Мосунов А.А. Стандартизация, сертификация, метрология. В 4-х частях - файл n1.doc

приобрести
Мосунов А.А. Стандартизация, сертификация, метрология. В 4-х частях
скачать (204.3 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc154kb.21.05.2005 01:14скачать
n2.doc270kb.21.05.2005 01:10скачать
n3.doc268kb.21.05.2005 01:09скачать
n4.doc360kb.21.05.2005 01:08скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный педагогический университет

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ »

(конспект лекций)
ЧАСТЬ 1
«ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»


Екатеринбург, 2005

УДК 006

Составитель А.А.Мосунов

Научный редактор

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ: конспект лекций по курсу «Стандартизация, сертификация, метрология». Ч.1. «Техническое регулирование»/А.А.Мосунов. Екатеринбург: УрГПУ, 2005, 15 с.


В конспекте лекций приведены основные понятия, принципы, правовые основы технического регулирования, цели, содержание, виды, порядок разработки и принятия технических регламентов.

Библиогр.: 6 назв.

Подготовлено кафедрой технологии и предпринимательства.
Уральский государственный

педагогический университет, 2005

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. Сфера применения закона «О техническом регулировании»………….........5

2. Основные понятия………….…………………………………………………..6

3. Принципы технического регулирования…………….………………………..7

4. Правовые основы технического регулирования……………….…………….8

5. Цели, содержание, виды технических регламентов………………………….9

6. Порядок разработки и принятия технических регламентов……………..…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………….…………………………………………………….14

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ…………………………………………………...15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…...……………………………………...15


ВВЕДЕНИЕ
Деятельность по установлению требований к качеству продукции, услуг, процессам их производства и реализации основана на системах стандартизации, оценки соответствия, осуществления измерений и контроля.

В условиях государственного управления экономикой в процессе управления качеством участвовали с одной стороны - государство в лице предприятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, совместно с контролирующими и регулирующими органами, а с другой – потребители.

В составе органов, контролирующих деятельность предприятий по качеству продукции, входили отделы технического контроля предприятий, ведомственные комиссии, органы вневедомственного контроля. Главная задача контролирующих органов – предотвращение выпуска предприятиями продукции или услуг, не соответствующих требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образцам, положениям проектно - конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров.

В девяностых годах прошлого века в ходе становления в России экономики рыночного типа получили развитие существенные процессы:

- появление производителей продукции и услуг негосударственных форм собственности;

- увеличение номенклатуры и объёма товаров и услуг;

- расширение внутреннего и международного товарообмена;

- усиление внутренней и международной конкуренции производителей товаров и услуг;

- возникновение реальных перспектив вступления России в международные экономические и торговые организации – Европейский Союз, ВТО.

Названные процессы в сочетании с мировым техническим прогрессом привели к необходимости изменения системы оценки и управления качеством продукции и услуг. В этих условиях эффективным способом гарантии качества, широко применяемым в мировой практике, явилось подтверждение соответствия требованиям стандартов третьей стороной, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя), - сертификация.

Становление рыночной экономики было поддержано законодательно основополагающими Федеральными законами Российской Федерации:

- «О защите прав потребителей» от 07.02.92;

- «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93;

- «О стандартизации» от 10.06.93;

- «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93.

Дальнейшее развитие экономики России, расширение международной торговли и экономического сотрудничества, выражающиеся в увеличении количества и технического совершенства товаров, расширении спектра и повышении качества услуг, потребовали приведения в соответствие систем стандартизации и сертификации с уровнем развития экономики страны.

С этой целью Государственная Дума Российской Федерации приняла федеральный закон «О техническом регулировании».
Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый Государственной Думой и подписанный 27.12.02 Президентом Российской Федерации, вступивший в силу 01.07.03, признал утратившим силу законы Российской Федерации «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг».
1. Сфера применения закона «О техническом регулировании»
Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценке соответствия.

Закон «О техническом регулировании» определяет права и обязанности участников отношений, регулируемых законом.

В сферу применения закона «О техническом регулировании» также входят требования к функционированию единой сети связи РФ и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования сети связи и её безопасности.

Отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи РФ и использованием радиочастотного спектра, устанавливаются и регулируются законодательством РФ в области связи.

Действие закона «О техническом регулировании» не распространяется на:

- государственные образовательные стандарты;

- положения (стандарты) о бухгалтерском учёте;

- правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- стандарты эмиссии ценных бумаг.

Федеральный закон подразделяет требования, предъявляемые к продукции, на обязательные и выполняемые на добровольной основе, исполнение которых должно быть подвергнуто контролю – оценке соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения трёх сторон:

- первая сторона - изготовитель продукции, исполнитель работ или услуг, продавец - заинтересована в реализации результата деятельности и заявляющая о необходимости проведения оценки соответствия (заявитель);

- вторая сторона - юридическое или физическое лицо, приобретающее продукцию, получающее результаты работ или услуг - заинтересована в приобретении товара надлежащего качества (приобретатель);

- третья сторона - юридическое лицо, независимое от заявителя и приобретателя, дающее объективную оценку соответствия продукции, работы, услуги требованиям стандартов (орган по сертификации).

Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения заявителя, приобретателя и органа по сертификации при исполнении обязательных и добровольных требований к продукции, работам и услугам, а также при оценке соответствия.
2. Основные понятия
Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия.

Безопасность продукции – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Изготовитель – организация независимо от её организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель – организация независимо от её организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом, условиями договора, целями использования.

Объекты технического регулирования – продукция, здания, строения, сооружения или процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, в отношении которых осуществляется техническое регулирование.

Приобретатель – юридическое или физическое лицо, приобретающее товар (работу, услугу) для целей производства, индивидуальной предпринимательской деятельности.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товар (работу, услугу) для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Продавец – организация независимо от её организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учётом тяжести этого вреда.

Технический регламент (ТР) - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленным законодательством РФ, федеральным законом РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам обращения продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
3. Принципы технического регулирования
Техническое регулирование осуществляют в соответствии с

принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований, испытаний, измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований ТР независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР.
4. Правовые основы технического регулирования
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из следующих документов:

- федерального закона «О техническом регулировании»;

- иных федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, принимаемых в соответствии с законом «О техническом регулировании»;

- положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся технического регулирования, применяющихся в части, не противоречащей закону «О техническом регулировании»;

- правил международных договоров РФ, принятых внутригосударственными актами на основе законодательства РФ.

Если международным договором РФ в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, применяются правила международного договора.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера за исключением случаев, относящихся к оборонной продукции (работам, услугам) и к продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну.

В случае отсутствия требований ТР обязательными являются требования к продукции, её характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Обязательные требования устанавливаются в отношении:

- оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу;

- продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой информации ограниченного доступа;

- продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну

Порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг) оборонного характера, сведения о которой составляют государственную тайну, устанавливается Правительством РФ. Обязательные требования к оборонной продукции не должны противоречить требованиям ТР.

Оценка соответствия, в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам) оборонного характера, сведения о которой составляют государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Со дня вступления федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующего ТР требования к продукции, процессам, установленные правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Соответствующие ТР должны быть приняты Правительством РФ в течение семи лет со дня вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании».
5. Цели, содержание, виды технических регламентов
В общем случае к ТР в РФ относят:

- законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие требования, нормы и правила технического характера;

- государственные стандарты РФ в части обязательных требований;

- нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит установление обязательных требований.

Цели принятия ТР:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие ТР в иных целях не допускается.

С учётом степени риска причинения вреда ТР устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений, биологическую безопасность;

- взрывобезопасность, пожарную безопасность;

- механическую безопасность, промышленную безопасность;

- термическую безопасность, химическую безопасность;

- электрическую, ядерную и радиационную безопасность;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.

Требования ТР не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей их принятия.

Содержание ТР:

- исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования;

- правила идентификации объекта технического регулирования;

- правила и формы оценки соответствия, определяемые с учётом риска причинения вреда;

- схемы подтверждения соответствия;

- предельные сроки подтверждения соответствия;

- требования к терминологии;

- требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

- международный или национальный стандарт, положенный в основу разработки ТР.

Содержащиеся в ТР обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путём внесения изменений и дополнений в установленном законом порядке.

ТР применяют одинаковым образом и в равной мере, независимо от:

- страны или места происхождения продукции;

- страны или места осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции;

- видов или особенностей сделок;

- видов физических или юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями продукции.

ТР, принимаемый Федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Правительство РФ:

- утверждает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, разработанные органами исполнительной власти в пределах их компетенции;

- разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, международным нормам и правилам;

- утверждает программу разработки ТР, которая ежегодно уточняется и публикуется;

- осуществляет постоянный учёт и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований ТР с учётом тяжести вреда;

- организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований ТР.

В РФ действуют ТР следующих видов:

- общие;

- специальные.

Требования общего ТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие ТР принимают по вопросам:

- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- электромагнитной совместимости;

- экологической безопасности;

- ядерной и радиационной безопасности.

Требования специального ТР учитывают технологические или иные особенности отдельных видов продукции, процессов, услуг. Специальные ТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим ТР.
6. Порядок разработки и принятия технических регламентов
ТР может быть принят:

- федеральным законом;

- указом Президента РФ;

- международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством;

- постановлением Правительства РФ.

Основной способ принятия ТР – принятие его федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов.

Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо. О разработке проекта должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о проекте ТР содержать:

- сведения об объекте (продукция, процесс);

- краткое изложение целей этого ТР;

- обоснование необходимости разработки;

- перечень от положений, отличающихся от ТР действующих на территории РФ в момент разработки проекта;

- информацию о способе ознакомления с проектом;

- сведения о разработчике – наименование организации, ФИО разработчика, почтовый и электронный адреса для приёма замечаний от заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления начинается обсуждение проекта ТР. Разработчик предоставляет копию проекта любым заинтересованным лицам, которые отправляют разработчику свои замечания и предложения в письменной форме. Разработчик рассматривает их и сообщает о своём решении - принятии, частичном принятии или отклонении замечаний и предложений, дорабатывает проект. Этот этап разработки проекта длительностью не менее двух месяцев завершается публичным обсуждением отредактированного проекта, сообщением о принятых замечаниях и предложениях, уведомлением о завершении обсуждения.

Со времени передачи субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу РФ начинается этап принятия.

Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

- обоснования необходимости принятия федерального закона о ТР с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта ТР;

- финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о ТР;

- подтверждения опубликования уведомления о разработке ТР;

- подтверждения опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР;

- перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждений.

Внесённый в Государственную Думу проект федерального закона о ТР направляется в Правительство РФ, которое в течение месяца представляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссией по техническому регулированию. В персональный состав экспертной комиссии на паритетных основах входят авторитетные высококвалифицированные специалисты - представители:

- федеральных органов исполнительной власти;

- научных организаций;

- саморегулируемых организаций;

- различных отраслей промышленности;

- общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждает Правительство РФ. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию утверждает персональный состав экспертных комиссий и обеспечивает их деятельность.

Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми. Заключения экспертных комиссий подлежат обязательному опубликованию в печати и электронной информационной системе общего пользования. Порядок опубликования и размер платы за их опубликование устанавливает Правительство РФ.

Проект федерального закона о ТР, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печати и электронной информационной системе. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона, публикуются не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной Думой во втором чтении.

Второе чтение в Государственной Думе проект федерального закона проходит в порядке, предусмотренном для первого чтения.

Экспертная комиссия дважды непосредственно участвует в процессе подготовки закона о ТР – в первом и во втором чтениях.

Федеральный закон о ТР принимает Государственная Дума, подписывает Президент РФ. Федеральный закон публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Принятый федеральным законом ТР, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

В случае несоответствия ТР интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в ТР или его отмены. Внесение изменений и дополнений, а также отмена осуществляют в порядке, установленном для принятия нового ТР.

Законодательством РФ предусмотрен особый порядок разработки и принятия ТР. В исключительных случаях Президент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения. К таким случаям относится возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также, когда для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта.

В особом порядке ТР может быть принят:

- указом Президента РФ;

- международным договором, в том числе со странами участниками СНГ, ратифицированным в установленном порядке;

- постановлением Правительства РФ.

В этих случаях одновременно разрабатывается проект ТР в порядке, установленном законом «О техническом регулировании». Со дня вступления в силу федерального закона о ТР соответствующий ТР, изданный указом Президента РФ, международным договором или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Промышленность РФ конца восьмидесятых годов прошлого столетия обслуживали 80…100 тыс. стандартов, в то время как необходимое и достаточное количество стандартов составляло 1…2 тыс.

Процесс восстановления в начале двадцать первого века национального промышленного потенциала РФ, рост поставок по импорту привели к увеличению объёма, расширению номенклатуры товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. По данным Федеральной агентства РФ по техническому регулированию и метрологии объём потенциально опасной продукции достигает 80…90% от общего объёма и имеет тенденцию роста.

Практика сертификации в РФ выявила ряд существенных недостатков:

- неэффективность организационных принципов сертификации;

- завышенную номенклатуру товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации;

- необоснованный выбор сложных схем сертификации;

- неравномерное территориальное размещение органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Перечисленные факторы привели к неоправданным материальным, временным, финансовым и людским затратам на организацию и осуществление процедур обязательной сертификации.

В начале двадцать первого века в РФ назрела необходимость совершенствования основ государственной стандартизации, оптимизации процедур подтверждения соответствия, увеличения доли товаров и услуг, для которых обязательная сертификация может быть заменена декларированием соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулировании» предоставил новые возможности по дальнейшему совершенствованию стандартизации и оценки соответствия товаров и услуг обязательным требованиям стандартов.

Дальнейшее развитие стандартизации, процедур оценки соответствия, методов измерений и контроля в промышленности является необходимым и определяющим условием роста национального валового продукта, успешной интеграции экономики России в мировую экономическую систему, расширения международного экономического и научно-технического сотрудничества, роста объёма и совершенствования структуры международного товарообмена в интересах нашего государства.

Необходимые технические регламенты должны быть приняты Правительством РФ в течение семи лет со дня вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании». До вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, услугам, установленные нормативными правовыми актами РФ, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей безопасности. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его окончании.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Особенности становления рыночных отношений в России.

2. Сфера применения закона «О техническом регулировании».

3. Принципы технического регулирования.

4. Правовые основы технического регулирования.

5. Цели принятия технических регламентов.

6. Содержание технических регламентов.

7. Виды технических регламентов.

8. Порядок разработки и принятия технических регламентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Федеральный закон «О техническом регулировании». – М.: Ось-89, 2003. – 48 с. (Актуальный закон).

2. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2004. – 560 с.: ил.

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

4. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. - 432 с.: ил.

5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 48 с.

6. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – Ростов на/Д: Феникс, 2004. – 448 с.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации