Лавриненко В.Н. и др. Концепции современного естествознания - файл n1.doc

приобрести
Лавриненко В.Н. и др. Концепции современного естествознания
скачать (1671 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1671kb.13.09.2012 21:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
В.Н. Лавриненко
Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайнтбегов

Коллектив авторов:

В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Ю.И. Зельников, В.И. Колядко, Н.П. Менькин, Э.В. Островский, Л.М. Путилова, Л.Г. Титова. Л.И. Чернышева, В.В. Юдин

Рецензенты:

кафедра философии Института молодежи, д-р филос. наук проф. Г. И. Иконникова и д-р техн. наук проф. B.C. Торопцов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. ISBN 5-85178-045-2.

Раскрывается взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной куль­тур, история естествознания, дается панорама современного естество­знания и тенденции его развития. В доходчивой и популярной форме излагаются современные представления о развитии природы от микро­мира до макро- и мегамира, о пространстве и времени, принципы относительности и т.д.

Дается характеристика структурных уровней организации материи. Особое внимание уделяется раскрытию принципа универсального эво­люционизма, развития материи от простого к сложному, от хаоса к высшей упорядоченности посредством самоорганизации материальных систем. Излагаются актуальные проблемы современной биологии, физики, биоэтики. Учебник может быть полезен и широкому кругу читателей.

Введение



Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой препо­давания новой дисциплины "Концепции современного естест­вознания".

Работа предназначена для студентов вузов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания, ес­тественно-научной картиной мира.

Главная цель работы — помочь студентам экономических и гуманитарных вузов освоить новый для них курс, овладеть со­временной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое так называемые гуманитарную и естественно­научную культуры.

Усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естество­знании, даст возможность формировать у будущих специали­стов в области общественных и гуманитарных наук естествен­но-научный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.

Ведь многие методы исследования современного естество­знания приобретают значение общенаучных и широко исполь­зуются в общественных и гуманитарных науках. Изучение ос­нов универсального эволюционизма, системного метода, си­нергетики, антропного и других принципов исследования будет способствовать более эффективному изучению этих наук.

Актуальность курса "Концепция современного естествозна­ния" обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, ма­гия, эзотерические, мистические и т. п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию обще­ственного сознания естественно-научную картину мира, осно­ванную на рациональных способах его объяснения. Понятно, что научной и педагогической общественности следует обра­тить на это особое внимание.

Представители современной паранауки настойчиво призы­вают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т. д., лишь бы они оказывали соответствующее воздействие на общество. Многие из них полагают, что статус научного ми­ропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают по существу за беспре­дельный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественно-научного зна­ния и основанного на нем мировоззрения.

Только люди, обладающие научным мировоззрением, могут, с одной стороны, успешно противостоять догматическому мышлению, а с другой — тому, что можно было бы назвать ин­теллектуальным анархизмом. Первый всем нам хорошо знаком по недавнему прошлому. Второй набирает все большую силу в настоящее время и находит свое наиболее полное теоретиче­ское выражение в философских концепциях постмодернизма и у некоторых представителей постпозитивистской философии науки. Так, один из видных представителей постпозитивиз­ма, американский философ П.К. Фейерабенд, отстаивая тео­ретический и методологический плюрализм, оценивает со­временную науку с позиций ее "анархистской критики". По­добная критика направлена на утверждение так называемой анархистской эпистемологии, одна из центральных идей кото­рой состоит в том, чтобы уравнять науку с религией, мифом, магией и т. п.

Конечно, подлинная наука, как и все рациональное знание, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно воздействуют на сознание современного человека. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за со­бой опасные индивидуальные и социальные последствия. Эта опасность увеличивается во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фа­шизм, гонения на кибернетику, генетику и т. д. Поэтому ней­тральное отношение сторонников науки и научного мировоз­зрения к псевдонауке — позиция, безусловно, ущербная, при которой мы можем оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

Курс "Концепции современного естествознания" как раз и должен способствовать формированию у студентов подлинно научного мировоззрения и осознанию ими имманентных прин­ципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной и Человека. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других есте­ственных наук, получении представлений о важнейших школах и направлениях в развитии современного естествознания.

В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать свою мировоззренческую позицию в области ес­тествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

Такому пониманию целей и задач нового курса авторы стремились подчинить методологию, методику изложения ма­териала и содержание работы.

Методологическим стержнем курса является эволюционно-синергстическая парадигма, выдвигающаяся на передний план науки. Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и самоорганизации при рассмотрении тех или иных явлений и процессов матери­ального мира. Блестящее подтверждение эффективности ис­пользования подобного метода дано в работах В.И. Вернад­ского, П. Тейяра де Шардена, И.Р. Пригожина, Г. Хакена и других выдающихся ученых. Думается, что усвоение этого ме­тода поможет студентам наилучшим образом осмыслить диа­лектику развивающегося мира как единой целостной системы.

Авторы стремились к раскрытию соответствующих проблем на основе синтеза естествознания, философии и общественных наук, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения. При необходимости авторы исполь­зовали научно-исторический и философский подходы к анали­зу рассматриваемых проблем, старались показать не только ре­зультаты их решения, но и те пути в развитии познания, кото­рые к ним привели.

При написании работы авторы стремились показать влия­ние социокультурных условий на развитие естественных наук, что очень важно, в частности, для понимания актуальности многих проблем естествознания, значения их решения для со­вершенствования общества.

Естествознание, как и любая другая наука, носит плюрали­стический характер, поскольку искать окончательные истины и использовать сугубо категорические суждения в науке — дело не только бесполезное, но и вредное. Поэтому авторы учебного пособия, с одной стороны, стремились отразить объективные основания и закономерности развивающегося мира, а с другой — показать незавершенность, открытость в решении проблем современного естествознания.

В соответствии с отмеченными методологическими и мето­дическими принципами раскрывается и содержание курса. Его изложение начинается с объяснения специфики и единства ес­тественно-научной и гуманитарной культур как двух взаимо­связанных компонентов единой культуры.

Далее рассматривается научный метод исследования, дается характеристика современного естествознания, закономерностей его развития. Большое внимание уделяется рассмотрению на­учного метода познания, причем акцент сделан на объяснение принципиальных особенностей современной естественно­научной картины мира. Особое внимание уделено структурным уровням организации материи, микромира. При этом изложе­ние строится таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть единство микро-, макро- и мегамиров и тем самым подчерк­нуть принцип универсального эволюционизма, действующий во Вселенной.

Естественно-научную картину мира нельзя представить без объяснения таких его атрибутов, как пространство и время. Этому посвящен специальный раздел, из которого студенты узнают со­держание научных понятий пространства и времени, универсаль­ные свойства и специфические качества физического пространст­ва и времени на различных структурных уровнях организации материи. Здесь же говорится о специфике биологического, психо­логического и социального пространства — времени.

В работе рассматриваются также биологическая и химиче­ская формы организации материи. Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет студентам понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные, как в конечном счете из неживого возникает сама жизнь. С этим непосредственно связана и общая теория хими­ческой эволюции и биогенеза, которая помогает решать в ком­плексе вопросы движущих сил и механизмов эволюционного процесса.

Глава "Биосфера. Ноосфера. Человек" в значительной сте­пени носит обобщающий характер и призвана раскрыть место и роль человека в общем процессе универсального эволюцио­низма, показать "феномен человека" как результат этого процесса. При рассмотрении современных экологических проблем раскры­вается идея единства человека и космоса, а естественно-научный и философский анализы осуществляются во взаимосвязи.

Логическим завершением изложения курса служит тема, по­священная рассмотрению человека с точки зрения естественно­научного знания. Это одна из тех тем, в которой многие вопро­сы и сегодня остаются спорными. Но авторы не обходят их стороной и в каждом конкретном случае выражают свое отно­шение к рассматриваемой проблеме, стремясь дать необходи­мую аргументацию pro et contra той или иной точки зрения.

К сказанному следует добавить, что авторы стремились к достаточной простоте изложения материала, хотя во многих случаях сделать это было совсем не просто, что обусловливает­ся сложностью рассматриваемых проблем.

В заключение хотелось бы отметить, что создание учебного пособия по новой дисциплине — всегда дело достаточно труд­ное, ибо еще нет необходимого опыта не только его написания, но и преподавания самой дисциплины, не устоялась программа курса, ведутся дискуссии по его проблематике.

Однако работа написана. И авторы будут благодарны чита­телям, и прежде всего представителям научно-педагогической общественности, которые выскажут свои замечания и пожела­ния по ее улучшению.

Учебник подготовлен авторским коллективом в составе: д-ра философ, наук, проф. В.Н. Лавриненко (гл.8), д-ра философ, наук, проф. В.П. Ратникова (введение, гл.8), канд. философ, наук, доц. В.Ф. Голубя (гл. 5, заключение), канд. философ, наук, доц. Ю.И. Зельникова (гл. 7), д-ра философ, наук, проф. В.И. Коладко (гл. 4), канд. философ, наук, доц. Н.П. Менькина (гл. 1), канд. ист. наук, проф. Э.В. Островского (гл. 6), канд. философ, наук, доц. Л.М. Путиловой (гл. 1), канд. философ, наук, доц. Л.Г. Титовой (гл.4), канд. философ, наук, доц. Л.И. Чернышовой (гл. 3), канд. философ, наук, доц. В.В. Юдина (гл. 2).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации