Реферат - Необходимость правительственного вмешательства в экономику - файл n1.doc

Реферат - Необходимость правительственного вмешательства в экономику
скачать (110 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc110kb.13.09.2012 16:27скачать

n1.doc



Открытый Университет




Великобритании




Школа




Бизнеса






ТМА05

по курсу BZR300

"Рынок – где можно, правительство – где необходимо"
Всего слов: 2470

Содержание

Введение

3

Глава 1. Рынок, как саморегулирующийся механизм

3

1.1. Моменты, где рынок дает сбои

5

Глава 2. Необходимость правительственного вмешательства в экономику

9

2.1. Важность конкурентной политики национального правительства

14

2.2. Международная конкурентная политика

15

Заключение

11

Список используемой литературы

12


Введение

Полученные знания из Хрестоматии «Вопросы политики в бизнесе», базовые теории из менеджмента и экономической теории, дают возможность описать такие экономические понятия, как рынок, правительство, конкуренция, государственное регулирование, определить их роль в жизни общества, проанализировать их функции и значимость.

Рынок способен в значительной степени саморегулироваться. Но для предотвращения сбоев рыночного механизма, для поддержания общественных благ необходимо вмешательство со стороны правительства. Рассмотрим более подробно положительные и отрицательные моменты рыночного механизма и влияния политики на бизнес.
Глава 1. Рынок, как саморегулирующийся механизм

Рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; базовый элемент хозяйственного механизма; регулятор функционирования рыночной экономики.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:

а) вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;

б) наличие свободных ресурсов и свободное их использование;

в) свободный доступ к рыночной информации;

г) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.

Субъектами рынка выступают юридические лица; физические лица; государства (Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика).

Современный высокоразвитый рынок может регулировать экономику, выполняя шесть основных взаимосвязанных функций:

1. Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления товаров, балансирует спрос и предложения по цене, объему и ассортименту, регулирует пропорциональность в производстве и обмене между регионами, отраслями экономики. В качестве примера регулирующей функции рынка можно рассмотреть перепроизводство автомобильной и электронной продукции в Японии. За год с апреля 2008 года по апрель 2009 года ведущие японские корпорации остановили по всей стране свыше 100 заводов. Учитывая масштабы перепроизводства, они вынуждены менять перечень выпускаемых товаров и искать новые возможности для сбыта продукции, в том числе, осваивая рынки развивающихся стран (ИТАР-ТАСС).

2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением большей. Примером могут служить трендовые салоны одежды «Mango», «Твое», «Glance». Эти салоны уже через несколько месяцев потеряли бы своих покупателей и естественно прибыль, если бы еженедельно не обновляли свой ассортимент.

3. Ценообразующая функция устанавливает ценностные эквиваленты для обменов товаров. Рынок выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. В Поволжье очень развито мебельное производство. В Самаре насчитывается около 20 фирм, производящих мебель. Цены на мебель в Самаре установились. Но 5 лет назад Самарский рынок пополнился мебелью из Ульяновска, более 30 Индивидуальных предпринимателей Ульяновска начали свое дело по производству мебели и заполнили самарский рынок. Продукция ИП намного дешевле, чем на мебельных комбинатах Самары, и не уступает качеством. Естественно, что самарские производители мебели, были вынуждены снизить цену на свою продукцию.

4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5. Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

6. Оздоравливающая функция, как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. (Ефимова Е.Г. «Экономическая теория»).

Все эти функции рынка работают на благо процветания производства. Таким образом, рынок может работать, как регулирующий, стимулирующий, ценообразующий, посреднический, информационный и оздоравливающий экономику механизм.

1.1. Моменты, где рынок дает сбои

Некоторые моменты в экономической жизни не подвластны рыночному механизму. В этих случаях рынок работать не может, необходимо вмешательство правительства. По мнению Хейлбронера и Туроу, существуют некоторые потенциальные источники сбоев рынка. Рассмотрим подробно такие факторы.

Сила неведения. У большинства участников рынка нет достоверной информации. (Robert L. Heilbroner, C. Thurow, 1982). Я полностью согласна с авторами, что недостоверная и недостаточная информация ведет всех участников рынка к принятию неправильных решений. Другая важная причина сбоев в работе рынка кроется в дестабилизирующем действии «перевернутых ожиданий». Во время инфляции повышение цен порождает слухи, что цены вырастут еще больше. В таких случаях потребители ломятся в магазины, продавцы придерживают товар. Как результат – заоблачные цены. В результате - потеря контроля над экономикой, паника. (Robert L. Heilbroner, C. Thurow, 1982). Летом 2007 года по Самаре прошел слух, что закрывается на реконструкцию сольпредприятие в г. Соликамске. В итоге, с полок всех продовольственных магазинов исчезла соль, и приобрести ее можно было только с рук по цене, завышенной в 20 раз. Данную ситуацию можно было бы исправить, осветив в СМИ реальную ситуацию с продуктом, заявлениями авторитетных общественных деятелей и экономистов.

Рынок не может поддерживать и развивать сферы общественных благ, таких как система национальной обороны, метеослужба, работа маяков. Эти услуги не обладают признаками обычных услуг, ими нельзя торговать на рынках. Но все абсолютно убеждены в необходимости таких услуг. Это пример, где рынок быть не может. Например, правоохранительные органы находятся на содержании государства. Рынок очень заинтересован в поддержании законов и порядка, но естественно, ни один крупный предприниматель не возьмет на себя содержание даже районного отделения внутренних дел. Хотя каждый может обратиться за защитой своих прав.

Следующий момент, где рынок не может работать – это внешние факторы производства. Производство некоторых товаров связано с технологическим процессом, загрязняющим окружающую среду. Предприниматель заинтересован только в количестве и качестве производимого товара, выставляемого на рынок. Отходы, сливаемые в реку, принесут расходы тем людям, которые, может быть, и не пользуются данным товаром. В данном случае, государство законодательно возлагает на производителя товаров затраты на очистные сооружения. В Самаре косметическая фирма «Весна», выпускающая парфюмерные и моющие средства для населения, является источником загрязнения окружающей среды. Производимая продукция, ее качество и цена совершенно не зависят от того какие вредные вещества выпускаются в атмосферу. Страдает только живущее по соседству с производством население. Жители несут и материальные и моральные убытки (покупка дорогостоящих лекарств, моральный ущерб - кожные аллергические реакции). Хотя совсем необязательно, что они пользуются товарами данного производства. В данном случае рынок опять дает сбой. И только вмешательство государства, принятие закона об использовании очистных сооружений может заставить руководство комбината задуматься о защите окружающей среды (ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Следующий пример сбоя в работе рынка – это обеспечение условий для длительных, рискованных, но значимых исследований (расширение временных горизонтов). Развитие новых информационно-емких технологий, долгосрочных научных исследований, когда вложенные средства будут иметь отдачу в отдаленной перспективе, показывают несовершенство рыночного механизма. Только государственное финансирование поддерживает такие исследования. Примером может быть создание Российской корпорации нанотехнологий, это государственная корпорация, действующая в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии (ФЗ № 139-ФЗ от 19.07.2007 г.).

Рыночные механизмы дают сбой при столкновении с несовершенной конкуренцией. Конкуренция способствует предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивает ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, борется с монополией.

Выход на рынок монополий и олигополий, недобросовестная реклама ломают рыночные законы. Необходимо вмешательство государства (Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"). В качестве примера, можно рассмотреть ежедневную рекламу I канала телевидения с участием знаменитых актеров о выборе в качестве своего банка – банка «ВТБ 24». На самом деле проценты по вкладам этого банка намного ниже процентов по вкладам у других коммерческих банков нашего города. В нашей стране I канал телевидения – лидер в СМИ, и удачная реклама дает банку возможность привлекать новых вкладчиков по более низким процентам.

Глава 2. Необходимость правительственного вмешательства в экономику

Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства.

Государственная экономическая политика – это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

Составляющими государственной экономической политики являются государственные научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической безопасности.

Главными формами вмешательства правительства в экономику являются административный метод регулирования и экономический метод.

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных благ. Это услуги коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов производства.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют необходимые условия для вмешательства правительства в экономику свободного рынка.

Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок.

Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков - ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Например, в России принят закон о страховании вкладов в банках России, возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей (ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ).

Существуют два основных способа минимизации отрицательных внешних факторов.

Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные внешние эффекты. На государство возлагается осуществление контроля над деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов.

Государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные внешние эффекты. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных эффектов.

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

Правительство может сглаживать асимметричность информации путем контроля над качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей (Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Закон «О защите прав потребителя»).

Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышение цен. С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества (ФЗ «О защите конкуренции»).

Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Неравенство в распределении доходов, ведет к социальной нестабильности. Поэтому правительство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выделяет субсидии на оплату коммунальных платежей, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Еще одна область государственного регулирования – это правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Нужно обеспечить добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).

Таким образом, правительство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.

2.1. Важность конкурентной политики национального правительства

Функциональная экономическая система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. В такой ситуации государству необходимо принимать ограничительные меры, такие как повышение ввозных пошлин, изменение импортных квот, введение различных видов нетарифных барьеров. Это приводит к ограничению импорта определенных товаров и, в конечном итоге восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Модель ромба национального преимущества, предложенная М. Портером, олицетворяет четыре характеристики страны – факторы, определяющие национальное окружение, в котором компании зарождаются и обучаются конкурировать:

- факторные условия,

- связанные и поддерживающие отрасли,

- стратегия фирмы, структура и конкуренция,

- состояние спроса.

Каждая из этих характеристик влияет на существенные составляющие для достижения успеха в конкуренции в международных масштабах:

- доступность ресурсов и навыков, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли;

- информация, отражающая воспринимаемые компанией благоприятные возможности и направления, в которых будут задействованы ресурсы и навыки сотрудников;

- цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании
инвестировать и осуществлять инновации.

В статье Д. Янг и С. Меткаф «Конкурентная политика» уделяется большое внимание двум теориям о природе рыночной конкуренции. В неоклассической теории совершенная конкуренция является идеальной рыночной структурой с большим числом продавцов, торгующих одинаковыми товарами, и с одинаковыми условиями вхождения и ухода с рынка. Любое отклонение от идеала должно компенсироваться политикой конкуренции. Представитель Австрийской школы Шумпетер утверждает, что инновационные изменения требуют большие затраты от фирмы, а чтобы их покрыть нужны «сверхнормативные» прибыли. Возникает потребность во «временной монополии», а совершенная конкуренция несовместима с этим требованием. Я согласна с мнением Янга и Меткалфа, что органы, регулирующие конкуренцию, должны установить какой-то баланс. Правительство должно определить, не направлены ли действия монополии против интересов общества. Поэтому при проведении конкурентной политики правительство решает проблемы конкуренции в индивидуальном порядке, не применяет универсальных норм (D. Young and S. Metcalfe. The Economics of the European Union).

2.2. Международная конкурентная политика

Очень важно рассмотрение конкурентной политики в международном контексте. А. Сайкс в статье «Международная конкурентная политика» говорит об ответственности международной конкурентной политики для стран, ведущих торговлю на международном рынке или имеющих иностранные инвестиции. Выгоды от международного сотрудничества очевидны. По его мнению, любая страна, преследуя национальные интересы, в тоже время заботится о благосостоянии мирового сообщества, а не только своей страны. Необходимо разработать соглашение о политике в области международной конкуренции. Центральным положением соглашения должен быть «принцип национального равноправия», запрещающий дискриминацию. Я не согласна с автором, так как бывают ситуации, когда правительство страны делает некорректные высказывания в адрес руководства другого государства. Например, нелестные высказывания президента Белоруссии по поводу очередного российского кредита в 500 млн. долларов, вынудило правительство России ввести запрет на ввоз более 1000 наименований молочной продукции из Белоруссии. Это вынужденная мера в ответ на политические противоречиями между Москвой и Минском (NEWSru.com). А вот создание системы разрешения споров, позволяющая странам осуществлять свои права по соглашению, крайне необходима. Такая система может быть создана по образу Всемирной торговой организации (ВТО), в которой международные экспертные органы анализируют решения правительств, на предмет соответствия обязательствам по ВТО.

Заключение

Проанализировав все положительные и отрицательные стороны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику, можно сделать вывод, что рынок может работать как регулирующий, стимулирующий, ценообразующий, посреднический, информационный и оздоравливающий экономику механизм. Все эти перечисленные функции успешно реализует рынок. Но крайне необходима деятельность правительства для правового обеспечения рынка, организации денежного обращения, предоставления общественных благ, устранения последствий внешних факторов производства, финансирования научных исследований, защиты конкуренции, осуществления политики социальной стабильности, защиты конкуренции, проведения международной конкурентной политики.
Список используемой литературы

1. Бизнес-поведение в изменяющемся мире: в 3 модулях/: BZR300 «Бизнес-поведение в изменяющемся мире»: Учебное пособие/ Пер. с англ.: под ред. В.Н. Голубкина. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008.

2. Модуль 3: Вопросы политики в бизнесе: Хрестоматия / под ред. Вивека Сунеджи. – 360 с.: рис., табл.

3. «The Insider» by J. Stiglits. The New Republic, 17 April, 2000.

4. Economics Explained by R. L. Heilbroner and L.C. Thurow. Simon&Schuster. 1982.

5. Culture, social Norms and Economics by M. Casson. 1997.

6. The Economics of the European Union, 2nd Edition by M.J. Aetis and Normal Lee. D. Young and S. Metcalfe, 1997.

7. «Externalities in Open Economy Antitrust and their Implications for International Competition Policy» by A. Sykes, Vol. 23. Harvard Journal of Law and Public Policy, 1999.

8. Ефимова Е.Г. «Экономическая теория». Москва, «Флинта», 2004 г.

9. Микроэкономика. Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова, Питер – 2003.

10. Федеральный закон № 139-ФЗ от 19 июля 2007 г. «О Российской корпорации нанотехнологий».

11. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

12. Федеральный закон N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

13. Закон N 2300-1 от 7 февраля 1992 г.(изм. 2008 г.) «О защите прав потребителя».

14. Федеральный закон N 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации