Тютюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия - файл n1.doc

приобрести
Тютюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия
скачать (1057.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1058kb.13.09.2012 19:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Г. С. Тютюшкина

Организация коммерческой деятельности предприятия

Учебное пособие

Ульяновск 2006

УДК 658.5 (075.8) ББК 65.290 я7 Т37

Рецензенты: д.э.н., профессор кафедры социально-экономического анализа и статистики Ульяновского государственного университета Лапин А. Е.

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления Ульяновской сельскохозяйственной академии Долгова И. М.

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.

Тютюшкина, Г. С.

Т37 Организация коммерческой деятельности предприятия : учебное пособие / Г. С. Тютюшкина-Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 132 с.

ISBN 5-89146-974-Х ISBN 978-5-89146-974-7

Учебное пособие «Организация коммерческой деятельности предприятия» представляет собой продолжение курса «Основы коммерческой деятельности» для специальности 08030165 «Коммерция» (Торговое дело).

В условиях рынка деятельность торговых предприятий и всеми участниками экономического процесса требует высокой компетенции в области организации коммерческой деятельности предприятия, маркетинговых исследований, разработки и принятия управленческих решений в соответствии с требованиями времени в плане оказания качественных услуг платежеспособному покупателю с целью удовлетворения его потребностей на высоком культурном уровне.

Изучение курса позволит овладеть знаниями в области управления торговыми предприятиями в условиях рынка, а также сотрудничества с зарубежными компаниями с использованием современных форм и методов продажи товаров, регулируемых нормативно- правовыми документами государства.

Большое внимание уделяется технологии закупки, принципам, документальному оформлению, учету и поставки товаров в торговые предприятия, с учетом особенностей организации и управления процессами товародвижения от производителя к потребителю.


© Г. С.Тютюшкина, 2006 © Оформление. УлГТУ, 2006
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей высших учебных заведений по специальностям «Коммерция», «Управление качеством», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Менеджмент».

УДК 658.5 (075.8) ББК 65.290 я7

ISBN 5-89146-974-Х ISBN 978-5-89146-974-7
ОГЛАВЛЕНИЕ

Организация коммерческой деятельности предприятия 1

1. ПРОВЕДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕДОГОВОРОВ КУПЛИ - ПРОДАЖИ 5

1.1 Переговоры как компонент коммерческой деятельности 5

1.2 Методы ведения переговоров 11

1.3 Заключения договоров купли-продажи 14

1.4 Структура, исполнение и условия действия договора купли-продажи 16

2. КОММЕРЧЕСКИЕ ВЗАИМОРАСЧЕТЫ 19

2.1. Государственное регулирование 19

2.2 Способы и формы расчетов 21

Расчеты платежными поручениями 21

Расчеты чеками 24

Расчеты аккредитивами 25

Расчеты платежными требованиями-поручениями 28

Расчеты платежными требованиями 30

Вексельная форма расчетов 33

3. ЗАКУПКА И ПОСТАВКА ТОВАРА 36

3.1 Технология закупки и поставки товаров в коммерческое предприятие 36

3.2 Принципы закупки и поставки товаров, их организация 38

3.3 Документальное оформление и учет 41

4. ФОРМИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 44

4.1 Понятие товарных запасов и их классификация 44

4.2 Управление товарными запасами 46

Запас страховой > Запас текущий - Неудовлетворенные заявки + Поставки ожидаемые - Спрос прогнозируемый, 50

Запас текущий = Спрос прогнозируемый* Период временной 50

4.3 Оптимальный объем запасов 51

Требуемый запас = Количество, расходуемое за период контроля + Количество, расходуемое за период поставки + Страховой запас. 52

Размер заказа = Требуемый запас - (наличный запас + ожидаемый приход). 52

4.4 Управление скоростью товарооборота 54

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ 57

5.1 Процесс товародвижения 57

5.2 Каналы распределения, их выбор 59

5.3 Методы и формы продажи товаров 66

Формы продажи товаров 68

6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 69

ПРЕДПРИЯТИЙ 69

6.1 Государственное регулирование коммерческой деятельности хозяйственных предприятий: цель, формы, их содержание и нормативная 69

база 69

Правовое регулирование предпринимательства 71

Неналоговые меры государственной поддержки малого предпринимательства: 90

6.2 Концепция развития оптовой торговли в Российской Федерации в 93

современных условиях 93

Запас на начало месяца = средний запас х 0,5 [ 1 + реализация за месяц / среднемес. объем реализ.] 97

Запас на начало месяца = объему реализации, намечаемому на этот месяц + (средняя величина товарных запасов — среднемесячный объем реализации). 97

7. РЕЗУЛЬТАТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 108

7.1 Прибыль: понятие, принципы формирования, факторы, на нее 108

влияющие 108

Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы: 113

7.2 Анализ прибыли производственного предприятия 115

7.3 Распределение прибыли в торговле 118

8. ТЕОРИЯ ЛИЗИНГА 121

8.1 Основные положения теории лизинга 121

Виды лизинга 122

Основные элементы лизинговой операции 124

Формы лизинговых операций 125

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 132


1. ПРОВЕДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕДОГОВОРОВ КУПЛИ - ПРОДАЖИ

1.1 Переговоры как компонент коммерческой деятельности


Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людам нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.

Переговоры существенно различаются по своим целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т. д.

В процессе переговоров люди хотят добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы; достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом отношения.

Чтобы достичь этого надо уметь: решить проблему, наладить межличностное взаимодействие, управлять эмоциями.

За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

Большая часть рабочего времени коммерсанта приходится на проведение деловых переговоров и деловую переписку в отношении различных коммерческих сделок. Мировой и отечественный опыт накопили большое количество различных рекомендаций в этой области. Наиболее распространенными среди них являются следующие.

Схему переговоров можно принять такую: приветствие, представление и введение в характер коммерческой сделки (покупка определенного товара или продажа, заключение разовой сделки или долгосрочного контракта и т. п.), предложение о ходе переговоров (час-два, день и т. п.), подробное изложение своих предложений и обязательств, диалог (договор о путях решения разногласий, если они возникли), завершение беседы. Прежде всего установите, есть ли у вашего партнера потребность в ваших товарах, а также право на их покупку (лицензия и т. п.) и возможность заплатить за нее. Исходите из того, что ваш партнер по переговорам, так же как и вы, хорошо подготовился к переговорам, знает положение партнера, его цели и может логично аргументировать свои высказывания, не поддаваясь на ваши уловки.

Он, как и вы, представляет интересы своей фирмы, тщательно обдумывает положительные и отрицательные стороны ваших деловых предложений. Такая позиция в переговорах убережет вас от использования негативных приемов в общении с собеседником, например, от попыток намеренно вывести его из равновесия путем затягивания переговоров и т. п. Чтобы переговоры развивались успешно, необходимо сразу же после их начала найти общую с партнером позицию. Начать лучше с самых важных аспектов предмета обсуждения (необходимость покупки конкретного товара), а потом приходить к согласию по принципиальным вопросам (количество, сроки поставки и т. п.) и только после этого к деталям (вид транспорта). Но не останавливайтесь только на собственных интересах, ведь представители другой стороны тогда не увидят для себя никаких преимуществ. Обращайтесь к партнеру как к специалисту в своей области особо, но неназойливо подчеркивая это.

Предположим: вы решили продемонстрировать изделие (товар) или показать метод его использования. Дайте клиенту возможность осознать его собственные действия как потенциального потребителя. Независимо от того, насколько прост или сложен данный продукт, цель демонстрации в том, чтобы показать, что с помощью его можно сделать, а не как он это делает. Едва только потенциальный потребитель увидит, что данный продукт (товар) может сделать для него (его фирмы), он уже будет заинтересован независимо от сложности процесса.

Когда же завершить сделку? Когда партнер готов к этому? В некоторых случаях партнеру можно предложить небольшую уступку, например, если он немедленно купит то, что вы предлагаете. Нередко завершение сделки зависит от доказательства того, что продукция (товар) полезна партнеру. Используйте письменные свидетельства удовлетворенных клиентов. Это важное обстоятельство при завершении сделки, особенно, когда партнер колеблется в окончательном решении купить ваш товар. Лучшим приемом с вашей стороны будет посещение вместе с партнером одного из клиентов, который купил у вас продукцию и доволен ею. Довольный потребитель, свидетельствующий в вашу пользу, является идеальным защитником.

Если вы выступаете в роли покупателя умейте держать паузу Предлагая сделку, продавец всегда настаивает, чтобы покупка была произведена как можно быстрее, а когда вы не соглашаетесь, ему приходится предлагать лучшие условия (например, снизить цену). Будьте готовы уйти из-за стола переговоров в любой момент, даже когда ваши обязанности и долг сказать «да», скажите «нет». Ведь у вас еще есть возможность вернуться, но условия сделки при этом будут благоприятнее для вас. После переговоров целесообразно письменно подтвердить их содержание, например, оформить протокол или заключить договор.

Подготовка переговоров:

-анализ проблемы (определение предмета переговоров, информация о партнере, наличие альтернатив, ваши интересы и интересы партнера);

-планирование переговоров (выработка переговорной концепции, определение целей, задач, стратегии переговоров, экономические расчеты, основные позиции, возможные варианты, подготовка необходимой технической и справочной документации);

-планирование организационных моментов; -первые контакты с партнером. Ведение переговоров:

Нельзя предложить точную модель проведения любых конкретных переговоров, если не считать, конечно, крайне обобщенные схемы: -приветствие и введение в проблематику; -характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров; -изложение позиции (подробно); -ведение диалога; -решение проблемы; -завершение.

Переговоры предназначены, в основном, для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) «выторговывать» отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров. Переговоры проводатся:

-по определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей);

-по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).

Зачастую удается достичь договоренности лишь после всестороннего обсуждения проблемы; в ходе всяких переговоров обнаруживаются различные интересы, и партнеры пропускают их через призму собственных потребностей. Немало важную роль играет и то, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано для партнеров заключение того или иного соглашения, особенно при оценке новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров вариантов решения.

Всякие переговоры требуют тщательной подготовки: чем интенсивней они ведутся (с использование анализов, расчетов экономического эффекта, заключений и т. д.), тем больше шансы на успех. Обратная же картина наблюдается в том случае, когда при ведении переговоров в должной мере не учитываются различные объективные и психологические аспекты. В чем же состоят эти недостатки? а) Недостатки при ведении переговоров

«Холодный запуск». Партнер вступает в переговоры, не обдумав предварительно в достаточной степени:

В этом случае за ним лишь «ответный ход», т. е. он будет реагировать, а не действовать (не от него будет исходить инициатива).

«Отсутствие программ». У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Легче вести переговоры, имея в голове (или на бумаге) различные варианты действий. Обычно (вне переговоров) для осуществления необходимых решений достаточно распоряжения.

«Главное, чтобы меня это устраивало». Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобное несовпадение интересов, зачастую вызываемое узко эгоистичными ведомственными соображениями, блокирует собеседника, отбивая у него охоту вести переговоры вообще.

«Пускать все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров позиции и ожидаемой реакции противоположной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки.

«Коммуникативные заморыши». Неправильное поведение одного из партнеров отрицательно сказывается на атмосфере переговоров мешает достижению их цели. Партнер разучился слушать (или никогда не владел этим искусством). А это является условием эффективности всяких переговоров. Монолог является типичным занятием дня пустомели! Участник переговоров в ответ на высказывание партнера:

С помощью анализа реального положения дел выявляется несовпадение интересов участвующих в переговорах сторон, что ведет к возражениям, встречным требованиям, отказам и т. д. Недооценивается значение психологических моментов (например, готовности участников переговоров пойти на встречу партнеру). У многих руководителей эти способности развиты недостаточно.

Успех переговоров не в последнюю очередь зависит от принципиального отношения собеседников к переговорам вообще и от их поведения в конкретной ситуации.

б) Поведение при ведении переговоров

Надо исходить из того, что переговоры необходимы и полезны для решения кооперационных задач отдела предприятия комбината. Если мы хотим чтобы переговоры прошли конструктивно и с пользой для обеих сторон, надо учитывать приведенные ниже рекомендации.

Надо настойчиво добиваться намеченной цели, убедительно аргументировать свои предложения, но не быть слишком упрямы и глухи к мнению партнера: на переговорах, как известно, приказов не отдают.

Достойно представлять свои интересы, вносить предложения по решению обсуждаемой на переговорах проблемы.

Стремиться достичь таких соглашений, которые бы отвечали интересам не только вашей службы, но и общества в целом.

Надо помнить, что субъективными важнейшими условиями успешного ведения переговоров являются:

Было бы иллюзией полагать, что собеседника можно перехитрить с помощью разных условий и трюков или с «ломом в руках» заставить его пойти на чрезмерные уступки.

На любых переговорах не обойтись без терпеливой целенаправленной аргументации. Вот что следует делать на переговорах:

одурачивания, лести и т. д.

Чтобы переговоры развивались успешно, необходимо сразу же после их начала постараться найти общую с партнером позицию. В начале переговоров затроньте бесспорные, не вызывающие разногласий аспекты обсуждаемого предмета. После этой фразы переходите к обсуждению таких пунктов, договориться по которым можно относительно легко. И только после этого остановитесь на важнейших вопросах повестки переговоров, требующих подробного обсуждения. С самого начала серьезно воспринимайте высказываемые партнером по переговорам мнения, обоснования проблемы требования оговорки, пожелания и т. д.

Чтобы не мешать развитию переговоров, не акцентируйте внимание на расхождение во взглядах, если они непринципиальны. Надо говорить спокойно и контролировать свою речь; когда вы знакомите партнера с соответствующей проблемой, характеризовать причины ее возникновения и возможные последствия, а также невыясненные пункты переговоров. Обобщая сказанное, следует выделить, что поведение должно соответствовать возникающим на переговорах ситуациям. Они оцениваются через визуальный контакт с собеседником: участники переговоров должны говорить убедительно, но не навязчиво.

в) Психологически целесообразное и целенаправленное ведение переговоров

Прежде всего, надо обращать внимание на относящиеся к комплексу проблемы аргументы, выдвинутые вашим партнером при изложении своей точки зрения. Не пытайтесь парировать утверждения партнера с помощью встречных утверждений. Попросите его уточнить, почему он придерживается изложенной точки зрения. Руководители, обладающие опытом ведения переговоров, придерживаются следующего принципа: они концентрируют внимание на предмете и одновременно учитывают личностные качества партнера. Надо позаботиться о том, чтобы партнер мог спокойно изложить свои аргументы, возражения, предложения. Для всех участников переговоров, прежде всего, важно «уловить» конкретную ситуацию, т. е. выяснить позицию собеседника по отношению к предмету переговоров и сопоставить эту оценку с собственными целевыми ориентациями. Поэтому всегда будьте настроены на «прием». Если внимательно выслушать партнера, это создаст основу для прогресса на переговорах, поможет понять, проанализировать и оценить позицию собеседника. Это позволит избежать ненужных встречных вопросов, недоразумений и обеспечит плавный ход обсуждений, затронутых на переговорах вопросов. Если же переговоры зашли в тупик, положение можно поправить.

Рассмотрите проблему с другой стороны. С помощью встречных вопросов уточните, правильно ли вы поняли партнера: «Если я вас правильно понял, у вас есть некоторые сомнения относительно сроков поставки...». Проявите решительность в деле и сдержанность в тоне. Может случиться, что переговоры увязнут в обсуждении второстепенных вопросов, хотя стороны не пришли еще к согласию по основным пунктам. А ведь именно такое согласие является предпосылкой для успешного хода переговоров. В этом случае необходимо «отсортировать» уже достигнутые (главные) результаты переговоров и на основании этого определить следующие подлежащие обсуждению пункты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Г. С. Тютюшкина
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации