Митченков И.Г. История и философия науки для аспирантов и соискателей - файл n1.doc

приобрести
Митченков И.Г. История и философия науки для аспирантов и соискателей
скачать (51.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc315kb.17.11.2004 21:47скачать

n1.doc

  1   2


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»



КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для аспирантов и соискателей

Под редакцией д. ф. н., профессора И. Г. Митченкова
Авторский коллектив:

д. ф. н., профессор И. Г. Митченков

к.ф.н., доцент С.Б. Максюкова

к.ф.-м.н., доцент М.И. Баумгартэн



КЕМЕРОВО 2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цель курса

Сфера научного знания чрезвычайно обширна и вмещает в себя значительное число областей действительно осуществимой специализации. Вместе с тем, специалист в области научных исследований обязан обладать фундаментальными познаниями не только в своей узкой профессиональной сфере, но иметь отчетливые представления о внутреннем, логическом функционировании науки.

Научная деятельность протекает в двух «контекстах» - «контексте открытия» и «контексте обоснования». Если мы хотим знать, как совершаются научные открытия, что действительно лежит в основе научного творчества – открытий, озарений, интуиций, - нам следует обратиться не к философии, а к психологии или социологии. Философию науки интересуют только такие логические вопросы, как вопрос о возможности рационального подкрепления теории данными. Это диктует основную цель курса «История и философия науки» - освоение аспирантами ключевой эпистемологической проблематики: анализа концептуальных оснований и логико-методологического аппарата науки; также, в структуру курса входит ознакомление с ее парадигмальной историей.

2. Описание курса

Курс построен как обзор стандартов и центральных проблем, разрабатываемых в современной эпистемологии – философии (теории) науки и научного познания. В программном изложении, речь идет о следующих темах:

- зарождение европейской науки: особенности естественнонаучных представлений в эпоху античности, средневековья и Нового времени;

- научная рациональность и ее виды. Эволюция идеалов рациональности в классической и неклассической науке. Наука и паранаука;

- классическая (стандартная) эпистемологическая практика;

- современные подходы в эпистемологии как выражение ее неклассического характера: эволюция эпистемологии, новые связи эпистемологии, социальных и когнитивных практик;

- структура и методы научного знания. Теоретический и эмпирический уровни познания. Обще- и частнонаучные методы. Неэмпирические (логико-математические) подходы в науке;

- функции научного исследования: процедуры описания, объяснения и предвидения;

- традиции и новации в историческом развитии науки. Модели развития науки. Научные революции и их роль в динамике науки;

- история науки как парадигмальный транзит. Парадигмальные открытия и философские проблемы в области естественного, технического и социогуманитарного знания.

Центральными также являются проблемы достоверности, истины и критериальных процедур в научном познании.
Несколько слов о педагогической стороне курса. Философия науки (эпистемология), представляет собой динамичную и разветвленную дисциплину, весьма сложную для понимания. В рамках курса авторы стремились, с одной стороны, показать всю меру теоретической изощренности эпистемологии. С другой стороны, нам казалось необходимым привить убежденность, что усвоив структуру и содержание эпистемологических стандартов, в качестве своего рода «гештальта», слушатели получат возможность куда больше видеть и понимать в современном теоретическом знании, процедурах познания, и даже в повседневности.

При этом следует иметь в виду, что курс «История и философия науки» не является введением в философию. Он рассчитан на слушателей уже имеющих адекватную философскую подготовку по вопросам онтологии и теории познания. (Основные идеи этих разделов рассматриваются в общем курсе философии для студентов высших учебных заведений.)
3. Структура курса

Дидактика курса предполагает лекционную форму обучения, написание реферата и сдачу экзамена (кандидатский минимум). Кроме того, аспиранты могут принять участие в работе факультативных семинаров.
4. Лекционный курс

Логика курса подразумевает разделение лекционного материала на 3 части: «концептуальная история науки» - раздел, в рамках которого рассматривается история становления науки как специфической формы интерпретации и познания бытия, оформление ее структуры и понятийного аппарата, общих методов и целей; «теория науки» - данный раздел посвящен анализу строения, логики, методологии и роста научного знания; «парадигмальная история науки» - раздел, в рамках которого изучается специфика естественнонаучных парадигм и фундаментальных теорий в сфере социогуманитарного знания.

Лекционный курс рассчитан на 20 лекций. Хронологически лекции читаются с ноября по апрель.
5. Работа над рефератом

Работа над рефератом осуществляется в течение учебного цикла (ноябрь – май), при этом окончательный срок сдачи реферата не позже последней декады мая.

С началом лекционного курса аспирант должен записаться к руководителю своей работы из числа преподавателей кафедры философии, имеющих вид учебного поручения, который будет консультировать его по написанию реферата, проверять и оценивать работу. Запись производится у методиста кафедры.

Аспирант самостоятельно выбирает тему реферата, подбирает литературу, составляет план работы, который утверждается преподавателем.
6. Экзамен

К экзамену допускаются аспиранты и соискатели, выполнившие работу над рефератом, который был проверен и положительно оценен («зачтено»).

Формат экзамена устный. Ответы оцениваются комиссией, оценочный балл выставляется коллегиально.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кафедра философии: Методический кабинет:

5 корпус

ул. 50 лет Октября, 17,

аудит. 5207 аудит. 5206
тлф.: 58 51 38

Заведующий кафедрой Методист

Митченков Игорь Григорьевич Кровякова Елена Александровна

доктор философских наук, профессор

E-mail: mig.phil@users.kuzstu.ru E-mail: kea.phil@users.kuzstu.ru
Консультации:
Максюкова Светлана Борисовна

кандидат философских наук, доцент

E-mail: kea.phil@users.kuzstu.ru
Консультации:
Баумгартэн Михаил Ицекович

кандидат физ.-мат. наук, доцент

E-mail: bmi45@mail.ru
Консультации:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

(для поступающих в аспирантуру)


  1. Предмет и сущность философии

  2. Пределы философского знания

  3. Структура и разделы философии (онтология и гносеология)

  4. Философия и наука. Критерии демаркации

  5. Реальность: явление и действительность

  6. Существование материи

  7. Природа материи

  8. Эпистемологический скептицизм

  9. Идеализм

  10. Философия сознания

  11. Проблема метода в философии Платона и Аристотеля

  12. Методы науки

  13. Роль парадигм в науке

  14. Строение науки по Аристотелю и Галилею

  15. Рационализм. Метод Р. Декарта

  16. Рационализм после Р. Декарта: Г. Лейбниц

  17. Эмпиризм и эмпирический метод (индукция)

  18. Эмпиризм после Ф. Бэкона: Дж. Локк, Дж. Беркли

  19. Причинность (Д. Юм)

  20. Философия И. Канта. Принцип априорности

  21. Значение слов

  22. Знания и мнения. Виды знания.

  23. Классический эпистемологический фундаментализм

  24. Истинна и достоверность



Литература:
Книги являющиеся обязательными для прочтения при подготовке к вступительному аспирантскому экзамену по философии:

Александр Никифоров «Природа философии». М.: «Идея-пресс», 2001. Гл. 1-3.

Томас Нагель «Что все это значит? Очень краткое введение в философию».* М.: «Идея-Пресс», 2001. Гл.1-5.

Бертран Рассел «Проблемы философии».* Новосиб.: «Наука», 2001. Гл.1- 4, 6, 14, 15.
Рекомендованная учебная литература:

Философия.* П/р. В.Д. Губина. М.: ТОН, 1996. Ч.1, гл.4. Ч.2, гл.2. Ч.3, гл.6.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия.* М.: «Весь мир», 2000. Введение, гл. 1, 6, 16-18.


Объем знаний, очерченный вопросами и указанной к ним литературой определяют собой соответствующий круг требований, предъявляемых к сдающему экзамен; абитуриенты также должны быть хорошо осведомленными в области истории философии. Круг необходимых требований к этой части философского знания представлен в соответствующем разделе методического пособия кафедры философии «Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студентов всех направлений подготовки дневной формы обучения».
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

курс лекций для аспирантов и соискателей


1 Специфика научного познания. Вводная лекция д.ф.н. Митченков 06/11
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ

2 Античность: натурфилософия и метафизика д.ф.н. Митченков 13/11

3 Становление научного метода. Индукция и дедукция д.ф.н. Митченков 20/11

4 Формирование структуры науки. Эмпирия и теория к.ф-м.н. Баумгартэн 27/11

5 Логико-математические теории (неэмпирическике подходы в науке) к.ф-м.н. Баумгартэн 04/12

6 Философские основания науки и их эволюция д.ф.н. Митченков 11/12
ТЕОРИЯ НАУКИ

7 Функции научного исследования д.ф.н. Митченков 18/12

8 Строение научного знания к.ф-м.н. Баумгартэн 25/12

9 Теории оснований и истины д.ф.н. Митченков 15/01

10 Модели развития науки д.ф.н. Митченков 22/01

11 Реализм и релятивизм д.ф.н. Митченков 29/01

12 Динамика стандартов научной рациональности к.ф.н. Максюкова 05/02

13 Наука и авторитет. Этика науки к.ф.н. Максюкова 12/02

14 Научное и ненаучное знание. Проблема и критерии демаркации к.ф.н. Максюкова 19/02

ПАРАДИГМАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ

15 Классический научный канон: детерминизм и редукционизм к.ф-м.н. Баумгартэн 26/02

16 Парадигмальные открытия и философские проблемы

естествознания и техники. Ч. I к.ф-м.н. Баумгартэн 05/03

17 Парадигмальные открытия и философские проблемы

естествознания и техники. Ч. II к.ф-м.н. Баумгартэн 12/03

18 Открытия и философские проблемы социогуманитарного

знания. XIX – XX век. Ч. I к.ф.н. Максюкова 19/03

19 Открытия и философские проблемы социогуманитарного

знания. XIX – XX век. Ч. II к.ф.н. Максюкова 26/03

20 Идеалы научности. Итоговая лекция д.ф.н. Митченков 02/04
ПРОГРАММА КУРСА


1. Специфика научного познания.

Структура курса. Основная проблематика.

Предмет философии науки. Фундаментальные отличительные признаки науки и ее цель. Наука как процесс познания и как социальный институт. Обыденное познание и научные понятия. Генезис и эволюция науки: проблема европоцентризма. Духовная революция Античности. Философия и наука. Различные подходы к определению науки. Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Роль способов трансляции знания в образовании научных сообществ. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология. Проблема государственного регулирования и стимулирования развития научных исследований. Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и логика развития научного знания. Должна ли ограничиваться свобода научных исследований?


Концептуальная история науки
2. Античность: натурфилософия и метафизика

Возникновение аргумента как метода осмысления мира. Греческая натурфилософия.

Милетская школа: идея архэ (фундаментальной структуры бытия). Гераклит, идеи процессуальности и «объектности» мироздания. Мир чувств и мир рационального мышления. Парменид: концепция «Единого» как следствие онтологизации языка. Референциальность. Пифагорейцы. Пифагореизм и внутренняя логика атомизма. Атомы как архэ и как референты чисел.

Метафизические истолкования природы аксиоматики. Логико-лингвистический анализ бытия: логика языка как основа онтологии и познания. Аристотель: истина как идея, как сущность и как дефиниция. Интеллектуальная интуиция. Познание как репрезентация сущностей. Зарождение концепции привилегированных связей с реальностью посредством точных репрезентаций. Семантическая структура языка и его отношение к действительности.

Античность: становление ключевой проблематики науки и зарождение научного стиля мышления.
3. Становление научного метода: индукция и дедукция

Средневековый реализм, номинализм, концептуализм.

Зарождение современной науки. Галилей и Бэкон. Индукция и количественное описание бытия.

Декарт: конструирование «Я», «сознания», «субъекта» и «объекта». Абсолютный наблюдатель. Истинное и ложное: картезианский метод. Внеисторичность научной истины: «вечный» дискурс.

Английский эмпиризм (Локк). От эмпиризма к кантианству. Кант: наука как совокупность априорных синтетических суждений. Окончательное оформление теории точных репрезентаций: Декарт, Локк, Кант.

Индукция и дедукция. Наблюдение как метод эмпирического познания. Избирательность научного наблюдения и его обусловленность системой наличного знания. Обработка результатов наблюдения и формирования фактуального базиса науки. Интерсубъективность результатов наблюдения и способы их проверки.

Общая характеристика гипотетико-дедуктивного метода. Роль интуиции в процессе выдвижения гипотез.



4. Формирование структуры науки. Эмпирия и теория.

Структурные уровни науки и их иерархия. Понятие эмпирического и теоретического (основные признаки). Эмпирический уровень исследования, его особенности. Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, несводимого к эмпирическому знанию. Идеальные объекты и теоретические модели. Особенности функционирования теории.

Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании.
5. Логико-математические теории (неэмпирические подходы в науке)

Проблема природы математических структур и их адекватности действительному миру. Конструктивизм и конвенционализм.

Процесс ригоризации математики. “Principia Mathematica” Рассела и Уайтхеда. Программа Гильберта и теоремы Гёделя. Семантика Тарского и интуиционизм Брауэра.

Особенности построения развитых математических теорий в современной науке. Применение метода математической гипотезы. Особенности интерпретации математического аппарата.

Эпистемологические проблемы интерпретации в работе Б. Рассела «Человеческое познание: его сфера и границы».
6. Философские основания науки и их эволюция

Традиционная (классическая) эпистемология: скептицизм, фундаментализм и субъектоцентризм. Субъект как «чистое сознание». Трансцендентальная философия как основа классической эпистемологии. Понимание истины в качестве точной репрезентации. Содержание «нормального дискурса» традиционной эпистемологии: рефлексия, ментализм, аналитический метод (редукция), детерминизм. Классическая эпистемология и классическая наука. Пределы гносеологического фундаментализма.

Нефундаменталистская эпистемология (Манхейм, Куайн, Кун, Фоллмер). Неклассическая эпистемология как гносеологический релятивизм.

Неклассические гносеологии и неклассическая наука.


Теория науки
7. Функции научного исследования

Описание, объяснение или исправление? Научное описание и его общая характеристика. Виды описания. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Проблема интерпретации результатов описания. Место описания в структуре познания: критика дескриптивизма.

Научное объяснение как основная познавательная функция науки. Условия адекватности объяснения. Вероятностно-индуктивная модель и ее особенности.

Место понимания в методологии. Традиционная и психологическая трактовка понимания. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Методологические принципы научной интерпретации.

Логика открытия и логика подтверждения (опровержения).

8. Строение научного знания

Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации. Научная проблема и условия ее разрешимости. Типология научных проблем. Понятие научного факта. Достоверность фактуального знания: научный факт и протокол наблюдения. Структура факта: перцептивная, лингвистическая и материально-практическая компоненты научного факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Гносеологическое содержание закона науки. Логические характеристики суждений, в которых формулируются законы науки. Проблема природы необходимости, выражаемой в законе.

Психологическая, логическая и физическая необходимость. Способы получения и обоснования законов, функции законов в познании. Типы и виды научных законов: эмпирические и теоретические, динамические и статистические, причинные и непричинные.

Общая характеристика научной теории. Теоретическая модель как элемент внутренней организации теории. Опосредованный характер теоретического знания: теория и система идеальных объектов. Способы построения и развертывания теории, роль парадигмального знания в теоретическом исследовании. Семантическая и эмпирическая интерпретация значения теоретических терминов. Методологические регулятивы построения и отбора теоретических гипотез: проверяемость, непротиворечивость, простота. Принципы соответствия и дополнительности и их роль в оценке теоретического знания. Различные концепции природы теоретического знания: феноменалистическая, инструменталистская, конвенционалистская и реалистическая.

Гипотезы и эксперименты.
9. Теории оснований и истины

Трехступенчатый анализ знания Платона. Знания и их основания. Регресс оснований.

Аристотелевская (корреспондентная) теория истины. Конвенционализм: неполная детерминированность теории эмпирическими данными (П. Дюгэм). У. Куайн: «догмы» эмпиризма.

Аналитическая эпистемология: взаимосвязь между истиной, языком и реальностью. Логический атомизм (Г. Фреге, Б. Рассел). Семантическая теория истины (А. Тарский). Достоверность и «языковые игры» (Л. Витгенштейн). Нагруженность факта теорией: концептуальные каркасы, «неопределенность перевода», онтологическая относительность (Р. Карнап, У. Куайн). «Миф данного», язык как граница мира (У. Селларс, Н. Гудмен). Новый верификационизм (Д. Дэвидсон, М. Даммит).

А. Айер: в защиту эмпиризма. Научная вера.

Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация.

Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность.
10. Модели развития науки

Эволюция подходов к анализу науки.

Методология науки К. Гемпеля и К. Гёделя.

Концепция нормальной науки Куна. Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Т. Кун о природе нормальной науки и характере изменения знания в нормальной науке. Кризис нормальной науки и его симптомы: аналогия с политической жизнью. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Проблема научного прогресса в концепции Куна. Концепция исследовательских программ (И. Лакатос).

Линия К. Поппера («Миф концептуального каркаса»): объективистская философская идеология.

Выступление «против догматической рациональности» (П. Фейерабенд, Я. Хакинг). Наука и традиция (Л. Лаудан). Идеалистический прагматизм (Н. Решер). Концепция наивного знания (М. Полани).

Мататеоретический, или парадигмальный, уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Картина мира и стиль мышления как элементы мататеоретического уровня мышления. Парадигмальный уровень знания как итог и предпосылка эмпирического и теоретического исследования. Эпистемология и метафизика.
11. Реализм и релятивизм

Реальность и наблюдения. Наивный реализм. Обусловленность восприятия социокультурными и физическими параметрами.

Н. Гудмен: плюралистические версии мира.

Сциентизм и метафоризм.

Миф о привилегированном доступе к сознаю (Р. Рорти). Современный неодуализм.

К. Поппер: крайний реализм. Концепция «трех миров».

Гносеологический номинализм versus гносеологичечский реализм.

Понимание релятивизма в познании (К. Манхейм, С. Тулмин, Т. Кун).

Антитеза «психологизм – антипсихологизм», ее роль в понимании природы релятивизма.

Изменение образа науки как изменение понимания природы релятивизма. Н. Решер: субъективный фактор и «границы когнитивного релятивизма».

Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция.

Релятивизм и истина.
12. Динамика стандартов научной рациональности.

Классические представления о рациональности. Связь моделей рациональности с моделями методологии. Неклассический и постнеклассический образ научной рациональности. «Открытая» и «закрытая» рациональность.

Влияние стандартов рациональности на стандарты эпистемологии. Классическая наука. Переход от классической науки к неклассической. Смена фундаментальных принципов познания и представлений об объекте и субъекте. Становление новой парадигмы в социально-гуманитарном знании – «Философии жизни».

Революция в науке в 70-е гг. XX в. Формирование постклассической науки. Разработка нового подхода к объектам исследования как человекоразмерным комплексам. Элиминация классического «объекта науки». Идея синтеза научных знаний. Формирование общенаучной картины мира: концепция универсального эволюционизма и коэволюции, концепции биосферы и ноосферы В.И. Вернадского, теория самоорганизации – синергетика. Парадигма целостности в постнеклассической науке. Метод системного подхода. Принцип открытой рациональности.
13. Наука и авторитет. Этика науки.

Наука как общественный феномен и социальный институт. Формы институционализации научной деятельности. Формы научных коммуникаций. Личностное начало в научной деятельности. Школы в науке. Влияние характера руководства и авторитета учителя как генератора идей на результаты научного труда (Виппер, Герье, Резерфорд и др.).

Ценностно-нормативная система науки. Принципы этоса в науке по Р. Мертону: универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм. Концепция Т. Роззака о духовности как о факторе эволюции. Проблема ответственности ученых и науки перед обществом – проблемы биоэтики, клонирования, виртуальной реальности, экологии.

Установки внутринаучной этики: объективность, честность, порядочность, самокритика. Нравственные проблемы научного коллектива.

Этические проблемы соотношения науки и других форм духовности. Этические проблемы отношения науки к эзотерическому знанию.

Этические проблемы научного эксперимента. Опасность социальных экспериментов. Состояние Российской науки. Расслоение научного сообщества. Этические проблемы стратегии выживания. Новые русские ученые.
14. Научное и ненаучное знание. Проблема и критерий демаркации.

Формы вненаучного знания: магия, несистематическое, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное. Обыденно-практическое знание. Игровое знание. Личностное знание, народная наука.

Виды внерационального знания. Мистика, спиритизм. Паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. Анормальное знание.

Многообразие форм знания. Качественные характеристики научного знания: объективность, универсальность, общезначимость.

Научность: эмпиричность, верифицируемость, фальсифицируемость. Критерии демаркации научного знания в работах К. Поппера, С. Тулмина, Т. Куна и П. Фейерабенда.

Научные и вненаучные формы социального знания.

Гносеологические аспекты соотношения истины и правды и их социальный смысл.

Знание и вера. Эпистемологический статус веры.


Парадигмальная история науки
15. Классический научный канон: детерминизм и редукционизм

Научная рефлексия как метод познания природы.

Формирование детерминизма в античности (Демокрит, Эпикур). Средневековый детерминизм. Основы научного детерминизма возникшего под влиянием развития естествознания.

Лаплассовский детерминизм.

Динамические и статистические закономерности в естествознании.

Детерминизм, индетерминизм, телеология и тектология.

Редукционизм как методологическая программа объединения научных знаний. Венский кружок. Римский клуб.

Неодетерминизм.
16 – 17. Парадигмальные открытия и философские проблемы естествознания и техники

Часть I. Открытия, определившие развитие Homo (огонь, колесо).

Античность как момент бифуркации философии: возникновение натурфилософии. Основные этапы развития фундаментальных наук (физика, химия, биология, геология, космология).

Математика как инструмент познания.

Философия как методология познания.

Основные этапы развития техники. Взаимосвязь науки и техники. Техника и технология. Эволюция технологий.

Часть II. Философские проблемы естествознания и техники – обзорный курс.

Смена мировоззренческих концепций в процессе развития науки и техники.

Философская проблематика конкретных наук (физика, химия, космология, география, геология, биология, информатика, техника).
18 - 19. Открытие и философские проблемы социогуманитарного знания XIX - XX вв.

Часть I. Социокультурные предпосылки возникновения наук об обществе и человеке. Классическая СГН (социально-гуманитарная наука). Механические основания исследовательских программ в социальных гуманитарных исследованиях и господство стандартов классической философии - логико-абстрактных схематизмов (Ламетри, Гольбах, Сен-Симон, Фурье). Отношение к индивиду как к наблюдаемому объекту.

Конструирование социальных наук. Классификация наук по О. Конту. «Социальная механика» О. Конта. Программа изучения социологии как социальной статики и социальной динамики. Ориентация социологии Конта на позитивные знания. Социал-дарвинистская школа (Г. Спенсер, Л. Гумплович). Расово-антропологическая школа (Ж.А. де Гобино, Х. Чемберлен). Социологизм Э. Дюркгейма. Социология К. Маркса.

Неклассическая СГН. Смена парадигм классического рационализма на «философию жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др.). Ограничение применения классических научных методов. Принцип исключающий взаимодополнительность и обращение к внерациональным способам познания – интуиции, пониманию, вживанию, вчувствованию. Рождение герменевтики. Классификация наук по В. Виндельбанду и Г. Риккерту (идиографические и номотетические). Концепция социального познания М. Вебера. Создание специальных конструкций общества (В. Парето, Г. Тард, У. Свинер, П. Парк, Н.Я. Данилевский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин).

Завершение формирования социально-гуманитарного знания: социологии, экономики, психологии, истории, филологии, герменевтики, юриспруденции, культурологии.

Часть II. Постнеклассическая СГН. Социальные катастрофы XX в. Возрастание роли знания в обществе. Парадигма проблематики жизни и человеческой деятельности. Смена тем и областей исследования. Появление новых социально-гуманитарных дисциплин. Идеи интеграции философии и современного социально-гуманитарного знания. Возникновение новой системы взаимодействия наук.

Познающий субъект – интерпретирующий, целостный человек, «участное ответственное мышление» (М. Бахтин). «Человекоразмерные» объекты познания. Обращение к феномену жизни в её экзистенционально-герменевтическом смысле, осознание и развертывание её антропологического типа с учетом опыта различных когнитивных практик (А. Бергсона, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, Л. Витгенштейна и др.). Возвращение ценностных и метафизических допущений. Экспликация внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями общесоциального характера. Позитивная оценка веры (по Э. Гуссерлю). Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (А. Бергсон, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М.М. Бахтин).

Специфика применения общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях: наблюдение – интроспекция, эмпатия, этнометодология. Моральные и юридические требования к социальному эксперименту. Специфические методы и операции, применяемые в СГН: идиографический метод, диалог, понимание, и рациональное (интенциальное) объяснение, анализ документов, опросы, проективные методы, тестирование, биографические и автобиографические методы, метод социометрии, игровые методы, метод экспертной оценки. Участие СГН в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и преодоления социальных рисков.
20. Идеалы научности.

Особенности предмета, средств и методов науки. Социокультурная автономность научного знания и методологического стандарта научности. Научное знание как продукт рациональной деятельности, которому присущи доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. Универсальность научного знания и ее границы. Цели науки, внешние и внутренние стимулы ее развития.

Познавательные ценности, стандарты и нормы как схема метода деятельности.

Гносеологическая обусловленность различных представлений о природе научного знания и его критериях.

Эволюция научных идеалов. Формы классического идеала: математический идеал, физический идеал, гуманитарный идеал. Истинность как ценность и характеристика знания. Объективизм. Фундаментализм. Современная наука: антифундаментализация, плюрализация, экстернализация.

Научная картины мира и ее функции (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

ОФОРМЛЕНИЕ И ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1.Оформление реферата.

Аспирантские рефераты являются формой аттестационной практики, позволяющей понять и оценить, насколько хорошо освоен материал курса, в какой степени аспирант владеет техникой отбора и анализа информации, научной аргументацией, и насколько он включает обсуждаемые проблемы и решения в сферу своего личного мышления.

Работа над рефератом проходит ряд этапов. Тематика рефератов, как правило, определяется аспирантом самостоятельно. После предварительного подбора основных источников и составления библиографии, тема утверждается преподавателем, хотя её название может быть изменено уже после написания работы, если название не адекватно написанному. Затем следуют этапы обработки информации, разработки плана и написания текста. Следует иметь в виду, что аспирантский реферат – это самостоятельная исследовательская работа, где раскрывается суть проблемы, представлены различные точки зрения на нее, возможные решения, спорные вопросы и высказано собственное мнение по обсуждаемым проблемам. В реферате можно предложить собственные решения проблемы, можно сделать критические замечания в адрес реферируемых авторов, но важно помнить, что критика должна быть обоснованной. Реферат не должен быть компиляцией – в нем не должно быть механически переписанных текстов на языке, который не понятен пишущему реферат. Не желательно выполнять работу в виде пересказа, не допускается реферирование без анализа.

В выбранной теме аспирант должен обнаружить знание классической литературы и истории философии, хорошо ориентироваться в современной литературе по проблеме. В реферате обязательны ссылки на использованную литературу, также обязательно выполнение правил цитирования.

Стандартная структура аспирантского реферата содержит:

- титульный лист (оформление титульного листа смотрите на следующей странице);

- общая характеристика работы;

- оглавление (с указанием страниц глав и параграфов, если таковые - параграфы - имеются);

- основное содержание (как правило, оно разбивается на главы, соответствующие логике изложения и поставленным задачам исследования);

- заключение (в этой части работы фиксируются результаты исследования);

- список литературы;

- указатель имен.

Представленная структура должна быть строго соблюдена и не подвергаться изменениям.

Обычно реферат имеет объем 1 п.л. /40 тыс. зн. (ориентировочно занимает 20-30 страниц формата А4 машинописного текста, из расчета: шрифт - Times New Roman, 12pt, полтора интервала). Оформление текста: шрифт - Times New Roman, 12pt, полтора интервала, поля 2 (верхнее поле) х 2.5х2.5 (правое и левое поле) х 1.5 (нижнее поле) см, переплет - 0 см. Первая строка с отступом 1,25 см., выравнивание по ширине. Нумерация: вверху, справа.

Для удобства проверки листы реферата не сшиваются. Соединять листы рекомендуется канцелярским фиксатором или большой канцелярской скрепкой.

При оценке работы учитываются:

- полнота раскрытия темы;

- полнота изученной литературы;

- грамотность, стиль и соответствие оформления работы предъявленным требованиям.

Оформление титульного листа

н а з в а н и е т е м ы

Реферат
Автор (Имя, Отчество, Фамилия) __________________________

Аспирант (-ка) кафедры __________________________

Работа выполнена в соответствие с программой курса «История и философия науки» для соискателей ученой степени кандидата наук

Кафедра философии
Кузбасский государственный технический университет

Год
Проверил (-а)


Результаты проверки

и краткая аннотация

Дата

2-ая страница реферата
Кузбасский государственный технический университет

Общая характеристика работы

Название темы реферата
Автор………………………………
Общая характеристика работы не должна превышать текст размером 1,5 тыс. знаков (не более 1/2 листа формата А4 машинописного текста). Шрифт, интервал, поля, выравнивание, отступ – согласно вышеуказанным требованиям.

Содержательно данный раздел сводится к абрису избранной темы.


СОДЕРЖАНИЕ
Страница
Глава 1 Название …………………………………………………………………. 4

    1. название ……………………………………………………………………… ….

    2. название ………………………………………………………………………. ….

Глава 2 Название ………………………………………………………………… ….

2.1
Заключение ………………………………………………………………………. ….
Список литературы ………………………………………………………………... ….

Указатель имен …………………………………………………………………….. ….

Г л а в а 1
НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

В начале дается краткая аннотация главы (не более 1 тыс. зн.), затем, через отступ в два интервала, излагается содержание главы или отдельных параграфов1.
Текст оформлять согласно вышеуказанным требованиям (шрифт, интервал, поля, выравнивание, отступ).

З а к л ю ч е н и е
В этом разделе фиксируются результаты исследования. Изложение оформляется в виде резюме и не должно превышать текст размером в 2 листа формата А4. Шрифт, интервал, поля, выравнивание, отступ – согласно вышеуказанным требованиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Аносов Д.В., Синай Я.Г. Успехи математических наук, М.: Наука, 1967, т. 22, вып. 5. С. 107-128.


Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.




Чернавский Д.С., Намиот В.Л. О логико-методологических аспектах явления неустойчивости // Философия науки. М., 2002, вып. 8. С. 74.
Feyerabend P. How to be a Good Empiricist // The Delaware seminar in Philosophy of Science, vol. II. New York, 1963.


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Аристотель 11, 14, 21 Рорти Р. 12.

Арон Р. 15, 18-19. Тарский А. 22, 15.

Галилей Г. 15, 17, 19 Якоби Ф.Г. 20.

2. Тематика рефератов.
Проблема знания

  1. Проблема развития знания

  2. Стандартная трактовка знания и расширение понятия знания в современной эпистемологии

  3. Анализ "здравого смысла" в работе Г.-Г.Гадамера "Истина и метод"


Проблема научного факта

  1. Факт как форма знания. Теоретическая нагруженность факта в науке

  2. Проблема теоретической нагруженности наблюдения и факта. Догмы эмпиризма

  3. Проблема восприятия в психологии и эпистемологии

  4. Трактовка восприятия в эпистемологии


Проблема наблюдения и эксперимента

  1. Наблюдение и контролируемый эксперимент, их основные характеристики

  2. Природа научного эксперимента (по книге Я. Хакинга "Представление и вмешательство". М.: Логос, 1998)

  3. Опыт в широком смысле и контролируемый научный эксперимент. Натурализм в эпистемологии

  4. Эмпирические методы научного познания


Проблема научной теории

  1. Научные теории. Идеализированные и теоретические объекты, их отношение к реальности

  2. Проблема онтологического статуса теоретических объектов

  3. Трактовки статуса теорий: эссенциализм, инструментализм и гипотетический реализм

  4. Реалистическая и инструменталистская трактовки научных теорий

  5. Взгляды К. Поппера на научную теорию

  6. Критика инструментализма Я. Хакингом

  7. Теоретические методы научного познания


Проблема концептуальных каркасов

  1. Проблема концептуальных каркасов в эпистемологии: истоки и современное понимание

  2. Истоки проблемы концептуальных каркасов (Кант, Гумбольдт)

  3. Трактовка концептуальных каркасов Р. Карнапом

  4. Проблема несоизмеримости концептуальных каркасов (Кун, Фейерабенд)

  5. Проблема концептуальных каркасов, их несоизмеримости в книге "Против метода" П. Фейерабенда

  6. Критика тезиса о несоизмеримости концептуальных каркасов

  7. Проблема концептуальных каркасов в современной эпистемологии Язык как концептуальный каркас


Проблема языка науки

  1. Язык и познание в работе Б. Рассела "Человеческое познание. Его сфера и границы"

  2. Концепции лингвистической и онтологической относительности

  3. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа


Проблема истины и достоверности

  1. Понятие достоверности. Фундаменталистское понимание достоверности в классической эпистемологии

  2. Фундаментализм классической эпистемологии и его варианты

  3. Классический эпистемологический фундаментализм

  4. Фундаменталистские схемы обоснования знания и достоверности

  5. Нефундаменталистские концепции достоверности. Поппер и Витгенштейн о достоверности

  6. Поиски нефундаменталистских способов обоснования знания в эпистемологии

  7. Теоретическая нагруженность факта и кризис фундаменталистских эпистемологий

  8. Трактовка достоверности Л. Витгенштейном

  9. Концепция обоснования знания в логическом позитивизме

  10. Проблема демаркации в логическом позитивизме

  11. Проблема демаркации в эпистемологии К. Поппера

  12. Анализ оснований знания у К. Поппера

  13. Классическая теория истины, ее трудности и современная трактовка

  14. Классическая концепция истины: история, концепции Тарского и Поппера

  15. Корреспондентная концепция истины и ее семантическая переинтерпретация А. Тарским

  16. Когерентная теория истины в классической и современной философии

  17. Когерентная теория истины и ее критика Б. Расселом

  18. Прагматистская концепция истины

  19. Внутренний реализм Х. Патнэма и проблема истины


Эпистемологический скептицизм и релятивизм

  1. Эпистемологические проблемы в работе Дж. Серла "Открывая сознание заново"

  2. Эпистемологический скептицизм: история и современные трактовки

  3. Онтологическая, скептическая и критическая эпистемологии

  4. Концепция онтологической относительности У. Куайна

  5. Основные идеи эволюционной теории познания

  6. Эволюционная эпистемология и ее трактовка донаучного и научного знания

  7. Трактовка здравого смысла в эволюционной эпистемологии. Отношение здравого смысла и научного знания

  8. Эпистемологические проблемы вненаучного знания

  9. Теоретико-методологическая позиция М. Полани


Возникновение философии науки как направления современной философии.

  1. «Позитивная» наука О. Конта

  2. Г. Спенсер: феноменологическое истолкование науки

  3. Дж. Милль: логика как методология науки


Конвенциализм и проблемы конвенциалистской эпистемологии.

  1. Конвенционализм, его понимание, значение и оценка

  2. Наука как система конвенций (А. Пуанкаре, П. Дюгем)

  3. Интуиционизм

  4. Э. Мах: основания, строение и развитие науки

  5. Статус и функции научной теории в конвенционализме



Логика и рост научного знания.

  1. Методологическая программа Венского кружка

  2. Методология науки Р. Карнапа

  3. Методология науки К. Гемпеля и К. Гёделя

  4. Логико-методологические проблемы языка, значения и истины

  5. Семантика и синтаксис как основания теории истины

  6. Гипотетико-дедуктивная модель научного знания

  7. Модель роста научного знания К. Поппера

  8. Критика методологии фальсификационизма

  9. Парадигмальность научного знания (Т. Кун)

  10. Научные традиции и научные революции

  11. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки

  12. Логико-нормативная модель научного знания (И. Лакатос)

  13. Кумулятивизм и антикумулятивизм в концепциях роста научного знания

  14. Альтернативные миры в релятивистской философии науки


Плюрализм в эпистемологии.

  1. Методологический анархизм Пола Фейерабенда

  2. Этнография науки

  3. Социология научного знания

  4. Типы научной рациональности

  5. Многообразие вненаучного знания

Классическая наука

  1. Становление научной рациональности

  2. Проблема «начала» науки

  3. Зарождение европейской науки. Особенности естественнонаучных представлений в эпоху античности и средневековья

  4. Расцвет европейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон. Основные черты классической естественнонаучной картины мира. Парадоксы механицизма

  5. Школы в науке и личность учителя.

  6. Наука как социальный институт


Нелассическая и постнеклассическая наука

  1. Стандарты неклассической науки

  2. Стандарты постнеклассической науки

  3. Этика науки

  4. Личность ученого и проблема реализации норм и ценностей науки.

  5. Сциентизм и антисциентизм

  6. Изучение феномена науки в контексте постмодернистских идей: обзор современной литературы

  7. Методологические проблемы современной социологии науки в книге Дж. Гилберта и М. Малкея «Открывая ящик Пандоры» (1984 г.)

  8. Научный рационализм: его значение и судьба


Философские проблемы естествознания

  1. Научная революция конца 19 – нач. 20 вв. Мировоззренческое и методологическое значение теории относительности (СТО и ОТО) Эйнштейна

  2. Современная наука о структуре и свойствах пространственно-временного многообразия

  3. Научная революция конца 19 – нач. 20 в.в.: создание квантовой теории

  4. Современные представления о структуре материи и основных типах физических взаимодействий.

  5. Философские вопросы биологии

  6. Специфика математики в системе научного знания

  7. Естественнонаучные картины мира

  8. Глобальные научные революции и их анализ

  9. Самоорганизация как новый подход в естествознании

  10. Многообразие структур в микро-, макро- и мегамире

  11. Ноосферный подход в работах В.И. Вернадского

  12. Коэволюция природы и общества

  13. Эксперименты низложившие классическую науку

  14. Информационное общество: проблемы развития

  15. Технологическая революция XX века



Философские проблемы социогуманитарного знания

  1. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

  2. Динамика социально-гуманитарного знания в социокультурном контексте.

  3. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  4. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.

  5. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально- гуманитарных науках.

  6. Современная научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  7. Субъект социально-гуманитарного познания.

  8. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей).

  9. Социальное и культурно-историческое время.

  10. Классическая и неклассическая концепция истины в СГН.

  11. Природа и типы объяснений в СГН.

  12. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

  13. Объяснение о понимание в экономической науке.

  14. Конструктивная роль веры и условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн).

  15. «Философская» вера как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

  16. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по исследовательским программам).

  17. Вненаучное социальное и гуманитарное знание.

  18. Социальный эксперимент – проблема необходимости и риска.


Логика

  1. Логика Аристотеля: формальная, неформальная, метафизическая

  2. Классическая логика предикатов

  3. Классическая и неклассическая логика

  4. Проблемы соотношения формальных и «содержательных» логик

  5. Философские аспекты «Principia Mathematica». «Парадокс Рассела»

  6. Логико-эпистемологические аспекты аргументации


  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации