую профессию;

— стремятся к самообразованию и самосовершенствованию.

В системе образования взрослых выделяются, таким образом, следующие компоненты:

— общеобразовательный, который реализует возможность ликвидации элементарной (полной или частичной) неграмотности, получения и расширения общего образования;

— профессиональный, который позволяет получить профессию, повысить квалификацию, ликвидировать функциональную неграмотность, пройти переподготовку;

— дополнительный, который реализует дополнительные (неформальные) образовательные программы и услуги для более продуктивных занятий граждан по интересам (например, услуги по подготовке в вузы, по изучению иностранных языков и т. д.).

Таким образом, в силу своей полифункциональности образование взрослых является наиболее гибкой и мобильной ступенью целостной системы непрерывного образования, имеющей ключевое значение для успешного перехода к рыночной экономике. В связи с этим основными требованиями к системе образования взрослых являются:

— прогностичность, т. е. принципиальная ориентированность данной системы (в более высокой степени, чем это выражено в других стабильных звеньях образования) на динамичные изменения социально-экономической и производственной среды и вариативные образовательные потребности населения;

— многовариантность, обеспечивающая многообразие образовательных услуг в соответствии с образовательными потребностями личности;

— адаптивность, т. е. способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создающая большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг, в целом, на индивидуальные запросы личности;

— доступность как важнейшее условие государственной гарантии прав граждан России на образование на всех этапах жизненного пути.

Анализ состояния системы образования взрослых в России показывает, что по многим показателям она не выполняет своих задач и требует коренных преобразований.



Общее образование взрослых

Этот вид образования реализуется в разных формах, важнейшей из которых до сих пор является вечерняя образовательная школа.

Основная функция вечерней школы — дать общее среднее образование тем взрослым, которые его не имеют, и тем подросткам, которые уже начали свою трудовую деятельность. Основной контингент вечерних школ — молодые люди с низким уровнем знаний и учебных умений, неразвитой мотивацией учения. Состав учащихся с низким учебным статусом создает этому типу учебных заведений репутацию второсортных.

Приходится констатировать, что вечерняя школа в настоящее время не создает условий для удовлетворения образовательных потребностей, связанных с разными сферами жизни взрослых. Ориентация вечерней школы только на одну функцию — дать общее среднее образование, определяет ее негибкую организационную структуру, препятствует развитию новых форм и способов образования взрослых. Изменение содержания и методов образования носит частный характер и не учитывает образа жизни взрослого человека и его разнообразные потребности.

За последние 30 лет наблюдается резкое уменьшение как количества вечерних школ (на 10 тыс. или почти в 6 раз), так и снижение числа учащихся в них (на 1,2 млн. человек или в 3,4 раза).

Необходимо специально подчеркнуть, что только за период с 1985 по 1991 гг. количество вечерних школ уменьшилось более, чем в два раза, а число учащихся в них — более, чем в 3 раза. Подобное снижение объемов вечернего образования свидетельствует о том, что резко увеличивается число молодых людей, не получающих общего среднего образования.

Существенное сокращение сети школ и контингентов учащихся вечерней школы произошло в связи с общим уменьшением численности работающей молодежи, не имеющей среднего образования. Органы управления образованием не вели целенаправленной работы по планированию реальных контингентов учащихся, по рационализации сети школ, по организации совместной работы школ и предприятий с общественными организациями, а стремились любой ценой выполнить завышенные планы набора учащихся. Взаимоотношения между вечерними школами и предприятиями строились по линии требований школы к предприятиям по комплектованию и сохранению контингента учащихся.

Помимо самостоятельных вечерних школ, обучение работающей молодежи осуществляется также на базе дневных школ и в учебно-консультационных пунктах (УКП).

В 1987–1991 гг. продолжалось сокращение сети самостоятельных вечерних школ, классов и групп при дневных школах. Организация обучения на базе дневных школ нашла широкое распространение в сельской местности, число УКП в последние два года остается стабильным. Такая ситуация сложилась в результате того, что многие органы образования предметно вопросами обучения работающей молодежи не



занимались, отсутствовал необходимый учет молодежи, не получившей своевременно среднего образования, не было заинтересованной совместной работы органов образования с министерствами и ведомствами, предприятиями по выявлению реальных контингентов вечерних школ. За последние годы наметился активный процесс омоложения контингентов учащихся вечерних школ. Так, с 1986 по 1991 гг. процент учащихся вечерних школ в возрасте до 17 лет возрос с 22,9% в 1986 году (от общего числа учащихся 942762 чел.) до 65,6% в 1991 г. (от общего числа учащихся 496832 чел.).

Значительное омоложение контингента учащихся происходило за счет их притока из дневных школ и профессионально-технических училищ, не дававших среднего образования. Происходило также включение в производительный труд отдельных категорий подростков после завершения девятилетней школы, которые в дальнейшем получали образование на базе вечерней школы. Можно предполагать, что дальнейшее развитие этого процесса будет происходить более интенсивно в связи с новыми экономическими отношениями, складывающимися при переходе страны к рынку.

Серьезные проблемы вечерней школы связаны с кадровым обеспечением их работы. Основные педагогические работники вечерних школ составляют лишь 30,5% всех работающих педагогов в школе. Трудный контингент учащихся, падение престижа школы не способствуют притоку молодых специалистов в этот тип учебных заведений, а учителя-совместители переносят в обучение взрослых методы и приемы учебно-воспитательной работы с детьми дневной школы. В связи с этим необходимо организовать в системе повышения квалификации целенаправленную переподготовку учителей-совместителей, разработать для этого спецкурсы и спецсеминары. Ни один педагогический институт страны при подготовке кадров не учитывает специфику вечерней школы. Практически не ведется разработка такого важного раздела современной педагогики как андрагогика (обучение взрослых), интенсивно развивающейся за рубежом, в особенности в США.

Коренное улучшение качества работы вечерней школы немыслимо без перестройки содержания образования и организационных форм обучения. В вечерней школе необходимо руководствоваться принципами разнообразия, гибкости и дифференциации организационных форм обучения. Для повышения качества учебно-воспитательного процесса в вечерней школе необходимо разработать и ввести по выбору учащихся различные уровни усвоения учебных предметов, подготовить специальные учебные программы и учебные пособия для самообразования по всем учебным предметам, методические пособия, дидактические материалы для учащихся, систему факультативных курсов, обеспечивающих углубленное изучение учебных дисциплин.

Современные условия требуют не только улучшения качества работы вечерней школы, но и изменения ее основного назначения, качественного

преобразования ее социально-образовательных и социально-воспитательных функций, которые должны включить общеобразовательную подготовку, осуществление профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечение образовательной подготовки для профессионального роста, связи школьной общеобразовательной деятельности с досугом, предоставление возможности выпускникам школы, а также всем желающим взрослым обновить, модернизировать свои знания.

Эти новые функции вечернего образования должны реализовываться не только в разных формах организации учебно-воспитательной работы, но и в принципиально новых типах учебных заведений, способных интегрировать подобные функции. К их числу могут быть отнесены центры образования взрослых — многопрофильные учебные заведения нового типа, осуществляющие повышение общеобразовательного, профессионального и культурного уровня работающей молодежи и взрослых.

Профессиональное образование взрослых

Анализ динамики численности учащихся по всем видам обучения в России показывает резкое сокращение общего числа обучаемых за последние годы с 58,6 млн. чел. в 1987/88 уч. году до 37,8 млн. чел. в 1991/92 уч. году. Более глубокое изучение изменений численности по различным типам убедительно показывает, что ее столь резкое сокращение произошло именно за счет уменьшения числа учащихся, которые обучаются новым профессиям, повышают свою квалификацию на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также охвачены другими видами обучения (с 31,1 млн. чел. в 1988 г. до 10,0 млн. чел. в 1992 г.). Таким образом, наблюдается резкое уменьшение численности именно тех учащихся, которые входят в систему профессионального образования взрослых. Однако все большее число предприятий и учреждений не желают затрачивать средства на подготовку, повышение квалификации и переподготовку рабочих, предпочитая принимать на работу уже обученных работников. Неудивительно, что за последние четыре года численность рабочих, обучающихся на производстве, уменьшилась более, чем в 3 раза.

Сложившаяся государственная система последипломного повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов в настоящее время испытывает серьезные трудности прежде всего, из-за ликвидации ряда отраслевых министерств и ведомств, неупорядоченности кадровых структур вновь создаваемых предприятий и организаций (в том числе коммерческих, акционерных, частных и т. п.), а также экономической несостоятельности многих учебных заведений, занимающихся повышением профессиональной квалификации и переподготовкой рабочих и специалистов.

В сфере повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих общее число обучаемых за один только 1991 год сократилось

практически вдвое (с 4,8 млн. чел. до 2,1 млн. чел.) за счет развала системы производственно-экономического образования.

Рушится и плановая система повышения квалификации и переподготовки в системе повышения квалификации. В то же время потребность людей в такого рода образовании ничуть не уменьшилась, а наоборот, существенно осложнилась в связи с тем, что в условиях рынка резко обостряется проблема обеспечения занятости, решение которой, в свою очередь, тесно связано с проблемой переобучения тех высвобождающихся работников, чья профессия или квалификация не позволяет их трудоустроить по специальности (что раньше гарантировалось законодательно).

В Российской Федерации за второе полугодие 1991 г. обратились в Центры занятости по поводу трудоустройства 1.481 тыс. чел., из них трудоустроено около 584 тыс. чел., а направлено на профессиональное обучение всего лишь 11,2 тыс. чел. На профессиональное обучение за этот период затрачено 3,078 тыс. руб., т. е. от общих израсходованных средств фонда содействия занятости это составляет немногим около 2%.

Причины столь незначительных объемов профессионального обучения различны. Это — и психологический барьер, нежелание людей, имеющих высокий профессиональный уровень, менять свою профессию, незначительное количество в центрах занятости престижных вакансий, пользующихся спросом. Это — и ограниченные возможности самой системы профессионального обучения, особенно, но новым профессиям и специальностям, которые необходимы для работы в условиях рыночной экономики.

В условиях спада экономики проблемы занятости обострятся еще больше. Существенное влияние на увеличение предложения рабочей силы на рынке труда может сказать ожидаемое увеличение численности высвобождаемых работников в результате конверсионных процессов, приватизации собственности, спада объемов производства и банкротства предприятий.

Численность незанятого населения в России, зарегистрированная в ноябре 1992 г., достигла 1.014 тыс. чел., а признанных безработными — 517,9 тыс. чел. Незанятых стало в 2,1 раза больше, чем в январе этого же года, безработных — в 7,5 раза. По отношению к трудоспособному населению России это составляет, соответственно, 1,2% и 0,6%. Тем самым при больших темпах роста безработицы доля незанятого населения пока остается незначительной.

Следует отметить, что нормальным уровнем незанятости, например, в таких странах Западной Европы, как Франция, ФРГ, Великобритания, считается около 5% экономически активного населения, в Швеции с ее стремлением к полной занятости, а также в Японии эта величина, превышающая 1,5–2,0%, вызывает уже повышенное внимание и тревогу. В Канаде сложившаяся норма близка к 8%.

Однако стабильный и непрерывный рост числа незанятых в России далеко не случаен. Непосредственной причиной роста незанятости




является сокращение рабочих мест в результате снижения объемов производства. Однако вряд ли такое объяснение является достаточным.

Производственный спад в 1992 году был гораздо более резким, чем роет незанятости. Например, уже за январь-сентябрь 1992 г. в Госкомстате зафиксировано падение только промышленного производства на 17,6% от уровня прошлого года. Если такое падение считать главной причиной сокращения рабочих мест, то незанятость должна была бы возрасти примерно на 2,5–3,0 млн. чел. С учетом же значительного снижения объемов строительных работ (на 31%), товарооборота (на 39%) и других аналогичных процессов, которые ограничивают межотраслевой перелив рабочей силы и приводят к высвобождению работающих, эта цифра была бы еще выше.

Однако пока "обвальной безработицы" в России все же нет, поскольку часть работников трудится неполную рабочую неделю, находится в долгосрочных административных отпусках, уходит в сферу нерегистрируемого "черного рынка труда". Помимо этого, нарастание инфляционных процессов, безудержный рост цен вынуждают рабочих и специалистов искать дополнительные источники доходов вне официальной службы занятости. Это тем более относится к высвобождающимся работникам, которые предпочитают самостоятельно искать новое место работы.

Однако, в любом случае, по оценкам Комитета по труду и занятости населения примерно четвертая часть полностью или частично безработных смогут трудоустроиться только после профессиональной переподготовки, а, учитывая стойкие тенденции к увеличению числа незанятого и безработного населения, количество людей, нуждающихся в профессиональной переподготовке, уже в ближайшие годы будет составлять несколько миллионов человек.

Как показывают данные проводимых социологических обследований, обратившиеся по поводу трудоустройства представляют собой самые различные социальные слои общества и категории населения. Они значительно дифференцированы по возрасту, стажу работы, профессионально-квалификационному составу, мотивам и стимулам профессиональной деятельности, образовательному уровню. Среди безработных значителен удельный вес лиц с высшим (30,1%) и средним специальным образованием (27,7%), а по Москве они вместе составляют почти 83%. Особенно негативным является тот факт, что среди безработных значительный вес (свыше 6%) составляют выпускники учебных заведений, которые не могут устроиться в соответствии с уровнем полученной профессиональной квалификации, т. е. оказываются социально невостребованными.

Такое положение складывается в силу того, что в нашей стране система профессионального образования ни до, ни после ее реорганизации не была ориентирована на решение проблем занятости. Два важнейших взаимосвязанных направления — профессиональная подготовка
18

и трудоустройство населения — практически функционируют раздельно друг от друга. В результате сфера профессионального образования готовит зачастую "ненужные" кадры, т. е. воспроизводит потенциальных безработных. Центры занятости не могут обеспечить потребность предприятий (учреждений) в квалифицированных кадрах, способных эффективно трудиться в рыночных структурах.

В ближайшее время положение в сфере профессионального обучения незанятого взрослого населения может существенно измениться. В связи с ожидаемыми масштабами безработицы многие из высвобождаемых работников будут поставлены перед необходимостью соглашаться на любую работу. В этой ситуации представление подходящей работы (т. е. работы, соответствующей прежней профессии-специальности, или уровню профессиональной подготовки), декларируемое статьей 4 "Закона о занятости населения в РСФСР", утратит свое значение, резко возрастет необходимость переподготовки работников для выполнения новых видов деятельности. В связи с этим потребуется государственное регулирование на основе разработки федеральных, региональных и муниципальных программ профессиональной переподготовки взрослого населения, которые учитывали бы как общие (федеральные) тенденции, так и специфику местных условий.

Негативные явления, связанные с организационно-управленческими проблемами построения разветвленной сети профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки взрослых, усугубляются слабостью материально-технического, кадрового, правового и научно-методического обеспечения этой специфической сферы образования.

Одной из серьезных причин неудовлетворенности учебой и падения интереса к ней со стороны взрослых учащихся является неадекватность содержания, методов и организационных форм обучения, привнесение в эту систему, без существенной переработки, традиционных подходов к организации педагогического процесса в обычных звеньях профессиональной школы (ПТУ, техникумах, вузах). При этом не учитывается, что люди зрелого возраста весьма отрицательно относятся к натаскиванию, назиданию, манипулированию их сознанием. Они отвергают ставший привычным для преподавателей наставительный тон, обилие монологических лекционных занятий, мелочный контроль по каждому поводу. Технология обучения взрослых должна быть в максимальной степени индивидуализированной, учитывать накопленный профессиональный опыт обучаемых, их интеллектуальный и общекультурный потенциал.

Дополнительное (неформальное) образование взрослых

Неформальное образование взрослых — составная часть системы непрерывного образования. Роль и значение неформального образования взрослых определяется двумя важнейшими факторами:
19

1) необходимостью существенного повышения образовательного потенциала взрослого населения страны, рабочих и специалистов, уже получивших базовое образование, но, в силу объективных социально-экономических обстоятельств (динамика производственно-технологической базы производства, появление качественно новых отраслей научно-технологической базы производства, появление качественно новых отраслей научно-технических знаний, изменение структуры трудовых ресурсов и перераспределение потоков специалистов и рабочих в различных отраслях общественного производства, изменение структуры занятости, необходимость оперативного обновления профессиональных знаний, умений, навыков и т. д.), ощущающих объективную потребность адаптации к новым условиям труда в различных звеньях народного хозяйства страны;

2) личностными образовательными потребностями взрослого населения, стремлениями человека к повышению своего не только образовательного, но и общекультурного уровня, к занятиям по интересам с учетом индивидуальных способностей, мотивов и ценностных ориентаций личности.

Неформальное образование взрослых — наиболее гибкая и мобильная ступень целостной системы непрерывного образования. В условиях перестройки всех звеньев хозяйственного механизма, необходимости повышения качества продукции, уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке, освоения новых технологий, развития нетрадиционных форм собственности, коренных изменений в структуре управления народным хозяйством особое значение приобретает фактор времени. Страна, ищущая пути выхода из кризиса в экономической и социальной сферах, не может ждать коренных преобразований в интеллектуальном и профессиональном потенциале работоспособного населения лишь на основе преобразований в базовых звеньях образования (школе, ПТУ, техникумах, вузах) или в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Это необходимый, но длительный процесс. Каждому человеку должны быть представлены все необходимые условия для инициативного овладения знаниями, их обогащения и развития. Только таким образом, а также путем материального и морального стимулирования профессионализма в любой сфере общественно необходимой человеческой деятельности можно в короткий срок переломить сложившиеся негативные тенденции, связанные с падением престижа образования, профессиональной компетентности, общей культуры человека, общественной морали и нравственности, ответственного отношения к труду.

Неформальное образование взрослых получило ускоренное развитие во всем мире. Оно отличается многообразием форм, нестандартным подходом к организации педагогического процесса, индивидуализацией воспитательно-образовательной деятельности, тесной связью с производственной и социокультурной сферой, вариативностью сроков
20

обучения, демократизацией управления соответствующими образовательными учреждениями, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии или специальности, возраста, места жительства, но с обязательным учетом его индивидуальных способностей, образовательных потребностей и интересов. Изучение зарубежного опыта организации неформального образования взрослых и оперативное использование наиболее прогрессивных инноваций в практике неформального образования взрослых в России — важнейшее направление деятельности научных и организационно-управленческих органов в сфере образования.

Анализ функционирования систем неформального образования взрослых в США, Англии, Голландии, Финляндии, Израиле, Германии, Франции, Швейцарии, а также ознакомление с работой Европейского Бюро образования взрослых показывают, что за рубежом эти проблемы решаются весьма эффективно. Их основные особенности:

— разные источники финансирования, сочетание общегосударственных, региональных, местных видов ассигнований, существенные отчисления от прибылей крупных промышленных фирм, концернов при льготном налогообложении и т. п.; на этом фоне плата за обучение со стороны слушателей носит преимущественно символический характер;

— многообразие форм образовательных услуг, их адаптивность к реальным потребностям взрослого населения с учетом специфики региона и местных условий;

— разветвленные формы рекламы об имеющихся программах, курсах, центрах и т. п. образования взрослых; широкая система информационного обслуживания, оперативность этой системы, отличная полиграфическая база;

— подключение к научной и методической работе ведущих специалистов университетов и научно-исследовательских центров;

— широкие международные связи, регулярные встречи специалистов по этим проблемам на конференциях, симпозиумах и т. п.;

— огромное и постоянное общественное и государственное внимание к этой системе, участие в этой работе (на уровне руководства ассоциациями, движениями и т. д.) высших правительственных руководителей и общественных деятелей, представителей культуры, церкви, бизнеса и т. п.;

— отличная социальная инфраструктура и учебно-материальная база, приспособленные помещения, транспорт, гостиницы, кафе и т. п., возможность приглашения для чтения лекций самых высококвалифицированных специалистов, в том числе из-за рубежа;

— прочная связь с шефами и спонсорами, заинтересованными в проведении этой работы;

— интенсивные фундаментальные и прикладные исследования в области философии, социологии, психологии, педагогики образования; наличие разветвленной сети научных изданий и специализированных журналов;
21

— наличие огромною массива опубликованных работ по самым разных вопросам теории и практики неформального образования взрослых.

Необходимо констатировать, что в настоящее время неформальное образование взрослых в России переживает острейший кризис. Работу в этом направлении традиционно проводили народные университеты, дворцы и дома культуры, клубы, лектории, музеи, библиотеки, соответствующие подразделения творческих союзов и средств массовой информации, научно-технические и спортивные организации. Особая роль в этой работе принадлежала всесоюзному обществу "Знание", его республиканским, областным и городским организациям. Согласно статистическим отчетам (далеко не всегда соответствующим реальному положению дел и не отражающим качественных характеристик) в СССР проводилось в год более 25 млн. лекций, привлекавших около 1,5 млрд. слушателей. В стране было 130 тыс. массовых библиотек с книжным фондом, превышающем 2 млрд. экземпляров. Отмечалось, что количество народных университетов превышало 40 тыс., а число слушателей в них — 18 млн. человек. Даже при всей приблизительности и условности этих показателей масштабы такого рода образовательной деятельности впечатляли, хотя содержание и формы работы были весьма однообразными, а материально-техническое, кадровое и научно-методическое обеспечение этой системы явно недостаточным. Формализм и процентомания искажали оценку реального состояния неформальных образовательных услуг взрослому населению. Подобная же неопределенность и невнимание к этой образовательной деятельности характерны и для системы неформального образования взрослых в современной России. К сожалению, из-за материальных трудностей многие центры образования взрослых прекратили свое существование. Неоправданно мало внимания уделяется данной системе и в Законе Российской Федерации "Об образовании".

В результате неформальное образование взрослых не имеет в настоящее время должного правового, финансового, организационного, материально-технического, кадрового и научно-методического обеспечения. Такое положение является недопустимым, оно сдерживает кадровое обеспечение перестроечных процессов в обществе, не позволяет решать на системном уровне вопросы долгосрочной стратегии развития интеллектуального, образовательного и общекультурного потенциала страны, вопросы коренного преобразования профессионально компетентной структуры трудовых ресурсов, а также собственно социальные проблемы, связанные с обеспечением условий для развития личности каждого человека в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями.
22

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации