Реферат - Развитие культуры Казахстана во 2 половине 19века - файл n1.doc

Реферат - Развитие культуры Казахстана во 2 половине 19века
скачать (11.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc48kb.14.05.2000 20:59скачать

n1.doc



Содержание:

Введение.

  1. Развитие культуры Казахстана во 2 половине 19века.

  1. Литература.

  1. Искусство и музыкальная культура.

Заключение.

Список литературы.
Введение.

В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.

История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.

В реферате будет освящены основные направления культуры Казахстана в конце 19 века. Вторая половина 19 века - период подъема русской демократической культуры, он совпал и с периодом подъема казахской культура, что обусловило их взаимодействие. В середине и конце 19 века жили и творили такие выдающиеся казахские ученые как Шокан Уалиханов, Абай.

Поэтому я начну свой реферат с описания их деятельности.
Развитие культуры Казахстана во 2 половине 19века.

По своим общественно-политическим воззрениям Ш. Уалиханов был просветителем-демократом. Характерными чертами просветительства, по определению В. И. Ленина, были: вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом Крестьян.

Все эти черты просветительства мы находим и в Деятельности первого казахского ученого-демократа Ч. Ч. Валнханова. Хотя Валиханова нельзя назвать революционером-демократом типа Герцена и Чернышевского, но как просветитель он принадлежал к революционной части русского просветительства, к которой примыкали и такие писатели-демократы, как Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин.

Осуществляя свою просветительскую деятельность, Ш. Уалиханов также боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа. Он, как и другие просветители-демократы, защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния.

Отстаивая интересы своего народа, он требовал от колониальных властей при составлении экономические и социальных реформ для кочевников обращать внимание на нужды и запросы казахскою народа. 'Судьба миллиона людей, - писал он, - подающих несомненные надежды на гражданственное развитие людей, которые считают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно (курсив мой. -М. И. кажется заслуживает большого внимания и большей попечительности в таких решительных вопросах, которые формулируются в шекспировское быть или не, быть" . Когда Шокан увидел, что царские чиновники не только не удовлетворяют запросы казахского народа, а наоборот, все более усиливают колониальный гнет, он стал на защиту своего угнетенного народа.

Ш. Уалиханов с болью в сердце отмечал, как народы Средней Азии, в том числе и Казахстана, переживают глубокий духовный кризис, и искал пути для выхода из этого состояния. Кризис выражался прежде всего в упадке многовековой культуры народов Средней Азии. В результате междоусобных феодальных войн среднеазиатских ханств были уничтожены богатейшие библиотеки Ташкента, Ферганы, обсерватории в Самарканде и другие культурные ценности. Характеризуя общественное и экономическое состояние народов Средней Азии во второй половине XIX в., казахский просветитель писал: "Средняя Азия в настоящем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический .кризис развития. Вся страна, нисколько не преувеличивая, есть не более не менее как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, (шлаками и колодцами, усеянная развалинами, пустыня, занесенная песком, заросшая карликовыми кустами колючего саксаула и обитаемая только стадами :их ослов и пугливых сайгаков». Важными условиями для выхода из состояния социально-экономического и духовного кризиса Ч. Валиханов считал распространение передовой русской науки и просвещения и всяческую борьбу с отсталостью и невежеством. Науку и просвещение казахский народ мог приобрести путем сближения с Россией. Приобщение своего народа к русской науке и культуре было целью, "кораном" его жизни. Это подтверждает в своих воспоминаниях один из его близких друзей, Н. Ядринцев: "Он понимал окружающую русскую среду и готов был сродниться с ней на почве европейской цивилизации. Это был новый коран его жизни".

Эту идею Ш. Уалиханова о широком распространении русской науки и просвещения среди казахского населения полностью разделяли впоследствии и другие просветители казахского народа: выдающийся казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин и основоположник казахской письменной литературы великий поэт-просветитель Абай Кунанбаев. "Возможное счастье для киргизского народа, - писал Алтынсарин, -я вижу в дальнейшем времени только в нравственном слиянии его с господствующим русских народом и в духовном, экономическом развитии его под посредством русско-киргизского образования".

Литература.

Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель, основоположник письменной критической литературы. Абай стал выразителем прогрессивных идей своего времени. Он немало способствовал приобщению казахского народа к передовой русской революционно-демократической культуре. В творчестве Абая, рождённом народной поэзией, с большой силой отразились думы и устремления людей, их протест против угнетателей, косных и жестоких обычаев старины.

Велик вклад Абая в казахскую поэзию. Глубоко впитав в себя древние традиции народного, акынского и эпического творчества, русской классической поэзии, Абай развивает, обогащает и обновляет казахский поэтический язык.

Абай не только великий поэт. Он вошёл в историю казахской культуры крупным народным композитором, автором многих любимых народом песен. И здесь Абай выступает как новатор. Песни Абая - новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи выразили новый строй мыслей и чувств. Песни Абая испытали на себе влияние русской народной песни и городского бытового романса. В то же время они тонко выразили поэтические завоевания Абая. Для песен великого поэта характерно неразрывное единство слова и напева, музыка в них чутко следует за текстом.

Музыкальное творчество Абая оказало мощное воздействие не советскую казахскую музыку (профессиональных композиторов, народное творчество). Песни Абая легли в основу многих произведений для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, инструментальных ансамблей и др. Величественный облик Абая - в центре казахской оперы А.Жубанова, Л.Хамиди “Абай”.

Искусство и музыкальная культура.

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа . Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б.Смирнов, О.Федченко, П.Кошаров и другие известные представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительна в творчестве известного русского художника В.Верещагина . Картина В.Верещагина"Окружающии Лепсинский край горы" с великолепным мастерством передает красоту казахского края.

Видный художник Н.Хлудов все свои значительные произведения создал на казахскую тематику. В произведениях художника " Прогон скота " , " За дровами " казахская степь отображена с большой любовью.

Заслужили признание специалистов зарисовки и акварель Шокана Уалиханова.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау {1876} , Нижнем Новгороде {1896} и других городах . Приемы и технологии изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы - постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент которые богато использовался во всех его основных видах - зооморфном, растительном, геометрическом. Были распространены и такие виды прикладного искусства, как изготовление седел и конного снаряжения с серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других.

Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание художественному внутреннему оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.

В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почетом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий, изготовляемых по заказу , были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предиеты казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России, а также за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставленны казахские ювелирные изделия, национальные костюмы.С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомится на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшиинемеркнувшие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитие казахского музыкального искусства выдающийся след оставилиКурмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Ыкылас Дукен-улы, Казангап Тлепберген-улы, Биржан-сал Кожагулулы, Акан-серы Корамса-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

Курмангазы Сагырбай-улы{1818-1889} - гениальный кюйши (Кюй- древний по происхождению музыкальный жанр, построеный на основе легенд , сказок и конкретных исторических событий)1-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юнных лет проявил музыкальное дарование. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость иверность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих.

Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 183601838г. в Букеевской орде. Он установил связи с казахской молодежью, получившей образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета Букеевской ордой Ващенко был избран султаном - правителем рода. Даулеткерей с юных лет отличался необычайным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Его музыка впечатляет мастерством композиций ,отточенностью формы, глубоки эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкие психологические женские портреты в кюях "Кос-Алка", "Кыз-Акжелен", "Кудаша", "Женгем-Суйер", "Акбала-кыз", "Жумабике". Как новатор, Даулеткерей, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторых кюях использовал музыкальные темпы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известны около сорока кюев композитора.

Другими крупными казахскими композиторами 19 века были Таттимбет Казангап Улы, Ыкылас Дукен-Улы, сыбызгист Ермолай, кюйши-домбрист Абыл, Жаяу Муса.


Список литературы.



1 Казахская советская энциклопедия Алматы 1975г. т.6 с.1954



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации