Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей - файл n1.doc

приобрести
Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей
скачать (1849.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1850kb.14.09.2012 00:28скачать

n1.doc

  1   2   3
Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ, 2006. – 48 с., Ил. 17.
Содержание:
Предисловие

Введение. Творить - это жить полноценной жизнью

1. Предпосылки возникновения и основные принципы многоуровневого непрерывного креативного образования

2. Педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников

3. Методические рекомендации к структуре креативного урока

Заключение

Список литературы
В своей книге М.М. Зиновкина, доктор педагогических наук, профессор, Мастер ТРИЗ, сертифицированный лично автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) описывает теорию и практику внедрения в школах Росси и за рубежом системы многоуровневого непрерывного креативного образования. Эта система с восторгом востребована в Южной Корее, в стране, которая за короткое время достигла огромных успехов в своем развитии.
Книга адресована учителям школ, гимназий, лицеев. Полезна аспирантам и специалистам, работающим в области креативной педагогики.
Книгу предваряет предисловие Вице-президента Российской академии образования (РАО), академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.А. Полякова.
Предисловие
Опыт стран, совершивших рывок в индустриальное общество, подтверждает, что в условиях дефицита финансовых ресурсов инновационная деятельность активизируется максимально.
Главным резервом России, позволяющим выйти из кризиса и вернуться в число мировых держав, является творческий потенциал личности, способной продвигать научно-технический прогресс.
Сфера современного образования а также подготовка педагогических кадров нового поколения, должна быть пронизана инновациями, направленными на развитие творческого потенциала учащихся.
Автор данной книги впервые в России, не только выявила, около трех десятков лет тому назад, эту проблему, но и разработала педагогическую систему многоуровневого непрерывного креативного образования и предложила адекватные креативные педагогические технологии по формированию творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов. Используя их, можно существенно ускорить решение этой актуальной для России проблемы – формирование творческой личности учащихся и студентов.
Уверен, что данная книга станет настольным пособием для преподавателей современной школы. Она будет безусловно полезна и творческим преподавателям других уровней образования и институтам повышения квалификации преподавателей.
Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор В.А. Поляков
Введение. Творить - это жить полноценной жизнью
Во главе всего научно-технического прогресса стоит человек - неотъемлемая часть космоса. И здесь возникает основное противоречие развития цивилизации: с одной стороны, научно-технический прогресс необходим, чтобы совершенствовался человек и улучшались условия его жизни, с другой стороны, научно-технический прогресс губит природу, угрожает цивилизации гибелью. Как же разрешить это противоречие, пока остается последний шанс выживания? Творчество молодых, воспитанных нравственно и духовно, вооруженных знаниями, спасет цивилизацию.
Сегодня тревожным фактором, разрушающим здоровье молодого поколения, выступает состояние окружающей среды. Виновником такого положения многие считают бурный научно-технический прогресс. Действительно, человечество в неудержимом стремлении покорить природу использует такие могучие силы, что они наносят природе непоправимый урон. Быстрыми темпами сокращаются “зеленые легкие” планеты, так как уничтожаются леса и естественный фильтр - озоновый слой. Начинает меняться скорость вращения Земли. Искусственное перемещение огромных масс воды из экваториальных областей в более высокие широты меняет климат. Большой ущерб природе наносят катастрофы, вызванные различными авариями, безудержный рост потребления энергии.
Ученые утверждают, что человечество в обозримом будущем еще долго будет сжигать уголь, нефть, газ, загрязняющие окружающую среду.
Особо перспективным представляется использование альтернативных нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ): солнца, ветра, геотермальных вод и глубинного тепла твердого массива Земли. Эти источники не загрязняют окружающую среду. Пока использование НВИЭ не выдерживает конкуренции с традиционными способами получения энергии. Но уже есть в этом направлении некоторые достижения.
Больших успехов в странах, бедных энергоресурсами, достигли энергосберегающие технологии, позволяющие значительно сократить потребление энергии в промышленности и в быту и таким образом уменьшить вред, наносимый природе с помощью НТП. Существенным фактором в развитии научно-технического прогресса должен и может стать нравственный критерий совершенствования техники, поскольку основой человеческого существования является именно нравственность. А что же наблюдается в обществе сегодня? В настоящее время наблюдается беспредельное падение нравственности и бездуховность, рост таких нежелательных явлений, как преступность, пьянство, наркомания. Выявлено, что одной из основных причин этого является то, что часть людей не сумела полностью раскрыть свои возможности и реализоваться как личность.

Можно утверждать: нравственность в обществе определяется тем, как осуществляется процесс самореализации, самоактуализации личности, зависит от того, в какой степени личность свободна в своем самовыражении и насколько этот процесс является самостоятельным и творческим.
Какой же должна стать образовательная парадигма? Во-первых, образование и сопутствующее ему воспитание человека будущего обеспечивали бы высокий уровень нравственности, реализуемый в создаваемых им искусственных объектах: конструкциях, технологиях и др. Во-вторых, необходимо создать инновационную систему обучения молодежи во всех звеньях образовательной цепи, ориентировать ее на такие цели. Развитие техники должно быть направлено не на бездумное покорение, преобразование природы, а на ее восстановление и охрану. В-третьих, многие проблемы должны решаться аналогично тому, как это делает сама природа - безотходно. Необходимо готовить специалистов широкого профиля, обладающих высокой экологической культурой, экологическим мышлением, которые умеют просчитывать эффект воздействия принимаемых решений на природную среду на десятки и сотни лет вперед. Более того, экологическая чистота решений, их соответствие высокому критерию нравственности должны быть рентабельны и для человека, и для предприятия.
Существующие традиционные системы образования, в том числе и вузовского, не ориентированы на воспитание оригинальных мыслителей, способных создавать интеллектуальные продукты, соответствующие нравственному природоохранному контролю и обеспечивающие выживание цивилизации.
В настоящее время создалась уникальная возможность реализовать эту идею, улучшить нравственное и физическое здоровье нации и поднять суммарный творческий потенциал общества, страны.
Этой панацеей является творчество в широком смысле. Ведь в творчестве происходит очищение и просветление личности, оно выступает силой, направляющей все возможности человека на создание природоохранных и общественно полезных идей, инициативную их реализацию. Творчество - мощный источник накопления положительных эмоций, что, как доказано философами, психологами и педагогами, способствует увеличению потенциала и долголетию человека.

Ученые доказали, что каждый психически нормальный человек в сущности является творцом. Творчество не удел избранных, а биологическая потребность, часто не осознаваемая личностью.
Все это требует особого подхода к развитию личности учащегося, проходящего последовательно все звенья образовательной цепи: от детского сада до вуза и далее.
Нахождение творческих нетрадиционных решений возможно при использовании такой новой науки, как современная методология творчества. Творческие поиски создания теории и накопления опыта инновационных педагогических технологий обучения молодежи разных возрастных категорий предприняли ученые-педагоги России.
В частности, широко пропагандируется, совершенствуется, внедряется в практику теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная выдающимся российским ученым, инженером-изобретателем Г.С. Альтшуллером.


Интеллектуальные инструменты и механизмы ТРИЗ универсальны и применимы в любых областях знания. Использование ТРИЗ как науки, открывшей законы развития технических систем и превратившей их в инструмент решения сложных проблем, решает одновременно и глобальную проблему человечества — выживание цивилизации. Наша планета страдает от того, что человек все более перестраивает ее под себя. А методология творчества ТРИЗ позволит не только ускорять прогресс без нарушения экологии, но и прогнозировать, предотвращать аварии, катастрофы, ликвидировать их последствия.
Нужен многофакторный подход к пониманию сущности подготовки молодежи к будущей профессии, жизни в новых социальных условиях. Это отражается в программах образовательных учебных заведений и ориентирует обучение и воспитание прежде всего на развитие творческих способностей учащихся и студентов, на создание реальных условий, в которых они смогли бы ощутить себя личностью, проявить ответственность за свои поступки и дальнейшую деятельность. Это реализуется путем непосредственного включения учащегося, студента в творческую деятельность, учебную и воспитательную работу, причем эта деятельность базируется на целенаправленном раскрытии и развитии творческого потенциала и интересов, создании условий для максимальной самореализации будущего специалиста, притом особо важное значение имеют творческая деятельность и творческая среда общения.


  1. Предпосылки возникновения и основные принципы многоуровневого непрерывного креативного образования


Педагогические исследования, связанные с формированием структуры инженерного мышления и развития творческих способностей студентов в вузовской практике, подтолкнули автора к мысли о необходимости выяснения причин столь прочного укоренения репродуктивной схемы познавательной деятельности учащихся на всех уровнях традиционно сложившейся системы образования. Одной из причин, как оказалось, являлись ошибки при выборе педагогами-исследователями объекта исследования. Это повлекло за собой грубые методологические ошибки, а впоследствии - ошибки и просчеты в массовой педагогической практике.
Эту мысль подтвердил официально в своих научных трудах действительный член Российской академии образования А.М. Новиков. Он выявил, что объектом дидактических и методологических исследований достаточно долгое время был процесс формирования знаний, умений, навыков (ЗУН), и «…это стало крупнейшим просчетом всей отечественной педагогики. А теперь мы говорим о необходимости педагогики, направленной на развитие личности, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику (А.М. Новиков. Как работать над диссертацией. 3-е издание. - М.: Изд-во «Эгвос», 1999. – 104 с.).
Неудивительно, что международные педагогические исследования, проведенные по естественным наукам, показали, что в СССР (Россия) учащиеся обладают энциклопедическим объемом знаний, но в то же время имеют самые низкие показатели (по сравнению с другими странами, участвующими в эксперименте) по умению использовать эти знания в стандартных ситуациях и практически нулевые по решению нестандартных задач.
Следует подчеркнуть, что новая образовательная парадигма требует новых целей образования, ориентированных на развитие личности, на формирование у нее креативных качеств, а это требует новых подходов, разработки новых дидактических принципов и корректировки традиционно существующих, разработки новых, адекватных новым целям, креативных инновационных педагогических технологий. Они должны включать в себя как органически целое компьютерную поддержку в виде компьютерных интеллектуальных систем, типа «Изобретающая машина» (В.М. Цуриков), «Машина открытий» (В.В. Митрофанов) и т.п., технические средства мотивации творческой деятельности и развития творческих способностей (интеллектуальные разминки, головоломки, выполненные в виде материальных объектов из металла, дерева, пластмассы и др.; предметы, поражающие воображение, вызывающие удивление).

До последнего десятилетия существовало устойчивое мнение, что вузовскому педагогу вполне достаточно хорошо знать свой предмет и передать эти знания студентам, а мыслить студент со временем научится сам. Но практика убеждает, что это совсем не так.
Педагогические исследования, проведенные нами среди выпускников технических вузов (1972 – 1989 г.г.), показали, что на момент выхода из вуза, только единицы выпускников способны решать реальные сложные производственные проблемы. Основная же масса выпускников не готова к этому и не может самостоятельно и творчески решать практически ни одной реальной проблемы.
Таким образом, для полноценной подготовки будущего специалиста нужно, помимо передачи ядра фундаментальных и профессиональных знаний, специально учить учащегося и студента мыслить вообще и способам творческого мышления, в частности.
Только во взаимодействии этих двух процессов возможно качественно подготовить современного специалиста к творческой деятельности, который будет легко адаптироваться к быстрой смене производственных и информационных технологий, к жизни и работе в столь сложных условиях.
Но научить студентов мыслить, генерировать нестандартные идеи и их реализовывать непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его, прежде всего, эффективным способам творческой деятельности, в частности, методологии творчества ТРИЗ.
Здесь уместно сказать, что эффективная методология ТРИЗ родилась в России и ни одно государство пока еще не располагает достаточной литературой и кадрами специалистов, способных обучить учащихся и студентов. Научная школа автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера составляет примерно 600 человек и представляет собой интеллектуальную элиту России. Ее необходимо не растерять и задействовать для подъема творческого потенциала учащихся и студентов.
Необходимо также научить студентов способам преодоления психологической инерции мышления, то есть преодолению стереотипов, наложенных традиционным образованием и накопленным жизненным опытом; нужно развить творческое воображение и научить методам его развития. Сделать творческое воображение управляемым процессом. Без высокоразвитого воображения невозможно представить себе ожидаемый результат творческого решения, даже владея всеми интеллектуальными инструментами и механизмами методологии творчества.

Но развитие творческого воображения и мышления – процесс длительный и поэтому, чтобы добиться удовлетворительных результатов надо начинать с детских лет.
По этой причине в Межвузовском научно-образовательном центре инженерного творчества (МНОЦИТ) Московского государственного индустриального университета (МГИУ) была разработана, а затем в Международном (Российско-Южнокорейском) научном центре непрерывного креативного образования (НФТМ-ТРИЗ Центре) развита многоуровневая система непрерывного креативного образования НФТМ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов), имеющая одним из своих системообразующих элементов учебные предметы «Развитие творческого воображения» (РТВ) и ТРИЗ на всех уровнях образования.
На рис. 1 показана схема многоуровневой системы непрерывного креативного образования, включающая все уровни образования (дошкольные образовательные учреждения, школы, гимназии, учебные заведения начального и среднего профессионального образования, вузы, учреждения послевузовского повышения квалификации).
На рис. 1 представлены и стратегии реализации такого образования.
Как видно из рис. 1, они все предусматривают введение центрального блока обучения РТВ и методологии творчества. Этот блок интегрирует все изучаемые в учебном заведении дисциплины на основе РТВ и методологии творчества. Представленные стратегии используются при разработке и реализации креативных педагогических технологий.
Здесь системообразующими факторами являются непрерывность и преемственность творческого развития учащихся и студентов, а системообразующий элемент - активная творческая деятельность учащихся и студентов в учебном процессе. Отличительная особенность системы НФТМ состоит в том, что учащийся и студент из объекта обучения становится субъектом творчества (креативности), а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
Рис. 1. Многоуровневая система непрерывного креативного образования НФТМ
Пояснения к рис. 1
РТВ и Ф – развитие творческого воображения и фантазии
ТРТЛ – теория развития творческой личности
НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов
НФТМд – стратегия креативного образования в дошкольном образовательном учреждении
НФТМш – стратегия креативного образования в школе
НФТТМ – стратегия креативного образования в в учреждениях начального и среднего профессионального образования (Непрерывное формирование творческого технического мышления и развития творческих способносте учащихсяй)
НФТИМ – стратегия креативного образования в вузе (непрерывное формирование творческого инженерного мышления и развития творческих способностей студентов)
НФТМп – стратегия послевузовского повышения творческой квалификации преподавателей и специалистов
ОТТ и КИП – основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления
ОИТ и КИП – основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления

Цель каждой из подсистем НФТМ - сформировать в учебном процессе ведущие черты творческой личности учащегося и студента: креативность, духовность, интеллект, профессионализм, укрепить нравственное и физическое здоровье, обеспечить саморазвитие, самодисциплину, самореализацию.
Символически эта цель представлена на эмблеме нашего научного и образовательного центра NFTM-TRIZ Center (рис. 2).


Рис. 2. Эмблема Международного научного центра непрерывного креативного образования NFTM-TRIZ Center
Система НФТИМ помимо того, что дает в руки выпускнику вуза все средства, весь арсенал инструментов и механизмов инженерного творчества для дальнейшей творческой инженерной деятельности, но и готовит к творческому образу жизни морально.


Поэтому вероятность продолжения самосовершенствования у выпускников после окончания вуза на порядок возрастает.
Но этот арсенал инструментов творчества необходим не только для работы молодого специалиста – выпускника вуза. Для профессорско-преподавательского состава кафедр вуза: гуманитарных, общенаучных, общетехнических и специальных система НФТМ – это подготовленный и апробированный, неисчерпаемый источник инструментов педагогического творчества, обеспечивающих возможность скорейшего перехода от репродуктивного обучения к креативному образованию. И, таким образом, уход от подготовки специалиста - потребителя знаний и переход к подготовке активного, творчески мыслящего специалиста.
Интересен в определенном смысле ретроспективный анализ традиционно сложившейся педагогической системы.
Известно, что социальные системы, к которым относятся педагогические, развиваются аналогично техническим системам (Г.С. Альтшуллер) по S-образной кривой. Кривая показывает как меняются во времени главные характеристики педагогической системы (рис. 3).


Рис. 3. Линии «жизни» педагогических систем
S – линия «жизни» традиционной системы образования, ведущей свою историю от А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др..
S’ - линия «жизни» многоуровневой системы непрерывного креативного образования
По оси абсцисс откладывается (t) время «жизни» системы. Здесь: I – период зарождения, становления системы, II – период бурного развития системы, III – период угасания системы, ее «выработки» и «ухода со сцены», I’ - период зарождения системы, приходящей на смену уходящей системе и т.д.
По оси ординат на графике откладывается (N) интегрированный показатель - эффективность системы образования в каждый период ее развития. Под ним понимается обеспечение адаптации учащихся к потребности развивающегося общества и удовлетворение собственных образовательных потребностей.
У разных социальных систем, в том числе и у педагогических, эта кривая имеет, разумеется, свои индивидуальные особенности, но всегда на ней можно отметить точки перегиба и характерные участки, которые схематически, с огрублением, могут быть выделены на кривой.
В начале своего возникновения (участок I) система развивается медленно. Проводятся длительные педагогические эксперименты, уточнения гипотезы, разрабатываются новые подходы, принципы, педагогические технологии и средства обучения и воспитания, дидактические и методические материалы, пособия и т.д. Затем, когда работоспособность и эффективность системы доказана практикой, система начинает быстро развиваться, наступает ее массовое применение (участок II). Но с какого-то момента темпы развития начинают замедляться и наступает «старость», сама система деградирует, «требуя» замены принципиально другой системой, соответствующей потребностям уровня развития общества. В процессе перехода от участка к участку меняется активность педагогов. Число методических новшеств увеличивается при переходе к массовому применению системы. Характерно и стремление педагогов продлить жизнь «накатанной» педагогической системы. Однако изменение уровня совершенствований системы меняется. Если первые совершенствования, создающие основу методической системы, всегда высокого уровня, то постепенно их уровень снижается и падает. Их эффективность становится практически нулевой. Тем временем, появляется новое социальное изобретение, новый принцип или система принципов высокого уровня, но они уже относятся к нарождающейся системе, идущей на смену старой.
Здесь надо подчеркнуть, что анализ развития педагогической системы на участке III показал, что, хотя на нем можно сделать много мелких методических усовершенствований и сравнительно быстро их внедрить (например, ЭВМ в учебном процессе и др.), но надо понимать, что это не сможет реанимировать уходящую систему.
В нашем случае, нелегко было заглянуть вперед на 30 лет и разглядеть контуры новых дидактических принципов и отказаться от быстрого успеха модернизации старой системы, а отдать предпочтение сомнительной для многих и находящейся в неизвестности в то время педагогической системе, идущей на смену традиционно сложившейся. Самое поразительное, что даже, когда традиционная система стала заведомо старой и дряхлой, исчерпала себя и нет надежды на сколько-нибудь творческий успех, устаревшая система продолжает ассимилировать педагогические усовершенствования самого низкого уровня, которые не способны ее оживить. И на это есть свои социальные причины. Здесь нет особого смысла о них говорить, да это уже и неважно.
Действительно, обращаясь ко второму периоду жизни (конец XIX - начало XX века) традиционно сложившейся системы образования, дожившей до наших дней, можно наблюдать появление огромного количества педагогических моделей и технологий, совершенствующих традиционную педагогику. Это, например, Российская школа свободного воспитания Л.Н. Толстого, Российский «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцель, «Дом ребенка» - итальянского врача-дефектолога и педагога Марии Монтессори, школа Вольдорфской педагогики Рудольфа Штейнера, «Школа без принуждения и наказания» П. Петерсена, «Школа без принуждения» французского ученого-педагога С. Френе, «Школа завтрашнего дня» американского ученого-педагога Дональда Ховарда, голландский опыт ученых-педагогов «Интегративная модель школы», прагматическая модель Джона Дьюи «Метод проектов» американского социолога, философа-педагога-реформатора. Здесь следует сказать, что Дьюи полагал, что сущностью процесса учения является открытие - постоянное воплощение чего-то нового. Ребенок учится на основе творческого мышления и при этом каждая решенная им задача является творческим актом, при котором происходит соприкосновение ребенка с окружающей природой и социальной средой. Каждый ребенок - центр педагогической системы.
В 60-е годы XX века (третий период жизни традиционной системы образования) появляются для начальной школы различные педагогические системы, например, система Л.В. Занкова. Опираясь на основополагающие научные исследования К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и др. ученых педагогов и психологов, он разработал оригинальную дидактическую «экспериментальную» систему обучения и развития детей младшего школьного возраста. В качестве критерия эффективности он принял общее развитие ребенка. Другая интересная и важная, с нашей точки зрения, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Она также базировалась на фундаментальных работах российских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. Существенным в этой системе является то, что она предусматривает опору на игру, особенно для дошкольного возраста, а для детей младшего школьного возраста - на учебную деятельность. При этом для всех возрастов дошкольников и школьников учитывается периодизация психического развития ребенка, опора на искусство как эффективный способ развития творческих способностей, фантазии и воображения. Следует отметить также Российскую систему «Гуманной педагогики» - свободного воспитания детей Ш.А. Амонашвили, сущность которой заключается в том, что педагог должен помочь раскрытию и развитию заложенных Природой способностей ребенка. Эта система опирается на исследования Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. В этот период появляется и система развивающего обучения Л.В. Тарасова «Экология и диалектика». В этой системе приоритетное место занимает «Экология» как новый методологический подход. Она предлагает введение сквозных интегративных курсов, превращающих ученика из стороннего наблюдателя в лично заинтересованного исследователя, активного созидателя окружающего мира. Интересна и Концепция «Школы диалоговой культуры» В.С. Библера. Согласно этой концепции, развитие мыслительных способностей ребенка происходит в непрерывном цикле «сознание – мышление - сознание». Важным фактором выступает удивление как акт мышления, способный преобразовать склад личности ребенка, а также нетрадиционные игры: физические, словесные, музыкальные, театральные, что составляет основу культурной деятельности детей. И снова в этой системе в центре внимания - уникальность личности школьника.
Концепция Проблемно-алгоритмической системы активного обучения возникла в начале 80-х годов (в Заводе-втузе при ЗИЛе, М.М. Зиновкина), тогда же были разработаны теоретические основы (структурно-функциональная и знаковая модели, уточнены дидактические принципы) и начался педагогический эксперимент. Сначала, в одном вузе, а затем расширенный эксперимент в ряде вузов на общетехнических дисциплинах. В этой системе центральное место занимает личность студента, изучение ее и коллектива учебной группы. Обучение студента способам творческой деятельности и получение им уже на студенческой скамье опыта решения реальных творческих инженерных задач по предмету через включение его в активную творческую деятельность в учебном процессе, через сотворчество с преподавателем; формирование системного творческого технического мышления и развитие инженерных умений, развитие творческих способностей, через систему «интеллектуальных разминок» и выполнение творческих заданий. Система усложняющихся творческих заданий с элементами исследования, требовала от студента самостоятельной постановки задачи и проведения самостоятельного поиска необходимых для решения творческих задач дополнительных знаний; разработано содержание этапов, обеспечивающих формирование системности творческого мышления (общая ориентировка, структурирование деятельности, эвристическая игра на основе блок-схем алгоритмов проблемных ситуаций, практический этап и этап эвристического диалога с ЭВМ), обеспечивается формирование ведущих креативных качеств творческой личности будущего специалиста в процессе творческой деятельности; большое внимание при этом уделяется развитию коммуникативных качеств, поскольку известно, что «искусство жить на 90 % состоит из умения ладить с теми людьми, которых терпеть не можешь»; разработаны оригинальные проблемно-алгоритмические развивающие инженерную мысль средства предъявления и подачи учебной информации. Это - укрупненные алгоритмы, системы блок-схем алгоритмов проблемных ситуаций, алгоритмы проблемных ситуаций проектирования узлов и деталей машин, системы информационно-графических моделей «ядра» учебной информации по предмету, новые организационные формы: лабораторно-компьютерные практикумы, включающие эвристический диалог «Студент – ЭВМ» по расчетам деталей машин, новые формы проведения экзаменов в виде эвристической беседы-игры на производственном материале и активных экзаменационных консультаций, практических занятий с использованием ЭВМ (в то время ЭВМ только начинали свое шествие по планете!) и т.д.

В этот же период появляются инновационные технологии обучения, такие как интегральная технология обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения (М.И. Махмутов), технология активного проблемно-алгоритмического обучения студентов (М.М. Зиновкина), технология группового обучения с учетом учебных стилей каждого ученика Бетти Лу Ливер, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), технология С.Н. Лысенковой перспективно-опережающего обучения с использованием укрупненных дидактических единиц, технология обучения «Кластери», индивидуально-поточно-групповая технология обучения, мультимедиа-технология обучения, технология групповой поисковой деятельности на основе метафорического (эмоционально-образного) мышления и многие другие технологии.
Вспыхивает фонтан мелких методических усовершенствований, новых методик таких, как методика «погружения» в предмет, «метод динамических пар», как разновидность коллективных форм обучения, метод группового обучения В.В. Гузеева, методы интеграции знаний учебных дисциплин, Сократовский развивающе-вопросный метод обучения; разрабатываются новые организационные формы: уроки творчества по Н. П. Волкову, творческий урок - «мозговая атака» (американец А. Осборн), урок-лекция, урок-семинар, урок-ролевая игра, урок-спектакль, интегрированные уроки с элементами изобразительного искусства, урок-соревнование, урок-диспут и др..
Так шел процесс развития педагогических систем.
Анализ концепций, инновационных технологий, новых методик и др., существовавших с середины XIX века по конец XX века, выявляет как постепенно, медленно передовой педагогический опыт поворачивает вектор обобщенной педагогической мысли в сторону развития заложенных природой творческих способностей и возможностей учащихся, формирования их творческого мышления. Анализ также показывает, что центром системы становится не абстрактный средний ученик, не сумма знаний, а индивидуально-личностный подход, все более придается значение изучению и дальнейшему учету психологических особенностей личности учащегося, его индивидуальному стилю, уделяется внимание общению в учебном процессе (в том числе, общению с компьютером в творческих группах), все большее внимание в педагогических технологиях уделяется использованию в учебном процессе мультимедийных технологий обучения. Существенное внимание уделяется играм, разработке теории и технологии игр.

Опираясь на результаты обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, а также на результаты собственных фундаментальных исследований и исследований ученых-педагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач, в МНОЦИТ МГИУ была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ. Эта целостная педагогическая система НФТМ имеет целями непрерывное формирование системного, многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов и в итоге – развитие творческой личности.
На рис. 4 показана модель формирования творческой личности учащихся и студентов в системе многоуровневого непрерывного креативного образования.


Рис. 4. Модель формирования творческой личности учащихся и студентов в системе многоуровневого непрерывного креативного образования
Подцелями системы НФТМ являются формирование в учебном процессе, прежде всего, дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности.
Креативная технология системы НФТМ ставит своей главной задачей расковать мышление учащихся, благодаря специально организованному положительному эмоциональному фону, дружественной творческой образовательной среде и организационным формам (вплоть до экзамена), свободе мыслеизъявления на занятиях, свободе выбора учащимся тем творческих заданий и проектов, реализации ведущего дидактического принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, дидактического принципа «Docendo discimus» («Уча, учимся сами») и т.д.
Приведем характеристики многоуровневой системы непрерывного креативного образования (по классификации Селевко Г.К.):
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации