Шпоры по истории Казахстана - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по истории Казахстана
скачать (453 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc453kb.10.06.2012 07:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
АААААААААААААААААААААААААААААААААААААА

45). Аграрная политика самодержавия 60-90 годах 19 века.После отмены крепостного права, с 60-х гг. XIX в., в казахскую степи и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний страны. Крестьянство искало выход из критического положения, в котором оно оказалось, в бегстве на национальные окраины и в Сибирь в поисках свободных земель. Каждую весну через Уральские хребет тянулась нескончаемая вереница повозок, запряженных вперемежку лошадей и быков. Крестьянская колонизация началась в Акмолинской, затем в Семиреченской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской областях. Переселенческое движение в казахскую степь с 70-х гг. нарастало из года в год. После учреждения «Особого комитета Сибирской железной дороги» (1892 г.) начался новый этап переселенческого движения. Самовольное переселение крестьян не приостановилось и после временного запрещения. Русские и украинские переселенцы принесли с собой вековой опыт обработки земли, сенокошения, строительства домов, скотных дворов и т.п., что, несомненно, оказало влияние на казахское население. В свою очередь, русские переселенцы перенимали навыки ведения орошаемого земледелия и скотоводческого хозяйства у казахского народа. Крестьяне переселялись из центральных губерний России в казахский край в своем подавляющем большинстве разоренными и обнищавшими. На месте водворения они попадали в кабалу к кулачеству и казачьей верхушке, многие были вынуждены наниматься к ним на самую тяжелую низко оплачиваемую работу. Так стихийное переселенческое движение крестьян-самовольцев в Ср. Азию царская администрация стремилась подчинить интересам военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политики самодержавия. В начале XX в. на первый план выдвинулась новая задача – выселения из России возможного большего количества бедного и среднего крестьянства, чтобы ослабить борьбу крестьянства за землю. В 1906 г. были образованы переселенческие партии в Семиречье – Семиреченская и в Туркестане – Сырдарьинская. С образованием партий, ставивших своей целью широкую экспробацию казахских земель в пользу переселенцев, между туркестанской администрацией и переселенческими чиновниками возник конфликт. С 1971 г. приток переселенцев в край начал ослабевать. Появились некоторые возможности «отбора» из числа переселяющихся крестьян, как более «благонадежного» элемента для колонизации. Правительство в связи с этим прокламирует поворот от политики «выселения» к политике «заселения».

56Алихан Букейханов Особое место в истории Казахстана того периода занимает дея­тельность видного политика, ученого, публициста А. Н. Букеиханова (1866-1937). Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, будучи потомком султанов Среднего жуза. Образование по­лучил сначала в Каркаралинской русско-казахской школе, затем в Омской гимназии и, наконец, в Петербургском лесотехническом ин­ституте. Учась на 3-м курсе института, в 1896 году он принял участие в экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным ис­следователем Ф. А. Щербиной. В ходе экспедиции А. Букейханов за­ложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, куль­туры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакционно-автор-ского коллектива издания "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества", особенно значимой оказалась его роль в состав­лении XVIII тома, посвященного Казахстану.

В декабре 1905 года по инициативе А. Букеиханова в Уральске прошел съезд представите­лей пяти областей Казахстана, который решил создать казахский на­циональный филиал партии кадетов

ББББББББББББББББББББББББББББББББББББББББ

29Борьба каз. народа с джунгарскими завоевателями.88 тяжелым было внешнеполитическое положение Казах­ского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские кал­мыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - баш­киры, с юга - бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно. Оставшиеся в Южной и За­падной Сибири ойраты объединились под эгидой чороссов и на бере­гах Иртыша создали Джунгарское ханство.

Вторжения джунгар в Казахское ханство произошли в 1698, 1699 годах в районах Ишима, Эмбы, Чу, Таласа. А в 1702, 1703 годах казахи провели успешные во­енные действия против джунгар в верховьях Иртыша. В 1708 году последовало очередное вторжение джунгар, но наиболее крупное их нашествие на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов было созвано собрание-курултай. Ос­н. вопросом на курултае был вопрос о создании единого опол­чения против джунгар.Тауке-хан стремился укрепить централиза­цию власти путем ограничения полномочий султанов и управления жузами через биев. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов в единый антиджунгарский фронт были батыры Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жаныбек, Тама Есет. Но раздробленность жузов все же брала верх, это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз со­стоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Се­миречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян, их цель была захватить ставку казахских ханов - Туркестан.

К 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. После смерти китайского императора Канси был заключен джунгарско-китайский договор, джунгары обезопаси­ли себя с востока и, воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Начались "годы великого бед­ствия" - "Актабан шубырынды. Казахи вынуждены были откочевать к Ходженту, Самарканду, в пределы Хивы и Бухары. Они отступали, бросая скот, имущество, кибитки. Джунгары захватили и разграбили Ташкент, Туркестан, погибло две трети всего народа.

среди полководцев выделялся хан Абулхаир (1693-1748). И уже в 1724 году под его руко­водством казахи одержали первые победы, также успешными его действия были и в 1725 году, когда джунгары были изгнаны из Отрара, Чимкента, Туркестана, Сайрама.

В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. Осенью этого года в местности Ордабасы состоялся Всеказахский курултай, на котором предводителем всеказах-ского ополчения был избран хан Абулхаир.

Крупной победой казахов завершилась битва с джунгарами вес­ной 1728 года "битва при Буланты", "калмак, кырылган" - место гибели калмыков (джунгар). Выдающимся событием в освободительной войне казахского на­рода против джунгарских агрессоров стала Аныракайская битва. Она произошла весной 1730 года в местности Аныракай, казахи одержали победу, но ее успех закре­пить помешали разногласия среди правящей верхушки.

ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ

49Великий каз. поэт и демократ Абай К.59 Годы жизни поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письмен­ной казахской литературы. Замечательным памятником художе­ственно-философской прозы Абая является «Гаклие». По пред­ложению политических ссыльных в 1884 г. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. На становление композиторского таланта выдающего­ся композитора и поэта Биржан-сала Кожагулулы оказала встре­ча с Абаем. Среди наиболее талантливых учеников Абая был Ш.Кудайбердыев.

12Великий Шелковый путь.37 В древнетюркских каганатах в решении многих хозяйственных проблем зависело от торговли. постоянная меновая торговля служила источником благосостояния кочевников. В период империи тюрки стали хозяевами большей части Великого шелкового пути. Через степи Казахстана проходили второстепенные пути, связывавшие Сибирь и Поволжье со Средней Азией.

В эпоху средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способ­ствовал Великий Шелковой путь. По китайским источникам ис­пользование Великого Шелкового пути на международном уров­не началось во II в. до н. э. Расширению торговли через Шелко­вый путь в VI в. способствовало установление торгово-диплома-тических отношений Тюркского каганата с Византийской импе­рией.

Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Все средневековые города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы. Осн. торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.

Торгово-экономические отношения и кулиурныо связи горо­дов и государств по Великому Шелковому Пути были прерваны в ХШ-XIVbb. нашествием монгол.

78Возникновение на Рубеже 80-90-х гг.20в.57 Знач. достижением в деле установления демократиче­ских принципов в рес-ке стала возм-сть создания добро­вольных общественно-политических объединений. Стали появляться неформальные движения и политические течения. Одним из самых крупных было антиядерное экологическое движение «Невада - Семи­палатинск» под руководством известного поэта, общественного дея­теля Олжаса Сулейменова. Целью движения стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Летом 1990 года было создано гражданское движение «Азат» - движение за обретение государствен­ной независимости Казахстана. Общество « Славяне» было создано для защиты интересов представителей славянских народов, живущих в Казахстане. По инициативе Мухтара Шаханова был создан Комитет по проблемам Балхаша и Арала. В 1989 г создано историко-просветительское общество «Адилет». В декабре создано межнацио­нальное движение «Единство».

Экономические реформы 1962-1989 гг. не дали результатов, так как не предусматривали коренных изменений экономических отно­шений.

54Возникновение общественных организаций.77 Фактически после Февральской революции в Казахстане возник­ли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" - партия национальной демократической интел­лигенции, "Уш-Жуз" - партия радикально, проболыневистски на­строенных слоев населения и "Шура-и-Ислами" - организация исла­мизма и тюр0кизма. В ноябре 1917 года

в газете "Сары Арка" сообщалось о создании самостоятельной социа­листической партии "Уш-Жуз". Основателем ее стал Мукан Айтпе-нов.

38Восстание казахов Мл. жуза.26 Агрес колон политика Рос. империи, привела к антиколон. выступлениям каз в Млад на протяжении 18-19 в. Из 1. эпизодов в антиколон. войне казахов явл. освобод. движ. под руков. С Датова в Млад. жузе, восстание протянулось почти на 20 лет (1783-1803 гг.). К нач. 80-х г. XVIII в. в Млад. жузе складывалась непростая ситуация: усилился колон. режим со стороны рос. властей, уральское казачество вело захват внутр. тер Внутри Млад. жуза хан Нуралы не в состоянии были самост контролировать внутриполит. ситуацию. Во главе восстания стоял Датов. Основным причинами восстания явилось обострение земельного вопроса, запрещ. царским правительством перехода скотоводов за Урал, ущемление прав родовых старшин, открытый грабёж и насилие над народом со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администр. К нач. 80-х гг. 18 в. обстановка в степи накалилась. К этому времени участились взаимные набеги отрядов на аулы и каз батыров на крепости. Эти действия приняли более постоянный характер весной и летом 1783г. B это время выступления каз стали носить массовый характер, глав. направл. стала борьба с царизмом на Нижеуральской линии и в районе Орской крепости. Основное ядро повстанцев сосредоточилось у реки Сагыз. Это был основной очаг восстания Датова. Движ. сила вос были шаруа. С весны 1785г. движение расширилось и по сути охватывало весь Млад. жуз. В апреле 1786 г. Хан Нуралы бежал, отсранен ханской власти. В октябре 1897г. Айшуак был избран ханом. Это означало поражение восстания Датова, он преследуемый сторонниками Айшуака, откочевал в пределы хивинского ханства и умер в Хиве 1803г. Результат: решение правит Павла I, 11 марта 1801г. казахам разреш. кочевать на правый берег Урала

Выдающийся каз. педагог и просветитель Ы. Алтынсарин. Ибрай Алтынсарин (1841-1889). А. являлся создателем первых в Казахстане началь­ных и профессиональных учебных заведений.

Ы. А. в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии.

В 1879 году Ы. А. был назначен инспектором школ Тургайской области.

Ы. А. является основоположником женского образования в Казахстане. Одним из его достижений в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе школы-интерната для казахских девочек.

Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направ­лений деятельности Ыбырая Алтынсарина. Ыбырай в своем за­вещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сель­скохозяйственной школы Тургая.

Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрес­томатия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах. «Киргизская хрестоматия» способство­вала вытеснению арабской графики из казахской письменности. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аг­рарную политику царизма.

ГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГ

Города и поселения и их роль. Жилища оседлых поселян Казахстана в VI-XII вв наз-ли кыстак. Наиболее крупным городом по численности населения 9-12 вв. был Испиджаб. в XIII веке Испиджаб стал наз-ся- крупным торговым городом на Шелковом пути Сайрам называли «Городом на Белой реке»Испиджаб

В городе Тараз в 893 году исмаил ибн Ахмад «обратил главную церковь в мечеть». Источники пишут как «о месте торговли мусульман с тюрками» о городе Тараз. Тараз -самый богатый город в эпоху караханидов и карлуков. Тюркский каган Дизабул в 568г. принимал посольство Юстиниана II в городе Тараз. Тараз-город в средневековье называли «городом славных и благословенных тюрков- чаруков. В Таразе был найден бронзовый медальон изображавший манихейского бога в обряде женщины.

Одним из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана в VI-VIII вв...Тараз

Самые древние мусульманские сооружения найдены в городе Буланин

Памятники VI-VII веков, связанные с зороастризмом обнаружены в сырдарьинских городах.
Кулан называли приятным городком на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра» Сыгнак - город на Сырдарье оказал сильное сопротивление монголам.

Памятники архитектуры Х-ХИ веков в Казахстане наз-лись мавзолеями. В низовьях Сырдарьи сохранился мавзолей XII в. Сырлы-там Колония хорезмийских купцов в X веке находилась в городе Янгикент. мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи находится в Туркестане. Абу Насыр аль-Фараби родился в городе Весидж. Крупным городом Казахстана в Х-ХП вв. явл. Отрар.

Суяб- раннесредневековый город Чуйской долины, о к-ром источники сообщают, что « в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину города составляют купцы».

Традиционной планировкой средневековых городов на территории Казахстана была округлая пл-ка. Новые типы жилищ XI века юга Казахстана с помещениями поставленными в ряд наз-ся анфиладными Бухара -город, в котором до середины XV в. чеканились медные монеты. За счет Рабада В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов. В Отраре сохранилась городская баня из 10 помещений конца XIII-XIV вв.

Государственные символы.75 4 июня 92 года были утверждены гос флаг и герб РК Гос символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан. Гос флаг Р К, автор Ниязбеков Ш., согласно указу Президента «О государственных символах Республики Казахстан» представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. Небесно-голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие. Образ солнца – это олицетворение жизни, богатства, изобилия. Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Орнамент на флаге изображен в форме қошқар мүйіз (бараний рог). Гос герб, авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев миф коней. Шанырак – верхняя сводчатая куполооб часть юрты напоминает небесный свод, символ собой отчий дом, мир. Конь – это спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся их хозяйственная и духовная деятельность. А конь с крыльями и рогами означает устремления к сильному, процветающему гос-ву. 5 звезда выражает стремление каз присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Новый Гос гимн был утвержден в 2006 году. Авторы: Н. Назарбаев нажимеденов, муз Ш. Калдаяков. 4 дек на иногур президента

Государство усуней.13 Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Терри­тория их государства была обширной, северные его границы доходи­ли до Балхаша, западные - до Таласа. Центр усуньских владений рас­полагался в Илийской долине в Семиречье, ставка правителей нахо­дилась в Чигучене, "городе Красной долины", на берегу Иссык-Куля.

Первые сведения об усунях появляются в конце II века до нашей эры.

Усуни преимущественно занимались скотоводством, у них была система сезонного использования пастбищ и горных источников. В стаде преобладали овцы и лошади - животные, наиболее приспо­собленные к дальним переходам и тебеневке. Кроме того, усуни зани­мались земледелием, например, в Илийской, Чуйской, Таласской до­линах обнаружены оросительные системы времен усуней, широко представлен и земледельческий инвентарь того времени: мотыги, сер­пы, зернотерки. Выращивались на поливных полях и богаре злаки, огородно-бахчевые культуры. Археологические памятники усуней -это поселение Актас в Семиречье, могильники Актасты в долине ре­ки Кегень, Осек в долине одноименной реки, Бесшатыр и другие. Они распространены в Семиречье, северной части Восточного Туркестана. У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледе­лием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выра­женным, чем у саков. Усуни были больше скотоводами. Уже упоми­навшийся китайский историк Сыма Цянь писал: "В Усунь много ко­ней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тысяч голов лошадей". Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселе­ниях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпи­ча, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.

Государство кангюй.16 Во II веке до нашей эры западнее усуней образовалось государ­ственное объединение Кангюй. Восточная граница его проходила по реке Талас, позже, в III веке нашей эры, она доходила до Юго-Запад­ного Семиречья. Территория государства занимала обширные про­странства Южного Казахстана, включая Ташкентский оазис, также низовья и среднее течение Сырдарьи, русла рек Жанадарьи, Куванда-рьи, бассейн реки Арысь, склоны Каратау. Столица находилась в го­роде Битянь. По данным китайских источников, в том числе "Ши цзи" Сыма Цяня, династийной хроники Хань "Цянь Ханьшоу", кан-гюйский владетель пребывал в городе Битянь. Население состояло из 120 тыс. семей, 600 тыс. душ, строевого войска в 120 тыс. человек. Сведения о политической истории Кангюй также содержатся в сооб­щениях Чжан Цяня.

Памятниками времен Кангюй являются поселения Актобе непо­далеку от Чардары, в Отрарском оазисе на левом берегу Арыси на площади около 100 км2 имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров - тобе. Самый крупный - Кок-Мардан - городской центр.

У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледе­лием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выра­женным, чем у саков. Усуни были больше скотоводами. Уже упоми­навшийся китайский историк Сыма Цянь писал: "В Усунь много ко­ней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тысяч голов лошадей". Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселе­ниях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпи­ча, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.

Государство караханидов.46 В середине X в. в Жетысу и Вост. Туркестане было создано Караханидское государство. Основателем Караханидского государства был Сатук Богра-хан. Столицей государства стано­вится город Баласагун. Верховная власть в Караханидском госу­дарстве находилась в руках кагана, власть которого переходила по наследству.

Земельный надел, который был пожалован каганом, на­зывался икта, владельца икты называли иктадар. Иктадары обязаны были проходить у кагана воинскую службу и собирать налоги с населения. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались вакф. Вакфные земельные наделы налогами не облагались.

В 960 г. Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией ислам. Таким образом, на территории Казахстана ислам впервые объявляется государствен­ной религией в Караханидском государстве.

В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов захватили столицу Саманидов -город Бухару и полностью подчинили себе территорию Маверанахра. Таким образом, в XI-XI1 вв. государство Караханидов включало в себя территорию Маверанахра и Жетысу и состояло из двух владений. В территорию Восточного ханства входили Жетысу и Восточный Туркестан со столицей город Орда, близ Баласагуна. Западное ханство включала в себя территорию Маверанахра.

В 30-х гг. XII века с востока в Ссмиречье(Жетысу) вторглись войска каракитасв. В сражении близ города Самарканда они разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов. Так в первой половине XII в. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям.

В начале XIII в. на западе усиливается государство Хорезм, и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно покоряет

западную часть государства Караханидов. В начале XIII века, бе­жавшие от монголов племена найманов во главе с ханом Кучлуком, покоряют восточную часть тер-рии гос-ва Караханидов.

В период расцвета Караханидского государства за счет оседания обедневших скотоводов увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как госу­дарственной религии у Караханидов, внесли изменения в развитие городской архитектуры. В Караханидском обществе занимались земледелием и скотоводством, но как отмечает Юсуф Баласагуни, ведущее место в хоз-ве занимало коневодство.

Государство кимаков и кыпчаков.34 В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюрк­ские племена кимаков и кыпчаков. В IX веке здесь образовалось го­сударство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась сюда из Центральной Азии. Пра­вил государством джабгу, который с конца IX века принял титул кага­на (хакана). Государство кимаков (IX - начало XI в.) имело ставку в Кимакии (Имакии) на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с госу­дарствами саманидов, огузов, карлуков.

В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кима­ков. Так возникло Кыпчакское ханство (начало XI в. - 1219 г.). В пер­вой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI-XII веках кыпчаки были самыми многочис­ленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Вос­точной Европы. Ставка правителей находилась в городе Сыгнаке. На Руси их называли половцы, в Европе - команы, на Востоке - кыпчаки. Кыпчаки в эпоху средневековья сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм.

Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметным было их влияние в Хорезме. Государство Хорезм-шахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии Хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

Китайские летописи сообщают, что в начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также и персидский историк XI века Гардези. В середине VII в. племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье. Обособление кимаков от других тюрк­ских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-тюркского каганата.

Объединение кимакских племен происходит в 840 году уже после падения Уйгурского каганата. Таким образом, в конце IX в. на территории Северо-восточного и Центрального Казахстана обра­зовывается Кимакский каганат. Столица Кимакского каганата -город Имакия.

Вся полнота власти в Кимакском государстве находилась в руках правителя, который носил титул - каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах государства также переходила по наследству. В Кимакском государстве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.

Государство Могулистана и Ногайской орды. 61 В середине XIV в. на территории Юго-восточного Казахста­на и современной Киргизии, в результате распада улуса Чагатая, создается государство Могулистан. Основателем государства Могулистан является глава феодальной знати племени дулат эмир Пуладчи. Не являясь чингизидом и не имея права на трон, он воз­вел на трон созданного им государства, представителя династии чагатаидов Тоглук-Тимура. Хан Тоглук-Тимур вошел в историю как первый хан и основатель династии правителей Могулистана. Впредь правителями Могулистана являлись только представители династии чагатаидов. В письменных источниках население Мо­гулистана называли могулами.

В период правления Тоглук-Тимура государственной религией Могулистана был объявлен ислам. В своей внешней политике хан Тоглук-Тимур пытался установить

свою власть на всех землях Чагатаидского улуса. Столица государства Могулистан город Алмалык.

В управлении государством хану Могулистана помогал улусбек - этот титул был закреплен за главой господствующей племени дулат. В конце XIV в. частые набеги на Могулистан совершало государство Тимура. После опустошительных набегов в 1380-1390 годах, хан Могулистана Хизр-Ходжа признал свою вассальную зависимость от эмира Тимура. Только в период прав­ления Мухаммад хана Могулистан стал независимым от ти-муридов. Могулистан распался на уделы в результате изнури­тельной борьбы с государством Тимура. В 1433-1460 гг. правителем Могулистана был Есен-Буга.

После распада Золотой Орды и ослабления Белой Орды на северо-западе Казахстана было образовано государство Ногайская Орда.

Ногайская Орда занимала территорию между Волгой и Уралом. Столица Орды - Сарайчик основан в низовье Урала. По названию наиболее многочисленного племени Ногайскую Орду называли Мангытским Юртом.

Обособление Ногайской Орды началось при Едыге. Абсолютно самостоятельным государством Ногайская Орда стала при Hyp ад-дине в середине XV в.

Основатель Ногайской Орды Едыге носил титул «беклар-беги» имел неограниченную власть и в течение многих лет управлял Золотой Ордой. В Ногайской Орде предводителей племен именовали мурзами.

После присоединения к России Казанского и Астраханского ханств в 50-х г. XVI в., Ногайская Орда распалась на несколько владений. Столица Сарайчик была разрушена до основания в 1580 году донскими и волжскими казаками. После распада Ногайской Орды часть ее населения вошла в состав Младшего жуза.

После монгольского завоевания Западная Сибирь вошла в состав улуса Джучи. Объединение тюркоязычных племен, в ко­тором главенствующую роль играли кереи, составляло основное население Сибирского ханства. Столица Сибирского ханства Чимги-Тура была расположена на месте сегодняшнего города Тюмень.

Государство огузов31 Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов. Наиболее компактно они жили в Приара­лье, Северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX - начале X ве­ка в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов -Мафазат аль-гузз (Степь огузов). Столицей огузского государства стал Янгикент, находившийся на важном караванном пути. По этни­ческому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой го­сударства был джабгу. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромили Хазарский кага­нат. В 985 году огузы в союзе с русскими князьями нанесли пораже­ние Волжской Булгарии. В 1041 году во время правления джабгу Шахмалика огузы захватили Хорезм. Однако в XI веке государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы, волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. К середине XI века огуз­ское государство перестало существовать, часть огузов под давлени­ем кыпчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию, часть - к Ка-раханидам Мавераннахра и к сельджукам Хорасана, часть раствори­лась среди племен Дешт-и Кыпчака.

Гражданская война.89 Наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны за власть - это гражданская война. Миграция - явление характерное для гражданской войны.

Поводом для начала Гражданской войны в Казахстане послужил мятеж чехословацкого корпуса. В августе в Иран и Закаспийскую область прибыли английские войска. Для борьбы с белоказаками была создана «Особая армия». В ноябре 1918 года Второй Отдель­ный корпус Сибирской армии начал наступление на Семиречье, кoнечной целью был город Ташкент. Великодержавные шовинисты утверждали, что вооружённый мусульманин - враг России. На Се-миреченский фронт была переброшена дивизия атамана Анненкова. Боевыми операциями против Дутова командовал комиссар Кобозев. Осенью 1918 года был сформирован первый советский образцовый кавалерийский полк. Правительство Алаш-Орды в годы Граждан­ской войны выступило против Советской власти. В годы Граждан­ской войны Советы создавали в Туркестане и Казахстане воинские части, получившие название мусульманские. 2-3 марта 1918 г со­ветская власть была установлена в Верном. Верненский Совет из­брал Т. Бокина заместителем комиссара по урегулированию русско-туземных отношений. Весной 1918 г проведена приватизация круп­ной промышленности.

Осенью 1919т Северный и Восточный Казахстан освобождался от кол­чаковцев Пятой армией Восточного фронта под командованием М.Тухачевского. В июне 1918-окгябре 1920л* в Северном Семиречье в борьбе за Советскую власть развернулась Черкасская партизанская оборона.

Черкасская оборона не дала объединиться сибирской и азиатской контрреволюции, не пропустила Колчака вглубь Семиречья. В январе 1919 года монополия на заготовку и распределение хлеба дополнилась продраз­вёрсткой. В годы Гражданской войны политика военного коммунизма в Казахстане проявилась в слиянии местных бюджетов в государственный.

В Постановлении ВЦИК от 4 апреля 1919года Советская власть по отношению к Алаш-Орде объявила амнистию.

Согласно Декрету от 10 июля 1919 года высшее военно-гражданское управление краем осуществлялось Казахским револю­ционным комитетом (Казревкомом). Во главе Казревкома стоял Пе-стковский. Печатным органом Казревкома, осуществляющего в 20-е годы XX века работу по объединению казахских земель, была га­зета «Ушкын».

В марте 1918 года Советская власть победила во всей Семире-ченской области. Интернациональная экспедиция под руководством Алиби Джангильдина доставила оружие Актюбинскому фронту. Весной 1918 года была реквизирована вся оптово-розничная торгов­ля, её функции переданы продовольственному комитету. Учётно-распределительным органом Наркомата продовольствия станови­лась кооперация.

Расчёт на мировую революцию не оправдался и государство приняло усилия мобилизации всех внутренних ресурсов. Для бы с саботажем и контрреволюцией образованы органы ВЧК. В сентябре 1919 года Оренбург официально был включён в со-Казахстана. Переход алашординцев на сторону Советской власти главил А.Байтурсынов. 9 марта 1920 года Алаш-Орда была ликви-свана Советской властью. Гражданская война унесла 8 миллионов зней. Гражданская война показала большевикам, что по вопросам строительства гос-ва, необходимо считаться с идеей го-ственности народов.

ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД

  1   2   3   4   5


АААААААААААААААААААААААААААААААААААААА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации